Обучение во сне это реально
Можно ли учиться во сне?
Наверняка каждому со школьных лет известно одно проверенное правило. Если нужно выучить какой-то материал наизусть, стоит прочитать его перед сном и положить книгу под подушку. Такой способ кажется весьма забавным, но его эффективность прячется в особенностях работы нашего мозга. Сам же «ритуал» здесь ни при чем. Действительно ли возможно обучение во сне?
Что такое гипнопедия?
Термин «гипнопедия» происходит из древнегреческого языка и обозначает обучение во сне. Это специальная методика, которая, по мнению некоторых ученых, позволяет мозгу воспринимать, анализировать, запоминать и воспроизводить информацию во время сна. При этом ее подача происходит в звуковом формате.
Данным методом люди пытались пользоваться с давних времен. В классической науке активно применять гипнопедию начали в 20-м веке. В разное время ученые проводили десятки экспериментов с целью изучения этого явления и его эффективности. Результаты оказались спорными. Одни исследователи отказывались признавать обучение во сне, другие – доказывали, что мозг реагирует на внешние раздражители и может их анализировать.
Наиболее результативными оказались исследования Чарльза Саймона и Уильяма Эммонса, которые в 1956 году провели ряд экспериментов с применением электроэнцефалографии. Они следили за ритмами головного мозга и установили, что новая информация им не усваивается, так как участники экспериментов не могли воспроизвести ее после пробуждения.
Исключение составили только те случаи, когда электроэнцефалограф регистрировал альфа-ритмы головного мозга – частоты от 8 до 14 Гц. Однако такой ритм характерен для состояния спокойного бодрствования, например, когда человек находится в темном помещении с закрытыми глазами. Так что, фактически он не спит.
Из-за исследований Эммонса и Саймона интерес к гипнопедии угас. Такой метод обучения посчитали бесполезным и невозможным. Но в 21-м веке ученые снова начали активно изучать этот вопрос, так как наука существенно продвинулась в области работы мозга, цикличности сна и т.д.
Интересные результаты получены исследователями Института имени Вейцмана в 2012 г. Эффективность обучения во сне остается мало изученным вопросом. Однако опытным путем удалось выяснить, что у спящего человека могут формироваться условные рефлексы.
Нюхательная реакция относится к категории невербальных. Ощущая приятный запах, мы обычно принюхиваемся сильнее. Неприятный запах заставляет органы нюха снизить активность. Так, испытуемым во время сна подавались разные запахи, сопровождающиеся определенными звуками.
Чувствуя приятный аромат, человек начинал дышать глубже и наоборот. Эксперимент проводился несколько раз. Вскоре для изменения дыхания достаточно было лишь услышать тот самый звук. Причем такая реакция сохранялась даже в режиме бодрствования.
Что происходит с мозгом во сне?
Сон состоит из быстрой и медленной (глубокой) фаз. Они чередуются – так образуются циклы. Активность мозга снижается в глубокой фазе. При этом происходит расслабление тела, восстанавливаются физические силы.
А в быстрой фазе мозг, наоборот, активно работает. В это время мы видим сновидения. Полученная за день информация тщательно анализируется и фильтруется. Мозг принимает решения, какие данные понадобятся человеку в дальнейшем, и «отправляет» их в долговременную память. Все остальное успешно забывается.
Простыми словами работу мозга во время сна можно назвать систематизацией и упорядочиванием. Получается, что происходит обработка ранее полученной информации, а не новой. Именно поэтому выученный накануне материал утром «отскакивает от зубов», хотя вечером казалось, что ничего запомнить не получается.
Согласно большинству исследований, обучаться во сне нельзя. Наш мозг во время быстрой фазы сна обрабатывает информацию, полученную за день, систематизирует ее, анализирует опыт. А во сне он лишь способен реагировать на разные стимулы, такие как звуки и запахи.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Обучение во сне: фантазии и реальность
Нет, вы не выучите во сне иностранный язык и не научитесь танцевать. Но кое-чему можно научиться даже в этом состоянии.
В книге «Возвращение в дивный новый мир» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».
В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» — наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.
Даже сегодня вы можете легко встретиться с рекламой аудиозаписей и электронных приложений, которые обещают, что во сне вы выучите иностранный язык, улучшите память, станете умнее и креативнее. Действительно ли во сне можно чему-то научиться, или всё это — лишь безответственные выдумки?
Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал, что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.
Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол — это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.
Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.
Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?
В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).
С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.
Чему можно научиться во сне
Оказалось, что кое-чему мозг действительно может научиться, пока вы беззаботно сопите. В августе 2017 года в журнале Nature была опубликована статья французских психологов, которые проверяли способность человека запоминать звуки, услышанные в спящем состоянии. Выяснилось, что люди способны идентифицировать звуковые сигналы после пробуждения, хотя даже не осознавали, что слышали их ранее.
Учёные уточнили, что запоминание происходит только в фазе быстрого сна, когда мозг наиболее активен. Интересно, что память, напротив, формируется в фазе медленного сна. Получается, что во сне мозг выполняет сразу несколько функций: пока на часах у вашей кровати бегут стрелки, он выполняет то одну, то другую работу — и делает это настолько деликатно, что вы не имеете об этом ни малейшего понятия.
Пока испытуемые спали, учёные запускали различные звуковые сигналы, которые ассоциировались с определённым запахом. Если запах был неприятен, дыхание спящего становится менее глубоким. Вскоре для того, чтобы изменить дыхание, достаточно было одного лишь звукового тона. Это вполне можно назвать классическим примером павловского обусловливания (вспомните классические эксперименты с собаками).
Но интересно другое: реакция на звуки сохранялась даже после пробуждения. Всё это свидетельствует о том, что формирование рефлексов происходит на таком глубоком уровне, где нет потребности в действующем сознании. Выучить иностранный язык по такой методике у вас вряд ли получится — с тем же успехом вы могли бы попытаться научить разговаривать по-французски свою собаку.
В другом исследовании участники выучивали несколько гитарных пассажей с помощью инструмента, похожего на Guitar Hero. Вскоре после этого они ложились спать. Затем их просили воспроизвести выученную мелодию. В одной группе участники эксперимента просто спали; в другой они тоже спали, но делали это под звуки мелодии, которую до этого пытались выучить. Именно участники из этой группы справились с заданием существенно лучше, чем остальные.
Находясь в бодрствующем состоянии, участники должны были переместить виртуальный предмет в определённое место на экране. Одновременно с этим раздавался характерный звуковой сигнал. Затем участники сделали полуторачасовой перерыв на сон. После пробуждения они попытались вспомнить, где находится виртуальный предмет. Участники из одной группы спали в тишине, а вот другие слышали тот самый звуковой сигнал — и они справились с заданием лучше.
Всё это звучит не слишком обнадёживающе: во сне можно учиться, но вряд ли чему-то серьёзному. Однако хороший сон всё-таки очень важен для обучения. Во сне мозг не усваивает почти ничего нового, зато эффективно перерабатывает уже имеющуюся информацию.
Утро вечера мудренее
Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом — самый верный способ на нём провалиться.
Исследования показали, что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются — так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.
Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.
Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько — фаза глубокого сна. С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.
Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.
Обучение во сне — правда или вымысел
Человек треть жизни спит. Люди хотят тратить это время с пользой, проходить обучение во сне. Ученые допускают такую возможность.
Что это такое
Программу получения знаний во время естественного отдыха называют гипнопедией. Спящий прослушивает читаемую специалистом информацию. Мозг откликается на посылаемые сигналы, обрабатывает их.
По древним рукописям ученые определили, что гипнопедия использовалась буддийскими монахами, египетскими жрецами. По ночам спящим ученикам проговаривали тексты священных писаний. Тайна методики утрачена.
О гипнопедии заговорили через столетия. В 1936 году начинающий врач Свядош А.М. из Санкт-Петербургского института охраны здоровья детей и подростков для кандидатской диссертации взял нестандартную тему о восприятии речи спящими людьми.
В 1950 году работы ученых в этой области велись в СССР и параллельно за рубежом. Наши специалисты предлагали обучение во время сна сделать массовым, западные — персональным.
С 1961 года в Москве доктора медицинских наук Зухарь В.П., Максимов А.Ю. совместно с учеными — биологами глобально изучают естественный сон людей на фоне подачи им разноплановой информации. Психо-физические показатели участников исследований фиксируют на электроэнцефалограммах. На долгое время работы в этом направлении приостанавливаются.
В 2012 году сотрудники Института Вейцмана достоверно установили, что у спящего человека вырабатываются условные рефлексы при идентификации запахов. Они убедились, что человек способен закреплять полученные знания. Ученых интересовало, может ли он в этом состоянии обучиться чему-то новому.
Из-за сенсомоторного характера обоняния приятные ароматы приводят к его обостренному восприятию, неприятные — наоборот. Эта особенность организма человека помогает исследовать новый механизм обучения.
Способность к обучению во время естественного отдыха — доказанный учеными факт.
В чем особенность
Организм не перестает работать. Сон делится на две стадии:
Они наступают поочередно, создают прогрессию. Медленная стадия предназначена для накопления физических сил. Тело успокаивается, мозговая деятельность минимизируется.
Быстрая фаза инициирует интенсивную работу мозга. Перебирается информация. Из кратковременной памяти переносится в долгосрочную.
Какие-то второстепенные сведения стираются насовсем. В этой стадии у человека появляются сновидения. Она подходит для изучения во сне.
В 2017 году французские психоаналитики доказали экспериментальным путем способность спящего человека заучивать незнакомые звуки, узнавать их после пробуждения.
Запоминание происходит только в активной фазе сна. Плохо то, что она непродолжительная. В начале прогрессии продолжается 5 минут, в конце — час.
Методики российских и западных ученых различаются. Наши специалисты существование гипнопедии объясняют присутствием в коре полушарий головного мозга уснувшего особых сторожевых сигналов.
Они исходят из теории об условном рефлексе известного академика И.П. Павлова. Западные исследователи склоняются к психоаналитической концепции.
Множественные эксперименты выявили индивидуальные особенности людей, влияющие на запоминание сведений при гипнопедии:
С учетом этих критериев задумывалось создание спальных классов на базе научно-исследовательских институтов. Но эти планы пока не реализованы.
Обучение под гипнозом или под воздействием медикаментов, электросонотерапии — не гипнопедия. Гипнотическое внушение имеет другую природу.
Что можно выучить
Традиционные образовательные методики гипнопедией заменить нельзя. Она помогает запоминать специфическую информацию:
Качество обучения повышают за счет подбора количества и длительности сеансов.
Результаты использования гипнопедии обусловлены большим количеством нюансов, касающихся характера подаваемого материала, индивидуальных качеств обучающегося. Это не дает внедрить в процесс массового обучения.
Методика работает при умелом сочетании с освоением информации в состоянии бодрствования. Хороша как вспомогательное средство для автоматического запоминания большого количества данных.
Спящий человек не освоит полностью иностранный язык, но быстро выучит слова, отточит навыки разговорной речи.
Специалисты неоднократно испытывали прочность усвоения материала. Обучающиеся запоминали объем данных по иностранному языку во время сомнии. Качество полученных знаний проверялось и фиксировалось на экзаменах.
Спустя 9 месяцев проводилась повторная проверка. Она выявила, что объем сохраненной в памяти информации достигает 98%. Это лучший результат по сравнению со стандартными способами изучения иностранного языка.
Ученые проводили неоднократные эксперименты с запоминанием стихов. Участников делили на две группы. Одни учили стихи традиционным способом, другие в спящем состоянии.
Обучение во сне подходит для точного сохранения в памяти материала — содержания лекций, статей из учебников, слов в артистических ролях.
Способность учиться в спящем состоянии научно обоснована. В качестве полноценной замены существующих образовательных методик способ не годится. Эффективен как вспомогательный элемент для механического запоминания объемной информации.
Обучение во сне не достаточно исследовано, проработано. У ученых много работы в этом направлении.
Обучение во сне: фантазии и реальность
В книге «Возвращение в дивный новый мир» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».
В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» — наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.
Треть своей жизни мы спим. Многие пытались использовать это время, чтобы научиться чему-то полезному, прикладывая для этого минимум усилий.
Даже сегодня вы можете легко встретиться с рекламой аудиозаписей и электронных приложений, которые обещают, что во сне вы выучите иностранный язык, улучшите память, станете умнее и креативнее. Действительно ли во сне можно чему-то научиться, или всё это — лишь безответственные выдумки?
Фрагмент картины «Сон святого Иосифа». Антон Рафаэль Менгс, ок. 1773-1774 гг.
Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал, что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.
Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол — это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.
Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.
Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?
В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).
С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.
Чему можно научиться во сне
Оказалось, что кое-чему мозг действительно может научиться, пока вы беззаботно сопите. В августе 2017 года в журнале Nature была опубликована статья французских психологов, которые проверяли способность человека запоминать звуки, услышанные в спящем состоянии. Выяснилось, что люди способны идентифицировать звуковые сигналы после пробуждения, хотя даже не осознавали, что слышали их ранее.
Учёные уточнили, что запоминание происходит только в фазе быстрого сна, когда мозг наиболее активен. Интересно, что память, напротив, формируется в фазе медленного сна. Получается, что во сне мозг выполняет сразу несколько функций: пока на часах у вашей кровати бегут стрелки, он выполняет то одну, то другую работу — и делает это настолько деликатно, что вы не имеете об этом ни малейшего понятия.
В 2012 году израильские исследователи выяснили, что у спящего человека можно сформировать определённые условные рефлексы — почти как в антиутопических фантазиях Олдоса Хаксли.
Пока испытуемые спали, учёные запускали различные звуковые сигналы, которые ассоциировались с определённым запахом. Если запах был неприятен, дыхание спящего становится менее глубоким. Вскоре для того, чтобы изменить дыхание, достаточно было одного лишь звукового тона. Это вполне можно назвать классическим примером павловского обусловливания (вспомните классические эксперименты с собаками).
Но интересно другое: реакция на звуки сохранялась даже после пробуждения. Всё это свидетельствует о том, что формирование рефлексов происходит на таком глубоком уровне, где нет потребности в действующем сознании. Выучить иностранный язык по такой методике у вас вряд ли получится — с тем же успехом вы могли бы попытаться научить разговаривать по-французски свою собаку.
«Пейзаж со сном Иакова». Михаэль Вильман, ок. 1691 г.
В другом исследовании участники выучивали несколько гитарных пассажей с помощью инструмента, похожего на Guitar Hero. Вскоре после этого они ложились спать. Затем их просили воспроизвести выученную мелодию. В одной группе участники эксперимента просто спали; в другой они тоже спали, но делали это под звуки мелодии, которую до этого пытались выучить. Именно участники из этой группы справились с заданием существенно лучше, чем остальные.
В 2013 году психологи из университета Иллинойса выяснили, что во сне можно не только стать музыкальнее, но и потренировать пространственную память.
Находясь в бодрствующем состоянии, участники должны были переместить виртуальный предмет в определённое место на экране. Одновременно с этим раздавался характерный звуковой сигнал. Затем участники сделали полуторачасовой перерыв на сон. После пробуждения они попытались вспомнить, где находится виртуальный предмет. Участники из одной группы спали в тишине, а вот другие слышали тот самый звуковой сигнал — и они справились с заданием лучше.
Всё это звучит не слишком обнадёживающе: во сне можно учиться, но вряд ли чему-то серьёзному. Однако хороший сон всё-таки очень важен для обучения. Во сне мозг не усваивает почти ничего нового, зато эффективно перерабатывает уже имеющуюся информацию.
Утро вечера мудренее
Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом — самый верный способ на нём провалиться.
Фрагмент картины «Христос, молящийся в Саду». Марко Базаити, ок. 1510-1516 гг.
Исследования показали, что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются — так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.
Фаза глубокого сна обычно занимает вторую часть ночи. Поэтому, если вы спите меньше 6 часов, ваша память вряд ли будет работать в полную силу.
Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.
Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько — фаза глубокого сна. С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.
Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.
Опубликовано в журнале «NEWTONEW», 23.08.2017