Определение понятия религия различные трактовки

Религия

Определение понятия религия различные трактовки. magnify clip. Определение понятия религия различные трактовки фото. Определение понятия религия различные трактовки-magnify clip. картинка Определение понятия религия различные трактовки. картинка magnify clip. Другие определения религии:

Другие определения религии:

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа [6] ).

Содержание

Этимология слова «религия»

Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом [7]

Структура религии

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

Виды религий

Единобожие (монотеизм) [9] характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.

Основные функции (роли) религии

Возникновение религии

Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения [12] :

Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм).

Религия и общество

В статье рассматриваются следующие вопросы:

Источник

Определение понятия «религия».

Религиоведение

Религиоведение как наука.

Религиове́дение — область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная область знания складывалось начиная с XIX века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография (антропология в западном смысле слова), экология, география и другие науки. Основными разделами религиоведения являются философия религии, психология, феноменология, герменевтика, социология, история религии. Философия религии дает объяснение религии с помощью философских понятий, концепций, принципов (натурализм, материализм и т. д.). В широком смысле понятие «философия религии» может рассматриваться как осмысление природы и функций религии, обоснование существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру. В узком смысле – это автономное рассуждение о Божестве и религии в рамках конкретной конфессии. Психология религии изучает психологические законы развития и функционирования религиозных явлений (чувств, настроений, потребностей и др.), структуру и направленность этих явлений, их влияние на нерелегиозные сферы жизнедеятельности общества. Феноменология религии дает систематическое описание и классификацию явлений религии на основе их сопоставления и сравнения. Герменевтика религии – это учение о понимании религиозных объектов, теория истолкования священных текстов, перевода текстов с языка оригинала на иные языки, понимания первоисточников каждым новым поколением. Социология религии изучает соц. условия возникновения религии, ее место и роль в развитии соц. системы. История религии выявляет закономерности исторического развития религии во всем его многообразии и показывает все многочисленные религиозные течения и направления в истории общества. Особенность предмета религиоведения – он не дает прямых и однозначных ответов на вопрос, потому что религия – это очень сложная, тонкая и индивидуальная сфера жизни человека. Вопросы, на которые пытается ответить религия – вечные, т. к. не имеют однозначного ответа: «Как возник мир?», «Что такое человек?», «Для чего человек пришел в этот мир?». Отличительная особенность религиоведения состоит в том, что на основные вопросы курса разные религии отвечают по-разному.

Определение понятия «религия».

Понятие «религия» происходит от латинского слова religio, что значит благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Античные концепции религии.

Древнегреческие мыслители за первоначальную форму религиозных верований принимали античные верования в их готовом виде; они нападали на гомеровскую мифологию. Первая из известных нам теорий происхождения религии принадлежит великому материалисту древности Демокриту. Демокрит приходит к выводу, что страх и непонимание людьми природы являются корнем происхождения религии. Религия — вымысел, результат обмана и самообмана людей. Но религиозные иллюзии обязаны своим возникновением страху, чувству зависимости, забитости и придавленности, а также невежеству. Религиозные верования — плод незнания, они — нечто противоположное знанию. Демокрит свою теорию пытается дополнить соображением о существовании в окружающей среде, в действительности каких-то уже готовых прообразов («идолов») для человеческих понятий о богах. Если в сознании человека есть понятие-слепок с действительности, то в действительности должен быть готовый прообраз для этого слепка. Так рассуждал Демокрит. Это заводило античных материалистов в тупик. Исходя из своего материалистического учения, они приходили к выводу, что богов, создавших мир и управляющих им, нет и не может быть, а на основании своей наивно-механистической теории отражения заключали, что если в сознании людей есть представления о богах, то и в реальности должны быть какие-то прообразы для этих представлений. Получался своеобразный заколдованный круг. Наивно-механистическая теория отражения Демокрита не могла показать, как создаются в человеческом воображении фантастические образы.

Античный материализм получает свое завершение у Эпикура. Страх и невежество создали богов — это основа учения Эпикура о возникновении религии. Людей надо освободить и от суеверного страха, и от невежества. Эти идеи и делают Эпикура великим просветителем древности. Эпикур стремился объяснить, как создались в сознании человека понятия о богах. Естественно, что в уме человека есть понятие дерева, леса и т. д. Это отражение того, что существует в самой действительности. Но представления о богах? Стараясь углубить теорию происхождения религии, Эпикур, однако, так же как и Демокрит, не может отказаться от поисков каких-либо реальных прообразов для человеческих понятий о богах. Если есть те или иные понятия в умах людей, то должны быть для них и реальные прообразы. Эпикур признает существование неких прообразов и для представлений о богах. Мыслитель считает, что боги существуют, но они совсем не таковы, какими их изображает религия.

Субъективно-идеалистические концепции религии.

Возникновение субъективно-идеалистической концепции в теологии связывается с именем и деятельностью Ф. Шлейермахера – немецкого протестанского священника и богослова. Не отрицая сверхъестественного источника существования религии, он центр религиозной проблематики перенес в сферу сознания отдельного индивида, прежде всего, в сферу его чувств. Ценность человеческой религии, по Шлейермахеру, определяется тем, как человек сознает божество в чувстве.

Широкую известность приобрела субъективистская трактовка религии американским прагматистом У. Джемсом. С его точки зрения, религию следует рассматривать как порождение индивидуального сознания, как спонтанно возникающие субъективные переживания. Он считал, что религия нужна человеку, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной, нужна как источник дополнительных сил в жизненной борьбе. Вера в Бога нужна для того, чтобы возмущение существующим в мире злом и сострадание к обездоленным и несчастным не мешали человеку выполнять обязанности по отношению к самому себе даже в безысходных ситуациях, ибо там, где есть Бог, трагедия только временна и частична. Вера в Бога должна помочь человеку путем индивидуальных усилий наилучшим образом устроить личную судьбу. Нигде и никогда не затрагивая проблему реальности существования Бога, Джемс утверждал, что вера, в которой концентрируется весь религиозный опыт, имеет важнейшие последствия для человеческой жизни, поэтому ее нужно считать реальным объектом.

Квазирелигиозные явления.

Квазирелигиозные явления (т.е. мнимые) – есть движения, построенные не на вере в бога, а заимствующие у некоторых религий их методы или ритуалы для тех или иных целей. Эти движения становятся объективными конкурентами религий, они часть оттесняют бога на задний план, предлагая другие интересы. Некоторые философские движения стремятся заменить религию, оказываясь в то же время от того, чтобы их воспринимали как религию.

Один из распространённых видов квазирелигиозных явлений – это разного рода культы личности или группы людей (руководители, возглавившие движения). При этом поклонение своим кумирам похоже на религиозное. При этом определяются имеющие отношение к объекту поклонения символы, вырабатывающиеся ритуалы, возникают организации. Принципиальное отличие кумирования от религии содержится в объекте поклонения – он реален и естественен.

Ранние формы религии.

В первобытном обществе культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры- первобытный синкретизм, то есть её нерасчлененность на отдельные формы. Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология. Это основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов мира. Первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии.

18. Языческие религии Древнего Средиземноморья (Древнего Египта, Междуречья, Греции и Рима).

Цивилизация Древнего Египта была одной из древнейших. Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм (многобожие), поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего( в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища(пирамид и гробниц), приношение в жертву даров. Одним из важнейших для египтян, определявших их погребальные ритуалы и содержание их древнейших текстов было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд- один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. Представления древних египтян о загробной жизни отражены в «Книге мертвых». Это условное название папируса, который насчитывал около 200 глав, состоящих из молитв и магических заклинаний. Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве.

Иудаизм.

Иудаизм является национальной религией евреев. Это комплекс правовых, морально-этических, религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, которое в конце XI века до н.э. стало господствующим среди еврейских племен. В развитии иудаизма можно выделить три периода:

— Библейский (когда формировалось Писание иудаизма, точнее, Ветхий завет, или Танах (состоит из 39 книг). В нем содержатся сведения о сотворении богом Яхве мира, природы и человека. Ветхий завет излагает вероучение, мораль и различные предписания, которыми должен руководствоваться правоверный еврей);

— Талмудический (Талмуд – свод иудаистического «устного учения», являющийся наиболее авторитетным изложением основ иудаизма. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев);

— Реформированный (период, стремящийся к модернизации вероучения и культа в новых исторических условиях. В 19-20 столетиях возникла проблема адаптации евреев к европейской и американской культуре).

Основу вероучения иудаизма составляет вера:

в единого бога Яхве (только Яхве (Иегова) является истинным Богом, и только ему необходимо поклоняться);

в «богоизбранность» еврейского народа (понимание отношения между Богом и его «избранным народом» Израиля (земного царства) как отношения «союза», в котором народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога при условии, что народ останется верным богу, будет следовать его заповедям и выполнять Его Закон, изложенный во Второзаконии и Исходе);

в приход Мессии (мистического посланника Бога, кторый должен собрать всех евреев в Палестине и покарать их врагов. Приход мессии связывается с праведным судом над врагами правоверных и торжеством равенства и справедливости. Мессия возвысит еврейский народ);

— в существование загробного царства;

— в святость Танаха и Талмуда (считаются священными книгами).

Культ в иудаизме состоит из большого количества обрядов, молитв, постов, запретов (насчитывают 365) и повелений, которые полностью регламентируют все дела, поступки и мысли правоверного иудея.

Религиоведение

Религиоведение как наука.

Религиове́дение — область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная область знания складывалось начиная с XIX века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография (антропология в западном смысле слова), экология, география и другие науки. Основными разделами религиоведения являются философия религии, психология, феноменология, герменевтика, социология, история религии. Философия религии дает объяснение религии с помощью философских понятий, концепций, принципов (натурализм, материализм и т. д.). В широком смысле понятие «философия религии» может рассматриваться как осмысление природы и функций религии, обоснование существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру. В узком смысле – это автономное рассуждение о Божестве и религии в рамках конкретной конфессии. Психология религии изучает психологические законы развития и функционирования религиозных явлений (чувств, настроений, потребностей и др.), структуру и направленность этих явлений, их влияние на нерелегиозные сферы жизнедеятельности общества. Феноменология религии дает систематическое описание и классификацию явлений религии на основе их сопоставления и сравнения. Герменевтика религии – это учение о понимании религиозных объектов, теория истолкования священных текстов, перевода текстов с языка оригинала на иные языки, понимания первоисточников каждым новым поколением. Социология религии изучает соц. условия возникновения религии, ее место и роль в развитии соц. системы. История религии выявляет закономерности исторического развития религии во всем его многообразии и показывает все многочисленные религиозные течения и направления в истории общества. Особенность предмета религиоведения – он не дает прямых и однозначных ответов на вопрос, потому что религия – это очень сложная, тонкая и индивидуальная сфера жизни человека. Вопросы, на которые пытается ответить религия – вечные, т. к. не имеют однозначного ответа: «Как возник мир?», «Что такое человек?», «Для чего человек пришел в этот мир?». Отличительная особенность религиоведения состоит в том, что на основные вопросы курса разные религии отвечают по-разному.

Определение понятия «религия».

Понятие «религия» происходит от латинского слова religio, что значит благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Античные концепции религии.

Древнегреческие мыслители за первоначальную форму религиозных верований принимали античные верования в их готовом виде; они нападали на гомеровскую мифологию. Первая из известных нам теорий происхождения религии принадлежит великому материалисту древности Демокриту. Демокрит приходит к выводу, что страх и непонимание людьми природы являются корнем происхождения религии. Религия — вымысел, результат обмана и самообмана людей. Но религиозные иллюзии обязаны своим возникновением страху, чувству зависимости, забитости и придавленности, а также невежеству. Религиозные верования — плод незнания, они — нечто противоположное знанию. Демокрит свою теорию пытается дополнить соображением о существовании в окружающей среде, в действительности каких-то уже готовых прообразов («идолов») для человеческих понятий о богах. Если в сознании человека есть понятие-слепок с действительности, то в действительности должен быть готовый прообраз для этого слепка. Так рассуждал Демокрит. Это заводило античных материалистов в тупик. Исходя из своего материалистического учения, они приходили к выводу, что богов, создавших мир и управляющих им, нет и не может быть, а на основании своей наивно-механистической теории отражения заключали, что если в сознании людей есть представления о богах, то и в реальности должны быть какие-то прообразы для этих представлений. Получался своеобразный заколдованный круг. Наивно-механистическая теория отражения Демокрита не могла показать, как создаются в человеческом воображении фантастические образы.

Античный материализм получает свое завершение у Эпикура. Страх и невежество создали богов — это основа учения Эпикура о возникновении религии. Людей надо освободить и от суеверного страха, и от невежества. Эти идеи и делают Эпикура великим просветителем древности. Эпикур стремился объяснить, как создались в сознании человека понятия о богах. Естественно, что в уме человека есть понятие дерева, леса и т. д. Это отражение того, что существует в самой действительности. Но представления о богах? Стараясь углубить теорию происхождения религии, Эпикур, однако, так же как и Демокрит, не может отказаться от поисков каких-либо реальных прообразов для человеческих понятий о богах. Если есть те или иные понятия в умах людей, то должны быть для них и реальные прообразы. Эпикур признает существование неких прообразов и для представлений о богах. Мыслитель считает, что боги существуют, но они совсем не таковы, какими их изображает религия.

Источник

Введение. Что такое религия?

Версии происхождения слова «религия»

Слово «религия« имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии.

Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание религии к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.

Отличительные особенности религиозного мировоззрения

Если сопоставить мировоззрения носителей разных религиозных традиций и попытаться найти в них нечто общее, то можно обнаружить, что религиозное мировоззрение обладает определенным набором отличительных признаков, которые делают данное мировоззрение именно религиозным, а не философским или научным, к примеру. При этом сразу необходимо оговориться, что далеко не у каждой религиозной традиции обязательно наличествуют все нижеперечисленные характеристики, что, безусловно, дает исследователям основания дискутировать о степени «религиозности» той или иной традиции.

Во-первых, религиозным мировоззрение делает наличие духовного опыта. Как правило, отправной точкой для появления той или иной религиозной традиции служит опыт ее основателя (даже если он является личностью легендарной, как Сиддхартха Гаутама в буддизме или Лао-цзы в даосизме, или «сверхъестественным» существом, как в Идзанаги и Идзанами в синтоизме).

Во-вторых, в основании религиозного мировоззрения, как правило, лежит противопоставление профанного, то есть обычного, обыденного, и сакрального, то есть священного. Присутствие этого разграничения мы можем видеть, например, в различиях в архитектурном облике храмовых зданий и прочих сооружений. Даже самый малорелигиозный человек способен легко идентифицировать церковь, не перепутав ее с офисным или техническим зданием. Стремлением к сохранению сакрального начала во многом объясняется и использование в богослужениях особого языка, отличного от языка повседневного общения.

В-третьих, религиозное мировоззрение основано на утверждении существования «духовного», часто нематериального, невидимого мира, который выходит за пределы обычного, повседневного опыта человека. В разных религиях представления об этом ином мире могут сильно отличаться друг от друга. Этот духовный мир человек может представлять себе как созданный и возглавляемый Единым Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего (как, например, в христианстве, иудаизме или исламе), как совокупность множества духов (как, например, в синтоизме) или как особую непознаваемую и неописываемую реальность (наподобие нирваны в буддизме). Однако именно к этому духовному миру обращены взоры носителей той или иной религиозной традиции.

В-четвертых, носитель религиозного мировоззрения убежден в возможности общения с духовным миром. Несомненно, что ценность религиозной веры в существование духовного мира актуализируется прежде всего в опыте общения с ним. Те же мировоззренческие системы, которые настаивают на непознаваемости духовного мира и утверждают автономность существования Вселенной в деистическом духе, в конечном счете, перестают быть в собственном смысле слова религиозными, переходя на почву философии или простого бытового агностицизма.

Наконец, в-пятых, в мировоззренческой системе, претендующей на название «религиозной», часто содержится определенная совокупность норм поведения, проявляющихся в деятельности (в том числе и культовой) и в мотивации действий, основанных на данном мировоззрении. Укажем для образца на христианскую традицию, в любой из своих конфессий (исповеданий) принимающую в качестве нравственных ориентиров Божественные заповеди синайского законодательства – Декалог ( Исх. 20:2–17 ) и Евангельские заповеди блаженств ( Мф. 5:3–12 ). Соответственно, поступок, отвечающий моральным требованиям, зафиксированным в указанных авторитетных религиозных текстах, будет восприниматься как должный и похвальный, а противоречащий им – как порицаемый и отторгающий человека от сообщества единоверцев. Кроме того, в христианских конфессиях в той или иной форме существует литургическая практика, включающая в себя по крайней мере совершение Крещения и Причащения. Свои специфические кодексы моральных норм вкупе с общепринятыми обрядовыми действиями имеются и в других религиозных традициях.

В вышеуказанном перечислении вовсе не случайно на первое место поставлен духовный опыт, поскольку именно он является первичным по отношению ко всем прочим элементам религиозности. Это есть опыт соприкосновения (или даже можно сказать «столкновения») с чем-то принципиально иным, пугающим своей беспредельностью и неизвестностью, внушающим одновременно благоговение и в то же время страх и трепет.

Аспекты религии

Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.

Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.

Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:

духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;

доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;

этику: учение о нравственности;

религиозную практику: обряды и аскезу.

Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:

1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);

2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);

3. Сотериологический 10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;

4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.

Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.

Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).

То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.

Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.

Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.

Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / ред. Д. П. Шантепи де-ля-Соссей. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.

Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.

Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В. М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.

Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990.

Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.

Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.

Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.

См.: Цицерон М. Т. О природе богов (II, 72) // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Всемирной книге фактов ЦРУ ( есть вашего звания, надежды отечетсва. Аминь.гословит предстоящия дела ваши и в них да поможет в

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993. С. 56.

«Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила свое имя, а не от слова “перечитывая” [relegendo], как объяснял Цицерон» (пер. по: Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».) СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296).

См.: Блаж. Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 514–515.

Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 40.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Данный термин в своем прямом значении является специфически христианским. Именно поэтому он употреблен в кавычках. Однако поскольку он указывает на ключевую идею – идею преодоления человеком того недолжного положения, в котором его видит религия, мы в дальнейшем будем использовать его в главах, посвященных нехристианским религиям.

Подобные соображения следует иметь в виду и при рассмотрении термина «эсхатологический», который в рамках христианского богословия обозначает учение о последних судьбах мира. Вместе с тем он как нельзя лучше подходит для описания нехристианских религиозных доктрин, содержащих учение о завершении нынешнего этапа существования мира и установлении нового, иного бытия.

Источник: История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. ISBN 978-5-9908680-0-7

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *