Обучение во сне насколько эффективно
Учиться во сне: возможно ли это?
За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования. Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.
В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…
Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!
Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…
В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.
В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.
Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…
Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.
Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.
Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!
Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.
Подтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!
Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.
Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.
Отменить ответ
Наверное всё таки возможно что то запомнить во сне но только на недолгое вермя
Я так один раз включил музыку на ночь и лёг спать.
Точно помню что перед тем как проснуться я слышал знакомую мне музыку, я проснулся, пол дня я помнил что за песня была во сне, но потом я полностью забыл её.
Долго пытался вспомнить что за песня была, но так и не вспомнил.
Изучение языков во сне
Вы слышали однажды, что можно изучать язык во сне и теперь вам интересно знать как. Вам наверняка кажется, что такой способ изучения намного легче традиционных методов. Тогда мы предлагаем продолжить читать статью и узнать больше об этой теме.
Часто думаете о возможности изучения второго языка, но не решаетесь из-за кажущихся трудностей. Тем более если не имеете свободного времени, но желание овладеть новым языком по-прежнему сильно.
Поэтому ищете более легкий способ, такой как изучить язык во время сна, следовательно, вы хотите знать больше об этой теме, которая кажется немножко неясной и магической.
Происходящее во время сна покрыто ореолом таинства, однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что мозг остается активным в течение сна, следовательно, это допускает возможность обучения во сне, помогая достичь поставленных целей.
Это не значит, что вы освоите язык как по мановению волшебной палочки, разумеется, любое обучение требует усилия и преданности делу. Мы рекомендуем внимательно прочитать информацию, чтобы достичь поставленных целей.
Как узнать, как выучить язык во сне?
Несмотря на то что сон — это фаза отдыха мозг продолжает работать во время сна, позволяя усвоить какой угодно материал в течение этого периода. Это очень интересно.
Для этого существуют несколько техник, которые нужно знать, чтобы изучить язык во сне. Важно быть мотивированным и заинтересованным, чтобы отправиться в это увлекательное приключение. Решайся!
Прослушивай аудиозаписи изучаемого языка во время сна
Эта техника предполагает прослушивание аудио в период сна, что позволит твоему мозгу обрабатывать информацию, которую он слышит в течение ночи. Это отличный метод для быстрого обучения.
Начинайте прослушивание аудиозаписи до того, как отправитесь в кровать. А также могут помочь вам видеозаписи, которые легко сможете найти в интернете.
Главное, выбрать очень хороший материал для изучения, используя возможности современных технологий. Существуют много сайтов, где сможете найти очень хорошие видео, которые помогут в обучении.
Это не значит, что нельзя использовать другие техники, наоборот, комбинируйте их, чтобы этот процесс проходил легче и эффективней. В то время как вы отдыхаете мозг продолжает работать и усиливает возможности обучения.
Посвятите 15 минут в день для изучения языка
Посвятите 15 минут в день на занятия. Будет гораздо эффективней, если сделаете это до того, как отправиться спать. Затем во сне вы закрепите полученные знания.
На первый взгляд, сложно поверить, что в течение сна мозг обрабатывает информацию, произошедшую днем. Поэтому посвящая обучению несколько минут до сна, то во время сна мозг закрепит изученное. По этой причине практикуйся немного в течение дня, но преимущественно до сна, с целью закрепить полученные знания во время сна.
Дополняйте свое обучение другими инструментами
Кроме того, использование аудио и видео очень важно, но будет лучше, если вы дополните обучение другими инструментами. Среди них, может быть, прослушивание музыки, повторяя слова которой вы улучшите произношение. Можно это делать в конце дня или в любое другое время, когда хотите.
И также можете найти человека, говорящего на языке, который хотите изучить, и с похожими интересами, свяжитесь с ним по Skype. Попросите его исправлять ваши ошибки в разговоре. Это отличный способ изучить корректное произношение.
Оставайтесь мотивированным ища лучший способ изучения насколько это возможно. В практике кроется успех, которого вы можете достичь. Практикуйтесь в любой момент, преимущественно до того, как идти в кровать.
Усердие в обучении — это ключ для получения лучших результатов. Комбинируя различные техники, вы достигнете большого прогресса. Ведь изучение языка это в первую очередь преданность делу и интерес.
Мотивация подталкивает делать что-то и достичь это, так что ищите вашу мотивацию и осмельтесь попробовать это. Начните с попытки, но сделайте это, несомненно, посвящая этому все свое внимание. Требуется только несколько минут в день.
Несомненно, изучение языка во сне звучит очень заманчиво и теперь вы знаете, что это возможно. Главное, отнеситесь серьезно к той информации, что представлена в этой статье. У вас все получится!
Обучение во сне — правда или вымысел
Человек треть жизни спит. Люди хотят тратить это время с пользой, проходить обучение во сне. Ученые допускают такую возможность.
Что это такое
Программу получения знаний во время естественного отдыха называют гипнопедией. Спящий прослушивает читаемую специалистом информацию. Мозг откликается на посылаемые сигналы, обрабатывает их.
По древним рукописям ученые определили, что гипнопедия использовалась буддийскими монахами, египетскими жрецами. По ночам спящим ученикам проговаривали тексты священных писаний. Тайна методики утрачена.
О гипнопедии заговорили через столетия. В 1936 году начинающий врач Свядош А.М. из Санкт-Петербургского института охраны здоровья детей и подростков для кандидатской диссертации взял нестандартную тему о восприятии речи спящими людьми.
В 1950 году работы ученых в этой области велись в СССР и параллельно за рубежом. Наши специалисты предлагали обучение во время сна сделать массовым, западные — персональным.
С 1961 года в Москве доктора медицинских наук Зухарь В.П., Максимов А.Ю. совместно с учеными — биологами глобально изучают естественный сон людей на фоне подачи им разноплановой информации. Психо-физические показатели участников исследований фиксируют на электроэнцефалограммах. На долгое время работы в этом направлении приостанавливаются.
В 2012 году сотрудники Института Вейцмана достоверно установили, что у спящего человека вырабатываются условные рефлексы при идентификации запахов. Они убедились, что человек способен закреплять полученные знания. Ученых интересовало, может ли он в этом состоянии обучиться чему-то новому.
Из-за сенсомоторного характера обоняния приятные ароматы приводят к его обостренному восприятию, неприятные — наоборот. Эта особенность организма человека помогает исследовать новый механизм обучения.
Способность к обучению во время естественного отдыха — доказанный учеными факт.
В чем особенность
Организм не перестает работать. Сон делится на две стадии:
Они наступают поочередно, создают прогрессию. Медленная стадия предназначена для накопления физических сил. Тело успокаивается, мозговая деятельность минимизируется.
Быстрая фаза инициирует интенсивную работу мозга. Перебирается информация. Из кратковременной памяти переносится в долгосрочную.
Какие-то второстепенные сведения стираются насовсем. В этой стадии у человека появляются сновидения. Она подходит для изучения во сне.
В 2017 году французские психоаналитики доказали экспериментальным путем способность спящего человека заучивать незнакомые звуки, узнавать их после пробуждения.
Запоминание происходит только в активной фазе сна. Плохо то, что она непродолжительная. В начале прогрессии продолжается 5 минут, в конце — час.
Методики российских и западных ученых различаются. Наши специалисты существование гипнопедии объясняют присутствием в коре полушарий головного мозга уснувшего особых сторожевых сигналов.
Они исходят из теории об условном рефлексе известного академика И.П. Павлова. Западные исследователи склоняются к психоаналитической концепции.
Множественные эксперименты выявили индивидуальные особенности людей, влияющие на запоминание сведений при гипнопедии:
С учетом этих критериев задумывалось создание спальных классов на базе научно-исследовательских институтов. Но эти планы пока не реализованы.
Обучение под гипнозом или под воздействием медикаментов, электросонотерапии — не гипнопедия. Гипнотическое внушение имеет другую природу.
Что можно выучить
Традиционные образовательные методики гипнопедией заменить нельзя. Она помогает запоминать специфическую информацию:
Качество обучения повышают за счет подбора количества и длительности сеансов.
Результаты использования гипнопедии обусловлены большим количеством нюансов, касающихся характера подаваемого материала, индивидуальных качеств обучающегося. Это не дает внедрить в процесс массового обучения.
Методика работает при умелом сочетании с освоением информации в состоянии бодрствования. Хороша как вспомогательное средство для автоматического запоминания большого количества данных.
Спящий человек не освоит полностью иностранный язык, но быстро выучит слова, отточит навыки разговорной речи.
Специалисты неоднократно испытывали прочность усвоения материала. Обучающиеся запоминали объем данных по иностранному языку во время сомнии. Качество полученных знаний проверялось и фиксировалось на экзаменах.
Спустя 9 месяцев проводилась повторная проверка. Она выявила, что объем сохраненной в памяти информации достигает 98%. Это лучший результат по сравнению со стандартными способами изучения иностранного языка.
Ученые проводили неоднократные эксперименты с запоминанием стихов. Участников делили на две группы. Одни учили стихи традиционным способом, другие в спящем состоянии.
Обучение во сне подходит для точного сохранения в памяти материала — содержания лекций, статей из учебников, слов в артистических ролях.
Способность учиться в спящем состоянии научно обоснована. В качестве полноценной замены существующих образовательных методик способ не годится. Эффективен как вспомогательный элемент для механического запоминания объемной информации.
Обучение во сне не достаточно исследовано, проработано. У ученых много работы в этом направлении.
Обучение во сне как способ стать более эрудированным
Учеба – трудоемкий, длительный, утомительный процесс. Выучить английский текст, поэму, историческую хронику сложно. У всех на слуху теория обучения во сне. Имеет ли место такой способ получения знаний? Работает гипотеза, или это теоретические догадки ученых? Выучить физику, таблицу умножения, иностранный язык в период отдыха, не прилагая усилий – фантастика. Ученые утверждают – человеческий мозг способен на такие действия. Обучение во сне по-научному называется гипнопедия.
Реально ли использование выучить ли что-либо в период сновидений
Головной мозг остается загадкой, которая научно не освоена. Его предназначение заключается в восприятии сведений, усвоении, запоминании. Во сне отдыхает костно-мышечная система, органы и системы. Головной мозг продолжает активно работать все время. В этот период включается повышенная восприимчивость.
Сон – период, для которого характерны промежутки различной степени активности мозговой деятельности.
Степени активности мозговой деятельности
Обучение с высокой вероятностью успеха происходит на первой стадии. Когда человек погружается в крепкий, безмятежный сон, восприятие сведений заканчивается.
Что собой представляет гипнопедия
Ученые выяснили, что в сонном состоянии за короткий промежуток времени человеческий мозг способен усвоить информацию. Они утверждают – лучше с помощью данного метода изучать науки, которые не даются в период бодрствования. Посредством гипнопедии осваиваются точные науки: математика, физика, информатика, основы информационных технологий. Хорошо запоминаются простейшие математические действия: умножение, деление, формулы, теоремы. Если в обычный период постижение английского, русского, французского языков, истории, не вызывает сложностей, нет смысла изучать в моменты отдыха.
Техника обучения в период сновидений сравнима с гипнозом. Мощность воздействия на подсознание, психику человека гораздо слабее, чем при гипнозе.
Чтобы обучение было продуктивным, исключите отвлекающие внимание факторы. Чтобы выучить важный материал, требуется предельная концентрация внимания.
Для увеличения вероятности освоения материала необходимо:
– отсутствие причин сомневаться в собственных возможностях;
– информация интересна обучающемуся. Успех зависит от потребности поступающей информации;
– чтобы выучить материал, сонный человек полностью расслабляется;
– спокойная обстановка вокруг;
– исключите посторонние шумы, скрипы, шорохи. Причиной неудачной попытки может стать стук двери, шум шагов.
Обучение во сне: преимущества, недостатки
Обучение в период сновидений имеет достоинства, недостатки, которые необходимо учитывать, выбирая методику освоения математики, грамматических основ русского. Взвесьте все за, против, перед тем, как воспользоваться методикой.
Преимущества | Недостатки |
Сонный человек способен освоить материал, если тема знакома, подача материала правильная. | Вид обучения до конца не изучен, неизвестно, какие реакции организма может вызвать. |
Изучение, усвоение информации в сновидениях развивает мышление. | Многие, кто стремится выучить желаемую тему таким путем, отмечают ухудшение качества сна, быструю утомляемость. |
В сонном состоянии можно выучить формулировку, таблицу умножения, запомнить мелодию. | С помощью данной методики не удастся постичь непонятную науку, которая не вызывает интереса в период бодрствования. |
Обучение таким способом укрепляет память, тренирует мышление. | Выучить можно не большой объем материала. |
Обучение в период отдыха за 5 минут
Специалисты называют способность выучить, усвоить новую информацию техникой обучения за 5 минут. Период поверхностного сна длится от 5 до 15 минут. Лектор, поставленная запись не озвучивается дольше 8-10 минут. Специалисты рекомендуют после пробуждения воспроизвести полученную информацию. Обучение может сопровождаться звучанием музыкальных композиций.
Специалисты единогласно утверждают, что для понимания, запоминания материала повторяйте, прослушивайте в сонном состоянии, и в момент бодрствования.
Обучение во сне – правда или миф?
Вообразите, что вы можете усвоить информацию из любой книги или учебника всего за несколько ночей крепкого сна. Вы можете записать на пленку книгу, включать эту запись в течение нескольких ночей, и вуаля — дело сделано! Прощайте, все эти полуночные чтения о психологических заблуждениях!
И здесь, как и во многих областях психологии, надежда умирает последней. Действительно, многие сторонники обучения во сне (называемого «гипнопедией») сделали множество мощных заявлений относительно потенциала этой техники.
Например, сайт sleeplearning.com сообщает своим посетителям о том, что : «Обучение во сне является способом использовать силу вашего подсознания и позволяет вам выучить иностранные языки, сдать экзамены, провести профессиональные исследования и самосовершенствоваться, используя методы, основанные на исследованиях, с большим успехом проводимых во всем мире… Это самое невероятное учебное пособие за многие годы».
Данный сайт предлагает множество дисков, которые якобы могут помочь нам изучить языки, прекратить курить, похудеть, уменьшить стресс, или стать лучшим любовником, и добиться всего этого, когда мы «даем храпака». Создатели этого сайта зашли так далеко, что заявляют: применение дисков дает лучший эффект, когда люди спят, а не бодрствуют. Amazon.com тоже представляет массу товаров, которые помогут нам учиться во сне. В том числе опять-таки диски, реклама которых утверждает, что они помогут нам выучить испанский, румынский, иврит, японский и китайский языки, проигрывая для нас подсознательные сообщения, когда мы крепко спим. Пожалуй, неудивительно, что результаты одного опроса показали: 68% студентов полагают, что люди могут изучить новую информацию во время сна.
Обучение во сне – это также непременный атрибут и многих популярных книг, телевизионных программ и фильмов. В блестящем, но страшном романе Энтони Берджесса «Заводной апельсин», позже экранизированном режиссером Стэнли Кубриком и получившем Оскара, правительственные чиновники неудачно пытаются использовать техники обучения во сне для того, чтобы трансформировать главного персонажа, Алекса, из классического психопата в почтенного члена общества. В эпизоде популярного телесериала «Друзья» Чандлер Бинг (которого играет Мютью Перри) пытается бросить курить, слушая во сне аудиозапись с соответствующими внушениями. Однако, не зная, что в этой записи содержится внушение «Вы – сильная и уверенная женщина», Бинг начинает в повседневной жизни вести себя, как женщина.
Но соответствует ли публичное восприятие обучения во сне тем внушительным утверждениям, которые делают его сторонники? Одна причина для начального оптимизма по поводу такого обучения происходит из данных о том, что люди иногда включают внешние стимулы в свои сны. Классическое исследование Уильяма Демента и Эдварда Волперта продемонстрировало, что воздействие на спящих субъектов раздражителями типа струйки воды из шприца часто заставляет их включать эти раздражители в свои сны.
Например, в ходе эксперимента Демент и Волперта участник, на которого во сне побрызгали водой, а позже разбудили, сообщил, что видел во сне протекающую крышу. Более поздние исследования показали, что примерно 10-50% участников экспериментов включают внешние раздражители, такие как звонки, красный свет и голоса, в свои сны. Однако эти исследования не показывают обучения во сне, потому что они не показывают, что люди могут встроить сложную новую информацию типа математических формул или новых слов на иностранных языках в свои сны. Не показывают они и то, что люди могут позже вспомнить эти внешние представленные раздражители в повседневной жизни, если их не пробуждают.
Он пытается бросить курить, слушая во сне специальную аудиозапись, не зная, что в этой записи содержится внушение «Вы – сильная и уверенная женщина».
Чтобы исследовать утверждения о том, что во время сна можно обучиться чему-то, исследователи должны одной группе участников эксперимента дать послушать во сне записанные на пленку стимулы, такие как иностранные слова, а другой – «контрольную» аудиопленку со стимулами, не имеющими отношения к эксперименту. А позже, в ходе стандартизированного теста, выяснить у участников их знание услышанных стимулов. Интересно, что некоторые первоначальные исследования обучения во время сна дали обнадеживающие результаты. Группа исследователей знакомила моряков с азбукой Морзе, когда они спали. В результате моряки усвоили азбуку Морзе на три недели быстрее других моряков. Другие исследования, проведенные в бывшем Советском Союзе, тоже подтверждали заявления о том, что люди могут изучить новый материал, такой как слова или предложения, слушая аудиозаписи во время сна.
Прослушивание аудиозаписей во время полного бодрствования не только более эффективно, но и более полезно.
Однако в этих ранних позитивных сообщениях нет главного альтернативного объяснения: записи на магнитную ленту, возможно, разбудили субъектов! Проблема состоит в том, что почти все исследования, показывая позитивные последствия, не контролировали мозговые волны субъектов, чтобы гарантировать, что они фактически спали, слушая эти аудиозаписи. Лучше контролируемые исследования, которые отслеживали мозговые волны субъектов, чтобы удостовериться в том, что они действительно спят, предложили мало или вовсе не предложили никаких доказательств в пользу обучения во сне. Так что, возможно, аудиозаписи, обучающие во сне, «работают», потому что субъекты слышат кусочки из них, когда то засыпают, то просыпаются.
Прослушивание аудиозаписей во время полного бодрствования не только более эффективно, но и, вероятно, более полезно. Что касается утверждения о том, что такие записи улучшат ваши знания или уменьшат стресс, то мы бы рекомендовали вам сэкономить ваши деньги и просто хорошенько выспаться ночью.