Описательный способ толкования лексического значения
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ
Основное назначение семантических определений заключается в том, чтобы раскрывать значение слова, предупреждать или устранять неверное понимание слов, терминов. Однако эта цель достигается не сама по себе, а путем указания на классы (множества) предметов и явлений и их отличительные признаки. Семантические определения, стало быть, одновременно фиксируют классификацию предметов и явлений объективного мира. Поскольку объективная информация о действительности неизбежно отражается в сознании, то семантические определения являются вместе с тем и средством формирования, углубления понятий, представлений, связанных с теми или иными словами. Таким образом, семантические определения одновременно обостряют язык и мысль, делают их более четкими, устраняют заблуждения. «Определяйте значения слов, – цитирует А.С.Пушкин слова Декарта, – и вы избавите свет от половины заблуждений»[241].
Особую роль в развитии речи и мысли выполняют семантические определения в процессе обучения. Они формируют первичные понятия и представления, закладывают основы научного понимания терминов, развивают язык и мышление учащихся. «Научить детей точным определениям – значит приучить их мыслить четко и логично и ясно выражать в словесной форме свои мысли»[242].
Многовековая практика истолкования и разграничения лексических значений слов, терминов выработала целый ряд конкретных приемов, прочное знание которых необходимо как учителю, так и учащемуся. Здесь выявляются прежде всего основные способы: синонимический, перечислительный, через указание более широкого класса (термина) и отличительных признаков, описательный, отрицательный. На их основе формируются описательно-синонимический, описательно-перечислительный, положительно-отрицательный и другие комбинированные способы определения. Успешное применение этих способов в процессе обучения языку будет способствовать более быстрому и прочному усвоению необходимой школьникам лексики.
1. Синонимический способ определения.Существо этого способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом:
Оригинал – подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный и т. п.
Поясняющий синоним обозначает понятие, тот же круг предметов, что и поясняемое слово, поэтому оно точно передает объем определяемого класса.
Большинство синонимов обычно нетождественно по своему объему и содержанию, поэтому они не могут дать абсолютно точного отграничения. Для достижения необходимой точности и полноты в этом случае используется синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:
Определения, состоящие из подобных синонимических рядов, вместе с тем и более содержательны, ибо каждый синоним указывает на новый, дополнительный оттенок значения.
Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость. Информация, необходимая для раскрытия значения, разграничения слов, выражается здесь обычно одним, двумя, тремя словами, и в этом одна из причин их широкого применения. «При устном объяснении слов, – указывал Ш.Балли, – мы всегда охотно используем синонимические пояснения, только недостаточное знание синонима заставляет нас прибегать к описаниям»[243].
Решающим условием достаточности синонимического определения является хорошее знание поясняющего синонима. Поэтому в качестве поясняющих слов в синонимических определениях используется обычно общеупотребительная, хорошо известная школьникам лексика.
Таким образом, синонимические определения применяются тогда, когда в литературном языке имеются достаточно точные, содержательные и хорошо известные синонимы к ним. Очень часто они используются для раскрытия значения диалектной лексики. Наиболее широко эти определения используются для пояснения значений слив другого языка.
Если синоним или синонимический ряд сам по себе не дает достаточного знания, он может объединяться с описанием в одно целое описательно-синонимическое определение. Описательная часть такого определения позволяет более точно указать объем и содержание поясняемого слова, синоним же содержит в себе дополнительные сведения о значении. В результате возникает более точное и более содержательное определение, которое способствует более быстрому и глубокому усвоению значения слова.
Рефрен – стих. или несколько стихов, повторяющихся в конце каждого куплета стихотворения или песни; припев. Маис – травянистое растение семейства злаковых с высоким стеблем и крупными съедобными зернами, собранными в початок; кукуруза.
В данных определениях поясняющие синонимы стоят после описательной части, эта позиция соответствует их функции давать дополнительные сведения о значении слов. Но возможны также описательно-синонимические определения, в которых синоним играет основную роль в раскрытии значения поясняемого слова. В этом случае поясняющий синоним (или синонимы) ставится перед описанием, уточняющим значение слова:
Описательно-синонимические определения являются одним из лучших способов толкования значений слов. При минимальном объеме они позволяют наиболее полно и точно раскрыть значения поясняемых слов.
2. Перечислительный способ определения. Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается путем перечисления тех объектов, которые именуются данным словом:
Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.
Для достижения точности необходимо, чтобы поясняющая часть перечислительных определений полностью исчерпывала объем именования поясняемого слова или выражения. Однако в конкретных обстоятельствах в качестве предварительных пояснений могут использоваться неполные перечислительные определения, содержащие указания лишь на основной круг предметов, обозначенных данным словом. Такие определения создают достаточную основу для первичного применения и правильного понимания поясняемых слов в конкретной ситуации. Например:
Перечислительные толкования наилучшим образом отвечают психологическим особенностям воспитания и усвоения школьниками значения слов. Поэтому эти определения систематически используются в школе для первичного знакомства с такими широкими по своему значению словами, терминами, как предмет, качество, действие, вещество, металл, животные, насекомые и др. Данные определения нередко применяются также для истолкования значений слов неродного или иностранного языка.
Место и роль перечислительного элемента в составе такого определения могут быть различными. Нередко перечислительная часть выполняет роль первичного и основного толкования и ставится на первое место. Описательная часть уточняет и дополняет его:
Описательно-перечислительные определения сочетают в себе, таким образом, лучшне качества описательных и перечислительных определений. С одной стороны, они содержат описание предмета, указывают его признаки, а с другой – дают конкретное, наглядное представление о круге предметов, которые именуются поясняемым словом. Данные определения являются также эффективным средством раскрытия значения иноязычных слов, терминов.
3. Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков.Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесённость поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета:
В качестве первого элемента здесь могут использоваться не одно, а два, три и более синонимизирующихся слов, которые в целом дают более полное и содержательное пояснение, затем указывается специфический отличительный признак. Таковы по своей структуре следующие определения:
С другой стороны, в одном и том же определении данного типа могут указываться сразу несколько отличительных признаков, которые более точно и полно раскрывают смысл поясняемого слова.
Данный способ имеет ряд разновидностей.
В качестве первого элемента в такие определения могут включаться одновременно два и даже три часто синонимизирующихся при этом более широких по значению слова. В результате возникают более содержательные определения:
б) Определение через указание отдаленного класса и отличительных признаков. В качестве первого элемента здесь указывается не ближайший, а отдаленный по объему род, содержащий первичное отграничение. Затем указываются отличительные признаки, дающие решающее отграничение и раскрытие того или иного значения. Так, ближайшим родовым словом к слову ромб является термин четырехугольник. Между тем в качестве первого номинативного элемента в определении значения данного слова нередко используется предельно широкий термин геометрическая фигура.
Так же через предельно отдаленное по объему именования слово растение (а не через ближайший родовой термин злак) определяется значение слова бамбук.
Естественно, что между способами а) и б) есть ряд переходных способов.
4. Описательный способ определения. Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами[244].
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что; тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы:
При определении значения имен прилагательных, наречий в качестве указательных «операторов» используются местоименные выражения такой, который; такой, что; так, что; чтобы и др.
При определении значения глаголов в качестве операторов выступают связки быть, являться, становиться и др.:
Само по себе описание может выразить точно и полно любую информацию, необходимую для раскрытия содержания и объема слова. Однако практически этот способ используется обычно лишь в тех случаях, когда трудно или по какой-либо причине нецелесообразно строить определение путем указания более широкого класса и отличительных признаков (например, при определении слов, широких по объему: цель, инвариант, показатель, новшество, раздражитель и под., для которых трудно подобрать более широкий термин или определить область обозначаемого). Это один из весьма эффективных способов раскрытия лексических значений слов, который получает все более широкое применение.
Подобные определения могут также объединяться с другими определениями в одно более полное и содержательное определение. Такие контаминированные определения используются для более полного истолкования значений слов:
5. Отрицательные определения. Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значений слов – путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значения слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой.
Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которых отрицание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле: «Х – это У, который не имеет С».
Отрицание может непосредственно относиться и ко всей поясняющей частя определения. Таким образом строятся полные отрицательные дефиниции по формуле: «Х не есть У». Обычно такие определения используются для раскрытия значения некоторых прилагательных, глаголов:
Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и самостоятельными словами отрицание, отсутствие, лишенный и под. Определения с этими словами стоят как бы посередине между положительными и отрицательными дефинициями, ибо отрицание здесь может быть понято как утверждение по контрасту:
Отрицательные дефиниции могут объединяться с положительными в одно целое развернутое определение, в котором в диалектическом единстве выражаются две противоположные стороны – отрицание и утверждение. Такие дефиниции применяются обычно в том случае, когда необходимо, с одной стороны, отвергнуть неверное понимание или применение слова (или предупредить против него), а с другой стороны – дать истинное понимание данного слова, точную сферу его применения Так, Пушкин использует отрицательно-положительное определение для уточнения смысла слова нелюдим. «Нелюдим не есть мизантроп, т. е. ненавидящий людей, а убегающий от людей» (Поли. собр. соч., т. XIII, стр. 125).
Печатается по ст. Арбатский Д.И. Основные способы толкования значений слова // Русский язык в школе.1970.№3.
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Основные способы толкования значения слов //
Значения слов, в том числе и терминов, мы узнаем нередко из окружающего контекста или из обстоятельств высказывания. Смысл некоторых предметных слов может быть выявлен непосредственно демонстрацией, показом тех предметов, которые обозначаются данными словами. Однако основной способ раскрытия значений слов в настоящее время – это так называемые семантические определения.
Особую роль в развитии речи и мысли выполняют семантические определения в процессе обучения. Они формируют первичные понятия и представления, закладывают основы научного понимания терминов, развивают язык и мышление учащихся. «Научить детей точным определениям – значит приучить их мыслить четко и логично и ясно выражать в словесной форме свои мысли». 2
Синонимический способ определения.
Существо этого способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом:
Поясняющий синоним обозначает понятие, тот же круг предметов, что и поясняемое слово, поэтому оно точно передает объем определяемого класса.
Большинство синонимов обычно нетождественно по своему объему и содержанию, поэтому они не могут дать абсолютно точного отграничения. Для достижения необходимой точности и полноты в этом случае используется синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:
Определения, состоящие из подобных синонимических рядов, вместе с тем и более содержательны, ибо каждый синоним указывает на новый, дополнительный оттенок значения.
Решающим условием достаточности синонимического определения является хорошее знание поясняющего синонима. Поэтому в качестве поясняющих слов в синонимических определениях используется обычно общеупотребительная, хорошо известная школьникам лексика.
Таким образом, синонимические определения применяются тогда, когда в литературном языке имеются достаточно точные, содержательные и хорошо известные синонимы к ним. Очень часто они используются для раскрытия значения диалектной лексики. Наиболее широко эти определения используются для пояснения значений слов другого языка.
Если синоним или синонимический ряд сам по себе не даёт достаточного знания, он может объединяться с описанием в одно целое описательно-синонимическое определение. Описательная часть такого определения позволяет более точно указать объём и содержание поясняемого слова, синоним же содержит в себе дополнительные сведения о значении. В результате возникает более точное и более содержательное определение, которое способствует более быстрому и глубокому усвоению значения слова.
Рефрен – стих или несколько стихов, повторяющихся в конце каждого куплета стихотворения или песни; припев. Маис – травянистое растение семейств злаковых с высоким стеблем и крупными съедобными зёрнами, собранными в початок; кукуруза.
В данных определениях поясняющие синонимы стоят после описательной части, эта позиция соответствует их функции давать дополнительные сведения о значении слов. Но возможны также описательно-синонимические определения, в которых синоним играет основную роль в раскрытии значения поясняемого слова. В этом случае поясняющий синоним (или синонимы) ставится перед описанием, уточняющим значение слова:
Описательно-синонимические определения являются одним из лучших способов толкования значений слов. При минимальном объёме они позволяют наиболее полно и точно раскрыть значения поясняемых слов.
Перечислительный способ определения.
Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается путём перечисления тех объектов, которые именуются данным словом:
Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание. Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек. Гнус – комары, мошки, слепни.
Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.
Для достижения точности необходимо, чтобы поясняющая часть перечислительных определений полностью исчерпывала объём именования поясняемого слова или выражения. Однако в конкретных обстоятельствах в качестве предварительных пояснений могут использоваться неполные перечислительные определения, содержащие указания лишь на основной круг предметов, обозначенных данным словом. Такие определения создают достаточную основу для первичного применения и правильного понимания поясняемых слов в конкретной ситуации. Например:
Галогены – это фтор, хлор, бром, йод и др.
Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин и др.
Перечислительные толкования наилучшим образом отвечают психологическим особенностям воспитания и усвоения школьниками значения слов. Поэтому эти определения систематически используются в школе для первичного знакомства с такими широкими по своему значению словами, терминами, как предмет, качество, действие, вещество, металл, животные, насекомые и др. Данные определения нередко применяются также для истолкования значений слов неродного или иностранного языка.
Организм – всякое живое существо (человек, животное, растение). Художник – творческий работник в области изобразительного искусства (живописец, график, скульптор).
Место и роль перечислительного элемента в составе такого определения могут быть различными. Нередко перечислительная часть выполняет роль первичного и основного толкования и ставится на первое место. Описательная часть уточняет и дополняет его:
Спринтер – бегун, гонщик, пловец и т.п. на короткую дистанцию. Реликт –вещь, явление или организм, сохранившийся от древних времен.
Описательно- перечислительные определения сочетают в себе, таким образом, лучшие качества описательных и перечислительных определений. С одной стороны, они содержат описание предмета, указывают его признаки, а с другой – дают конкретное, наглядное представление о круге предметов, которые именуются поясняемым словом. Данные определения являются также эффективным средством раскрытия значения иноязычных слов, терминов.
Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков.
Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесенность поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета:
Дивиденд – доход (1), получаемый владельцем акций ( II ). Сапфир –драгоценный камень (1) синего или голубого цвета ( II ).
В качестве первого элемента здесь могут использоваться не одно, адва,три иболее синонимизирующихся слов, которые в целом дают более полное и содержательное пояснение, затем указывается специфический отличительный признак. Таковы по своей структуре следующие определения:
Класс – совокупность, разряд, группа предметов, обладающих общими признаками. Интуиция – чутье, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте.
С другой стороны, в одном и том же определении данного типа могут указываться сразу несколько отличительных признаков, которые более точно и полно раскрывают смысл поясняемого слова.
Наличие описательной части позволяет наиболее точно и полно раскрыть содержание слова, его объем, слово с более широким значением позволяет наиболее кратко указать место данного слова среди других слов, поэтому данный способ является наиболее распространенным способом толкования значения слов. Однако он применяется обычно лишь там, где более краткие и элементарные способы (синонимия, перечисление) оказываются по той или иной причине недостаточными. Наиболее обычная сфера применения определений данного типа – это наука, техника, требующие более точного и содержательного истолкования слова.
Данный способ имеет ряд разновидностей.
Натиск – сильный напор. Ураган – необычайная по силе буря. Почтение – глубокое уважение.
В качестве первого элемента в такие определения могут включаться одновременно два и даже три часто синонимизирующихся при этом более широких по значению слова. В результате возникают более содержательные определения:
Престиж – влияние, авторитет, уважение, которым пользуется какое – либо лицо, государство, организация. Форум – собрание, совещание, которое имеет большое значение для общественной жизни страны (или стран).
б) Определение через указание отдалённого класса и отличительных признаков. В качестве первого элемента здесь указывается не ближайший, а отдалённый по объёму род, содержащий первичное отграничение. Затем указывается отличительные признаки, дающие решающее отграничение и раскрытие того или иного значения. Так, ближайшим родовым словом к слову ромб является термин четырёхугольник. Между тем в качестве первого номинативного элемента в определении значения данного слова нередко используется предельно широкий термин геометрическая фигура.
Ромб – геометрическая фигура,у которой накрест лежащие углы равны, а четыре стороны равны и попарно параллельны.
Так же через предельно отдаленное по объему именования слово растение (а не ближайший родовой термин злак ) определяется значение слова бамбук.
Естественно, что между способами а) и б) есть ряд переходных способов.
Описательный способ определения.
Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами. 5
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что, тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы:
Апологет – тот, кто выступает с предвзятой защитой каких- либо идей, учения и т.п. Культура (в широком смысле)- все то, что создано человеческим обществом в отличие от природы. Ноша – то, что несут на себе.
При определении значения имен прилагательных, наречий в качестве «операторов» используются местоименные выражения такой, который; такой, что; так, что; чтобы и др.
Легкоплавкий – такой, который плавится при невысокой температуре. Наперерез – так, чтобы пересечь чей-либо путь.
В.И.Ленин таким способом раскрывает значение слова демократический : «Демократический – это значит такой, который выражает интересы народной массы, а не интересы кучки привилегированных» (15, 199).
При определении значения глаголов в качестве операторов выступают связки быть, являться, становиться и др.:
Сердиться – быть в раздражении, гневе (ср. испытывать раздражение). Серебриться – становиться серебряным. Скрыть – сделать незаметным (ср. спрятать).
Подобные определения могут также объединяться с другими определениями в одно более полное и содержательное определение. Такие контаминированные определения используются для более полного истолкования значений слов:
Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо. Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.
5. Отрицательные определения.
Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значения слов – путем указания таких свойств предметов, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких- либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой.
Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которой описание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле : « X- это Y, который не имеет C».
Азот – газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения. Суша – часть земли, не покрытая водой. Целина – не подвергавшаяся обработке, еще не паханная земля.
В.И. Ленин использует такой способ определения для раскрытия значения слова кризис «Что такое кризисы?- Перепроизводство, производство товаров, которые не могут быть реализованы, не могут найти спроса» (2, 162)
Отрицание может непосредственно относиться и ко всей поясняющей части определения. Таким образом строятся полные отрицательные дефиниции по формуле «X не есть Y». Обычно таки е определения используются для раскрытия значения некоторых прилагательных, глаголов:
Нереальный – не существующий в действительности. Попустительствовать – не принимать мер к устранению противозаконных, недозволенных действий. Игнорировать – не обращать внимания.
Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и самостоятельными словами отрицание, отсутствие, лишенный и под. Определения с этими словами стоят как бы посередине между положительными и отрицательными дефинициями, ибо отрицание здесь может быть понято как утверждение по контрасту:
Нивилизм – отрицание всяких норм, принципов. Бескультурье – отсутствие культуры. Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости.
Рассмотренные основные способы определения позволяют достаточно полно и точно раскрыть значение любого неясного слова или фразеологического сочетания, а также выразить все те оттенки смысла, которые слово получает в реальном словоупотреблении. Одновременно эти способы раскрывают семантические связи между словами, показывают место того или иного слова в определенном значении в лексической системе данного языка.
Для окончательного выбора того или иного способа необходимо учитывать характер значения слова, цель определения, уровень развития и подготовки школьников.
Способы толкования лексического значения слова //
Учитывая системные связи между словами, можно установить несколько способов толкования лексического значения слова.
каменистый – имеющий много камней;
преподаватель – лицо, выполняющее действие преподавать или тот, кто преподает;
краснеть – становиться красным ;
заговорить – начать говорить;
переписывание – действие по глаголу переписывать;
бег – действие по глаголу бежать.
Существительные, образованные от прилагательных с помощью суффиксов
яркость – отвлеченный признак по прилагательному яркий;
доброта – отвлеченный признак по прилагательному добрый;
комнатный – относящийся к комнате;
фронтовой – относящийся к фронту.
2. Лексические значения слов с непроизводной основой толкуются иначе.
а) Значение слова, имеющего синонимы, толкуются через синонимы:
рыхлый – неплотный, рассыпчатый,пористый;
невзначай – неожиданно, случайно;
накипеть – накопиться (о негодовании, обиде).
Тигр – (Pantera tigris), млекопитающее сем. кошачьих. Один из крупнейших современных хищников: дл. тела до 3м, хвоста – 1,1м (см.: Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.25).
в) В некоторых случаях (если слово производное и имеет синонимы) можно использовать два приема толкования лексического значения слова:
Очаровательный – 1. Способный очаровывать. 2. Восхитительный, чарующий, прелестный.
1 А.С. Пушкин. Полн.собр.соч.,т.VI, стр. 161.
2 В.Н. Клюева. Определение слов и его значение в развитии речи. «Русский язык в школе», 1940, №3, стр. 36.
3 Ш.Балли. Фрацузская стилистика. М., 1961, стр. 122.
4 Здесь и в дальнейшем первая цифра в скобках означает указание на том Полного собрания сочинений В.И. Ленина, вторая – на страницу.
5 Cм.: Д.П.Горский. О видах определений и их значении в науке. «Проблемы логистики научного познания». М., «Наука», 1964, стр. 326- 329.