Основные подходы к трактовке личности

Основные подходы к пониманию личности в отечественной психологии

В отечественной социальной психологии сложилось множество подходов к пониманию личности. Рассмотрим основные их них.

1) Комплексный подход к изучению личности был сформулирован и развит известным советским психологом Б.Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. По его мнению, индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами.

Ананьев считал, что в изучении человека как личности особо выделяется:

статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);

общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;

мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;

мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);

Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

2) Деятельностный подход к изучению личности был разработан одним из известных советских психологов – А. Н. Леонтьевым. По его мнению, деятельность человека порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (Леонтьев, 1975, с. 173). В концепции Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характеристике личности. Как вы помните, главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы, а иерархические связи мотивов образуют ядро личности.

3) Структурно-динамический подход к изучению личности объединяет ряд психологических теорий, в основе построения которых лежит принцип структурности. К данному подходу можно отнести точку зрения К.К. Платонова, согласно которому структура личности состоит из четы­рех подструктур:

1) Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются как ее моральные черты. Данная структура включает в себя: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение. Подструктура направленности личности наиболее социаль­но обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

2) Индивидуальный социальный опыт личности, объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру, разъясняет Платонов, иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко назвать опытом.

3) Индивидуальные особенности психических процессов че­ловека, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем тренировки и упражнения.

4) Биологически обусловленная подструктура, в которую входят типологические свойства (темперамент), возрастные и половые свойства личности. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру, считает Платонов, можно называть биопсихической.

По мнению Платонова, подструктуры эти различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний, именно по выбору этих подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной.

Общая психология концен­трирует свое внимание на трех подструктурах: биологической (пол, возраст, темперамент), психологической (память, эмоции, мыш­ление) и социального опыта (знания, навыки, умения, привыч­ки), а на долю социальной психологии остается четвертая под­структура направленности (убеждения, мировоззрение, личност­ные смыслы, интересы).

4)С позиции социальной психологииважным является рассмотрение точки зрения А.В. Петровскогона понимании личности.Личность рассматривается им не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации. Им выделяются три основных процесса:

1) адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;

2) индивидуализация – как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности;

3) интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.

Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. А.В. Петровский выделяет три блока в структуре личности:

1) интраиндивидуальная подсистема – качества, присущие индивидуальному субъекту (индивидуальность личности);

2) интериндивидуальная подсистема – пространство межиндивидуальных связей, представленность личности в системе межличностных отношений;

Основные подходы к трактовке личности. edugr4. Основные подходы к трактовке личности фото. Основные подходы к трактовке личности-edugr4. картинка Основные подходы к трактовке личности. картинка edugr4. В отечественной социальной психологии сложилось множество подходов к пониманию личности. Рассмотрим основные их них.

3) метаиндивидная подсистема – это предетавленность личности в других людях, что тем самым влияет на ее поведение, самоопределение и т.д.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *