Официальным толкованием правовых норм является
Официальное и неофициальное толкование норм права
1) Официальное – осуществляют специальные органы (суды) или органы, принимающие их (Федеральное собрание). Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное.
— аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции. Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
— легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда — толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.
2) Неофициальное – когда расталковывание ведется юристами, ученными и т.д. (лица не уполномоченные официально). Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.
— Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.
— Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.
— Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.
В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.
В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.
Приказуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.
Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма.
Официальное толкование правовых норм.
Официальная, порождающая юридические последствия деятельность по разъяснению нормативных актов может классифицироваться по разным основаниям.
Другим основанием классификации является отношение органа государства, толкующего норму, к источнику ее создания. Если орган государства дает официальное толкование нормативного акта, принятого другим органом государства, то такое толкование называется легальным. Если орган государства, в силу предоставленного ему права, толкует свой собственный нормативный акт, то такое толкование называется аутентическим.
Результаты официального толкование излагаются в особом виде юридического акта (документа), который принято называть интепретационным актом. Он может быть обращен к конкретному лицу или органу, либо к индивидуально- неопределенному кругу лиц.
То есть результаты официального толкования могут быть изложены как в специальном интерпретационном акте, либо в самом тексте закона.
На результаты официального толкования можно и нужно ссылаться органам, и лицам, применяющим правовую норму.
Юридический процесс и его виды.
Юридический процесс — это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов.
В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) юридический процесс подразделяется на гражданский, уголовный, арбитражный, административный, конституционный.
Гражданское процессуальное право (ГПК РФ) и уголовно-процессуальное право (УПК РФ) регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Арбитражное процессуальное право (АПК РФ) регулирует арбитражное судопроизводство.
Административный процесс пока еще не выделился из гражданского процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть.
Конституционный процесс находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.
В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на правотворческий (воплощается, например, в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ), с помощью которого принимаются нормативные акты, правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются правоприменительные акты, праворазъяснительный (воплощается, например, в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации»), с помощью которого принимаются интерпретационные акты.
Обратная сила правовых норм.
По общему правилу законы обладают прямым действием, т.е. распространяются на общественные отношения, которые возникают после вступления закона в силу (иными словами, действуют на будущее). Общее правило действия закона во времени звучит так: закон обратной силы не имеет.
В качестве исключения из общего правила ультроактивностью обладают:
· законы, отменяющие и смягчающие юридическую ответственность;
· законы, в самом тексте которых говорится о том, что нормы данного закона имеют обратную силу.
82. Юридически значимое поведение.Юридически значимое поведение – это урегулированное правом, типичное, социально значимое, сознательно-волевое, влекущее юридические последствия поведение субъектов. Признаки юридически значимого поведения: 1) содержание из поступков, которые выражены внешне в форме физических телодвижений, словосочетаний либо иной совокупности действий, переходящих в целенаправленную деятельность; ч 2) наличие характера социально значимого, типичного, сознательно-волевого поведения; 3) внутренний (со стороны субъекта) и внешний (со стороны государства) контроль; 4) государственная оценка и официальное документальное закрепление в нормативных правовых актах; 5) четкое и детальное определение дозволения и запретов; 6) влечение юридически значимых последствий. Разновидность юридически значимого поведения – это правомерное поведение, под которым понимают поведение, соответствующее норме права и не нарушающее ее. Признаки правомерного поведения: 1) социальная значимость; 2) соответствие требования права; 3) обеспечение и поддержка государством; 4) выражение как в положительных действиях, так и в положительном бездействии; 5) контроль со стороны лица и государства; 6) наличие юридических последствий Виды правомерного поведения: 1) по степени социальной значимости: а) необходимое, которое затрагивает основы жизнеспособности всего общества; б) желательное, которое отвечает частным интересам общества и удовлетворяет потребности отдельных субъектов; в) допустимое, которое имеет сомнительную общественную или индивидуальную пользу, но разрешено государством из-за высокой социальной значимости; 2) по личной мотивации: а) в форме восприятия правовых норм как ориентиров поведения, наиболее целесообразных и соответствующих интересам общества; б) в форме подчинения правовым требованиям, но без внутреннего согласия либо наличия сомнений в справедливости этих требований (конформистское поведение); в) в форме боязни субъектом наказания за другие варианты поведения; 3) по степени социальной активности субъекта: а) обыденное, выраженное в повседневном правомерном поведении субъекта; б) активное, выраженное в совершении положительного действия, но связанного с дополнительными затратами времени, сил, материальных средств и т.д.; в) пассивное, выраженное в положительном бездействии, которое связано с добровольным отказом от использования субъектом принадлежащих ему прав и свобод.
Юридическая практика.
Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:
В структуру юридической практики включается:
1) юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;
2) социально-правовой опыт (статическая сторона), в который в качестве элемента входят правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
Функциями юридической практики являются сигнально-информационная и конкретизирующая.
Различают следующие виды юридической практики:
Значение юридической практики состоит в том, что именно она показывает, насколько совершенно либо несовершенно наше законодательство, в чём его достоинства и недостатки, плюсы и минусы, эффективность или неэффективность, помогает устранять в нём коллизии и пробелы. Практика постоянно изучается, обобщается. На её основе делаются необходимые выводы и прогнозы на будущее
Эффективность норм права.
Эффективность правовых норм зависит от выполнения целого ряда требований, которые называются условиями эффективности норм права. Условия эффективности норм права подразделяются на две группы: 1) условия, относящиеся к процессу правотворчества; 2) условия, относящиеся к процессу реализации норм права.
Условиями эффективности норм права в отношении правотворчества являются:
2. Верный выбор правовых средств для достижения поставленной цели. Законодатель должен продуманно отнестись к установлению правовых запретов, дозволений или обязываний, ибо эти правовые средства должны соответствовать определенным видам регулируемых общественных отношений, типу правового регулирования в целом.
В качестве условий эффективности норм в отношении реализации права необходимо следующее:
1. Довести нормы права до адресата;
2. Создать органы, ответственные за реализацию данных нормативных предписаний, или нацелить на это уже существующие органы государства;
3. Выделить средства, необходимые для реализации норм права (материальные, организационно-технические, кадровые и т.д.);
4. Идеологически обеспечить норму, т.е. показать обществу ее значимость, необходимость, целесообразность для того, чтобы субъекты были заинтересованы в реализации предписаний правовых норм.
5. В заключение необходимо отметить, что эффективность правового регулирования зависит не только, и даже не столько, от качества правовых норм, но и от условий, в которых право функционирует.
85. Коллизионные нормы.Коллизионные нормы являются нормами арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.
Наибольшую разработку в юридической литературе получили коллизии норм права. Была предложена следующая классификация коллизий норм права: темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные), содержательные (проф. Н.А. Власенко).
Темпоральные коллизии имеют в виду расхождение норм во временных пределах. Они возникают в результате издания в разное время по одному и тому же вопросу двух и более норм, содержащих разные правовые предписания. Чаще всего эти коллизии возникают из-за ошибок в юридической технике: принята новая норма права, а ранее действовавшая не отменена. Способом разрешения темпоральных коллизий служит правило, установленное еще римскими юристами, согласно которому позже принятая норма права отменяет ранее действовавшую.
Пространственные коллизии обусловлены действием правовых норм в строгих границах. Вместе с тем общественные отношения, регулируемые этими нормами, имеют разные пределы с этими нормами, т.е. происходит несовпадение границ отношения и границ действия норм (отношения собственности, наследование и др.).
Иерархические коллизии есть несогласованность норм разной юридической силы. Эти коллизии появляются тогда, когда на регулирование конкретного общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания. Данные коллизии разрешаются также на основе правила, разработанного римскими юристами, которые отдавали предпочтение нормам более высокого уровня, более высокой юридической силы.
Содержательные коллизии возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений, если они регулируют одну и ту же ситуацию.
Данного вида коллизии возникают в одном пространстве и в одно и то же время между нормами одинаковой юридической силы. Но различие между ними состоит в объеме регулирования. Общая норма призвана регулировать общественные отношения в целом, а специальные нормы – подвид или часть этих отношений. Специальная норма делает как бы изъятие отдельных обстоятельств из действия общей нормы.
Для преодоления этого вида коллизий существует правило: специальная норма отменяет действие общей нормы.
Среди коллизий названного вида особенно негативный характер приобретают коллизии между законами и подзаконными актами, в том числе использование законозаменяющего правотворчества.
Другие виды коллизий разрешаются различными средствами, главные из которых – предписания коллизионного права. Коллизионные нормы играют роль своеобразных арбитров, однако само коллизионное право находится лишь в стадии формирования.
Толкование правовых норм: понятия, элементы, способы.
Толкование правовых норм – деятельность гос.органов, общ.организаций, должностных лиц и граждан по уяснению и разъяснению правовых норм.
Оно состоит из 2 этапов:
1) Уяснение смысла и содержания норм (для себя)
2) Разъяснение смысла и содержания правовых норм (во вне) для адресата правоприменения.
Способы толкования правовых норм:
1) Грамматический – означает уяснение текста грамматических форм (род, падеж, число, склонение и т.д.). Означает уяснение терминологических выражений, морфологических и синтаксических структур.
2) Систематический – означает выяснение нормы среди других правовых норм.
3) Историко-политический – означает выяснение для правоприменителей обстановки в которой создавалась эта норма.
4) Логический – означает использование законов формальной логики.
5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.
6) Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Разумеется, подобное толкование необходимо не всегда.
7) Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.
Виды толкования:
1) Официальное – осуществляют специальные органы (суды) или органы, принимающие их (Федеральное собрание). Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное.
— аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции. Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
— легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда — толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.
2) Неофициальное – когда расталковывание ведется юристами, ученными и т.д. (лица не уполномоченные официально). Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.
— Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.
— Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.
— Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.
В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.
В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.
Приказуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.
Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма.
Функции толкования:
-можно еще добавить
Билет № 6
Понятие и виды толкования норм права
Толкование норм права: понятие
Приведем понятие толкования норм права: это особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленный на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.
Толкование правовых норм производится в целях их наиболее правильной реализации, совершенствования и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.
Процесс толкования норм права состоит из двух взаимосвязанных частей:
Функции толкования
Рассмотрим основные цели, которые преследует толкование правовых норм как вид деятельности.
Познавательная
В ходе уяснения интерпретатор сам для себя раскрывает содержание и смысл правовой нормы, в ходе разъяснения эти знания передаются заинтересованному кругу лиц.
Конкретизационная
В процессе толкования правовые нормы уточняются с учетом обстоятельств конкретной ситуации, после сопоставления с иными нормами законодательства.
Регламентирующая
По итогам толкования после получения официальных разъяснений от компетентных субъектов условно завершается процесс регулирования общественных отношений. Например, правоприменитель в дальнейшем должен использовать не только нормы законодательства, но и соответствующие официальные разъяснения, рекомендации, положения, т.е. акты толкования.
Правообеспечительная
Часть актов толкования предназначены для обеспечения единства правоприменительной практики.
Сигнализаторская
Толкование (а, значит, и анализ) норм права позволяет выявить их неточности и прочие недостатки технического и юридического характера. В дальнейшем эти недостатки могут быть исправлены законодателем или дополнены, например, актами официального толкования.
Вывод! Основная цель толкования норм права так или иначе сводится к установлению истинного значения и смысла правовой нормы, обеспечению максимально эффективного использования и правильного применения их на практике.
Виды толкования норм права
Толкование норм права может подразделяться на различные виды по ряду признаков. Мы рассмотрим самые основные из них.
Виды толкования норм права по субъектам
В зависимости от статуса интерпретатора толкование норм права по субъектам делится на официальное и неофициальное.
Официальное толкование норм права
Этот вид толкования отличается тем, что дается компетентными государственными органами или должностными лицами (их полномочие толковать закрепляется в нормативных актах). Официальное толкование норма права обладает обязательным характером для прочих субъектов, является юридически значимым и вызывает правовые последствия. В свою очередь делится на:
Обратите внимание! Официальное толкование также может быть подразделено по субъектам на:
Неофициальное толкование норм права – осуществляется субъектами, не обладающими официальным статусом и полномочиями толковать нормы права. Такое толкование не имеет юридических последствий и дается в форме рекомендаций, советов и т.д. Делится на следующие подвиды:
Неофициальное толкование может быть как письменным, так и устным.
Виды толкования норм права по объему
В зависимости от объема толкование подразделяется на следующие виды.
Виды по способам толкования норм права
Акты толкования норм права
Акт толкования норм права – это официальный документ, направленный на установление смысла и содержания норм права. Акты толкования издаются компетентными госорганами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством, публикуются в официальных источниках.
У таких документов есть свои специфические признаки:
Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям, в т.ч.:
Неправильное толкование норм права
Неправильное толкование норм права, как правило, влечет негативные правовые последствия минимум для одной из сторон спорных правоотношений. Учитывая, что правоприменители могут опираться на существующую практику, даже единичная ошибка в толковании той или иной нормы, ранее допущенная иным правоприменителем, может стать общераспространенной.
Так, неверное истолкование закона считается неправильным применением норм материального права и выступает одним из оснований для отмены или изменения решения суда (п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ и др.).
Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое толкование норм права, из каких процессов состоит эта процедура. Мы изучили виды и способы толкования, их основное предназначение.