Обучение детей во время сна
Когда в середине 1960-х годов в прессе появились сообщения о гипнопедии — возможности обучения во сне, многим казалось: еще шаг — и поражающие воображение результаты одиночек станут доступны всем.
Открывалась фантастическая перспектива. Время, которое человек бессмысленно теряет во сне, могло стать насыщенным и плодотворным.
МЕТОД ЙОГОВ И ФАКИРОВ
Метод обучения во время сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты, которые им начитывали «коллеги». Факиры Индии с целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти тоже обучали их во время сна.
В Эфиопии лебашам (сыщикам) в состоянии сна подробно перечисляли приметы преступника. Кстати, у нас этот метод был красиво представлен в художественном фильме «Большая перемена», где роль ученика играл Евгений Леонов.
Впервые в XX веке обучать во сне стали якобы в США. Вот что по этому поводу писал репортер из Парижа Ив Пишон в популярном французском журнале Science et Vie («Наука и жизнь») за 1960 год. «Гипнопедия родилась недавно. В 1922 году преподаватель радиотехники на американской военно-морской базе в Пенсаколе впервые применил этот способ для обучения офицеров телеграфному коду. Для этого ученики надевали на ночь наушники».
На самом деле ничего подобного не было. Просто научно-фантастическую новеллу американца Хьюго Гернсбека приняли за реальность. Так что гипнопедия была сначала лишь воображаемым приемом обучения во сне, но со страниц фантастических книг постепенно перекочевала в реальную жизнь.
ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Первый в мире научный эксперимент по гипнопедии поставил профессор Свядощ в 1936 году. Ученый доказал, что во время сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), а после пробуждения воспроизводить ее. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в состоянии бодрствования.
Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не выказывали. Более того, один из исследователей метода гипнопедии Близниченко считает, что утомляемость при восприятии речи во время сна даже меньше, чем в бодрствующем состоянии. Все может быть. Однако профессор Свядощ предостерегал, что неумелое экспериментирование с гипнопедией может нанести вред здоровью.
ЧТО ОБЩЕГО У ЧЕЛОВЕКА С МОЛЛЮСКОМ?
Каким же образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? Вопрос не праздный. Ведь если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.
Профессор Свядощ считал, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на посторонний шум.
Но если малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно проснется. Военнослужащий может спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно проснется, когда услышит сигнал тревоги.
Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт.
Именно через него находящийся в царстве Морфея человек может поддерживать контакт, раппорт (от французского rapport — «связь»), с окружающим миром.
Любопытно, но явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и у представителей животного мира.
Головоногий моллюск осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дно аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит.
Но из восьми ног одну он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху. Если вы прикоснетесь к дежурной ноге, то он проснется и выпустит черную краску. Несомненно, во время сна осьминог сохраняет сторожевой пункт, через который и происходит контакт с внешней средой.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
В середине 70-х годов прошлого века довольно много экспериментов в московских техникумах и институтах провела Учебноэкспериментальная лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования.
В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных комнатах. Перед сном им читали тексты на иностранном языке. Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная фаза сна) студенты узнавали несколько десятков новых слов. На рассвете эти же слова будили их. Для закрепления материала днем обучающимся предоставлялись часы самоподготовки. Курс обучения длился примерно год.
Проведенный эксперимент выявил некоторые неудобства использования гипнопедии. Оказалось, что для обучения во сне необходимы дорогостоящая техника и специально оборудованные спальные классы. Выяснилось также, что такое обучение не может заменить естественный педагогический процесс.
Оно оказывается полезным лишь для закрепления в памяти отдельных видов информации, например математических формул, иностранных слов. Таким образом, отдельные удачные результаты обучения во сне, разрекламированные в печати в 1960-х годах, при тщательной проверке оказались довольно скромными.
ЗДОРОВЬЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Исследователи считают, что сон дан человеку Творцом для внутренней работы мозга в изоляции от окружающего мира.
Сновидения, вероятно, необходимы нам для нормальной жизнедеятельности. А что делает гипнопедия? Она систематически нарушает наш сон.
Не нанесет ли это непоправимый вред нашему здоровью? Вполне возможно.
Известный швейцарский исследователь сна, профессор Борбели, заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой — постоянно ускользает от научного понимания».
Поэтому следует с большой осторожностью относиться к обучению во сне. Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен.
В 1965 году в России при Министерстве высшего и среднего специального образования организовали специальную лабораторию по изучению методики гипнопедии. Результаты оказались весьма неплохими, причем отклонений в здоровье испытуемых замечено не было.
После проведения первых двух уроков по программе гипнопедии человек запоминал и воспроизводил 80-85% информации на иностранном языке, причем число ошибок по сравнению с обычными правилами изучения языков стало в четыре раза меньше.
Но постепенно методика изучения иностранных языков с помощью гипнопедии сошла на нет. Период, когда это просто было в моде среди тех, кто хотел изучить иностранные языки или другие предметы, постепенно миновал.
Специальные исследования показали, что по эффективности изучения языка метод гипнопедии и метод традиционного изучения сопоставимы. Однако если вы не хотите рисковать своим здоровьем, то учиться лучше все-таки обычным способом, поскольку человеческий мозг — материя более чем тонкая.
ПО СЛЕДАМ 25-ГО КАДРА
Кстати, достаточно известный сегодня эффект 25-го кадра является родственным методом гипнопедии.
А к нему отношение у специалистов скорее отрицательное, чем положительное. Ведь любая методика должна применяться к человеку с учетом его индивидуальных особенностей, в том числе и психических.
Та же история, как считают ученые, и с гипнопедией. Ее методы имеют недостаток — она вторгается в цикл сна и бодрствования, а нарушение сна может вызывать серьезные заболевания.
Так что сегодня специалисты на всякий случай предостерегают людей от массового увлечения эффектом 25-го кадра и гипнопедией.
Разумеется, при использовании любых методик надо в первую очередь помнить о чувстве меры. Ведь даже самое полезное лекарство в чрезмерных дозах становится ядом. А в разумных пределах наука от гипнопедии вовсе не отказывается. В израильской армии,например, существует комната психологической разгрузки, в которой обеспечивается процесс интенсивного обучения военных, включая и метод гипнопедии.
ВЕЧЕР УТРА МУДРЕНЕЕ
В свое время гипнопедия возникла на основе идеи Александра Лурии о том, что каждая последующая информация, поступающая к нам, тормозит запоминание предыдущей. Обучение же во сне, на его взгляд, — это учение в состоянии, где нет торможения, то есть информация запоминается лучше, чем в состоянии бодрствования.
Однако академик Вейн, будучи крупнейшим специалистом в сомнологии, утверждал, что спящего человека ничему научить невозможно, поскольку объятия Морфея дают нам полную изоляцию от доступа информации извне. Другое дело — короткие мгновения, перед тем как вы заснули. Они действительно очень плодотворны. Недаром дети интуитивно учат школьное стихотворение на ночь. И для дела полезно, и здоровью не вредит.
Юлия АГАФОНОВА
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением администрации сайта.
Методики самостоятельного засыпания ребенка
Частые пробуждения ночью, бесконечные укладывания, беспокойный короткий сон и слишком ранние подъемы — все это мешает и родителям, и малышу полноценно отдыхать и восстанавливать силы. Единственного решения детских «сонных» проблем не существует, но есть множество методик укладывания, одна из которых наверняка вам подойдет. Мы познакомим вас с самыми популярными из них.
Совместный сон
За и против
Совместный сон предполагает, что всю ночь или большую ее часть ребенок спит в одной кровати с родителями. Обычно мамы, которые практикуют этот метод, считают его самым удобным и естественным, однако многие врачи и родители выступают против совместного сна. Обе стороны приводят вполне разумные доводы.
Плюсы совместного сна
Совместный сон положительно влияет на грудное вскармливание
Тесный контакт с крохой позволяет удобно организовать ночные кормления и увеличить количество прикладываний в подутренние часы (с 4 до 8 утра). Именно на это время приходится пик активности пролактина — гормона, отвечающего за выработку молока.
Вся семья может хорошо высыпаться
Семьи, где практикуют совместный сон, обычно спят лучше и дольше: малышу не приходится криком подзывать маму, а ей — качать его и заново укладывать по несколько раз за ночь.
Ребенок чувствует себя более уверенно
Близкий контакт с мамой дает малышу ощущение уверенности, служит для него подтверждением, что он в безопасности. Крохе очень важно чувствовать маму рядом с собой и не расходовать силы на плач. Именно спокойный детский сон способствует гармоничному развитию клеток мозга и формированию нейронных связей между ними.
Формируется устойчивая привязанность малыша к родителям
В советские времена максимальная сепарация от ребенка («не приучать к рукам», «спать только в своей кроватке», «рано заканчивать грудное вскармливание») была широко распространена и считалась единственно правильным методом воспитания. Сейчас психологи много говорят о том, что крепкая связь с родителями — базовая потребность ребенка, влияющая на его доверие к миру и психическую устойчивость.
Аргументы против совместного сна
Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:
Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.Техника безопасности при совместном сне:
Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.
Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.
Самостоятельное засыпание: как научить?
Вне зависимости от того, спит малыш с вами или отдельно, его нужно укладывать, и порой этот процесс растягивается надолго. Изменить ситуацию можно, научив ребенка засыпать самостоятельно. Некоторые эксперты считают, что начинать стоит уже в 2 – 4 месяца, так как в этом возрасте формируются циклы быстрого и медленного сна. Другие предлагают начинать обучение после года, когда нервная система дозревает. В любом случае «наука» должна стартовать, когда у ребенка появится примерный режим сна. Также нужно будет заранее придумать ритуал отхода ко сну для малыша — и в точности повторять его перед каждым укладыванием. Такой ритуал обычно занимает от 15 минут до часа и может включать купание, чистку зубов, переодевание в пижаму, сказку, колыбельную. Многим детям нравится «укладывать» свои игрушки и желать им спокойной ночи. А что же потом? Есть несколько вариантов дальнейших действий.
Метод Ричарда Фербера — «контролируемый плач»
Ричард Фербер — американский педиатр, основатель и бывший директор Центра изучения нарушений детского сна. В 1985 году он выпустил книгу «Сон ребенка. Решение всех проблем», которая сделала его известным во всем мире.
В чем суть
Для начала необходимо, чтобы у малыша сформировался четкий режим и ритуал отхода ко сну. Затем можно начинать: уложите ребенка в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и выйдите из комнаты. Очень скоро малыш, не привыкший засыпать в одиночестве, заплачет — тогда маме нужно вернуться и успокоить его, не вынимая из кроватки. Можно петь колыбельные, гладить ребенка по спине или просто сидеть рядом. Когда он затихнет, снова выходите из комнаты. Этот цикл придется повторить много раз, постепенно увеличивая временной интервал. Фербер рекомендует не давать малышу грудь или бутылочку, а заходить в комнату именно на громкий плач, а не хныканье.
Если вы решили попробовать этот метод, запаситесь спокойствием, настойчивостью и решимостью. Нелишним будет заручиться согласием других членов семьи на невмешательство в процесс. Метод Фербера не рекомендуется использовать с детьми младше 6 месяцев.
Метод Трейси Хогг — «заклинание младенцев»
Трейси Хогг — британская медсестра и автор бестселлеров о воспитании детей. Ее самые известные книги — «Чего хочет ваш малыш?» и «Секреты высыпающейся мамы».
В чем суть
Трейси Хогг предлагает действовать по формуле «ПАСС» («питание, активность, сон, свобода»). Самым важным она считает составление индивидуального режима с учетом биологических часов каждого отдельного малыша. Вам нужно будет понаблюдать за ребенком в течение нескольких дней и зафиксировать, в какие часы он начинает зевать и показывать усталость. Еще один принципиальный момент — четкое разделение сна и еды. То есть нельзя допускать, чтобы малыш засыпал на груди или с бутылочкой.
Укладывать малыша нужно после выполнения сонного ритуала, используя ноу-хау Хогг — «шипение и похлопывание». Вот как это выглядит: вы кладете ребенка головкой к себе на плечо и начинаете громко и ритмично говорить «ш-ш-ш» у его ушка, одновременно похлопывать по спинке в области лопаток. Секрет в том, что маленький ребенок быстро устает от такой сенсорной перегрузки и начинает дремать. Как только малыш прикроет глазки, нужно быстро переложить его в кроватку — заснуть он должен именно там. Не переставайте шипеть и похлопывать ребенка по спинке до полного засыпания.
Этот способ подходит для детей от 4 до 9 – 11 месяцев, а примерно с года Хогг предлагает прием «обнял и положил». После сонного ритуала вам нужно будет крепко обнять малыша, положить его в кроватку и спокойно объяснить, что происходит: «Уже поздно, тебе нужно поспать и отдохнуть». Если ребенок заплачет, примените уже известную технику шипения/похлопывания, но не берите его на руки.
Метод Элизабет Пэнтли — «без слез»
Элизабет Пэнтли — автор книг по воспитанию детей, специалист и консультант по детскому сну. Ее книга-бестселлер называется «Как уложить ребенка спать без слез».
В чем суть
Метод Пэнтли — один из самых мягких. Автор предлагает проанализировать и при необходимости изменить «якори» — ассоциации, связанные у малыша с отходом ко сну. Например, если ребенок всегда засыпал на руках, а теперь вы хотите укладывать его в кроватку, нужно в течение 10 – 15 дней помогать ему уснуть именно там. В случае необходимости укачивайте малыша, давайте ему грудь или соску — все это не возбраняется. Пэнтли советует завести специальный «сонный» предмет, который будет ассоциироваться у ребенка с отдыхом: игрушку, маленькую подушечку или пледик. Когда кроха просыпается ночью, давайте ему возможность самостоятельно заснуть вновь, но ни в коем случае не оставляйте плакать одного. Покачайте малыша, погладьте его по спинке или спойте колыбельную. По уверению Пэнтли, со временем ребенок привыкнет к спокойному и стабильному режиму сна и будет спать не просыпаясь всю ночь. Этот метод подходит для детей с 2 – 3 месяцев.
Метод Марка Вайсблута — «угасающий плач»
Марк Вайсблут — педиатр с 35-летним опытом, отец четырех детей, автор мирового бестселлера «Здоровый сон — счастливый ребенок».
В чем суть
Как и другие специалисты, Вайсблут рекомендует начинать обучение, когда у малыша появляется четкий режим и ритуал отхода ко сну. Он пропагандирует раннее укладывание на ночь — от 18 до 20 часов, так как в это время маленькие дети биологически расположены ко сну. Также вам надо будет избегать переутомления и четко следить за нормами бодрствования малыша. Например, если в возрасте 3 месяцев интервал между снами должен быть 80 – 90 минут, начинайте укладывать ребенка уже через час после просыпания. В остальном метод Вайсблута предельно прост: после сонного ритуала ребенка нужно положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. Но в отличие от других авторов, Вайсблут запрещает реагировать на плач ребенка. Поплакав несколько ночей подряд, малыш привыкнет оставаться в одиночестве и не будет просыпаться.
Конечно, выбор методики засыпания, как и другие аспекты воспитания, — ответственность родителей. Но по возможности все-таки стоит предпочесть мягкий способ укладывания и не оставлять малыша плакать одного. Это может нарушить его базовое доверие к миру и здоровую привязанность к родителям, а уверенность в любви мамы и папы — куда более важная потребность для ребенка, чем крепкий многочасовой сон.
Самостоятельное засыпание ребенка: 4 методики обучения сну
Основные методики обучения детей самостоятельному засыпанию
Когда нервные перегрузки и туман в голове принимают катастрофические масштабы, а ребенок засыпает с истериками, или просто капризничает перед сном, измученные родители начинают искать пути решения проблемы. Если эта проблема коснулась и Вас, и после внимательного изучения разнообразной информации Вы приняли решение попытаться научить ребенка самостоятельному засыпанию, наверняка возникнет вопрос: «С чего же начать?».
Применение методики засыпания – это лишь 10% того, на чем важно сосредоточиться.
Так процесс обучения сну пройдет наиболее комфортно для Вашего малыша. Хорошая подготовка уменьшает количество сопротивления при укладывании и позволяет малышу научиться спать без Вашей помощи быстрее.
Обучение сну возможно проводить после 4 месяцев.
Мы хотим быть уверены, что четко понимаем, как работает организм малыша, в какое время он хочет спать, есть, быть с нами. Такое понимание обретается, когда формируется более менее угадываемый ритм, что происходит после созревания внутренних систем организма и нервной системы. Понимание детских потребностей и их удовлетворение – главная задача родителя. Не приступайте к использованию методики засыпания, если не уверены, что правильно выбираете время сна.
К каждому малышу свой подход!
Приготовьтесь к тому, что не каждая из существующих «сонных техник» идеально подойдет именно Вашему малышу. Хотя любой из методов может сработать в какой-то степени, для того, чтобы добиться хороших результатов, потребуется изучить, а может быть, и испробовать несколько вариантов.
Обучение сну доставляет малышу дискомфорт.
Как бы мы не хотели уберечь своего кроху от излишних слез, плач ребенка является неотъемлемой частью обучения самостоятельному засыпанию. Изменение привычных правил на засыпание неизбежно вызывает протест малыша, ведь ему так хочется уснуть. Такой протест может сопровождаться слезами вне зависимости от выбранной методики.
Обучение сну – процесс не бесконечный.
Если Вы строго придерживаетесь плана, а Ваши действия понятны малышу, процесс обучения сну занимает не более 2-3х недель. Знание о конечности такой работы придает больше сил и мотивации на ее завершение.
Навык самостоятельного засыпания – недостающий элемент здорового сна.
Сон – это система, на которую влияют различные факторы. Также как нехватка одного элемента пазла не позволяет насладиться красотой целой картины, отсутствие навыка самостоятельного засыпания у ребенка может снижать эффективность всех других мер, принимаемых для обеспечения сна малышу, а, значит, ухудшать качество сна всей семьи.
Обучение и сон
Влияние сна на обучение и память – один из интригующих аспектов нейробиологии XXI в. Возможно ли обучение во сне? Можно ли улучшить обучение чему-либо, воздействуя на последующий после сеанса обучения сон? Связаны ли различные виды памяти со структурой естественного сна? Все эти вопросы бурно обсуждаются в научной и научно-популярной литературе, при этом высказываются прямо противоположные мнения. Мы предлагаем читателю крат-ко ознакомиться с некоторыми новейшими достижениями науки в этой области, но прежде нужно рассказать о том, что такое сон (не сновидение, а процесс сна) и что такое память – важнейший элемент обучения.
Что такое сон?
Поведение млекопитающих, включая человека, состоит из двух чередующихся периодов – активности и покоя. В период активности происходит обучение и реализация врожденных и приобретенных видов поведения, а в состоянии покоя организм может находиться в одном из трех состояний: спокойного бодрствования, обычного (медленного или медленноволнового) и парадоксального (быстрого) сна. Согласно современным представлениям, процесс сна – это отнюдь не монотонная отключенность от внешнего мира, пониженная реактивность и пр., а особое генетически детерминированное состояние организма теплокровных животных (млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определенных циклов, фаз и стадий. Определяются они одновременной параллельной регистрацией электрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма – ЭЭГ), глазных яблок (электроокулограмма – ЭОГ) и мышц затылка (электромиограмма – ЭМГ). Понятия циклов, фаз и стадий – это те три «кита», на которых строится все здание современной сомнологии (рис.1).
Цикл ночного сна – это примерно полуторачасовой (у взрослого человека) период, за время которого спящий последовательно проходит 4 стадии, начиная от дремоты (NREM-1) и заканчивая наиболее глубоким, так называемым дельта-сном (стадии NREM-3 и NREM-4), состоящим из фазы обычного (медленного, медленноволнового) сна и резко сменяющей ее фазы парадоксального (быстрого) сна. В фазе быстрого сна человек видит сны. После окончания фазы быстрого сна либо начинается новый цикл сна, либо человек пробуждается. За ночь человек «проходит» через 4–6 циклов сна. Циклы сна неодинаковы по своей структуре: в первую половину ночи преобладает глубокий дельта-сон (SWS, см. рис.1), а под утро – легкий сон (St.2_NREM) и фаза быстрого сна. Каждая стадия фазы медленного сна и фаза быстрого сна имеют свои характерные электрографические черты, по которым их можно опознать у людей и животных. Так, бодрствование характеризуется низковольтной быстрой неорганизованной активностью, которая при расслаблении сменяется у некоторых людей альфа-ритмом 8–12 Гц; для стадии 1 (NREM-1), переходной между бодрствованием и сном, характерны так называемые тета-волны в ЭЭГ – небольшие волны частотой 3–7 Гц; для стадии 2 (NREM-2) – легкого, поверхностного, сна – веретена и К-комплексы (12–14 Гц), для дельта-сна – глубокого сна – высоковольтные медленные (дельта) волны (0,5–2 Гц). В быстром сне ЭЭГ мало отличается от бодрствования, хотя иногда видны небольшие пилообразные разряды, которые в бодрствовании не присутствуют; но, глав-ное, – при этом отмечается характерная активность в ЭОГ – так называемые быстрые движения глаз, которые никогда не встречаются в фазе медленного сна (поэтому быстрый сон называют еще сном с быстрыми движениями глаз), а также полное исчезновение активности в ЭМГ.
Что такое память?
Как сон не является простым и однородным процессом, так и понятие «память» – совокупность целого ряда явлений (рис. 2).
В первую очередь память подразделяется на декларативную и недекларативную. Декларативная память – это способность сознательно воспроизводить информацию, основанную на определенных фактах (знание «чего-то»). Декларативная память, в свою очередь, подразделяется на эпизодическую (автобиографическую память на события прошлой жизни индивидуума) и семантическую (память обо всем вообще, не связанная с какими-то конкретными событиями). Предполагается критически важное участие в декларативной памяти структур средневисочной доли, в особенности гиппокампа. Гиппокамп, как полагают, создает временной код для хранящейся в коре мозга информации, а также связывает следы различных ощущений в единое событие.
В отличие от декларативной памяти, недекларативная память – это бессознательная память. Она включает процедурную (или процедуральную) память (знание «как»), например обучение различным новым движениям (в спорте и т.п.), привычные движения и навыки, неосознанное обучение (подражание) и некоторые другие виды памяти (условно-рефлекторная, неассоциативная и «запускающая»). Считается, что процедурная память в меньшей степени зависит от гиппокампа и других структур средневисочной доли. Однако это почти всё, что вообще известно о нейрофизиологических механизмах памяти (в отличие от механизмов сна, для каждого из которых известна нейроанатомическая, нейрофизиологическая и нейрохимическая основа). Более того, в реальной жизни отдельные виды памяти в изолированном виде почти никогда не проявляются. Например, обучение иностранному языку требует вовлечения целого блока различных «памятей», от недекларативной памяти о процедурных двигательных программах, связанных с артикуляцией, и запоминания грамматических правил и структур, до декларативной памяти, связанной с подбором нужных слов. Трудно себе представить, чтобы все эти виды памяти включались одновременно в ходе обучения, и здесь может быть особенно существенной роль последующего сна.
Так же как развитие сна характеризуется цикличностью, так и процесс запоминания проходит во времени целую серию определенных последовательных стадий – кодирования, интеграции, транслокации и консолидации (рис. 3).
Кодирование предполагает создание внутримозговой модели запоминаемого события или явления. Стадия консолидации, наиболее важная из всех последующих, подразделяется, в свою очередь, на подстадии стабилизации и усиления. Затем след памяти может либо извлекаться, либо затухать со временем. Если извлечение следа памяти происходит слишком поздно, память вновь теряет свою стабильность, и для ее укрепления требуется повторный период консолидации – реконсолидация. Классический термин «консолидация» подразумевает процесс, при котором след памяти с течением времени становится все более и более устойчивым к интерференции со стороны конкурентных или деформирующих память факторов, даже в отсутствие повторных запоминаний того же самого объекта (или действия). Таким образом, консолидация делает след памяти более стабильным. Большинство видов памяти требует консолидации после кодирования, но, похоже, что все же не все заучиваемые задачи сразу устойчивы к конкурентной интерференции, и не все проявляют признаки времязависимой консолидации.
Недавние исследования расширили понятие «консолидация». Теперь представляется, что консолидация не только стабилизирует память, но также и усиливает ее – причем эти два процесса могут быть физически различны. Стабилизирующая подстадия протекает во время бодрствования, а усиливающая, главным образом (если не исключительно), – во время сна, либо восстанавливая уже затертые следы памяти, либо формируя дополнительное обучение, причем в обоих случаях не требуется повторного предъявления запоминаемого материала. Таким образом, консолидация, по-видимому, является результатом двух отдельных процессов, каждый из которых может происходить в определенные периоды бодрствования, в определенные фазы и стадии сна.
После первоначальной стабилизации след памяти может храниться неопределенно долгое время – от нескольких суток до многих лет и в любой момент может подвергнуться извлечению. Однако в настоящее время многие исследователи сходятся относительно того, что сам процесс извлечения дестабилизирует след памяти, так что он опять становится лабильным и способным распадаться. Тогда и было выдвинуто предположение о существовании процесса реконсолидации, который вновь переводит след памяти в стабильную форму. Если же нестабильный след памяти не проходит процесса реконсолидации, он может довольно быстро распасться.
Среди других процессов, вовлеченных в форми-рование следов памяти, нужно отметить интеграцию и ассоциацию, т.е. включение недавно приобретенной информации в прошлый опыт и познания субъекта; транслокацию, т.е. анатомическую реорганизацию следов памяти в мозге; а также активное стирание следов. Причем все эти явления проходят без участия сознания, без дополнительной тренировки или предъявления первоначальных стимулов, так что их тоже можно отнести к процессам, связанным, в конечном счете, с консолидацией следов памяти. Интересно, что различные гипотезы предполагают участие сна во всех этих процессах. Проиллюстрируем это на примерах.
Сон и память
Как воздействует депривация (лишение) сна на кодирование эмоционального и неэмоционального материала в декларативной памяти? В исследованиях приняли участие две группы здоровых испытуемых – экспериментальная и контрольная. Обеим группам испытуемых предлагали выучить различные слова, среди которых были эмоционально-позитивные, эмоционально-негативные и нейтральные. Затем экспериментальную группу подвергали депривации сна в течение полутора суток, а контрольные испытуемые спали нормально. Затем обе группы тестировали на запоминание заученных слов. Лишенные сна испытуемые воспроизвели на 40% меньше слов, чем испытуемые контрольной группы. Это показывает нарушение формирования декларативной памяти под воздействием депривации сна. Когда данные были разделены на 3 группы в соответствии с эмоциональностью предъявленного к запоминанию материала (слов), было обнаружено, что, хотя ухудшение запоминания происходило во всех трех группах слов, но степень этого нарушения была различной. В контрольной группе запоминание эмоциональных слов происходило успешнее, чем нейтральных, в полном соответствии с хорошо установленным положением – переживание эмоций облегчает кодировку следов памяти. Однако в экспериментальной группе, подвергшейся лишению сна, наблюдалось сильное нарушение кодировки с последующим ослаблением фиксации следа памяти по отношению к нейтральным и в особенности эмоционально-позитивным словам. В последнем случае отмечалось 60% ухудшение воспроизведения по сравнению с контрольной группой. Еще более удивительна выявленная в этом исследовании устойчивость к депривации сна памяти на эмоционально-негативные слова, которая снижалась очень незначительно.
Интересные данные были получены в исследованиях, связанных с процедурной памятью. Испытуемые обучались игре на пианино в 10 утра. При проверке в 10 вечера никакого улучшения игры не было обнаружено. Однако на следующее утро в 10 часов отмечалось значительное улучшение, касающееся заученного упражнения. Если же обучение проводилось в 10 вечера, то значительное улучшение отмечалось на следующее утро в 10 часов, но при проверке в тот же день в 10 вечера никакого дальнейшего улучшения уже не было. При этом оказалось, что степень улучшения выполнения этой двигательной задачи за ночь связана с процентом стадии 2 медленного сна (легкий сон) в последней, четвертой четверти, ночи, т.е. в период, непосредственно предшествующий утреннему пробуждению.
В другой серии исследовали роль дневного сна в реализации обучения, связанного с процедурной памятью. Две группы испытуемых утром обучались работе с клавиатурой. Одна группа бодрствовала весь день, а другой разрешали поспать после обеда час-полтора. При вечернем тестировании участники «спавшей» группы показали увеличение скорости печатания на 16%, в то время как участники «бодрствовавшей» группы никакого улучшения не продемонстрировали. Однако при тестировании на следующее утро участники «бодрствовавшей» группы показали резкое улучшение выполнения теста, догнав «спавшую» группу! То есть для успешного обучения новым навыкам нужно обязательно поспать, и неважно, днем вы спали или ночью.
Что же касается проблемы гипнопедии, то исследования показали, что обучение (заучивание типа «зубрежки») возможно и эффективно в состоянии расслабленного бодрствования и легкой дремоты. Однако при появлении тета-ритма в ЭЭГ (см. рис.4) восприятие заучиваемого материала нарушается, а при появлении сонных веретен полностью блокируется. Таким образом, механизмы сна играют важную роль в сохранении (фиксации) следов памяти, образовавшихся в предшествующем бодрствовании, но во время самого сна обучение невозможно.