Он шагал вместе снами

Презентация к уроку

1 слайд

Сегодня наш рассказ пойдет о необычном художнике XX века – Марке Шагале. В 2017 году весь мир отмечает 130 лет со дня рождения этого знаменитого художника.

2 слайд

На этом автопортрете Марк Шагал молодой, красивый и задумчивый.

3 слайд

Он родился в 1887 году в простой еврейской семье в городе Витебске, и прожил почти 97 лет.

Он был девятым ребенком в семье.

Сначала Марк учился в школе при церкви, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника. В 1910 году Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, где проживали художники.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику.

4 слайд

Картины Марка Шагала — это полет в неизвестном направлении. Он заставляет нас вместе с собой совершать путешествие и думать над тем, что с нами происходит, — когда мы соединяемся с образами его картин. Стиль Шагала сложился под воздействием сразу нескольких течений современного искусства — это, прежде всего, кубизм, экспрессионизм и сюрреализм.

Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.

5 слайд

Люди смотрели на его картины и часто говорили: необычные, странные картины. Посмотрите на эту картину. Что в ней необычного?

Наверное, Вы скажете: «Разве бывает у музыкантов такое темно-зеленое лицо и сиреневое пальто?» А Марк Шагал весело объяснял: «Музыкант играет на скрипке, и звуки музыки покрасили его темно-зеленым и сиреневым цветом».

Музыка всегда летает выше домов! – смеялся художник.

6 слайд

— Зачем человеку часы с голубым крылом?

— Но разве часы умеют воображать? А уж тем боле летать?

— Часы хранят время, а время всегда летит быстро, стремительно. Раз и пролетел год, за ним другой, третий…

7 слайд

В семье Шагала очень тепло относились к домашним животным — козам, курам и особенно корове. Она была любимицей, кормилицей, настоящим членом семьи. Марк даже написал лирическое стихотворение, посвященное корове.

8 слайд

На картинах Шагала корова частый персонаж — то ей дарят цветы, а то она гуляет под зонтиком. Корова — символ доброты, самоотдачи, чистоты и невинности.

9 слайд

Люди смотрели картину Марка Шагала и возмущенно спрашивали:

— Разве коровы летают по небу?

10 слайд

Художнику казалось, что на этой картине все понятно: хозяин с зеленым лицом кормит корову.

Но хозяйка с ним не согласна, поэтому она перевернулась на голову.

— Важнее всего подоить корову – думает она.

Посмотрите, какие мысли нарисованы у коровы в голове.

11 слайд

Ну, конечно, корова хочет отдать свое молоко людям. Она ждет, чтобы хозяйка ее подоила.

Люди, увидев эту картину, закричали, что за странное воображение, посмотри на мир вокруг, ты нигде не увидишь такого!

12 слайд

— Как же мне научиться смотреть на мир правильно? – спрашивал художник.

13 слайд

Очень важным элементом из детства для будущего творчества художника являлся цирк. Приезд цирка в маленький город был событием огромного культурного масштаба, особенно для детей, и особенно для талантливого ребёнка с развитым воображением.

14 слайд

Вероятно, Марк Шагал, как и множество детей, мечтал тоже стать клоуном, акробатом. Он открыл для себя, что мир выглядит по-другому, если смотреть на него встав на голову, или лёжа на боку, или с большой высоты.

15 слайд

Он, вероятно, как и все мальчишки, любил залезать на высокое место, на крышу, а может и на колокольню собора. Он часто изображает землю и её обитателей с высоты птичьего полёта.

16 слайд

Сказочный мир создаёт в своих картинах Шагал — и цирковые акробаты, клоуны, дрессированные лошади.

17 слайд

Есть на полотнах Шагала и рыбы, в том числе и летающие. Часто рыба выступает как символ свободы. Она может свободно плавать по направлениям всех трёх осей координат. Воздушных гимнастов на своих картинах художник сравнивает со свободолюбивыми рыбами.

18 слайд

Однажды художник сидел и не знал, что ему нарисовать. Все вокруг было серое и неинтересное. Вдруг серый воздух в комнате стал дымиться голубыми клубами, и в комнате появилось Воображение.

19 слайд

— Ты кто? – удивился художник.

— Я твое Воображение.

— Как я рад, что ты ко мне прилетело. Помоги мне нарисовать что-нибудь чудесное – попросил Марк Шагал.

— Что для тебя самое главное на свете?- спросило Воображение.

20 слайд

— Ты показал всем, какая большая твоя любовь. А теперь покажи, как твоя любовь умеет летать – шепнуло воображение художнику.

21 слайд

И он нарисовал, как его Белла поднялась над землей, а художник крепко держит ее за руку, чтобы она не улетела далеко.

22 слайд

Художник крепко обнял Беллу и поднялся с ней над городом. Так вместе они летали через всю жизнь. Художник защищал свою любовь, а она показывала ему путь вперед и дарила счастье.

С тех пор, как воображение научило художника летать, он всегда так делал.

23 слайд

— Разве люди могут летать? – недоумевают все.

— Могут. Если помогает Воображение и Любовь – отвечал Марк Шагал.

24 слайд

— Моя дорогая Белла, я тебя люблю больше всех на свете! Будь моей женой! – попросил однажды художник.

25 слайд

— Я согласна, потому что я тоже тебя очень люблю – ответила невеста Марка Шагала.

26 слайд

Они спустились с небес, и пошли на свадьбу.

27 слайд

Воображение подарило белое светящееся белое платье и букет любви. И вот настал день свадьбы. Воображение превратилось в красного ангела, который соединил художника и невесту светлыми небесными лучами.

28 слайд

На свадьбе всегда играют веселую музыку. И Воображение посадило музыканта на крышу, чтобы музыка слышна была повсюду.

29 слайд

Марк Шагал всегда рисовал свою любовь. И его любовь была как священный светящийся букет цветов.

30 слайд

А еще любовь умела летать как птица. Букет любви становился все больше и больше. Как это чудесно получать каждый день букеты в подарок.

31 слайд

Воображение помогало Марку Шагалу стать настоящим волшебником. Художник превращал свою любовь в скромный букет гладиолусов.

32 слайд

Он посадил в центре этого букета свою любимую жену и дочку. Все больше разных цветов собирал Марк Шагал в свой букет и всегда он дарил этот букет своей любимой жене Белле.

33 слайд

Однажды Воображение помогло Марку Шагалу собрать любимые краски своей жизни в один букет.

34 слайд

Долгие годы Марк шагал жил вдали от Родины. Художник скучал без нее и даже плакал.

35 слайд

Он вспоминал улицы родного города Витебска, он вспоминал папу, и ему казалось, что папина душа летает над городом и ищет своего сына.

36 слайд

37 слайд

Художник так скучал по своей родной стране, что нарисовал мост от Парижа до Витебска. Вместе с любимой Марк Шагал хотел вернуться по этому мосту к родному дому.

38 слайд

Однажды художник нарисовал большой букет любви для своей Родины. Он хотел отвезти свой букет на поезде, но ему не дали билет. Марк Шагал очень расстроился. Но тут Воображение шепнуло ему:

— Для художника нет границ.

Тогда Марк Шагал взял свой букет в руки и взлетел с ним в небеса. Он назвал эту картину «Здравствуй, Родина».

39 слайд

Источник

Марк шагал по небу

Художник, очарованный Библией

Он шагал вместе снами. marc chagall fotografia. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-marc chagall fotografia. картинка Он шагал вместе снами. картинка marc chagall fotografia. 1 слайд

Марк Шагал. 1920. Париж

«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать».

Эти слова принадлежат Марку Шагалу (1887–1985) — автору известной каждому картины «Над городом».

К 130-летию со дня рождения знаменитого художника «Фоме» о значении Библии в жизни и творчестве Шагала рассказал искусствовед, кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова.

Он шагал вместе снами. nad gorodom SHagal. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-nad gorodom SHagal. картинка Он шагал вместе снами. картинка nad gorodom SHagal. 1 слайд

Над городом. Марк Шагал. 1914–1918 г.

«Библейское послание»

«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию.

К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг. Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы.

Он шагал вместе снами. 260. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-260. картинка Он шагал вместе снами. картинка 260. 1 слайд

Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956

Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

Можно сказать, что все творчество Шагала было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданных Богом на радость людям.

Он шагал вместе снами. Giacobbe Chagall. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-Giacobbe Chagall. картинка Он шагал вместе снами. картинка Giacobbe Chagall. 1 слайд

Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67

Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью.

Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.

Он шагал вместе снами. Noev Kovcheg 1963. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-Noev Kovcheg 1963. картинка Он шагал вместе снами. картинка Noev Kovcheg 1963. 1 слайд

Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963

Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь.

«Почему корова зеленая, а лошадь летает»

Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина. Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком, и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы — это могло приносить стабильный доход. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.

Он шагал вместе снами. nad vitebskom shagal. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-nad vitebskom shagal. картинка Он шагал вместе снами. картинка nad vitebskom shagal. 1 слайд

Над Витебском. Марк Шагал. 1914

Его ранние работы хорошо передают быт Витебска и жизнь его жителей: портрет отца, мытье ребенка, парикмахерская, ворота еврейского кладбища, ландыши на подоконнике, лес за окном и т. д. При этом привычные вещи и явления обретают по рукой художника иное, духовное, измерение. Довольно скоро Шагал уходит от И. Пэна и начинает самостоятельный художественный поиск.

В 1906 г. Марк Шагал едет в Петербург, ему всего 19 лет, но самые знаменитые художники признают в нем собрата по кисти. В 1910 г. Шагал попадает в Париж, и здесь тоже оказывается в гуще художественной жизни.

Целое десятилетие он живет между Петербургом, Парижем и Витебском. Революция круто меняет его судьбу: сначала он принимает ее, но когда новая власть начинает попирать свободу, во имя которой еще недавно поднимала народ, Марк Шагал уезжает из России. Это случилось в 1922 г.

Он шагал вместе снами. 162439. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-162439. картинка Он шагал вместе снами. картинка 162439. 1 слайд

Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911

Правда, до этого он успел послужить в Витебске комиссаром искусств. К первой годовщине Октября он разукрасил город так, что даже привыкшие к левацкому искусству комиссары были шокированы — на плакатах демонстрантов летали крылатые быки, белоснежные ангелы, райские птицы и обнявшиеся влюбленные.

Шагал понимал революцию как преодоление всего косного, тяжелого, закрепощающего, в том числе и силы земного притяжения. Большевикам не понравилось его искусство:

«Начальство не понимало, почему корова зеленая, а лошадь летает, и какое все это имеет отношение к Марксу»,

— писал художник в книге «Моя жизнь».

Он шагал вместе снами. 6Hudozhnik nad Vitebskom. 1982 1983. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-6Hudozhnik nad Vitebskom. 1982 1983. картинка Он шагал вместе снами. картинка 6Hudozhnik nad Vitebskom. 1982 1983. 1 слайд

Художник над Витебском. Марк Шагал. 1982-1983

Марк Шагал прожил долгую и удивительную жизнь — он родился в 1887 г. в Витебске, а умер в 1985 г. в Париже. Между этими датами без малого сто лет, и практически до последнего дня художника не покидало ощущение чуда, происходящего с ним и вокруг него.

В Советском Союзе его имя долго замалчивалось, ведь он был эмигрантом.

Только в 1973 г., будучи уже всемирно известным художником, он посетил в Москву, подарив семьдесят своих графических листов Третьяковской галерее. А первая выставка Шагала в России состоялась после его смерти, в 1987 году, когда мир отмечал столетие мастера.

Очарованный Библией

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.

Он шагал вместе снами. chagal PP 750. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-chagal PP 750. картинка Он шагал вместе снами. картинка chagal PP 750. 1 слайд

Песнь Песней. Марк Шагал. 1958

Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией, даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем.

Часто на его картинах и офортах мы видим древних библейских пророков, величественных и одновременно печальных в своей мудрости («Во многой мудрости много печали», — говорит Екклезиаст).

Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно. Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.

Он шагал вместе снами. Marc Chagall 026. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-Marc Chagall 026. картинка Он шагал вместе снами. картинка Marc Chagall 026. 1 слайд

Влюбленные. Марк Шагал. 1929

Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.

Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.

Он шагал вместе снами. 12sag. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-12sag. картинка Он шагал вместе снами. картинка 12sag. 1 слайд

Белое распятие. Марк Шагал. 1938

Чаще всего звучит вопрос: кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Что это: дань христианской традиции или привычный для европейской культуры образ? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53).

Да, для Шагала Христос — это не Богочеловек, а прежде всего страдающий праведник, которого гонят со всех сторон. Но невозможно не видеть здесь образ Того, Кто берет на себя грех мира, Кто разделяет с нами наши скорби, тем самым скрепляя мир и не давая ему окончательно погибнуть.

Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.

Он шагал вместе снами. Shagal 0038. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-Shagal 0038. картинка Он шагал вместе снами. картинка Shagal 0038. 1 слайд

Художник у мольберта. Сен-Поль. Марк Шагал. 1979

Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии. Но чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.

На заставке: Ангел коснулся Илии (фрагмент). Марк Шагал

Источник

Вы точно знаете картину «Над городом» Шагала. А что она значит?

Некоторые произведения искусства невозможно не знать, даже если вы ни разу в жизни не были в музее. «Звездная ночь» Ван Гога, «Крик» Мунка, «Сотворение Адама» Буонарроти… Но почему они все так известны? Что в них такого? Будем пробовать разбираться простыми словами в нашей рубрике «Картина дня». В свете высказывания директора «Славянского базара» грех не рассказать о картине «Над городом» Марка Шагала: только благодаря имени этого художника мир наверняка бы помнил о Витебске.

По четвергам будем рассказывать о значимом произведении мирового автора, по понедельникам — уроженца Беларуси.

Он шагал вместе снами. nad gorodom shagal. Он шагал вместе снами фото. Он шагал вместе снами-nad gorodom shagal. картинка Он шагал вместе снами. картинка nad gorodom shagal. 1 слайд

Когда и где была написана эта работа

Марк Шагал начать писать «Над городом» в 1914 году, а завершил только в 1918-м.

Картина «Над городом» вдохновлена деталями собственной жизни Шагала. В годы написания полотна он был влюблен в Беллу Розенфельд, которая впоследствии стала его женой. Познакомились молодые люди в 1909 году, когда Шагал ненадолго приезжал в Витебск. Девушку представила художнику подруга, которая ранее позировала для его работ.

Отношения художника с Беллой омрачало то, что они были на расстоянии. Еще в 1906-м он сперва уехал учиться и жить в Петербург, а в 1911-м — в Париж. Как раз в 1914-м Шагал приезжал в Витебск для встречи с родными и Беллой, но вернуться на Запад уже не смог: началась Первая мировая война.

Через год Шагал и его возлюбленная сыграли свадьбу, а еще через год у них родилась дочь Ида.

Как понимать картину «Над городом»

Получается, весь период написания картины (1914−1918) Шагал был счастлив, обретя любовь и семью. Это чувство, по сути, и отражено на картине. Оно — то, что замечаешь сразу: молодым людям хорошо вместе после долгих лет разлуки. Шагал образно показал на картине, каково это — парить от счастья. Однако это только поверхностный взгляд на работу.

При желании на полотне можно увидеть больше деталей. Например, традиционно приковывает к себе внимание человек под забором: у него спущены штаны, и зачем он там присел, не вызывает вопросов. Неподалеку пасется козел. Зачем эта проза в любовной лирике Шагала? Некоторые считают, что таким образом художник напомнил о «прозе жизни», о которой частенько забывают влюбленные. Значит ли это, что Шагал не был так безоблачно счастлив? Или он просто старался сохранять трезвость рассудка? Неизвестно, что художник хотел сказать наверняка. Некоторые же во всем этом видят баловство и влияние французского сатирика XVI века Франсуа Рабле.

Рассматривать картину можно и дальше: вскоре вы заметите, что ни один образ на картине толком не детализирован. Все как будто схематично, даже лицо любимой Беллы. Да и козел, которого и правда легко встретить в Витебске начала ХХ века, почему-то зеленый. Все это как бы намекает на сказочность, нереальность происходящего — возможно, это сон. Ведь идет война, происходит революция. Возможно ли во время таких потрясений семейное счастье? Да и позже, в 1920-м, Шагал вместе с семьей уедет в Москву, затем на Запад и будет все время перемещаться по миру.

На двоих у влюбленных только две руки, но им этого хватает, чтобы уверенно держаться. Фигуры главных героев вынесены на первый план и все же — если присмотреться — прорисованы чуть лучше, чем остальные детали картины. Значит ли это, что Шагал хотел намекнуть: любовь все-таки сильнее прозы? Каждый зритель сам решает.

Картины Шагала и их стиль до сих пор обсуждаются критиками. Уроженец Витебщины впечатляет своими гротескными образами, нелогичными идеями, иррациональностью изображаемой вселенной. Но в этом и есть смысл Шагала — он изображает не действительность, а душу внутри. Для нее «полет» был нормальным состоянием.

Можно ли увидеть «Над городом» в Беларуси

Нет, но ехать далеко не придется.

Сейчас картина «Над городом» Марка Шагала находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Марк Шагал и поэзия XX века

Давид Симанович. Марк Шагал и поэзия XX века

В русских стихах Шагал следует любимым образцам, любимым поэтам, которыми для него были Александр Пушкин, Афанасий Фет, Александр Блок.

Вот одно из посвящений Александру Ромму в письме из Нарвы 1 июля 1910 г.:

Мой ранний жребий на кресте:

Еще шумит в главе веселье,

Но свист бича угрюм и мрачен

И шрам исчерчен на лице.

(Отдел рукописей ГТГ,

Отношения с каждым из них складывались по-разному и с годами менялись. Прежде всего это относится к взаимоотношениям Марка Шагала и Владимира Маяковского.

Маяковский уже тогда называет Шагала «знаменитейшим художником». А Марк Шагал примерно в то же время, говоря о первых послереволюционных годах в России, замечает на страницах «Моей жизни» в довольно ироничных тонах: «На собрании поэтов громче всех кричал Маяковский. Друзьями мы не были, хотя Маяковский и преподнес мне одну свою книгу с такой дарственной надписью:

«Дай Бог, чтобы каждый шагал, как Шагал».

Мне больше нравился Есенин, с его неотразимой белозубой улыбкой.

Возможно, поэзия его несовершенна, но после Блока это единственный в России крик души». (4)

Анна Ахматова своей жизнью и творчеством была связана с самыми знаменитыми художниками века. И многие из них поклонялись ей, писали ее портреты. Когда через годы вынужденного молчания вышла ее книга стихов «Бег времени», Анна Андреевна предложила поместить на суперобложке рисунок Амедео Модильяни, сделанный в Париже в 1911 г. Рассказывая о нем в эссе «Амедео Модильяни», показывая художественную атмосферу Парижа того времени, Анна Ахматова пишет: «А вокруг бушевал недавно победивший кубизм, оставшийся чуждым Модильяни.

Город парков и зал,

И ахматовский своеобразный портрет Царского Села начала века написан так, что становится словесной графикой, сродни графике Шагала, на которой запечатлен Витебск.

И здесь он окружен художниками и поэтами. Рядом с ним Блэз Сандрар и Гийом Аполлинер, поэты, близкие по духу. И, конечно, в его биографии они, дорогие друзья, занимают особое место, и Шагал посвящает им сердечные сроки в «Моей жизни»: «Друзья, вспоминая вас, я уношусь в блаженные края. Вас окружает ослепительное сияние. Будто поднимается ввысь стая белых чаек или вереница снежных хлопьев.

Вот еще один светоч, легкий и звенящий, ты, Блэз, друг мой Сандрар.

Ты был первым, кто посетил меня в «Улье».

Читал свои стихи, глядя в открытое окно или мне в глаза, улыбался моим картинам, и обоим нам было весело». (10)

Ровесник Шагала, поэтический реалист, автор романов, поэм и стихов Блэз Сандрар посвятил другу многочисленные строки на страницах своих книг:

А ведь мог бы создать, как друг мой Шагал,

целый ряд сумасшедших картин. (11)

На лестницах, залитых светом. (12)

Ножами, руками, кнутом,

Это сам он Христос:

Его детство прошло.

Совершает он самоубийство.

Что все еще жив он.

Книга открывалась стихотворением с эпиграфом Поля Элюара: «Когда я писал эти стихи, я знал, что они будут иллюстрированы рисунками Марка Шагала».

Корова осел петух или конь

И вот уже скрипки живая плоть

Человек одинокая птица певец

Проворный танцор со своей женой

Чета окунувшаяся в весну.

Золото трав неба свинец

Разделенные синим огнем

Огнем здоровья огнем росы

И кровь смеется и сердце звенит. (16)

Луи Арагон посвятил Шагалу книгу стихов «Кто нарекает вещь, хотя молчит». Это 25 стихотворений. Автор озаглавил их цифрами, а Шагал иллюстрировал их гравюрами.

Сюда чужие ни ногой

Таких полотен не обрамить

Другие марши цирк другой

Но как чудовищно похожи

И Нотр-Дам и Витебск твой

И оттого душе дороже

Двойной портрет любви живой

Ты без конца рисуешь детство

Любовь когда еще нежны

Для сердца давний дух весны

Скажи Шагал как странно выражает

Картина все о чем молчит она

Изображенье ли изображает

Оно ли не цветок среди зерна

Ты властен вещь наречь без всякой вещи

Твои глаза вместят любой предмет

И солнце на плече твоем трепещет

И так же ярко блещет черный цвет

Марк Шагал дружил со многими творцами еврейской культуры, знал и читал в оригинале на идише книги поэзии и многие из них иллюстрировал, передавая по-своему, по-шагаловски, неповторимый дух жизни древнего народа, как он сам говорил, «наш еврейский мир». Мечтая о том, чтобы «еврейская поэзия, еврейская литература приобщилась к другим видам искусства, к живописи, а это сделало бы ее богаче, духовнее, интересней по стилю», сам Шагал сделал многое для осуществления своей мечты.

Он благоговейно относился к великому Хаиму Бялику, посвятил ему статью «С Бяликом в Израиле».

В 1944 г. в Нью-Йорке прошел общий творческий вечер Марка Шагала и поэта Ицика Фефера, на котором художник произнес теплую речь и о творчестве своего друга, и о судьбах еврейской культуры.

Многие поэты, и не только те, чьи книги он иллюстрировал, посвящали Шагалу стихи. Их много в книге «Ди велт фун Марк Шагал» («Мир Марка Шагала»). И хотя они не всегда интересны с точки зрения поэтического мастерства, они говорят об отношении к Шагалу творцов еврейской поэзии.

Арон Вергилис после встреч с художником посвятил ему своеобразный триптих под общим названием «С Марком Шагалом в Сен-Поль-де-Вансе»: стихотворения «У Средиземного моря», «Береза», «Романтическая история, услышанная из уст самого Шагала». В русских переводах Вильгельма Левика они довольно точно передают дух идишского текста-оригинала Арона Вергилиса о встречах и разговорах с Марком Шагалом в 1968 г.

В средиземную глядя волну,

Реку синюю Марка Шагала,

Нашу северную Двину.

И как будто бы море узнало

И хранит, как свиданья залог,

Город маленький Марка Шагала,

Витебск в Альпах, родной городок.

Ах, прощай, Средиземное море,

Надо камень иметь в груди,

Чтоб Сен-Поль-де-Ванс из предгорий

В Белоруссию не увезти.

Чтоб отсюда, где небо другое,

Где и речь, и запах другой,

Не забрать, как дитя дорогое,

Старика Шагала домой. (18)

В «Романтической истории» Арон Вергилис как бы пересказывает со слов Шагала, как художник чуть не стал «Комиссаром всех красок России», но и вдали от материнского дома «Вспоминал я Витебск родимый, / Те великие зиму и лето».

Еврейская поэзия на идише и ее создатели, конечно, были особенно близки Марку Шагалу. Ведь сам он не только писал стихи на идише, но и, издавая их хоть и мизерными тиражами в оригинале или в переводах (например, на французском), дополнял, расширял горизонты поэзии своими иллюстрациями.

Из русских поэтов уже другого поколения XX века, которых принято называть «шестидесятниками», с Шагалом связаны своими стихами, встречами, высказываниями Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко.

Вознесенский бывал в Сен-Поль-де-Вансе и принимал Шагала у себя в Переделкино, посвятил ему статьи, ставшее знаменитым стихотворение «Васильки Шагала». Приехав в Витебск в декабре 1986-го, он вместе со мной ставил в горкоме партии (это было в кабинете у первого секретаря А. И. Образова) вопрос о праздновании 100-летия художника и об увековечении его памяти, хотя даже его авторитетное слово на «власть имущих» впечатления не произвело. Вознесенский выступил в «Огоньке» с большой статьей «Гала Шагала», в которой использовал и материалы, которые я не мог опубликовать, в частности, не называя имени переводчика, мой перевод шагаловского стихотворения в прозе «К моему городу Витебску». (19)

Без лишней скромности хочу здесь сказать, что в те времена существовали в связи с именем Шагала две поэтические формулы: мои строки 70-х годов и Вознесенского, написанные в 80-х. Вот они:

но как будто в золе уголек,

одинокий домик Шагала.

Он бы не был так одинок,

если б, все прорвав карантины,

возвратились сюда картины,

освещая родной порог.

И четыре строки Вознесенского:

то в каком-нибудь году

в Витебске в Музей Шагала

В одной из надписей на своей книге Вознесенскому (стихи в переводе на французский) Шагал сделал пометку «Для поэта-друга» и тут же, как рассказывал мне Вознесенский, рядом нарисовал, не отрываясь от листа, музу, а она выпускает сердце, словно птицу, из ладони.

Милый, вот что вы действительно любите!

С Витебска ими раним и любим.

Родины разны, но небо едино.

Небом единым жив человек.

Как занесло васильковое семя

на Елисейские, на поля?

Как заплетали венок вы на темя

Гранд Опера, Гранд Опера.

Кто целовал твое поле, Россия,

пока не выступят васильки.

И концовка стихотворения, где вдруг на мгновение в памяти мелькнуло апухтинское «Да, васильки, васильки». («Много мелькало их в поле. Все васильки, васильки». ) (22)

во поле углические зрачки.

Ах, Марк Захарович, Марк Захарович,

все васильки, все васильки.

Составляя поэтическую антологию «Строфы века», Евгений Евтушенко включил в том и стихи художников-поэтов. Так, на страницы антологии попало одно стихотворение Василия Кандинского. И ни одной строки Казимира Малевича и Марка Шагала, о чем сам составитель, как он мне сказал, очень сожалел. Но в оправдание сказал, что ни одного стихотворения Марка Шагала на русском языке у него не было, хотя вполне мог, сокрушался он, дать и переводы.

Для витебского Музея Шагала Евтушенко прямо за моим письменным столом переписал стихотворение «Запасники» со строками:

Если прячут в подвалах Шагала?

Рождественскому было приятно все это слушать в присутствии нескольких других именитых участников симоновского вечера и он сказал, что детали для стихотворения ему «дал» сам Шагал в разговоре при встрече во Франции, «дал» все названия, а пожарную каланчу подсказал Марк Фрадкин, который и Евгению Долматовскому для песни о Витебске тоже подсказал («Эта площадь с каланчою, / Школьный двор под старым вязом. / Если я чего-то стою, / Значит, всем тебе обязан»).

Константин Симонов уважительно относился к Казимиру Малевичу и Марку Шагалу. И, как записано в моем дневнике, 26 февраля 1975 г. мы об этом вели разговор в большом номере гостиницы «Минск», когда Симонов с женой Ларисой Алексеевной Жадовой приехал в белорусскую столицу на Всесоюзное писательское совещание.

Запись из дневника: «Разговор шел больше о живописи, чем о литературе. Лариса Алексеевна готовила монографию о поисках и новаторстве художников первых послереволюционных лет, и много места в ней занимал витебский период Казимира Малевича и Эль Лисицкого. И, конечно, на страницах работы возникал Марк Шагал.

Константин Михайлович говорил, что «надо старикам (так и называл их) вернуть добрые имена, славу, которую они, безусловно, выстрадали». Его интересовало, есть ли в витебском архиве документы о тех днях, экспонируются ли в местном музее картины, созданные в 20-е годы, и особенно спрашивал о Шагале: помнят ли его в городе, есть ли хоть одна работа в Витебске, который «он прославил на весь мир». Мне было стыдно, что на все его вопросы я отвечаю: нет. И только когда он попросил дать ему детали-названия старого шагаловского Витебска (ему нужно было для доработки повести «Софья Леонидовна»), я назвал ратушу, Замковую, Покровскую, Марковщину. Константин Михайлович слушал и даже записывал. Но к повести больше не вернулся и новых строк о Витебске так и не дописал, хотя собирался выступить в печати о Казимире Малевиче (замысел он осуществил в том же 1975-м) и о Марке Шагале, что сделать не успел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *