Образ обломова в его сне

Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова (Глава 9)

Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью. Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.

Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство. Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.

Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.

Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество. Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения. Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.

Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ фрагмента «Сон Обломова»

Популярные сегодня темы

Прочитав повесть Николая Васильевича Гоголя Тарас Бульба можно окунуться в каждодневный быт казаков, их традиции, ценности, и всё об их жизни во время войн и походов.

Перемены… Такое простое слово и такой непростой смысл. Перемены в нашей жизни происходят едва ли не каждый день. Некоторые оставляют в ней положительный отпечаток

Гимн вызывает чувство гордости за Родину. Когда разносятся эти слова, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым, и разлетается во все стороны прекрасная музыка, созданная Александром Васильевичем Александровым

Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» не теряет своей актуальности и остроты и в наши дни. Столь долгую жизнь ей обеспечили острая проблематика и живой язык, что в немалой степени достигается за счет

Источник

Иван Гончаров: «Сон Обломова» как образ пассивности и обреченности

Меню статьи:

У каждого человека есть собственное представление о райской жизни. Это представление складывается еще с детских впечатлений от сказок и формируется глубоко в душе, в наших мечтах на протяжении всей жизни. Об этом пишет Иван Гончаров, «Сон Обломова» которого – органичная и центральная часть произведения «Обломов» – раскрывает не только литературный, но и философский смысл. Многие религиозные направления обещают человеку, при условии праведной жизни, обрести рай после смерти. Это место у каждой личности индивидуально и неповторимо, однако, наверное, большинство людей хочет видеть свой рай уютным, красивым место, где тепло и комфортно, где много вкусной еды и не нужно работать, где всегда рядом родные люди. Именно таким старался изобразить райское место и Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов». Главный герой произведения – Илья Ильич Обломов – человек честный и искренний, но при этом ленивый и праздный. Приученный с детских лет к изнеженной и ленивой жизни, Илья Ильич оказался практически беззащитным перед испытаниями судьбы. Можно обвинить в этом родителей Обломова, которые слишком опекали и заботились о своем отпрыске. Также справедливо нарекать на няню, которая слишком искренне и правдоподобно рассказывала ему в детстве сказки и небылицы, и которые даже у взрослого Ильи Ильича оставили неизгладимый след в душе и голове.

Ремарка о связи биографии и творчества Гончарова

Сам Иван Александрович Гончаров родился и вырос в Симбирске. Родители писателя принадлежали к купеческому сословию, поэтому семья Гончаровых жила в большом каменном доме в центре Симбирска с обширным двором и огромным садом вокруг. Амбары дома Гончаровых были всегда полны запасов всевозможной провизии, потому с раннего детства Иван Александрович жил в достатке. В жизни у Гончарова было много разных событий: учеба в частном пансионе, затем в коммерческом училище, после – в Московском университете, служил переводчиком иностранной переписки в департаменте внешней торговли министерства финансов, совершил кругосветное путешествие… На долю писателя выпало и многое другое. Но самые хорошие воспоминания, самые сокровенные мысли писателя связаны с тем беззаботным периодом детства в Симбирске. Именно там Гончарова искренне любили, именно там были всегда рядом родители, именно этот период жизни больше всего согревал душу писателя в минуты слабости.

Что такое обломовщина? Это явление, которое имеет место в культуре, характеризуется как состояние упадка, инертности, апатии, это застой в личностном развитии, леность, пассивность. Предлагаем ознакомиться с обломовщиной в контексте сюжета романа Ивана Гончарова.

Детские воспоминания писатель использовал для создания особенной атмосферы, которую можно сравнить только с райским местом – именно таким видит себя во сне герой анализируемого нами здесь романа Илья Ильич Обломов. В этом раю, который видится во сне Обломову:

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Море, по мнению автора, шумит и волнуется, постоянный рев морской пучины не дает нужного покоя и умиротворения человеку. Даже спокойное море все равно таит в огромной силе скрытую угрозу. Горы и пропасти тоже представляют большую опасность:

Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя; они слишком живо напоминают нам бренный состав наш и держат в страхе и тоске за жизнь…

Мирный уголок не может быть таким страшным и опасным. Рай для Обломова выглядит иначе:

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод…

Так тепло и уютно, как в объятиях матери, не бывает больше нигде. Поэтому уставший от бездеятельной и праздной жизни Обломов принимает решение исправить ситуацию и кардинально изменить образ жизни. После долгих и мучительных размышлений о своей судьбе, и, наконец, выстраданного решения в пользу необходимости переменить привычную жизнь, Обломов изможденный внутренней борьбой и полностью обессиленный засыпает необычно крепким сном. Во сне герой видит себя в раннем младенчестве. Обломову всего семь лет, еще жива мать героя, а сама мальчик окружен безграничной любовью и заботой. Едва проснувшись, няня с искренней любовью окружает маленького Обломова заботой. Все домочадцы с раннего утра и до поздней ночи стараются уберечь маленького «барчонка» от всевозможных неприятностей и напастей. Кажется, что все вокруг живет с единой целью – сделать жизнь Илюши легкой, приятной и счастливой.

Образ жизни деревни: литературная Обломовка

Они в детстве жили почти рядом – в соседних деревнях, – затем, уже будучи подростками, оба учились в пансионе для дворянских детей. Это Андрей Штольц и Илья Обломов, за дружбой которых мы предлагаем проследить в публикации на нашем сайте.

Самая главная задача, которую принято решать всем семейством, и на которую тратиться практически все время барыни – это что следует приготовить на обед или ужин. С самого утра начинается обсуждение это важнейшего вопроса, никто из членов семьи или гостей не остается безучастным в таком важном деле. И только когда все выскажут свое мнение, барыня самолично, рассмотрев все варианты, принимает окончательное решение…

Отец Илюши, барин Илья Иванович Обломов, занимается управлением имения, сидя у окна дома. Барину совсем не хочется проверить, как обстоят дела на поле, осмотреть качество заготовленных стогов сена или убедиться, что хлеб скошен хорошо. Порывов Обломова-старшего хватает лишь на то, чтобы контролировать кто, куда, что несет и с какой целью. Истлевшую галерею или расшатавшееся крыльцо никто не спешит исправлять. Устоявшийся образ жизни обломовцев течет неспешно и размеренно. Забота о детях сводилась лишь к контролю за полноценным и обильным питание и состоянием здоровья малышей. Ребенок должен быть розовощеким и упитанным, а все остальное совершенно не важно. Дети учатся жизни у старших, поэтому молодой барин тоже считал такой образ жизни единственно возможным.

Трагедия жизни Обломова как непреходящее детское впечатление

Да, в самом деле, прежде не торопились объяснять ребенку значения жизни и готовить к ней, как к чему-то мудреному и нешуточному; не томили детей книгами, которые рождают в голове тьму вопросов, а вопросы гложут ум и сердце и сокращают жизнь. Норма жизни готовилась и преподавалась, прививалась Обломову родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка – от прадедушки, с заветом блюсти целость и неприкосновенность этой нормы, как огонь Весты. Как что-то делалось при дедах и отцах, так делалось и при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается еще и теперь в Обломовке…

Образ обломова в его сне. Ivan Goncharov Oblomov. Образ обломова в его сне фото. Образ обломова в его сне-Ivan Goncharov Oblomov. картинка Образ обломова в его сне. картинка Ivan Goncharov Oblomov. Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

К учебе молодой барин расположен не был. Как известно, учеба – это тоже труд, и труд далеко не самый легкий. А к труду обитатели Обломовки относились как к необходимому злу. Поэтому если выдавалась возможность избежать труда, то воспользоваться этой возможностью было просто необходимо. Да и родители Илюши не считали занятие наукой нужным и полезным делом для отпрыска. Поэтому часто позволяли сыну не ездить на учебу в соседнее имение, используя для этого самый незначительный повод. Родители Обломова привыкли жить без книжек и научных изысканий. Старый барин лишь иногда брал в руки книгу и то, не с целью прочитать текст, а просто – потому что Обломову-старшему хотелось подержать книгу в руках, как изысканную и роскошную вещь. Даже обычное письмо, привезенное из города обломовским мужиком, вызывает в доме настоящий переполох. Просто распечатать и прочитать письмо оказалось сложнейшим испытанием для Обломовых. Это неожиданное письмо нарушило привычный образ жизни, посмело внести перемены и новизну в вековой уклад Обломовки. Понадобилась неделя времени, чтобы, в конце концов, таки прочитать это безобидное послание, а касательно ответа так тут еще думать и думать.

Сон Обломова и последовательность жизненных этапов

Воображение спящего Обломова выделяет три основных этапа в жизни человека – это рождение, свадьба и похороны. Окружающие героя люди не следили за календарем. В понимании окружения Ильи, жизнь измеряется иными критериями. Религиозные праздники да семейные торжества заменяли обломовцам календарь. А жизнь формировалась из обрядов и суеверных традиций:

Они с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, пира, церемонии, а потом, окрестив, женив или похоронив человека, забывали самого человека и его судьбу и погружались в обычную апатию, из которой выводил их новый такой же случай — именины, свадьба и т. п. …

Обломов вспоминает длинные зимние вечера: заботливая мать не выпускает Илюшу на улицу погулять, и няня, чтобы усмирить излишнюю активность ребенка, «нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

Особенно молодого барина занимали рассказы, когда волшебница щедро вознаграждала лентяя едой и шикарной одеждой, а в придачу посылала в жены невероятную красавицу Милитрису Кирбитьевну. Не занятый никакими мыслями детский ум слишком основательно впитывал эти сказки, придавал этим рассказам статус реальных событий.

Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости…

Взрослая жизнь: противопоставление детства, реальности и сна

Повзрослев, Обломов обязательно столкнется с реальной жизнью и поймет, что на самом деле нет ни волшебниц, ни молочных рек. И что просто лежа на печи, ничего нельзя добиться в жизни. Но прочно засевшие в голове сказочные образы будут сопровождать Обломова и в реальной жизни. Сам того не желая, герой Гончарова продолжает мечтать о красавице Милитрисе Кирбитьевне, о возможности незаслуженно получать всевозможные выгоды и материальные ценности. Все эти сказочные образы будут долго жить в голове Обломова еще и потому, что Илье никогда не приходилось делать что-то самому без посторонней помощи. Сначала няня одевала Илюшу и заботилась о комфорте маленького барина. Потом это делал верный слуга Обломова – Захар.

Образ обломова в его сне. I. Goncharov Roman Oblomov. Образ обломова в его сне фото. Образ обломова в его сне-I. Goncharov Roman Oblomov. картинка Образ обломова в его сне. картинка I. Goncharov Roman Oblomov. Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

Будучи с детских лет активным ребенком, Илья Ильич время от времени имел охоту самолично что-либо сделать или предпринять, без помощи Захара или другого слуги. Но постоянная и явно чрезмерная опека семейства тут же выступала с восклицанием:

Так постепенно молодой барин становился все ленивее и безынициативнее. А если вдруг взыграет молодая кровь, и Обломов, не утерпев, вырвется наружу, в мир, где жизнь бьет ключом, где другие дети резвятся на свободе, то

… люди с криками, с воплями, собаки с лаем мчатся по деревне …

Вернув домой возлюбленное чадо, родители снова окутывали Илюшу всевозможной заботой. Но молодому здоровому пареньку нужно совсем иное.

Победа реальности: иллюзорность и деструктивность сна

Однако тепличные условия жизни уже сделали свое дело. Теперь лень победила всякие проявления страсти в душе молодого барина. Как и жители Обломовки, Илья Ильич полностью приспособился вести способ жизни спокойно и без малейшего напряжения.

Образ обломова в его сне. Ilya Oblomov v romane Goncharova Oblomov.. Образ обломова в его сне фото. Образ обломова в его сне-Ilya Oblomov v romane Goncharova Oblomov.. картинка Образ обломова в его сне. картинка Ilya Oblomov v romane Goncharova Oblomov.. Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

Плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от вулканической работы внутреннего, душевного огня, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле…

Сон Обломова представляет типичную картину для большинства людей. Каждый человек часто, как и Обломов, мечтает без труда получить вознаграждение, вещь или славу. Пассивное отношение к жизни, как у обломовцев, весьма распространенное явление и в современном мире. Такое райское место, как Обломовка, – мечта миллионов людей.

Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них …

Но насколько это опасно? Сам Обломов так и не стал счастливым, вопреки мечтам родителей. Потому что нельзя добиться успеха в учебе или на службе без должного труда. Что старался донести читателям писатель в произведении? Достижения или даже неудачи делают из человека настоящего Человека. Лежать на печи всю жизнь бессмысленно и глупо. Райская жизнь Обломова закончилась полным крахом в реальной жизни. Благодаря литературному гению Гончарова, привычные и, на первый взгляд, незначительные лености и излишняя забота, превращаются в важное предостережение для будущих поколений. Жизнь без движения вперед пуста и бессмысленна. Именно об этом следует помнить всегда, именно этому следует научить своих детей.

Источник

«Сон Обломова» — анализ эпизода из романа И.А. Гончарова «Обломов»

Илья Обломов оставляет эту жизнь, так и не сумев перебороть свои привычки и установки и не достигнув в своей жизни никаких высот. Его же фамилия «Обломов» совсем не исправляет ситуацию и никоим образом не оправдывает всю его жизнь. Что же касается его имени, то можно провести параллель с Ильёй-муромцем, который хоть и просидел почти половину своей жизни и толком ничего не делал, однако, в один прекрасный момент он поднялся с печи и сразу же стал героем и его имя тут ни при чем. Герой же данного произведения ничего не меняет в образе жизни и так остаётся сидеть на одном месте до конца своих дней.

И всё же нельзя сказать, что Обломов прожил бесполезную жизнь. Даже после своей смерти, он продолжает следить за остальными героями произведения. Он видит, как Захар без него мечется и не может найти себе места, так как не видит смысла в жизни без своего хозяина. А что же Ольга и Штольц? Они взяли на оказалось воспитание маленького Обломова и постоянно вспоминают покойного добрым словом.

Неудачная попытка расшевелить главного героя и привнести в его жизнь какой-то смысл и краски, оказалась для Штольца и Ольги судьбоносной. Память о ленивом и апатичном но, довольно таки, неплохом человеке, объединяет этих двоих и, вскоре, они становятся мужем и женой.

Так что, можно сказать, что в борьбе двух противоположностей, которыми являются Петербург и Обломовка, невозможно победить вдвоем, победитель будет один, а значит второй должен проиграть. Это борьба двух непохожих друг на друга вещей.

Однако все мысли и все мечтания автора направлены на образ «младшего» Обломова, который впитал в себя весь дух этих противоположностей: от отца он унаследовал мягкость и неудивительно теплоту сердца, которую, надеемся, он пронесет сквозь года, от своих же приемных родителей, Ольги и Штольца, он возьмет те энергию и задор, которые смогут открыть стране дорогу в светлое и новое будущее. Будущее, полное доброты и понимания ко всем людям, независимо от их образа жизни, ценностей и жизненных устоев.

Композиция романа

Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.

Художественное построение произведения — круговое. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого человека.

Образ обломова в его сне. lazy placeholder. Образ обломова в его сне фото. Образ обломова в его сне-lazy placeholder. картинка Образ обломова в его сне. картинка lazy placeholder. Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.

Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.

В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.

Во второй части начинается отсчет деградации Обломова. Даже общение со Штольцем и любовь к Ольге не мотивируют его. Кульминация романа наступает в третьей части. Герой делает предложение Ильинской, но не может выполнить ее просьбу и отправиться в деревню. Он расстается с любимой женщиной, предпочитая сохранить привычный жизненный уклад. Ухудшается его финансовое положение, и он вынужден переехать в бюджетную квартиру.

Образ обломова в его сне. lazy placeholder. Образ обломова в его сне фото. Образ обломова в его сне-lazy placeholder. картинка Образ обломова в его сне. картинка lazy placeholder. Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

В заключительной части наступает развязка романа. Появляется «выборгская обломовщина», Илья женится на Агафье Пшеницыной и вскоре умирает. Он окончательно деградировал как личность. Перед смертью он воскликнет: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Особенность композиции в том, что развиваются несколько параллельных сюжетных линий: взаимоотношения с Ольгой Ильинской и противопоставления судьбы Обломова и Штольца.



Популярные сочинения

Место эпизода

В книге Гончарова есть несколько ключевых эпизодов:

Образ обломова в его сне. lazy placeholder. Образ обломова в его сне фото. Образ обломова в его сне-lazy placeholder. картинка Образ обломова в его сне. картинка lazy placeholder. Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

Роман писателя затрагивал как социальные, так и философские проблемы. Термин «обломовщина» относился к личностной деградации, косности мышления, нежелании отойти от устаревших устоев. Главный герой Илья Обломов не стремится развиваться и трудиться. Гончаров осуждает его за лень, апатию, «растительный» образ жизни — Илья круглыми сутками лежит на диване. В то же время, писатель не разделяет взглядов нового поколения в лице Штольца или Ольги. Первый был лишен душевного спокойствия и внутренней поэтичности, а вторая, будучи замужем, боялась мечтать о будущем и грустила по прошлому.

В романе нет однозначного ответа о том, кто был прав — Обломов или Штольц. Каждый читатель должен сам найти ответ на этот вопрос. Для лучшего понимания произведения его нужно прочитать полностью.

Роль сна Обломова

Ничего не нужно: жизнь, как спокойная река, текла мимо. И. Гончаров Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому не хочет служить Обломов. Временами кажется, что Гончаров не столько осуждает, сколько умиляется своему герою. Но это только внешнее впечатление, путь Обломова гибельный, он скорее похож на тупик. Пассивного протеста окружающему миру автор не одобряет, но не видит и выхода из подобной ситуации. В противовес Обломову дан Андрей Штольц, но Гончаров принижает его достоинства, показывая их меркантильность. Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает в сне героя объяснение его характера. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Но это только красивые слова, повод ничего не делать. Корни же этого лежат гораздо глубже, сон раскроет нам многое. Он не только иллюстрирует, но и поясняет истоки нынешнего лежания героя на диване. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне. Обломовка представляется герою земным раем, где нет никаких проблем, все живут в гармонии с окружающей природой. “Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждым из них”. Тут не только господа, но и рабы их воспринимали труд как “наказание” и всегда от “него избавлялись, находя это возможным и должным”. Обвалившаяся галерея барского дома валяется до зимы; кое-как остатки ее подперли столбами, и все любуются полученным результатом, находя какую-то красоту в этом развале и ветхости. Крестьянская изба нависла половиной над оврагом… Что это, беззаботность варваров или философов? В Обломовке между тем живут строго по календарю, по заведенному еще встарь порядку, боясь и не приемля ничего нового. Воспитываясь и вырастая в такой патриархальности, Илья Ильич со временем перестал верить в леших и ведьм, в то, что мертвые встают из могил, но какой-то “осадок страха и безотчетной тоски” остался в нем, и он перенес их на общественную жизнь. Его диван — это кусок патриархальной жизни, детские идиллические воспоминания и впечатления. Герой не хочет вставать с дивана — решать какие-то вопросы, утруждать себя заботами и переживаниями. Обломов — это продолжение Обломовки, он вышел из этого царства духовного сна, поэтому и не хочет никуда двигаться; уходит в грезы от проблем жизни. Временами мне кажется, что Гончарову нравится все старинное да патриархальное, он их идеализирует, преувеличивая ценность такого образа жизни. Современное ему общество не смогло ничего противопоставить взамен этой идиллии. В городской суете и сутолоке автор не видит духовности, а лишь мелочность страстишек, карьеризм, желание людей обойти друг друга, подставить подножку. Можно, конечно, что-нибудь переделать в этой несправедливой жизни, если активно действовать, вмешиваться в ее течение. Да не привык к этому Обломов. С детства около него десяток слуг, готовых подать, убрать, одеть и обуть, вот и вырос увалень, умный, добрый, но настолько бездеятельный и беспомощный, что остается только пожалеть его. Таким образом, сон Обломова является ключевым в понимании его характера. Гончаров смог изнутри показать обоснованность поступков и поведения героя.

Основные этапы

Образ обломова в его сне. lazy placeholder. Образ обломова в его сне фото. Образ обломова в его сне-lazy placeholder. картинка Образ обломова в его сне. картинка lazy placeholder. Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

Если изучить кратко сон Обломова, то можно увидеть несколько ключевых моментов. Эпизод посвящен воспоминаниями героя о том времени, когда он был ребенком. Он родился в деревне Обломовка, которая была очень тихой. Каждый день для жителей одинаков. Родители Ильи были милыми и добрыми, но они не понимали, зачем трудиться. Они предпочитали веселиться и совсем не обращали внимания на состояние дома.

Обломов был ребенком любознательным, веселым, активным. Но мама и няня запрещали ему познавать мир. Они предпочитали сидеть у окна и пить чай. В обед они ложились спать. В это время Илья был предоставлен сам себе и пошел на улицу.

Он старался вернуться до пробуждения, но если это не удавалось сделать, взрослые бежали его спасать из оврага или приводили с улицы домой.

Следующий момент эпизода — это учеба в школе. Обломову 13 лет, но его жизнь подвержена привычному распорядку:

Мальчик не лишен любознательности, он дружил со Штольцем, но неделями не посещал школу. Друг пытался учить его, помогал делать домашнее задание. В четырнадцать лет Илья все еще стремился к знаниям, но ограничения со стороны родителей все больше уничтожали хорошие черты личности.

Постепенно Илья привык к тому, что его постоянно обслуживали родственники и слуги. По первому зову они были готовы выполнять его прихоти, слуга Захар часто одевал Обломова. Постепенно герой становился несамостоятельным человеком.

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Выводы

Несомненно, особое, нерядовое значение имеет сцена романа «Обломов» — сон. Краткое содержание этого эпизода убеждает нас, что он является «увертюрой всего романа». Ведь именно детство формирует человека. Врожденная пытливость ребенка была с юных лет растоптана мелочной бессмысленной заботой. Первичные понятия: «что такое хорошо», а также «что такое плохо» также определились в детстве. (Радости жизни — веселье и покой, а невзгоды – труд и скука.)

Благодаря этому отрывку гончаровской книги мы видим то, что собственно и сделало из фамилии Обломова имя нарицательное.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *