Основной мотив стихотворения сон лермонтов
Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс
Произведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее, в произведениях М.Ю. Лермонтова, мистицизм не наблюдался.
Стихотворение «Сон», наполнено трагизмом, лирикой и мистикой. В нем, как и во многих творениях М.Ю. Лермонтова, раскрывается тема отчужденного героя и его внутреннего мира, который покидает мир живых, в одиночестве. Не понятно, почему он один? Если это солдат, то где его сослуживцы? Напрашивается мысль о мести, или дуэли. К сожалению, этот вопрос остался без ответа.
Стихотворение «Сон» нельзя назвать обычным, или заурядным произведением. Несмотря на то, что сцена смерти описывается всего в нескольких предложениях, и автор не использует возвышенных слов, читателю передаётся детальное представление о происходящем. Из первых строк, становится понятно, что умирающий находился в долине, среди гор, не по своему желанию. На это размышление, читателя наталкивает враждебный пейзаж: жгуче солнце, нагромождение скал, горячий песок. Все это вызывает муку у главного героя.
В произведение описан медленный переход от жизни к смерти. Тема сна, наиболее сильно раскрывает его. Человек ещё жив, но медленно душа покидает его тело. Можно почувствовать, как горечь и тоска, медленно и необратимо поглощает ещё живое сознание человека. Возникает ощущение, что главный герой не видит сон, а это его душа устремилась в родные края, что бы в последний раз увидеть родных и близких людей.
Вторая часть стихотворения начинается достаточно позитивно. В ней описан пир, на котором присутствуют девушки. Они веселы и ведут разговоры о главном герое. Но есть одна которая не весела. Её душа погружена в сон, практически полностью повторяющий первую часть стихотворения. Только видит она не умирающего, а труп.
В произведении отражена связь двух людей, мысли их переплетаются. Возможно эта девушка возлюбленная главного героя, или сестра, которая знает где он находится, и предвидит беду. Именно поэтому не участвует в веселых разговорах с другими девушками. Одиночество умирающего отходит, в этот миг он не один. Она рядом, хотя и далеко. Из стихотворения ясно, что эта девушка очень дорога умирающему, так как в последние минуты своей жизни, он тянется именно к ней.
Анализ стихотворения Сон Лермонтова
Обобщая вышенаписанное, хочется сказать относительно стихотворения, что оно очень глубокое и лирическое. А прямая связь с гибелью Лермонтова и сюжетом произведения, придает особую загадку. В этом произведение очевиден итог всей жизни писателя. Стих мне очень понравился.
Вариант №3
Стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтов написал в 1841 году незадолго до своей смерти. Поэт предчувствовал свою трагическую гибель и отождествлял себя с лирическим героем произведения. Этот факт неудивителен, ведь поэт и до этого писал стихотворения, которые можно счесть пророческими.
Героем стихотворения является человек, лежащий в долине Дагестана с простреленной грудью. По тому, как героя угнетает пейзаж, становится ясно, что в этом месте он оказался не по своей воле. Здесь прослеживается параллель с судьбой автора: на момент написания произведения М. Ю. Лермонтов пребывал в ссылке на Кавказе.
Герой умирает, и в последние минуты жизни ему видится сон о родных землях. Лирическому герою снится пышный вечерний пир, где о нем непринужденно говорят молодые девушки. Эта част произведения резко контрастирует с образами, описанными в начале.
Повторение одного и того же образа в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию произведения, укрепляя в читателях осознание безнадежности и трагичности описанной ситуации.
Стихотворение «Сон», как и большинство произведений автора, пронизано чувством одиночества. Герой умирает один, возле него ни души, неизвестно, почему его оставили в предсмертные минуты. А его любимая осталась вдовой, не успев стать женой.
Однако в образе невинной девушки, потерявшей любимого, можно увидеть несбыточную мечту самого автора. М. Ю. Лермонтов всю жизнь остро страдал от одиночества и непонимания окружающих, поэтому можно предположить, что поэт хотел искренней и чистой любви. В отличие от героя стихотворения, которого в родных краях ждала невеста, поэт был никому не нужен.
10 класс кратко, по плану, Тема идея
Картинка к стихотворению Сон
Популярные темы анализов
В поздний, можно сказать заканчивающийся период творческого пути великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, было создано удивительное произведение «Из Пиндемонти».
Знаменитое стихотворение «Березка» великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина было написано в 1906-1911 годы. Начать анализ данного произведения нужно с того, что отметить данное произведение относится к пейзажной лирике.
В русской литературе образ берёзы ассоциируется с противоположными и противоречивыми понятиями. Ведь о ней создано большое количество разных литературных произведений, как в в положительном ключе, так и в отрицательном.
Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно
Читая стихотворение Апухина Алексея Николаевича «Прощание с деревней» понимаешь что, оно о многих из нас. Достигнув, определенного возраста, большинство покидают приют родной, поблагодарив за мир и вдохновения.
Михаил Лермонтов
Сон (В полдневный жар в долине Дагестана…)
Стихотворение «Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ «Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.
История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и «Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале «Отечественные записки”.
Композиция
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.
С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова «видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.
Жанр
Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.
Михаил Юрьевич написал «Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.
Это:
Эпитеты – «»полдневный жар”, «желтые вершины”, «мертвый сон”, «вечерний пир”, «юные жены”, «младая душа”, «знакомый труп”».
Метафоры – «»дымилась рана”, «по капле точилась кровь”, «уступы скал теснилися кругом”, «душа погружена в грустный сон”, «чернеет рана”».
С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.
Анализ стихотворения Лермонтова «Сон» (2)
Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.
Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.
Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.
Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.
Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.
Черная Т.К.: М.Ю. Лермонтов. Этико-философская концепция творчества
Стихотворение «Сон»: Аспекты онтопоэтики (философия трагедии)
Стихотворение «Сон»:
Аспекты онтопоэтики (философия трагедии)
Проанализируем его в системе, образованной максимальным числом содержательных параметров, объективно воплотившихся в созданном автором художественном мире. Эта система реализована в поэтической структуре, имитирующей внутренний закон жизни, открываемый поэтом и наиболее важный для него в понимании той или иной стороны жизни. Форма познания глубинного закона бытия и форма убедительности — эстетически гармонизированная, способная обнаружить существование закона как идеи жизни во всех общих и частных проявлениях бытия. Элементы поэтики произведения выступают в таком случае именно в качестве эстетического обобщения самого бытия.
Следовательно, чтобы понять максимально объективное, наиболее адекватное замыслу и наиболее поддающееся адекватной интерпретации содержание стихотворения, необходимо проанализировать его поэтику по всем (по возможности) ее компонентам.
В стихотворении «Сон» во многом определяющей его неповторимость является форма лирического высказывания. Это повествование, что вообще характерно для Лермонтова. Поэт вводит лирику (переживание) в эпос, или наоборот, эпос (повествование) в лирику, что неизбежно приводит к эффекту полноты в изображении образа мироздания, где объединяются объективное и субъективное начала, движение сюжета как эпического события и движение сюжета как развития переживания, внешние и внутренние формы бытия. Эпическая четкость в изложении событий во «Сне» сочетается с элементами описаний, такими же четкими и точными, как и сами элементы описательной структуры («полдневный жар», «глубокая рана», «желтые вершины», «родимая сторона» и т. д.). Такая четкая и простая (на первый взгляд) форма создает эмоциональную готовность к любому проявлению чувства, возможной его глубине и неординарности.
Сюжет с элементами загадочности, тайны, намека, сюжет в эмоциональном контексте, сюжет с трагическим исходом — балладный, новеллистический. Это рассказ о взаимопроникновении судеб, о мистическом единстве двух людей, находящихся далеко друг от друга. Внутри рассказа идет развитие лирического переживания, которое обозначить очень трудно. Оно порождается повествовательно-описательной структурой и несет на себе отпечаток вселенского масштаба. Полдневный жар, палящее солнце, уступы скал, желтые вершины, рана, мертвый сон — тяжелое, неподвижное чувство. А где-то на другом краю земли — веселый разговор и задумчивость, грусть, теплое индивидуальное человеческое переживание. И снова — чистая повест- вовательность как знак совершившейся трагедии, предотвратить которую невозможно:
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
На пересечении двух снов в повествовании рождено главное чувство стихотворения — сверхчувство, метачувство, объединяющий всю эстетическую структуру центр.
В эстетической системе это противоречивое единство создается хронотопом сна. Сон — состояние вне времени. Следовательно, событие и переживание запечатлеваются как момент вечности. Разорванное единство — знаковое выражение содержания стихотворения, формула его символики.
Категория сна необычайно многозначна в стихотворении. Она, безусловно, входит в образную систему, являясь выражением эмоционального состояния личности. Это, конечно, и элемент лирического хронотопа — переживание вглубь и по времени и по пространству. Это и категория идеальности, мечты, покоя, создающая основной принцип композиции стихотворения.
Это и категория пророчества, свойственная всей поэзии Лермонтова, мучительная и трагическая для него. Сон — состояние ни жизни, ни смерти, совершенно особое, в котором мобилизованные внутренние силы действуют независимо от воли человека в одновременном бытии прошлого, настоящего и будущего.
В анализируемом стихотворении сон — не только особое временное и пространственное состояние, в котором преломилось мироздание во всех его параметрах: индивидуально-личностном, духовно-всеобщем, природном. Это своеобразный лермонтовский «магический кристалл». Поэтому не случайно, что, становясь мотивом, охватывая собой все эстетические компоненты произведения, сон удваивается, утраивается («сон в кубе» — Вл. Соловьев), умножается калейдоскопически и становится композиционно организующим началом. На фоне развития этого мотива во всей лирике Лермонтова «Сон» с его центральным объединяющим мотивом сна не как сновидения, а как провидения говорит о громадной силе личности, которая в жизни была лишена самой большой ценности, определяющей счастье человека, — любви — много раз была разочарована в любви (см., например, стихи о любви «К*. — Я не унижусь пред тобою» или «Она была прекрасна, как цветок», «К* — Оставь напрасные заботы», «И скучно, и грустно.», «Отчего.», «Нет, не тебя так пылко я люблю.» и т. д.), но тем не менее знает «духовными очами» (А. С. Пушкин), что любовь — главное.
«Сон» — стихотворение-трагедия в форме балладно-новеллистического сюжета. Композиционно текст стихотворения организуется по принципу контраста и умножения эстетических центров: мотивов сна, духовного прозрения и смерти.
Но не менее важна и словесно-тканевая структура, которая представляет собой калейдоскоп звукописи, варьирующей эмоционально-звуковой состав знаковых слов — «жар», «сон», «рана», «труп», «кровь», «грудь», «грусть». Сквозные звуковые мотивы идут от начала стихотворения до конца.
Один ряд: жар — лежал — жгло — желтые — меж юных жен — погружена — лежал. Ключевые слова «лежал» и «жена».
Другой ряд: с свинцом — на песке — уступы — скал — тесни- лися — спал — сном — снился — стороне — веселый — вступая — сон — снилась. Ключевые слова «сон» и «спал».
Еще один ряд: в груди — рана — кровь — мертвым — родимой — разговор — грустный — погружена — труп — рана — кровь — струей. Ключевые слова «рана» и «кровь».
Далее: Дагестана — песке — спал — не вступая — Дагестана — дымясь — рана. Ключевое слово «Дагестан».
Еще ряд: полдневный — в долине — глубокая — по капле — юных — младая — долина — в долине — лилась. Ключевое — «долина».
Те мелодии, которые мы видим на фонетическом уровне, гармонируют с лексическим рядом: жар — рана — жена — кровь — мертвый — труп — кровь, составляющим основу смыслового сюжета стихотворения.
Они гармонируют также с семантическими парами: с свинцом в груди — спал мертвым сном; в полдневный жар — солнце жгло; спал я — и снился мне; шел разговор веселый — но в разговор веселый не вступая и т. д.; с внутренними рифмами: жар — лежал; в груди — один; скал — спал; дымилась — точилась; дымясь — лилась.
Это все элементы гармонизации поэтического текста. Ту же функцию выполняет и ритмика стихотворения, в особенности повторы строк с аналогичными пиррихиями. В первой строфе это 1 и 4 строки, во второй строфе 2 и 3 строки; в третьей строфе все последние три строки, в четвертой — опять последние три строки, а в пятой происходит возврат к первой строфе.
Если принять, что вторая строфа развивает содержательно картину, нарисованную в первой, то получается композиционная замкнутость не только по содержанию строф, но и по их ритмике.
Итак, все эстетические компоненты стихотворения органично объединены философской концепцией трагичности, основанной на контрасте бытия вечных ценностей и земной смертности, препятствующей воплощению этих ценностей. Единство эстетической системы «Сна» держится также на пророческой сущности человеческого духа, способного чувствовать «душу родную» даже в разлуке и в разных земных мирах. Особое же значение этого стихотворения подчеркнуто было В. Соловьевым, увидевшим в нем предсказание Лермонтовым собственной гибели. (Соловьев, В. С. Лермонтов. — С. 388—389).
Важность для лермонтовского творчества стихотворения «Сон» определяется еще и тем, что все его контрасты уже находятся в поэзии этого художника — контрасты любви, природы, времени, пространства, пророчества, удивительная метатекстовая совмещенность антиномий, которая может существовать только в единственной вневременной и внепространственной форме — во сне. Сюда, в сон, перемещает поэт свою невоплощенную мечту, такую необходимую для истинно прекрасной жизни, но такую безнадежную в реальности.
Итак, обратившись к лирике Лермонтова в целом, можно сделать следующие выводы.
1. Лермонтов — русский поэт по пониманию трагического положения России, по духу постоянных поисков и, наконец, по тому гуманному чувству, которое всегда кроется в глубине его произведений.
2. Внеэстетическая действительность для Лермонтова — бесконечность и вечность мира, приобретающая смысл только в согласии с глубиной и бесконечностью человеческой личности. Эта внеэстетическая действительность объективно прекрасна, однако жизнь внеэстетическогно человека духовно противоречива и трагична. Поэтому конфликт личности с миром разрушает либо мир, либо личность. Философское содержание конфликта личности с миром уходит у Лермонтова в самые глобальные проблемы религиозного бытия, в борьбу божественного и демонического начал, откуда проистекают почти все вопросы, возникающие у лермонтовской личности. В целом лирику Лермонтова характеризует космическая тема с фаустовской рефлексией лирического героя.
3. Эстетическое содержание лирики Лермонтова представляет собой образно-композиционную модель философско-религиозного смысла внеэстетической действительности, как она открывалась индивидуальному взгляду Лермонтова. Эстетическая модель мира в поэзии Лермонтова развивается в концептуальной системе архетипов, весьма разнообразно функционирующих и приобретающих в этой модели индивидуально-поэтический характер. Таков архетип дома-вселенной, архетип ребенка — знака чистоты и гармонии души, архетип дерева — вечного покоя и свободы, архетипы стихий — символов мироздания (огня, во ды, воздуха, земли). Перечисленные архетипы — знаки тех нравственных вершин, к которым стремится лермонтовский «человек ищущий» и которыми он измеряет свою требовательность к мирозданию. Эти архетипы реализованы в эстетической системе с помощью дифференцированной конкретики образной системы, в том числе и устойчивых антиномий (небо — земля, звезда — бездна, свет — тьма, покой — буря и т. д.), а также с помощью композиционных конструкций, организующих художественную форму поэтического произведения так, как это необходимо для создания адекватного авторскому представления о мире.
6. Масштабность художественного мира Лермонтова не противоречит историзму его произведений, где его лирический герой-современник приобретает статус «судьи и гражданина».
7. Трагичность мироощущения, бунтарство, рефлексия, бесконечное страдание, готовность к гибели, — все эти дисгармонические состояния личности тем не менее воплощаются в абсолютной, универсальной гармоничности эстетических систем лермонтовских стихов. И это тот самый процесс трансформации действительности внеэстетической в эстетическую, который является сущностью творчества. Именно он преобразует трагичность и ожидание смерти в утверждение жизни, безнадежность и пессимизм в уверенность и оптимизм. Факт превращается в артефакт, позволяющий утверждать старую истину (Платон, Кант, Шеллинг, в России Жуковский, Белинский ) — искусство всегда нравственно, эстетическое и нравственное тождественны.
Лермонтовская энциклопедия «СОН» («В ПОЛДНЕВНЫЙ ЖАР В ДОЛИНЕ ДАГЕСТАНА…»)
Проблематика
В стихотворении поднимается несколько важных для каждого человека проблем.
Темы, настроение и проблемы
Тематика и проблематика стихотворения «Сон» будут дополнены, если в этом есть необходимость, о которой стоит сообщить Многомудрому Литрекону в комментариях.
Проблема одиночества человека остается неразрешенным открытым вопросом. Герой рождается и умирает совершенно один. Даже любимой нет рядом, он лишь в ее сне, но не с ней.
Система образов
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сон» два главных образа:
Главным персонажам противопоставляются второстепенные герои. «Юные девы», собравшиеся на «вечерний пир», красивы, веселы и беспечны.
Образный ряд продолжается образом природы. Полдневный жар, горячий песок, желтые вершины гор, палящие лучи солнца — детали пейзажа дополняют общую картину трагических событий.
Центральные персонажи
Центральными персонажами являются рассказчик и девушка.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Тема
Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.
Композиция
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.
С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле.
Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.
Жанр
Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части — это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.
Средства выразительности
Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:
Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.
Вариант 2
Лермонтов много писал об отчужденности и тоске, городской скуке и об одиночестве. Не раз писатель ассоциировал себя с лирическим героем. Как и в стихотворении «Сон», поэт скорее пишет про себя, так как он чувствует какое-то непонятное волнение и тревогу.
История создания
М. Ю. Лермонтов, находясь второй раз в ссылке, работал над стихотворением «Сон» — это 1841 год. Когда поэт писал свои произведения, окружающие его люди замечали, что фразы и слова Лермонтова пророческие, но писатель не обращал на это внимания.
Со стихотворением «Сон» произошла мистическая история, многие люди связывают его со скорой гибелью Лермонтова. Умер поэт в этом же году, и как будто напророчил собственную гибель. Никто и подумать не мог, что Мартынов, товарищ Михаила Юрьевича, не откажется от дуэли и доведет свое намерение до конца, убив друга за злословие.
Жанр, направление и размер
Лермонтов использует довольно распространенный и простой размер написания – ямб. Для окраски и придания некоторым словам акцента, поэт чередует женскую и мужскую рифму и использует перекрестную рифмовку.
Образы и символы
Лирический герой рассказывает сон, где видит себя со стороны уже мертвым. Он лежит в жаркой пустыне, в долине Дагестана. Теряя сознание, он погружается в миражи: пир, вечер, родимая сторона. На этом балу, который так и светится огнями, происходит разговор юных девушек о лирическом герое. Но одна дама думает о своем и не ведет с ними беседу. Героине также снится сон: пустыня, долина Дагестана и лирический герой. Он уже был мертв, в его груди дымящаяся рана.
Разделенные расстоянием молодые люди очутились рядом в последний час его жизни. К сожалению, этот час близости лишь демонстрирует им весь трагизм положения. Вместе со своей жизнью, он теряет свою любимую, она же теряет его. Оба во сне видят то, чего желают — друг друга. В этой мистической зарисовке есть важные символы, которые создают настроение стихотворения.
Солнце – это символ жизни, которая покидает героя, но в то же время остается после него. Он уже умер, а лучи продолжают свою созидательную работу и щедро рассыпаются золотом по долинам. От его смерти в мире ничего не изменилось, и от осознания ненужности этой жертвы читатель начинает грустить.
Скалы и пустыни – печальный вид, вселяющий тоску. Это одинокое место контрастирует с суетой города и бала, где люди веселы и беспечны. Этот контраст очерчивает пропасть между поэтом и обществом. Он чувствует себя выжженной пустыней, думает о смерти, а его окружение беспечно веселится вдали от него, и лишь одна душа живет в унисон с героем – его избранница.
Темы и настроение
Лермонтов продолжает свою тему одиночества: лирический герой, отчужденный от общества, от мира, один покидает свой родной край с высоко поднятой головой, не оборачиваясь назад. И только лишь душа его испытывает тоску по дому, по взаимопониманию, которое было возможно лишь с одной девушкой.
Любовь. Она предстает в виде духовной близости людей, которая связывает их даже на расстоянии. Страсть приобретает таинственную волшебную силу и погружает девушку в сон, где провидение показывает ей участь возлюбленного.
Настроение в стихотворении печальное, грустное. Читателю остается лишь сожалеть об утрате и сочувствовать той девушке, которая не дождется героя, даже не узнает, где можно почтить его память. Он навсегда остается заложником своей внутренней пустыни, так и не впустив в нее любовь.
Основная идея
Лирический герой не успел соединиться с родственной душой при жизни, он погибает одиноким и непонятым, но духовная близость с женщиной, которая думает о нем на балу, выходит за рамки действительности, оставляя героине последний прощальный привет.
Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.
Средства художественной выразительности
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Они передают все одиночество лирического героя, и волнения его души.
Эпитеты: «полдневный жар», «желтые вершины», «грустный сон», «хладеющей струей».
Наводят одновременно страх и грусть некоторые метафоры, используемые автором: «Глубокая, еще дымилась рана», «И в грустный сон душа ее младая / Бог знает, чем была погружена», «Уступы скал теснилися кругом».
Вариант 3
За свою недолгую творческую карьеру Михаил Лермонтов сочинил очень много интересных произведений. В них он высмеивал свое окружение, выступал против самодержавия и тирании, делился своими сокровенными желаниями, воспевал красоту окружающего мира. В 1841 году поэт написал стихотворение «Сон», оно относится к позднему творческому периоду литератора и появилось незадолго до его смерти. Михаил Юрьевич как раз пребывал во второй ссылке на Кавказе и словно предчувствовал свою гибель.
Содержание стихотворения «Сон»
Анализ «Сна» Лермонтова показывает, насколько ему было больно и одиноко. В этот период поэт в основном писал саркастичные и острые стихотворения, в которых негативно отзывался о царском режиме. Михаил Юрьевич понимал, что на военной карьере придется поставить крест, но и как писателю ему не дадут проявить себя. Данное произведение выделяется среди остальной неприкрытой горечи, обидой и страданиями, которые переживал в то время М.Ю. Лермонтов.
«Сон» — трагичное лирическое стихотворение, в нем главный герой лежит в жаркой дагестанской долине с пулей в груди. Жизнь потихоньку уходит из его тела, и вот человек, теряя сознание, видит необычный сон. Герою чудится, будто он дома, на одном из светских приемов, где прекрасные девушки радостно обсуждают его персону и лишь одна из них не участвует в беседе, а погрузившись в сон, видит картину, где его труп лежит в солнечной долине Дагестана.
Совпадение или пророческий дар?
Анализ «Сна» Лермонтова заставляет задуматься, знал ли о своей скорой гибели автор или же его стих посвящен неизвестному солдату. Многие современники поэта утверждали, что поэт имел пророческий дар, время от времени он ронял какие-то странные фразы, которые в будущем сбывались. «Сон» является отнюдь не единственным произведением, в котором писатель зарифмовал предсказания о своей судьбе. Возможно, Михаил Юрьевич действительно мог заглянуть в потусторонний мир, не зря же его привлекало все мистическое, необычное, литератор очень трепетно относился к приметам и знакам судьбы.
Сюжет
Сюжетная линия стихотворения развивается последовательно.
Истекающий кровью человек лежит «на песке долины», истекая кровью. На его груди зияет глубокая рана. Умирающему снится странный сон.
Далее следует содержание сна. Герой видит родную сторону, праздник, огни, веселящихся людей, вспоминающих о нем в разговоре. И только одна девушка грустна и печальна. Ее душа, погруженная в «грустный сон», тоскует о любимом.
Последняя часть стихотворения передает содержание жуткого сна красавицы. Сюжет стихотворения «Сон» статичен. События не развиваются: все происходит в одно и то же время.
Композиция
Произведение состоит из пяти четверостиший, и делится на три смысловые части:
Подобную композицию можно назвать зеркальной. Герой видит во сне девушку, во сне которой отражается реальная картина происходящих с ним событий.
Художественное своеобразие произведения
Жуткая картина смерти в стихотворении М Ю. Лермонтова не воспринимается как трагедия. Мы чувствуем, что герой переходит в некое состояние вечного покоя.
В тексте нет ни восклицательных предложений, ни риторических вопросов. Герой умирает в одиночестве, а читатель слышит скупые короткие фразы: «лежал один я», «и солнце…жгло меня», «спал я мертвым сном». Ни боли, ни негодования, ни отчаяния.
Далее изображается веселый пир, и опять поражает отсутствие эмоциональности: «Шел разговор веселый обо мне».
Влюбленная девушка, увидевшая во сне труп возлюбленного, не рыдает и не бьется в истерике. Ее сон поэт называет просто «грустным».
Плавность повествования и тщательно отобранная лексика создают у читателя ощущение сна, после которого наступит пробуждение.
История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Средства художественной выразительности
Достаточно сложный смысл произведения выражается автором минимальным количеством средств художественной выразительности. Однако каждый троп наполнен глубоким содержанием.
Поэт использует тропы:
Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтов «Сон»
Вариант 1
Произведения, созданные М. Ю. Лермонтовым за тридцать лет его творчества, включают в себя не только прославление бородинской победы и любовь к отчизне; в них он говорит о свободе, о судьбе поколений, о назначении поэта, о бессмысленных кровопролитиях, поисках истины. А между этими стихами мелькают острые эпиграммы, стихотворные шутки, добрые стихи Лермонтова о любви, и рассказы о самой заветной мечте – о преодолении одиночества.
Оно не описывает биографических событий из жизни Лермонтова, а рассказывает о его настроениях на языке поэтических образов. Это как будто взгляд автора в свою собственную судьбу. Но с уверенностью можно сказать, что основной идеей произведения стала главная мечта автора — обретение душевной гармонии и истинной любви.
Стихотворение «Сон» можно разделить на две части. В первой части мы видим пейзажное изображение юга Дагестана:
«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я…
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины…»
Т.е. автор рисует суровый и тягостный пейзаж, выступающий как враждебная, убивающая сила. Каменные скалы окружают умирающего героя подобно тюремным стенам.
Вторая часть начинается описанием пира, явившегося герою во сне:
«И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж южных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне».
«Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…»
Стихотворение «Сон» построено довольно сложно. Оно имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем:
«И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей».
Таким образом, автор показывает нам сюжет произведения два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.
Б.М. Эйхенбаум, исследуя жанровое своеобразие лермонтовского «Сна», назвал его построение зеркальным: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…».
Это стихотворение открывает путь простому прямому слову, точно передающему состояние души, без всяких прикрас и масок.
Вариант 2
«Сон» был написан Михаилом Юрьевичем во время второй ссылки на Кавказ в 1841 году. Лермонтов не раз писал стихотворения, предсказывающие будущее, например “Пророк” Лермонтова. Его друзья отмечали, что поэт мог в компании друзей сказать какую-нибудь фразу, которой никто не придавал значения, а она вскоре сбывалась. Лермонтов действительно обладал неким даром ясновидения. Вот и «Сон» он написал в предчувствии скорой гибели.
Основной особенностью построения стихотворения является кольцевая композиция. Вначале лирический герой погружается как бы в сон. На самом деле он умирает. В этом сне он видит, как возвращается домой, где молодые женщины обсуждают его персону. Среди них есть девушка, которая тоже уснула и в своем сне видит, как лежит на земле тело ее возлюбленного. Получается сон во сне.
На самом деле это были всего лишь мечты Лермонтова, так как у него не было возлюбленной, которая ждала бы его дома. Но поэт всегда об этом мечтал. Размер стихотворения «Сон» можно определить, как пятистопный ямб. Лермонтов при написании использовал перекрестную рифму. Стихотворение написано в несвойственной Михаилу Юрьевичу манере, оно полностью пронизано мистицизмом и фатализмом.
Вариант 3
Ничто так не касается наших сердец, как произведения, повествующие о жизни, любви, горечи. Одним из таких шедевров мы смело можем назвать стихотворение Лермонтова «Сон». В нем, как и во многих других, автор раскрывает свою любимую тему – отчужденный герой, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Простым «Сон» назвать никак нельзя. Автор, используя сухую речь, где нет никакой эмоциональности, передает нам точное представление о происходящем.
Все стихотворение пропитано ощущением грани между жизнью и смертью. Тема сна дала возможность наиболее сильно раскрыть этот момент. Человек еще жив, но, находясь в состоянии забвения, он медленно переходит в другой мир. Тоска и одиночество, как будто тянуться в это состояние, чтобы уйти от той безысходности. Даже символика стихотворения подтверждает это.
День, когда происходит все, — символ жизни, а герой ее покидает. Здесь можно увидеть, как тьма буквально пожирает свет, как горечь и печаль медленно надвигаются на еще живое сознание героя. Сложно понять где реальность, а где уже состояние забвения. Первые строки повествуют о ситуации, когда человек находится при смерти, но после все мысли направляют нас в мир, который создан разумом, воспоминаниями.
Приятно, читая стихотворение, самому погружаться от мира, раздумывать о всем происходящем. А ведь это обычная ситуация.
Так много мужчин были убиты, а их жены, матеря, сестры все ждали возвращения любимых. Я думаю, каждый для себя взял что-то свое. Кто-то углубился в историю любви и проникся ею, кто-то задумался о жизни и ее конце. Главное, что все мы смогли подчеркнуть для себя новое и вспомнить, и осознать забытое старое. Особенно нужно отметить наличие трех снов: сон умирающего, в нем сон о девушке и сон самой девушки. Эта сложная структура несете в себе видение двоих влюбленных, как будто они, чувствую приближающийся конец, видят друг друга. С другой стороны, на это можно смотреть как на предвидение событий. Так или иначе здесь есть связь. И герой, и девушка мылено вместе.