Общество концепции его толкования
Общая социология.
18. Понятие «общество» и его трактовки.
«Общество» – основополагающая категория современной социологии. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство».
В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в новое время в ХVI в. в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХVII в. английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора. ХVIII в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты А. Смит и Д. Юм определили общество как трудовой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант – как человечество, взятое в историческом развитии.
Начало Х!Х в. было ознаменовано появлением идеи гражданского общества.
Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных. Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию – как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.
По К. Марксу, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:
1) не является частью какой-либо другой более крупной системы;
2) его пополнение идет главным образом за счет деторождения;
3) имеет собственную территорию;
4) имеет собственное название и историю;
5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;
6) имеет развитую собственную культуру. Таким образом, можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор (комплекс) символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение.
Понятие «общество» и его исследовательские трактовки
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.03.2014 |
Размер файла | 8,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Понятие «общество» и его исследовательские трактовки
общество социология вебер конт
Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:
с оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;
с пополнение идет главным образом за счет деторождения;
с имеет собственную территорию;
с имеет собственное название и историю;
с существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;
с имеет развитую собственную культуру.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие общества в социологии, его признаки и типологическая характеристика. Гражданское общество в описательном понимании, его состав. Идейные положения концепции постиндустриального общества. Мировое сообщество и глобализация на современном этапе.
реферат [47,2 K], добавлен 16.08.2015
Общество как совокупность исторически сложившихся и форм совместной деятельности и отношений людей, его основные признаки. Характеристика общества с точки зрения социальной системы. Основные типы общества: дописьменные и письменные, простые и сложные.
реферат [56,6 K], добавлен 26.01.2013
Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.
контрольная работа [137,6 K], добавлен 27.05.2012
Смысл термина «общество». Природа и общество: соотношение и взаимосвязь. Подходы к определению общества в современной науке. Признаки общества. Общество это совокупность, сумма индивидов. Пять аспектов социальной системы. Социальная суперсистема.
контрольная работа [30,2 K], добавлен 01.10.2008
Предмет, функции и структура современной социологии. Общество как субъект исторического развития, социальная структура общества. Политическая система общества как регулятор социальной жизни. Социальные регуляторы поведения личности. Социология семьи.
курс лекций [706,9 K], добавлен 11.05.2012
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА.
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова – это:
> круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
> отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
> исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
> человечество в целом.
Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socioозначает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:
> производство материальных благ и услуг;
> распределение продуктов труда (деятельности);
> регламентация и управление деятельностью и поведением;
> воспроизводство и социализация человека;
> духовное производство и регулирование активности людей.
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Общественный организм по степени сложности не уступает природным явлениям, а в известной мере и превосходит их. Поэтому мыслители всех времен всегда испытывали большие трудности при его изучении. Потребовался длительный исторический период для того, чтобы приблизиться с помощью разнообразных научных средств к осознанию сущности социума как организованной формы совместной деятельности людей.
В самом деле, в античной и средневековой философии общество еще не отделялось от государства. По Платону, например, основой общества являлись политические функции государства: защита граждан от внешних врагов и поддержание порядка внутри полиса. В Новое время общество рассматривалось в контексте общественного договора. Родоначальником этой концепции был Гоббс, представивший естественное состояние людей как войну всех против всех, поскольку в этом состоянии каждый обладал абсолютной свободой осуществлять свои собственные интересы. Спасение от этого состояния он видел в общественном договоре, предусматривающим отказ граждан от посягательств на свободу, собственность и жизнь других людей. Гарантом соблюдения этого договора и выступало государство, в пользу которого его подданные отказывались от части своей свободы.
Как и философы, занимавшиеся проблемами общества, Гоббс не видел качественного различия между обществом и государством. Только Гегель впервые стал различать государство (мораль и законы) и гражданское обществ (сфера индивидуальных частных интересов).
В XVII – XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Сторонники этой концепции пытались объявить социальные явления исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.
Французский социалист-утопист Шарль Фурье(1772–1837), например, пытался создать «социальную науку», исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Задачу своей жизни он видел в разработке «социальной теории» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.
Географический детерминизм. Идея обусловленности общественных явлений географической средой высказывалась еще в античности, но получила особенно широкое развитие и распространение в период становления капитализма. Тогда она носила прогрессивный характер, так как была направлена против религиозной идеи о божественном характере законов общественной жизни. В XVII – XVIII вв. в социологии получило распространение направление, которое объявляло географическую среду решающим фактором развития общества, исторических судеб той или иной страны, того или иного народа. Так, французский философ Шарль Монтескье (1689–1755), высказавший глубокую идею о всеобщей закономерности, которой подчинены все явления природы и общества, считал, что характер народа, общественно-политическое устройство страны, религиозные представления, положение женщины, форма семьи — весь образ жизни людей, а значит, и законы их развития определяются прежде всего характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом. Власть климата, говорил Монтескье, сильнее всех властей.
Демографический детерминизм. Английский экономист Т. Р. Мальтус (1766 –1834) пытался доказать, будто бы бедствия трудящихся масс (безработица, голод, нищета) обусловлены не общественными отношениями, а неким вечным «естественным законом». Суть этого «закона» в следующем: население возрастает в геометрической прогрессии, производство средств существования – в арифметической. Поэтому, утверждал Мальтус, «на великом пиршестве природы» у тех, кто не получил свое состояние от родителей и в труде которых общество не нуждается, не хватает прибора; природа приказывает таким людям удалиться и сама принимает меры к тому, чтобы ее приказание было приведено в исполнение. Голод, эпидемии, войны объявлялись Мальтусом «положительными факторами».
Идеалистический подход к понятию общества. Идеализм чересчур одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии. На практике это означает следовать просветительскому принципу «мнения правят миром».
Разумеется, идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Но если с точки зрения натурализма развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет или мировой разум (объективный идеализм), или не детерминированная ничем человеческая и прежде всего духовно-волевая активность (субъективный идеализм).
Диалектико-материалистическое понимание общественной истории. Оно начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу.
Утверждение первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания вытекает из того простого факта, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.» Для этого нужно трудиться, производить материальные блага. Отсюда следует, что материальное производство, другие материальные явления и процессы образуют основу жизни общества и в конечном счете определяют всю общественную, деятельность.
Итак, сущность материалистического понимания истории состоит в том, что:
1. производство, а вслед за производством и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя;
2. исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер;
3. главной движущей силой, преобразующей жизнь общества, являются народные массы, трудящиеся;
4. средства для изменения существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.
Маркс разработал учение об общественно-экономической формации, под которой он понимал неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Согласно этому учению, в истории общества возможны антагонистические (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая) и неантагонистические (первобытная и коммунистическая) формации.
Смена одной из этих формаций другой, каждая из которых отличается, прежде всего, формой собственности, и составляет конкретное содержание процесса общественного развития.
Общественная формация – это социальная система, состоящая из элементов и образующая структуру, находящуюся в неустойчивом равновесии.
В основании системы лежит способ производства материальных благ,«экономическая формация». Способ производства имеет две стороны:
1. Производительные силы общества (вовлеченные в процесс производства естественные и человеческие ресурсы; средства производства; уровень науки и ее технологического применения к промышленности).
2. Производственные отношения (вторая сторона способа производства, выраженная в различных формах собственности на средства производства).
Производительные силы–это органическое единство субъективных и вещественных факторов, необходимых для преобразования материала природы в нужные человеку продукты. Их можно характеризовать как совокупные силы производительных органов общественного человека, т.е. как силы, которые непосредственно реализуются в процессе материального производства.
В ходе развития человеческого общества расширялась и усложнялась структура производительных сил, появлялись новые элементы, но на всех этапах своего развития они включили в себя людей (рабочую силу) как производителей материальных благ и средства производства.
Человек –главная производительная сила. Но всякий ли человек является производительной силой общественного производства? Видимо, не всякий, не каждый и не всегда.
Человек как производительная сила– это работник, обладающий устойчивыми навыками и определенными научно-техническими знаниями, которые применяются им в процессе исторически сложившегося способа общественного производства.
Важным элементом производительных сил общественного производства являются средства производства. Они включают в себя средства труда и предметы труда.
Средства труда– это все то, что человек помещает между собой и предметом труда, что является проводником его воздействия на этот предмет.
Предмет же труда– это все то, что подвергается в процессе труда обработке, на что направлена трудовая деятельность людей.
Наиболее существенная часть современных средств труда– это орудия труда, машины, приборы и различные устройства, производственные здания, железные и шоссейные дороги, каналы, средства связи и т.д. В развитии средств труда особое место занимает техника.
Техника– это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы.
Ни средства труда, ни техника не являются производительной силой, если они не включены в процесс производства и не соединены с живым человеческим трудом, не оформлены определенными отношениями людей по поводу производства.
Производственные отношения –это совокупность материальных экономических связей между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от начала производства до потребления.
В процессе производства между людьми складываются различные отношения. Отношения, обусловленные технологическим разделением труда, его специализаций (отношения между цехами предприятия, рабочими разных профессий) –это производственно-технологические отношения. Они непосредственно определяются техникой, технологией и организацией производства.
Отношения общественно-производственные –это,прежде всего, отношения собственности. Они зависят от того, как распределены в обществе средства производства, как решается проблема собственности на основные средства производства. Отношения собственности – ядро производственных отношений, так как они определяют цель производства и его внутренние законы (стимулы и движущие силы).
В способе производства обе его стороны подчинены закону соответствия и взаимодействия. При этом ведущую роль играют производительные силы. В целом именно способ производства является главным компонентом системы, образует качественную определенность общественно-экономической формации, отличие одной формации от другой.
Помимо указанных элементов, в формацию входят базис и надстройка.
Производственные отношения и составляют реальный базис всего общества.
В надстройку входят юридические и политические отношения, правосознание, политическое сознание, мораль и т.д.
Понятие « общество » и его исследовательские трактовки
Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию « общество ». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.
По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:
· оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;
· пополнение идет главным образом за счет деторождения;
· имеет собственную территорию;
· имеет собственное название и историю;
· существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;
· имеет развитую собственную культуру.
Таким образом, можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор или комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение. Для поддержания целостности общества некоторые социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов общества, контроль за поведением.
2) 3. Понятие «социальная система»
Социальные системы — это особый класс систем, существенно отличающихся не только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от таких органических систем, как биологические или экологические. Главной особенностью их выступает тот факт, что элементный состав этих систем формируют социальные образования (в том числе и люди), а в качестве связей выступают самые разнообразные социальные отношения и взаимодействия (далеко не всегда носящие «вещественный» характер) этих людей между собой.
Понятие «социальная система», являясь обобщающим наименованием целого класса систем, очерчено не вполне однозначно и четко. Диапазон социальных систем достаточно широк, простираясь от социальных организаций как наиболее развитого вида социальных систем до малых групп.
3)исторические типы общества
4.2 Первая ступень: бродячие охотники
Самыми древними сферами хозяйственной деятельности человека были охота и собирательство. Если материальные свидетельства собирательства получить трудно, то по многочисленным костным останкам, найденным археологами на стоянках древнейших людей в различных регионах, можно судить о приемах и объектах охоты. Сначала охота была главным образом загонная. Нередко существовала узкая специализация племен, охотившихся почти исключительно на мамонтов, северных оленей или диких слонов, так как в том или ином регионе преобладал один из видов животных.
4.3 Вторая ступень: вождества
Современники первобытных людей.
Пятьдесят тысяч лет тому назад человек относился к опасностям и возможностям, заключенным в окружающем мире, примерно так, как, по мнению некоторых специалистов но истории древнего мира, социологов и этнографов, к ним относятся представители современных первобытных племен. Для нас особенно важны два элемента этой установки: 1) «коллективная» и «аффективная» природа первобытного мыслительного процесса и 2) роль того, что возможно, не совсем правильно можно называть «магией»; эти два элемента частично пересекаются между собой.
4.5 Третья ступень: скотоводство и земледелие
Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Ясно, что здесь в комплексе действовали экономические, экологические, социальные, духовные факторы, важнейшими из которых были следующие.
1. Истощение запасов дичи и полезных растений, что вызвало настоятельную потребность в восполнении потерь.
2. Рост населения
3. Достаточно высокий технический уровень орудий труда, зачатки знаний.
4. Наличие благоприятных природных условий, развитие земледелия и животноводства.
4.6 Возникновение ранних государств
4.7 Аграрные общества
Любое общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным аграрным обществом.
4.8 Современное общество
Современное общество можно назвать постиндустриальным обществом. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.
4)структура современного общества
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальнойсистеме. Основными элементами социальной структуры общества являютсяиндивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющиеопределенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов наоснове их статусных признаков в группы, социально-территориальные,этнические и иные общности и т.д.
административная элита (правящая элита), состоящая из старой
партхозноменклатуры первого и второго эшелонов, сросшейся с новой
политической элитой; 2) рабочий класс, который дробится на группы по
отраслевым, квалификационным, демографическим и иным признакам; 3)
интеллигенция, также подразделяющаяся на ряд социальных групп по различным
параметрам; 4) «новая буржуазия»– предприниматели, банкиры и т.д.; 5)