Обломов какую роль играет сон

Комплексный анализ эпизода «Сон Обломова»

«Сон Обломова» — вставная глава в романе, названная Гончаровым «увертюрой» и представляющая собой воспоминания о родном доме, состоящие из ряда светлых эпизодов его раннего детства и отрочества в родной деревне Обломовке, а также о годах учёбы в Верхлёво и зарождении дружбы со Штольцем. Анализ эпизода сна является ключом к пониманию характера главного героя.

Идеальный мир детства

Согласно плану Гончарова, композиция романа состоит из четырёх частей, первая из которых является прологом, вторая и третья — «поэмой любви», а четвертая подводит итог жизни героя. Необычность структуры заключается в том, что уже в первой части читателям преподносят «Сон Обломова», художественно-смысловой и философский центр произведения.

Анализ сна Обломова следует начинать с определения хронотопа. Место действия — родная деревня героя, а воспоминания соответствуют действительности, однако само пространство Обломовки носит не реальный, а идиллический характер. Сон лишён сюрреалистических моментов и мистического подтекста. Перед читателем идеальный мир счастливого детства, но мир не придуманный, а действительно существовавший в прошлом, поэтому перед читателем не утопия, а идиллия. Черты её проступают в описании картин природы, образе жизни поселян и их традициях:

Повзрослевший Обломов — человек, который вырос в рамках идиллии и теперь мучительно пытается освоить реальный мир, полный забот. Настоящая Обломовка за эти годы потеряла свой процветающий облик: дома там наполовину разрушены, деревня разорена управляющим.

Однако Илья Ильич не замечает текущего состояния дел, он повсюду ищет возможности устроить свою жизнь, как в детстве.

Повторением Обломовки для героя становится Выборгская сторона, в доме Агафьи Матвеевны он может снова окунуться в идиллический мир, где всегда пахнет вкусной едой и ничего не требуется решать.

Что такое обломовщина

Рассказывая о детстве героя с помощью его сна, Гончаров помогает читателям проанализировать истоки текущего образа жизни Обломова и прямо отвечает, что погубило героя: виной всему «обломовщина».

Если критик Н. А. Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» сосредоточил своё внимание на социальном явлении, свойственном крепостнической России 19 века («Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить»), то Гончарова «обломовщина» волнует на более широком уровне — это явление, свойственное каждому русскому, а отчасти — любому человеку без привязки ко времени и пространству.

Чтобы понять, что именно вкладывает автор в слово «обломовщина», важно посмотреть, каким эпизодом завершается «Сон Обломова». Маленького Илью, убежавшего из дома поиграть в снежки, ловят, закутывают в одеяло, поят чаем с малиной и 3 дня держат дома, когда ему полезно только одно: «опять играть в снежки». Но потребностям Ильи никто не придаёт значения.

Обломова с детства берегли от трудностей жизни, пугали его «страшным оврагом», запрещали бегать и исследовать мир, взамен рассказывая причудливые сказки на ночь. В результате Илья вырос инфантильным мечтателем, который боится жизни.

Обломов подобен всем другим жителям Обломовки, причём не только дворянам, привыкшим, что к их услугам всегда «триста Захаров». Сам Захар недалеко ушёл от своего хозяина по укладу жизни и привычкам. Общий жизненный застой, тяготение к традиционному укладу сделали Обломова пассивным и бездеятельным.

Равно как в детстве Обломова, полученное письмо не могли прочитать 4 дня, а затем отложили в сторону, чтобы никогда на него не ответить, так повзрослевший Илья Ильич не может заставить себя написать письмо управляющему, чтобы решить проблемы в деревне, до последнего предпочитает затягивать с переездом.

Неотъемлемая часть Ильи Ильича — восточный халат, символ обломовской лени, которая поглощает героя целиком. Он кутается в одежду, как в детстве кутался в одеяло, создающее иллюзию защиты от ужасного «внешнего мира».

Однако халат символизирует и положительные черты Обломова: широту его натуры, душевную мягкость, восточное созерцательное мышление.

Внутренний конфликт героя

У Ильи Ильича мысли с обломовцами сходятся: он тоже мечтает о спокойной жизни в большом доме, любит поесть и отдохнуть после обеда. Однако рассуждения героя возвышеннее, чем у его родителей. Обломов интересуется миром искусства, с удовольствием слушает музыку. В роли своей жены он видит красивую и интеллигентную женщину, к которой в гости будут приходить за нотами, а не чтобы попросить рецепт пирога.

Пик любви между Обломовым и Ольгой стал золотой порой в жизни героя, пробуждением его от долгого сна, однако женщина не любила героя таким, каков он на самом деле. Она любила будущего Илью, воссоздать которого ей не удалось. Ольга ценила «нежную, голубиную душу» Обломова, но не смогла до конца понять его натуру.

Другой опорой и шансом порвать с миром обломовщины был Штольц, приятель детства, с которым Илья Ильич вместе учился в Верхлёво. Герои продолжают литературную традицию дружбы между двумя непохожими людьми.

Взаимоотношения персонажей являются темой отдельного урока, на котором проводится сопоставительный анализ, составляется таблица с характеристикой героев, выявляется система их жизненных ценностей. Кратко сформулировать их можно так: несмотря на кардинальные различия в характерах, герои любят и уважают друг друга. Обломов восхищается деловой хваткой и энергичностью Штольца, а тот ценит нравственность и порядочность Обломова.

В своём сне Обломов видит картины своих школьных лет: он то и дело пропускает занятия, иногда неделями подряд, потому что в доме всегда найдётся повод не пускать ребёнка на учёбу: то на дорогах грязно, то Илюша простыл, то праздники впереди. На занятиях он тоже ленится, плохо ведёт конспекты уроков, витает в облаках.

Повзрослевший Обломов равнодушен к труду, беспомощен в делах и привык откладывать всё на потом.

При этом учёба в пансионе наложила свой отпечаток на восприятие героя: Обломов имеет представление, как можно жить иначе и видит перед глазами пример делового человека Штольца, однако последовать таким путём не может.

Черты лишнего человека

Обломова часто относят к типу «лишнего человека» в русской литературе (с ним школьники знакомятся в 9 классе при изучении «Горе от ума», по этой теме пишут экзаменационные сочинения), но это верно лишь отчасти:

Обломов много рассуждает, но ничего не делает, однако «лишний человек» бездеятелен поневоле: он лишен возможности действовать, поскольку в сложившейся обстановке не может направить силы в необходимое русло, реализовать потенциал.

Обломов ничего не делает, потому что привык так жить, его безынициативность и бездеятельность — отчасти выбор, отчасти отрицательный результат воспитания в Обломовке.

Обломов рассеян, нерешителен и несамостоятелен. В отличие от «лишних людей» он не пытается найти внутренним силам реализацию: не ввязывается в авантюры, не видит смысла в кутеже, не ищет признания на каком-то поприще.

» Я сам копаю себе могилу и оплакиваю себя… Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…», — цитата показывает, что герою свойственно разочарование в себе. Неспособный изменить жизнь, он предпочёл рефлексировать.

Обломов оторван от света, не желает иметь с ним каких-либо контактов. Илья Ильич скучает, принимая посетителей, он ощущает превосходство над ними: «Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня».

Но обособленность героя связана с тем, что реальный мир не похож на пространство, где томится его душа. Идеал Ильи — мир, где все живут в любви и довольстве, идиллическая Обломовка, охватившая весь мир.

Гончаров описывает 3 трагедии:

Таким образом, анализ главы «Сон Обломова» помогает понять, почему главный герой не смог реализоваться.

Это идейно-художественный центр романа, который позволил автору исследовать душу своего персонажа, раскрыть «мир обломовщины», наложившей трагический отпечаток на судьбу героя.

Источник

Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Описание сна героя (героини) имеет в русской литературе давнюю традицию; к теме сна обращались в своем творчестве Жуковский (“Светлана”) и Пушкин (“Капитанская дочка”, “Евгений Онегин”), Лермонтов (“Мцыри”) и Достоевский (“Преступление и наказание”). Сои раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, позволяет выразить “невыразимое”, ускользающее от рационального анализа.
Таков и “Сон Обломова” – один из ключевых эпизодов знаменитого романа Гончарова. В Обломовке, которую герой видит во сне,

Природа в этом краю всегда приветлива и тиха. Времена года сменяют друг друга в положенный срок, радуя все теми же повторяющимися и узнаваемыми картинами.
Нарисованный Гончаровым образ воплощенной гармонии вызывает ассоциации с образами новозаветного “Откровения”, только обломовский “рай” больше напоминает не пророческое видение, а сказку – древнейший из жанров. Вместо ярких и утомительных красот в духе романтизма – тихая радость патриархального бытия, с его естественностью и цельностью: по-домашнему приветливое небо, добродушная луна, похожая на “медный вычищенный таз”, мирное жужжание мух, пение перепелов. В Обломовке живут не торопясь, не ведая страстей и волнений.

Крестьяне жнут, пашут и сеют, довольные своей судьбой и убежденные, что “жить иначе – грех”.
Автор повествует о воспитании героя, о его родителях – этому посвящена вторая часть “Сна Обломова”. В господском доме живут размеренно и не спеша. Главную заботу здесь составляют “кухня и обед” – об обеде совещаются “целым домом”, долго и основательно. После обеда весь дом погружается во “всепоглощающий” сон, после которого пьют “чашек но двенадцати” чаю.

Илюша растет здесь в атмосфере любви и обожания. Его страстно, самозабвенно любит мать, им живет заботливая няня, которая рассказывает Илюше сказки о Емеле, о неведомых краях, где текут реки меда и молока и “никто ничего круглый год не делает” (о фольклорной поэтизации лени автор говорит с горькой иронией). Не только нянины сказки, но и весь быт обломовцев обнаруживает связь с давними, праисторическими временами, с языческой древностью.

Здесь верят в приметы, соблюдают обряды и традиции, чтут старину и больше всего на свете боятся перемен.
Лень и нелюбовь ко всякому активному действию были присущи всем обломовцам – от крестьян до господ. Отец героя, Илья Иванович, был занят тем, что ходил из угла в угол, нюхал табак или наблюдал за происходящим на дворе. Мать также была “сильно занята” – обсуждала часа по три, как перешить из старой фуфайки детскую курточку; следила, чтобы портной не украл остатки сукна; ходила поглядеть, “хороню ли наливается яблоко”.
Обломов жил в отчем доме, “как экзотический цветок в теплице”. Всякое его желание предупреждалось, всегда к его услугам были “трое-четверо слуг” и верный Захар. Иногда Илюша чувствовал в себе стремление вырваться на простор жизни, ускакать на савраске в ноля или поиграть в снежки с крестьянскими мальчишками.

Но такие порывы воспринимались и Обломовке с ужасом и со временем угасли. “Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая”, – с горечью творит Гончаров, подводя итог повествованию о детстве героя.
В романе Обломов изображается как национальный характер, органически вырастающий па русской почве, пронизанный противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, впитавший в себя и светлые, и темные стороны народной жизни. Сон героя позволяет объяснить генезис этого характера, даст ключ к пониманию романа в целом.

Related posts:

Источник

Сон Обломова краткое содержание

Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сон Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.

Другие персонажи

Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни.
Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам.
Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.

Краткое содержание

Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».

Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.

Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.
Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.
Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.

После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.

Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».

Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.

Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».
Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.

Заключение
Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.
После ознакомления с кратким пересказом «Сон Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *