Осознанные сны в буддизме
Йога сновидений – осознанный путь к управлению сознанием
Сохранять ясность мысли при погружении в лимб, управлять видениями, путешествовать, открывать новые миры и очищать карму – это возможно. Тому, кто овладеет наукой йоги сна, откроются новые удивительные чувства.
Мудрость древнего Тибета в сознании современного человека
Мы настолько загружены информацией и делами, что в плотном графике нет места для релаксации. Но ночное время можно посвятить и отдыху, и медитации. Начальные знания из свода тибетских мудрецов решат проблемы со здоровьем, помогут подняться на новый уровень Сознания.
Европейская трактовка сновидений сводилась к функции предсказаний. Восточная философия отличается от западной. В ней нет привычных знаков и образов. Последователи учения не заглядывают в сонники или в труды Зигмунда Фрейда, чтобы расшифровать послания.
Последователи тибетского учения делят это состояние на три группы: Ясности, Ясного Света и сансарные.
Вот полезная музыка, настраивающая мозг на Дельта-волны, позволяет ввести сознание в транс:
Во время Дельта-сна снимается нервное и мышечное напряжение, замедляется пульс. В состоянии глубокого сна происходит самовосстановление организма, заживляются и психологические, и физические раны, и таким образом повышается качество жизни.
Занятия йогой учат самообладанию, умению держать себя в руках, сохранять баланс и равновесие, концентрироваться на главном.
Медитация — путь к гармонии
Не все достигнут Просветления и выйдут за пределы Колеса Сансары. Но стремиться к пониманию своего подсознания должен каждый.
Тибетская йога сна и сновидений
Духовные практики тибетских монахов подробно описаны в книге, вышедшей в 1998 году. Автор Тендзин Вангьял Ринпоче дает точные наставления, как достичь прояснения с помощью упражнений, выполняемых днем.
Восточные учения о человеке основаны на разных представлениях о жизни, смерти, бодрствовании и забвении.
Те, кто прочли книгу, отзываются как о сложной, но полезной инструкции. Она отличается от поверхностных советов, представленных в интернете, обещающих моментальное просветление после нескольких занятий.
Опыт тибетских монахов позволит стереть границы между сном и бодрствованием
В пособии в правильной пропорции поданы теоретические и практические знания. Четко прописана последовательность и логичность действий, продолжительность упражнений, определены конечные цели.
Ринпоче считает, что яркие сны – отражение духовного и эмоционального роста Души.
Дневная практика йоги сна: четыре шага наяву
Основной комплекс упражнений рассчитан на выполнение в дневное время суток. Точное следование советам учителей из Тибета помогает осознанно странствовать в мире грез. Практика для создания спокойного и умиротворенного настроения пригодится и наяву.
Лечебная успокаивающая китайская музыка дополнит комплекс:
Для вхождения в медитацию мы рекомендуем в полуметре от себя расположить любой предмет. Зафиксируйте на нем взгляд и постепенно очищайте разум от тревоги, волнений и суеты. Закрепив навык, вы сможете концентрировать взгляд на чистом небе, стене или травинке в поле. Занятие проводить в тишине, отрешенности и в хорошем настроении.
Жизнь – всего лишь сновидение
Утверждение основано на представлении последователей буддизма о существующем миропорядке. Все вокруг – иллюзия. Будда спит и видит сон, мы действующие лица в его фантазиях. Принять и осознать этот факт, значит, начать движение к Просветлению.
Наша жизнь — это всего лишь сон Будды
Первый шаг в восхождении к Ясному Свету – достижение состояния полного спокойствия и снижения активности разума — шинэ. Его нужно сделать, чтобы открыть путь в Космос.
Поза для медитации: скрестить ноги, выпрямить спину, руки обратить ладонями вверх. Это классическое положение тела в духовных практиках, при котором энергия Вселенной движется свободно.
Снижение реактивности ума и контроль над эмоциональным состоянием
Этап второй — отрешение от эмоций. Сильные чувства: ярость, любовь, ненависть или злость затмевают разум. Создают помехи на пути к Гармонии. Чем сильнее внешние раздражители, тем резче реакция. Отпустите все желания и чувства. Не бросайтесь из крайности в крайность, и скоро ощутите, что неудовлетворенность и депрессивное состояние покидают Душу.
Классическая поза медитации
Упражнение позволит отстраниться от проблем, посмотреть на них со стороны. Помните, все происходящее – красочные декорации в театре. Гнев, страсть, горе или печаль не имеют значения, ведь это иллюзия.
Медитация перед сном, которая поможет перезагрузиться, очиститься и освободиться:
В Ветхом Завете в книге Екклесиаста сказано:
От многой мудрости, многие печали. Умножая познания, умножаешь скорбь.
Не усложняйте простые вещи.
Опыт прожитого дня: ощутить себя во сне как наяву
Чтобы достигнуть нужного состояния, следуйте правилам:
Первые занятия дадутся с трудом. В особенности это касается концентрации внимания.
Увидеть ясное, осознанное сновидение
Плохое самочувствие или тревога повлияют на качество медитации: просветление не наступит. Следует каждый день, засыпая, говорить себе, что реальность – это сновидение, а волнения, страхи и тревоги – не более чем его составляющая. Постепенно границы между мирами будут стираться.
Человечество всегда относилось ко сну с настороженностью и мистическим почтением. Это состояние не зря приравнивалось к смерти.
Цветок лотоса оберегает во сне
В традиции фэншуй категорически запрещено помещать зеркальные поверхности рядом с постелью. Считается, что душа, путешествующая в далеких сферах, заблудится и не вернется в тело владельца.
Путь к себе, или Практика естественного света
Предыдущие воплощения и зависимости влияют на все уровни бытия. Без освобождения от долгов перед Родом и обнуления цикличной программы достичь осознанных видений не получится. Практика естественного света – это чувство, которое человек испытывает в момент осмысленного сновидения. Удивительное ощущение легкости, причастности к коллективному Разуму, покоя и радости.
Энергетические практики – залог хорошего сна и осознанных сновидений
Каждый совершенен, считает автор книги о практике естественного света Учитель Чогьяла Намкая Норбу. Он говорит, что главное в йоге – достичь состояния расслабленности и подключиться к мировому потоку энергии.
А вот медитация для глубокого расслабления и сна:
Открыть безграничные возможности, позволить Свету наполнить сознание. Разум и Душа должны быть готовы принять Знание: очищены от посторонних эмоций, нарушающих энергетическое равновесие. Тогда можно не только вспомнить предыдущие воплощения, но и развязать сложные кармические узлы.
В век высоких технологий мы еще далеки от понимания глубинных процессов, происходящих в подсознании. Третье тысячелетие наступило, но знания, накопленные в центрах мирового разума Земли, таких как Тибет, по-прежнему актуальны.
Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!
Практика осознанных сновидений в буддийской традиции
Практика работы с осознанием себя во сне имеет довольно глубокие корни и если кому-либо кажется осознанное сновидение изобретением Стивена Лаберджа или Михаила Радуги, то тут нужно сделать существенную ремарку. На самом деле подобные практики использовались людьми довольно давно, и глупо было бы, если бы не использовались, ведь люди и раньше спали и видели сны.
Интересным примером является буддийская традиция, которая, как известно, включает в себя 4 основные школы и довольно много течений. Тем не менее, не станем тут классифицировать практики работы во сне относительно какой-либо школы, приведем просто общую картину, которая отражает суть этих практик. Эти сведения не являются прямым руководством, но позволяют понять некоторые интересные детали.
Буддизм и сновидения
В целом, вполне логично именно для буддийской традиции делать акцент на работе со сновидениями, так как в этом учении (не религии, как подчеркивают сами буддисты) мир представляется как иллюзорное бытие, подобное сну. Если обобщить, то цель буддиста заключается в том чтобы именно проснуться из этого тотального сна, перейти в бодрствование, то есть совершить переход из сансары в нирвану. Ну, если есть такое намерение, то помочь другим с этим переходом.
На тему сновидений осталось довольно много сочинений от средневековых буддийских авторов. По большей части этой тематикой стали интересоваться после распространения буддизма на территории Тибета. При этом есть и какие-то более ранние сочинения, есть и труды современных авторов.
Буддийская традиция рассматривает практику во сне как очередной способ понять иллюзорность этого мира, который тоже является подобием сна, но так как и во сне мы не понимаем факта пребывания во сне, так наяву, не осознаем собственного положения. Помимо этого практика сновидений работает с так называемыми переходами между бардо – различными положениями сознания, в которых оно оказывается пребывая в сансаре. Например, сейчас мы переживаем бардо человеческого существования, когда оставим тело, будет иное бардо, сознание будет в других условиях, если окажемся в высших мирах, то будем переживать бардо этих миров.
Умение контролировать собственные сны дает умение контролировать переход между бардо. А такой контроль дает возможность выбора, которая отсутствует у малоразвитых существ, принимающих переживаемый опыт за подлинную действительность. Как известно, в буддизме есть учение о пустоте, поэтому там никакие феномены не видятся самосущими. Отсюда и выработка соответствующего воззрения, когда мир сна и яви воспринимается как иллюзия.
Безусловно, некоторые практики имеют оттенок традиции, то есть они могли бы даваться и без некоторых сугубо буддийских элементов, но, так как авторы были частью традиции, они давали учение именно так. Нужно ли быть буддистом для того чтобы начать практиковать? Принципиального в этом ничего не наблюдается, то есть если для практики не требуется специальное посвящение и подготовка, то практика может выполняться кем угодно, но потребуются определенные знания.
Специфика буддийских практик
Для того чтобы они лучше работали целесообразно выполнять ряд традиционных предписаний. Каждая практика передается через ряд гуру, принадлежащих традиции. Как считается, если обратиться с почтением к этим учителям, то эффект будет увеличен и препятствия на пути практикующего будут устранены.
Поэтому вполне целесообразно:
В общем, речь идет о так называемом буддийском минимуме, который на самом деле и представляет собой как бы обрамление традиции над чистой практикой. При этом эти дополнительные методы могут действительно помогать.
Также потребуется изучить ряд тибетских слогов и визуализаций. Как правило, в инструкциях предлагается использовать именно тибетские слоги и лучше пользоваться ими.
Остальное появится с опытом медитации и последовательного выполнения рекомендаций.
Тема: Осознанные сновидения
Опции темы
Отображение
Осознанные сновидения
Доброго дня всем!
Возник вопрос об осознанных сновидениях. Как объясняет буддизм осознанные сновидения без этих самых сновидений, т.е. это когда видишь сон, тут же понимаешь, что все происходящее в нем на самом деле нереально, затем это сновидение исчезает, т.к. оно тебе уже не «интересно». Однако сознание при этом остается (при этом очень ясное, более яснее чем в жизни). Отсутствуют какие-либо ощущения, звуки, время и пространство. Присутствует ощущение спокойствия и теплоты. Сознание при этом непрерывно переходит в состояние бодрствования.
И второй вопрос: где-то читал, что состояние сна или бордо сна соответствует процессу умирания, так ли это и на сколько близко оно к нему?
Спасибо от:
То, что сновидение исчезает, когда вы его «осознаёте», свидетельствует о том, что вы переходите в медитативное переживание, и внимание, направленное на сон, блокирует его течение. Т.е. в буддийской методологии это не является «осознанием», это просто медитативное переживание.
Спасибо от:
Здесь происходит путаница в трактовке понятий. «Осознанными сновидениями» занимаются различные эзотерические течения, но под осознанностью там подразумевается вовсе не то, что в буддизме. Именно это я и имел в виду.
Что касается медитативных переживаний, то это ВСЕ переживания, связанные с управлением вниманием (медитацией) и одним из самых первых, с которыми сталкиваются, является блокировка движения мыслей.
Вот что написано у Роджера Уолша «Семь практик для пробуждения сердца и ума»
«Вдобавок, продвинутые практикующие способны сохранять осознание не только в сновидениях, но и во время сна без сновидений. По словам Ауробиндо,
-можно даже достигать полного осознания во сне и сохранять его от начала до конца, или на протяжении всех стадий нашего сновидного опыта; обнаружено, что тогда мы осознаем себя, переходя от одного состояния сознания к другому, затем к краткому состоянию ясного и мирного покоя без сновидений, который лучше всего восстанавливает энергии бодрствования, а затем таким же образом возвращаемся к бодрствующему сознанию. Последовательное знание жизни сна возможно, хотя его трудно достичь или сделать постоянным.-» и
«Это постоянное сознание во всех состояниях – бодрствования, сновидений, и сна – как правило случается после многих лет медитативной практики; в моем случае – около 25 лет. Его признаки очень просты – вы пребываете в состоянии сознательного бодрствования, а затем, когда засыпаете и начинаете видеть сны, вы по-прежнему осознаете, что видите сны. Это похоже на прозрачные сновидения, но с небольшой разницей – в прозрачном сне вы обычно начинаете манипулировать содержанием сновидения, вы хотите, чтобы вам снились сексуальные оргии, роскошные пиршества, или полеты над горами, или что-то другое в этом роде. Но при постоянном свидетельствующем сознании у вас не возникает желания что бы то ни было менять. Вы остаетесь просто бесхитростным свидетелем всего этого. Это осознание без выбора, подобное зеркалу, которое равно и беспристрастно отражает все, что возникает. Так вы сохраняете осознание в состоянии сновидения, свидетельствуя его, но не меняя его (хотя вы смогли бы, если захотели; обычно, вы не хотите). Затем, когда вы переходите к глубокому сну без сновидений, вы по прежнему остаетесь в сознании, и теперь вы не осознаете ничего, кроме бездонной чистой пустоты, лишенной какого бы то ни было содержания. Но слово «осознаете» не вполне подходит, поскольку здесь нет никакой двойственности. Это больше похоже на то, что существует просто само чистое сознание, лишенное качеств и содержания, или субъектов и объектов – бесконечная чистая пустота; нельзя сказать, что это «ничто», но и определить ее как-то по-другому тоже невозможно. «
Осознанные сны в буддизме
Буддизм рассматривает сновидения как важную часть жизни человека и не только потому, что треть жизни мы проводим во сне. Сон – это работа нашего сознания. Буддизм очень тесно соприкасается со снами с точки зрения медицины, а также используется в буддийской Тантре. Чего не скажешь о буддийской Сутре (философии). Сутра не придаёт большого значения снам.
Сны подразделяются на три категории: сны здоровых людей, сны больных и вещие сны. Сны больных людей выявляют психические или физические расстройства. Современная западная наука с недавних пор также начала использовать анализ сновидений при психических расстройствах больных.
Во снах отображается деятельность наших энергий, скрытые процессы работы тонкого Сознания. Ведь наши органы чувств не работают, спят, и только Сознание «остаётся наедине с самим собой», продолжает работать. Обычно те или иные проблемы вначале отображаются на «тонком» уровне. Поэтому правильное толкование снов может быть весьма полезно для профилактики болезней, несчастных случаев, для правильного выбора дальнейшего лечения и так далее.
Медицина с буддийской точки зрения делит организм человека на три функциональные системы: Желчи, Ветра, Слизи. Первая система отвечает за выработку энергий, тепла. Она аккумулирует, собирает энергию. С помощью системы Желчи человек переваривает пищу, обладает теплом и т.д. Вторая система отвечает за расход энергии. С помощью системы Ветра мы двигаемся, говорим, мыслим и т.д. Третья – балансирующая. Система Слизи как бы связывает, гармонизирует первые 2 системы. Соответственно на эти три системы делится практически всё. Типы характеров людей, типы телосложений, время, сезоны, продукты питания и т.д. Например, ночь делится на три периода: поздний вечер, ночь (где-то с 1 до 4 часов) и раннее утро. В первый период – поздний вечер – у нас преобладает Слизь.
Поэтому нам чаще всего именно в этот период времени снятся странные сны, кошмары и т.д. Ранним утром наступает время Ветра. Под влиянием данной энергии наше Тонкое сознание наиболее подвижно. Максимально ослабевают дневные впечатления и влияние «ночных духов». Поэтому именно в этот период бывают самые ясные, порой и пророческие сны.
Люди также подразделяются на три типа по телу и характеру. Люди, у которых преобладает энергия Желчи (Огонь), обладают желтоватым или каштановым цветом волос, кожи. Не высокие, но и не низкие. Не полные, не худые. Они ранимы, ревнивы, потливы, предпочитают сладкие, горькие и смешанные вкусы. Им нравится петь. Это эмоциональные, вспыльчивые и сообразительные люди.
Преобладание энергии Ветра (Пространство) даёт худощавость, смуглость. Чаще низкорослость. У них шершавая кожа, любят говорить, сплетничать, танцевать. Забывчивы, часто меняют своё решение. Много едят, но не полнеют. Любят сладкое, кислое и горькое. Ввиду эмоциональной и психической неустойчивости склонны к психическим расстройствам.
Люди Слизи – это энергия Воды и Земли, обладают светлой кожей, терпеливы. Склонны к полноте или полные. Любят спать, предпочитают кислое и острое. Устойчивый ум. Также бывают различные комбинации этих типов.
Соответственно и сны подразделяются. Например, сны людей Желчи часто окрашены в красный и жёлтый цвета. Все цвета очень насыщенные, яркие. Преобладает тепло, т.е снится лето, осень, жар, огонь, полдень, после полудня, полночь и т.д. В эмоциональном плане преобладают гнев, гордость. У людей Ветра сны преимущественно окрашены в синие, голубые, чёрные тона. Подъёмы наверх, полёты, быстро меняющиеся сюжеты сна, множество персонажей, разнообразные в деталях обстановки, суета, спешка и т.д. Всё это им присуще. Чувства неудовлетворения, желания, волнения – характерные эмоции их снов. А также часто снится лес, ветерок, раннее утро, вечер, весна, раннее лето. Людям типа Слизи чаще снятся светлые тона, белый цвет, большие предметы, горы, дома, океаны, реки, озёра, птицы, зима. Где преобладают ощущения прохлады, спокойствия, устойчивости. Длительные разговоры, монотонность сюжета.
Бывают сны, где трудно двигаться, встать, узкие проходы, дороги и т.д. Это говорит о плохой проходимости энергии в каналах такого человека, что является своего рода предупреждением. Если не принимать мер, таких как обходы, простирания, специальные молитвы, тогда вполне возможно, что с «тонкого» уровня проблема перейдёт на физический в виде болезни, неудачи и т.д.
Следующим важным символом являются рыбы. Вся жизнь на Земле зародилась в воде и началась с рыб. И люди в утробе матери поначалу тоже очень похожи на рыб. Не зря буддийская Тантра плод в утробе матери отождествляет с рыбой. К тому же они очень плодовиты. Как правило, сны с рыбами говорят о плоде, о перерождении. Например, если снится, что огромная рыбина заглатывает человека, то это говорит о близкой кончине и новом перерождении. Если женщина во сне поймала рыбу, значит быть ей беременной. И, как правило, максимум через три года этот сон сбывается. Также почти 100 процентов вероятности появления у вас ребёнка является сон с белкой, особенно если вы её держите в руках. Мёртвая рыба означает плохое течение энергии, что символизирует неудачу в делах. Рыбы, рептилии, вообще все обитатели Воды весьма подвижны, поэтому символизируют нашу активность, деятельность.
Большое значение имеет поза спящего, Будда рекомендовал спать на правом боку. Если спать на левом боку или на животе, тогда сдавливается сердце, искривляются энергетические каналы, что вызывает дискомфорт и даже может стать причиной ночных кошмаров. Такой же дискомфорт может вызвать плотный ужин перед самым сном, особенно если съедены не совместимые продукты. Так или иначе, если после пробуждения у нас остались неприятные впечатления от сна, значит, сон был нехорошим. И наоборот, если хорошие впечатления – значит, это был добрый знак. При этом надо учитывать дневную свою деятельность. Если мы чем-то очень увлечены, то вполне логично, что это может нам присниться. Значит, это не будет являться каким-то знаком. Например, человек любит рыбачить, и наступил сезон рыбалки. Он с большим удовольствием проводит время за любимым занятием. Тогда, конечно, ему будет сниться рыбалка. И это не будет что-либо означать (ребёнка, например). Просто это дневные впечатления.
Если мы научимся правильно толковать свои сны, то мы лучше начнём понимать работу своего сознания, и тем самым познаем окружающий мир. А буддийская Тантра использует сон в качестве практики медитации, чтобы достичь Просветления. Полезно бывает записывать наиболее интересные сны. Спустя некоторое время, через несколько месяцев, перечитывать, вспоминать. Тогда наверняка найдутся ответы на многие «загадочные», казалось бы не понятные сны.
Сон и сновидения
Люди интересуются снами, часто о них говорят, записывают. Однако сны не всегда этого стоят. Конечно, в них мы лучше понимаем нереальную природу вещей: можем заработать миллион долларов и сразу его потратить. Во сне у нас больше мудрости, чем наяву. Явь кажется нам более реальной лишь потому, что в ней мы пользуемся одновременно и телом, и речью, и умом. Во сне как наяву присутствуют другие люди, что усиливает впечатление реальности. Наши сны принадлежат нам самим, в них участвует только ум – лишь в этом заключается разница. Чем же является состояние сна?
В буддизме часто говорится о бардо – промежуточных состояниях. На самом деле все кроме Просветления, является бардо. Только когда мы видим само зеркало, когда узнаем вневременное состояние ума, бардо исчезает, потому что Просветление никогда не рождалось и никогда не умрет. Однако любой другой опыт – это бардо: вещи появляются, изменяются и растворяются.
На протяжении суток мы переживаем три вида бардо: состояние яви, состояние сна и состояние сновидений. Покидая это тело, мы также проходим через три этапа. Сначала мы переживаем состояние умирания – когда энергии сходятся в центре тела и мы теряем сознание. Затем в течение недели у нас сохраняется привычное осознавание из прошлой жизни.
Потом, когда мы обнаруживаем, что умерли, всплывают подсознательные впечатления, которые ведут нас к следующей жизни. И все это – бардо: что-то предшествует этим состояниям и что-то за ними следует. Они подобны картинкам в зеркале или волнам в океане, но не являются ни зеркалом, ни океаном.
Состояние сна можно разделить на три фазы. Независимо от того, спим мы шесть, девять часов или три, обычно мы проходим их все. В первой фазе, которая длится приблизительно до полуночи – часу ночи или чуть дольше, впечатления прошедшего дня оседают в подсознании.
Некоторые полагают, что великие гангстеры ведут очень дикую ночную жизнь, развлекаясь с женщинами и творя что-нибудь запретное, однако, согласно статистике, это не так. Чем тяжелее груз негативных впечатлений, полученных умом, тем раньше нужно ложиться спать. И в этом смысле преступники ведут вполне мещанский образ жизни. Можете проверить: Аль Капоне и другие гангстеры всегда ложились спать рано. Им требуется больше времени, чтобы впечатления дня распределились в подсознании. Если бы у нас не было на это достаточно времени, мы бы пережили нервный срыв или даже сошли бы с ума. Следовательно, чем больше внутреннее напряжение, тем важнее ложиться спать до двенадцати.
Вторая фаза начинается около часа, двух или трех часов ночи. В это время могут сниться тяжелые сны, однако их причина – чисто физиологическая. Просто энергии тела так плотно концентрируются в центральном канале, что мы перестаем достаточно глубоко дышать. В мозг не поступает нужного количества кислорода, он думает: «Я умираю!» – и производит больше адреналина, чтобы выйти из этого состояния. Мы просыпаемся с чувством давления в сердце, либо нам кажется, что кто-то сидит у нас на груди. Если у нас есть какие-то кармические долги, то они могут всплыть во второй фазе или проявиться как мешающие энергии снаружи. Причиной ночных кошмаров могут быть различные тяжелые переживания в прошлом: например, если мы воевали и убивали людей.
Перед пробуждением наступает третья фаза, и она действительно важна. Если мы в этот момент видим сны, они могут указывать, в каком направлении движутся события, говорить что-то о нашем развитии. Толковать сны можно по-разному. Всем известны, например, взгляды Фрейда и других психоаналитиков, и некоторые стереотипные сны вполне можно интерпретировать на таком уровне. Например, если женщина видит во сне несущийся локомотив, змею или несет в руках толстую ветку, то, вероятно, ей пора встретиться с каким-нибудь парнем.
Могут, однако, существовать и более глубокие послания. Мы должны понимать, что на глубинных уровнях наш ум знает, что происходит, несмотря на слои концепций и застывших взглядов. Если сон кажется нам необычным, значит, он не просто высвобождает накопленные впечатления: ум таким образом посылает нам сообщение из подсознания. С интуитивного уровня, содержащего все, сквозь жесткие взгляды и ожидания он в нужный момент передает нам информацию в форме сна.
У снов есть особый, символический язык. Чем больше на человека давит окружение или суровое воспитание, тем подсознанию сложнее передать ясное сообщение. Поэтому у снов могут быть определенные характеристики, показывающие, какое значение ум хочет им придать. Например, цветные сны важнее черно-белых. «Раскрашивая» сны, ум как бы говорит: «Смотри, это важное сообщение!»
Имеет значение также, как мы себя чувствуем по пробуждении. Например, если мы всю ночь убивали людей, но просыпаемся с хорошим настроением, это совсем не означает, что мы обнаружили свою настоящую, садистскую природу. Скорее всего, мы убивали различные аспекты эго, завесы и препятствия. А если мы всю ночь помогали старушкам перейти улицу, но проснулись с каким-то странным чувством, то, вероятнее всего, мы думали о том, чтобы получить их наследство или о чем-то подобном – то есть дело было нечисто.
Сон, который снится перед самым пробуждением, может говорить о ближайшем будущем; а за полчаса до пробуждения – о том, что происходит в настоящем.
Движение вверх означает, что в том же направлении движутся энергии в вашем теле.
Это хороший сон. Однако движение вниз, падение в пропасть не обязательно что-то нехорошее. Ум – царь, и если вы летите вниз, потому что хотите помогать существам, то одно это намерение все меняет, вы становитесь более свободными.
Есть два очень важных, освобождающих аспекта снов. Первый – это когда вы не вращаетесь среди приятных или неприятных картинок в зеркале, а осознаете само зеркало. Это происходит, когда вам снятся Будды, когда вы слышите мантры, получаете благословение или видите своего Ламу. Видеть Ламу – значит вступать в контакт с вашей природой Будды. Если у вас есть такой опыт, то в час смерти он даст о себе знать. Можете трижды себя поздравить: это настоящий повод для радости. Это знак того, что вы проникаете под слой туч, заслоняющих зеркало, и оказываетесь в самом зеркале.
Второй аспект касается того, как работать со снами. Лучшее, что можно сделать, – это удержать во время сна осознавание, что это сон. Если бы вы были в состоянии это сделать, то могли бы моментально достичь Просветления. Тогда отпали бы все завесы, блоки и преграды, и цель была бы достигнута. Если же вы этого пока не можете, то попробуйте развить способность преобразовывать сны. Например, видя тигра, сделайте из него коня и прокатитесь верхом. Старайтесь помнить, что все происходит в вашем уме, что вы сами все решаете. Это принесет большую пользу и вам, и другим.
Есть еще одна вещь, которую вы можете делать: переносить понимание нереальности, изменчивости явлений, которое вы обретаете во сне, на свою дневную деятельность. Такое умение дает большую свободу, ведь люди страдают от того, что считают вещи реальными: если вещи реальны, то реально все, что причиняет страдание.
Если же вы сохраняете дистанцию к событиям, происходящим в снах, если вы просто наблюдаете и не считаете себя обязанными немедленно на все реагировать прилипанием или опасениями, то создаете вокруг себя огромное поле защищенности. И если вы сможете сохранять это подобие «тефлонового покрытия» в повседневной жизни, то будете эффективно защищены.
Все подобно сну. Мы считаем этот мир реальным лишь потому, что наши органы чувств функционируют не особенно хорошо, а ум имеет тенденцию прилипать к явлениям. В действительности же то, что выглядит неизменным, все время вибрирует и меняется. В конце концов, нельзя даже сказать, что оно вообще существует. Однако одновременно мы видим, что вещи возникают из пространства. Следовательно, если мы сохраняем к ним дистанцию, если нам удается осознавать зеркало, в котором все появляется, океан, на поверхности которого возникают волны, то мы полностью защищены. Мы располагаем чем-то неизменным, чему можем доверять, независимо от того, что появляется и исчезает.
Обычно я советую своим ученикам не принимать ничего всерьез, позволять событиям происходить, относиться к ним как к голосам соседских детей, радуге или включенному где-то радио. Но если хочется понять, что нас ожидает, можно научиться раскрывать значение снов. В этом случае, отправляясь спать, обещайте себе запомнить сны, а утром решительно повторите несколько раз: «Хочу вспомнить, что мне снилось».
Конечно, существует специальная медитация сна, однако она работает с энергетическим центром в горле, и я никому ее не даю. Если не владеешь ею полностью и рядом нет учителя, то речь и мысли могут стать немного гневными и колючими. Мы с Ханной проходили ретрит по Йоге сновидений с Лопёном Цечу Ринпоче в Непале, и три недели все было одним долгим сном, днем и ночью. Это было невероятно. Но мы были к этому подготовлены.
Поэтому я даю вам медитацию, которая работает со сновидениями через ясный свет, через состояние глубокого сна, в котором нет сновидений. Таким образом, избегая атаки на крепость сновидений непосредственно, мы завоевываем территорию вокруг нее. Это проще, поскольку ум в состоянии глубокого сна опирается на сердечный центр, а тот никогда не ошибается. Он очень гибкий и может все вынести. Он как кот, который всегда падает на все четыре лапы. Сочувствие в сердечном центре – такое естественно сильное, что тут нет никакого риска.
Чтобы научиться воспринимать явления как подобные сну, в течение дня мы выполняем медитации, включающие фазы построения и слияния с Буддами. Это существенно облегчает понимание нереальности вещей. Сначала вы позволяете всему раствориться, потом строите чистую вселенную, соединяетесь с ней, потом исчезают и вы, и ваше окружение, и в конце концов все появляется в таком виде, в котором вы сами хотите. И вы естественным образом становитесь властелином своей вселенной. Ничто в ней не навязано извне, все зависит только от вас.
Ночью вы покоитесь в ясном свете, являясь пространством и открытостью. Из него можно заглядывать в то, что происходит во снах. Можно наблюдать различные картинки и явления, видеть, как они появляются и исчезают, можно с ними работать, можно принимать их всерьез или игнорировать – все это в ваших силах.
Вы можете вкладывать в сны пожелания, которые будут приносить пользу в течение дня – например, концентрироваться на обещании Бодхисаттвы, на желании приносить пользу всем существам, на том, что хотите сделать всех счастливыми. Если вы будете так программировать свой ум, то и вести себя он будет соответственно. Если же вы ложитесь спать, охваченные гневом, завистью, злостью или чем-то в этом роде, то получите противоположный результат. Таким образом, вы можете помещать в сознание-хранилище впечатления, которые в дальнейшем принесут пользу другим и вам самим. Сон – ваш хороший друг, нужно только знать, чем он является, и иметь к нему ключи.
Что ты мог бы сказать о дневном сне? Он мне кажется полным пространства.
Думаю, что это разновидность медитации. Если я нахожу время немного вздремнуть перед лекцией, она получается намного лучше. Любовь тоже хороша, но когда на нее нет времени, я просто ненадолго засыпаю. В это время я вижу много разных снов, однако мне достаточно пяти минут, чтобы опуститься на уровень ниже. Тогда происходит что-то важное, и через минуту я просыпаюсь. Это вопрос достижения того момента, когда все растворяется в пространстве и снова появляется достаточно свободы.
Опуститься ниже уровня мыслей, в пространство – это как нажать клавишу на компьютере: информация сразу расходится по Интернету, и все становится упорядоченным. Но мы должны осознавать, что происходит, иначе это не будет отличаться от обычного подсознательного расслабления. Осознавание в таком состоянии – самое трудное. Многие мои ученики могут уверенно покоиться в ясном свете ночью, но осознавать переход между сном и явью могут только лучшие йогины.
Если во сне получаешь посвящение, настоящее ли оно?
Если чувствуешь, что оно настоящее, то так оно и есть. Однако следует считать его лишь благословением до того момента, пока не получишь также лунг и три (разрешение на использование текста и пояснения – прим.ред.). Мы окружены силовыми полями Будд и имеем доступ ко многим просветленным аспектам. Мы занимались медитацией в предыдущих жизнях, и нам все это знакомо. Так что можно считать это настоящим посвящением, если только Будды не говорят странных вещей, не отвечающих здравому смыслу, не требуют: «Побей его!» или «Выпрыгни из окна!»
Как действует карма в снах и можно ли ее в них создавать?
В снах участвует только ум, поэтому карма создается не такая сильная. Однако любое формирует привычки в уме. Есть такая давняя история. Одной женщине приснилось, что дьявол хочет с ней переспать. Она согласилась со словами: «Это только сон, развлечемся!» Похожий сон приснился буддистке, ее домогался какой-то демон. Однако она решила: «Это может оставить отпечатки в моем уме» – и отказала ему. Если вы научитесь видеть происходящее как сон, то все будет освобождаться само по себе. Такой взгляд – совершенен. Обладая им, вы больше не будете воевать с негативными мыслями, с внутренними проблемами. Вы будете смотреть на них как на зверей, покидающих ваш ум.
Ты говорил, что в фазе глубокого сна энергии входят в центральный канал. Это похоже на момент умирания?
Во сне энергии концентрируются в центральном канале, но остаются в состоянии активности. Если ударить даже очень глубоко спящего человека, он проснется. Когда вы пробуждаетесь от глубокого сна или наркоза, ум чувствует себя так же, как до того. Но если вы прошли через состояния, близкие к смерти, то вернуть тело к нормальному функционированию значительно труднее, оно становится как бы чужим. То есть процесс умирания идет дальше: энергии сначала собираются в центральном канале, а затем сходятся к его центру. Кроме того, когда разрушаются остальные энергетические каналы, нелегко снова ввести в них энергию.
Когда встречаешь людей во сне, можно ли контактировать с их умами?
Нельзя сказать однозначно. В тех случаях, когда это кажется важным, возможно, вы действительно с ними встречаетесь, однако можете и не знать этого. Мы сильно связаны друг с другом. Часто случается, что вы знаете, кто вам звонит, прежде, чем поднимете трубку, или не можете кому-то дозвониться, потому что в это самое время человек звонит вам. Если между вами существует сильная связь, если вы ищете одного и того же, находитесь в одном силовом поле, то многие события синхронизируются.
Ты сказал, что в третьей фазе сны касаются будущего. Интересно, кто может что-либо знать о моем будущем?
Могу сказать, как работает мой ум: я вижу вещи в пространстве не абстрактно, как какие-то математические уравнения, а непосредственно. Я воспринимаю поток прошлого и настоящего и имею некоторое представление о будущем. Этот поток мы обычно видим там, где находится наше тело, но забываем, что он – часть неограниченного океана ума.
Благодаря сильному желанию приносить пользу всем существам (как в случае практики гадания Мо или И Цзин) можно выйти за рамки тела, превзойти личностный уровень и увидеть, что произойдет и что уже произошло. Попадая на этот уровень с помощью своего Мо, я просто знаю: «Я должен сейчас сосредоточиться» или «Им нужно помочь», или «То, что я обнаружил, – правда». Я знаю это, потому что в данный момент я вне обычного потока.
Если у нас есть свободна выбора, то как же можно узнать будущее?
Да, мы совершенно свободны. И чем больше мы делаем хороших вещей, тем больше у нас свободы. Но, независимо от этого, в какой-то момент в будущем что-то произойдет. Заглядывая в этот момент с помощью Мо, я вижу только общие тенденции, которые будут преобладать. Именно так действует интуиция, и это никоим образом не ограничивает нашей свободы.
Этот текст был опубликован в 29 номере журнала «Буддизм.ru»