Описание сна в балладе светлана

Проект. «Толкование сна Светланы. Баллада В.А. Жуковского «Светлана»

Описание сна в балладе светлана. 3682549f2723ec50c3fb6d7d03e58260f5. Описание сна в балладе светлана фото. Описание сна в балладе светлана-3682549f2723ec50c3fb6d7d03e58260f5. картинка Описание сна в балладе светлана. картинка 3682549f2723ec50c3fb6d7d03e58260f5. Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

Ø Выяснить, что значит сон Светланы из одноименной баллады В.А. Жуковского.

Ø Определить, отличается настрой баллады русского поэта от настроя баллад зарубежных поэтов

Ø Исследовать мнение обучающихся о вещих снах.

Ø Исследовать текст баллады В.А. Жуковского «Светлана»

Ø Получить полное толкование сна героини с опорой на различные сонники

Ø Сон Светланы пророчит благие вести.

Ø Баллада Жуковского имеет позитивный, светлый настрой в противовес балладам европейских авторов

1.Баллада: история и особенности жанра
Баллада — это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера.

Термин “баллада” происходит от провансальского слова и означает “танцевальная песня”. Возникли баллады в средние века. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Много баллад о народном герое по имени Робин Гуд существовало в Англии XIV-XV вв.

Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.

Создателем жанра литературной баллады стал Роберт Бернс (1759-1796). Основой его поэзии было устное народное творчество.

В центре литературных баллад всегда оказывается человек, но поэты XIX века, избравшие этот жанр, знали, что силы человека не всегда дают возможность ответить на все вопросы, стать полновластным хозяином своей судьбы. Поэтому часто литературные баллады представляют собой сюжетное стихотворение о роковой судьбе, например, баллада «Лесной царь»немецкого поэта Гёте.

Русская балладная традиция была создана Василием Андреевичем Жуковским, писавшим как оригинальные баллады («Светлана», «Эолова арфа», «Ахилл» и другие), так и переводившим Бюргера, Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтер Скотта. Всего Жуковским написано более 40 баллад.

Александр Сергеевич Пушкин создал такие баллады как «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Ворон к ворону летит», «Жил на свете рыцарь бедный. «. Также к жанру баллады можно отнести его цикл «Песен Западных славян».

Отдельные баллады есть у Михаила Юрьевича Лермонтова. Это «Воздушный корабль» из Зейдлица, «Морская царевна».

Жанр баллады использовал в своем творчестве и Алексей Константинович Толстой. Он называет свои баллады на темы родной старины былинами («Алеша Попович» «Илья Муромец» «Садко» и др.).

Целые отделы своих стихотворений называли балладами, применяя этот термин уже более свободно, А.А.Фет, К.К.Случевский, В.Я.Брюсов. В своих «Опытах» Брюсов, говоря о балладе, указывает только на две своих баллады традиционного лиро-эпического типа: «Похищение Берты» и «Прорицание».

Ряд шуточных баллад-пародий оставил Вл.Соловьев («Таинственный пономарь», «Осенняя прогулка рыцаря Ральфа» и другие)

Особенности баллады как жанра:

· наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка), лаконичность

· эмоции автора и чувства героев

· сочетание реального с фантастическим

· романтический (необычный) пейзаж

· сочетание лирического и эпического начал

Особенности жанра баллады в творчестве В. А. Жуковского:

В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Более того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма.

Изложение ярко выраженного сюжета в балладе лирически окрашено. Жуковский написал 39 баллад, из них только пять — оригинальные, остальные — переводы и переложения.

Основная тема его баллад — преступление и наказание, добро и зло.

Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главное здесь для поэта — успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский романтическими средствами стремится доказать, как неразумно и даже опасно для человека это желание собственного счастья вопреки всему.

Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубоко отлична. Эта баллада — свободное переложение баллады немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора». Жуковский далеко уходит от оригинала, внося в балладу национальный русский колорит: он включает описание гаданий в «крещенский вечерок», примет и обычаев:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок.
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Поэт воспроизводит привлекательный и изящный девичий мир, в котором значимы и башмачок, и серьги изумрудны, и перстень золотой.

Баллада не только рассказала об эпизоде из жизни юного существа, но представила ее внутренний мир. Вся баллада полна жизни, движения и внутреннего, и внешнего, какой-то девичьей суеты.

2.История создания баллады «Светлана»:

Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

-То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Сны — будоражат лучшие умы человечества тысячи лет. Сны – до сих пор не может объяснить наука. А многие считают, что сны могут показывать наше будущее, и даже самое далёкое. Конечно, многие ученые хотят объяснить природу снов, но многое остается за гранью познания.

В первый момент погружения в сон человек перестает реагировать на внешние раздражители. Попробуйте в это время негромко задать ему вопрос. Ответа чаще всего не получите. Для его пробуждения нужно повысить голос. Попытка разбудить спящего, прикасаясь к нему, не всегда помогает. Не всегда может разбудить спящего и свет. Та­кая пониженная реакция заснувшего человека объясня­ется ослаблением восприимчивости его органов чувств: слуха, зрения, осязания.

Сон эзотерика рассматривает как кратковременнный переход в другой мир.

Этот выход необходим для физического существования, потому что так мы получаем большой запас энергии, так как энергии из продуктов, воздуха не достаточно для жизнедеятельности. Если человека лишить сна, его физическое тело не сможет жить. Все происходит на бессознательном уровне.

Волнующие человека на Земле обстоятельства и мысли, вполне могут иметь продолжение во сне. Если человек во сне выходит в ментальный план, то идет еще большая энергетическая подпитка. Соответственно ему нужно меньше времени на сон.

Индийское древнее учение утверждает, что более высоко развитый человек снов не видит, поскольку ментальный и физический мир не соприкасаются. Те люди, которые помнят свои сновидения, могут понять в каких подпланах астрального мира они подпитываются энергией.

Какие есть сонники?
-Сонник Миллера
-Сонник Ванги
-Сонник Фрэйда
-Сонник Юноны
-Сонник Нострадамуса
-Египетский сонник
-Древнееврейский сонник
-Сонник шаманов
-Древнеримский сонник

Мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов и получили следующие результаты.

Всего в опросе приняло участие: 44 респондента

Описание сна в балладе светлана. 6d0864302e32183731a09f54db6592590d. Описание сна в балладе светлана фото. Описание сна в балладе светлана-6d0864302e32183731a09f54db6592590d. картинка Описание сна в балладе светлана. картинка 6d0864302e32183731a09f54db6592590d. Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

Описание сна в балладе светлана. a5fec82c77e4938273b21174f82e61c83f. Описание сна в балладе светлана фото. Описание сна в балладе светлана-a5fec82c77e4938273b21174f82e61c83f. картинка Описание сна в балладе светлана. картинка a5fec82c77e4938273b21174f82e61c83f. Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

Описание сна в балладе светлана. 9f683de3580ae887e2678fb554c52e7d8a. Описание сна в балладе светлана фото. Описание сна в балладе светлана-9f683de3580ae887e2678fb554c52e7d8a. картинка Описание сна в балладе светлана. картинка 9f683de3580ae887e2678fb554c52e7d8a. Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

Описание сна в балладе светлана. dd2690535327abafea438204219e80a0b8. Описание сна в балладе светлана фото. Описание сна в балладе светлана-dd2690535327abafea438204219e80a0b8. картинка Описание сна в балладе светлана. картинка dd2690535327abafea438204219e80a0b8. Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

В балладе «Светлана» нам удалось обнаружить ряд символов, которые мы и попробуем растолковать с помощью сонников.

(текст сна Светланы)

За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами.
Занялся от страха дух.
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась. милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.

Сели. кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут. пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий.
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися. и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених

Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет.
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит.
Дверь шатнулася. скрыпит.
Тихо растворилась.

Что ж. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой.
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло. вьюги нет.
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится.
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье.
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье.
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом.
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится.
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворёны очи.
Вдруг. в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы.
Что же девица. Дрожит.
Гибель близко. но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул.
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами.
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась.
Глядь, Светлана. о творец!
Милый друг ее — мертвец!

Источник

С чего начинается сон светланы и чем он завершается

О чем говорится в произведении?

Баллада Жуковского «Светлана», содержание которой известно любому образованному человеку, рассказывает о девичьих гаданиях в Крещенский вечер. Девушки ворожили на суженого, загадывали на будущее, томились в ожидании замужества и неведении. Среди них только Светлана была молчаливая, не пела песен со всеми. Она тосковала за своим милым, который был далеко и почему-то не посылал вестей.

О чем дальше рассказывает Жуковский? «Светлана» (краткое содержание баллады не позволяет прочувствовать в полной мере все переживания героини — для этого стоит прочесть весь текст) описывает, что девушка уединилась. Она решила провести сложный ритуал с зеркалом. И вот среди темной ночи она зажгла свечу, поставила два прибора и села перед зеркалом. И вдруг она отчетливо услышала, что за ее спиной стоит любимый и зовет ее с собой. Они вышли со светлицы, сели в сани и поехали к попу венчаться. По пути невеста замечает, что жених очень молчалив и бледен, ей становится страшно. Луна светит над ними, наполняя сердце непонятной тоской.

Но дальше — еще страшнее, утверждает Жуковский. «Светлана», краткое содержание которой не может передать всю магию баллады, пугает. Мороз и мурашки идут по коже. Сани в видении девушки подъехали к храму, через открытые двери которого виден гроб. Теперь молодая видит хижину, занесенную снегом, а жених пропадает. Внутри избушки Светлана видит стол, застеленный белоснежной скатертью, на котором стоит все тот же черный гроб.

Описание сна в балладе светлана. lazy placeholder. Описание сна в балладе светлана фото. Описание сна в балладе светлана-lazy placeholder. картинка Описание сна в балладе светлана. картинка lazy placeholder. Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

Сюжет баллады «Светлана» с цитатами

В. А. Жуковский баллада Светлана краткое содержание с цитатами из произведения:

Как-то раз «в крещенский вечерок» собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – «молчалива и грустна» Светлана.

Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья – ее «милый друг далёко», и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях – возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении «в полночь, без обмана» должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана «с тайной робостью» садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится «тихий, легкий шепот».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и о. Вскоре перед ее глазами появляется «божий храм», наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают «кони, сани и жених». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она «в дверь с молитвою стучит», и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает «белоснежный голубок с светлыми глазами», садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится «тайный мрак грядущих дней». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и «статный гость к крыльцу идет». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном. «О! не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана…».

Что было дальше?

Девушка упала на колени и начала страстно молиться. Сотворив молитву, она садится под иконами в уголке. Она слышит, как во дворе утихает метель, и вдруг в комнату влетел голубок и сел ей на грудь. Теперь Светлане чудится, что мертвец шевелится и пробует подняться в гробу. Ужас сковывает молодую, но тут голубок, белый, как облако, садится на его тело. Умерший жутко стонет, скрежещет зубами и затихает, не в силах подняться, а затем замирает. И тут девушка узнает в мертвеце своего любимого.

На этом Светлана пробудилась, понимая, что все это только сон. Но ей тяжело на душе, плохие предчувствия не дают покоя. Чтобы хоть как-то отвлечься, она садится возле окошка и смотрит на улицу, на дорогу, заметенную снегом. Тут она замечает сани, несущиеся сквозь метель прямо к ее дому. В них сидит ее милый — он приехал, чтобы отвезти её под венец. Девушка облегченно вздыхает и протягивает к нему руки.

Светлана

Жуковский, «Светлана»: главные герои

Два персонажа есть в балладе. Первый — это Светлана. Молодая девушка очень тяжело переживает разлуку с любимым, она печалится от того, что ее милый не дает о себе знать. Наверное, ее душу терзают сомнения: может, он забыл о ней, или с ним случилась беда. Но у нее сильная вера в Бога и его милосердие. Светлана молится и просит заступничества. Она верит, что все будет хорошо. И так и случилось.

Описание сна в балладе светлана. lazy placeholder. Описание сна в балладе светлана фото. Описание сна в балладе светлана-lazy placeholder. картинка Описание сна в балладе светлана. картинка lazy placeholder. Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

Второй персонаж — это жених/мертвец. Он олицетворяет в себе и любовь, и чаянья, и тайные страхи. Он пытается полностью завладеть душой девушки, но не в силах победить чистую и невинную Светлану. Третьим персонажем можно считать метелицу. Снежная буря наводит тоску, сгущает краски, придает балладе драматичность.

Короткий пересказ «Светланы» Жуковского

Баллада Светлана Жуковский краткое содержание:

Источник

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СНОВ ( В. А. Жуковский «Светлана», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Описание сна в балладе светлана. picture 645150 1435572173. Описание сна в балладе светлана фото. Описание сна в балладе светлана-picture 645150 1435572173. картинка Описание сна в балладе светлана. картинка picture 645150 1435572173. Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

Мы представляем вам исследовательскую работу

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СНОВ

( В. А. Жуковский «Светлана», А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,

А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Культуроведческий анализ образов – символов позволяет увидеть глубинный культурный смысл художественного произведения.

Целью нашего исследования является знакомство с понятием культурологического анализа и культуроведеский анализ эпизодов сна в произведениях писателей 19 века.

Предметом исследования являются непонятные для нашего времени слова-символы, обряды и традиции.

Объектом исследования являются тексты произведений Жуковского «Светлана», Грибоедова «Горе от ума», Пушкина «Евгений Онегин».

Основные результаты исследования: составлен словарь слов, выражений, дано их культуроведческое толкование, проведено сравнение снов и их роли в произведениях.

Наша работа имеет практическую направленность и представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся.

Работа интересна тем, что в ней через новый для школьников способ анализа – культуроведческий, раскрыто полностью содержание баллады, эпизодов комедии и романа. Такое толкование доводит до понимания произведения любого школьника, ибо оно наполнено событиями, обычаями, обрядами, совершенно далекими от сегодняшних дней. Этот вид анализа открывает для всех совершенно новый пласт культуры и знаний. Эти знания обогащают нас духовно и нравственно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

II. Понятие сна и роль сна в русской литературе 19 века 3

1. Сон в балладе В. А. Жуковского и его толкование 4

2. Культуроведческий анализ текста баллады

«Светлана» В. А. Жуковского 5

3.Сон Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 9

4.Смысл сна Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 11

IV. Список литературы 15

Путь усвоения суммы знаний (которые к тому же быстро устаревают, быстрее, чем завершается цикл обучения в школе) приводит лишь к накоплению информации, но мало способствует развитию личности.

Обучение должно обеспечивать взаимодействие языка, культуры, личности в процессе развития и обучения этой самой личности. Главная задача школы – воспитание «человека в культуре» и «человека культуры».

Поэтому на первый план выходит культурологический подход в обучении.

Литературовед Сергей Алексеевич Голубков определяет этот вид анализа как «Рассмотрение художественного произведения в большом контексте всех культурных ценностей эпохи», а именно, учитывающим особенности и эпохи, и творчества художника как представителя данной эпохи. [10]

Познание художественного мира писателя, открытие мира героев, рассмотрение художественного произведения в контексте культуры может вестись через различные виды комментария текста, сопоставление его разных редакций, изучение творческой истории произведения, наблюдение над развитием сюжета и композиции, анализ внесюжетных элементов выявление роли мотивов, образов культуры в художественном пространстве текста, лексико-грамматический анализ, авторских приёмов типизации персонажей, картин жизни и т.д.

У нас порой нет мотивации, интереса к учению, к познавательной деятельности, не сформированы мыслительные механизмы, связанные как с творчеством, так и с восприятием информации. Но самое страшное, что у нас нет представлений о ценностях, лежащих в основании русской культуры и мировой. Почему сегодня дети неохотно читают классическую литературу?

Исследования ученых среди ряда причин этого явления выявили одну из основных: события, описываемые в произведениях, слишком удалены во времени от сегодняшнего школьника, многие слова, события, факты совершенно не понятны им и требуют постоянного толкования. Даже, казалось бы, один из самых понятных поэтов А. С. Пушкин вызывает при изучении его произведений массу трудностей. А что говорить о творчестве таких поэтов как Ломоносов, Державин, Жуковский и другие. Сегодня ученик должен обладать культурой читательского восприятия, должен быть способным выявить и оценить взаимосвязь и взаимообусловленность элементов разных культур, и это является одной из важнейших компетенций современного ученика, для этого он должен стать исследователем, обладающим образным и аналитическим мышлением.

Культуроведческий анализ образов–символов позволяет увидеть глубинный культурный смысл художественного произведения.

Подобный подход к анализу образов–символов художественного произведения будет способствовать формированию навыков осознания глубинных проблем текста.

Целью нашего исследования является знакомство с понятием культурологического анализа и культурологический анализ эпизодов сна в произведениях писателей и поэтов 19 века.

Чтобы достичь этой цели мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме.

2. Отобрать культуроведческие понятия в произведениях писателей и поэтов 19 века и дать их толкование.

3. Определить роль слов-символов в понимании произведения.

В нашей работе использованы методы: историко-аналитический, аналитический, сопоставительный.

Предметом исследования являются непонятные для нашего времени слова-символы, обряды и традиции.

Объектом исследования являются тексты произведений Жуковского «Светлана», Грибоедова «Горе от ума», Пушкина «Евгений Онегин».

Основные результаты исследования: составлен словарь слов, выражений, дано их культуроведческое толкование, проведено сравнение снов и их роли в произведениях.

По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», «эпизод – это та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Будучи, таким образом, законченным целым, отдельным элементом фабулы, событием в жизни героев эпизод в то же время и составная часть произведения, воплощающая важнейшие черты его идейно-художественного своеобразия». [9].

Сны в литературных произведениях являются такими эпизодами, а для авторов сон – это литературный прием, позволяющий раскрыть характер героя во всей его сложности.

Исследуя славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, Н. И. Толстой (доктор филологических наук) установил пять основных положений, в которых могут быть выражены народные представления о сне.

Еще до возникновения психоанализа и вне всякой связи с ним писатели так часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить мечтаемое, желаемое своих героев, а порой и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного, нежелательного завтра. Как пишет Ю. М. Лотман, постепенно в истории культуры «сон – предсказание – окно в таинственное будущее – сменяется представлением о сне как пути внутрь себя. Но ведь путь внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне и наяву». [6]

Сны бывают колдовские и сны вещие. Колдовской сон можно победить. Вещими обычно называют те сны, которые сбываются. Однако представление о природе сна в русской культуре противоречиво: с одной стороны считалось, что он послан Богом и потому сообщает человеку информацию об истинном положении вещей (кому сон, кому явь); с другой стороны, его часто воспринимали как наваждение (Страшен сон, да милостив Бог).

Сон – физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; это грезы, мечты, образы.

Явь – это реальная действительность, когда правильно оцениваешь, понимаешь окружающее.

Он выполняет различные функции, является элементом сюжета, связан с идейно – тематическим замыслом автора. В основе снов лежат народные представления о сновидениях.

Так один из снов описан в балладе Жуковского «Светлана». С самого начала задан основной конфликт произведения: борьба темных и светлых сил в душе человека. Сюжет баллады прост, девушка ожидает любимого, который слишком долго не возвращается из похода. Она в унынии. События происходят в Крещенский вечерок. Светлана решается погадать, чтобы узнать о своем суженом. Ожидая полуночи, Светлана засыпает и видит сон. Рассказ о гадании и встрече героини с любимым вмещает в себя сон Светланы, то есть повествование имеет внешний и внутренний планы. Сон – кульминация для внешнего плана произведения. Мистические события, борьба света и тьмы происходят во сне Светланы, который имеет двойственную характеристику. Сны, гадания свойственны древним культам и это характеризует героиню, как человека, имеющего славянские корни. С другой стороны во сне проявляются христианские символы. Сон имеет самостоятельную композицию, в которой двойная кульминация: первая – победа светлых сил в душе Светланы; вторая – победа самой героини, защищенной светлыми силами над тьмой

Даль толкует слово «ропот» как действие по глаголу «роптать» в значении» «пеня, укоры», и мираж обещает спасение: здесь и поп и «церковь ждет с дьяконом, дьячками; хор венчальну песнь поет; храм блестит свечами» [5].

Такое обилие христианских символов в обещаниях милого создает впечатление, что провидение ставит условие: счастье будет при обращении героини к свету христианства.

Конь – одно из наиболее мифологизированных священных животных. Оно является символом мощи, жизненной силы, а также благородства и красоты в ряде традиций.

В различных древних культурах конь был принадлежностью богов и героев. Он участвовал в различных обрядах. Известен ведийский ритуал жертвоприношения коня, призванный очистить народ от греха и обеспечить плодородие и процветание. Конек был оберегом на крыше дома. Его считают мифическим образом смерти; он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой, иногда он олицетворяет необузданные страсти, является еще символом своеволия, упрямства.

Двойственность этого образа – символа отражается в традиционно существующих образах белого коня – олицетворение дня и черного коня – олицетворения ночи.

Ветер, вихорь – олицетворение злых сил в народе.

Кручина – тоска, печаль.

Прорицатель – предсказатель будущего, пророк.

«На луне туманный круг» – затмение предвещает.

Гадания – это языческий обряд. Обычно гадания происходят во время Святок. Святки зимние с 25 декабря по 6 января. Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства. Святки считаются по преимуществу праздником молодежи. Святки – время выяснения суженых и первых шагов к заключению браков «никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские люди веселятся. Святки созданы для русских дев. В посиделках, играх, песнях все направлено к одной цели – к сближению суженых».

Святочные обряды проводились по всем правилам «простонародной старины». Видов гаданий было множество. Одно из гаданий – гадание на зеркало обычно происходило в бане, а не в светлице, помещении, где нет икон. Гадание по церковным канонам считается греховным, это обращение за помощью к нечистой силе.

С. В. Максимов писал: «Почти на протяжении всех святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого крещенья свободно расхаживают по земле и пугают православный люд».

Святочный цикл включал в себя: посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна. Гадание на «сон» представляет собой обычное для святочных гаданий опасное действие, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (оберег- символ защитного круга).

Еще один способ гадания, это когда «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходят на улицу и смотрят: в которую сторону обращен башмачок носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит, обращенный к домашним воротам: в этот год ей замуж не выходить.

«Снег пололи ». Девушки выходят во двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: « Полю, полю бел среди поля. Залай, залай, собаченька: дознай, дознай, суженый!»

В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий – молодого.

«Под окошком слушали…». Гадающие девушки садятся у окон, выговаривает каждая: «Суженый, ряженый! Проезжай мимо окна». Если которая услышит поезд со свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую, а когда поезд будет тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности.

«Кормили / Счетным курицу зерном… ». Снимают с насеста кур и приносят в ту горницу, где заранее приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные. Если чья курица будет пить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то муж будет нищий.

«Ярый воск топили …». Растапливают воск и вливают его в стакан с холодной водой. Опытные няньки делают предсказания по отражающим фигурам.

В балладе Жуковского святочный сон фигурирует, однако, в функции, противоположной фольклору; вся святочная фантастика привиделась героине во сне и объявляется несущественной перед лицом веры в Провиденье. «Вещая», предсказывающая роль сна снята.

Христианские обряды, образы

Молитва – обращение к Богу и мыслимое как божественная сила с помощью слова, жеста, поведения.

Провиденье толкуется как промысел Божий, высшее промышление, предопределение, управление миром, вселенною, людьми и всею природою; рок, судьба.

Крещение – один из 12 основных праздников православной веры.

Обитель – монастырь, тихое жилище.

Божий храм – это возможность спасения души, но храм одинокий, «в нем двери ветер отворил», « тьма людей во храме».

Дьякон – священнослужитель, поющий псалмы и окуривающий фимиамом людей в церкви;

«Голубок со светлыми глазами ». В древних культах голубь был символом чистоты, кроткого нрава, нежности. У древних славян существовало поверие, что в голубя превращается душа умершего.

Обитель – монастырь, тихое жилище.

Фимиам – получаемая из фимиамового дерева смола, которая застывает на воздухе в виде зернышек и при нагревании раскаленными углями распространяет ароматный запах.

Спасов лик – лицо Христа, сохранившиеся после утирания им лица на полотенце.

Крылы- символ ангела.

Венец – терновый венец – символ страдания, венец свадебный – символ верности.

Об особом значении снов в произведениях русской классики критиками и литературоведами написано много. И то не удивительно, ведь во сне скрыто пророчество, мудрое и верное, потому, что оно основано на тончайших показателях чувств. Во снах проявляется мощная власть, управляемая человеком. Причем власть эта говорит с человеком на языке, понимание которого принципиально требует переводчика.

Особое значение имеют конкретные ситуации, когда рождаются сны Грибоедова и Пушкина: «Смутный сон» Софьи накануне неожиданного приезда Чацкого, и тревожный сон Марьи Гавриловны накануне последнего дня посреди своего семейства, накануне побега и задуманного тайного венчания с Владимиром (А.С. Пушкин «Метель»). Осуществление таких снов чаще всего происходит в конце пьесы. [2].

Для раскрытия таинственного смысла сна Софьи необходим анализ этого эпизода в контексте всего произведения, с опорой на целостное восприятие и понимание главных героев пьесы. Пытаясь понять и объяснить произведение только из условий его эпохи, только из условий ближайшего времени, мы никогда не проникнем в смысловые его глубины. «Замыкание в эпохе не позволяет понять и будущей жизни в последующих веках… произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, то есть в большом времени, причем часто более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности… в процессе своей посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания». (М. Бахтин)

Прежде чем вернуться ко сну Софьи, необходимо отметить, что важнейшим структурным элементом стихотворной комедии является рифма.

Свой «смутный» сон Софья видит накануне приезда Чацкого. Вспомним сон Софьи:

Позвольте… видите … сначала

Цветистый луг; и я искала

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок… Знаете, кто в бедности рожден….

Потом пропало все: луга и небеса,-

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол – и вы оттуда,

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас – врозь – мучили сидевшего

Он будто мне дороже всех сокровищ

Хочу к нему – вы тащите с собой;

Нас провожают стон, рев, хохот,

Проснулась.- Кто-то говорит…

Ваш голос был; что думаю так рано?

Бегу сюда – и вас обоих нахожу. [3].

Здесь можно говорить об ассоциативных связях с текстом Грибоедова. Трава, которую искала Софья – это « чародейское средство» против злых духов, против «чудовищ», главным из которых для Софьи является Чацкий. Об этой траве мы можем прочитать и в книге ученого А. Коринфского (1901г.):

«По старинному поверью, это наибольшее в царстве трав былие, заставляет плакать бесов и ведьм. Народ русский советует искать и собирать ее на зорьке в Иванов день.

Своим рассказом сна Софья хочет отвлечь внимание Фамусова, отклонить его подозрения от Молчалина. Таким образом, Софья «придумала» сон для того, «чтобы скрыть истинное положение вещей, но в то же время и намекнуть на него». (М. Пророков) Автор статьи утверждает, что «в конце сон почти сбывается, ее возлюбленного отделяют от могущей накинуться на него толпы лишь несколько мгновений, за которые он успевает скрыться. Сон мог сбыться в буквальной точности, но сбылся наоборот». Действительно, пророческий, вещий смысл в рассказе Софьи можно увидеть только в том случае, что она его не выдумала, и ей, в самом деле, он приснился (но не в эту ночь).

Этот литературный прием А. С. Пушкин использует во многих своих произведениях: это сон Руслана, 3 сна Марии Гавриловны в «Метели», сон Татьяны в «Евгении Онегине», сон Петруши Гринева «Капитанская дочка», Григория Отрепьева в «Борисе Годунове». Интерпретаторы приходят к выводу о том, что Пушкин в своих снах дал картину иррационального, подсознательного восприятия действительности: душа видит то, чего не замечают глаза.

Сну Татьяны предшествовал ряд событий: объяснение с Онегиным, которое стало для нее ударом. Она ничего не видела от слез, слушая его. После объяснения она испытывает глубокую любовную тоску. Она глубоко страдает. События разворачиваются в святочные дни. А мы знаем, что поэт в лирическом отступлении предупреждает нас о фольклорной основе сознания своей героини: [8].

Татьяна верила преданьям

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны. [7].

Ворожба и святочные гадания – непременное условие вещего сна. Это народная традиция. Не случайно он берет эпиграфом слова из баллады Жуковского: «О, не знай сих страшных снов, ты моя Светлана!».

О ворожбе слово «страшно» автор говорит дважды:

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть.

Но страшно стало вдруг Татьяне… [7].

Речь идет не о гадании, а о ворожбе. А это существенная разница. Ворожить, значит, колдуя, гадать, т. е. пытаться узнать будущее, обратившись к потусторонним силам.

Поэтому и стол накрыт именно в бане, и под подушкой должно лежать зеркало, а в постель нужно ложиться без одежды.

И снится чудный сон Татьяне

Ей снится будто бы она….

Кого же увидела Татьяна в своем вещем сне? В первую очередь себя! Вот она идет по снеговой поляне в темноте. Но перед ней «поток, не скованный зимой»:

Как на досадную разлуку.

Татьяна смотрит на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей. [7].

Из сугроба появляется медведь (так и бывает в сказках). Он «лапу с острыми когтями/ Ей протянул …» И что ж Татьяна? Она принимает эту помощь:

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей;

Она пытается убежать, но впереди метелью все занесено. Татьяна падает, медведь подхватывает ее и несет бесчувственную дальше. Завидев в лесу шалаш, медведь говорит: «Здесь мой кум / Погрейся у него немного».

И что же видит Татьяна?

За столом сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот. [7].

Но вдруг среди гостей узнала Татьяна того «кто мил и страшен ей».

Если исходить из фольклорных традиций, то:

Петух и свинья олицетворяют основные человеческие пороки, которые привязывают человека к колесу жизни и смерти.

С головой собаки изображались демоны подземного царства.

Сложности, глубине, многосторонности человеческого характера в полной мере соответствует эпизод «Сон Татьяны Лариной».

Святочные гадания и ворожба необходимое условие вещего сна.

Итак, если героиня Жуковского отправляется в дорогу по призыву женихов-мертвецов, то влечение Татьяны в ночь добровольное. [2].

И все же обратившись к потусторонним силам, приняв их помощь, она все же достигает цели своего путешествия: среди гостей она узнала «того, кто мил ей и страшен». Страх уступает на время место любопытству, стремлению разрешить загадку Онегина.

Может быть, именно в своем сне, чтобы так достоверно, точно передать состояние ужаса и бессилия, невозможности не просто как-то противостоять, нет, а даже бежать, даже закричать.

А далее являются Ольга и Ленский одновременно с блеснувшим светом, как препятствием к осуществлению эгоистичных целей Онегина.

Итак, сон Татьяны – это не только ее «страшное мечтанье», но и предвосхищение трагических событий. А ведь во сне «зловещем», Татьяна ясно видела гибель Ленского от руки Онегина. Почему же она не предотвратила трагедию? Ведь Пушкинская героиня верила снам и преданьям старины. [8].

Как видим, просто верить преданьям старины недостаточно, чтобы противостоять враждебному миру, губящему своей пошлостью и грязью. Верить снам – это же не значит точно знать, что все так и будет, как привиделось. Жизнь сложнее сонников, астрологических прогнозов, ее не уместить в схемы, системы, теории.

В частности, сон Татьяны – результат ее переживаний после объяснения с Онегиным в саду, ее «мечтанье страшное», попытка разрешить сомнения, обратившись к темным силам. Это одно из важнейших мест романа, раскрывающих «русскую душу» пушкинского «милого идеала». [1]

“Борис Годунов”, “Евгений Онегин”, “Пиковая Дама”, “Капитанская дочка” – творения пушкинского гения, известные каждому школьнику. В каждом из этих произведений герои видят сны, функция которых в структуре текста представляет для нас интерес.

Взаимодействие снов и реальности в произведениях Пушкина — один из интереснейших вопросов, который может стать темой отдельного исследования. Почему, например, к Гринёву и Татьяне Лариной, видевшим страшные сны, судьба отнеслась благосклонно (хотя оба не избежали жизненных испытаний), а Герман («Пиковая дама») потерпел крах, несмотря на то, что покойная графиня открыла ему тайну удачи, которой он так ждал? Вопросов много, и невозможно ответить на все в пределах одной работы. Мы лишь попытались наметить пути для будущих научных исследований сновиденческого пространства произведений А.С. Пушкина.

Изучив литературу, мы пришли к следующим выводам :

Во-первых, сны в литературных произведениях являются эпизодами, а для авторов – это литературный прием, позволяющий раскрыть характер героя во всей его сложности. Во сне скрыто пророчество, мудрое и верное, потому, что оно основано на тончайших показателях чувств. Сны встречаются в произведениях многих писателей: Батюшкова, Радищева, Тютчева, Гоголя, Достоевского.

Мы выяснили, что у одних писателей таких слов-символов много (например, как у Жуковского), у Пушкина и Грибоедова их меньше. Можно предположить, что это обусловлено как разницей в возрасте, так и временем.

Сравнительная характеристика снов дана нами в таблице. (Приложение)

Проанализировав эпизоды сна Светланы, Софьи, Татьяны, мы пришли к выводу, что в некоторых снах многое совпадает, но у каждого сна своё назначение.

Этот литературный приём помог нам раскрыть внутренний мир героев и понять истинные мотивы их деятельности.

Наша работа имеет практическую направленность и представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по изучению места и роли сна литературных героев в произведениях других русских писателей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *