Официальное толкование закона органами конституционного
Официальное толкование закона органами конституционного
высшие суды, я правильно понимаю? Никак не генеральный прокурор. sm37:
ну например какое законодательство применяется к плановой проверке оборонного заказа. Суды говорят, что контролеры должны руководствоваться 294-ФЗ, а генпрокурор пишет якобы что на эти правоотношения 294-ФЗ не распространяется))))
aniskin Пишет:
——————————————————-
> разъяснять имеет право любой, а вот что и как
> нужно применять говорит суд
основание? мне надо офисиальную бумажку написать, что прокуратор принимает на себя несвойственные ему функции
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное.
1. Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Иными словами, это официальная директива, как правильно понимать конкретную норму.
Официальное толкование, в свою очередь,- подразделяется на нормативное и казуальное.
Нормативным толкованием называется официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается.
Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать самостоятельные правовые нормы. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д.
Нормативному толкованию подвергаются акты, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении в силу обнаружившихся затруднений, неправильной или противоречивой практики их применения или в силу иных причин. Подобные разъяснения обычно связаны с анализом значительного числа дел соответствующей категории. Любой орган, имеющий право на нормативное толкование, не ограничен в пределах своей компетенции ни в поводах, ни в основаниях разъяснения норм права.
В ряде случаев нормативный акт, который на практике вызьвает неясности или противоречиво применяется, официально разъясняет путем нормативного толкования сам орган, издавший этот акт (аутентическое толкование). Так, в Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, что и разъясняемый акт.
Официальное нормативное толкование может даваться в форме инструкций, разъяснений также особыми органами в силу предоставленных им специальных постоянных либо разовых полномочий (легальное толкование). Оно должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.
В соответствии с Законом о Конституционном Суде Российской Федерации он уполномочен давать официальные разъяснения Конституции Российской Федерации.
Для судебной деятельности особенно важны разъяснения Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения (в Российской «Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.
Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности.
Формы разъяснений, уточняющих и объясняющих положения закона, в актах Верховного суда весьма разнообразны. В них четко определяются сфера действия той или иной нормы, условия, при которых она должна применяться, круг лиц, на которых она распространяет свое действие, конкретизируются границы применимости норм, близких по содержанию, решаются спорные и неясные вопросы о подведомственности и подсудности. Значительное внимание в таких постановлениях уделяется детальному определению термина или смыслового выражения, употребленного в законе, случаям распространительного и ограничительного толкования и т.д. Суды обычно ссылаются в своих решениях на отдельные пункты нормативных постановлений Верховного суда. Однако, учитывая строго подчиненный и вспомогательный относительно закона характер таких разъяснений, делать подобные ссылки следует лишь в качестве дополнения к закону.
Большое значение имеют также разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по вопросам разрешения хозяйственных споров.
Казуальным толкованием называется официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Цель такого толкования – правильное решение дела. Казуальное толкование имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются неправильными, не соответствующими закону).
Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Однако оно немаловажно для улучшения работы судов, для унификации судебной практики. Большое значение в связи с этим имеют судебные решения, которые публикуются в специальной периодической печати.
Особенность административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержит указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решении контрольных органов, специальных инспекций и др.
2. Неофициальное толкование осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов. Этот вид толкования не носит обязательного характера, его рекомендации не влекут за собой формально-юридических последствий.Среди видов неофициального толкования можно выделить так называемое обыденное толкование, даваемое гражданами в быту, повседневной жизни, а также профессиональное (компетентное), например разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и т.д.
Одну из разновидностей неофициального толкования, имеющую большое значение для правильного понимания закона, составляют материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладная записка, доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы и т.д.). Необходимо также ознакомление с различного рода комментариями к статьям и разделам нормативных правовых актов, помещаемыми в сборниках и справочниках по законодательству.
Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является так называемое доктринальное толкование, осуществляемое наукой права (специальными научно-исследовательскими учреждениями, учеными или их группами) в статьях, монографиях, комментариях и т.д. Его сила не в формальной обязательности, а в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Будучи тесно связано с практикой, оно призвано улучшать качество применения закона, укреплять законность.
Взято из учебника Дмитриева «Общая теория права».
Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.
В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия
Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.
Ир, я тя очень люблю, но мне надо контраргумент в арбитражный, то бишь чем-то мотивировать нормативным. Все выше я скинула себе, спасибки.
Хотя.. впринципе, мысль понятна
йоуууууу, щас отпишемся..
Спасибки:buket2:
Толкование Конституции Российской Федерации
Толкование Конституции РФ представляет собой уяснение содержания конституционной нормы. Основанием для толкования Конституции РФ является обнаруживающаяся неопределенность, неясность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе правотворчества и правореализации, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациями.
Толкование норм Конституции РФ может быть официальным и неофициальным.
Неофициальное толкование вправе давать отдельные граждане, политические партии и общественные объединения, ученые, практические работники. Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное, профессиональное и доктринальное. Обыденное толкование дают люди,
4.3. Толкование Конституции Российской Федерации
не обладающие специальными юридическими знаниями, что влечет иногда неверное понимание действующих норм. Профессиональное толкование дают специалисты-юристы, государственные и муниципальные служащие, обладающие в сфере своей профессиональной деятельности определенными юридическими знаниями. Доктринальное толкование дают ученые-юристы в форме научных трудов, комментариев к нормативным правовым актам. Оно содержит глубокий анализ действующего законодательства, аргументацию сделанных выводов.
Официальное толкование норм Конституции РФ дается компетентными органами и имеет обязательный характер. Оно бывает нормативным и казуальным. Нормативное толкование необходимо при наличии неясных, нечетких формулировок в нормативном правовом акте, что затрудняет реализацию этой нормы правоприменительными органами. Оно дается компетентным органом, обязательно для всех лиц и органов, которые прямо попадают под юрисдикцию органа, производящего толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы. Таковы, например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
Нормативные разъяснения оформляются специальным актом, но не содержат новых, самостоятельных правовых норм. Они лишь уточняют и конкретизируют предписания правовой нормы.
Официальное толкование бывает двух видов. Первое, аутентичное толкование, исходит от органа, издавшего данную правовую норму. Второе толкование осуществляется не нормотворческими органами, а другими, получившими на это полномочия от государства (руководящие указания Пленума Верховного Суда РФ).
Казуальным толкованием называется разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государственным органом применительно к конкретному случаю. Такое толкование осуществляется, например, судебными органами.
Частью 5 ст. 125 Конституции РФ установлено, что ее толкование дает Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти78
Глава 4. Теоретические основыконституционализма
субъектов РФ. Конституционный Суд РФ толкует Конституцию только при наличии запроса вышеназванных органов. Толкование Конституционного Суда РФ является официальным и осуществляется в форме абстрактного нормоконтроля.
Способы толкования норм конституции: грамматический, логический, систематический, историко-полити-ческий, телеологический, функциональный.
Грамматическое толкование предполагает уяснение смысла нормы Конституции посредством анализа текста толкуемой нормы, его морфологической и синтаксической структуры.
Логическое толкование включает необходимость использования законов и правил формальной логики для уяснения смысла, содержания нормы Конституции.
Систематическое толкование означает изучение нормы Конституции в тесной логической связи с другими нормами Конституции, близкими по содержанию.
Историко-политическое толкование определяет необходимость уяснения социально-политической обстановки, которая обусловила создание и действие нормы Конституции.
4.4. Охрана изащита Конституции РоссийскойФедерации
Охрана конституции означает закрепление в самой конституции и иных нормативных правовых актах мер профилактики, выявления и пресечения конституционных нарушений, средств защиты конституционных норм.
Охрана Конституции РФ обеспечивается предписаниями самих конституционных норм, которые закрепляют обязанности Российского государства в целом, органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан по соблюдению Конституции РФ. Так, ст. 2 Конституции РФ провозгла-
1 См.: Витрук Н. В. Верность Конституции. М„ 2008. С. 137.
4.4. Охрана и защита КонституцииРоссийской Федерации
шает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства*. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указано, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону*.
На охрану конституционных норм направлено содержание всех федеральных законов и актов органов государственной власти и местного самоуправления. Примером может служить гл. 5 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за посягательства на права граждан.
Защита Конституции предполагает активные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан по устранению нарушений конституционных норм, восстановлению основных прав и свобод граждан.
Защита норм Конституции осуществляется прежде всего Федеральным Собранием РФ, которое обязано обеспечить соответствие принимаемых им нормативных правовых актов Конституции РФ.
Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющим в соответствии с Конституцией РФ основные направления внутренней и внешней политики государства, в ст. 80 Конституции назван Президент РФ.
Ответственным за реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных Президентом, в соответствии с Конституцией является Правительство РФ. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ). Это предписание ст. 115 Конституции РФ одна из многочисленных мер, обеспечивающих верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов Российской Федерации.
Защиту норм Конституции РФ призваны осуществлять органы государственной власти субъектов РФ. Они несут ответственность за нарушение Конституции РФ, обеспе-80
Глава 4. Теоретические основыконституционализма
чивают соответствие Конституции РФ принимаемых ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
Защита Конституции РФ возложена Конституцией и на органы местного самоуправления.
При этом если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, он вправе обратиться в суд. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ или отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает ответственность органов муниципального образования перед государством (ст. 72). Согласно ст. 73 данного Закона, если соответствующим судом будет установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный)
4.5. Конституции и уставы субъектов РоссийскойФедерации
орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.
Специальным органом контроля за соблюдением предписаний Конституции РФ в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан является прокуратура РФ, осуществляющая общий надзор за соответствием правовых актов и действий перечисленных субъектов конституционно-правовых отношений Конституции РФ.
Специфическим, активно действующим государственным органом, призванным контролировать соблюдение норм Конституции РФ о правах и свободах человека, является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и аналогичные органы в субъектах РФ.
В условиях строительства правового государства неуклонно растет роль и значение судебных органов в охране и защите Конституции РФ, и прежде всего Конституционного Суда РФ, характеристика которых будет дана в других главах учебного курса.
Субъектом охраны и защиты Конституции РФ являются граждане Российской Федерации. Формами охраны и защиты Конституции РФ гражданами могут быть: обращения в судебные органы, органы прокуратуры, милиции в связи с нарушением норм Конституции РФ, закрепляющей их основные права, свободы и интересы. Особую значимость имеет возможность обращения граждан России с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ.
4.5. Конституции и уставысубъектов Российской Федерации
Помимо Конституции РФ в российскую правовую систему входят конституции и уставы субъектов РФ.
Конституция (устав) субъекта РФ — это основной закон субъекта Федерации, принимаемый им самостоятель-82 Глава 4. Теоретические основы конституционализма
но и закрепляющий политическую, экономическую основы, систему, порядок формирования и деятельности, компетенцию органов государственной власти, систему местного самоуправления, а также иные положения, отнесенные Конституцией РФ и федеральным законодательством к ведению субъекта РФ.
Конституция (устав) субъекта Федерации имеет учредительный характер, который, однако, носит вторичный характер по отношению к Конституции РФ.
Несмотря на различие в наименованиях основных законов субъектов РФ, они равнозначны по своей юридической силе, значению и роли в правовой системе соответствующих субъектов РФ. Все иные нормативные акты субъекта РФ не могут противоречить конституции или уставу.
Конституции (уставы) субъектов РФ и поправки к ним принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти. Однако в отношении республик федеральный закон оговаривает возможность принятия конституции и внесения в нее поправок иным путем (например, посредством референдума), если это предусмотрено в самой конституции республики.
Основные законы субъектов РФ принимаются на основании и в соответствии с Конституцией РФ и не могут противоречить ее положениям.
Основные законы субъектов РФ закрепляют принадлежность власти населению, соблюдение интересов жителей субъектов Федерации (Воронежская, Ростовская, Оренбургская области).
Вместе с тем основные законы субъектов РФ отражают специфику национальной государственности, выражающейся в названии законодательных (представительных) органов государственной власти, структуре и порядке фор-мирования двухпалатных парламентов (Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Якутия), характере депутатского мандата, разнообразии моделей взаимодействия государственных органов законодательной и исполнительной власти, административно-территориальном делении, государственной символике, наличии гражданства в отдельных республиках.
Все конституции имеют норму о двуязычии, признании государственными русского языка и языка коренной национальности (ст. 42 Конституции Якутии, ст. 41 Конституции Татарстана). На этих языках публикуются
Толкование конституции рф
ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ — официальное разъяснение содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Конституционный Суд в этом смысле есть верховный толкователь Конституции. Целью толкования является юридически точное указание о том, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений. Право толкования Конституции Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125), это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». От официального толкования Конституции РФ следует отличать ее доктринальное толкование — комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм несомненно.
Смотреть что такое «Толкование конституции рф» в других словарях:
Толкование конституции — это общеобязательное разъяснение управомоченным органом содержащихся в тексте конституции понятий, формулировок, норм. Потребность в разъяснении положений Конституции обусловливается возникновением на практике неодинакового понимания… … Большой юридический словарь
ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — официальное разъяснение Конституционным Судом РФ содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Конституционный Суд в этом смысле есть верховный… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ТОЛКОВАНИЕ РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНОЕ — толкование норм права, которое дается, когда словесное содержание нормы права уже ее истинного смысла. Примером может служить ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и… … Юридический словарь
толкование распространительное — толкование норм права, которое дается, когда словесное содержание нормы права уже ее истинного смысла. Примером может служить ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и… … Большой юридический словарь
ТОЛКОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ — толкование норм права, которое применяется, когда возникает необходимость раскрыть содержание толкуемой нормы, сопоставив ее с ранее действующей или изучив подготовительные материалы, связанные с ее разработкой. Так, смысл и содержание тех или… … Юридический словарь
толкование историческое — толкование норм права, которое применяется, когда возникает необходимость раскрыть содержание толкуемой нормы, сопоставив ее с ранее действующей или изучив подготовительные материалы, связанные с ее разработкой. Так, смысл и содержание тех или… … Большой юридический словарь
ТОЛКОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА — это уяснение его содержания, выявление его смысла. Толкуется закон, как правило, с целью его применения. Толкованию подлежит как ясный, так и недостаточно ясный закон. Чем абстрактнее формулировки закона, чем точнее определены его понятия и… … Словарь-справочник уголовного права
Толкование права — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Толкование (интерпретация) права это интеллектуальный процесс, направленный на, во первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором … Википедия
Конституции римских императоров — у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт, издававшийся в силу общего императору с другими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- Официальное толкование акта государственной власти
- Официальное толкование законов в россии