Основные трактовки понятия политика

5.Основные трактовки политики как общественного явления.

Существуют различные трактовки политики:

1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных, как авторитарное распределение ценностей, как способ регулирования конфликтов.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.

7. Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.

6. Признаки и виды политики.

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики: 1. экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере; 2. социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе; 3. национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами; 4. культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни; 5. государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства.

по уровням: 1. местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района); 2.региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации); 3.общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом; 4. международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене; 5.мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему: 1. стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса; 2.тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений. по функциям государства (по области распространения): 1.внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства; 2. внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

Источник

Политика: понятие и трактовки

Политика как общественный феномен. Основные трактовки политики

Политика: понятие и трактовки

Термин «политика» (греч politika – гос. и общественные дела, polis – город-гос-во) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве под названием «Политика».

1. Политика – это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей. (Макс Вебер)

2. Политика – область отношений м/д классами общества, их отношения к гос-ву как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики (В.И. Ленин)

3. Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика (Освальд Шпенглер)

4. Политикаборьба интересов, маскируемая под борьбу принципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды (Амброз Бирс)

5. Политика – это процесс управления (О. Ренни)

6. Политика – властное распределение ценностей внутри общества (Дэвид Истон)

Как мы видим, каждое из этих определений отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и сложностью его познания. Обобщая различные трактовки, политику можно определить как: «деятельность социальных групп и индивидов, направленную на обретение, организацию и исполнение власти, как инструмент саморегулирования общества».

Политика выступает в единстве 3-х взаимосвязанных аспектов:

1. Как сфера общественной жизни;

2. Как один из видов активности социальных субъектов

3. Как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами)

С чем отождествляется политика? Широкий и узкий смысл политики

1. Категория политики тождественна с категорией государства, т.к. к области политики принадлежит, в первую очередь, сфера деятельности государственного аппарата. Кроме того вмешательство государства в жизнь общества носит политический характер (в узком смысле политика – это государство);

2. Политика отождествляется с категорией власти/управления, как способности одних людей навязывать волю другим, как правило, в рамках государства. Общество фактически делится на управляющих и управляемых (понимание политики через власть/управление – это широкий смысл понимания).

Основные подходы (трактовки) к опрелению термина «политика»

— теория естественного права;

— теория общественного договора;

— теория народного суверенитета;

— теория разделения властей;

— теория гражданского общества и правового государства.

Уровни осуществления политики:

Низший (или микроуровень): включает в себя решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидуумами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями;

Локальный (или мезоуровень): требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона или области государства;

Национальный (или макроуровень): занимает центральное место в теории политики, определяется положением государства как основного института распределения ресурсов;

Международный (или мегауровень): основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства, объединные в международные организации (НАТО, ООН, АСЕАН).

Функции политики: Что под ними подразумевают? То, как политика влияет на жизнь каждого конкретного человека, общество в целом, что она дает.

функция стабильности: политика разрабатывает проекты будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы

мобилизующаяфункция: обеспечивает реализацию эффективной деятельности путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

рационализаторская функция: политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или разрешает.

функция политической социализации: политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.

гуманитарная функция: выражается в гарантиях прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

Источник

Сущность, происхождение и основные трактовки политики.

Происхождение. Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Основные трактовки политики.

1. Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. В этом случае политология – дисциплина, однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.

2. Политология – точная наука. Политология – единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные методы.

3. Политология – общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д.

Власть- сущность и основные конепции.

Концепции

(ведущие

представители)СодержаниеТеологическая

(ученые-богословы)Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человекаБиологическая

(Ф. Ницше)Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человекеБихевиоризм

Г. Лассуэль)В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активностиПсихоаналитическая

(З. Фрейд, К. Хорни)Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознаниемСтруктурно-функциональная

(Т. Парсонс)Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)Социальная

(потенциально-волевая) (К. Маркс.)Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волюДуалистическая(М. Дюверже)Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции

Основные трактовки понятия политика. image052. Основные трактовки понятия политика фото. Основные трактовки понятия политика-image052. картинка Основные трактовки понятия политика. картинка image052. Существуют различные трактовки политики:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Основные трактовки понятия политика. image021. Основные трактовки понятия политика фото. Основные трактовки понятия политика-image021. картинка Основные трактовки понятия политика. картинка image021. Существуют различные трактовки политики:

Источник

Основные трактовки политики

Субстанциальные

Социологические

Вопрос.

Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике

Лекция № 5

1. Основные трактовки политики в истории политической мысли. Происхождение и структура политики.

2. Виды политики и функции политики.

3. Соотношение политики с моралью, правом, экономикой.

«Политика» – одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. На протяжении веков в истории политической мысли понятие политики интерпретировалось по-разному. Существует несколько традиций, подходов к определению понятия «политика».

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.

Российские политологи В.П. Пугачев, А.И. Соловьев выделяют три группы определений, подходов к пониманию политики:

3. Научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

СоциологическиеСубстанциальныеНаучно сконструированные
экономическиевластнаядеятельностные
стратификационныеинституциональныетелеологические
правовыеантропологическиесистемные
этическиеконфликтно-консенсусные

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на:

а) Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

Определения политики в духе экономического детерминизма гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

б) Стратификационные дефиниции трактуют политику как соперничество определенных общественных групп:

– классов и наций (марксизм)

– заинтересованных групп – за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).

Если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и развитие, и в частности она представлена в плюралистических концепциях демократии, трактующих политику в современном демократическом государстве как соперничество разнообразных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.

в) Правовая трактовка рассматривает политику, государство производными от права и прежде всего от естественных, присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав человека: на жизнь, свободу, безопасность, собственность прав, лежащих в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики – ее контрактивистские («общественного договора») теории, представленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант.

В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, государства. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности.

Нормативный подход выражается в стремлении людей, общества «окультурить» политику, внести в неё нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.

Основные трактовки понятия политика. edugr4. Основные трактовки понятия политика фото. Основные трактовки понятия политика-edugr4. картинка Основные трактовки понятия политика. картинка edugr4. Существуют различные трактовки политики:

2. Субстанциальные определения:

ориентируются на раскрытие первоосновы, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики.

а) властная трактовка политики:

– политика – это действия, направленные на власть: ее обретение, удержание и использование.

Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера обществ. И гос. Управления. Политика как особый вид деятельности.

Структура, функции и методы современной политологии.

Методы исследования в политологии: 1.институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение; 2.исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего; 3.поведенческий – исследование полит поведения конкретного лица; 4.системный – политика как целостное общественное явление; 5.нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека; 6.сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.

Функции политологии: 1.познавательная – исследует и объясняет политические процессы;

Инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии; 3.прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества; 4.воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.

Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера обществ. И гос. Управления. Политика как особый вид деятельности.

Основные трактовки сущности политики.Субстанциональная трактовка.Политика рассматривается как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению власти;Институционная. Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство, однако есть вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах;Социологическиая. Общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации потребностей;Телеологическая. Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется;Конфликтно-консенсусные трактовки рассматривают политику как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.

Поли́тика — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

Политика – совокупность взаимоотношений индивидов и социальных групп, связанных с завоеванием, удержанием и использованием власти в целях реализации своих интересов. Целенаправленная деятельность людей в сферах властных, государственных, классовых, национальных отношений.

6.Субъекты политики. Политические отношения, их институлизация. Субъекты политики— это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями.Политические отношения–отношения, складывающиеся между классами, соц. группами, нациями, гос-ми по поводу их участия в организ-ии, осуществлении и развитии полит. власти, которая определяет направление, содержание и цели развития общества.Политическая институализация– процесс образования, закрепления и признания основными политическими институтами политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения.Полит-ая институализация: 1)1857 Г. Ф. Лейбер начал читать курс лекций по политической теории в Колумбийском университете (США). 2) 1871 Открытие Независимой школы политической науки в Париже.3)1880 г.Открытие Высшей школы политической науки в Колумбийском университете. 4)Основание Лондонской школы экономической и политической науки. 5)1903 г Основание Американской ассоциации политических наук. 6) 1907 гВыход в Германии «Журнала политической науки». 7) 1949 г.Создание под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки.

8.Политическая власть: понятие, структура, функции. Политическая власть ― это возможность и способность политического субъекта оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого – либо средства: авторитета, права, насилия. Структура власти: 1)Источники власти. (авторитет, сила, закон, богатство, знания, соц-ный и полит-й статус и т.д).; 2)Субъект власти субъект политики, добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле; 3)Объект власти – явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на управление которыми по закону направлена дет-ть властей; 4)Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Функции власти: поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия (консенсуса); принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; управление делами общества.

9.Субъекты и объекты политической власти. Ресурсы и механизмы реализации власти. . Субъект власти – субъект политики, добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле(социальные общности,государство, полит партии и организации,. правящие элиты, бюрократия, толпа) Объект власти – субъект политики, характеризующий­ся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта. Ресурсы власти (РВ)– это все те средст­ва, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. РВ по характеру воздействия и сферам влияния: 1)информационно ― идеологические. Власть влияет на мировосприятие личности, с помощью СМИ (телевидения, радио, газет, и т.д.); 2)нормативные. Власть влияет на поведение личности путём изменения норм и правил взаимодействия индивидов. 3)утилитарные. Власть может воздействовать на условия существования людей, удовлетворяя или ограничивая их повседневные запросы и требования. 4)принудительные. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным. 5)эмоционально-психологические ресурсы. Внутреннее состояние человека, использование в своих интересах его чувств, настроений, эмоций. (национальные и религиозные чувства). Механизмы реализации власти: Легитимность— положительная оценка, принятие власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться. Ле­гальность власти юридическое обоснованиевласти, ее законность, соответствие правовым нормам. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

11.Функционирование полит-ой власти в РБ. Механизм представляет собой сложную структуру, в центре которой стоит политическая система, осуществляющая управление различными сферами жизни общества. Ее главными элементами являются: государственный аппарат, политические партии(На территории страны официально зарегистрировано 15 политических партий.) и общественно-политические организации и движения. Гос. Аппарат включает в себя три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть в республике осуществляет Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подчинено Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

13. Полит. Режим. Сравнительный анализ типов полит. Режимов. Политический режимэто совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе. Выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Тоталитаризм– это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. (в первые в Италии в 1922). Авторитаризм-политический режим, отличающийся неограниченной властью одного лица (группы лиц) или государственного органа. Демократический режим.Для демократии характерны следующие признаки: 1.признание народа первоисточником власти; 2.равенство всех перед законом и судом; 3.наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; 4.решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на защиту своих интересов, равные возможности участия в политической жизни для всех граждан; 5.разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;6.право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии и др.

14.Основные направления формирования развития политической системы Республики Беларусь. К основным направлениям развития политической системы РБ следует отнести:более четкое соблюдение принципа разделения властей;повышение роли парламента;усовершенствование механизмов включения политических партий в систему власти; создание более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой;совершенствование отношений государства с частным предпринимательством;повышение уровня правовой и политической культуры.

16.Правительство и государственный аппарат. Органы исполнительной власти на местном уровне. Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Ис­полнительную власть возглавляет и осуществляет прави­тельство центральный орган государственного управле­ния. Правительство (Совет Ми­нистров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председа­тель), а в отдельных странах — глава государства. Правитель­ство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответ­ственно перед Парламентом. В РБ Правительство формирует Прези­дент, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премь­ер-министра. Совет министров РБ состоит из премь­ер-министра, четырех его заместителей, 24 министров и 12 предсе­дателей госкомитетов. Министры и председатели госкомите­тов осуществляют организацию всей повседневной работы по управлению конкретными процессами жизнедеятельности общества. Исполнительная власть обеспечивает исполнение Кон­ституции, законов Парламента и декретов, указов и распоряжений Президента. Основные функции Правительства: руководство системой подчиненных ему органов госу­дарственного управления; разработка основных направлений внутренней и внеш­ней политики и их реализации; проведение единой гос политики; разработка республиканского бюджета и отчет о его ис­полнении; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, за­щите интересов государства, национальной безопаснос­ти и обороноспособности, охране собственности и об­щественного порядка, борьбе с преступностью; организация управления государственной собственнос­тью.) Местное управление и самоуправление вРБ осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы террито­риального общественного самоуправления, местные референ­думы, собрания и другие формы прямого участия в государ­ственных и общественных делах. Система местного управления: областные, районные, го­родские, поселковые, сельские исполкомы.Актуальная задача для местных органов власти — обес­печение устойчивого и комплексного развития регионов.

20.Законодательная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов законодательной власти в современном мире. Законодательная власть — система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства. Порядок формирования парламента зависит от его структуры: Однопалатный парламент формируется всеобщим избирательным правом граждан. Двухпалатный парламент, где нижняя палата избирается гражданами прямыми всеобщими выборами при тайном голосовании, верхняя палата формируется по территориальному принципу. Парламент выполняет следующие функции: законодательную(принятие законов); представительную( В Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые от имени народа принимают законы и представлять интересы граждан); контроль(Парламент контролирует деятельность исполнительной власти, что содействует эффективности исполнения законов).

21.Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире. Исполнительная власть— это система полномочий и органов гос власти, реализующих законы и иные норматив­ные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществле­ние внутренней и внешней политики государства. Ис­полнительную власть возглавляет и осуществляет прави­тельство — центральный орган государственного управле­ния. Правительство ( Совет, Кабинет, Совет или Кабинет Ми­нистров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председа­тель), а в отдельных странах — глава государства.Основные функции Правительства: 1.формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;2.общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;3.исполнение законов;4.принятие нормативных актов,;5.руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;6.прогнозирование социально-экономического развития;7.ведение международных переговоров и заключение соглашений.

22. Институты государственной власти в РБ. Глава государства – Президент.В Беларуси институт президентства был впервые введён в 1994 г. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.Система законодательной власти. Парламент – Национальное собрание РБ. Национальное собрание Республики Беларусь является высшим представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: нижней – Палаты представителей и верхней – Совета Республики. В состав Палаты представителей входят 110 депутатов, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Совет Республики – палата территориального представительства. От каждой области и г. Минска избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее пяти лет. Член Совета Республики не может быть одновременно депутатом Палаты представителей, членом Правительства; не допускается совмещение обязанностей члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь или судьи. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судами осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *