Одежда на руси для сна
История происхождения и преображения ночной сорочки
Сегодня, заглянув в гардероб любой дамы мы, конечно же увидим повседневный и такой необходимый предмет для комфортного сна — ночную сорочку.
И вряд ли найдется барышня, которой была бы не интересна эта одежда. Ведь «ночнушка» не просто на каждую ночь, но и для других определенных случаев, для поездок, быть соблазнительной и т.д.
В продаже огромный выбор моделей женского белья удовлетворит любой вкус и кошелек.
Возникновение ночной сорочки
Что нам известно о белье для отдыха и, как и откуда оно пришло в нашу жизнь?!
А проследить историю возникновения ночной сорочки возможно из древних рукописей и увидеть на картинах известных художников в Национальных галереях Греции, Италии, России и США.
Начиная с IV века нашего тысячелетия, первым упоминанием у древних греков о нижней одежде был Хитон, который одевался на голое тело. Шился из простого белого холста.
В античном Риме женское белье имело свободный покрой, без рукавов (позже – с рукавом до локтя), по длине – в пол. На итальянской картине V века «Раненая амазонка» изображена в Эксомисе (нижняя греческая одежда из тонкой материи) на одной бретельке, подхваченная пояском, и по длине чуть выше колена.
В Византии в шестом веке знатные слои населения были избалованы дорогими тканями, привозимыми купцами из Древнего Китая. Это и парча, и натуральные шелка, бархат с набивными рисунками, тончайший шифон. Поэтому византийские дамы имели в арсенале шелковые ночные сорочки, которые назывались Туниками.
Так как огромное Византийское государство занимало в основном территорию с теплым климатом, поэтому для простых граждан туника служила и как одежда для сна и повседневного ношения. Шилась из недорогих тканей, но украшенная пурпурной каймой в виде полос, треугольников и кругов, укороченного фасона под поясок.
В Европе уже в XVI веке простые крестьяне носили Рубашки со сборкой вокруг шеи и с длинными рукавами, прикрытые жилеткой на шнуровке.
В преимущественном большинстве изделий каркас
дивана аккордеон с ортопедическим основанием снабжен ламелями, имеющими различное направление крепления. У моделей имеющих небольшую длину сидения ламели расположены параллельно.
Для создания уюта в доме, оптимального использования пространства и комфортного ночного отдыха стоит присмотреться к моделям диванов-кроватей с ортопедическими матрасами, а определиться с выбором поможет наша статья.
В Национальной галерее в Вашингтоне выставлены две картины XIX века: Камиль Коро «Августина» (начало столетия) и Эдгара Дега «Женщина, расчесывающая волосы» (конец века). И на обоих полотнах мы видим дам в длинных широких рубашках из белого полотна с овальным вырезом и короткими рукавами.
И только в начале 1910 года белье европейской дамы становится элегантным: из батиста, украшенное кружевом и лентами. После первой мировой войны в гардеробе модниц появляется белье из атласа, шелка на бретельках, и уже разнообразных постельных оттенков.
С 30-х годов прошлого столетия приобретает популярность трикотажная ночная сорочка почти у всех слоев населения, даже у мужчин. Шилась в виде комбинезонов, отдельных комплектов штанишек и рубашек. Натуральный состав и комфорт ткани привел трикотаж и в наш век.
Дамское белье в России
На Руси древние славяне шили Рубахи (от слов – рубить, рубище), и носили как нижнее белье, а иногда и как единственный предмет одежды. Представляло балахон из хлопка, льна (серого или белого цвета) в виде двух кусков материй, скрепленных на плечах.
В царской России XIX столетия богатые слои населения (дворянки, купчихи) могли позволить себе красивое белье из дорогих тканей (батист, шелк, шифон, крепдешин), используемых в то время, с украшениями ручной работы.
Шелковые ночные сорочки женские имели настолько изысканный вид от многочисленных рюш и драпировок, что приобрели название «кокетка».
Простой российский народ шил нательное белье классического покроя изо льна или шерсти (в зависимости от времени года), которое носилось под основной одеждой, и служило защитой для тела в ночное время.
После революции в 20-х годах и на долгие годы советская женщина была лишена возможности купить что-то достойное из одежды для сна, кроме простейших моделей из хлопка или льна.
Ведь до 1970 года в магазинах из-за скудного предложения производителей советским дамам самим приходилось экспериментировать, придумывать и воплощать в жизнь интересные ситцевые ночные сорочки. Украшали свои «творения» рюшами, кантами, оборками.
Даже выбор тканей не мог похвастать своим разнообразием. Для холодного времени года шили экземпляры из фланели с длинными рукавами. Позже появились в продаже комбинации из искусственных тканей (вискозный шелк на ацетатной основе, штапель) на тонких бретелях, с кружевными украшениями и различными цветовыми решениями.
Сорочки для беременных
В наши дни любая дама может иметь в своем гардеробе столько ночного белья, сколько ее душе угодно!
От предложенного ассортимента в современных магазинах, интернете, в журналах и каталогах трудно устоять. Но залог здоровья для нас — это качественный сон (см. Сколько нужно спать, чтобы выспаться), а выбор ночной сорочки для беременных — важная необходимость.
Как правильно подобрать нужный вам размер?!
Берем сантиметровую ленту и обмеряем себя, узнаем свои параметры:
Полученные данные можем сверить с таблицей размеров. Она имеется в любом магазине или в интернете.
При покупке сорочки посмотрите на бирку, и убедитесь в правильности выбора модели, а также прочтите о составе ткани.
Ведь производится эта ткань с помощью химической переработки целлюлозы из хвойных пород деревьев: сосны и ели. В вискозную нить добавляется эластичное вплетение, в результате получается воздухопроницаемая, теплозащитная натуральная ткань!
Особенно рационально размещение дополнительного спального места в гостиной. Здесь
маленький раскладной диван пригодится как для расположения гостей, так и для сна домочадцев.
Компактные габариты дивана аккордеона без подлокотников в собранном состоянии позволяют размещать мебель в небольших помещениях или подбирать классические комплекты – диван два кресла. О преимуществах моделей читайте тут.
Существуют специализированные магазины для беременных. А чтобы «ночнушка» служила вам и после родов, то прислушайтесь к следующим рекомендациям.
Выбираем модель свободного кроя с минимальным количеством украшений и швов. Впереди – обязательно предусмотрена застежка на пуговках, чтобы ночью (после рождения ребенка) можно было легко расстегнуть и покормить малыша.
Тело может свободно дышать, ведь хлопок практичен, легок в уходе и стирке, вызывает чувство расслабления. Что так необходимо ночью — здоровый сон!
Современная сорочка
Время не стоит на месте. Так и с женское белье преобразуется, становится изысканным.
Дизайнеры всего мира фантазируют, используя передовые технологии обработки ткани, для «слабой половины» человечества, и не устают радовать нас, придумывая что-то новое, неповторимое для любой фигуры и любого возраста.
Как любая одежда, так и фасон ночной сорочки зависит от состава ткани и ее расцветки, кроя, технологии обработки, украшений. И важная составляющая — это качество готового изделия!
Даже недорогие модели из бязи, сатина, трикотажа доставят удовольствие ночью красотой и практичностью.
Для романтического вечера выгодным вариантом окажется ночное белье из атласа, шелка, кружевного полотна в виде пеньюара, или роскошной комбинации в кружевах и стразах, бусинах и лентах.
Любая дама, паненка, мадам — все мы женщины даже ночью хотим выглядеть привлекательными, засыпать счастливым сном. А утром, проснувшись с хорошим настроением, и в течение дня чувствовать себя красивой и уверенной!
Поэтому удачная и приятная покупка ночного белья — залог здорового сна!
Как на Руси относились к сну и снам: Каким был кот Баюн, чем опасна бессонница и другие древние поверья
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ко сну в старой Руси относились очень серьезно. Считалось, что это возможность побывать в потустороннем мире, заглянуть в будущее или прошлое, увидеть давно ушедших людей и даже узнать свою судьбу. Многим персонажам сказок и колыбельных приписывалась способность наладить сон или лишить человека этого блага. С начало 19 века герои мира сна стали описываться в литературных произведениях, их образы использовались в живописи и музыке. Читайте, каким был кот Баюн, существовала ли сказочное сон-трава, как выглядела бессонница и что она могла сделать с человеком.
Кот Баюн: почему он не мог никого убаюкивать
Что такое дрема – добрая старушка или маленький мужичок, и как они относились к детям
Хорошо относился к детям ночной дух, задачей которого было усыплять людей, а именно Дрема. Представляли этого персонажа как маленькую добрую старушку, которая ласково гладит малыша, или в виде мужичка, которой поет колыбельную и убаюкивает ребенка. Как видно, дрема могла быть и мужчиной, и женщиной.
С начала 18 века слово дрема стали использовать в литературе как обозначение полусонного состояния, а в первой половине 20 века она опять получила конкретный образ. Достаточно вспомнить известное стихотворение Бальмонта, где он описывает дрему или произведение «Царь девица» Марины Цветаевой, где дрема предстает в образе птицы.
Бессонница : как ее изгоняли и как она выглядела
Бессонница была популярной темой для стихотворений. О ней писал Федор Тютчев, Александр Пушкин, Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов, Анна Ахматова. В народе же все воспринимали гораздо проще. Описывались духи, которых называли криксы-вараксы, и которые вели себя очень нагло. Например, в сказке Алексея Ремизова, основанной на русском фольклоре, эти неприятные существа пролезли в огород к попу, оторвали собаке хвост, а потом подожгли его.
Существовала ли сон-трава, от которой можно спать всю зиму
В народных легендах и заговорах очень часто упоминается сон-трава. В древности на Руси верили, что для того, чтобы проспать целую зиму медведи едят корни этого растения. И что если человек возьмет со зверя пример, то и он сможет впасть в спячку. Существовали и существуют сегодня реальные растения, которые в некоторых областях считали сон-травой и называли поэтичными именами: одурью сонной, дурманом, дремой-сном. А официально зовутся они прострелом раскрытым, белладонной обыкновенной, смолкой клейкой. В народе говорили, что сонная трава расцветает 18 июня.
Если сорвать растение в этот время, то есть в Дорофеев день, то можно ждать мирной жизни. А чтобы увидеть вещий сон нужно было засушить траву и подкладывать ее под матрас или подушку. Скорее всего тут говорится о смолке клейкой, которую знахари применяли как успокоительное средство. Белладонна же по сути является сильным ядом, и цветет она все лето. А по мнениям исследователи, сон-трава это все-таки прострел – растение, которое распространено по всей России. Если использовать его свежесорванным, то можно отравиться, а вот засушенный прострел использовался знахарями чтобы лечить нервные расстройства.
Спящая царевна: сон как наказание и жуткие подробности сказок о спящей красавице в разных странах
В древности на Руси (да и не только) верили, что как бессонница, так и наоборот, сонливость, может быть наслана колдунами в наказание за что-то. На основе этого поверья появились сюжеты о спящей красавице, принцессе, царевне. Об этом писал Шарль Перро, Братья Гримм, Александр Пушкин. Красивая на первый взгляд история в некоторых изложениях имеет ужасные подробности. Например, если почитать французский вариант «Спящей красавицы»: после того как принц разбудил принцессу, они играют свадьбу, у них появляются дети, которые чуть не становятся жертвой ужасной бабушки людоедки.
В русском сказании царевну не удается разбудить поцелуем, и царевичу ничего не остается, как влюбиться в ее бездыханное тело. А вот лишь некоторые примеры использования легенды об уснувшей девушке: Пушкин написал «Сказку о мертвой цaревне и семи богатырях», композитора Александра Бородина предание вдохновило на создание прекрасного романса о спящей княжне. На сцене Императорского театра Санкт-Петербурга в 1850 году был поставлен балет хореографа Жюля Перро «Питомица фей», а почти через сорок лет появился балет «Спящая красавица» (музыка Чайковского), который и сегодня невероятно популярен в мире искусства.
Сон считался таинством, то, что снилось, могло сбыться, или стать предостережением. Потому с помощью крестьянских гаданий предсказывали будущее и искали ответы на сложные вопросы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ночная сорочка: история появления и эволюция.
Как известно, человек проводит во сне треть своей жизни, но о комфортной одежде для этого времяпрепровождения задумывается не всегда. А зря, так как качественный отдых напрямую влияет на самочувствие человека и настроение, с которым ему предстоит провести целый день. Трудно представить, не отдохнувшего как следует человека, в хорошем расположении духа и излучающим энергию, не правда ли? Следовательно, нужно уделять внимание не только тому, на чем мы спим, но и в чём.
А поговорим мы сегодня о ночной сорочке, как и где она появилась, как эволюционировала и в каком виде добралась до нашего времени…
В средние века мужской наряд мало чем отличался от женского. Они напоминали тунику, которую носили в течение многих столетий оба пола в Египте и Риме. Тогда рубашки были бесформенные и представляли собой прямоугольный кусок ткани с рукавами. Они, как правило, были сделаны из белого льна, так как лен довольно хорошо впитывает влагу и его можно было без проблем кипятить и отбеливать по мере загрязнения.
Точного места и времени появления одежды для сна неизвестно, но ее документированная история началась в Чехии в 1492 году. Тогда она называлась совсем по-другому – «юбка для сна» или «юбка для спальни» и шилась из большого количества материала, так как служила, в первую очередь, нательным бельем под повседневное одеяние. Соответственно, позволить себе такой элемент гардероба могли далеко не все, а только зажиточные и знатные особы.
Представления человечества о нравственности и существующие в ту пору обычаи также оказывали влияние на то, в чем нужно было отправляться спать. Моральные устои общества и понятия о стыдливости диктовали, что тело спящего человека или находящегося в комфортной домашней обстановке, должно быть надлежаще прикрытым. В викторианский период (1837-1901гг.) блюстители морали критиковали модные тенденции, подчеркивающие женственные формы, как опасные разуму, а почтенные горожане с неодобрением отзывались о ночных сорочках расшитых кружевами, видя в этом признаки порочности.
К концу средневековья мужские ночные сорочки были подобны обычным рубашкам, которые носили во время бодрствования. Между 1626 и 1866 г., как правило, они имели отвернутый вниз или складной воротник, а отверстие для шеи было чуть глубже, чем в дневной рубахе. Дорогие ночные сорочки, принадлежащие состоятельным джентльменам, были часто декорированы кружевами на шее и оборками на запястьях. К концу 1800-х годов были доступны такие ткани, как лен, хлопок, фланель, белый или цветной шёлк. Со временем, в таком виде мужской спальным наряд, утратил популярность и на смену ему пришел пижамный костюм. В 60-е годы в Англии мужская пижама полностью заменила ночные рубашки и джентльмены стали отдыхать исключительно в них. По одному только слову «пижама» понятно, что оно имеет восточное происхождение, а означает «одежда для ног». Согласно историческим записям, первая пижама была привезена в Европу путешественниками из Азии. Вместе с привычными сладостями и нужными вещицами кочевники захватили с собой удобный и практичный костюм для отдыха.
Одежда для отдыха у мужчин, 1881год.
Первоначально, женские льняные рубашки для сновидений были просторно и незатейливо скроены и имели отвернутый воротник с рукавами, собранными в манжеты. Со средины 1800-х годов и далее, женская одежда для сна превратилась в более сложную, соблазнительную и богато отделанную.
1825-1930гг. Ночная сорочка с длинным рукавом из хлопка
С 1887 года становятся широкодоступными сорочки из белого шелка, с небольшими узорами различных цветов, а также мягких розовых и голубых шелковых тканей. В 1890-х годах появились уютные зимние ночные рубашки из розовой и кремовой фланели, украшенные лентами и кружевами. В это же время полюбились длинные хлопчатобумажные ночные сорочки с искусно отделанными вырезами, лифами и рукавами, а так же байковые облачения для сна.
Ночная рубашка из хлопка с кружевной отделкой, 1880год
С конца 1800-х годов и вплоть до 1918 года ночные сорочки в стиле ампир были повальным увлечением, так как считались элегантным и вызывающим ностальгию предметом роскоши. Они были обязательной частью свадебного приданого и шились из белого и пастельного шелка, сатина, батиста, хлопка.
Французская ночная сорочка из коттона, 1905г.
Хлопковое платье для сна, украшенное кружевом и шелковыми лентами, 1907г.
Коттоновая ночнушка из Франции, приблизительно 1910-1915гг.
Шелковая китайская рубашка с вышивкой, 1920г.
Пеньюары, 1920-1940гг.
Скроенная по косой шелковая ночная сорочка, 1920г.
Сатиновая ночнушка, крой по косой, 1930г.
Между 1920 и 1940 годами, ночнушки имели длинные прямые линии, а с 1947 по 1954 год, вошли в моду рубашки с облегающим лифом. В 50-х годах, стали доступны более короткие варианты этого одеяния, которые обычно продавали в комплекте со штанами в тон. Наряду с этим появились новые ткани, такие как: нейлон, хлопок, трикотаж и красочные принты с цветочными и абстрактными узорами. В 1960-е годы, кутюрье Сильвия Педлар (Sylvia Pedlar), которая занималась массовым производством белья под маркой Iris, представила целый ряд длинных и коротких неглиже из деликатного батиста с мелкими кружевными вставками, тоненькими атласными лентами, а также плиссированного нейлона.
Шелк, 1929г.
Шелковая рубашка, Франция, 1930г.
Франция, шелк, 1930-е гг.
Элегантное спальное платье из Франции, шелк и коттон, 1930г.
Франция, шелк/коттон 1930г.
Американский наряд для сна, нейлон и шелк, 1938г.
Ночнушка из шелка, 1952г.
Шелковая рубашка, 1952г.
Куба, синтетика, 1956г.
Синтетическая сорочка, 1970-е гг.
Ночные рубашки не теряют актуальности и сегодня, и радуют нас разнообразием стилей, длины, кроя и материалов.