Он боролся со сном истории

Люди, которые не спят.

Бессонница… Кто из нас не страдал от нее? Всю ночь непрерывно ворочаешься в постели, а утром встаешь с головной болью и слабостью во всем теле. И это всего лишь после нескольких часов без сна! Как же должны чувствовать себя люди, у которых бессонница продолжается не часы, а… годы? Оказывается, в большинстве своем, вполне комфортно.

Когда «спят» только ноги…

Вот уже 27 лет подряд из своих 49-ти вьетнамец Нгуен Ван Кха в буквальном смысле слова не смыкает глаз. При этом, несмотря на отсутствие полноценного сна, Кха чувствует себя абсолютно здоровым и бодрым.

Последний раз крестьянин нормально спал в 1980 году. Началось все с того, рассказал он в апреле 2007 года журналистам, что однажды, закрыв глаза, Кха почувствовал сильное жжение в них, а в голове отчетливо появилась картина пылающего огня. Все тут же прекратилось, как только он вновь открыл их. Так повторялось каждый раз, когда Кха пытался заснуть. После всего этого он вообще перестал закрывать глаза.

За все минувшие годы феномен вьетнамца так и не нашел научного объяснения, а равно и средств для его устранения. По рекомендации осматривавших его десятков врачей, Кха перепробовал большое количество различных европейских лекарств и средств традиционной восточной медицины — все напрасно. Однако отсутствие сна не причиняет ему ни малейшего дискомфорта и не вредит здоровью.

«Не могут объяснить медики и причину бессонницы соотечественницы Кха — 42-летней крестьянки Ман Тхи из деревни Донгхай в центральном Вьетнаме. У этой женщины все, как у обычных людей. Кроме одной детали — она, как сообщает газета Лао донг, не спит с 1975 года!»

Здоровье у нее отменное, она имеет четверых здоровых детей. Долгое время, боясь оттолкнуть от себя окружающих, Ман Тхи по ночам притворялась спящей — даже мужу решилась сказать о своей способности обходиться без сна лишь на третий год брака.

Еще больше времени не спит английский фермер Юстас Бернетт. В августе 2007 года ему исполнится 85 лет. В молодости он жил на своей ферме неподалеку от Лестера и ничем не отличался от местных фермеров, пока в одну не самую прекрасную ночь у него вдруг пропало желание спать. И вот уже 56 лет он по ночам читает книги, слушает радио и решает кроссворды, в то время как остальные домашние сладко похрапывают во сне.

Откуда только к нему не наведывались врачи, чтобы собственными глазами увидеть неспящего человека и убедиться, что он вполне здоров?! Конечно, медики делали попытки заставить его поспать, но лишь теряли как свое время, так и время Бернетта. Гипноз не вызывал у него даже сонливость, а от снотворных болела голова. После отъезда врачей Бернетт возвращался к обычной жизни: ночью он шесть часов лежал в постели, чтобы дать телу отдых, а мозг продолжал работать.

Однако «рекордсменом» по бессоннице является старый буддистский монах, который не спит вот уже 90 лет! Исследователи, работающие под эгидой Всемирной организации здравоохранения, обнаружили его на Тибете в 2003 году. Перестал спать Дава, так зовут монаха, когда ему было всего 11 лет.

«Представляете, — говорит немецкий ученый, доктор Бернард Холцман, занимающийся изучением феномена тибетского монаха, — он не спал уже во время обеих мировых войн, не спал, когда Россия запустила в космос спутник в 1957-м, ни когда первый человек ступил на Луну. Можно перечислить все значимые мировые события прошедшего века, и ни одно из них чудесный старец в буквальном смысле не проспал.»

Эксперты, проведя ряд самых современных тестов, пришли к единому мнению, что Дава в состоянии поддерживать осмысленную беседу в то время, как его жизненные показатели, согласно приборам, снижались до уровня показателей спящего человека! Выходит, что организм Давы все же переключался в режим сна, необходимого каждому человеку, но мозг и тело при этом умудрялись функционировать в режиме бодрствования.

Исследователи говорят, что если им удастся раскрыть секрет Давы, то жизнь без сна станет возможна на всей планете.

Причина болезни — стресс

По данным международного Сомнологического центра, 71% пациентов с нарушениями сна связывают начало своей длительной бессонницы с какой-нибудь болезнью или со стрессом. Например, 61-летняя жительница Румынии Мария Стелика перестала спать одиннадцать лет назад, когда умерла ее мать.

«Поначалу я не спала умышленно — боялась увидеть маму во сне, — рассказывает Мария. — Потом пыталась спать, но не могла. Спустя какое-то время мне это стало уже не нужно, так что теперь меня не может заставить уснуть даже снотворное».

Один из лечащих врачей Марии Стелики по этому поводу заявил: «Мы не можем понять, почему она не спит. У нас нет объяснения этому феномену».

Не спал 50 лет подряд в результате серьезного потрясения и югославский крестьянин Станко Дражкович. При этом сердце и легкие у него, по свидетельству врачей, были как у спортсмена, а давление как у космонавта. Он лишь иногда впадал в легкую полудрему, сидя в кресле. В этом пограничном состоянии между сном и бодрствованием он мог отвечать на вопросы, читать и писать.

Он навсегда потерял сон во время Второй мировой войны после тяжелой контузии в день своего 23-летия. И, вероятно, эта болезнь как-то отразилась на генном уровне, потому что его сын также начал страдать бессонницей после 23 лет. Однажды он пришел с тренировки сильно уставшим и прилег отдохнуть. Однако заснуть не смог и с тех пор, как и отец, постоянно находится в бодрствующем состоянии.

Отца и сына исследовали во многих европейских клиниках, однако помочь им ничем не смогли.

Станко Дражкович прожил 73 года без особых жалоб на здоровье и умер от старости, окруженный родными и близкими.

«В тишине и пустоте я чувствую себя единственным живым человеком на всей планете, — рассказывает Джоан. — Господь подверг меня тяжким испытаниям. О, как бы я хотела вспомнить, что значит спать».

Ее бессонный кошмар начался обычным вечером 1972 года, когда она вернулась домой после напряженного дня в школе, где работала преподавателем. В тот день она очень сильно перенервничала на одном из уроков.

«Я очень хорошо помню тот вечер, — говорит Джоан Мур. — У меня возникло какое-то странное ощущение в голове. Я несколько удивилась ему и с того дня заснуть уже больше не могла».

Лучшие нейрохирурги страны в течение нескольких лет изучали феномен Джоан. «После нескольких месяцев исследований я пришел к заключению, что она страдает очень редкой формой заболевания — хроническим колеститом, — сообщает один из врачей. — Болезнь поразила отвечающую за сон часть головного мозга, что привело к полной потере сна».

С 1974 года бодрствует все 24 часа в сутки и 60-летний кубинец Томас Нуньес. О своей болезни он рассказывает так: «В детстве у меня часто болело горло. Врач предложил удалить миндалины. Беда пришла после операции — я забыл, что такое сон. Некоторое время я молчал о случившемся. Потом рассказал родителям, которые сами заподозрили неладное. Начались хождения по клиникам и госпиталям. Долго находился под специальным наблюдением. Было несколько консилиумов. К сожалению, все выводы практически означали одно — случай невероятный и. необъяснимый».

Единственным утешением для Томаса в создавшейся ситуации является тот факт, что таких «неспящих» уникумов, как он, во всем мире едва ли наберется два десятка.

Не спать можно и ради рекорда.

Как утверждают ученые из недавно созданного в Пекине Центра сна, большинство пациентов, страдающих расстройствами сна, родились зимой.

Сотрудники центра обследовали более 700 человек и выяснили, что 40% из них родились в ноябре, декабре и январе. Именно эти месяцы являются в Китае самыми холодными. А среди тех, кто родился весной, летом и в первые два месяца осени, нарушениями сна страдают лишь 20%.

Эксперты объясняют это явление тем, что зимние новорожденные более уязвимы. Перед тем как появиться на свет, они подвергаются воздействию многих отрицательных факторов, присущих холодному времени года, и неспокойное состояние плода превращается в привычку у будущего человека.

По оценкам ученых, подобные проблемы наблюдаются у 100 миллионов китайцев, а обследована на предмет недосыпа была только сотая часть. Однако это только начало исследований, которые сейчас продолжаются полным ходом.

А тем временем более 20 лет не может уснуть 63–летний житель города Камень–Каширский Волынской области Украины Федор Нестерчук. Ни одно снотворное средство ему не помогает.

Со своим недугом житель Волынской области смирился. «Куда денешься — должен смириться, — рассказывает Нестерчук, — раз уже столько времени прошло».

Днем волынянин пенсионного возраста работает в области страхования, а по ночам читает. «Сначала периодику почитаешь, а потом литературу. Видишь, что глаза устали, выключишь светильник и дальше дремлешь, можно сказать, стараешься уснуть», — говорит Нестерчук, который по ночам в течение многих лет уже несколько раз перечитал всю домашнюю библиотеку.

Однако по мнению специалистов, Нестерчук все же спит в сутки хотя бы несколько часов. Просто он себе не отдает в этом отчета. В ходе недавнего исследования российских ученых-сомнологов выяснилось, что люди, которые утверждают, что не спали несколько дней подряд, на самом деле спят, только сон их неглубокий, с перерывами. При этом человек промежутки между пробуждениями не воспринимает как сон, будучи абсолютно уверенным, что все это время бодрствовал.

Продолжительное отсутствие сна, — утверждают сомнологи, — обязательно должно сказаться на памяти, эмоциональном состоянии человека. Он будет раздражительным, может страдать депрессией, потерей аппетита, отсутствием сексуального влечения.

Вместе с тем, «если человек чувствует себя комфортно, то это не патология», — говорит начальник Луцкого городского управления здравоохранения Федор Кошель. По его словам, Нестерчук не выглядит изможденным из–за бессонницы.

От себя следует добавить, что настоящей патологией, наверное, можно назвать случай с Тони Райтом. Этот житель округа Корнуолл на юго-западе Англии побил в июне 2007 года мировой рекорд по непрерывному бодрствованию. Ему удалось продержаться без сна 11 дней и 11 ночей.

Как заявил недавно 42-летний «рекордсмен», он пошел на этот эксперимент, чтобы узнать, как человеческий организм реагирует на лишение сна. По его словам, правое и левое полушарие мозга требуют разного количества сна, и, нагружая их по очереди, можно находиться в тонусе достаточно долгое время.

Предыдущий рекорд был зафиксирован Книгой рекордов Гиннесса в 1964 году, когда американец Рэнди Гарднер провел без сна 264 часа. После этого представители Книги рекордов заявили, что больше не будут регистрировать попытки побить этот рекорд, так как это может представлять угрозу здоровью человека.

Однако Райт утверждает, что чувствует себя хорошо, хоть и сильно уставшим. В течение эксперимента он боролся со сном, играя на бильярде и обновляя свой онлайн-дневник. Кроме того, справиться с усталостью ему помогла диета из сырых продуктов. Самой тяжелой частью эксперимента, по его словам, стало то, что он вынужден был все это время находиться в одном помещении, где за ним велось круглосуточное видеонаблюдение.

Источник

Глава 43. Поучение о том, как бороться со сном

При отшельнической жизни в пустыне шесть напастей крайне жестоко одолевают нас. Уныние, сон с дремотой, лень, отягощенность, страх и отчаяние. Из-за этих шести запрещают святые отцы жить одному. Воистину, сон страшнее и лени, и уныния, и отчаяния. Поскольку рождаются они от него. Кроме того, уныние, отягощенность, страх и отчаяние одолевают не всякого пустынника, и не постоянно, а временами. И как назову, если не ленью, если кто спит ненасытным сном?

Когда одолеет кого-нибудь мрачный сон, тогда унывает подвизающийся и жалеет о погибшем во сне времени. А также отчаивается получить спасение души и грядущие блага. И приходит ему на ум, а больше бесы вкладывают, говоря: «Напрасен труд твой, ибо ты побежден сном».

Большая беда – долгий сон, о братья! Ибо как туча закрывает солнце, так и долгий сон перекрывает силу умственного зрения. И, как завесу, накидывает на ум забытье. Ум становится невосприимчив ко всем духовным благам, забывчив и невнимателен. Ибо страж задремал – и разбойники напали. А для невосприимчивого ума все становится мрачным и страшным. Поэтому бесы, словно тьмою темной, покрывают ум сном и дремотой, и гасят, словно огонь водой, чтобы получить власть лишить как-нибудь душу всех добрых дел и обременить страстями. Все стремления и усилия бесов – как бы отлучить ум наш от Бога и от непрестанных трудов, и удержать в суетных делах века сего любым образом, всеми предлогами и способами. Или в сон погрузить, или в лень, или в отягощение. Или суетными волнениями и заботами украсть у нас время.

Сон, о котором начал писать, один, а причин у него множество. От них же происходит и вожделение. От естества, от мечтательности ума. От шума, суеты и забот, от уныния, от зависти бесов или же от чрезмерного и длительного поста, когда плоть изнемогает и желает в результате утешить себя сном.

Но прежде всего, дремота, долгий сон, лень и отягощение вместе взятые, несомненно, от бесов, от еды и питья, иначе говоря, от объедения и многопития. И от телесных удобств, и от рыхлости плоти. Поскольку сытое чрево отягчается приемом многих яств и безмерным питьем, и погружается в дремоту, в нерадение, в сон и лень, в отягощенность и усталость.

И чрезмерно постящаяся, и тучная плоть склонны к лени. А в меру постящаяся и склонная к воздержанию – бодра, трезва и легка на труд духовный. Словно крылья имеет для духовного пути и сама себя не ощущает.

Не столько тягот терпят умеренные люди от воздержания и голода, сколько неразумные обжоры от объедения. Ибо первая тягота дает жизнь вечную, а вторая отлучает от Бога и обрекает на муку. Если разрешим глупой плоти и чреву нашему безудержно наслаждаться, то сведут нас в пучину грехов.

Но кто хочет мало спать, пусть мало ест. И желающий мало есть, пусть мало спит. Одно поддерживает другое.

А многоедение и многопитие связаны с привычкой. Привыкнешь много есть, тем более пить, тело и просит много. Привыкнешь мало есть, а тем более пить, тело и просит мало. Так и сон. Расслабишься, не будешь бороться со сном и захочешь спать досыта – тело и будет просить много, ибо сон не знает сытости. Чем больше спишь, тем больше хочется. И такой человек как во тьме проводит жизнь свою. Всегда имея ум мрачный, в котором нет добродетелей, поскольку долгий сон и леность лишают благодати и добрых дел. А привыкнешь мало спать, тело и просит мало. И всякая добродетель также требует долгого учения, навыка и терпения.

Трудно искоренить привычку долго спать, если кто привык смолоду. И поэтому следует нам в самом начале отказа от мира упорно бороться с нею и понуждать себя. Поскольку лукавые бесы, в первую очередь, привязываются к новоначальным инокам и одолевают их дремотой, частым погружением в сон, отягощением и болью в суставах. И ленью, и усталостью. Вкладывая в ум разные непристойные мысли и вынуждая их прислониться к стене, или сесть на стул, или прилечь на постель во время молитвы. А другими напастями, жестокими и яростными, новоначальных не одолевают. И не показывают им поначалу бесы сильные напасти, а скрывают от них по причине их усерднейшего труда, и не дает бесам благодать Божия прикоснуться к ним ничуть.

И дожидаются они, когда благодать Божия отступит от них из-за лени и нерадения или из-за усталости. Тогда тотчас приходят и удерживают их, словно играя ими. Хотят погрузить в дремоту, в сон и отягощение также и остальных монахов, тем более, пустынников. Постоянно, ежечасно и неотступно, днем и ночью сидят лукавые бесы подле и пребывают с желающими спастись. И видят старательность и прилежание каждого или же лень и нерадение, небрежность их и усталость.

Когда видят кого-нибудь старательного, тотчас отступают от него и дожидаются лени, нерадения и изнеможения. А когда видят ленящихся и нерадивых, и мало на что желающих себя подвигнуть, тотчас, не давая им воспрянуть, словно дикие звери, внезапно нападают и погружают в дремоту и глубокий сон.

И могу тебе показать, как быстро погружают. Едва лишь, припав к земле, захочешь небрежно совершить молитву, тотчас погружают внезапно. Или сто молитв Иисусовых произнести, или псалом проговорить, тотчас погружают. И твердо следует уразуметь это и остерегаться, а без этого невозможно в одиночестве хорошо и трезво бодрствовать и бороться против бесов.

Кто хочет победить дремоту и долгий сон, и стоя, и сидя, и лежа, и научиться бодрости и бдению, тот нуждается в строгом воздержании, то есть в алкании утробном, и в трезвении ума, то есть в очищении ума и ясности мысли. И в непрестанной Иисусовой молитве.

И память о смерти пусть спит и встает с ним. И безмятежное молчание, и горячее рвение, которое в том, чтобы оградить душу свою от слабости стеной постоянного терпения. Тогда уже тело и нехотя последует за душой.

Когда очищаются ум, сердце, душа и тело человека, и освобождаются от духа мрачности повседневным постом, воздержанием, алканием, бодрой молитвой, памятью о смерти и трезвым бдением. И мужеством, и терпением. Тогда уже бодр, не сонлив и не дремлив, трезв и легок, разумен и рассудителен, и равен ангелу становится человек.

Воистину, против сна ни в чем не найдешь себе для бодрости и бдения таких помощников, как эти четыре: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память о смерти. Эти четыре бодрой, трезвой и бдительной стражей называются. А кроме того – страх Божий и рукоделие. А без этих четырех дом души захватывают дремота, сон и мечтания. Ибо не в состоянии ни голодная утроба на ложе своем всю ночь уснуть; ни тот, кто имеет светлый и ясный ум и чистые мысли, – забыться глубоким сном. Не отвлечется имеющий сладость молитвенную; не обленится вспоминающий, что будет положен во гроб. Пробуждают его постоянно эти четыре.

Будем же бодрствовать безсонно, воздерживаться, трезвиться, совершать молитву Иисусову, помнить о смерти и вооружаться для победы над сном! Если кто и целыми днями не спит и бодрствует, а этого не имеет, впадает в безчисленные грехи. К тому же воздержание, трезвение, твердое пребывание в молитве и память смертная продлевают бодрость и бдение. И мало-помалу сон исчезает.

А когда вскочишь, очнувшись от сна, с постели своей, бросайся быстрее на холод и ветер взбодриться. Чтобы, когда встанешь от сна и сядешь на постели, снова не погрузили тебя бесы в дремоту, сон и отягощение. Когда же, встав, охолонешься и взбодришься, тогда прежде молитвы и пения разомни плоть поклонами. И отгоняй от себя лукавых бесов, пока не разомнешь и не сделаешь бодрой и трезвой плоть, а ум – трезвым, бодрым и ясным. Поскольку от сна и от нападок бесовских плоть становится ленивой, а ум мрачным. А если не положено по Уставу земных поклонов, взбодряйся поясными. А, ободрившись всеми чувствами, быстро начинай говорить со старательностью и умилением или молитву, или каноны, или Псалтирь, или петь. Или, из-за сильного изнеможения и усталости, для поддержки совмещай молитву, чтение Псалтири и пение с рукоделием.

А когда становишься на молитву, должен ты стоять твердо, не прислоняться, не садиться, не ложиться, пока не совершишь правило или не устанешь, но, как огня, бойся подобного нерадения. Будь как опытный борец и воин Христов в молитве твоей. И оберегай надежно ум свой от дремоты во время любого моления. Стой на молитве, слегка ссутулив плечи, ради страха Божьего и бодрости. И смотри быстрым взором, не зажмуривая и не закрывая глаза, туда и сюда перед собой, чтоб не дремать. А при сонливости помышляй о небесном и вечном. А в то время, когда ум твой невольно воспаряет в мечтах или одержим помыслами, тогда низводи ум на землю.

Иногда следует молиться медленно, чтоб получить слезы. А иногда и поспешно, чтоб одолеть дремоту и сон, и отогнать мысли, и унять шумы бесовские, а также среди людского гомона и смятения.

Сначала следует заучивать наизусть и произносить по одной молитве до конца первого года или пока не заучишь. Потом вторую и третью добавить. Иногда и от частого прочитывания душа поощряется и возбуждается. А иногда и бдение при огне с часословом оказывает великую поддержку.

Живущему уединенно следует, понуждая себя, раскачиваться и прохаживаться при дремоте, сонливости, отягощении и усталости, но никак не поддаваться. А в общежительном монастыре – соблюдать благопристойность. Когда устанешь стоять, сядь на стул посреди кельи своей, а к стене не прислоняйся никак, чтоб не погрузиться в сон. Или присядь слегка на кадку: пусть катается под тобой, чтоб, когда начнешь задремывать, тотчас начала колебаться и качаться и ты проснулся.

Борись также с помощью книг. А если и книги читать не дадут дремота и сон, тогда борись рукоделием и молитвой. А без рукоделия или без книги – ни-ни, не садись никогда, даже на минутку, чтобы совершить сотницу или произнести псалом. Поскольку бесы сильно соблазняют, нежданно нападают и погружают. И заниматься рукоделием нужно не для самого рукоделия, но чтоб бороться с дремотой и сном. Незаметно понуждают нас бесы без нужды садиться, делая безсильными. И рукоделие запрещают брать нам и книги читать. А когда чуть-чуть посидим, бодрствуя, тотчас внезапно наводят сон, словно тьму глубокую и омрачают, и погружают в безпамятство. Стой всю ночь, словно распятый, борясь со сладостью сонной, и сопротивляйся дремоте и сну, отягощению и лени, усталости и унынию всеми силами, а не вяло.

Сначала следует совершать обычное правило и крепко понуждать себя к молитве. Потом отдохнуть за рукоделием, но немного, чтобы не поддаться дремоте, сну и отягощению, а садиться только чтобы не изнемочь.

Сон сильно укореняется и возрастает, когда человек, проснувшись поначалу, снова срывается в сон, как ленивый бык, или словно свинья, желающая всегда валяться в грязи. И тогда ангел Божий отступает от него, и впадает он в руки враждебных бесов, и удерживают его во сне сколько хотят, показывая ему всякие видения и грезы. Соблазняют из часа в час медлить и пребывать во сне. Это бесовская хитрость, а также собственная безпечность, лень и слабость.

Как навозной куче свойственно гнить, так и плоть, которая много ест, толстая и неподвижная, обременяется обжорством и тучностью. Прилогами бесовскими, склонностью к мечтательности, дремотой, сном, ленью, отягощенностью и нерадением, расслабленностью и усталостью. Поскольку отягощение, несомненно, от объедения, а от отягощения – дремота, сон и лень. А от сна и лени – доступ бесам и страстям. А от входа бесов и страстей – пленение ума, мечтательность и помрачение. А при пленении и помрачении ума благодать отходит. Объедение – виновник дремоты и долгого сна, лени, отягощения и усталости. А долгий сон и лень – виновники входа бесов. А бесы – перед умом виноваты. А ум повинен в страстях.

Но пуп ведь не развяжется и болезнь не приключится, руки-ноги не отвалятся – набраться мужества и сил против объедения и дремоты, сна и лени, отягощения и усталости! Сколько бы мы ни ленились, не следуя заповедям Господним и отеческим добродетелям, пока не начнем соблюдать их по сути, страдая в них, не сможем достичь совершенства, спастись и обрести благодать.

Если человек усердно не следует, как положено, сути заповедей Господних и отеческих добродетелей, то даже если и тысячу лет проживет в нерадении, – никакой пользы.

Если встанет человек с постели и сядет на кровати своей беззаботно, а не выйдет на воздух, тогда сон, напускаемый бесами, снова начинает морить. Ты же, о человек, мужественно воспрянь, словно от огня, или от лютого змея, или от льва рычащего, желающего поглотить тебя сном и дремотой, ленью и отягощением, и проветрись на воздухе.

Не следует отшельнику спать в конце дня и в конце ночи. От этого очень тяжело становится. Ибо в конце дня и конце ночи святой ангел, хранитель наш, является на поклонение к Богу, давать Ему отчет о делах наших, как пишет один из отцов.

Или до зари отдыхай, или после. Даже птица, говорят, когда проспит зарю, не может летать.

А часто понуждают нас супостаты и не вовремя спать, вкладывая в ум: «Приляг ненадолго, потом снова встанешь читать книги и заниматься рукоделием». Если послушаешься и ляжешь, – много времени погубишь. Такой нрав у сна: если кто привыкает раньше времени засыпать, тогда сон возрастает. Если же пропускает время мало-помалу, пока не устанет, тогда сон уменьшается и исчезает, и на рукоделие время находится. А немощная плоть от долгого сна и объедения становится скорее еще более слабой, чем сильной.

Долгий сон способствует и забвению. Если сильно клонит тебя в сон, то спи в одно и то же время, вечером или ночью. В холоде или в жаре, где не можешь спать подолгу. Постись и воздерживайся, трезвись умом и читай молитву Иисусову, имей страх Божий, рукоделие и память о смерти. Без этого не сумеешь всегда быстро пробуждаться и мало спать. В тепле же остерегайся, не угори. И больше уже не ложись, а бодрствуй! Бодрое бдение и воздержание, трезвение и молитва, страх Божий и память смертная, воистину, стражи богатства духовного, то есть добродетелей. Ибо сохраняют от всех бесовских уловок и сетей, замыслов, козней и соблазнов, и дают человеку рассудительность во всем, ясность и трезвенность. Человек, всегда бодрствующий и трезвящийся, во всем сохраняется от бесов. А человек, который много спит, всей благодати и добродетелей лишается. И поэтому подобает нам неусыпно наблюдать оком душевным, то есть умом, за душевными чувствами. И сидеть, словно страж, на высоком месте бодрости и далеко глядеть в ночь страстей, и пристально следить, откуда идут воры, грабители души, то есть бесы, с какой стороны, и чем, и каким образом начинают нападать и побеждать.

А мера сна в нощеденство, то есть в сутки, для новоначальных – семь часов спать, или шесть. Средним – четыре часа спать. А совершенным – два часа спать, всю ночь стоять и бодрствовать. А безсонным пребыванием называется, когда не отдыхаешь на боку. У мужественного всегда есть возможность превратить ночь в день.

Это ангел будит нас, когда, отоспав первый сон, встаем. Кажется тогда человеку, что вставать трудно и болезненно, что все части тела больны и расслаблены. А бесы еще множество тягот наложат. Когда же человек соберется с силами и встанет, слегка освежится на воздухе, походив, и ободрится, тогда все эти болезни и тяготы исчезнут безследно. Радостным и веселым будет человек весь день, потому что не поленился встать. И, поступая так, одолеешь сон.

Если же не в состоянии поступать, как сказано выше, и одолевать, тогда возьми себе друга и помощника. Никто не может одолеть сон, живя в одиночестве, если изо всех сил не восстанет против него. Одинокий, без помогающего друга, не может обходиться без достаточного сна, даже если совершенен. Поскольку всячески соблазняем бесами и не имеет поднимающего его и помогающего ему человека. И потому нуждается в собственных силах и страхе Божием. И многие святые отцы, сидя, неподолгу спали, а некоторые, и стоя на молитве, смыкали глаза. Видишь, и святым досаждал этот жестокий супостат! А ты хочешь одолеть, ленясь и сидя, спя и не радея. Нет, так не выйдет! Если мы не одолеем сон, напрасен будет труд наш.

Почему мы, пребывая вместе с братьями, мужаемся и крепимся? Из-за стыда. А когда живем отдельно, тогда побеждаемы сном и дремотой, не крепимся и не мужаемся. Очевидно, что праздны мы, не имея духовных дел и страха Божьего. Отцы святые крепились до тех пор, пока, склонившись до земли, не падали наземь от вызывающей сокрушение дремоты, сонного дурмана и болезненной горечи.

Смотри же и слушай о чудеснейшем мужестве и твердости отцов и мудрости их! Некто из святых отцов ставил зажженную свечу и привязывал веревку или нить с камнем возле этой свечи. И когда эта свеча, догорев, пережигала ту нить или веревку, камень ударял в медное бряцало и будил его. Иного будили часы. А иной ложе имел крайне узкое и, когда хотел повернуться, тотчас падал вниз, на землю. А иной клал в свою руку камень, и камень, когда падал, тотчас будил его. А иной еще имел двух собратьев: один поднимал его с кровати, а другой – будил во время молитвы. А иной еще велел собрату своему стаскивать себя с постели, чтоб отрезвиться от сонного дурмана. А иной еще, только крайне нуждаясь в сне, дремал, опираясь на свой посох. А иной еще протянул цепь от стены к стене и, наваливаясь на нее грудью, изредка спал. Да что много и вспоминать обо всех! Стяжавший мужество, твердость и терпение, порождающие все добродетели, все приобретет.

И потому должны мы мужаться и терпеть, и укрепит нас Господь Бог, Ему же слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.

Источник: Цветник священноинока Дорофея / пер. с древнерусского Д. Кантова, ред. и ком. Н. Ларионовой. – Изд. Спасо-Преображенского Валаамского мон., 2005. – 431 с. ISBN 5-94762-004-9

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *