Определение методики толкование пословиц
Методика толкование пословиц интерпретация результатов пример
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз» применяется для исследования мышления. Выявляет понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль в фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений. Прием объяснения смысла пословиц используется психиатрами издавна, но особая экспериментальная методика соотношения пословиц и фраз разработана Б.В.Зейгарник.
Для проведения опыта нужны таблички, на которых написаны тексты метафор и пословиц (6-7 таблиц) и тексты фраз (14-15).
Пословицы
Куй железо, пока горячо.
Цыплят по осени считают.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Лучше меньше, да лучше.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Тише едешь, дальше будешь.
Не в свои сани не садись.
Не все то золото, что блестит.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Фразы
Материал разрезают ножницами.
Зимой ездят на санях, а летом на телеге.
Каждое утро овец выгоняют за деревню.
Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо.
Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.
Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно.
Цыплята вырастают к осени.
О деле судят по результатам.
Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.
Если не знаешь дела, не берись за него.
Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать.
Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
Одна часть фраз такова, что их смысл соответствует пословицам, а остальные фразы лишь внешне по составу слов напоминают пословицы, но ничего общего с ними не имеют по смыслу. Так, например, если среди пословиц будет «Не в свои сани не садись», то среди фраз будет такая, как «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и такая: «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Первая фраза соответствует по смыслу пословице, а вторая лишь внешне похожа на нее, но никакой общей идеи с пословицей не содержит. Таким образом, фраз оказывается примерно в 2 раза больше, чем пословиц. Таково же соотношение метафор и фраз.
Метафоры
Золотая голова.
Железный характер.
Ядовитый человек.
Каменное сердце.
Зубастый парень.
Глухая ночь.
Фразы к метафорам
Умная голова.
Художник сделал статуэтку с позолоченной головой.
Золото ярче железа.
Человек высек на скале сердце.
Сильный характер.
Железо тверже меди.
Железная дорога.
Мальчик наелся сладостей и заболел.
Злой человек.
Его укусила ядовитая змея.
Черствое сердце.
Он всегда с камнем за пазухой.
Больной вместо лекарства глотнул яду.
У Ивана были крепкие и здоровые зубы.
Экспериментатор раскладывает на столе слева от испытуемого пословицы или метафоры одну под другой, столбиком. Затем экспериментатор дает испытуемому в перемешанном виде пачку таблиц с фразами и предлагает: «Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу». При этом экспериментатор предупреждает, что «не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице».
После того как испытуемый выполнил это задание, экспериментатор спрашивает его, в чем он видит сходство фраз и пословиц, в чем их общая идея.
Обилие фраз, из которых нужно выбрать нужные, провоцирует соскальзывания и неточности суждений у тех больных, у которых мышление нецеленаправлено и диффузно. Центр тяжести задания как бы переносится с задачи понимания переносного смысла пословиц на задачу соотнесения одного смысла другому.
Выявляется конкретность и поверхностность суждений олигофренов, диффузность и неопределенность суждений больных с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга, соскальзывания и паралогические суждения больных шизофренией.
Примером не столь выраженных расстройств мышления являются следующие решения больной, свидетельствующие о диффузности, нечеткости ее суждений.
Методика «Толкование пословиц»
Шкала: уровень развития абстрактного мышления
Назначение теста: диагностика уровня развития абстрактного мышления
Инструкция. Вам предложены 10 пословиц. Вам необходимо своими словами передать смысл данных пословиц.
Пословицы | Значение (своими словами) | Балл |
1. Куй железо, пока горячо. | ||
2. Цыплят по осени считают. | ||
3. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. | ||
4. Лучше меньше, да лучше. | ||
5. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. | ||
6. Не всё то золото, что блестит. | ||
7. Семь раз отмерь, один раз отрежь. | ||
8. Тише едешь – дальше будешь. | ||
9. Не в свои сани не садись. | ||
10. Не красна изба углами, а красна она пирогами. |
Обработка результатов теста
Буквальное толкование пословиц – испытуемый своими словами пересказывает пословицу: 1 балл.
Ситуативное толкование пословиц – подбор конкретных жизненных ситуаций под ту или иную пословицу: 2 балла.
Абстрактное толкование пословиц – толкование не содержит указание на конкретные жизненные ситуации, это – общий смысл пословицы: 3 балла.
Интерпретация результатов теста
• 1-10 баллов – низкий уровень развития абстрактного мышления,
• 11-20 – средний уровень развития абстрактного мышления,
• 21-30 – высокий уровень развития абстрактного мышления.
1.4. Методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной)
Назначение теста: диагностика типа мышления
Тест
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Ключ к тесту
№ Тип мышления Вопросы
1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36
2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37
3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38
4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39
5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40
Обработка результатов теста
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
• 0-2 – низкий,
• 3-5 – средний,
• 6-8 – высокий.
Интерпретация результатов теста
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
Эмоции и чувства
Методика диагностики самочувствия, активности и настроения (САН)
Шкалы: самочувствие, активность, настроение
Назначение методики: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.
Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
Типовая карта методики САН
Фамилия,инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____
Самочувствие хорошее | Самочувствие плохое |
Чувствую себя сильным | Чувствую себя слабым |
Пассивный | Активный |
Малоподвижный | Подвижный |
Веселый | Грустный |
Хорошее настроение | Плохое настроение |
Работоспособный | Разбитый |
Полный сил | Обессиленный |
Медлительный | Быстрый |
Бездеятельный | Деятельный |
Счастливый | Несчастный |
Жизнерадостный | Мрачный |
Напряженный | Расслабленный |
Здоровый | Больной |
Безучастный | Увлеченный |
Равнодушный | Взволнованный |
Восторженный | Унылый |
Радостный | Печальный |
Отдохнувший | Усталый |
Свежий | Изнуренный |
Сонливый | Возбужденный |
Желание отдохнуть | Желание работать |
Спокойный | Озабоченный |
Оптимистичный | Пессимистичный |
Выносливый | Утомленный |
Бодрый | Вялый |
Соображать трудно | Соображать легко |
Рассеянный | Внимательный |
Полный надежд | Разочарованный |
Довольный | Недовольный |
Ключ к тесту
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4.
Диагностика мышления школьников «Понимание переносного смысла пословиц и метафор» Б.В. Зейгарник
Данная методика применяется для исследования особенностей мышления — его уровня, целенаправленности и критичности.
ход выполнения задания
Испытуемому называют несколько часто употребляемых метафор и пословиц (см. материал к данной методике) и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл. Можно предложить испытуемому привести соответствующие примеры из своей жизни или из прочитанного. Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности уровня обобщения. Если испытуемый верно объясняет переносный смысл пословицы, это еще не означает, что мышление у него совершенно не нарушено, так как при объяснении пословиц испытуемым репродуцируются имеющиеся у него знания — в этом случае не требуется обобщения нового материала.
Сравнение пословиц
С помощью этой методики исследуется процесс обобщения нового материала. Испытуемому дают карточки, на которых написаны специально подобранные пословицы (см. материал), и предлагают сгруппировать их, разделив на пары, либо аналогичные, либо противоположные по смыслу. При этом испытуемые обнаруживают не только понимание переносного смысла отдельных пословиц: сопоставляя их, они отделяют существенные признаки от второстепенных, случайных. Результаты исследования с помощью этого варианта методики в определенной мере свидетельствуют об особенностях ассоциативных связей, в частности, способствуют выявлению ассоциаций по «слабому» признаку.
Отнесение фраз к пословицам
Вариант предложен Б.В. Зейгарник. Испытуемому предлагают серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испытуемый понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают подобрать к каждой пословице соответствующую по смыслу фразу. Например, к пословице «Куй железо, пока горячо» даются на выбор три фразы: «Золото тяжелее железа», «Железо кует кузнец», «Не откладывай дело в долгий ящик». Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла пословицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный смысл. Выполняя это задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с фразами и таким образом как бы переносит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вариант задания требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяснение переносного смысла пословиц и метафор.
Материал к методикам «Пословицы и метафоры»
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Любишь кататься — люби и саночки возить
Лучше меньше, да лучше
Поспешишь — людей насмешишь
Куй железо, пока горячо
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива
Не красна изба углами, красна пирогами
Сделал дело, гуляй смело
Умелые руки не знают скуки
Не в свои сани не садись
Не все то золото, что блестит
Цыплят по осени считают
Прежде чем сделать, надо хорошо подумать
Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы
Умелые руки Каждый колодец хорошо покрыть крышкой
Зачем выбросил валенки, когда будет холодно, они очень нужны будут
Маленький мальчик прыгал лучше всех
Люблю зимой кататься на санках, лыжах и коньках
Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством
О деле судят по результатам
Цыплята вырастают к осени
Некоторые люди любят вкусно поесть, а трудиться не хотят
Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо
Папа купил мальчику новые санки
Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть
Что посеешь, то и пожнешь
Когда дрова горят — тогда и кашу варят
Яблоко от яблони недалеко падает
Как аукнется, так и откликнется
Каков поп, таков и приход
Не откладывай дело в долгий ящик
Если не знаешь дела, не берись за него
Зимой ездят на санях, а летом на телеге
Мальчик вышел на прогулку
Человек, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится
Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом
Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла
Зеркало висит криво Нельзя питаться одними пирогами.
Надо есть и ржаной хлеб
Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал
Медный браслет блестит как золотой
Мастер своего дела любит и умеет трудиться
Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать
Темная ночь, глухая старуха, непроглядная темнота
Сильный характер, железная дорога, золото ярче железа
Человек высек на скале сердце, бесчувственное сердце
Один вкусный пирог стоит десяти невкусных
Торопливость может привести к нелепым результатам
Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать
Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз» применяется для исследования мышления. Выявляет понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль в фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений. Прием объяснения смысла пословиц используется психиатрами издавна, но особая экспериментальная методика соотношения пословиц и фраз разработана Б.В.Зейгарник.
Для проведения опыта нужны таблички, на которых написаны тексты метафор и пословиц (6-7 таблиц) и тексты фраз (14-15).
Пословицы
Куй железо, пока горячо.
Цыплят по осени считают.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Лучше меньше, да лучше.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Тише едешь, дальше будешь.
Не в свои сани не садись.
Не все то золото, что блестит.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Фразы
Материал разрезают ножницами.
Зимой ездят на санях, а летом на телеге.
Каждое утро овец выгоняют за деревню.
Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо.
Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.
Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно.
Цыплята вырастают к осени.
О деле судят по результатам.
Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.
Если не знаешь дела, не берись за него.
Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать.
Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
Одна часть фраз такова, что их смысл соответствует пословицам, а остальные фразы лишь внешне по составу слов напоминают пословицы, но ничего общего с ними не имеют по смыслу. Так, например, если среди пословиц будет «Не в свои сани не садись», то среди фраз будет такая, как «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и такая: «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Первая фраза соответствует по смыслу пословице, а вторая лишь внешне похожа на нее, но никакой общей идеи с пословицей не содержит. Таким образом, фраз оказывается примерно в 2 раза больше, чем пословиц. Таково же соотношение метафор и фраз.
Метафоры
Золотая голова.
Железный характер.
Ядовитый человек.
Каменное сердце.
Зубастый парень.
Глухая ночь.
Фразы к метафорам
Умная голова.
Художник сделал статуэтку с позолоченной головой.
Золото ярче железа.
Человек высек на скале сердце.
Сильный характер.
Железо тверже меди.
Железная дорога.
Мальчик наелся сладостей и заболел.
Злой человек.
Его укусила ядовитая змея.
Черствое сердце.
Он всегда с камнем за пазухой.
Больной вместо лекарства глотнул яду.
У Ивана были крепкие и здоровые зубы.
Экспериментатор раскладывает на столе слева от испытуемого пословицы или метафоры одну под другой, столбиком. Затем экспериментатор дает испытуемому в перемешанном виде пачку таблиц с фразами и предлагает: «Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу». При этом экспериментатор предупреждает, что «не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице».
После того как испытуемый выполнил это задание, экспериментатор спрашивает его, в чем он видит сходство фраз и пословиц, в чем их общая идея.
Обилие фраз, из которых нужно выбрать нужные, провоцирует соскальзывания и неточности суждений у тех больных, у которых мышление нецеленаправлено и диффузно. Центр тяжести задания как бы переносится с задачи понимания переносного смысла пословиц на задачу соотнесения одного смысла другому.
Выявляется конкретность и поверхностность суждений олигофренов, диффузность и неопределенность суждений больных с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга, соскальзывания и паралогические суждения больных шизофренией.
Примером не столь выраженных расстройств мышления являются следующие решения больной, свидетельствующие о диффузности, нечеткости ее суждений.
Методика толкования пословиц. Методы исследования психопатологий
В пословицах отображается опыт народа, в котором растет и развивается личность. Поговорки и пословицы — это образное словосочетание, они несут определенный, вполне очевидный смысл, но в переносном значении. Это своего рода формула, передающая мудрость новому поколению от предшествующих.
Методика толкования пословиц и метафор в современной психологии очень широко используется; она помогает увидеть проблемы, возникающие у подростков в их коллективе, и распознать проблемы мышления на начальных этапах.
Методика
Методика — это наука о том, как преподавать или исследовать закономерности. Каждый психолог старается разработать свою методику.
В нашем случае речь идет о методике толкования пословиц, которая позволяет понять, насколько эффективны и упорядочены мыслительные процессы у подростка или взрослого.
Что такое пословица? Фольклор и психология общения
Пословицы формировались в языковой среде с древности под влиянием культурных и общественно-политических связей. Это образные выражения, которые, в принципе, имеют общеизвестную интерпретацию. Например, «Рука руку моет», или «Береженого Бог бережет». Но образность пословиц отличается спецификой. Пословица кратка. По сути, это небольшое выражение, несущее обширный смысл.
Но при исследовании характера и мышления индивида пословицы можно использовать как материал для «выуживания» из подсознания тех мыслеобразов, которые человек прячет от общественности. Если попросить нескольких человек дать более широкую интерпретацию одной и той же поговорки, то ответы будут разные. Это связано с тем, что модель мышления и система ценностей у людей отличаются.
Методика толкования пословиц уже давно используется в практической психологии, но также ее применяют и в патопсихологии.
Методика Б. Зейгарник
Советский патопсихолог Блюма Зейгарник создала свою авторскую методику работы с пословицами. Исследуемый должен из перечня предлагаемых пословиц выбрать соответствующее каждому изречению определение, перечень которых уже тоже задан.
По этой методике определяют патологические особенности мышления, присущие людям, склонным к шизоидному расстройству и шизофрении.
Методика позволяет установить такие свойства мышления: непродуктивность, нецеленаправленность, разбросанность мыслей, соскальзывание. Все эти свойства мышления присутствуют одновременно при шизофрении.
Трактование метафор и пословиц как метод анализа психических отклонений. Тест Рубинштейна
Для трактовки возможных отклонений в психике используется также тест патопсихологической методики С.Я. Рубинштейна.
Факторы, которые учитываются при анализе, таковы:
Например, дается пословица:
Что думает личность по этому поводу? Вкладывает ли человек свои навязчивые невротические мысли в интерпретацию? Говорит: «Это обо мне, у меня бывают проблемы»? Или же приводит здравые и аргументированные доводы, не зацикливается на эгоистических мыслях?
Так же обстоит дело и с анализом метафор. Например, метафора «глубокая ночь». Человек с глубоким и творческим мышлением сумеет создать целую историю по этому словосочетанию, придумать много деталей к основному образу. Человек-логик с чисто техническим мышлением выразится кратко: «Это когда темно».
Слишком детальное описание, застревание на одном мыслеобразе и игнорирование иных не является хорошим признаком. Застревание также свидетельствует о некоторых глубинных нарушениях в психике.
Работа с подростками. Анализ их мышления
Подростки не всегда могут высказаться перед взрослыми. А это важно для них.
Героиня Мигеля де Унамуно произнесла такую фразу:
Лучше ведь прожить час и говорить, чем прожить два часа и молчать.
Они должны проговаривать все накопленные в себе чувства, чтобы не «взрываться». Когда у них проблемы, и становятся непонятными причины, психолог или родитель может предложить им истолковать какую-либо пословицу и дать объяснение через образ их собственному поведению.
Методика толкования пословиц для подростка представляет возможность «докопаться» до сути его личностных проблем. Так как почувствовав, что его слушают, он может «приоткрыть дверь» внутрь себя, чтобы ему помогли.
Многие пословицы заставляют задуматься человека. Попросив проанализировать философскую пословицу, можно увидеть, насколько развиты интеллектуальные способности подростка.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Что юноша понимает под «пирогами» — материальные ценности или моральные? Почему человек должен заботиться больше о внутреннем, чем о внешнем?
Игра словами. Метафоры и образы
Многие метафоры приводят психологи своим пациентам, но намного лучше, когда сам пациент приводит ту метафору, которая приходит ему на ум. Этот язык образов откроет психологу огромный пласт внутренних проблем пациента.
Психолог иранского происхождения Носстрат Пезешкиан говорил о том, что образ метафоры способен «сказать» гораздо больше, чем пару слов, из которых состоит метафора. Поэтому методика толкования пословиц, интерпретация метафор — это превосходный способ быстро добраться до сути проблемы, не блуждая в запутанных коридорах мыслей пациента, его болезненных рационализаций.