Основные группы трактовки политики

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Политика Основные группы трактовки политики. head. Основные группы трактовки политики фото. Основные группы трактовки политики-head. картинка Основные группы трактовки политики. картинка head. СубстанциальныеОсновные трактовки политики

Субстанциальные

Социологические

Вопрос.

Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике

Лекция № 5

1. Основные трактовки политики в истории политической мысли. Происхождение и структура политики.

2. Виды политики и функции политики.

3. Соотношение политики с моралью, правом, экономикой.

«Политика» – одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. На протяжении веков в истории политической мысли понятие политики интерпретировалось по-разному. Существует несколько традиций, подходов к определœению понятия «политика».

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повсœедневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.

Российские политологи В.П. Пугачев, А.И. Соловьев выделяют три группы определœений, подходов к пониманию политики:

3. Научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

СоциологическиеСубстанциальныеНаучно сконструированные
экономическиевластнаядеятельностные
стратификационныеинституциональныетелœеологические
правовыеантропологическиесистемные
этическиеконфликтно-консенсусные

Социологические определœения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на:

а) Экономические определœения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

Определœения политики в духе экономического детерминизма гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всœего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. По этой причине с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

б) Стратификационные дефиниции трактуют политику как соперничество определœенных общественных групп:

– классов и наций (марксизм)

– заинтересованных групп – за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).

В случае если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и развитие, и в частности она представлена в плюралистических концепциях демократии, трактующих политику в современном демократическом государстве как соперничество разнообразных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.

в) Правовая трактовка рассматривает политику, государство производными от права и прежде всœего от естественных, присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав человека: на жизнь, свободу, безопасность, собственность прав, лежащих в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики – ее контрактивистские («общественного договора») теории, представленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант.

В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Οʜᴎ рассматривают право как порождение политики, государства. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целœесообразности.

Нормативный подход выражается в стремлении людей, общества «окультурить» политику, внести в неё нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. По этой причине нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.

2. Субстанциальные определœения:

ориентируются на раскрытие первоосновы, из которой состоит политика. В этой группе определœений существуют несколько трактовок политики.

а) властная трактовка политики:

Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределœение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Один из основателœей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 ᴦ. характеризовал политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».

Читайте также

Субстанциальные Социологические Вопрос. Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике Лекция № 5 1. Основные трактовки политики в истории политической. [читать подробенее]

Субстанциальные Социологические Вопрос. Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике Лекция № 5 1. Основные трактовки политики в истории политической. [читать подробенее]

Источник

Политика: понятие и его основные интерпретации. Предметное поле полит. науки (в соответствии с решением экспертов ЮНЕСКО)

Политика включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.

Политика – это деятельность социальных групп, а также выражающих их волю и интересы организаций и индивидов, порождаемая борьбой за власть или реализацию власти с целью удовлетворения их потребностей, которые формулируются в политических идеалах и программах, фиксируются политическими нормами и отношениями.

Как отмечал Макс Вебер, “понятие политики имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. (валютная политика банков, школьная политика городской или сельской общины, политика умной жены, которая стремится управлять своим мужем). Руководство по Веберу – управление в социальной среде. Вся политика у него сводилась лишь к проблемам социального управления.

Известный французский политолог Р. Арон, выделял следующие трактовки политики:

1) понятие «политика» используется для обозначения концепции, программы действия по поводу власти, а то и самого действия (политика Ришелье). Это программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом. На английском языке это «policy». В этом смысле политика обозначает и управление: «молодежная политика», «образовательная политика» и др.

3) термин «политика» означает институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиций, определенный властный строй сообщества, способ его властной организации. Политика – это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти; но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого сообщества. По-английски «polity». Эта трактовка самая популярная.

Субъект политики – носитель власти, управляющая или властвующая сторона.

Объект политики – на что направлена властно-управленческая деятельность.

Субъекты политики: индивид, общность, соц институт (политическая партия, управляющая своими членами и сторонниками). Когда в качестве субъекта политики выступает гос-во, тогда появляется гос политика.

1948г. Год рождения политической науки, теперь она существует как международно признанная. Группа экспертов ЮНЕСКО сделала политическую науку междкнародно признанной. Они хотели через распространение полит науки уберечь мир от ужасов 1 половины 20 века. В 1948г они делают полит науку обязательной во всех университетах. Но возникает вопрос: что должно в нее входить?

1 вариант – Американский. Принцип прагматизма, вопросы подготовки избирательной компании, воздействие на общественное мнение, меньше философии- больше конкретики.

2 вар – Европейская традиция. Если человека научить чему-то хорошему, нельзя обойтись без теории, нужно изучить материал от Платона до Вебера. Название: был принят американский вар ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА. У европейцев был вариант- полит социология.

Предмет политической науки:

1. Политическая теория: а) политическая теория (современная); б) история политических идей (до 1948).

2. Политические институты: а) конституция; б) центральное управление (органы власти национально-гос уровня); в) региональное и местное управление (но не МСУ); г) public administration (гму); д) экономические и социальные функции управления; е) сравнительное изучение политических институтов (осуществляющие властно-управленческие функции).

3. Партии, группы и общественное мнение: а) политические партии; б) группы и ассоциации; в) участие граждан в управлении и администрировании (выборы и т.д.); г) общественное мнение (полит сегмент).

4. Международные отношения: а) международная политика (взаимодействие между гос-вом и официальными структурами (НАТО)); б) политика и международные организации (неправительственные (фонды, зеленые)); в) международное право.

В настоящее время в мире нет единой, всеохватывающей политической науки. давно дифференцировалась на большое количество дисциплин, потенциал и инструментарий которых используется в зависимости от характера политического объекта и задач его исследования. Ключевым предметом исследования в политической науке является власть, властные отношения в государственной, социальной, экономической, идеологической и иных сферах жизни общества, участие людей в политике. В России с 20-х до середины 80-х гг. XX в. политика изучалась преимущественно в русле официальной, государственно-партийной парадигмы.

Из наиболее важных проблем, разрабатываемых и изучаемых современной политической наукой, можно выделить следующие:

– закономерности выражения и реализации интересов социальных групп и индивидов в политике, воздействия политических институтов и организаций на общество;

– динамика политических процессов и систем в различных цивилизационных средах, развитие сравнительной политологии;

– способы достижения и поддержания политической стабильности в обществе, анализ политических конфликтов, поиск путей их мирного и справедливого урегулирования;

– легитимация власти в ее различных проявлениях;

– политическая социализация и участие граждан в политической жизни, влияние политической культуры на политические процессы и деятельность людей, тенденции развития политического сознания, политическое лидерство;

– процесс принятия политических решений, политическая коммуникация в обществе;

– политическая идеология, деятельность и тенденции развития политических партий и движений;

– глобальные и региональные проблемы мировой политики;

– политическая прогностика, моделирование политических процессов, политологическая экспертиза социально-экономических и иных программ развития общества.

Источник

Лекция № 1: Понятие политики, структура, функции и трактовки политики

Лекция № 1: Понятие политики, структура, функции и трактовки политики

Понятие политики

Структура и функции политики

Границы политики в обществе

Тоталитарная и анархистская, либеральные и кейнсианские трактовки политики

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА?Политология, как следует уже из самого названия, — это на­ука о политике. Поэтому наличие правильных и ясных представле­ний о политике — первейшее условие глубокого осознания пред­мета политологии, ее особенностей и содержания.

Понятие политики

Многообразие определений политики.«Политика» — одно из наиболее распро­страненных и многозначных слов в рус­ском языке, да и в других язы­ках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководи­теля государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

В. Группа научно сконструированных трактовок политики.

· Деятельностные, телеологические и системные определения

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения, которые характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

Такая ин­терпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определе­ние целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики.

Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в системном анализе.

Так, один из основоположников теории поли­тических систем Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» — воздействия общества на политику и функции «вывода» — влияния политической системы на общество.

К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и при­влечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением [Более подробно об этих функциях см.: Основы политической науки: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. Ч. 2. М, 1993. С. 85—88].

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Какова же область распространения политики и существуют ли пределы ее проникновения в общество?

Границы политики в обществе

· Область распространения политики

Вопросы для самоконтроля

4. Особенности научно сконструированных со специфической интерпретацией политики определений.

5. Смысл понятий полиси, полити, политикс. Элементы и уровни политики. Основные функции политики.

6. Насколько велика область распространения политики? Почему подвижны ее границы?

7.Тоталитарная, анархистская, либеральная и кейнсианская трактовки политики.

Задания и упражнения

1. Известный древнегреческий государственный деятель и военачальник Перикл говорил: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Как бы вы истолковали слова Перикла?

2. Аристотель назвал политическую науку королевой наук. Какой смысл великий мыслитель вкладывал в эти слова?

3. Выдающийся государственный деятель Германии фон Бисмарк считал, что нельзя быть свободным от политики. Согласны ли вы с этим?

4. Михаил Бакунин, один из идеологов анархизма в XIX веке, писал об основном принципе всякой политики: «Он (этот принцип) ужасен, но реален. Это преступление. Только с помощью преступления можно создать, укрепить и сохранить государственную власть, но с того момента, когда преступление начинает служить орудием государства, оно становится добродетелью. Таков великий принцип Макиавелли, таков и вечный принцип политической борьбы всех минувших, настоящих и грядущих государств». Какова ваша оценка приведенной позиции? Может ли политика основываться на других принципах?

Темы рефератов

1. Политика как наука и искусство.

2. Соотношение политики и права.

3. Мораль и политика.

4. Выдающиеся ученые-мыслители о политике.

5. Место и роль сравнительного метода в изучении политики.

Обязательная литература

1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев – М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.– С. 8-44.

3. Политология: учебник / Под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань: Издательство Казанского университета, 1999. – С. 5-18, 36-45.

4. Политология. Курс лекций (3-е издание, переработанное и дополненное). – М.: Зерцало, 1999. – С. 26-73, 11-123, 477- 509.

5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Раздел I. С. 5-50.

Лекция № 1: Понятие политики, структура, функции и трактовки политики

Источник

Краткий курс лекций по политологии (стр. 1 )

Основные группы трактовки политики. pandia next page. Основные группы трактовки политики фото. Основные группы трактовки политики-pandia next page. картинка Основные группы трактовки политики. картинка pandia next page. СубстанциальныеИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Основные группы трактовки политики. 1502572854ro2c. Основные группы трактовки политики фото. Основные группы трактовки политики-1502572854ro2c. картинка Основные группы трактовки политики. картинка 1502572854ro2c. Субстанциальные

Краткий курс лекций по политологии

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА.

1.Объект, предмет и структура политической науки.

Объект, предмет и структура политической науки

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Но эту сферу общественной жизни, как известно, изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфическим углом зрения, или, как говорят, имеет свой предмет изучения. Каков же предмет политологии, т. е. какие стороны политики, политической сферы общества она изучает?

Предметом политологии является феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения.

Общая характеристика политологии как науки предполагает краткое упоминание о системе ее понятий и категорий.

Понятия и категории в обобщенной форме отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Они есть главный конструкционный элемент любой научной теории. Следовательно, категории и понятия политической сферы общественной жизни и отражают наиболее существенные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики. Иными словами, содержание объекта и предмета политологии получает свое развернутое отражение в системе понятий и категорий данной науки.

К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, политическая система общества, политический институт, государство, политическая партия, общественное движение, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура. Основными понятиями, раскрывающими динамические аспекты политической реальности, являются: политическая деятельность, политическое действие, политическое решение, политический процесс, революция, реформа, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политическое лидерство, политическое поведение, политическое участие.

Основными закономерностями в политологии являются наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти.

Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки.

Ко второй группе относятся политико-социальные закономерности. Они характеризуют развитие политической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Кстати будет заметить, что в отечественной политологии эта закономерность не получила должной разработки, что привело к дефициту необходимых рекомендаций и мер по стабилизации политической жизни.

Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью. Наибольший интерес в данной группе представляют связанные с достижением и удержанием власти политическим лидером закономерности.

Всю совокупность политологических проблем можно сгруппировать по отдельным разделам, которые составляют элементы структуры политологии. К основным элементам структуры политической науки относятся следующие:

1) теория политики, представляющая собой введение в эту науку и рассматривающая философско-методологические основы политики и политических отношений, формирования и развития политической власти в современном обществе;

3) история политических учений и политическая идеология, изучающие генезис политической науки, содержание различных социально-политических доктрин и концепций, их роль и функции в политическом процессе;

4) теория управления социально-политическими процессами, изучающая цели, задачи и формы управления обществом, регулирования процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни;

5) теория международных отношений, рассматривающая межгосударственные аспекты проявления и реализации властных отношений;

6) сравнительная политология.

Основными функциями политологии являются методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологическая.

Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории и образцов организации практической политической деятельности.

Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обыденного к научно-теоретическому уровню, формирование ценностных ориентиров, помощь в определении политической позиции гражданина, группы, партии.

Политология использует любые методы, применяемые наукой. Однако на деле не все приемы и способы исследования имеют для политологии одинаковую значимость. Наиболее важные и часто используемые политологией методы можно подразделить на три группы.

Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический метод по праву занимает одно из центральных мест в политической науке, во многом определяет специфику политической социологии.

Одним из наиболее широко применяемых более частных проявлений является культурологический метод, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.

На протяжении всего периода своего существования политическая наука во многом базируется на нормативном, или нормативно-ценностном, методе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение.

В отличие от нормативного подхода функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т. п. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивистской ориентации исследователя.

Специфическим развитием и качественным обогащением функционалистских установок выступает бихевиористский метод, претендующий на максимальную научность в политических исследованиях по сравнению с другими методами. Бихевиоризм требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп.

К функционалистски, позитивистски ориентированным методам примыкает структурно-функциональный метод. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями.

Суть системного метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы.

Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, т. е. государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Антропологический метод во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как кадрового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и др.).

Психологический метод сходен с антропологическим методом в требовании исходить в политических исследованиях из человека. Однако, в отличие от антропологизма, он имеет в виду не человека как представителя рода, а конкретного индивида, что предполагает учет его родовых качеств, социального положения и особенностей индивидуального развития. Этот метод реагирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Его специфическим развитием выступает социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включения в социальные группы, а также на исследование психологических характеристик групп, классов, малых групп, толпы и т. п.

Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида жизни, овеществленной деятельности, как циклического процесса, его определенные стадии (этапы).

Критическо-диалектический метод ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее движения, социально-политических изменений.

Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, электоральных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Субстанциональный (онтологический) метод требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую, качественную определенность политики.

Исторический метод издавна используется в политологии и других общественных науках. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

Использование всех названных и некоторых других методов первой (в нашей классификации) группы позволяет дать разнообразные, всесторонние характеристики политической реальности. Однако арсенал познавательных средств политологии не исчерпывается общими методами исследования политических объектов. Он включает и вторую группу методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами. В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.

Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. К ним относятся: использование статистики, прежде всего электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; наблюдение, осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или же наблюдение поведения людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и другие.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

1.Многообразие определений политики: основные трактовки.

2. Составные части, элементы и уровни существования политики.

4.Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

Многообразие определений политики: основные трактовки

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т. д.

Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельности, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

Стратификационные (социальные) определения политики трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).

В истории политической мысли, в том числе и среди современных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики.

Они считают политику, государство производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и, прежде всего государства, как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.

Этические определения политики ярко проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага.

Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага.

Субстанциальные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существует несколько трактовок политики.

Конфликтно-консенсусные определения политики. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.

Группа научно-сконструированных трактовок политики: деятельностные, телеологические и системные определения.

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп, классов, наций, государств и т. п.) и сознательный, целенаправленный характер.

Итак, рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Составные части, элементы и уровни существования политики

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

В политике можно выделить основные элементы:

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

3) институты власти и борьбы за нее;

Составными частями политики являются: политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психология людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политические лидеры, элиты, группировки и т. д.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д.

Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т. п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

В идеале общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере конкретные потребности реализуются с помощью органически присущих ей методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются экономической системой с помощью материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики. Она выполняет не свойственные ей функции, вмешиваясь в различные сферы гражданского общества, зачастую подменяя его. Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов, имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. Эти общества формируют внешнюю мотивацию деятельности (страх, насилие), совсем не развивают внутреннюю мотивацию личности (интересы и потребности).

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияние на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

Политика как деятельность государственных органов власти, политических партий и общественно-политических движений может осуществляться только в определенных правовых границах, при функционировании системы права.

Право представляет собой одну из нормативных систем, регулирующих общественные отношения, действия и поведение людей, функционирование общественных организаций и государственных органов Право характеризуется общеобязательностью его правил и норм, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки. Правовые нормы и требования закрепляются в официальных документах государства. Они определяют меру свободы и обязанности людей, их объединений, государственных органов. Право направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования всего общественного организма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *