Организация сна детей в доу
Организация сна детей в детском саду
Наталья Шишлянникова
Организация сна детей в детском саду
Организация сна детей в детском саду.
Не секрет, что не все дети любят спать в детском саду. Многие малыши и просыпаясь, с трудом включаются в активную жизнь группы. Но этот процесс может быть более приятным и безболезненным, если прочитать детям любимую сказку или включить тихую, спокойную музыку. Здесь нам помогут «живые игрушки»— знакомые детям сказочные персонажи.
Суть состоит в том, что перед сном или после сна можно рассказать малышам сказку или почитать стихи, используя «живые игрушки». Это поможет снять у малышей напряжение разнообразной деятельности в течении дня.Например:
«- Спать пора. Уснул бычок,
— Лёг в коробку на бочок. (фигурку бычка уложить в коробку)
— Сонный мишка лёг в кровать… (уложить медвежонка, накрыть его одеяльцем)
— Слоник тоже хочет спать… (уложить в кроватку слоника)
— Наши детки тоже спят,
Или рассказать детям сказку, используя «живые игрушки».
— В сказочном, густом лесу жили-были озорные медвежата. Они любили кувыркаться на зелёной травке.
— Всем пора нам засыпать.
— Тот, кто первым уснёт,
— Первым и играть пойдёт.
Лучше, если это говорить под музыку, неторопливо, спокойно, тихо. Любимые игрушки приглашают малышей закрыть глазки и заснуть.
После сна «живые игрушки» просыпаются –
— Самый первый ты встаёшь
— Разбуди моих ребят,
— Очень крепко детки спят.
— Вот проснулся бычок (на стол ставится игрушка бычка. Потянулся, улыбнулся)
— Медвежонок тоже проснулся (посадить медвежонка рядом)
— Вот открыл глаза и слон…
— Детям моим шлют зверушки поклон.
— Всем уже встать пора.
— Ждет нас давно озорная игра.
Похлопали ручками, потопали ножками
— Все проснулись – хорошо.
— Готовы вы к музыкальной разминке,
— Чтоб не болели наши спинки?
Звучит весёлая музыка, дети делают упражнения под музыку.
Можно использовать не только игрушки, но и «живые картинки»
(вырезанные из бумаги персонажи наклеить на картон, сделать опору, кроватку и другие предметы можно изготовить из плотной бумаги или кубиков). Размеры персонажей и декораций должны быть небольшими, чтобы все это могло уместиться на вашем столе. Сопроводительный текст придумайте сами или используйте известные песенки, стихи, потешки. Можно частично изменить, вставить своё.
Попробуйте! Вашим детям понравится.
Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.
Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.
Организация режимных моментов в детском саду во второй младшей группе Режимный момент, Время Приход детей в детский сад, самостоятельная деятельность, игры. (7.00-8.20) ЦЕЛЬ: Создать ребенку хорошее настроение.
Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.
Организация экскурсии в детском саду При организации экскурсии большое внимание уделяется экологической направленности содержания и исследовательской направленности деятельности.
Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.
Организация сна дошкольников
консультация на тему
В настоящей консультации для родителей поднимается актуальная тема правильной организации сна дошкольников, которая должна устанавливать преемственность детского сада и семьи, обеспечивая сохранение здоровья детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Организация сна дошкольников»
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Синдянкина Н.А.
Правильная организация сна ребенка имеет большое значение для сохранения здоровья, так как сон восстанавливает жизненные силы организма. Особенно важен нормальный сон для маленьких детей. Ребенок дошкольного возраста много играет, двигается, быстро утомляется. Для восстановления работоспособности нервных клеток и затраченной энергии, а также для роста и развития ему необходим правильно организованный, достаточно продолжительный сон.
Ни одно руководство по воспитанию детей не обходится без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать — сколько раз и сколько часов. От 1 года до 1,5 лет: количество периодов дневного сна — 2 (1-й — 2 — 2,5 ч, 2-й — 1,5 ч); ночной сон — 10-11 ч; от 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна — 1, его продолжительность — 2,5—3 ч; ночной сон — 10-11 ч; 2 — 3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2 — 2,5 ч; ночной сон —10-11ч; В дальнейшем — до 7 лет — рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч), ночной сон 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью — не менее 8 — 9 ч.
В любом возрасте оптимальна температура комнаты отдыха около 18-20 °С, в любом возрасте не желательны накопители пыли.
С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым — сон должен создавать условия для адекватного бодрствования после пробуждения. Естественно, когда человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать хочется. Естественно просыпаться не потому, что так надо, а потому, что выспался. Но правила человеческого общежития не могут учитывать эти биологические «фокусы».
Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым), определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество факторов — упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни. Каждому известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют.
Основная родительская проблема — «не хочу спать». Подход к ее решению во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать простое правило: если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет.
Родительский лозунг «пора спать» может быть продиктован интересами самих родителей. Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой «не уложишь — не поднимешь». Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю. Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения деление человеческих особей на «жаворонков» и «сов»).
Рациональных способов борьбы с детским «спать не хочу» три.
Способ первый. Увеличение физических нагрузок — спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.
Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам.
Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в принципе. Учет стремления детей к копированию взрослых. Тема «пора спать» вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы, чем громче и строже звучит распоряжение «отправляйся в постель», тем больше возникает проблем.
Для установления преемственности в работе детского сада и семьи необходимо правильно организовывать сон ребенка в домашних условиях. Для крепкого, спокойного и здорового сна ребенку необходима индивидуальная кровать, свежий воздух и определенные часы укладывания. Перед сном с ним хорошо погулять. Вечером вредно перекармливать детей, поить их крепким чаем, кофе или какао; нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Не следует на ночь давать много жидкости.
Методические аспекты проведения работы перед сном в детском саду
Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность отдохнуть.
Работа с детьми перед сном — цели и методы
Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.
Сон — основа здоровья ребёнка
Чтобы сон у ребёнка стал физиологической привычкой, необходимо строго следовать режиму дня, вплоть до каждой минуты. Тогда ко времени начала дневного отдыха ребёнок будет к нему готов.
У многих дошколят найдётся тысяча поводов не заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:
Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:
Помещение, где спят дети, нужно заранее проветрить
Методическая организация подготовки детей ко сну
Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:
Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для деток средней группы добавляем дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры.
Многие психологи отрицают важность дневного сна, так как подобный режимный момент, строго соблюдаемый в детском саду, подавляет индивидуальность детей, не желающих спать.
Как создать благоприятные условия для засыпания
Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:
Пастельные тона обстановки, чистота и свежий воздух — залог сладкого сна малышей
Этапы работы перед сном: временной план
Выделяется 3 ступени организации дневного сна.
Подготовка
Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.
Игры для первой и второй младших групп
Тихие игры с предметами:
Игры для средней группы
Игры для средней группы могут включать задания на сообразительность и смекалку (но не только):
Мозаика, конструктор не только тренируют координацию, развивают процессы мышления ребёнка, но и отлично расслабляют
Игры для старшей и подготовительной групп
Это могут быть и двигательные игры, после которых можно рассказать сказку или провести дыхательную гимнастику:
В играх желательно задействовать всех детишек.
Сказки
Дети очень любят сказки. А в младших группах в силу возрастной медлительности на игры времени не остаётся, так что чтение вслух лучший приём. Хотя и более старшие ребята с удовольствием послушают захватывающий сюжет.
Стихотворения
На стадии подготовки, после игр и чтения сказок, дети идут в туалет и проводят гигиенические процедуры: моют руки, в летний период — ноги, умываются. Младшие делают это с помощью воспитателя и помощника воспитателя. Все действия взрослые сопровождают стихотворениями (особенно важно для малышей, действия которых лучше организуются такими рифмовками), дети старшего возраста проговаривают их вместе с педагогами.
Подготовка ко сну в младшей группе начинается с высаживания малышей на горшки
Гигиене уделяется особое внимание перед сном
Игровая ситуация
Приходит пора малышам раздеваться, складывать вещи и надевать пижамы. Процесс раздевания может быть превращён в игру «Мы уже совсем большие».
Создание игровых ситуаций ускоряет процесс раздевания и переодевания ко сну
Как вариант можно придумать историю про куклу Бэллу, которая никак не запомнит, в каком порядке нужно снимать одежду: сначала обувь, а потом платье или наоборот? Многие дети вне зависимости от возраста с трудом справляются с соблюдением порядка складывания вещей. Для таких ребят можно использовать историю про Митю, который после сна постоянно ходил грязнулей.
Релаксация
Этот этап уместно проводить под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).
Дыхательная гимнастика
Перед тем как малыши ложатся в постельки, с ними проводится 1–2 упражнения (для младшей группы), 2–3 для средней, старшей и подготовительной групп.
«Роза и одуванчик»
«Дыхание»
Дыхательные упражнения помогают детям расслабиться
Игры с поощрением
Чтобы настроить старших детей на сон, можно использовать игры с поощрением.
Таблица: игры с поощрением для организации сна (фрагмент мастер-класса «Время спать, или как организовать сон в детском саду»)
Вариант №1 | Перед сном воспитатель говорит детям, что у них начинается соревнование «Кто уснёт первым». После сонного часа воспитатель выбирает победителей: 1, 2 и 3 место — кто поочерёдно раньше заснул. Каждого из победителей воспитатель выделяет, поднимая его руку, и вручает медаль. Медали переходящие, на следующий день эти медали могут получить другие дети. |
Вариант №2 | Перед сном можно устроить ещё одну хитрость. Можно предложить детям условие: для детей, которые лучше всех притворятся так, чтобы воспитатель (или персонаж) подумал, что они уснули, после тихого часа будет сюрприз (на выбор воспитателя — например, можно приобрести в подарок наклейки, фишки или другую интересную детям и недорогую вещь). Но остановить внимание на том, что это будет сделать непросто, нужно расслабиться, лечь поудобнее и закрыть глазки, не открывая их. Дети будут стараться притвориться и заснут. |
Вариант №3 | Использовать накопительную систему бонусов. Так же выбираем победителей — кто заснул раньше всех, собираем в течение недели жетоны на каждого ребёнка. В конце недели подсчитываем количество жетонов и награждаем победителей. |
Цит. по: Сковородко Е. В., воспитатель МБОУ «Синеколодецкая начальная школа-детский сад». Игры с поощрением для организации сна |
Потешки
Для релаксации малышей прекрасно подходят потешки:
Переход ко сну
На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают».
В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует правильность позы ребёнка:
С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.
Сон в режиме дня — обязательное условие для сохранения и укрепления физиологического и психоэмоционального здоровья детей. Занятия перед сном — важная часть организации образовательного процесса в детском саду. Она состоит из трёх этапов, на каждом из которых воспитатель использует определённый набор приёмов, помогающих реализовать поставленные цели и задачи методической работы в группе.