Основные толкования в исламе

30 важнейших фактов об исламе, которые должен знать каждый

Основные толкования в исламе. 371786 INNERRESIZED600 600 3. Основные толкования в исламе фото. Основные толкования в исламе-371786 INNERRESIZED600 600 3. картинка Основные толкования в исламе. картинка 371786 INNERRESIZED600 600 3. Интересные факты об исламе

Интересные факты об исламе

Что такое ислам? Что означает слово «мусульманин»? Кто является автором Священного Корана? Подобными вопросами обычно задаются те, кто начинает изучать религию ислам или же просто проявляет интерес к другим конфессиям. Сегодня вашему вниманию мы представим 30 фактов об исламе, которые помогут раскрыть истинную сущность ислама, а также обогатить свой багаж знаний.

1. «Ислам» означает «покорность» или «подчинение». «Салам» (что означает «мир») является корнем слова «Ислам». В религиозном контексте слово «ислам» означает «стремление достичь мира, добровольно отказываясь от своей воли ради истинной воли Бога».

2. «Мусульманин» означает «кто-либо или что-то, что подчиняется истинной воле Бога». По этому определению все в природе (включая деревья, животных, планеты и т.д.) является «мусульманами», потому что они находятся в состоянии подчинения Божьей воле. Другими словами, они выполняют цель, ради которой они были созданы Богом.

4. Ислам основан на пяти столпах: 1. Свидетельство, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад – Его пророк. Чтобы стать мусульманином, человек должен произнести это публично и на арабском языке. 2) Исполнение ежедневной пятикратной молитвы. 3. Закят – ежегодная очистительная подать в пользу неимущих в размере 2,5% от избыточного капитала. 4. Пост в месяц Рамадан. 5. Паломничество в Мекку хотя бы один раз в жизни,
при наличии физических и финансовых возможностей.

5. Ислам основан на шести столпах веры: Это основные убеждения, которые необходимо иметь, чтобы считаться истинным мусульманином. 1) Вера в Единого Бога. 2) Вера в Божьих пророков. 3) Вера в священные писания, раскрытые Моисею, Давиду, Иисусу и Мухаммаду. 4) Вера в ангелов. 5) Вера в Судный день и будущая жизнь. 6) Вера в судьбу и предопределение.

В русском языке Его чаще всего называют «Богом». Однако Иисус говорил на другом языке, обращаясь к Богу по имени Элохи. Являются ли «Бог» и «Элохи» разными богами? Многие латиноамериканцы называют Бога «Диосом», и многие французы говорят «Дье». После этого логически следует, что люди, которые называют Бога именем Аллах, т.е. по-арабски, имеют в виду самого Бога.

Фактически, многие арабские евреи и арабские христиане называют Бога «Аллахом». И слово «Аллах» написано на арабском языке на стенах многих арабских церквей и на страницах арабских Библий. Таким образом, хотя понимание Бога может от вероисповедания к вероисповеданию различаться, различные имена, используемые для описания Его, не меняют того факта, что один Создатель Вселенной является Богом всех людей.

7. Исламская концепция Бога состоит в том, что Он любящий, милосердный и сострадательный. Ислам также учит, что Он всезнающий и совершенный судья всех наших дел, и будет наказывать (или прощать) соответственно. Однако Аллах однажды сказал Мухаммаду: «Моя милость превыше моего гнева». Поэтому Ислам учит балансу между страхом и надеждой, защищая мусульман от самодовольства и отчаяния.

9. Ислам учит, что в Судный день каждый человек будет воскрешен и будет держать ответ перед Богом за каждое свое слово и поступок. Следовательно, практикующий мусульманин всегда стремится быть праведным, надеясь и молясь о принятии своих дел.

14. Исходный арабский текст Корана не содержит недостатков или противоречий и не был изменен с момента его откровения.

15. Первые Кораны, записанные в седьмом веке н.э., полные и неповрежденные, демонстрируются в музеях в Турции и других местах по всему миру.

То же самое можно сказать и о некоторых мусульманских группах и так называемых «исламских государствах» в отношении исламских текстов. Хотя в Исламе, в отличие, например, от католической Церкви, нет Папы в качестве первоисточника, тем не менее, есть признанные институты и ученые, которые анализируют, обсуждают и приходят к разумным решениям через процесс, известный как «фикх» (исламская юриспруденция).

Есть много других форм джихада, которые гораздо более актуальны для повседневной жизни мусульманина, таких как борьба против лени, высокомерия, скупости, собственного эго или против соблазнов сатаны и т.д. Что касается так называемых аятов о «священной войне» в Коране, то тут необходимо отметить два пункта:

1. Термин «священная война» не появляется ни в арабском тексте Корана, ни в каких-либо классических учениях ислама.

2. Подавляющее большинство стихов в Коране, касающихся насилия, относятся к военному положению, в котором мусульманам было разрешено защищаться от насильственной агрессии. Любой разумный, интеллектуальный анализ контекста и исторических обстоятельств, связанных с этими аятами, который часто игнорируются экспертами или экстремистами, доказывает, что это правда. Другие аяты о насилии в Коране касаются прекращения угнетения, смертной казни и тому подобного.

21. В исламе женщины не являются угнетенными. Любой мусульманин, который угнетает женщину, не следует Исламу в полной мере. Среди многих слов Пророка Мухаммада (мир ему), в которых высказываются слова в защиту прав и достоинств женщин, есть его высказывание: «. среди вас лучшие те, кто хорошо относится к своим женам».

22. Ислам предоставляет женщинам много прав в семье и в обществе. Среди них есть право зарабатывать деньги, право на финансовую поддержку, на владение имуществом, на образование, на наследство, на доброе отношение к себе, на голосование, на свадебный подарок, на сохранение своей девичьей фамилии, на поклонение в мечети, на развод и т.д.

23. Мусульманские женщины носят покрывало (хиджаб) во исполнение Божьего указания одеваться скромно. Этот тип скромного одеяния носили религиозные женщины на протяжении всего времени.

24. В исламе запрещены принудительные браки, убийства чести и заточение женщин в их домах. Эти практики основаны на глубоко укоренившихся культурных традициях и/или в отсутствии истинных исламских знаний. Браки по договоренности допускаются в Исламе, но не являются обязательными. Фактически, одним из условий действующего исламского брачного контракта является взаимное согласие обеих сторон на брак. И развод допустим, если соблюдаются исламские принципы, которые защищают права всех сторон, особенно женщин и нерожденных детей.

Согласно ортодоксальному исламу, это кощунственные убеждения, которые противоречат богословию, определенному в Коране и других текстах. Сторонники «Нации Ислама» придерживаются некоторых исламских принципов, которые смешиваются с другими практиками и убеждениями, совершенно чуждыми подлинному исламскому учению.

30. За последние 1400 лет мусульманские интеллектуалы внесли существенный вклад в области физики, медицины, математики, химии, астрономии, философии и географии. Особенно ярко это проявилось в средние века, период, обычно называемый «Золотым веком ислама».

Он даровал миру такие светила науки, как Джабир ибн Хайян (считается отцом ранней химии), аль-Хорезми (один из отцов алгебры), аль-Захрави (отец хирургии), аль-Рази (отец педиатрии), Ибн Сина (один из величайших ученых-медиков в истории), Джабир ибн Афла (его труды дали толчок к распространению тригонометрии в Европе), Ибн Рушд (возродил учение Аристотеля) и Ибн Халдун (отец современной социологии, историографии, демографии и экономики). Их вклад в науку, в конечном счете, помог Европе вступить в эпоху Возрождения.

Источник

Исламские течения и их отличия

Нижеприведенную статью я написал для всех тех, кто хочет узнать, какие бывают течения в исламе и чем они друг от друга отличаются. Она предназначена для широкого круга читателей. Статья не претендует на научную работу. Это разрозненная информация, собранная с разных ресурсов. В частности, с Википедии и Исламской энциклопедии (http://islamist.ru/).

Маликитский мазхаб.
Распространение: Северная Африка.
Источники права: 1. Коран. 2. Сунна. 3. «Деяния мединцев». 4. Фетвы[3] сподвижников. 5. Кыяс (суждение по аналогии), истислах (независимое суждение ради пользы). 6. Садд уз-Зарайи: какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред, должны быть запрещены.

Шафиитский мазхаб.
Распространение: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария.
Источники права: 1. Коран и Сунна как единое откровение. 2. Иджма[4] как дополнение к Корану и Сунне, если в первых нет полной ясности. 3. Кыяс используется только для выбора нужного материала из предыдущих источников. Истихсан[5] полностью отвергается. 4. Принцип выведения правового решения на основе свободного суждения о его общественной пользе или на основе норм обычая (урф).

Ханафитский мазхаб.
Распространение: Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Крым, Татарстан, часть Дагестана и др.
Источники права: 1. Коран. 2. Сунна (при тщательном отборе хадисов). 3 Иджма сахаба[6] – единодушное мнение сподвижников пророка. 4. Индивидуальные мнения сподвижников пророка. 5 Кыяс (суждение по аналогии). 6. Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения. 7. Урф (местный обычай).

Ханбалитский мазхаб.
Распространение: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман.
Источники права: 1. Коран и Сунна. 2. Правовые решения (фетвы) сподвижников пророка. 3. Мнения мурсал и хадисы-даиф. 4. Кыяс и истисхал[7]. 5. Иджма. 6. Истисхаб[8].

Несмотря на то, что основа исламского законодательства – Коран, между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. Разногласия касаются второго по важности источника исламского права – хадисов. Например, в ханафитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах запрещено есть мясо вороны, тогда как в маликитском – разрешено. В ханафитском и ханбалитском мазхабах женщине запрещается отправляться в хадж без мужа, а в других – разрешается. И так далее.

Ваххабизм.
Религиозно-политическое движение в исламе. Сами они себя называют «салафия». Это направление в исламе, появившееся в XVIII веке по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Он выступил с призывом вернуться к чистоте первоначального ислама. Он подверг суровому осуждению народные религиозные представления и практики, например, такие как культ святых и паломничество к их могилам. Подробности по данной теме можно прочесть здесь: Есть информация, что ваххабизм создали англичане, чтобы уничтожить Османскую империю изнутри.
Ваххабизм можно разделить на умеренный и радикальный. Радикальные формы выражаются в объявлении джихада неверным, шахидстве и совершении терактов. Хотя представители этого направления отрицают строгое следование определенному мазхабу, небольшая его часть относится к ханбалитскому мазхабу. Среди людей сложилось ошибочное мнение, что если человек чаще выполняет какие-то религиозные обряды, то он ваххабит. А на деле этот человек просто проявляет свою религиозность.
Основные отличия ваххабизма:
— строгое соблюдение принципа таухида (единобожия);
— критика всеобщего таклида – слепого следования какому-либо одному мазхабу;
— признание понимания саляфов как единственно правильного в толковании атрибутов и имен Аллаха;
— вера в то, что грех человека выводит его из религии;
— считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммеда;
— отрицают необходимость духовенства;
— отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком.
Ваххабиты являются противниками паломничества к могилам исламских праведников. Не приемлют суфизм. Протестуют против всех последующих инноваций (после трех поколений последователей пророка), считая их привнесенными извне.

Суфизм.
Суфизм – эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность. Его принципы могут разделять как сунниты, так и шииты.
Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, очищении сердца от всего наносного, но на практике он зачастую подразумевает существование организаций-орденов (тарикатов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.
Первыми суфиями считают аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце 8 – начале 9 вв., которые стремились постичь «тайный» смысл коранического откровения, участвовали в бдениях, принимали обеты, соблюдали дополнительные посты. Им было свойственно эсхатологическое отношение к жизни: равнодушие к богатству и лишениям, отказ от социальной активности.
Отличительные признаки суфиев:
— почитание умерших учителей;
— возведение мавзолеев умершим;
— молитвы на могилах умерших;
— экстатические пляски суфиев;
— концепция растворения суфия в Боге.

Шииты-двунадесятники (иснашариты, итнашариты, итхнашариты, имамиты).
Преобладающее направление в шиизме.
Распространение: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан.
Признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али ибн Абу Талиба. По преданию, Аллах почитал Али за равного Мухаммеду. Ангел Джабраил перепутал Мухаммеда с Али, так как они были похожи.
Иснашариты убеждены, что все аяты Корана (и хадисы) имеют явные, так и тайные смыслы. Тайные смыслы пророк Мухаммед передал членам своей семьи.
Кроме того:
— верят в непогрешимость 12-ти имамов;
— повеления имамов расцениваются как повеление Аллаха;
— толкование Корана ведомо только 12-ти имамам;
— отвергают хадисы сподвижников пророка Мухаммеда.

Исмаилиты (семеричники).
Совокупность религиозных движений в шиитской ветви, восходящих к концу VIII века. Название свое получили от имени сына шестого имама Джаффара ас-Сидика – Исмаила, которого отец лишил законного наследования имамата.
Распространение: Индия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Танзания, Кения, страны Персидского залива, Иран, Ливан, Сирия.
Численность: около 15-20 млн. человек.
Исмаилиты верят, что Исмаил – седьмой «скрытый» имам, который в нужный момент объявится как мессия-Махди. Некоторые исмаилиты считают, что седьмым имамом следует считать сына Исмаила – Мухаммеда.
Согласно одной из философско-теологических догм, Аллах время от времени вселял свою сущность в пророков (пророки-натики, т.е. «проповедники»): Адама, Ноя, Авраама, Иисуса и Мухаммеда. Их сопровождали «самиты (т. е. толкователи проповеди пророков). При Моисее это был Аарон, при Иисусе – Петр, при Мухаммеде – Али.
Между появлениями пророков-натиков миром последовательно правят семь имамов. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика – Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после чего в мире воцарится божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.
Подробности по ссылке: http://chakhma.narod.ru/badakhshan/ismaili.htm.

Алавиты.
Ветвь крайних шиитов. Возникла в IX веке. Название связано с обожествлением Али ибн Абу Талиба.
Распространение: Сирия, Турция, Ливан, Израиль.
Численность: около 3,7 млн. человек.
Эта некая смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. Алавиты считают Али богом, а Мухаммеда – его посланником. Есть не вполне достоверные данные, что главная священная книга алавитов – «Китаб аль-Маджму, которая содержит 16 сур и является подражанием Корану. Согласно некоторым специалистам, основа вероучения – представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммед и Салман аль-Фарси (сподвижник пророка). Почитают Фатиму, дочь пророка, и супругу Али – как бесполое существо из света аль-Фатир.
По мнению алавитов, Бог являлся в образе человека семь раз: Адам, Нух, Якуб, Муса, Сулейман, Иса и Мухаммед. Все это – воплощение Али. Почитают также Ису, христианских апостолов и ряд святых. Празднуют Рождество и Пасху. На богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Используют христианские имена.
Алавиты верят в переселение душ. Намаз они совершают два раза в день. Ритуальное омовение вообще отсутствует. Пост же длится полмесяца. Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.
Существуют 4 основные конфессиональные организации: поклоняющиеся Луне, Солнцу, утренней и вечерней заре. Поклонники Солнца полагают, что Али произошел из сердца Солнца, а поклонники света, что он произошел из глаза Солнца. Другие отождествляют его с Луной.

Алевиты.
Субэтническая, религиозная и культурная община.
Распространение: Турция, Албания, Болгария.
Численность: 3-25 млн. человек.
Поскольку алевиты вынуждены скрывать свою веру и про свои взгляды рассказывают с неохотой, информация про них достаточно скудная. Теории происхождения алевитов спорны. Многие алевиты считают, что их традиции восходят к первоначальному исламу и двенадцати имамам. Другие видят алевизм как вид шиитской теологии. Третьи указывают на православное влияние.
Ключевые принципы алевитов включают:
— любовь и уважение ко всем людям;
— уважение к другим религиям и этническим группам;
— уважение к рабочим людям.
Как и шииты, они почитают Али и двенадцать имамов. У них отсутствует традиция посещения мечетей и поста в месяц Рамадан. Место религиозного поклонения – джемы – специальные дома. Церемония состоит из музыки и танцев, символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе. В своих ритуалах используют курдский и турецкий языки. Намаз и пост строго не соблюдают.

Друзы.
Этноконфессиональная группа арабов. Ответвление исмаилитов.
Распространение: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания.
Численность: 1,5 млн. человек.
Ветвь возникла в IX веке под влиянием проповедников-сторонников египетского правителя Хакеми.
Друзом становится тот, кто придерживается своей традиционной религии и чей отец и мать – друзы. Друзов возглавляют уккаль (умные, знающие), которые руководят массой верующих. Высшие духовные авторитеты – аджавид – совершенные.
Друзы верят в переселение душ. Для души определены понятия, близкие к пониманию кармы. Молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной. Пост заменен периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвященным. Милостыня (закят) не регламентирована и воспринимается как взаимопомощь. Отмечают только два праздника: праздник жертвоприношения и траурный день Ашура.

Ахл-е Хакк (ярсан, Али-Илахи).
Ветвь крайне шиитского мистико-гностического толка. Появились в конце XIV в.
Распространение: Иран, Ирак, Турция.
Численность: 1-2,2 млн. человек.
Верят в семь последовательных воплощений Божества в людях. При этом вторым воплощением божества после Аллаха признается Али ибн Абу Талиб. Ахл-е Хакк верят в перевоплощение, в ходе которого люди получают воздаяние за свои поступки. Ожидают скорого пришествия «обновителя мира», «владыки эпохи». Считают, что спасение достигается через самосовершенствование под руководством духовного наставника. Единой священной книги у них нет.

В шиизме существует джафаритский мазхаб, которому следуют шииты-двунадесятники. Есть два направления в джафаритском фикхе – усулитский и ахбаритский. Источников права в усулитском направлении четыре – Коран, Сунна, иджма (согласованное мнение джафаитских правоведов и акл (разум). Источников права ахбаритского направления два – Коран и Сунна.

Третье течение в исламе, возникшее после Сиффинской битвы[10] 657 года, в период смуты между мусульманами. Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. На сегодняшний день последователями хариджизма являются ибадиты.

Ибадиты.
Распространение: Оман, Алжир, Тунис, Ливия.
Численность: более 1 млн. человек.
Сами себя хариджитами не считают. Вели борьбу против халифата. Создали свои имаматы.
Имамом по мнению ибадитов может быть любой мусульманин. Допускают существование одновременно нескольких имамов в разных частях мусульманского мира, которых избирал совет шейхов тайным голосованием. Признают только двух первых халифов – Абу-Бакра и Умара. Коран считают сотворенным. Но некоторые разделяют мнение суннитов об извечности Корана. Согласно их учению, мусульмане не увидят Бога в Раю, так как он не ограничен ни пространством, ни временем. Кто попадет в Ад, тот будет находиться там вечно. Имеют свои собственные хадисы. Большинство соответствуют суннитским. Но численность ибадитских – меньше.

И, наконец, последнее исламское течение – кораниты. Считается, что происхождение свое ведут со времен правления Аббасидов. Представитель мутазилитской школы калама[11] – юрист и богослов Ибрахим ан-Наззам критически относился к авторитету хадисов и отвергал «единогласие» (иджма) ученых-богословов своего периода.
Данных о численности и распространении этого течения мне найти не удалось. Известно, что основателем современного коранизма был Аслам Джайраджпури – индийский профессор арабского языка. Он оказал большое влияние на Гулам Ахмеда Первеза, известного пакистанского ученого, который считал себя учеником и другом Аслама.
Кораниты считают Коран единственным источником мусульманского права. Среди кораниов существуют разные подходы к ритуальной практике, в частности к ежедневным молитвам, а также к толкованию сур.
Основные отличия:
— отрицание необходимости хиджаба у женщин или бороды у мужчин;
— возможность участия женщин в литургической практике в качестве имамов;
— допущение многоженства только при условии усыновления сирот;
— выступления против необходимости Хаджа;
— ненужность обрезания.

Идейные течения.
Кадариты – приверженцы одного из исламских мировоззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершенных поступках, и Бог не принимает в этом участия.
Джабариты – в противоположность кадаритам – признавали Аллаха единственным подлинным действователем, причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей.
Ашариты – представители одного из направлений мусульманской теологии. Ашариты признавали извечное существование некоторых божественных атрибутов, отрицали сотворенность Корана, признавали возможность лицезрения праведниками Бога в потустороннем мире.
Муджассимиты – в исламе общее название последователей различных мировоззренческих школ, представлявших Аллаха в телесном виде.
Мутазилиты – представители первого крупного направления в мусульманском учении свободомыслия. Исповедовали пять принципов: 1. Справедливость Аллаха выражаться в свободе человеческой воли. 2. Строгое единобожие отрицает наличие божественных атрибутов. 3. Если Бог дарует покорным рай и отправляет грешников в ад, то, следовательно, ничто и никто не может изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. 4. Мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим. 5. Мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом.
Мурджииты – общее название приверженцев различных исламских мировоззренческих школ. Считают, что грех человека не имеет отношения к его вере, и не наносит ей вреда. Мурджиизм противопоставлялся хариджизму.
Матуридизм – школа вероубеждения, одна из суннитских школ калама. Наряду с аятами Корана и достоверными хадисами, использовали «доводы разума». Считали, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека, то есть человек сам совершает поступок, но при помощи Божьей силы. В отличие от мутазилитов, признают, что праведники могут увидеть Аллаха в Раю. Коран считают несотворенным Божьим словом. Убеждены, что даже не покаявшийся за свои грехи мусульманин не останется в аду навечно.

Гулат – термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки пророка Мухаммеда по линии Али ибн Абу Талиба – шиитские имамы – обладают качествами божественности.
Виды сект (гулаг):
— Алавиты – верят в троицу айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммеда и Салама аль-Фарси.
— Алевиты – верят, что Али был представителем Бога, а не Мухаммед.
— Базигиты – верили, что шестой имам Джафар аль-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.
— Гурабиты – верили, что Али был внешне похож на Мухаммеда, поэтому Джабаил ошибочно предоставил пророчество Мухаммеду.
— Жамийты – верили, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.
— Кайсаниты – верили в имамат, который после смерти Хусейна ибн Али перешел на Абу аль-Касима Мухаммеда ибн Ханафия; после его смерти распались на несколько мелких групп.
— Яфуриты – верили, что некий Муаммар из Куфы был богом.

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий список всех течений. Я привел лишь основные, и те, что доступны в интернете. Надеюсь, информация окажется полезной для того, чтобы получить хотя бы поверхностное представление о том, насколько многочисленны и разнообразны течения в исламе, насколько о многолик.

[1] Хадис – предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.
[2] Акида – мусульманское вероубеждение, форма раскрытия имана, «символ веры».
[3] Фетва – в шариате (фикхе) правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу, выносимое муджтахидом, улемом, муфтием, факихом или алимом (или уполномоченным государственным органом из улемов), основываемое на принципах толкования шариата (фикха) и на прецедентах мусульманской юридической практики, исходя из иджмы как одного из корней фикха.
[4] Иджма – согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.
[5] Истисхан – в фикхе – вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии.
[6] Сахаб – сподвижники пророка Мухаммеда, которые виделись с ним и уверовали в него, то есть стали мусульманами (до конца своей жизни).
[7] Истислах – в исламском праве – метод выведения фетвы на основе свободного суждения о полезности его для всего общества в тех случаях, когда невозможно вывести предписание из основных источников исламского права.
[8] Истисхаб – исламский рационалистический принцип извлечения правового решения, согласно которому «любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся ясные признаки этих изменений».
[9] Алиды – потомки Али ибн Абу Талиба.
[10] Сиффинская битва – сражение между армиями халифа Али и армией сирийского правителя Муавии.
[11] Калам – в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *