Определенная последовательность чередования сна
AnnaMama
Про режим дня.
Почему так важно соблюдать режим дня?
«Режим – это рациональное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка, а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования».
Правильный режим обеспечивает уравновешенное и бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления и создает условия для нормального психического и физического развития малыша.
Необходимость установления режима связана с двумя моментами:
БОДРСТВОВАНИЕ.
На длительность бодрствования (умывание, одевание, еда, игра, прогулка и т.д.) влияет:
Важно знать, что в основе бодрствования у ребенка любого возраста лежит смена характера активности, то есть переключение с одного вида деятельности на другой, а любое однообразное занятие вызывает у ребенка утомление.
Оптимально чередовать умственную нагрузку, физическую и положительные эмоции. Например, 10 минут – клеите наклейки или собираете пирамидку, потом 10 минут катаете мячик или прыгаете, потом 10 минут просто дурачитесь и шутите с ребенком…
СОН.
Сон – это заторможенная деятельность всех воспринимающих органов и систем. Мозг активен, но это активное состояние направлено на восстановление затрат энергии и переработку полученной информации. Сон как и бодрствование зависит от возраста ребенка, однако, изменяется лишь длительность дневного сна, а ночной сон остается примерно одинаковым.
Потребность с большем сне у ребенка (в сравнении с взрослым человеком) определяется незрелостью ряда систем головного мозга, индивидуальными особенностями, уровнем здоровья и качеством сна и бодрствования.
Во время сна происходит чередований двух фаз сна- глубокого и поверхностного.
Часто родители жалуются что ребенок спит не долго (по 40 минут). Причинами поверхностного сна могут быть: перевозбуждение перед сном, слишком большое время бодрствования, нахождения ребенка в стрессовой ситуации (в больнице, например), после длительной физической нагрузки, если ребенок перед сном плотно поел, при дефиците витамина Д в организме, при несформированном режиме и тд.
Чередование сна и бодрствования является основой нормальной психической деятельности человека. Это два взаимосвязанных процесса и активное бодрствование обеспечивает глубокий сон, а глубокий и длительный сон – активное бодрствование. У новорожденных детей самым сильным раздражителем является голод, именно он приводит к пробуждению ребенка, однако с возрастом (с 9-10 месяцев) и с появлением режима дети начинают просыпаться не от голода, а после полноценного сна. Во сне усвоение пищи задерживается, поэтому дети могут выдержать большие промежутки между кормлениями чем днем.
Режим при соблюдении приема пищи также важен, и вам это прекрасно известно: это способствует своевременной выработке желудочного сока, формированию здорового чувства голода и нормального аппетита. Логично построить режим так, что после кормления идет бодрствование, а уже потом сон (в котором засыпание не связано с приемом пищи) до следующего кормления: после того как ребенок хорошо выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает различные воздействия окружающего мира. Кроме того, такая последовательность позволит выдержать такие промежутки между кормлениями, чтобы ребенок с удовольствием поел все, что ему предлагают (например, не желательно кормить ребенка и после пробуждения и перед сном).
Основное, что мне хочется Вам сказать – это то, что ребенок не может бодрствовать долго! После своей нормы по времени бодрствования ребенок начинает перевозбуждаться и не может потом нормально заснуть, начинает плакать. Часто родителям кажется, что сейчас они вымотают своего ребенка, пободрствуют с ним подольше и тогда он хорошо заснет. Но нет! Ему от этого засыпать будет сложнее! Для того, чтобы было легче было укладывать ребенка, очень важно следить за временем бодрствования.
Например, для новорожденного ребенка естественно и физиологично спать примерно 20-22 часа в сутки, бодрствовать 30-60 минут максимум, а кормиться по своему желанию. Когда Вы будете следить за количеством бодрствования, то начнете понимать своего ребенка и увидите, что через примерно это время он начнет нервничать, хныкать и ныть. Это будет значить, что он готов заснуть. Вы начнете укладывать его через 60 минут. Постепенно, месяца через два, он будет способен бодрствовать больше, по 1,5 часа, потом по 2 часа и тд. Например, ориентировочно ребенок до 3 месяцев может выдержать промежуток между сном в 1-1,5 часа, до 6 месяцев 1,5 часа, к 9 месяцам примерно 2 часа.
К году у ребенка остается один или 2 дневных сна, и дальше сохранение одного дневного сна довольно индивидуально и у кого-то может быть до школы, а у кого-то до 2 лет. Главное, чтобы ребенок спал достаточное количество часов за сутки (12-13,5 часов) и был бодр и весел.
Примерный режим дня ребенка от 1 до 9-10 месяцев:
В разделе «Мамин справочник» можно скачать вот такую табличку и записывать режим именно Вашего ребенка:
научная статья по теме О БЕГЛЫХ ФОНЕМАХ В СЛОВАХ СПАТЬ, СОН И ИХ ПРОИЗВОДНЫХ Народное образование. Педагогика
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «О БЕГЛЫХ ФОНЕМАХ В СЛОВАХ СПАТЬ, СОН И ИХ ПРОИЗВОДНЫХ»
О беглых фонемах в словах спать, сон и их производных
В статье разбираются словообразование и формообразование в связи с существительным сон и глаголом спать; отражены сложные отношения, возникшие в результате действия старых фонетических процессов.
Ключевые слова: чередование; флексия; словообразование; формообразование; беглые звуки.
Таким образом, «нерусское» слово гипноз и такое родное русскому человеку слово сон являются словами одного происхождения.
Слово сон в русском языке имеет неоднозначный корень. Это связано с тем, что, как уже было сказано выше, слово сон имело в своем составе редуцированный гласный ъ, в сильной позиции перешедший в гласный полного образования о и исчезнувший в слабой позиции.
Слово сон в русском языке очень продуктивно: от него образовано около 60 слов. В этом словообразовательном гнезде широко представлено чередование гласных и согласных фонем с нулем звука, из-за чего выделение корневой морфемы вызывает некоторые трудности.
Корень с вокализованным гласным представлен в таких словах, как сонный, сонуля, соня, сонливый, спросонок, спросонья, впросонках, впросонье и др.
Вариант корня с беглым гласным сн-выступает в словах сновидение, сновидец, снотворный, сниться, а также в устаревших сновещатель, снобдение (состояние
Исторически слова спать и сон действительно имеют общий корень, т.е. являются родственными по происхождению. Глагол съпати > спать так же, как и существительное сон, происходит от древнего корня *яйр- > *5ър-, но сохраняет согласный индоевропейской морфемы.
Глагол спать проявляет большую словообразовательную активность: от него происходит около 80 слов, которые имеют четко выделяемый корень сп-: это и общеупотребительные спальня, спячка, отоспаться, выспаться, заспать, доспать и др., и уже забытые спальник (придворный сан), спаточки, спатоньки, спатуни (ласкательное детское спать), спальница (летняя спальня у крестьян; покой над клетью или сама такая клеть), спальщик, спальни-ца (тот, кто спит или пришел куда поспать, занимает место для спанья, ноч-лежни), спень (часть сна до первого пробуждения), спалья, спаха, спиха (женщина, которая много спит), спячковый, спя-чечный (к спячке относящийся), спище (логово зверя, где он залегает на зимнюю спячку) [Даль 1956].
Сюда же относится слово успение (смерть, кончина); в современном русском языке это слово сохранилось в названии церковного праздника Успение Богородицы, в названии населенного пункта Успенское и в фамилии Успенский. Как известно, в позиции под ударением редуцированный ъ корня съп- перешел в гласный полного образования о, который выступает в корне соп- слова усопший (умерший).
Слова успение, усопший по своему значению несколько отстоят от остальных слов этой группы, но их семантическая связь очевидна. Применительно к этим словам лингвисты высказывали мысль, что «их как бы объединяет фразеологизм уснуть вечным (беспробудным) сном и
1 Сложность чередований в формах и производных словах от существительного сон и глагола спать осталась за пределами интересной книги [Иткин 2007: 92].
соответствующее традиционно-поэтическое употребление слова сон как синонима смерти, идущее еще от церковнославянской письменности» [Шанский, Боброва 2006: 46]. Кроме этого, семантическую связь этих слов со словами группы спатъ подтверждает глагол усыпить:
1. кого. Вызвать сон, заставить уснуть. Монотонный шум мотора усыпил пассажира. || Заставить уснуть при помощи гипноза, наркотиков. Гипнотизер усыпил пациентов.
2. что. Ослабить проявление каких-л. чувств, какого-л. состояния. У бдительность. У. подозрительность. У сознание.
Кроме этого, от слова спатъ происходят слова высыпаться, досыпать, недосыпать, отсыпаться, отглагольные существительные недосып, пересып, а также существительное усыпальница (место для погребения). В корнях сп-//сып- беглый ы также появляется в результате чередования долгих и кратких гласных в праиндоевропейских корнях *sup-//*sHp-.
В современном русском языке родственные по прои
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Презентация к уроку
ЦЕЛЬ: Сформировать представления о порядке чередования времён года и месяцев в году.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация “Времена года, месяцы”; 2 больших круга, разделённых на 12 частей + 12 секторов с подписанными месяцами для раскладывания в определённом порядке, индивидуальные карточки (приложение 1 и приложение 2).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент и повторение пройденного материала.
Повторение понятий до – после, перед – за, раньше – позже в ряду, спирали.
— Этот предмет расположен до баклажана, но после лука (помидор).
— Найдите предмет, который находится перед капустой, но за перцем (картофель).
— Назовите предмет, который появился раньше, чем огурец, но позже, чем морковь (чеснок). (щелчок )
— Составьте аналогичные загадки с использованием цифрового ряда.
— А теперь составьте подобные загадки по числовой спирали.
II. Уточнение, структурирование и закрепление основных понятий темы.
Ввод в тему – сказка.
— Вы, наверно, слышали о параллельных мирах? Так вот, в одном из них существует планета похожая на нашу. И называется она также – Земля. И все на ней до определённой поры было обустроено, почти как у нас. Но вот случилась беда, и планета нуждается в помощи. Давайте послушаем, что же там случилось. (щелчок по первой планете – запускается клип)
На фоне клипа логопед читает сказку.
Встретились однажды Весна, Лето, Осень и Зима и начали спорить кто из них самое лучшее время года и от кого из них больше пользы на земле.
— Когда я прихожу, всё сразу оживает после холодной Зимы. На лесной речке дикие утки строят гнёзда, и цветёт душистая черёмуха, природа просыпается!
— Да это что. – вступает в спор Лето. – Вот когда я прихожу, то приношу с собой жаркое солнце, тёплые дожди. Только в моё время созревают сочные фрукты и ягоды.
— Да от тебя одна жара только, пыль и комары, – вмешивается Осень. – Вот я “одеваю” природу в яркие краски, листва становится ярко жёлтой и красной!
— Вот ещё. – возмутилась Зима. – Ты приносишь только дожди, грязь и лужи! Я же окутываю землю белым пушистым снегом, разрисовываю красивыми блестящими узорами окна домов, покрываю серебристым инеем деревья. Природа в это время отдыхает!
— Зимой только мороз и снег! Что в этом хорошего?! – продолжает спорить Весна.
И пока они спорили и решали кто из них главный, на земле всё перепуталось, все месяцы перемешались: за ярким Июнем наступил холодный Январь, вслед за ним пришёл Март, а за ним Октябрь. Природа увяла: деревья, цветы и кустарники погибли, а животные спрятались в свои жилища и не выходили оттуда.
Увидев всё это, времена года одумались, осознали свою ответственность, важность и неповторимость, и решили больше не ссориться. Но на Земле по-прежнему царил беспорядок.
Логопед:
— Как по-другому назвать спорщиков? (Времена года, сезоны года)
— Почему их так назвали “времена года”? (все вместе составляют год)
— Сколько времён года (сезонов) существует на нашей Земле? Назовите их по порядку.
— Что случилось на планете, пока времена года спорили и решали, кто из них главный? (Беспорядок, хаос)
— Поможем спасти Землю в параллельном мире?
— Что нужно сделать, чтобы навести порядок? (Построить, расположить времена года, месяцы в определённом порядке).
— Сформулируйте тему нашего занятия. (Времена года. Месяцы.) (щелчок )
– Давайте представим год в виде круга.
— На сколько частей мы должны его разделить и почему?
(щелчки )
(Делим круг на 4 части, закрашиваем цветными карандашами и подписываем времена года, определяем вектор смены времён года).
— Какое время года наступает после зимы, но до лета?
— Назовите время года, которое бывает перед зимой, но за летом.
— Что бывает раньше, чем осень, но позже, чем весна?
— Назовите времена года по порядку, начиная с лета (осени, зимы, весны).
— Сделайте вывод: (времена года расположены в строго определённом порядке, который изменять нельзя)
Закрепление порядка чередования времён года.
а). Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
На слово “зима” – показываем руками, что нам холодно.
На слово “весна” – показываем руками, как растут растения.
На слово “лето” – показываем руками, что нам жарко и мы плаваем в реке.
На слово “осень” – показываем руками, что идёт дождь и мы держим над головой зонт.
1 – делают все одновременно строго по порядку (по инструкции).
2 – путаница: повторять движения строго в том же порядке не зависимо от того какое время года я буду называть.
3 – по кругу по одному: повторять по очереди по одному движению строго в том же порядке.
б). Развитие мелкой моторики.(“Рожки – ножки” реципрокно)
в). Глазодвигательные упражнения на 3-х уровнях (слежение за предметом на уровне “вытянутой руки”, на уровне “локтя”, на уровне “носа”).
2. Восстановление порядка чередования времён года на материале контурных зашумлённых рисунков времён года (развитие зрительного восприятия).
Закрепление порядка чередования месяцев.
Логопед: – Мы восстановили последовательность времён года, но на параллельной Земле по-прежнему нет порядка. Почему? Что ещё надо сделать? (восстановить последовательность, порядок чередования месяцев)
Делим каждый из 4-х секторов круга ещё на 3 части, подписываем названия месяцев, определяем вектор смены месяцев.
— Перечислите зимние месяцы в прямом и обратном порядке.
— Скажите, после какого месяца идёт январь (февраль)? До какого месяца бывает декабрь (январь)?
— В первый месяц весны мы празднуем 8 Марта – это праздник всех МАМ. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).
— Перечислите весенние месяцы в прямом и обратном порядке.
— Скажите, за каким месяцем идёт апрель (май)? Перед каким месяцем бывает март (апрель)?
Теперь представим ослика Иа, который летом, в жару, весело скачет по зеленой травке и голосит: “ИИА! ИИА!”. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).
— Перечислите летние месяцы в прямом и обратном порядке.
— Позже какого месяца бывает июль (август)? Раньше какого месяца идёт июнь (июль)?
Закончилось лето, наступила осень. Природа как бы засыпает. Кругом СОН, СОН, СОН. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).
— Перечислите осенние месяцы в прямом и обратном порядке.
— Скажите, между какими месяцами находится октябрь? Перед каким месяцем бывает сентябрь (октябрь)?
Итак, запоминаем 4 коротких слова: “ДЯФ, МАМ, ИИА, СОН”
(щелчок – убираются слова – подсказки, остаются только картинки).
2. Восстановление порядка чередования месяцев.
Наложить треугольники с названиями месяцев на годовой круг по порядку, начиная с определённого месяца (работа в 2-х минигруппах).
Перечисли все месяцы времени года между зимой и летом:
Итог занятия (слайд 14)
Вы справились с трудной задачей, восстановили порядок месяцев и времён года на Земле параллельного мира, планета начала преобразовываться, расцветать и её жители вас благодарят.