Основная тема стихотворения лермонтова сон
анализ стиха «сон» Лермонтова
Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.
Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.
Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.
Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.
Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.
Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.
Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.
Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.
Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.
Черная Т.К.: М.Ю. Лермонтов. Этико-философская концепция творчества
Стихотворение «Сон»: Аспекты онтопоэтики (философия трагедии)
Стихотворение «Сон»:
Аспекты онтопоэтики (философия трагедии)
Проанализируем его в системе, образованной максимальным числом содержательных параметров, объективно воплотившихся в созданном автором художественном мире. Эта система реализована в поэтической структуре, имитирующей внутренний закон жизни, открываемый поэтом и наиболее важный для него в понимании той или иной стороны жизни. Форма познания глубинного закона бытия и форма убедительности — эстетически гармонизированная, способная обнаружить существование закона как идеи жизни во всех общих и частных проявлениях бытия. Элементы поэтики произведения выступают в таком случае именно в качестве эстетического обобщения самого бытия.
Следовательно, чтобы понять максимально объективное, наиболее адекватное замыслу и наиболее поддающееся адекватной интерпретации содержание стихотворения, необходимо проанализировать его поэтику по всем (по возможности) ее компонентам.
В стихотворении «Сон» во многом определяющей его неповторимость является форма лирического высказывания. Это повествование, что вообще характерно для Лермонтова. Поэт вводит лирику (переживание) в эпос, или наоборот, эпос (повествование) в лирику, что неизбежно приводит к эффекту полноты в изображении образа мироздания, где объединяются объективное и субъективное начала, движение сюжета как эпического события и движение сюжета как развития переживания, внешние и внутренние формы бытия. Эпическая четкость в изложении событий во «Сне» сочетается с элементами описаний, такими же четкими и точными, как и сами элементы описательной структуры («полдневный жар», «глубокая рана», «желтые вершины», «родимая сторона» и т. д.). Такая четкая и простая (на первый взгляд) форма создает эмоциональную готовность к любому проявлению чувства, возможной его глубине и неординарности.
Сюжет с элементами загадочности, тайны, намека, сюжет в эмоциональном контексте, сюжет с трагическим исходом — балладный, новеллистический. Это рассказ о взаимопроникновении судеб, о мистическом единстве двух людей, находящихся далеко друг от друга. Внутри рассказа идет развитие лирического переживания, которое обозначить очень трудно. Оно порождается повествовательно-описательной структурой и несет на себе отпечаток вселенского масштаба. Полдневный жар, палящее солнце, уступы скал, желтые вершины, рана, мертвый сон — тяжелое, неподвижное чувство. А где-то на другом краю земли — веселый разговор и задумчивость, грусть, теплое индивидуальное человеческое переживание. И снова — чистая повест- вовательность как знак совершившейся трагедии, предотвратить которую невозможно:
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
На пересечении двух снов в повествовании рождено главное чувство стихотворения — сверхчувство, метачувство, объединяющий всю эстетическую структуру центр.
В эстетической системе это противоречивое единство создается хронотопом сна. Сон — состояние вне времени. Следовательно, событие и переживание запечатлеваются как момент вечности. Разорванное единство — знаковое выражение содержания стихотворения, формула его символики.
Категория сна необычайно многозначна в стихотворении. Она, безусловно, входит в образную систему, являясь выражением эмоционального состояния личности. Это, конечно, и элемент лирического хронотопа — переживание вглубь и по времени и по пространству. Это и категория идеальности, мечты, покоя, создающая основной принцип композиции стихотворения.
Это и категория пророчества, свойственная всей поэзии Лермонтова, мучительная и трагическая для него. Сон — состояние ни жизни, ни смерти, совершенно особое, в котором мобилизованные внутренние силы действуют независимо от воли человека в одновременном бытии прошлого, настоящего и будущего.
В анализируемом стихотворении сон — не только особое временное и пространственное состояние, в котором преломилось мироздание во всех его параметрах: индивидуально-личностном, духовно-всеобщем, природном. Это своеобразный лермонтовский «магический кристалл». Поэтому не случайно, что, становясь мотивом, охватывая собой все эстетические компоненты произведения, сон удваивается, утраивается («сон в кубе» — Вл. Соловьев), умножается калейдоскопически и становится композиционно организующим началом. На фоне развития этого мотива во всей лирике Лермонтова «Сон» с его центральным объединяющим мотивом сна не как сновидения, а как провидения говорит о громадной силе личности, которая в жизни была лишена самой большой ценности, определяющей счастье человека, — любви — много раз была разочарована в любви (см., например, стихи о любви «К*. — Я не унижусь пред тобою» или «Она была прекрасна, как цветок», «К* — Оставь напрасные заботы», «И скучно, и грустно.», «Отчего.», «Нет, не тебя так пылко я люблю.» и т. д.), но тем не менее знает «духовными очами» (А. С. Пушкин), что любовь — главное.
«Сон» — стихотворение-трагедия в форме балладно-новеллистического сюжета. Композиционно текст стихотворения организуется по принципу контраста и умножения эстетических центров: мотивов сна, духовного прозрения и смерти.
Но не менее важна и словесно-тканевая структура, которая представляет собой калейдоскоп звукописи, варьирующей эмоционально-звуковой состав знаковых слов — «жар», «сон», «рана», «труп», «кровь», «грудь», «грусть». Сквозные звуковые мотивы идут от начала стихотворения до конца.
Один ряд: жар — лежал — жгло — желтые — меж юных жен — погружена — лежал. Ключевые слова «лежал» и «жена».
Другой ряд: с свинцом — на песке — уступы — скал — тесни- лися — спал — сном — снился — стороне — веселый — вступая — сон — снилась. Ключевые слова «сон» и «спал».
Еще один ряд: в груди — рана — кровь — мертвым — родимой — разговор — грустный — погружена — труп — рана — кровь — струей. Ключевые слова «рана» и «кровь».
Далее: Дагестана — песке — спал — не вступая — Дагестана — дымясь — рана. Ключевое слово «Дагестан».
Еще ряд: полдневный — в долине — глубокая — по капле — юных — младая — долина — в долине — лилась. Ключевое — «долина».
Те мелодии, которые мы видим на фонетическом уровне, гармонируют с лексическим рядом: жар — рана — жена — кровь — мертвый — труп — кровь, составляющим основу смыслового сюжета стихотворения.
Они гармонируют также с семантическими парами: с свинцом в груди — спал мертвым сном; в полдневный жар — солнце жгло; спал я — и снился мне; шел разговор веселый — но в разговор веселый не вступая и т. д.; с внутренними рифмами: жар — лежал; в груди — один; скал — спал; дымилась — точилась; дымясь — лилась.
Это все элементы гармонизации поэтического текста. Ту же функцию выполняет и ритмика стихотворения, в особенности повторы строк с аналогичными пиррихиями. В первой строфе это 1 и 4 строки, во второй строфе 2 и 3 строки; в третьей строфе все последние три строки, в четвертой — опять последние три строки, а в пятой происходит возврат к первой строфе.
Если принять, что вторая строфа развивает содержательно картину, нарисованную в первой, то получается композиционная замкнутость не только по содержанию строф, но и по их ритмике.
Итак, все эстетические компоненты стихотворения органично объединены философской концепцией трагичности, основанной на контрасте бытия вечных ценностей и земной смертности, препятствующей воплощению этих ценностей. Единство эстетической системы «Сна» держится также на пророческой сущности человеческого духа, способного чувствовать «душу родную» даже в разлуке и в разных земных мирах. Особое же значение этого стихотворения подчеркнуто было В. Соловьевым, увидевшим в нем предсказание Лермонтовым собственной гибели. (Соловьев, В. С. Лермонтов. — С. 388—389).
Важность для лермонтовского творчества стихотворения «Сон» определяется еще и тем, что все его контрасты уже находятся в поэзии этого художника — контрасты любви, природы, времени, пространства, пророчества, удивительная метатекстовая совмещенность антиномий, которая может существовать только в единственной вневременной и внепространственной форме — во сне. Сюда, в сон, перемещает поэт свою невоплощенную мечту, такую необходимую для истинно прекрасной жизни, но такую безнадежную в реальности.
Итак, обратившись к лирике Лермонтова в целом, можно сделать следующие выводы.
1. Лермонтов — русский поэт по пониманию трагического положения России, по духу постоянных поисков и, наконец, по тому гуманному чувству, которое всегда кроется в глубине его произведений.
2. Внеэстетическая действительность для Лермонтова — бесконечность и вечность мира, приобретающая смысл только в согласии с глубиной и бесконечностью человеческой личности. Эта внеэстетическая действительность объективно прекрасна, однако жизнь внеэстетическогно человека духовно противоречива и трагична. Поэтому конфликт личности с миром разрушает либо мир, либо личность. Философское содержание конфликта личности с миром уходит у Лермонтова в самые глобальные проблемы религиозного бытия, в борьбу божественного и демонического начал, откуда проистекают почти все вопросы, возникающие у лермонтовской личности. В целом лирику Лермонтова характеризует космическая тема с фаустовской рефлексией лирического героя.
3. Эстетическое содержание лирики Лермонтова представляет собой образно-композиционную модель философско-религиозного смысла внеэстетической действительности, как она открывалась индивидуальному взгляду Лермонтова. Эстетическая модель мира в поэзии Лермонтова развивается в концептуальной системе архетипов, весьма разнообразно функционирующих и приобретающих в этой модели индивидуально-поэтический характер. Таков архетип дома-вселенной, архетип ребенка — знака чистоты и гармонии души, архетип дерева — вечного покоя и свободы, архетипы стихий — символов мироздания (огня, во ды, воздуха, земли). Перечисленные архетипы — знаки тех нравственных вершин, к которым стремится лермонтовский «человек ищущий» и которыми он измеряет свою требовательность к мирозданию. Эти архетипы реализованы в эстетической системе с помощью дифференцированной конкретики образной системы, в том числе и устойчивых антиномий (небо — земля, звезда — бездна, свет — тьма, покой — буря и т. д.), а также с помощью композиционных конструкций, организующих художественную форму поэтического произведения так, как это необходимо для создания адекватного авторскому представления о мире.
6. Масштабность художественного мира Лермонтова не противоречит историзму его произведений, где его лирический герой-современник приобретает статус «судьи и гражданина».
7. Трагичность мироощущения, бунтарство, рефлексия, бесконечное страдание, готовность к гибели, — все эти дисгармонические состояния личности тем не менее воплощаются в абсолютной, универсальной гармоничности эстетических систем лермонтовских стихов. И это тот самый процесс трансформации действительности внеэстетической в эстетическую, который является сущностью творчества. Именно он преобразует трагичность и ожидание смерти в утверждение жизни, безнадежность и пессимизм в уверенность и оптимизм. Факт превращается в артефакт, позволяющий утверждать старую истину (Платон, Кант, Шеллинг, в России Жуковский, Белинский ) — искусство всегда нравственно, эстетическое и нравственное тождественны.
Анализ стихотворения «сон» (м. ю. лермонтов)
Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью.
Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова.
На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.
История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.
Жанр – мистическая лирика.
Стихотворный размер – пятистопный ямб.
Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами.
Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его.
В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами.
Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю.
Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы.
Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.
С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения.
Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами.
Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.
Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.
Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:
С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.
Будь в числе первых на доске почета
«Сон», анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова
Сон в жизни человека играет немаловажную роль: во сне человек отдыхает. Однако сновидения всегда отличались мистическим смыслом, так как часто предвещали приятные или, наоборот, трагические события.
Неслучайно он стал использоваться писателями в качестве особого жанра, когда именно с помощью сна герой произведения получал своеобразное предупреждение (как Родион Раскольников в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание») или мог увидеть будущее (четвертый сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).
Сон мог стать самостоятельным литературным произведением, например, пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» или комедия Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В лирике подчас сон превращается в мистическое предсказание, как и случилось в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Сон», написанном в 1841 году незадолго до роковой дуэли.
Это сейчас, когда почти каждый ценитель русской поэзии имеет представление о судьбе молодого русского поэта «с русскою душой», стихотворение «Сон» может показаться предсказанием собственной гибели. Но тогда, в 1841 году, никому бы не пришло в голову проводить параллель с судьбой главного героя «Сна», лежащего «в полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди».
Стихотворение состоит из двух частей. В первой части смертельно раненный герой видит как будто со стороны свое тело, из которого вместе с кровью, сочившейся из раны, медленно уходит жизнь.
Очевидно, этот человек изначально оказался здесь, в Дагестане, не по своей воле.
На эту мысль наводит пейзаж, явно враждебный герою: и нагромождение острых скал, и горячий песок, и жгучее солнце – все доставляет мучения умирающему юноше.
Кроме того, герой лежит один (это слово – одно из самых распространенных в творчестве Лермонтова), и непонятно, почему он остался в одиночестве. Если это раненый солдат, то где его сослуживцы? Приходит на ум мысль о мести, и ответ на вопрос, кто смертельно ранил героя, так и остается без ответа.
Вторая часть начинается, на удивление, слишком уж радостно. И хотя это и есть сам сон, но в нем и пир, «сияющий огнями», и юные жены, «увенчанные цветами», и «веселый разговор», который они вели о герое. Только вот одна из них сидела задумчивая – это подчеркнуто антитезой с помощью союза «НО».
Душа героини тоже погружена в «грустный сон», почти дословно повторяющий уже виденную в начале стихотворения картину: теперь это уже труп, лежащий в долине Дагестана с дымящейся в груди раной. Состояние героини больше напоминает транс, однако в художественном смысле – это предвидение, предчувствие. Ведь только любящая женщина может чувствовать состояние своего возлюбленного.
Повторение одной и той же картины в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию, также носящую название «художественного обрамления». Это придает произведению законченность, оставляя читателя без всякой надежды на благополучный исход.
Интересно, что слово «сон» может иметь разные значения: «сновидение», «мечта», «видение».
В первой части стихотворения сон героя больше напоминает переход в другую реальность, пограничное состояние между жизнью и смертью, в котором оказывается умирающий юноша.
И хотя чаще предсмертные видения больше напоминают пленку, которая с бешеной быстротой раскручивается в обратную сторону, неспешный размер стиха настраивает читателя на совсем иной лад.
Последняя часть стихотворения больше напоминает мечту, к которой стремится герой. Судя по обстоятельствам жизни самого Михаила Юрьевича, трудно представить себе, как где-то далеко его ждет любимая девушка. Но в том и заключается сила художественного слова, что поэт подчас волен выдавать желаемое за действительное.
Таким образом, несмотря на мистицизм (многие современники усматривали в нем предсказание собственной гибели поэта), это стихотворение можно отнести к излюбленной теме Лермонтова – одиночеству. Каждый из героев в итоге остается один: юноша умирает в одиночестве, а любимая остается вдовой, даже не став женой.
Один из известнейших русских литературоведов, Б.М. Эйхенбаум, определяя жанровое своеобразие «Сна» М. Лермонтова, назвал его композицию зеркальной: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…». Точнее, действительно, не скажешь.
«Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
«Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
«Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
«Демон», анализ поэмы Лермонтова
«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
«Утес», анализ стихотворения Лермонтова
«Листок», анализ стихотворения Лермонтова
«Дума», анализ стихотворения Лермонтова
«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
«Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
«Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
«Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
«Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Сон(Лермонтов)»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс
Произведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее, в произведениях М.Ю. Лермонтова, мистицизм не наблюдался.
Стихотворение «Сон», наполнено трагизмом, лирикой и мистикой. В нем, как и во многих творениях М.Ю. Лермонтова, раскрывается тема отчужденного героя и его внутреннего мира, который покидает мир живых, в одиночестве. Не понятно, почему он один? Если это солдат, то где его сослуживцы? Напрашивается мысль о мести, или дуэли. К сожалению, этот вопрос остался без ответа.
Стихотворение «Сон» нельзя назвать обычным, или заурядным произведением. Несмотря на то, что сцена смерти описывается всего в нескольких предложениях, и автор не использует возвышенных слов, читателю передаётся детальное представление о происходящем.
Из первых строк, становится понятно, что умирающий находился в долине, среди гор, не по своему желанию. На это размышление, читателя наталкивает враждебный пейзаж: жгуче солнце, нагромождение скал, горячий песок. Все это вызывает муку у главного героя.
В произведение описан медленный переход от жизни к смерти. Тема сна, наиболее сильно раскрывает его. Человек ещё жив, но медленно душа покидает его тело.
Можно почувствовать, как горечь и тоска, медленно и необратимо поглощает ещё живое сознание человека.
Возникает ощущение, что главный герой не видит сон, а это его душа устремилась в родные края, что бы в последний раз увидеть родных и близких людей.
Вторая часть стихотворения начинается достаточно позитивно. В ней описан пир, на котором присутствуют девушки. Они веселы и ведут разговоры о главном герое. Но есть одна которая не весела. Её душа погружена в сон, практически полностью повторяющий первую часть стихотворения. Только видит она не умирающего, а труп.
В произведении отражена связь двух людей, мысли их переплетаются. Возможно эта девушка возлюбленная главного героя, или сестра, которая знает где он находится, и предвидит беду.
Именно поэтому не участвует в веселых разговорах с другими девушками. Одиночество умирающего отходит, в этот миг он не один. Она рядом, хотя и далеко.
Из стихотворения ясно, что эта девушка очень дорога умирающему, так как в последние минуты своей жизни, он тянется именно к ней.
Повтор одной и той же картины, в начале и в завершении – придаёт произведению законченность. Читателю ясно – благополучный исход не возможен, все определено. Никто не придёт и не спасёт главного героя. Девушка и юноша никогда больше не встретятся.
Анализ стихотворения Сон Лермонтова
Многие стихотворения Михаила Лермонтова окутаны ореолом трагичности и писимизма. Почти все стихотворения были построены, но основе этих чувств, где они являлись основной темой и мыслю произведения.
В этом стихе идет повествование, о лирическом герое который видит себя в качестве убитого трупа. Но помимо этого есть видимая параллель между ним и некой невесты, который видится сон, где герой лежит убитый в долине Дагестана.
В этом непростом произведение Лермонтова, ощущается особая грусть, основанная на предчувствие скорой гибели и особенно ее детализации. Автор очень подробно описывает происходящее и не скрывает прямого отношения к самому себе.
И это создает такой особый эффект, от которого мы проникаемся сожалением о погибшем персонаже. Помимо всего в первой части стихотворения, присутствуют множество элементов сопутствующие развитию чувства одиночества.
Это особо прослеживается в природной обстановке, как например жаркая погода, и пустынный песок, и посреди пустыни лежит одинокий труп. Вокруг него нет, переживающих утрату, друзей или родственников, да и само место далеко от родного дома. Все говорит о некой сиротливости и одиночестве лирического героя.
Вторая часть стихотворения ведает нам о том, как спящий мертвым сном герой видит в родном краю, пиршество на котором одна из многих видит неравнодушного ей человека, убитого в долине.
Обобщая вышенаписанное, хочется сказать относительно стихотворения, что оно очень глубокое и лирическое. А прямая связь с гибелью Лермонтова и сюжетом произведения, придает особую загадку. В этом произведение очевиден итог всей жизни писателя. Стих мне очень понравился.
Вариант №3
Стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтов написал в 1841 году незадолго до своей смерти. Поэт предчувствовал свою трагическую гибель и отождествлял себя с лирическим героем произведения. Этот факт неудивителен, ведь поэт и до этого писал стихотворения, которые можно счесть пророческими.
Героем стихотворения является человек, лежащий в долине Дагестана с простреленной грудью. По тому, как героя угнетает пейзаж, становится ясно, что в этом месте он оказался не по своей воле. Здесь прослеживается параллель с судьбой автора: на момент написания произведения М. Ю. Лермонтов пребывал в ссылке на Кавказе.
Герой умирает, и в последние минуты жизни ему видится сон о родных землях. Лирическому герою снится пышный вечерний пир, где о нем непринужденно говорят молодые девушки. Эта част произведения резко контрастирует с образами, описанными в начале.
Повторение одного и того же образа в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию произведения, укрепляя в читателях осознание безнадежности и трагичности описанной ситуации.
Стихотворение «Сон», как и большинство произведений автора, пронизано чувством одиночества. Герой умирает один, возле него ни души, неизвестно, почему его оставили в предсмертные минуты. А его любимая осталась вдовой, не успев стать женой.
Однако в образе невинной девушки, потерявшей любимого, можно увидеть несбыточную мечту самого автора. М. Ю. Лермонтов всю жизнь остро страдал от одиночества и непонимания окружающих, поэтому можно предположить, что поэт хотел искренней и чистой любви. В отличие от героя стихотворения, которого в родных краях ждала невеста, поэт был никому не нужен.
10 класс кратко, по плану, Тема идея
«Сон» М. Лермонтов
«Сон» Михаил Лермонтов
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского.
Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами.
Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.
Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку.
Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон».
В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону.
Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.
Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова, оно окутано неким мистицизмом и фатализмом.
Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.
Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее.
Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания.
Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.
Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.
Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена.
Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.
“Сон” (Лермонтов): анализ стихотворения
В стихотворении «Сон» Лермонтова, написанном в последний период творчества (май — июль 1841 г.), любовь предстает «грустным сном», в который душа погружена «Бог знает чем» (строфа 4).
Он видится и лирическому герою, и его возлюбленной, одной из «юных жен, увенчанных цветами» (строфа 3), оставшейся в родимой стороне и разлученной с предметом своих дум («Сидела там задумчиво одна…
» — строфа 4), находящимся в Дагестане, то есть на Кавказской войне.
Мотив смерти в стихотворении имеет реальное основание, подтвержденное обстоятельствами жизни автора, в 1837 г. переведенного в Нижегородский драгунский полк, участвовавший в боевых действиях.
Он сознает, что их трагический смысл скрыт и от тех, кто занят веселым разговором на вечернем пиру: если для участника событий, видящего их изнутри, в них неизбежное следствие войны, то наслаждающимся радостями жизни в родимой стороне они непонятны.
Понимание глубины страданий доступно лишь чувствующему личную связь с другим человеком. В первом из пяти четверостиший (пятистопный ямб, перекрестная рифмовка) возникает картина, где центром является лирический герой (я, моя).
Во второй строфе на полотне появляются новые детали, благодаря которым оно воспринимается как обрисовка действительно происходившего.
Попытки связать лирическое излияние «Сна» с прототипической основой были в истории литературоведения, но можно обратить внимание и на другое: характеристики центрального образа предстают вариацией повторяющегося во многих стихотворениях Лермонтова мотива.
Лирический герой одинок, обречен на гибель, ранен в столкновении с реальностью, обжигающей его своим палящим прикосновением. В стихотворении «Сон» Лермонтова, анализ которого нас интересует, он сравнивается с истекающим кровью воином, умирающим на песке у скал, страдающим от обжигающих лучей южного солнца. Ощутимость этой картины помогает почувствовать состояние человека, сознающего, что его душа в реальности «спит мертвым сном»:
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
В третьей строфе речь идет о продолжении сна, действие которого переносится в родную сторону. Там идет веселый пир, сияют огни, радуют взор юные жёны. Упоминание о вечернем пире и юных женах вызывает у читателя ассоциацию с произведениями А.С. Пушкина («Веселый пир», 1820; «Вакхическая песня», 1825).
Но у такой ассоциации полемическая цель: если для пушкинского лирического героя веселье является знаком радостного приятия жизни, господства в ней мысли и творческого порыва, то в контексте анализируемого «Сна» Лермонтова веселый разговор идет между теми, кому не слышны беды и страдания других.
Третьей мотивировкой названия становится мысль о сне разума, характеризующем бездушное общество.
Смысловое противопоставление усилено благодаря использованию фонических средств. В первой — второй строфах настойчиво звучит повтор, имитирующий тревожный звон колокола (ономатопея с использованием звуков «д», «н», «л»):
В полдневный жар в долине Дагестана…
Лежал один я на песке долины…
В третьей строфе колокол смолкает (о его звоне напоминает только ощущение «родимой стороны», она, словно далекая мать, чувствует бедствия сына). А вот в четвертой снова появляется, так как мысль лирического героя обращается к той единственной из юных жен, кто помнит о нем, у кого сопереживание вызывает «грустный сон»:
Но в разговор веселый не вступая,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…
Перекличка, возникающая между переживаниями людей, разделенных пространством (Дагестан — родимая сторона), судьбой (смерть — веселый разговор на пиру), свидетельствует о существовании родства душ:
Знакомый труп лежал в долине той;
И кровь лилась хладеющей струей.
Общение между душами находится на грани земного и ирреального, оно неощутимо, как дым (в первом и заключительном четверостишиях сходство между двумя снами проявляется в том, что героям видится, как «дымится» рана).
Но именно такое иллюзорное бытие предстает истиной, которую лирический герой готов подтвердить своей гибелью. Сон выступает как омоним, разные значения коего выражают в сконцентрированном виде особенности мироощущения.
Открытые для духовной связи могут совершить чудо, как это происходит в стихотворении, где в «мертвом сне» (строфа 2) «снится» (строфа 3) «сон души ее», грустный в отличие от веселой бездумности всех (строфа 4), совпадающий с видением лирического героя (строфа 1).
Все четыре значения названия совмещаются, и внутри их слитности видна антитеза, выражающая романтическое противостояние внутреннего и внешнего, личности и общества, идеала и действительности.
Фонические средства выразительности в стихотворении «Сон» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, важны не только для проявления мотива вины общества, не прислушивающегося к гремящим на весь мир, как колокол, страданиям личности, но и в связи с тем, что в состоянии лирического героя есть скрытая доминанта.
Помимо тревожного «д» текст пронизан аллитерационным звуком «л». Интенсивность его повторения выглядит как внесмысловой показатель связи между душами: наиболее часто «л встречается в строфах, где речь идет о снах героев друг о друге.
Если в третьем и четвертом четверостишиях, передающих впечатления от вечернего пира, «л» звучит три и четыре раза, то в первом, втором, пятом — около десяти раз (1—8, 2—10, 5—9).
Певучий сонорный вносит умиротворенность даже в страшную картину смерти.
Кроме того, он напоминает о ключевом в характеристике чувств лирического героя слове («люблю»).
О нем можно догадаться в связи с вниманием к «одной», проявляющемся в том, как значим для того, кто думает о ней в разлуке, каждый нюанс ее состояния: задумчивость, грусть, как важно, что оно вступает в противоречие с общим «разговором веселым» (в третьей — четвертой строфах образ дважды повторяется, свидетельствуя о подавляющем впечатлении от пребывания на пиру жизни), что ее мысли о лирическом герое печальны и таинственны (она не вступает в «разговор веселый» о нем — строфа 3). Любовь предстает, благодаря этому, центральным переживанием в стихотворении, эмоциональная окраска которого включает целый спектр (от лат. «видимое», совокупность значений величины, характеристика процесса в целом) ощущений — от мрачных предчувствий до отклика на веселую болтовню.
В многообразии волнующих лирического героя впечатлений выделяется одно, о чем свидетельствует повтор картин смерти в горном ущелье.
Как антитеза гибели, любовь становится высшим выражением идеи жизни, желанной, но недоступной.
Соединение любящих возможно только в мечтах, и такое существование напоминает «грустный сон», в который погружены на земле жаждущие идеального бытия души. На этом завершим анализ стихотворения «Сон» Лермонтова.
Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. – М.: Высш. шк., 2005
Анализ стихотворения «Сон» М.Ю. Лермонтова
После прочтения великолепного стихотворения «Сон», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, поистине великим русским поэтом и прозаиком 19 века, я поняла для себя, что оно несет в себе достаточно глубокий смысл, а также действительно показывает своему читателю все чувства и переживания, которые в то время приходилось испытывать автору этого произведения.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что стихотворение было написано в довольно трудное время для самого Лермонтова. Поэт сочинил его во время своей второй ссылки на Кавказ.
Стоит заметить и тот немаловажный факт, что это далеко не единственное его стихотворение, где он как бы предсказывает то, что будет происходить с ним в его будущей жизни.
Многие литературоведы, а также его современники с уверенностью говорят даже о том, что этот мужчина являлся не только замечательным поэтом и прозаиком, но и пророком. Многие и по сей день задаются вопросом этого его дара. Также об этом может свидетельствовать и тот немаловажный факт, что Лермонтов верил в различные приметы.
Как можно заметить, стихотворение составляют 2 части: реальная и вымышленная. Первая рассказывает о юноше, который лежит с пулей прямо в своей груди. До исхода его жизни остались считанные минуты, но внезапно он видит сон.
Тут уже начинается вторая, более радостная, часть, в которой перед ним предстает его родной дом, он находится на роскошном приеме, юные особы говорят о нем, и лишь только одна из этих прекрасных девушек стоит в стороне и молчит.
После этого ей снится то, что он, ее возлюбленный, лежит в долине Дагестана с пулей в груди. 15 июля 1841 года Лермонтов действительно был убит во время дуэли, как он и предсказывал в своем произведении.
Одно лишь оказалось неверным: он бы совершенно одинок, и дома, к сожалению, его абсолютно никто не ждал, а любимая девушка была только в его мечтах.
Если более глубоко вникать в суть этого восхитительного стихотворения, то, безусловно, можно понять, что Михаилу Юрьевичу Лермонтову в этот период его жизни было достаточно одиноко, его угнетал режим того времени, то, как правит император.
Во время написания этого произведения великий поэт как бы выплескивает всю свою горечь и переживания по этому поводу. Также читателю понятно и то, что лирический герой смирился со своей участью, а, следовательно, и сам М.Ю.
Лермонтов покорился судьбе и своей неизбежной гибели.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Еще видно и то, что главной, но, к сожалению, несбыточной мечтой для поэта является полное достижение гармонии с самим собой и со своими мыслями, а также из-за своего одиночества он думает об истинной любви.
Следует заметить и то, что данное стихотворение имеет малое количество различных выразительных средств речи, например, эпитетов или разнообразных метафор, которыми наполнены другие произведения этого великого русского классика, но, несмотря на это оно абсолютно точно передает все те переживания и чувства лирического героя в момент гибели.
В этом поистине великолепном произведении искусства можно найти нотки мистики и фатализма, но при этом его наполняет глубочайший смысл, который внес в свое стихотворение великий М.Ю. Лермонтов.
Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс
Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение «Сон» в 1841 году.
Критики считают, что именно это произведение стоит относить к позднему творчеству того периода, так как стихотворение было написано в самые поздние года. Это стихотворение было написано не просто так.
Ведь Лермонтов в последние года жизни своей, о чем даже не подозревал, но как будто бы интуитивно все же предчувствовал что-то вроде этого.
Произведение было написано потому, что друг Лермонтова, Одоевский, подарил своему приятелю – Михаилу Юрьевичу, записную книжку для записей, и сказал, чтобы он все страницы ее исписал стихами своими.
Он так рассчитывал поддержать Лермонтова, но совсем даже не мог подумать, что своего друга видит в самый последний раз в жизни его.
Ведь вскоре после этого прекрасный и талантливый человек, Михаил Лермонтов, умер на дуэли.
Стихотворение «Сон» написано как будто бы не просто так. Оно сразу же, как бы выделяется из рядов других произведений поэта. Ведь, когда поэт писал это произведение, он думал о том, что больше никогда не будет писать свои стихотворения и просто произведения.
Он также, понимал, что его не даром выслали в ссылку, так как частенько его мысли в своих произведениях не были такие, которые могут угодить царю. А именно – они были свободолюбивы, и даже слишком, и противоречили общим правилам.
Именно потому, он также, даже знал, что будет вынужден после всего – вскоре выйти в отставку.
В произведении «Сон» все эти эмоции написано, только немного в переносном виде. В произведение сюжет весьма необычен. Лермонтов как бы описывает в своем главном лирическом герое – себя самого. Он как бы находится снова дома – в спокойствии и уюте, там – где всегда хорошо и надежно.
Там же находятся и девушки, барышни, которые в восхищении от этого человека. И тут одна из них, видит этого лирического героя вовсе не в гостиной красивой, а на улице, а если быть вернее – то в пустыне жаркой, где тот одинокий лежит на земле, на песке, убитый, не живой и не дышащий.
Это пугает девушку, хотя и кажется странным, ведь это как предзнаменование к плохому в жизни самого Лермонтова.
Литературный анализ
Произведение относится по жанровой направленности к философской любовной лирике с элементами мистики, рассматривающей в качестве основной темы стихотворения фатальное завершение жизни в виде смерти.
Композиционная структура произведения представляет собой две зеркальные части, неравные по количеству строф: первая содержит две строфы, вторая – три, своеобразно закольцованных между собой. Стихотворным размером произведения поэт выбирает пятистопный ямб в сочетании с перекрестной рифмовкой и чередованием женской и мужской рифмы, придающих определенную окраску стихотворения.
Повествование в произведении ведется от имени лирического героя, представленного поэтом в образе смертельно раненого молодого человека, проводящего последние минуты своей жизни.
Тематика стихотворения затрагивает многочисленные вопросы, касающиеся человеческого одиночества, страха смерти, отношения человека к окружающей природе, а также вечной любви, представляющейся поэту как духовная близость людей, связывающей их через расстояния.
В первой части стихотворения изображается печальная картина гибели юноши в неприятном для него месте в районе кавказских гор, оказывающегося во власти вечного сна и видящего прекрасный сон.
Вторая часть произведения является описанием родных мест лирического героя и его друзей, не знающих о его смерти, весело проводящих время.
Одна лишь юная девушка, задумавшись, предчувствует случившуюся беду с юношей и как будто во сне видит мертвое тело лирического героя.
В качестве средств художественной выразительности в стихотворении применяются тропы в форме разнообразных эпитетов и многочисленных метафор, передающих волнительное состояние одиночества души лирического героя, отражающее его грустное настроение и ощущение страха перед наступлением смерти.
Кроме того, в стихотворении поэтом используются несколько ярких символов, отражающих настроение лирического героя, в виде солнца, символа жизненного существования, покидающего героя, свинца в груди, ставшего причиной смерти и ассоциирующего могильный холод, а также скал и пустынь, передающих тоскливое, печальное состояние героя, контрастирующее с весельем и беспечностью.
С точки зрения многих исследователей лермонтовского творчества стихотворение относится к нестандартным, нетипичным формам произведений поэта, поскольку его содержание включает в себя элементы мистицизма и фатализма в форме предсказаний поэта с точными мельчайшими подробностями собственной скорой кончины. Именно поэтому некоторые литературоведы склонны предполагать наличие у поэта предвидения будущих событий, пророческого дара.
Повествовательное настроение стихотворения является печальным и имеет оттенки грусти, тоски, но при этом поэту удается передать в качестве ключевой мысли победу любви над смертью, возвышая прекрасное чувство в реальной действительности посредством погружения в сновидения.
Вариант 3
Говоря об образе девушки, которая видела сон, таким образом автор сгущает краски, придает реальности. В стихотворении нет скрытых смыслов, поэт как будто описывает то, что видел в своем видении о своей судьбе. Стихотворение окунает читателя в мистический мир, но ни одно слово не выдает этого. Стихотворение априори является предсказанием.
Перед отъездом поэта его друг, Владимир Одоевский, подарил ему записную книжку. Одоевский, видимо, хотел поддержать друга, так как сказал, что поэт должен по возвращении привезти книжку, полную стихов.
После того, как погиб Михаил Юрьевич Лермонтов, эту записную книжку нашли, именно в ней было то самое стихотворение, которое являлось фатальным.
Надо сказать о том, что стихотворение немного не свойственно Лермонтову. Так считают многие люди, которые специализируются по его литературе. Стихотворения поэта обычно окутаны романтизмом, именно в этом стиле он писал, но одно из его последних стихотворений поразили читателей.
Мистика, тема судьбы, гибели-кредо стихотворения. В стихотворении присутствует также образ любви, ведь именно одна девушка, которая по-настоящему любила лирического героя, увидела его, две эти реальности отражали друг друга, они параллельны.
Быть может, Лермонтов хотел такой любви, ведь только перед смертью, в своем стихотворении он смог ее увидеть.
Анализ стихотворения Сон по плану
“СОН” – М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)
“СОН” – М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)
После ознакомления учащихся с текстом стихотворения
следует прочесть вместе с ними отрывок из воспо-
минаний Е. П. Ростопчиной (М. Ю. Лермонтов в воспомина-
ниях современников. М., 1989). После прочтения необхо-
димо связать стихотворение “Сон” с настроениями Лермон-
това, отправлявшегося во вторую кавказскую ссылку.
Вместе с тем само стихотворение имеет сложный характер.
Следует напомнить ученикам, что жизнь может отражаться
в лирике не прямо и непосредственно, а преломляясь в
определенных условных образах (они уже встречались с
этим при работе над текстом “Зимний вечер”). Стихотво-
рение “Сон” не описывает биографических событий из жиз-
ни поэта, а рассказывает о его настроениях на языке об-
разов его поэзии. Образный язык, которым пользуется в
данном стихотворении Лермонтов, легко выявить, сопоста-
вив “Сон” с изученным нами стихотворением “На севере
диком стоит одиноко…”. Работа здесь должна быть пост-
роена на активизации пройденного материала. Перед уче-
никами ставится вопрос, могут ли они сопоставить два
эти стихотворения и что общего они видят в их сюжетах?
Учеников можно подвести к выявлению сюжетной схемы ря-
дом вопросов. Герой (“я” в стихотворении “Сон”, сосна в
“На севере диком…”), погибая (умирая от раны, замер-
зая), видит сон. Во сне ему грезится далекое, но родное
существо (“она”, “пальма”). Таким образом, стихотворе-
ние “Сон”, как и “На севере диком…”, посвящено траги-
ческой для Лермонтова мечте – преодолению одиночества.
Однако стихотворение “Сон” построено сложнее. В “На
севере диком стоит одиноко…” сосна видит сон о паль-
ме. Пальма – только сонное видение сосны. Своей собс-
твенной жизни, души она в стихотворении не имеет. Сти-
хотворение “Сон” имеет зеркальную композицию: сначала
герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую
герой видит во сне, видит сон о нем:
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Таким образом, сюжет развернут два раза – с точки
зрения героя и с точки зрения героини. Такое построение
сюжета можно показать ученикам с помощью графической
схемы. Оно подчеркивает, что не только герой, но и его
возлюбленная может быть сопоставлена с сосной – одино-
кой и страдающей от невозможности контакта с человечес-
Сопоставление с “На севере диком…” может быть про-
ведено и более подробно.
Стихотворение “Сон” делится на две части. В первую
входят две строфы до слов “Но спал я мертвым сном…”,
вторая начинается со слов “И снился мне…”. Сопоставим
эти части соответственно с частями стихотворения “На
севере диком…”. Первые части обоих стихотворений пей-
зажны. Пейзажи, нарисованные в них, на первый взгляд
кажутся противоположными. В одном стихотворении дейс-
твие происходит “на севере диком”, в царстве мороза и
снега, в другом – на юге: “в полдневный жар в долине
Дагестана”. Однако противопоставление юга и севера
здесь не так важно, как общая черта обоих пейзажей:
природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая
его, сила. Сосна замерзает, ее убивает холод; раненый
герой стихотворения “Сон” погибает от зноя (обратим
внимание, что и в том и в другом стихотворении появля-
ются горы, голая вершина: “утес горючий” в одном сти-
хотворении, “уступы скал” и “желтые вершины” в другом).
Нагромождение камней, голых и не прикрытых раститель-
ностью, создает у Лермонтова всегда тягостный, “злой”
пейзаж. Если мы вспомним, что в стихотворении “Пленный
рыцарь” камень ассоциируется с тюрьмой, нас не удивит,
что и в “Сне” каменная стена, как тюрьма, окружает ге-
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом…
Вторая часть стихотворений начинается откровенной
И снится ей… (“На севере диком…”)
Следует обратить внимание не только на параллелизм
смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонацион-
ные обороты – начало периода с союзом “и”. Если в пер-
вой части стихотворений северный пейзаж и скалы Дагес-
тана выступают как своего рода синонимы, то во второй в
такой же роли оказываются “край, где солнца восход”, и
“вечерний пир в родимой стороне”. Взгляд сосны направ-
лен с севера в “край, где солнца восход”, а в стихотво-
рении “Сон” мечта героя летит в противоположном направ-
лении. Героиня (“одна”), которая сидит задумчиво “меж
юных жен, увенчанных цветами”, как бы повторяет образ
пальмы. Теперь обратим внимание на строки:
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…
Сон в употреблении Лермонтова по аналогии с фран-
цузским “reve” может означать не только усыпление (сон
в прямом смысле), но и мечту. Таким образом, слово
“сон” в стихотворении имеет следующие значения: 1)
смысл заглавия постепенно, и поэтому при чтении стихот-
ворения учителю надо будет несколько раз обращаться к
заглавию, показывая, как меняется его смысловое содер-
жание. Так, слова “Но спал я мертвым сном…” в общея-
зыковом употреблении могут означать просто крепкий сон;
выражение “он спит мертвым сном” само по себе в разго-
ворном языке образа смерти не вызывает. Но в сочетании
с выражениями “с свинцом в груди”, “по капле кровь то-
чилася” этот фразеологизм раскрывает свое второе значе-
ние и начинает говорить о смерти. В этом контексте “И
снилось мне…” становится обозначением предсмертного
бреда. Ср.: предсмертный бред Мцыри – “Песню рыбки”;
стихотворение “Умирающий гладиатор”. Сон героини (“И
снилось ей…”) имеет уже другое значение – это виде-
ние, которое уносит ее в далекий край. Стихотворение
Лермонтова “Сон”, как и “На севере диком…”, посвящено
романтической теме трагического одиночества.
Обобщающая работа. Перед переходом к итоговому
в программе произведению Лермонтова необходимо сделать
обобщающую работу, которая подготовит учеников к пони-
манию того нового, что будет содержаться в стихотворе-
нии “Выхожу один я на дорогу…”.
Все изученные стихотворения Лермонтова создают образ
“лермонтовского героя”, который обладает чертами устой-
чивого единства. Несмотря на то что каждое стихотворе-
ние отличается от другого тематически, интонационно и
сюжетно, все они, с разных сторон, характеризуют одну и
ту же человеческую личность – героя романтической поэ-
зии Лермонтова. Перед учениками необходимо поставить
вопрос: какие общие черты видят они во всех героях этих
произведений? Учащихся следует подвести к пониманию
сущности темы одиночества, а также причин ее появления
в поэзии Лермонтова… Надо попросить учеников выделить
наиболее часто встречающиеся и самые запомнившиеся им
слова и образы из изученных стихотворений. Проделав та-
кую работу в классе и выбрав из всех стихотворений наи-
более характерные слова и выражения, следует закрепить
эту работу домашним заданием на тему:
“Характерные черты героя лирики Лермонтова”.