Островский толкование имен в бесприданнице
«Бесприданница» главные герои
Центральной идеей драмы Островского «Бесприданница», является осуждение нравственности общества, где деньги, богатство и знатное происхождение, превалируют над истинными человеческими чувствами. Образы героев, описанных в пьесе, ярко характеризуют представителей купечества того времени, главные герои «Бесприданницы» – люди, для которых искренние чувства человека, стоящего ниже по сословию, не имеют никакой цены. Психологическое произведение Островского стало бессмертной классикой мировой литературы.
Характеристика героев «Бесприданница»
Главные герои
Лариса Огудалова
Молодая девушка, не лишенная талантов, она хорошо поет и танцует. Беда девушки в том, что она – бесприданница. Ее романтическая душа мечтает о настоящей любви. Она понимает свое унизительное состояние бедной невесты. Кроткая и наивная, она надеется на взаимную любовь Паратова. Чтобы сохранить положение в обществе, ей предстоит выйти замуж за мелкого чиновника, которого она не любит, понимая ничтожность его натуры.
Харита Игнатьевна
Мать Ларисы, обнищавшая дворянка. Цель ее жизни – удачно выдать замуж младшую дочь, у которой нет приданого. Не имеет достаточных средств, но старается держаться на уровне с богатыми людьми города. Устраивает званые обеды и ужины, стараясь показать себя в их глазах обеспеченной женщиной. Для нее человеческие чувства чужды, главным является богатство, и определенное положение среди знати, для достижения этой цели – все средства хороши.
Сергей Сергеевич Паратов
Очень богатый дворянин, уважаемый человек в городе. Привык жить в роскоши, ни в чем себе не отказывая. Любимец женщин, любит пустить пыль в глаза, находиться в центре внимания. Пользуется наивностью Ларисы, соблазняет ее. Постепенно промотал свое состояние, теперь вынужден жениться по расчету, для чего нашел богатую невесту с золотыми приисками. Играет чувствами людей, открыто насмехается над Карандышевым.
Юлий Карандышев
Мелкий чиновник, завистливый и глуповатый. Не имеет большого состояния, высокомерно относится к Ларисе Огудаловой, считает себя выше ее. Хочет на ней жениться из меркантильных соображений, таким путем мечтает уравняться с богатыми людьми города. Его мелкие и ничтожные поступки вызывают презрение, он жалок и смешон. Эгоистичный и самовлюбленный тип, из чувства оскорбленной гордости, убивает Ларису.
Второстепенные персонажи
Василий Вожеватов
Друг детства Ларисы. Купец, достигший своего высокого положения и огромного состояния собственным трудом. Безнравственный, лицемерный и циничный человек. Относится к Ларисе, как к игрушке, которую можно купить, продать, разыграть в жребий. Когда по жребию Лариса досталасаь другому, рад, что сумел сэкономить.
Мокий Кнуров
Один из богатейших людей города. Прагматичный и честный человек, привык называть вещи своими именами. Прямо предлагает Ларисе стать его содержанкой. Женатый, уважаемый семьянин. Низшее сословие не представляет для него никакой ценности. Он уверен, что все в жизни продается и покупается, любит роскошь и удовольствия.
Аркадий Счастливцев (Робинзон)
Бывший актер, прибившийся к Паратову, для которого так же является игрушкой. Спившийся алкоголик, желание выпить подавляет в нем чувство гордости и собственного достоинства.
В пьесе «Бесприданница» герои, представляющие так называемые «сливки общества», на самом деле являются подлыми и ничтожными людьми, не имеющие моральных устоев. В списке дана характеристика героев, описывающая основные черты их характеров.
Символика имен в пьесах А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес»
Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. Мотивы античного театра в произведениях Островского еще недостаточно исследованы, поэтому учесть все смысловые обертоны греческих и римских имен здесь трудно. Ясно однако, что имена эти вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке. На этих моментах мы и остановимся подробнее.
Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Паратов — это и парад, и пират. К наблюдениям Олеши можно добавить и безусловно напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Матерым вожаком, например. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Но не забудем, что Дикой — не только всесильный Савел Прокофьевич, а и племянник его, Борис. Ведь мать Бориса “не могла ужиться с родней”, “уж очень ей дико казалось”. Значит, Борис — Дикой по отцу. Что из этого следует? Да то и следует, что он не сумел отстоять свою любовь и защитить Катерину. Ведь он — плоть от плоти своих предков и знает, что целиком во власти “темного царства”. Да и Тихон — Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличие у него от Тихона, что имя (Борис — по-болгарски “борец”).
Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом) да Кудряшом, на которого находится соответствующий Шапкин, урезонивающий его. Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик, птичка — и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик хвалит свое болото.
Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса — “чайка” по-гречески, Катерина — “чистая”. Лариса — жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” — “Ласточку” (пароход) и потом Ларису — чайку. Катерина — жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”, соответственно) — обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Но это люди с огромными амбициями, играющие ею, как вещью. Мокий — “кощунствующий”, Василий — “царь”, Юлий — это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут — голова), а может быть, стремящийся быть главным. И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь, как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. А что там Лариса себе думает или чувствует — это дело десятое, вовсе их не интересующее. И избранник Ларисы, Паратов Сергей Сергеевич — “высокочтимый”, из рода надменных римских патрициев, — вызывает ассоциации с таким известным в истории тираном, как Луций Сергий Катилина.
Ну и наконец, Харита — мать троих дочерей — ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было три, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер — одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).
В пьесе “Лес” Аксюша и вовсе чужая этому миру нечистой силы. Лес можно понять как новое “темное царство”. Только живут тут не купцы, а кикиморы вроде Гурмыжской и Улиты. Аксюша чужая потому уже, что имя ее и означает по-гречески “чужеземка”, “иностранка”. В свете этого примечательны вопросы, которые задают друг другу Аксюша и Петр: “Своя ты или чужая?” — “Ты-то чей? Свой ли?”
Зато имя Гурмыжской (Раиса — по-гречески “беспечная”, “легкомысленная”) для нее весьма подходит, только кажется еще излишне деликатной характеристикой для этой ведьмы. Улита (Юлия) опять-таки имеет отношение к роду Юлиев, знаменитых в Риме, но это имя может намекать и более непосредственно на ее развратную натуру. Ведь в древнерусской повести “О начале Москвы” Улитой зовут преступную жену князя Даниила, изменницу и обманщицу.
Имена актеров Счастливцева и Несчастливцева (Аркадий и Геннадий) оправдывают их псевдонимы и поведение. Аркадий и значит “счастливый”, а Геннадий — “благородный”. Милонов, конечно, перекликается с Маниловым и с Молчалиным, а Бодаев и по фамилии, и по манерам — наследник Собакевича.
Итак, раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжеты, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящие в широком — символическом — смысле слова.
История написания
В семидесятые годы XIX века Александр Николаевич Островский в Кинешемском уезде занимал пост почетного судьи. По роду деятельности он нередко принимал участие в громких судебных разбирательствах: мужчина внимательно изучал криминальные сводки, что дало ему богатый материал для создания произведений.
Казалось, что жизнь подбрасывала Островскому идеи для написания драматических пьес. Ходили слухи, что прообразом сюжета пьесы «Бесприданница» была женщина, которую лишил жизни собственный муж. Эта история произошла в Кинешемском уезде.
Работу над созданием пьесы Островский начал поздней осенью 1874 года. Ввиду параллельной занятости другими произведениями, написание «Бесприданницы» растянулось на 4 года. Александр Николаевич закончил только в 1878 году.
Произведение одобрила цензура, вскоре последовала подготовка к публикации. Спустя год пьесу напечатали в издании «Отечественные записки». Московские и Петербургские театральные труппы приступили к активным репетициям, чтобы представить «Бесприданницу» на суд зрителей.
Премьерные постановки пьесы в Малом и Александрийском театрах оказались провальными. Произведение получило шквал негативных отзывов со стороны критиков. Заслуженную популярность творенье автора получило только после его смерти.
Главная мысль, которую автор хотел донести в массы: миром правят только деньги, в обществе они становятся движущей силой. Это позволяет зажиточным людям распоряжаться судьбами своих подчиненных. Такая позиция многим была не по нраву.
Сюжет произведения
Действие пьесы «Бесприданница» разворачивается в приволжском городе под названием Бряхимов. Последний напоминает Калинов из произведения писателя «Гроза», только спустя 20 лет.
Час самодуров Порфирия и Кабанихи прошел, наступило «звездное время» для изворотливых и предприимчивых дельцов, среди которых представитель торговой компании Вожеватов и миллионер Кнуров. Такие личности могут продавать и покупать товары и услуги, а также судьбы людей.
В диалоге купцы повествуют о жизни юной Ларисы Огудаловой, которую обманул барин Паратов. С этого начинается первая часть пьесы. Из разговора мужчин читатели понимают, что городская красавица, обаятельная и артистичная героиня, вступает в брак с небогатым чиновником Карандышевым, по мнению собеседников ничтожным и жалким.
Мать девушки, Харитона Игнатьевна, одна воспитала трех дочек, причем для каждой из них старалась найти достойную партию. Самой младшей и артистичной Ларисе женщина пророчит светлое будущее с богатым супругом, все портит лишь общеизвестный факт: у девушки нет приданого, ведь она из бедной семьи.
Когда среди поклонников Ларисы появляется блистательный парень Паратов, Харита всячески пытается выдать дочку из-за него. Однако тот лишь воспользовался наивностью девушки и исчез на год без объяснения причин. Позднее выясняется, что молодой человек потратил все свое состояние, поэтому вынужден взять в жены дочь хозяина золотых приисков для спасения себя.
Огудалова в отчаянии заявляет матери, что хочет вступить в брак с первым встречным. Им стал Юлий Карандышев. Незадолго до свадьбы девушка встречается с возвратившимся Паратовым, признается молодому человеку в своих чувствах и сбегает от нелюбимого. Затем девушка пытается выяснить у возлюбленного, кто она для него. Вскоре Лариса с ужасом узнает о предстоящей свадьбе Паратова.
Убитой горем Огудаловой предлагает стать содержанкой и любовницей миллионер Кнуров. Последний выиграл это право у купца Вожеватова. Мужчины разыграли судьбу девушки простым подкидыванием монетки.
Раздавленная и разбитая жизненными обстоятельствами Огудалова, не найдя любви, согласна искать лишь золото. Девушку больше ничто не интересует. Оскорбленный Ларисой Карандышев в порыве гнева и злости стреляет в девушку из пистолета. Она перед смертью все прощает и никого не винит.
Главные персонажи
Идея пьесы Островского — осуждение общества, где знатное происхождение и деньги превалируют над чувствами человека. Образы действующих лиц произведения отображают представителей купечества, для которых человеческие чувства бедных людей ничего не значат. Чтобы понять проблематику и основную мысль, нужно внимательно изучить характеристику главных героев «Бесприданницы».
Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна
Лариса — молодая девушка из бедной семьи, образованная и невероятно красивая дворянка с очень чувствительным характером. У героини много поклонников, однако руку и сердце ей предлагают нечасто. Огудалова до беспамятства влюблена в Паратова, однако он не планирует на ней жениться. В порыве гнева и отчаяния она соглашается связать себя узами брака с Карандышевым.
Лариса прекрасно поет и танцует. Ее главная проблема заключается в бедности семьи и отсутствии приданого. Ее творческая и романтическая натура мечтает встретить настоящую любовь. Огудалова сознает свое унизительное положение небогатой невесты. Девушка искренне надеется на взаимные чувства со стороны Паратова. Для сохранения положения в обществе героине предстоит вступить в брак с мелким чиновником ничтожной натуры, к которому она не испытывает никаких чувств.
Харита Огудалова — мать Ларисы, женщина средних лет. Она ловкая, неглупая и довольна бойкая. Главная цель обнищавшей дворянки — найти достойную партию для дочери-бесприданницы. Даже при отсутствии денег она старается быть на уровне с зажиточными людьми города.
Чтобы предстать в глазах окружающих обеспеченной женщиной, Харита часто организует званые ужины. Чувства человека для нее не главное, самое важное — богатство и положение в кругу знатных личностей.
Паратов и Карандышев
Сергей Паратов — тридцатилетний дворянин, жестокий и бессердечный человек, которого очень уважают в городе. Мужчина привык не отказывать себе ни в чем, жить в богатстве и роскоши. Он не страдает от недостатка внимания со стороны представительниц противоположного пола, часто пуская последним пыль в глаза. Воспользовавшись наивностью Огудаловой, он соблазнил ее, провел ночь, а затем пропал.
Со временем мужчина промотал все свое состояние. В связи с этим он вынужден вступить в брак по расчету с завидной в городе невестой.
Юлий Карандышев — жених Огудаловой, небогатый дворянин. В его характере присутствует несколько качеств:
Он высокомерно относится к будущей супруге, хочет жениться лишь из меркантильных соображений, мечтая быть на равных с городскими богачами. Его мелкие поступки вызывают только жалость и презрение. В конце произведения мужчина в порыве гнева убивает Ларису.
Второстепенные герои
Кроме главных персонажей, в «Бесприданнице» были и второстепенные действующие лица. Наиболее яркие из них:
Василий Данилыч Вожеватов — друг детства главной героини, купец, который достиг высокого положения в обществе и огромного состояния своим трудом. Это циничный и безнравственный человек. К Ларисе мужчина относится как к вещи, на которую можно бросить жребий, продать или купить. Он очень подло поступает по отношению к Огудаловой.
Мокий Кнуров — пожилой и зажиточный человек, которому очень приглянулась главная героиня. В силу того, что мужчина состоит в браке, он надеется, что Огудалова будет его содержанкой и по совместительству любовницей. Это подлая и бессердечная личность, преследующая исключительно собственные интересы. Для него низшие слои населения не представляют никакой ценности.
Робинзон — бездарный артист из провинции, балагур и алкаш, друг Паратова. Желание выпить подавляет в мужчине чувство собственного достоинства. Его настоящее имя — Аркадий Счастливцев.
Произведение «Бесприданница» Александра Николаевича Островского демонстрирует неприглядную сторону общества, где абсолютно все можно продать и купить. Бессердечие и безнравственность в конце пьесы приводят к смерти молодой девушки.
Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Дикой
Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было, и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.
Актер М.Жаров
Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха)
Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл.
Актриса В.Пашенная
Актер Б.Афанасьев
Актер В.Доронин
Актриса Р.Нифонтова
Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).
Её имя обозначает при переводе с греческого «грубая». Эта героиня действительно довольно проста духовно, груба. Она умеет лгать, когда нужно. Её принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара по-своему добра, любит Катерину, она помогает ей, как ей кажется, обрести любовь, устраивает свидание, но не задумывается о том, какие последствия могут быть у всего этого. Эта героиня во многом противопоставлена Катерине – по принципу контраста строятся сцены свидания Кудряша и Варвары, с одной стороны, и Катерины и Бориса с другой.
Варвара
Актриса О.Хоркаова
Лариса Дмитриевна
Лариса Дмитриевна – «девица; одета богато, но скромно». Лариса в переводе с греческого означает «белая чайка».
Мокий
Парменыч
Кнуров
Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит простонародно, тяжело, «неизящно» (в отличие от Сергея Сергеевича Паратова), а фамилия Кнуров происходит, согласно словарю Даля, от слова кнур – «боров, кабан, хряк».
Актер А.Петренко
Василий Данилыч Вожеватов
Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого купца достаточно обычны, а фамилия происходит от слова вожеватый – «развязный, беспардонный человек».
Актер А.Панкратов-Черный
Юлий
Капитоныч Карандышев
Юлий Капитоныч Карандышев – необычно, гротескно звучит сочетание имени и отчества героя – имя римского императора и простонародное отчество. Таким необычным сочетанием автор сразу же подчеркивает сложность и противоречивость героя. Фамилию Карандышев можно растолковать, заглянув в словарь Даля. Карандыш значит «коротышка, недомерок».
Актер А.Мягков
Сергей Сергеевич Паратов
Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Сергей Сергеевич Паратов – звучное сочетание имени и отчества этого героя дополняется значащей фамилией. На языке охотников паратый обозначает «сильный, быстрый зверь». Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое.
Актер Н.Михалков
http://www.settlerbears.ru/?a=tags&id=852&type=post
http://piterbooks.ru/read.php?sname=litertura&articlealias=groza
http://author-ostrovsky.ru/index.php?wh=s00046&pg=2
http://www.ostrovskyi06.sitecity.ru/
www.uchcomplekt.ru
http://www.spisano.ru/essays/files.php?269100
http://www.stavcur.ru/sochinenie_po_literature/1376.htm
www.syzran-small.net
http://forum.mamka.ru/lofiversion/index.php?t27290-50.html
http://magnetida.ru/film.php?type=show&code=4102
http://portal.mytischi.net/archives/23747
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Островский толкование имен в бесприданнице
Введение
Александра Николаевича называют основоположником русского реалистического театра. Именно он, по словам Гончарова, «достроил здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Влияние традиций русской литературы послужило написанию многих известных пьес Островского.
Каждая пьеса А.Н. Островского наполнена загадкой – необычные имена и фамилии действующих лиц.
Данная работа посвящена исследованию и расшифровке «говорящих» имён и фамилий в творчестве А.Н. Островского.
Актуальность моей работы состоит в следующем. Во-первых, тема слабо рассматривается в учебниках, а моим сверстникам, я думаю, будет интересно узнать значения фамилий и имён в произведениях. Во-вторых, данная работа поможет им узнать, что автор тщательно продумывает, как назвать своего героя. В-третьих, если говорить о практической значимости работы, то она заключается в том, что расшифровка фамилий поможет читателю понять идею пьесы.
Цель работы – проанализировать, с какой целью А.Н. Островский в своих пьесах использовал такой приём, как «говорящие» имена и фамилии
Постановка данной цели обусловила следующие задачи исследования:
Рассмотреть многообразие фамилий
Классифицировать имена и фамилии персонажей пьес А.Н. Островского.
Расшифровать имена и фамилии.
Сопоставить имя и фамилию героя с его характером.
На основе проведённой исследовательской работы ответить на вопрос: с какой целью А.Н. Островский использовал «говорящие» имена и фамилии?
Историческое возникновение слова «фамилия»
Задумывались ли вы, что означает ваша фамилия или имя? Имя может определить, например, судьбу человека, а фамилия – его характер, или наоборот. Но взаимосвязь личных имён с человеком очевидна. Яркий пример этому, пьесы А.Н. Островского. Именно поэтому мне стало очень интересно расшифровать некоторые имена и фамилии в произведениях Александра Николаевича.
Прежде, чем перейти к расшифровкам фамилий в произведениях, надо понять, что значит само это слово «фамилия»
В книге Л. Успенского говорится о том, что в XVII веке, в России, крестьянину присваивалось прозвище, которое формировалось из частичного изменения названия населенного пункта, в котором он жил или оно давалось по роду занятий, например, Великие Лапти, Кузнецов. Во время Петровских реформ, прозвище было заменено на фамилию. Но народу трудно было привыкнуть к новому иностранному слову, поэтому фамилия наиболее часто стали использовать уже после отмены крепостного права, так как крестьяне становились свободными, а прозвища перестали так часто употребляться. В современное время фамилия переводится, как «родовое имя», передаваемое по наследству, прибавляемое к личному имени.
Но что самое главное, в литературе «фамилия» – это одно из самых ярких средств характеристики персонажа. Ещё не зная героя, читатель формирует своё отношение, анализируя такие личные данные, как имя и фамилия.
«Говорящие» фамилии и имена как художественный приём в произведениях русской литературы до А.Н. Островского
Классицизм со своим строгими канонами уходит в прошлое. Но если внимательно проанализировать пьесы, то можно увидеть яркую черту этого направления – «говорящие» фамилии, которые помогают понять суть героев.
Один из ярких таких примеров – комедия Фонвизина «Недоросль». Денис Иванович, по словам Пушкина, «сатиры смелый властелин», поэтому фамилии в его комедии определяют основную черту в характеристике действующих лиц. Скотинин, скотоподобный, он свиней ставит « выше каждого целой головою».
Митрофан в переводе с греческого языка означает «подобен матери», и внутренними его качествами оказываются скупость, произвол, грубость, жестокость, чем, действительно, похож на свою мать.
Фамилии Правдин и Вральман недвусмысленно характеризуют своих персонажей. Первый герой стоит за правду, а для второго ложь, обман хозяев как норма жизни.
«Говорящие» фамилии остаются в произведениях, независимо от их направления.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»Чацкому присущи черты, роднящие его с декабристами: любовь к простому народу, ненависть к крепостничеству, высокоразвитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устройством. Поэтому не случайно А.С. Грибоедов присвоил представителю века «нынешнего» фамилию Чацкий, которая созвучна с фамилией философа, публициста и декабриста Чаадаева.
Фамусов, один из представителей консерватизма, угодничает перед всеми, кто стоит выше него, этого бюрократа – карьериста волнует лишь, что скажет свет, не зря его фамилия в переводе с латинского означает «молва», а с английского – известный.
В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» показаны люди, достойные всеобщего осмеяния. Это нерадивый судья Ляпкин – Тяпкин, лицемерный Лука Лукич, льстивый Земляника, лекарь Гибнер. По поводу последней фамилии возникают опасения, какой исход ждёт его больных? С каждым действием выявляются всё новые и новые черты характера персонажей. По словам самого Н.В. Гоголя, он в своей комедии «Ревизор» решился «собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости, и за одним разом посмеяться над всеми» Не случайно, что главные герои пьесы – это смех и ирония.
Таким образом, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов и Н.В. Гоголь смотрят на драматургию как на серьёзное средство характеристики героев, воспитания читателя, зрителя. Для того чтобы наиболее ярко и точно подчеркнуть пороки и достоинства человечества драматурги используют «говорящие» имена и фамилии в своих произведениях.
А.Н. Островский – продолжатель традиций русской литературы
Исследуя творчество драматурга, я выдвинула гипотезу, чтоА.Н. Островский
является продолжателем традиций русской литературы.
В портретах, которые рисует А.Н. Островский, нет схем, отвлеченных олицетворений. Каждый его образ – живое, индивидуальное лицо реальной жизни. Пьесы А.Н. Островского посвящены изображению нравов и характеров различных общественных групп. Жизненная правда, художественная верность образов А.Н. Островского определялись и глубоким знанием изображаемых им характеров.
Чтобы полностью раскрыть характер героев, А.Н. Островский использовал приём, восходящий ещё к театру Фонвизина: начинал характеристику героев с «говорящих» имён и фамилий. Многие личные имена не придуманы, а взяты из реальной жизни. А.Н. Островский создал более пятидесяти пьес, в каждой показал неповторимый характер человека. Также имена и фамилии можно классифицировать по нескольким признакам: названия животных, образ жизни, образованные от диалектизмов, черты характера, созвучные с именами ученых.
3.1 Многообразие «говорящих» имён и фамилий
Второй задачей, которую я для себя ставила, – это рассмотреть многообразие имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского. Их более 100, например, Беркутов, Павлин Савельич, Кабанова, Жадов, Кручинина, Незнамов, Погуляев, Карандышев, Паратов, Огудалова, Лыняев, Подхалюзин Лазарь Елизарыч и т.д. Поэтому решено было их систематизировать. С этой целью были отобраны одиннадцать пьес А.Н. Островского. Вот что из этого получилось.
3.2 Классификация «говорящих» имён и фамилий
Фамилии, созвучные с названиями животных
Фамилии, имеющие в своём составе названия животных, показывают, что их обладатели потеряли гуманные и человеческие качества, если они уже сравниваются с животными. Не случайно А.Н. Островский говорит, что «упраздняется человечность, упраздняется то, что сообщает жизни её цену и смысл». Так, например, в пьесе «Волки и овцы». Василий Иванович Беркутов, ловкий, жадный помещик, который смог прибрать состояние богатой вдовы, что ещё больше подчёркивает его подобие на хищную птицу беркут.
Точно так же и Н.В. Гоголь сравнивал Собакевича, помещика в поэме «Мёртвые души» с медведем средней величины, подчёркивая физическую крепость и уродливую неуклюжесть. Для достижения нужных результатов он с медвежьей силой прокладывает себе дорогу в жизнь. Собакевич всех людей считает проходимцами и подлецами, то есть судит обо всех по своему подобию.
Животное начало главенствует в натурах этих персонажей. Они далеки от всяких философских мечтаний, не понимают о высоких духовных запросах, для них это пустое времяпрепровождение. Итак, А.Н Островский был продолжателем гоголевских традиций, и одним из средств создания фамилий в его пьесах является метафоризация.
Фамилии, показывающие образ жизни
Любопытными являются фамилии, отражающие образ жизни, поведение персонажей.
Противоположен Жадову образ актрисы Кручининой («Без вины виноватые»). Её, бывшую учительницу, привело в театр внутреннее призвание к высокому служению. Фамилия Кручинина указывает на трудную жизнь. Умная, образованная, прямодушная, верящая, что в людях есть благородство, поставила перед собой цель – нести в жизнь добро.
В образе артиста Незнамова драматург как в фокусе собрал страдания незаконнорожденных. Он – человек без паспорта, не знающий, кто его близкие, поэтому читателю не трудно догадаться, что «незнам» в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Бодаев в комедии «Лес» говорит резко, стоит на своём, он как будто бодается со всеми.
Из фамилии Погуляев («Пучина») ясно, что человек, носящий её, праздно проводит время.
Все эти фамилии указывают на отношения людей между собой, их поведением в разных ситуациях.
Фамилии, образованные от диалектных слов
Фамилий, которые образовались от диалектизмов в произведениях А.Н.Островского, не так много. Например, Огудалова в «Бесприданнице». «Огудать» на диалекте, по словарю М. Фасмера, означает «обмануть», действительно, Огудаловой приходится обманывать, «пускать пыль в глаза», чтобы выдать своих дочерей замуж и добыть деньги.
Фамилия Лыняев в пьесе «Волки и овцы» означает отлынивать, уходить от чего – либо. Выбор Островским такой фамилии даёт понять читателю, каким образом Михаил Борисович решает дела.
С помощью диалектных слов А.Н. Островский придаёт своим персонажам больше индивидуальности.
Имена и фамилии, отражающие черты характера
В основном все фамилии и имена показывают на ярко выраженную основную черту характера героя. В этом плане наиболее яркая фамилия Подхалюзин («Свои люди – сочтёмся»). Он советует своим подчинённым – продавцам обсчитывать покупателей при первом удобном случае. Следует учесть, что приказчика зовут Лазарь Елизарыч. Главная черта его – лицемерие, подлость. В имени персонажа слышится «петь Лазаря», что значит ныть, клянчить, утрировать свои воображаемые страдания и пытаться вызвать сожаление и сочувствие окружающих, в фамилии – подлость. В образе Подхалюзина А.Н. Островский объясняет, что беззастенчивый, наглый обман в глазах купечества не порок, а необходимое условие торговли.
Тихон и Варвара подобны отцам города. Никакого почтения к народу они не испытывают, лишь внешнее «благочестие» блюдут.
Любовь Катерины – Борис, его имя означает «славный в борьбе», но в своей жизни он не старался бороться хоть за что – то, а наоборот, отказался помочь Катерине в устранении новой жизни против действовавших традициям тёмного царства.
«Бесприданница» относится к числу общепризнанных творений А.Н. Островского позднего периода. Главная героиня, Лариса, заставляет вспомнить о «Грозе». Её трагическая судьба похожа на судьбу Катерины. Но Лариса по сравнению с Катериной девушка более мягкая, лёгкая, незащищённая, её натура более утонченна. Лариса – значимое имя: в переводе с греческого – это чайка. Романтическая и артистичная натура героини летит над миром на крыльях музыки. Она не замечает в людях безбожных сторон и воспринимает мир, как героиня романса. Но многочисленные обманы матери, драма первого любовного увлечения оставила неизгладимый отпечаток в душе Ларисы. Теперь она чуждается общества.
Имя Филицата («Правда – хорошо, а счастье лучше») образовано от имени Фелиция, которое означает «счастливая», добродушная, независимая от мнения окружающих. Помимо этих качеств нянька Филицата обладает незаурядным умом, хитрой сметливостью. «Добрая я то всегда была, а ума-то в себе что-то прежде не замечала: всё казалось, что мало его, не в настоящую меру; а теперь выходит, что в доме-то я умней всех» (д. IV, явл. 8),- радуется Филицата успешному результату своей выдумки.
Ещё один интересный персонаж драмы – Кулигин. Его фамилия очень созвучна с великим учёным – самоучкой, Кулибин. Герой пьесы поэтический и мечтательный человек, о чём свидетельствует его первое появление с песней «Среди долины ровныя…» Кулигин, часовщик – самоучка. Он мечтает сделать город Калинов лучше, но деспотизм Дикого не позволяет осуществить его благих намерений.
Также пьесы А.Н. Островского наполнены другими признаками, например, смешными именами и фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»), Дудкин и Шмага («Без вины виноватые»), Пузатов («Семейная жизнь»).
Моя гипотеза о том, что А.Н. Островский расширил список «говорящих» имён и фамилий подтвердилась.
4.Роль «говорящих» имён и фамилий в творчестве А.Н Островского
А.Н. Островский через героев своих пьес изображал социальный строй, при котором ценность человека определялась наличием у него богатства, высокого положения в обществе, при котором люди низших социальных слоев испытывали безысходность своего положения. Именно поэтому в его пьесах все положительные персонажи находятся в трагических положениях.
Для того, чтобы с наибольшей силой показать различие характеров и социального положения людей, Островскому помогли «говорящие» имена и фамилии действующих лиц в его пьесах.
Заключение
Итак, изучив фамилии некоторых персонажей отдельных пьес А.Н. Островского, можно подвести итоги.
Драматург являлся продолжателем традиций Д.И. Фонвизина, А.С Грибоедова и Н.В. Гоголя, но он с помощью «говорящих» имён и фамилий смог наиболее ярко, чем его предшественники, изобразить человеческие пороки и достоинства, а также социальное неравенство.
А.Н. Островский показывал новое общественное явление характерное для пореформенной России: не «умеренность и аккуратность» Молчалиных ведут, а язвительный ум и даровитость Чацких.
В каждой пьесе Александр Николаевич раскрывал сущность человека через «говорящие» имена и фамилии героев своих пьес. В работе над характерами А.Н. Островский постоянно совершенствовал приёмы своего психологического мастерства, усложняя расцветку образов.
Особенность именования персонажей заключается в том, что некоторые фамилии А.Н. Островский брал из реальной жизни.
Работая над сегодняшней темой, мы убедились, что А.Н. Островский не только следовал традициям русских писателей, но и расширил возможности использования «говорящих» имён и фамилий, что их расшифровка необходима для более глубокого понимания смысла произведения, а также они служат «ключом понимания» в раскрытии внутреннего мира персонажей в пьесах А.Н.Островского.
Можно сказать, что поставленные задачи и цели были достигнуты.
Классификация фамилий по:
Фамилия/ имя персонажа
Значение фамилии/ имя персонажа в пьесе
Созвучные с названиями животных: