Обучение во сне что делать
Можно ли учиться во сне?
Наверняка каждому со школьных лет известно одно проверенное правило. Если нужно выучить какой-то материал наизусть, стоит прочитать его перед сном и положить книгу под подушку. Такой способ кажется весьма забавным, но его эффективность прячется в особенностях работы нашего мозга. Сам же «ритуал» здесь ни при чем. Действительно ли возможно обучение во сне?
Что такое гипнопедия?
Термин «гипнопедия» происходит из древнегреческого языка и обозначает обучение во сне. Это специальная методика, которая, по мнению некоторых ученых, позволяет мозгу воспринимать, анализировать, запоминать и воспроизводить информацию во время сна. При этом ее подача происходит в звуковом формате.
Данным методом люди пытались пользоваться с давних времен. В классической науке активно применять гипнопедию начали в 20-м веке. В разное время ученые проводили десятки экспериментов с целью изучения этого явления и его эффективности. Результаты оказались спорными. Одни исследователи отказывались признавать обучение во сне, другие – доказывали, что мозг реагирует на внешние раздражители и может их анализировать.
Наиболее результативными оказались исследования Чарльза Саймона и Уильяма Эммонса, которые в 1956 году провели ряд экспериментов с применением электроэнцефалографии. Они следили за ритмами головного мозга и установили, что новая информация им не усваивается, так как участники экспериментов не могли воспроизвести ее после пробуждения.
Исключение составили только те случаи, когда электроэнцефалограф регистрировал альфа-ритмы головного мозга – частоты от 8 до 14 Гц. Однако такой ритм характерен для состояния спокойного бодрствования, например, когда человек находится в темном помещении с закрытыми глазами. Так что, фактически он не спит.
Из-за исследований Эммонса и Саймона интерес к гипнопедии угас. Такой метод обучения посчитали бесполезным и невозможным. Но в 21-м веке ученые снова начали активно изучать этот вопрос, так как наука существенно продвинулась в области работы мозга, цикличности сна и т.д.
Интересные результаты получены исследователями Института имени Вейцмана в 2012 г. Эффективность обучения во сне остается мало изученным вопросом. Однако опытным путем удалось выяснить, что у спящего человека могут формироваться условные рефлексы.
Нюхательная реакция относится к категории невербальных. Ощущая приятный запах, мы обычно принюхиваемся сильнее. Неприятный запах заставляет органы нюха снизить активность. Так, испытуемым во время сна подавались разные запахи, сопровождающиеся определенными звуками.
Чувствуя приятный аромат, человек начинал дышать глубже и наоборот. Эксперимент проводился несколько раз. Вскоре для изменения дыхания достаточно было лишь услышать тот самый звук. Причем такая реакция сохранялась даже в режиме бодрствования.
Что происходит с мозгом во сне?
Сон состоит из быстрой и медленной (глубокой) фаз. Они чередуются – так образуются циклы. Активность мозга снижается в глубокой фазе. При этом происходит расслабление тела, восстанавливаются физические силы.
А в быстрой фазе мозг, наоборот, активно работает. В это время мы видим сновидения. Полученная за день информация тщательно анализируется и фильтруется. Мозг принимает решения, какие данные понадобятся человеку в дальнейшем, и «отправляет» их в долговременную память. Все остальное успешно забывается.
Простыми словами работу мозга во время сна можно назвать систематизацией и упорядочиванием. Получается, что происходит обработка ранее полученной информации, а не новой. Именно поэтому выученный накануне материал утром «отскакивает от зубов», хотя вечером казалось, что ничего запомнить не получается.
Согласно большинству исследований, обучаться во сне нельзя. Наш мозг во время быстрой фазы сна обрабатывает информацию, полученную за день, систематизирует ее, анализирует опыт. А во сне он лишь способен реагировать на разные стимулы, такие как звуки и запахи.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Обучение во сне — правда или вымысел
Человек треть жизни спит. Люди хотят тратить это время с пользой, проходить обучение во сне. Ученые допускают такую возможность.
Что это такое
Программу получения знаний во время естественного отдыха называют гипнопедией. Спящий прослушивает читаемую специалистом информацию. Мозг откликается на посылаемые сигналы, обрабатывает их.
По древним рукописям ученые определили, что гипнопедия использовалась буддийскими монахами, египетскими жрецами. По ночам спящим ученикам проговаривали тексты священных писаний. Тайна методики утрачена.
О гипнопедии заговорили через столетия. В 1936 году начинающий врач Свядош А.М. из Санкт-Петербургского института охраны здоровья детей и подростков для кандидатской диссертации взял нестандартную тему о восприятии речи спящими людьми.
В 1950 году работы ученых в этой области велись в СССР и параллельно за рубежом. Наши специалисты предлагали обучение во время сна сделать массовым, западные — персональным.
С 1961 года в Москве доктора медицинских наук Зухарь В.П., Максимов А.Ю. совместно с учеными — биологами глобально изучают естественный сон людей на фоне подачи им разноплановой информации. Психо-физические показатели участников исследований фиксируют на электроэнцефалограммах. На долгое время работы в этом направлении приостанавливаются.
В 2012 году сотрудники Института Вейцмана достоверно установили, что у спящего человека вырабатываются условные рефлексы при идентификации запахов. Они убедились, что человек способен закреплять полученные знания. Ученых интересовало, может ли он в этом состоянии обучиться чему-то новому.
Из-за сенсомоторного характера обоняния приятные ароматы приводят к его обостренному восприятию, неприятные — наоборот. Эта особенность организма человека помогает исследовать новый механизм обучения.
Способность к обучению во время естественного отдыха — доказанный учеными факт.
В чем особенность
Организм не перестает работать. Сон делится на две стадии:
Они наступают поочередно, создают прогрессию. Медленная стадия предназначена для накопления физических сил. Тело успокаивается, мозговая деятельность минимизируется.
Быстрая фаза инициирует интенсивную работу мозга. Перебирается информация. Из кратковременной памяти переносится в долгосрочную.
Какие-то второстепенные сведения стираются насовсем. В этой стадии у человека появляются сновидения. Она подходит для изучения во сне.
В 2017 году французские психоаналитики доказали экспериментальным путем способность спящего человека заучивать незнакомые звуки, узнавать их после пробуждения.
Запоминание происходит только в активной фазе сна. Плохо то, что она непродолжительная. В начале прогрессии продолжается 5 минут, в конце — час.
Методики российских и западных ученых различаются. Наши специалисты существование гипнопедии объясняют присутствием в коре полушарий головного мозга уснувшего особых сторожевых сигналов.
Они исходят из теории об условном рефлексе известного академика И.П. Павлова. Западные исследователи склоняются к психоаналитической концепции.
Множественные эксперименты выявили индивидуальные особенности людей, влияющие на запоминание сведений при гипнопедии:
С учетом этих критериев задумывалось создание спальных классов на базе научно-исследовательских институтов. Но эти планы пока не реализованы.
Обучение под гипнозом или под воздействием медикаментов, электросонотерапии — не гипнопедия. Гипнотическое внушение имеет другую природу.
Что можно выучить
Традиционные образовательные методики гипнопедией заменить нельзя. Она помогает запоминать специфическую информацию:
Качество обучения повышают за счет подбора количества и длительности сеансов.
Результаты использования гипнопедии обусловлены большим количеством нюансов, касающихся характера подаваемого материала, индивидуальных качеств обучающегося. Это не дает внедрить в процесс массового обучения.
Методика работает при умелом сочетании с освоением информации в состоянии бодрствования. Хороша как вспомогательное средство для автоматического запоминания большого количества данных.
Спящий человек не освоит полностью иностранный язык, но быстро выучит слова, отточит навыки разговорной речи.
Специалисты неоднократно испытывали прочность усвоения материала. Обучающиеся запоминали объем данных по иностранному языку во время сомнии. Качество полученных знаний проверялось и фиксировалось на экзаменах.
Спустя 9 месяцев проводилась повторная проверка. Она выявила, что объем сохраненной в памяти информации достигает 98%. Это лучший результат по сравнению со стандартными способами изучения иностранного языка.
Ученые проводили неоднократные эксперименты с запоминанием стихов. Участников делили на две группы. Одни учили стихи традиционным способом, другие в спящем состоянии.
Обучение во сне подходит для точного сохранения в памяти материала — содержания лекций, статей из учебников, слов в артистических ролях.
Способность учиться в спящем состоянии научно обоснована. В качестве полноценной замены существующих образовательных методик способ не годится. Эффективен как вспомогательный элемент для механического запоминания объемной информации.
Обучение во сне не достаточно исследовано, проработано. У ученых много работы в этом направлении.
Учиться во сне: возможно ли это?
За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования. Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.
В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…
Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!
Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…
В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.
В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.
Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…
Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.
Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.
Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!
Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.
Подтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!
Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.
Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.
Отменить ответ
Наверное всё таки возможно что то запомнить во сне но только на недолгое вермя
Я так один раз включил музыку на ночь и лёг спать.
Точно помню что перед тем как проснуться я слышал знакомую мне музыку, я проснулся, пол дня я помнил что за песня была во сне, но потом я полностью забыл её.
Долго пытался вспомнить что за песня была, но так и не вспомнил.
Обучение во сне и все, что с ним связано
Обучение во сне возможно
Две различные стадии сна, по-видимому, играют жизненно важные, взаимодополняющие роли в обучении: одна стадия повышает общую производительность, а другая стабилизирует то, что мы узнали за прошлый день. Таким образом и работает обучение во сне.
Новое исследование раскрывает механизмы, по которым работает обучение во сне
Ученым давно известно, что хороший ночной сон творит чудеса для нашей способности получать новые навыки.
Менее ясна роль разных стадий сна. В частности, было разногласие по поводу относительного вклада быстрого сна с быстрым движением глаз (REM), когда происходит большая часть сновидений, и сна без сновидений, медленного сна.
Исследование, проведенное психологами факультета когнитивных, лингвистических и психологических наук Университета Брауна в Провиденсе, Род-Айленд, дает нам важные подсказки, которые могут помочь, наконец, разрешить спор про обучение во сне.
Эксперимент, сфокусированный на визуальном обучении, предполагает, что для обучения новым навыкам, обе стадии сна играют существенные роли нейрохимической обработки знаний
Ученые обнаружили, что в то время, как сон вне фазы быстрого сна повышает эффективность новых приобретенных навыков за счет восстановления гибкости, сон быстрого сна стабилизирует эти улучшения и предотвращает их перезапись при последующем обучении, т.е. закрепляет их.
«Я надеюсь, что это поможет людям понять, что и медленный, и быстрый сон важны для обучения», — говорит автор-корреспондент Юка Сасаки, профессор когнитивных, лингвистических и психологических наук в Университете Брауна.
Большая часть быстрого (REM) сна приходится на последние часы сна, поэтому это открытие подчеркивает важность более поздних стадий сна.
«Когда люди спят по ночам, существует множество циклов сна. Быстрый сон появляется по крайней мере три, четыре, пять раз, и особенно в более позднюю часть ночи. Мы хотим, чтобы у нас было много быстрого сна, чтобы лучше помнить, поэтому мы не должны сокращать время сна». — Проф. Юка Сасаки
Исследование опубликовано в журнале Nature Neuroscience.
Обучение во сне: двойные преимущества
Психологи ранее определили два различных преимущества сна для обучения.
Первое преимущество, которое они называют «приростом производительности в автономном режиме», означает, что обучение, полученное до сна, улучшается после сна без какой-либо дополнительной тренировки.
Второе преимущество, называемое «устойчивость к помехам», защищает навыки, полученные перед сном, от их нарушения или перезаписи при последующем обучении после пробуждения.
Чтобы воспользоваться обоими преимуществами, необходимо найти компромисс между гибкостью и стабильностью
Обучение в течение дня включает в себя формирование новых синапсов, которые представляют собой электрические связи между нервными клетками, и усиление существующих синапсов за счет многократного использования.
Пока мы спим, мозг оптимизирует свои операции, чтобы работать более эффективно. Согласно ведущей гипотезе, он делает это путем реактивации синапсов, которые были усилены в течение дня, а затем без разбора «понижает шкалу» или ослабляет их все.
Именно этот механизм восстанавливает гибкость или пластичность локальных связей мозга и более широких сетей для повышения общей производительности.
В то же время во время сна мозг должен также стабилизировать ключевые синапсы, чтобы предотвратить удаление того, что было изучено в предыдущий день, в результате нового обучения.
Визуальная обучающая задача
Чтобы выяснить, когда каждый из этих процессов происходит во время сна, ученые дали добровольцам стандартное задание на визуальное обучение. Оно включало в себя идентификацию букв и выравнивание линий, которые появлялись на экране в двух разных задачах: одна перед сном и одна после сна.
Буквы и линии отображались на фиксированном фоне. Горизонтальные линии для одной группы добровольцев и вертикальные линии для другой группы.
Затем участникам давали поспать в течение 90 минут, поместив их головы в МРТ сканер.
После пробуждения им давали 30 минут, чтобы полностью проснуться перед выполнением той же задачи, но с противоположной ориентацией фоновых линий.
Предыдущие исследования показали, что переключение ориентации фоновых линий мешает повышению производительности при выполнении этой учебной задачи
Третьей группе добровольцев не давали никаких учебных заданий до или после сна.
Исследователи использовали электроды, приклеенные к векам и коже головы испытуемых, чтобы определить, когда они входят в разные стадии сна.
Они также использовали метод, называемый магнитно-резонансной спектроскопией, для измерения относительных концентраций двух нейромедиаторов — глутамата и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — в частях мозга, которые обрабатывают визуальную информацию.
Глутамат передает возбуждающие сигналы в мозг, тогда как ГАМК передает тормозные сигналы. Нейробиологи считают, что когда концентрация глутамата высока по сравнению с ГАМК, это отражает увеличение нейрональной пластичности, тогда как противоположное указывает на усиление стабилизации.
Повышение пластичности
Когда ученые проанализировали свои результаты, они обнаружили, что пластичность увеличивалась во время не-REM-сна, что коррелировало с улучшением выполнения новых задач после сна.
Интересно, что пластичность увеличивалась во время фазы медленного не-REM-сна даже у добровольцев, не выполнявших каких-либо задач для обучения, что позволяет предположить, что в мозгу происходит какой-то общий процесс оптимизации.
Во время позднего быстрого-REM-сна пластичность тех, кто выполнял учебные задачи, упала ниже уровня их пластичности, который был у них во время бодрствования. Это падение коррелировало со стабилизацией обучения в предыдущий день: похоже, что этот механизм предотвращает потерю прироста производительности.
Другими словами, быстрый сон может сделать обучение, проведенное перед сном, более устойчивым к помехам от последующего обучения.
В отличие от медленного сна резкое падение пластичности во время быстрого сна наблюдалось только у добровольцев, которым была поставлена задача учиться.
Это предполагает, что стабилизация (потеря пластичности), происходящая во время фазы быстрого сна, была сосредоточена исключительно на синапсах, участвующих в обучении.
Среди участников, которым не удалось войти в фазу быстрого сна в течение 90 минут, проведенных в сканере, улучшений производительности в обучении после сна не произошло.
В целом результаты показывают, что обе стадии сна важны для изучения нового. В то время как наш мозг находится в «автономном режиме», медленный сон, благодаря пластичности, улучшает усвоение только что полученных знаний. Но без фазы быстрого сна, во время которой идет стабилизация этих знаний и воспоминаний, все эти достижения будут потеряны.
Универсальные принципы?
Исследование фокусируется на определенной части мозга и включает только один вид обучающей задачи. Сасаки и ее команда надеются выяснить, применимы ли те же принципы к обучению в целом.
Кроме того, они хотят изучить роль сна, перед которым для большей мотивации к обучению предоставляются награды.
«Ранее мы уже доказали, что награды улучшают визуальное обучение во время сна, поэтому мы хотели бы глубже понять, как это работает», — говорит она. «Это амбициозно, но, возможно, мы могли бы расширить это исследование и на другие типы обучения, чтобы мы могли лучше запоминать и развивать моторику, визуальные навыки и творческие способности».
Этот блог не предназначен для обеспечения диагностики, лечения или медицинских советов. Информация на этом блоге предоставлена только в информационных целях. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом о любых медицинских и связанных со здоровьем диагнозах и методах лечения. Информация на этом блоге не должна рассматриваться в качестве замены консультации с врачом. Заявления, сделанные о конкретных товарах в статьях этого блога не подтверждены для лечения, диагностики или предотвращения болезней.