Основная мысль стихотворения сон лермонтов
Краткий анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»
Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.
Проблематика
В стихотворении поднимается несколько важных для каждого человека проблем.
История создания
Не зря стихотворения Лермонтова были названы пророческими. Это отмечали и люди того времени, и наши современники. Ряд стихотворений Михаила Юрьевича предсказывает не только его личную судьбу, но и судьбу государства. Его труды пронизаны глубиной и смыслом. В каждой строчке мы можем заметить переживания и эмоциональное настроение самого автора.
Как и несколько других работ, стихотворение «Сон» было опубликовано уже после смерти автора.
Система образов
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сон» два главных образа:
Главным персонажам противопоставляются второстепенные герои. «Юные девы», собравшиеся на «вечерний пир», красивы, веселы и беспечны.
Образный ряд продолжается образом природы. Полдневный жар, горячий песок, желтые вершины гор, палящие лучи солнца — детали пейзажа дополняют общую картину трагических событий.
Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.
Центральные персонажи
Центральными персонажами являются рассказчик и девушка.
«Сон» (Лермонтов): анализ стихотворения
В стихотворении «Сон» Лермонтова, написанном в последний период творчества (май — июль 1841 г.), любовь предстает «грустным сном», в который душа погружена «Бог знает чем» (строфа 4). Он видится и лирическому герою, и его возлюбленной, одной из «юных жен, увенчанных цветами» (строфа 3), оставшейся в родимой стороне и разлученной с предметом своих дум («Сидела там задумчиво одна…» — строфа 4), находящимся в Дагестане, то есть на Кавказской войне.
Понимание глубины страданий доступно лишь чувствующему личную связь с другим человеком. В первом из пяти четверостиший (пятистопный ямб, перекрестная рифмовка) возникает картина, где центром является лирический герой (я, моя). Во второй строфе на полотне появляются новые детали, благодаря которым оно воспринимается как обрисовка действительно происходившего.
Попытки связать лирическое излияние «Сна» с прототипической основой были в истории литературоведения, но можно обратить внимание и на другое: характеристики центрального образа предстают вариацией повторяющегося во многих стихотворениях Лермонтова мотива. Лирический герой одинок, обречен на гибель, ранен в столкновении с реальностью, обжигающей его своим палящим прикосновением. В стихотворении «Сон» Лермонтова, анализ которого нас интересует, он сравнивается с истекающим кровью воином, умирающим на песке у скал, страдающим от обжигающих лучей южного солнца. Ощутимость этой картины помогает почувствовать состояние человека, сознающего, что его душа в реальности «спит мертвым сном»:
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
Смысловое противопоставление усилено благодаря использованию фонических средств. В первой — второй строфах настойчиво звучит повтор, имитирующий тревожный звон колокола (ономатопея с использованием звуков «д», «н», «л»):
В третьей строфе колокол смолкает (о его звоне напоминает только ощущение «роди
мой стороны», она, словно далекая мать, чувствует бедствия сына). А вот в четвертой снова появляется, так как мысль лирического героя обращается к той единственной из юных жен, кто помнит о нем, у кого сопереживание вызывает «грустный сон»:
Но в разговор веселый не вступая,
И в грустный сон ду
Бог знает чем была погружена…
Перекличка, возникающая между переживаниями людей, разделенных пространством (Дагестан — родимая сторона), судьбой (смерть — веселый разговор на пиру), свидетельствует о существовании родства душ:
Знакомый труп лежал в долине
Общение между душами находится на грани земного и ирреального, оно неощутимо, как дым (в первом и заключительном четверостишиях сходство между двумя снами проявляется в том, что героям видится, как «дымится» рана). Но именно такое иллюзорное бытие предстает истиной, которую лирический герой готов подтвердить своей гибелью. Сон выступает как омоним, разные значения коего выражают в сконцентрированном виде особенности мироощущения. Открытые для духовной связи могут совершить чудо, как это происходит в стихотворении, где в «мертвом сне» (строфа 2) «снится» (строфа 3) «сон души ее», грустный в отличие от веселой бездумности всех (строфа 4), совпадающий с видением лирического героя (строфа 1). Все четыре значения названия совмещаются, и внутри их слитности видна антитеза, выражающая романтическое противостояние внутреннего и внешнего, личности и общества, идеала и действительности.
Фонические средства выразительности в стихотворении «Сон» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, важны не только для проявления мотива вины общества, не прислушивающегося к гремящим на весь мир, как колокол, страданиям личности, но и в связи с тем, что в состоянии лирического героя есть скрытая доминанта. Помимо тревожного «д» текст пронизан аллитерационным звуком «л». Интенсивность его повторения выглядит как внесмысловой показатель связи между душами: наиболее часто «л встречается в строфах, где речь идет о снах героев друг о друге. Если в третьем и четвертом четверостишиях, передающих впечатления от вечернего пира, «л» звучит три и четыре раза, то в первом, втором, пятом — около десяти раз (1—8, 2—10, 5—9).
Певучий сонорный вносит умиротворенность даже в страшную картину смерти. Кроме того, он напоминает о ключевом в характеристике чувств лирического героя слове («люблю»). О нем можно догадаться в связи с вниманием к «одной», проявляющемся в том, как значим для того, кто думает о ней в разлуке, каждый нюанс ее состояния: задумчивость, грусть, как важно, что оно вступает в противоречие с общим «разговором веселым» (в третьей — четвертой строфах образ дважды повторяется, свидетельствуя о подавляющем впечатлении от пребывания на пиру жизни), что ее мысли о лирическом герое печальны и таинственны (она не вступает в «разговор веселый» о нем — строфа 3). Любовь предстает, благодаря этому, центральным переживанием в стихотворении, эмоциональная окраска которого включает целый спектр (от лат. «видимое», совокупность значений величины, характеристика процесса в целом) ощущений — от мрачных предчувствий до отклика на веселую болтовню.
В многообразии волнующих лирического героя впечатлений выделяется одно, о чем свидетельствует повтор картин смерти в горном ущелье. Как антитеза гибели, любовь становится высшим выражением идеи жизни, желанной, но недоступной. Соединение любящих возможно только в мечтах, и такое существование напоминает «грустный сон», в который погружены на земле жаждущие идеального бытия души. На этом завершим анализ стихотворения «Сон» Лермонтова.
Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005
Сюжет
Сюжетная линия стихотворения развивается последовательно.
Истекающий кровью человек лежит «на песке долины», истекая кровью. На его груди зияет глубокая рана. Умирающему снится странный сон.
Далее следует содержание сна. Герой видит родную сторону, праздник, огни, веселящихся людей, вспоминающих о нем в разговоре. И только одна девушка грустна и печальна. Ее душа, погруженная в «грустный сон», тоскует о любимом.
Последняя часть стихотворения передает содержание жуткого сна красавицы. Сюжет стихотворения «Сон» статичен. События не развиваются: все происходит в одно и то же время.
Смысл названия
Назвал стихотворение «Сон» Михаил Юрьевич так не зря. В названии можно увидеть сюжет данного произведения. Сон проглядывается в образах и самого героя, а так же в образе его любимой.
Композиция
Произведение состоит из пяти четверостиший, и делится на три смысловые части:
Подобную композицию можно назвать зеркальной. Герой видит во сне девушку, во сне которой отражается реальная картина происходящих с ним событий.
Художественное своеобразие произведения
Жуткая картина смерти в стихотворении М Ю. Лермонтова не воспринимается как трагедия. Мы чувствуем, что герой переходит в некое состояние вечного покоя.
В тексте нет ни восклицательных предложений, ни риторических вопросов. Герой умирает в одиночестве, а читатель слышит скупые короткие фразы: «лежал один я», «и солнце…жгло меня», «спал я мертвым сном». Ни боли, ни негодования, ни отчаяния.
Далее изображается веселый пир, и опять поражает отсутствие эмоциональности: «Шел разговор веселый обо мне».
Влюбленная девушка, увидевшая во сне труп возлюбленного, не рыдает и не бьется в истерике. Ее сон поэт называет просто «грустным».
Плавность повествования и тщательно отобранная лексика создают у читателя ощущение сна, после которого наступит пробуждение.
Мистические предсказания
Стихотворение «Сон» часто относят к предсказаниям, сделанным Лермонтовым о собственной судьбе и судьбе России. Перед поездкой на Кавказ, во вторую ссылку, поэт получил от своего друга, Владимира Одоевского, блокнот и наставления заполнить его полностью стихами. Таким образом близкие люди пытались поддержать автора, укрепить веру в свой талант. Михаил Юрьевич старательно выполнял пожелания друга. Уже после гибели поэта блокнот был прочитан, в нем и было обнаружено мистическое предсказание под названием «Сон».
От стихотворения веет фатализмом. Лермонтов не верил, что по возвращении с Кавказа сможет продолжать воинскую службу. Он понимал, что карьера на этом окончена. Кроме того, поэт искренне считал, что стихотворения, написанные в период ссылки опубликованы не будут, поэтому вложил в них всю искренность и сарказм. Его взаимоотношения с правительством и открытое противостояние царскому режиму становились непреодолимой преградой на пути к развитию. Данная версия принадлежит скептикам.
Однако есть и иная версия, мистическая. Многие современники отмечали удивительное совпадение, которое состояло в том, что неосторожно сказанные Лермонтовым слова имели свойство сбываться. Поскольку стихотворение «Сон» отличается по стилю и композиции от других, занесенных в поэтические тетради, его относят к предсказанию собственной гибели, сделанному поэтом. Ведь стихотворение является точным описанием того, что произошло 15 июля 1841 года в Пятигорске.
Написанию стихотворения «Сон» предшествовало «Предсказание». В 1830 году поэт написал мистические строки, с точностью описывающие события 1917 года. Яркие образы, описанные Лермонтовым, воплотились в жизнь во время революции. Здесь и падение короны с глав правителей, и народная любовь, которая оставила царей в тот же день, и кровавые события Гражданской войны. В образе «мощного человека», который придет вместе с тем черным годом, многие узнают Владимира Ильича Ленина. Лермонтов делает акцент на плаще и «высоком челе» вождя, которые узнаваемы потомками по многим памятникам.
Средства художественной выразительности
Достаточно сложный смысл произведения выражается автором минимальным количеством средств художественной выразительности. Однако каждый троп наполнен глубоким содержанием.
Поэт использует тропы:
Образы и символы
В описании пейзажа автор использует Дагестан. Показывая скалы, Михаил Юрьевич подчеркивает свою отчужденность и отгороженность от внешнего мира. Он показывает то, что в момент смерти человек находится один, вдалеке от всех людей и общества.
В пророческом образе героя мы видим самого автора, который при помощи сна пытается поведать нам о своем душевном состоянии и переживаниях.
Так же поэт использует антитезу, когда речь заходит о солнце – символе жизни, которое освещает мертвое тело. Этим он показывает, что со смертью героя ничего не изменилось кардинально. Солнце продолжает светить.
В образе лирического героя мы можем увидеть сильного и смелого мужчину, который был очень одинок. Лишь умерев, он попадает в идеальный мир, где всем правит любовь.