Ограничительное толкование является разновидностью толкования
Виды толкования норм права по объему (буквальное, ограничительное и распространительное толкование)
ÞОбщие сведения для всех вопросов о толковании. С этого лучше начинать.Ü
Из лекции Сорокиной: «Если попадается вопрос «способ толкования», то нужно сказать, что это мысленный процесс, процесс уяснения нормы, а потом перечислять способы».
Толкование норм права – это деятельность по уяснению или разъяснению смысла, вложенного в норму права правотворческим органом, для ее правильного применения (В.В. Лазарев).
Сам процесс толкования правовых норм – сложная мыслительная деятельность, в которой используются и логические приемы мышления, и специально-юридические.
Обычно различают толкование-уяснение, которое осуществляется при реализации права или в процессе правоприменительной деятельности лицом, непосредственно принимающим правовое решение, и толкование-разъяснение, которое дается уполномоченными на то органами или специалистами в целях правильного понимания и применения правовых норм.
Объектом толкования служит право, а точнее, тот смысл, который вложен в правовые нормы соответствующим нормотворческим органом.
Предметом толкования является историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (в нормативном акте).
Выделяют три вида толкования в зависимости от того, кто толкует правовые нормы (толкование по субъектам), как, каким образом толкует (толкование по способу), каков результат толкования (толкование по объему). Таким образом, толкование правовых норм — сложная деятельность, различающаяся по субъектам, применяемым способам и получаемым результатам.
Толкование норм права по объему – это такое толкование, при котором мы сопоставляем действительный и буквальный смысл нормы права. Это одна из характеристик конечного результата, достигаемого лицом с использованием тех или иных приемов толкования. В зависимости от объема полученного результата выделяют адекватное (буквальное), ограничительное и распространительное толкование.
При адекватном (буквальном) толковании действительный смысл правовой нормы соответствует ее содержанию, выраженному в текстуальной форме. В этом случае наблюдается совпадение смысла (духа) и буквы закона. При ограничительном толковании действительный смысл правовой нормы будет ́уже ее буквального смысла, ее текстуального выражения. При распространительном толковании действительный смысл правовой нормы оказывается шире, чем ее текстуальное выражение. В литературе обычно указывается на то, что большинство правовых норм толкуется буквально.
Говоря об адекватном, расширительном и ограничительном толковании норм права, следует иметь в виду следующее.
1. Не могут ограничительно или расширительно толковаться термины, понятия, обстоятельства, сроки и т.д., четко определенные в самом нормативном акте; иными словами, существуют нормы права, которые толкуются преимущественно буквально, например, в соответствии с п. 21 ст. 5 УПК РФ (п. 16 ст. 6 УПК РБ) «ночное время» — время с 22 ч до 6 ч по местному времени.
2. Ограничительное или расширительное толкование возможно только тогда, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и ее текстуальным выражением, когда такое несоответствие можно доказать. Обычно ограничительное или расширительное толкование применяется тогда, когда при изложении правовой нормы употреблено слово или выражение, обозначающее по объему более широкое или более узкое понятие по сравнению с тем, которое имелось в виду.
3. Ограничительное или расширительное толкование может вытекать из систематического способа толкования, в частности из связи общей и специальной нормы. Специальная норма права отменяет в части своего действия общую норму (см., например, ст. 158 УК РФ «Кража», в ч.1 которой содержится общая норма, в ч. 2 и 3 — специальные нормы по отношению к предписанию, находящемуся в ч. 1 — они ограничивают последнее в части своего действия).
4. В отдельных случаях в законодательстве прямо указано на возможность ограничительного или расширительного толкования норм права. К примеру, в ч. 1 ст. 61 УК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие наказание, а в ч. 2 указано, что «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.
5. Расширительное толкование выходит за букву отдельной правовой нормы, но не за ее смысл. В то же время при несовершенстве законодательства юридическая практика иногда может стремиться к игнорированию писаного права, к изменению его смысла в процессе толкования.
Ограничительное толкование
ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ — толкование, в результате которого действительное содержание правовой нормы понимается уже, чем ее текстуальное выражение. Ограничительное толкование — результат толкования, применяемый в тех случаях, когда действительное содержание нормы шире ее текстуального значения. Интерпретатор «ограничивает» норму тогда, т.е. когда словесная формулировка правовой нормы более пространна выраженной в ней мысли. При ограничительном толковании в отличие от распространительного толкования, буквальный смысл правовой нормы сужается и доводится до ее действительного содержания. Основанием ограничительного толкования является наличие специальной или исключительной нормы, делающей изъятие из более общей нормы. Тем самым норма права применяется к более узкому кругу общественных отношений, чем это вытекает из текста.
В юридической практике сформулированы правила, в соответствии с которыми не допускается:
во-первых, распространительное толкование исчерпывающих «закрытых» перечней; во-вторых, ограничительное толкование «открытых» перечней; в-третьих, распространительное толкование санкций; в-четвертых, распространительное толкование положений, составляющих исключение из общего правила; в-пятых, распространительное и ограничительное толкование терминов, определенных законом.
Смотреть что такое «Ограничительное толкование» в других словарях:
ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ — см. Толкование ограничительное … Юридический словарь
ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ — толкование норм права, которое имеет место в тех случаях, когда словесное содержание норм права шире их подлинного смысла … Юридическая энциклопедия
ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ — толкование норм права, которое имеет место в тех случаях, когда словесное содержание норм права шире их подлинного смысла … Энциклопедический словарь экономики и права
ограничительное толкование — см. толкование ограничительное … Большой юридический словарь
Ограничительное толкование — см. в ст. Толкование закона … Большая советская энциклопедия
Толкование закона — (англ. interpretation of law) осуществляемая в процессе правотворчества, реализации права или систематизации законодательства деятельность субъектов права по установлению содержания норм права. Т.з. может осуществляться гос ными … Энциклопедия права
ТОЛКОВАНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ — ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ … Юридическая энциклопедия
ТОЛКОВАНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ — толкование норм права в случаях, когда словесное содержание нормы шире ее подлинного смысла … Юридический словарь
Толкование норм права по объему — вид (способ) толкования призванный выяснить соотношение между текстуальным выражением правовой нормы и ее действительным содержанием. Данный вид (способ) толкования правомерно рассматривать как результат толкования. Принято выделять буквальное… … Элементарные начала общей теории права
ТОЛКОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА — это уяснение его содержания, выявление его смысла. Толкуется закон, как правило, с целью его применения. Толкованию подлежит как ясный, так и недостаточно ясный закон. Чем абстрактнее формулировки закона, чем точнее определены его понятия и… … Словарь-справочник уголовного права
Примеры ограничительного толкования
1) «Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания»[27]
В этом пункте статьи определено, что испытательный срок при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания равен неотбытой части этого срока. Данное предписание закона толкуется ограничительно, ибо оно не может распространяться на лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.
2) «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств»[28]
В данном пункте присутствует словосочетание «непреодолимая сила», которое следует толковать ограничительно. Это выражение понимается в суженном смысле. Имеется в виду «непреодолимое» не в психологическом, нравственном, а только лишь в стихийно-природной неотвратимости наступление вредных последствий, которые невозможно предотвратить.
3) «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»[29]
Очевидность и неразмытость смысла того, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди, а не дети или психически и умственно больные взрослые, позволила законодателю избежать конкретизации рассматриваемого положения и используемого термина.
4) «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».[30]
Разумеется, подлинный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединение не распространяется, в частности, на детей.
Речь, конечно же, в данном случае идет о несовершеннолетних детях, так как трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны сами заботиться о нетрудоспособных родителях.
6) «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»[32]
В этой статье слово «каждый» порождает ограничительное толкование, потому что платить налоги и сборы обязан не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане. Остальные (дети, душевнобольные лица) исключаются. Следовательно, толкуем данную норму ограничительно.
7) «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию»[33]
В этом случае, как и в предыдущем, слово «каждый» нельзя толковать буквально. Например, раждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
8) «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»
На практике данная норма должна толковаться ограничительно, ибо дети, согласно Трудовому Кодексу, не могут работать более 24 часов в неделю во время каникул в 14-15 лет, не более 12 часов в неделю во время учебы в 14-15 лет. Подростки (16-18 лет) имеют право работать до 7 часов в день (до 36 часов в неделю) во время каникул и не более 17.5 часов в неделю (до 4 часов в день) во время учебы. Кроме того, имеются различные ограничения относительно мест, где могут работать дети и подростки (подземные работы, игорные заведения, бары, пункты продажи табачных изделий и так далее). Если же толковать норму Конституции буквально, получится, что даже восьмилетний ребенок, одаренный способностями к предпринимательству, может 20 часов в сутки продавать алкоголь. Разумеется, при ограничительном толковании противоречие исчезает.
Некорректное ограничительное толкование
Ограничительное толкование «открытых» перечней запрещено.
Пример:
Статья 61 УК РФ пункт первый, в котором приведен перечень обстоятельств, смягчающих наказание. При этом во втором пункте данной статьи отмечается, что «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи»
Заключение
В процессе исследования мне удалось подробно разобрать казусы по всем трем методам толкования права по объему, провести анализ нормативно-правовых актов из нескольких источников, дать весьма полные определения буквального толкования, ограничительного толкования и распространительного толкования, выявить причины, по которым используется тот или иной метод толкования, обозначить ключевые слова, позволяющие понять, каким образом следует толковать конкретную правовую норму. Кроме того, мною были приведены примеры запрещенной (некорректной) интерпретации права по объему. В процессе своей работы я познакомился с трудами многих видных ученых, что позволило мне получить всю необходимую информацию относительно толкования права по объему.
Список использованной литературы
Научная литература
1) Академический Юридический Журнал. Иркутск: Институт законодательства и правовой информации, 2008, №3.
3) Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2009.
4) Мирошников Е.Г., Официальное толкование права и его значение в деятельности органов внутренних дел. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н. Спец. 12.00.01-2000
6) Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. Санкт-Петербург, 2004.
8) Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. — М., Издательство «Зерцало», 2004.
10) Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003.
Виды толкования норм права
Толкование правовых норм представляет собой деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм. Многообразие субъектов, занимающихся толкованием права, имеет следствием наличие различных видов толкования по юридической силе и практической значимости.
По юридической силе выделяют официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование— это разъяснение норм права, которое исходит из государственных органов и является обязательным для всех субъектов права.
Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия.
Официальное толкование различают двух видов – нормативное и казуальное.
Нормативное толкованиепредставляет собой официальное разъяснение, которое подобно норме права обладает общим действием, то есть распространяется на неопределенный круг лиц и неопределенное количество случаев. Нормативное толкование дается на основе обобщения практики применения юридических норм с целью обеспечения единообразного понимания и применения правовых предписаний.
Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой нормы. Отмена или изменение нормы права нередко приводит к отмене или соответствующему изменению акта толкования.
В рамках нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (делегированное).
Аутентичное толкованиеосуществляется органом, издавшим норму. Акты аутентичного толкования общеобязательны и обладают особым авторитетом. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ.
Легальное толкованиеносит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее, имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами; Конституционный Суд на том же основании имеет право толковать Конституцию РФ, ЦИК толкует законодательство об избирательной системе.
Казуальное толкованиепредставляет собой официальное разъяснение по конкретному делу и формально является обязательным лишь при его рассмотрении. Казуальное толкование осуществляется в деятельности судов (судебное толкование) и в процессе применения норм права другими органами (административное толкование). Особенность административного толкования состоит в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, так как содержит указания нижестоящим либо подконтрольным органам, как последние должны решить то или иное дело. Акты судебного толкования имеют разовое значение, но вместе с тем могут использоваться при рассмотрении конкретных дел как образец, выработанный правовой практикой.
Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым и не влечет юридических последствий.
Все виды неофициального толкования не имеют обязательной силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.
Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т.д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях).
Неофициальное толкование может бытьэмпирическим (бытовым), профессиональным (компетентным) и доктринальным (научно-теоретическим).
Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.
Профессиональное толкование имеет место в деятельности адвокатов, юрисконсультов и других юристов-практиков, для которых разъяснение норм представляет собой профессиональную обязанностью. Такое разъяснение не является юридически обязательным, например, разъяснение норм права прокурорами во время приема граждан.
Доктринальное (научное) толкование так же не имеет юридической силы. Однако более чем другие оказывает влияние на правореализационный процесс в целом и правоприменение в частности. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д. Основывается оно на знании закономерностей воздействия права на общественные отношения, создании законодательства, на обобщении практики применения правовых норм.
Виды толкования по объему
Толкование правовых норм преследует цель выяснения действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.
Буквальное толкованиеимеет место тогда, когда объем толкования полностью совпадает с текстом правовой нормы. Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике, так как не порождает споров и разногласий.
Расширительное толкованиешире текстуального содержания правовой нормы, поскольку смысл правового предписания выходит за рамки буквальных выражений. Например, нормы гражданского права, предусматривающие ответственность за утрату вещи, не могут толковаться буквально. Понятие утраты трактуется расширительно: под утратой вещи понимаются все случаи прекращения ее существования. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.
Ограничительное толкованиеуже текстуального содержания нормы, так как по смыслу правового предписания видно, что законодатель стремился ограничить действие нормы более узкими рамками. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания. Таким образом, ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение.
Вывод:
В теории права указанные разновидности толкования называются результатами толкования. Это означает, что результат толкования по объему может быть буквальным, ограничительным либо расширительным. Результатам толкования соответствует практика применения правовых норм.
Акты толкования
Классификацииактов толкования:
Виды толкования норм права
Существует несколько видов толкования. В юридической литературе различают толкование по объему и толкование по субъекту.
Толкование по объему. Заметим, объемом толкования принято называть результат соотношения буквального текста и действительного содержания юридической нормы. На основании результатов анализа правовой нормы лицо, осуществляющее толкование, приходит к определенному выводу, в частности, к пониманию того, что изложение воли законодателя может не всегда совпадать с ее «буквальным», текстовым содержанием. В этой связи различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.
Буквальное (адекватное) толкование – это самый распространенный вид толкования, имеющий место тогда, когда «дух» и «буква» закона совпадают. Здесь воля законодателя устанавливается в полном смысле с нормой права. Иными словами, такое толкование полностью (точно) соответствует тексту нормы, ее смыслу. Это значит, что применение после грамматического анализа всех иных способов толкования приводит к таким же выводам, какие вытекают из буквального текста [58].
Таких норм, достаточно отчетливо выражающих волю законодателя, абсолютное большинство. Например, в ст. 399 ГК РФ сказано: «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». Или в ст. 32 Конституции РФ четко зафиксировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут избирать только граждане России. Как видно, действительное содержание (смысл) этих правовых положений точно соответствует их текстуальному выражению. Именно в этой связи говорят о совпадении «духа» (смысла) и «буквы» (текстуальной формы) закона и соответственно о буквальном толковании официального текста. Буквальное толкование не порождает споров, разногласий, что свидетельствует о том, что, как правило, воля, цели и интересы законодателя достаточно точно формулируются в законе.
Распространительное толкование – толкование, применяемое при несоответствии выражения нормы права и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире словесного (текстуального) оформления.
Главное в этом виде толкования – результат, констатация того, что действительное содержание нормы права значительно шире (объемнее) ее текстуального выражения («буквы» закона). Так, ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за «вред, причиненный гражданину … в результате незаконных действий государственных органов…». Здесь слову «гражданин» следует давать распространительное толкование, учитывая то, что в такой ситуации вред должен быть возмещен и иностранному лицу и лицу без гражданства.
Обратим также внимание на содержание ст. 19 Конституции РФ, в которой говорится: «все равны перед законом и судом». Вместе с тем здесь слово «закон» необходимо трактовать распространительно, поскольку кроме законов есть и другие нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), предписания которых в равной мере распространяются на всех или определенные категории граждан и иных лиц.
В учебной литературе отмечается, что все нормы, содержащие слова «другие», «и т.д.», «иные», «прочие», т.е. формирующие определенный перечень, предполагают распространительное толкование[59].
Ограничительное толкование основано на установлении того, что смысл нормы понимается уже, чем это прямо выражено в буквальной ее формулировке.
В процессе такого толкования трактовка законодательного текста сужается и доводится до ее действительного смысла. Например, в ст. 87 Семейного кодекса РФ устанавливаются обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей. Очевидно, не все дети обязаны следовать этому предписанию. От такой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали или были лишены родительских прав. Или: в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Понятно, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди. Главное здесь в том, что по смыслу указанных правовых предписаний видна необходимость ограничить действие правовой нормы более узкими рамками.
Отметим, что ни расширительное, ни ограничительное толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл нормы права, поскольку в процессе толкования устанавливается воля законодателя.При использовании любой из названных разновидностей толкования (буквального и др.) должна быть ясность, определенность относительно анализируемых норм, прежде всего, в представлении лица, осуществляющего толкование. Соответственно должен сформироваться вполне определенный вывод, предшествующий принятию определенного решения.
Толкование по субъекту. В зависимости от субъекта, дающего соответствующее разъяснение правовых норм, выделяют официальное и неофициальное толкование.
1. Официальное толкование – исходящее от компетентного государственного органа (должностного лица) разъяснение содержания правовой нормы, имеющее обязательное значение для тех лиц, к которым оно обращено.
Особенности официального толкования:
1) дается уполномоченными государственными органами или должностными лицами, причем данные полномочия закрепляются в специальных актах;
2) имеет обязательный характер для исполнителей толкуемой нормы;
3) облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и др.);
4) является юридически значимым, так как ориентирует на единообразное понимание юридической нормы;
5) разъясняет действующие нормы и никаких новых не создает.
Можно сказать, что такое толкование, по сути, официальная «установка» относительно того, как правильно понимать конкретную норму. Подобная «установка» может содержаться, например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, обязательных для нижестоящих судов.
С учетом этого категория «официальное толкование» позволяет обратить внимание на следующее:
а) официальное толкование в Российской Федерации осуществляют только государственные органы, определенные законодательством. Это – высшие представительные органы, высшие судебные органы, Правительство РФ и др. (Президент РФ, Правительство РФ в порядке исполнения законов издают подзаконные акты, в которых могут содержаться и разъяснительные (истолковательные) положения);
б) основная цель официального толкования-разъяснения – обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения;
в) оно имеет обязательный характер для исполнения толкуемой нормы даже тогда, когда лица, реализующие юридическую норму не согласны с представленным толкованием-разъяснением;
г) в процессе толкования орган, разъясняющий норму права, издает акт толкования – интерпретационный акт. Нередко такой акт имеет ту же форму, что и иные нормативные документы государственных органов (постановление и др.).
Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное (общее) толкование и казуальное (индивидуальное) толкование.
Нормативное (общее) толкование не связывается с конкретным случаем, а обладает общим характером, распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Его цель – обеспечение единообразного понимания и целесообразного применения правовых предписаний. Необходимость в таком толковании может объясняться неясностью текста нормы законодательного акта, неправильной или противоречивой практикой применения правовых предписаний и иными причинами. В этой связи нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении определенных норм права. Например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ нижестоящим судам по применению того или иного закона. К актам нормативного толкования также относят: акты-разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Такое толкование неотделимо от самой нормы права, практикой ее реализации.
Официальное нормативное толкование может быть дано либо правотворческим органом по нормативным правовым актам, принятым им, либо иным государственным органом. Поэтому нормативное толкование подразделяется на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).
Аутентичное толкование – разъяснение, исходящее от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на такое толкование не требуется. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные правовые акты, то он обладает возможностью давать разъяснение этим актам. Подобные разъяснения могут даваться Государственной Думой РФ, Правительством РФ и другими правотворческими органами. Например, в статьях главы 30 Особенной части УК РФ в качестве субъекта преступлений признается должностное лицо. Что под ним следует подразумевать? Соответствующее определение содержится в примечании к ст. 285 УК РФ, раскрывающей смысл этого понятия.
Акты аутентического толкования общеобязательны и обладают соответствующей юридической силой. Они обязательны для тех, кто реализует разъясненный нормативный правовой акт.
Легальное толкование (разрешенное, делегированное) – осуществляемое не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами по специальному на то полномочию, делегированному им государством. Такое толкование подзаконно и осуществляется теми субъектами, которым это разрешено, поручено. Так, Конституционный Суд РФ, не являясь правотворческим органом, осуществляет толкование Конституции Российской Федерации, содержащееся в его решениях. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Акты легального толкования обязательны лишь для тех лиц и объединений, на которых распространяется юрисдикция органа, осуществляющего толкование. Это могут быть налоговые, финансовые и иные органы. Официальное толкование может быть не только нормативным, но казуальным.
Казуальное (индивидуальное) толкование также относится к официальному виду. Такое толкование, судя по названию, не имеет общеобязательного значения; дается применительно к данному случаю; обращено к конкретным субъектам. Известно, что слово «казус» означает случай, отдельную ситуацию. В этой связи можно сказать так: казуальное толкование – официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентными органами по конкретному случаю. Также толкование подразделяется на два подвида: судебное и административное.
Судебное толкование норм права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемые судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них. Например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются не соответствующими закону, неправильными. Назначение такого толкования наиболее отчетливо проявляется при рассмотрении дел в кассационной инстанции или в порядке надзора. Результаты казуального толкования находят выражение в мотивировочной части судебного решения.
Административное толкование норм права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов и др.
Итак, цель судебного и административного казуального толкования-разъяснения – правильное рассмотрение определенной правовой ситуации. Поэтому признается, что оно ограничивается рамками конкретного дела, имеет разовое значение. Однако, значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими судебными инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих судебных органов в качестве образцов понимания и применения закона.
В отечественном правоведении преобладает мнение о том, что официальные акты толкования не создают новых правовых норм и не признаются источниками права. Их функциональное значение определяется вспомогательным, уточняющим характером.
Неофициальное толкование – толкование, исходящее от органов и лиц, не наделенных специальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Такое толкование осуществляется общественными организациями, научными, учебными заведениями, практическими работниками. Обычно оно выступает в форме советов, рекомендаций, суждений. Особенность этого вида толкования в том, что оно не носит обязательного характера, его рекомендации не вызывают формально-юридических последствий. Отмечается, что влияние неофициального толкования на правовое регулирование зависит главным образом от его правильности и убедительности (компетентности). Некоторые разновидности неофициального толкования оказывают существенное влияние на практику применения норм права.[60]
Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное (компетентное) и доктринальное (научно-теоретическое).
Обыденное толкование – это неофициальное разъяснение смысла правовой нормы лицами, не имеющими специальных познаний в сфере права, правового регулирования. Это обычно разъяснения, даваемые гражданами в повседневной жизни, в быту, а также публичными изданиями неюридического профиля. В таком толковании могут быть заблуждения, поверхностные суждения, опрометчивые выводы. Вместе с тем в подобном разъяснении может быть здравый смысл, ориентирующий на положительное отношение к праву, правовым предписаниям.
Профессиональное толкование – предполагает наличие у субъектов, дающих разъяснение, специальных правовых знаний. Имеется в виду толкование, осуществляемое прокурорами или адвокатами в судебном процессе, судьями на приеме граждан, работниками юридических служб, редакциями юридических журналов в специальных консультациях и обзорах. Несмотря на значимость, компетентность, обоснованность таких разъяснений, они не являются юридически обязательными и не влекут каких бы то ни было юридических последствий[61].
Рассмотренный вид деятельности оказывает существенное влияние на правотворческий и правоорганизационный процессы. В частности, высшие судебные инстанции, например, Конституционный Суд Российской Федерации, активно привлекает ученых-правоведов, иных специалистов более узкого профиля, чье заключение учитывается при разрешении наиболее сложных дел, связанных с применением гражданского, налогового, финансового законодательства и др. Позиции экспертов, привлекаемых для рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ направлены на уяснение смысла оспариваемого явления. Разъяснения, даваемые экспертами Суда, выходят за рамки простой экспертизы, то есть квалификации. К примеру, экспертное заключение ведущего научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора Б.Т. Безлепкина по делу о проверке конституционности ст. 232, ч. 4 ст. 248 и ст. 258 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР содержит ответы на 12 вопросов судьи докладчика Т.Г. Морщаковой. Существенно, что в ответах не только излагаются аргументы в пользу той или иной авторской позиции, они выходят на серьезные научные умозаключения с анализом эволюции правовых принципов, выявления правовой природы института возвращения дела для производства дополнительного расследования, пересмотра всей системы уголовно-процессуального законодательства[63].