От тюрьмы и сумы толкование
Смысл выражения «от сумы и от тюрьмы не зарекайся»
От сумы и от тюрьмы…
«Однажды осенним утром, подняв воротник своего пальто и шлепая по грязи, по переулкам и задворкам пробирался Иван Дмитрич к какому-то мещанину, чтобы получить по исполнительному листу. Настроение у него было мрачное, как всегда по утрам. В одном из переулков встретились ему два арестанта в кандалах и с ними четыре конвойных с ружьями. Раньше Иван Дмитрич очень часто встречал арестантов и всякий раз они возбуждали в нем чувства сострадания и неловкости, теперь же эта встреча произвела на него какое-то особенное, странное впечатление. Ему вдруг почему-то показалось, что его тоже могут заковать в кандалы и таким же образом вести по грязи в тюрьму. Побывав у мещанина и возвращаясь к себе домой, он встретил около почты знакомого полицейского надзирателя, который поздоровался и прошел с ним по улице несколько шагов, и почему-то это показалось ему подозрительным. Дома целый день у него не выходили из головы арестанты и солдаты с ружьями, и непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. Вечером он не зажигал у себя огня, а ночью не спал и всё думал о том, что его могут арестовать, заковать и посадить в тюрьму. Он не знал за собой никакой вины и мог поручиться, что и в будущем никогда не убьет, не подожжет и не украдет; но разве трудно совершить преступление нечаянно, невольно, и разве не возможна клевета, наконец, судебная ошибка? Ведь недаром же вековой народный опыт учит от сумы да тюрьмы не зарекаться. А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна и ничего в ней нет мудреного» (Чехов «Палата №»)
Применение пословицы «от сумы и от тюрьмы не зарекайся»
— «Но на Руси от сумы и от тюрьмы..» (Колмогоров «Семейные хроники Надежды Лухмановой»)
— «Раньше на Руси нельзя было зарекаться от сумы и от тюрьмы, теперь же нельзя зарекаться от подозрений в шовинизме, национализме и какой-нибудь фобии» (М. Кураев «Записки беглого кинематографиста»)
— «До сего времени я свято верил в справедливость известной пословицы: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» (Кучерена «Бал беззакония»)
— «От любви, как от сумы и от тюрьмы, не зарекайся… Кроме того, никому точно не известно, что такое любовь» (Е. Евтушенко «Ягодные места»)
— «Оправдалась дивная русская поговорка: от сумы и от тюрьмы не зарекайся» (Л. Шестов «Творчество из ничего»)
От тюрьмы и от сумы не зарекайся
(значение) — 1) В жизни все возможно (обычно, о плохом); 2) Не стоит считать себя надежно защищённым от какого-либо несчастья (русская пословица).
Буквальное значение пословицы — никто не застрахован от того, чтобы попасть в тюрьму или от обнищания (сума).
Слово «сума» в данном случае означает — бродяжничание. Бродяги ходят с сумой, в которой носят с собой все свое имущество.
Так, словари русского языка указывают:
(2-е значение) — употребляется как символ нищеты, нищенства. От сумы да от тюрьмы не отрекайся. (старинная пословица) Ходить с сумой (нищенствовать). Пустить с сумой (разорить, ввести в нищету). ( Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова )
Подробнее о картине: Странник →
Пословица указана в книге «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля :
От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся
От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся!
От тюрьмы да от сумы никто не отрекайся!
С сумой да с тюрьмой не бранись (не пришлось бы мириться)
Пословица указана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.) :
От сумы да от тюрьмы не открестишься (не отрекайся) как раз угодишь
С сумой, да с тюрьмой не бранись (не пришлось бы мириться)
За тюрьму, за суму да за богадельню не ручись (можешь попасть)
✍ Примеры
««От cyмы дa oт тюpьмы нe зapeкaйcя», — филocoфcтвoвaл нapoд»
«С Николаем Максимычем Путохиным приключилась беда, от которой широким и беспечным российским натурам так же не следует зарекаться, как от тюрьмы и сумы: он невзначай напился пьян и в пьяном образе, забыв про семью и службу, ровно пять дней и ночей шатался по злачным местам.»
«Палата № 6» (1892 г.) – Иван Дмитриевич рассуждает:
«Он не знал за собой никакой вины и мог поручиться, что и в будущем никогда не убьет, не подожжет и не украдет; но разве трудно совершить преступление нечаянно, невольно, и разве не возможна клевета, наконец, судебная ошибка? Ведь недаром же вековой народный опыт учит от сумы да тюрьмы не зарекаться.»
«Избранные речи» (дело Мамонтова С.И и др.) :
«От царской тюрьмы и от нищенской сумы не открещивайся«
«Воскресение» (1889 – 1899 гг.), ч. 1, гл. 31:
«От тюрьмы да от сумы, видно, не отказывайся. Не сума — так тюрьма.»
«Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 4, часть I, XII — Платон Каратаев говорит Пьеру Безухову:
«Эх, милый человек ты, — возразил Платон. — От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся«.
«Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 15:
«От сумы да от тюрьмы не отказывайся, говорит пословица; так же точно и от судьбы! — шутит дядя.»
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872 г.) действие 4, явление 11 — слова Елеси, который нашел пакет с деньгами и из-за этого его взяли в полицейский участок:
«Что делать-то, Истукарий Лупыч! Русская пословица: от сумы да от тюрьмы не отказывайся! Так я говорю?»
С близким значением
Будущее в руках богов (Futura sunt in manibus deorum)
Древнее латинское выражение о неопределенности будущего.
Все в мире творится не нашим умом, а божьим судом
Русская пословица о том, что ход событий определяет Бог, а не человек; о непредсказуемости будущего.
Если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах
Слова американского актера и режиссера Вуди Аллена (Woody Allen, рожд. 1935 г.).
Неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот
Цитата из повести «Тарас Бульба» книги «Миргород» (1835 г.), русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852), гл. V.
Пути господни неисповедимы
Человек предполагает, а Бог располагает
Человек не может предвидеть будущее. Будущее зависит от множества не предсказуемых случайностей (русская пословица).
От сумы и от тюрьмы не зарекайся
Пословицы – это одна из наиважнейших частей исторической мудрости народа. В этих небольших выражениях заложены весьма полезные поучения, подтвержденные многолетним опытом наших предков.
Но, в силу того, что наш язык в диалектическом диапазоне очень разнообразен, а некоторые слова и вовсе вышли из обихода, смысл некоторых выражений остается не понятым.
Значение выражения
Пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» имеет два основных значения:
Происхождение пословицы
Для точного понимания данного выражения, в первую очередь необходимо определиться со значением слова сума.
Здесь сума употреблена как олицетворение нищеты. В старые времена, нищие ходили с сумой из мешковины, в которой могли хранить свое имущество. Существует даже выражение «с сумой пустить», что означает довести кого-либо до нищеты.
Кроме того, история, как прошлых лет, так и современности доказывает, что в жизни может случиться все. И богач может пойти за подаянием, и даже самый честный гражданин может пострадать от судебной ошибки или от государственного правления.
В каких обстоятельствах и кем употребляется данная пословица
Чаще всего пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» употребляется именно людьми, которые когда-либо привлекались к уголовной ответственности, либо были под угрозой таково исхода событий.
Помимо случаев ошибочного наказания, также, часто встречаются недобросовестные партнеры, которые стремятся перекинуть всю ответственность за свои незаконные действия на менее грамотного в юридическом плане коллегу. Либо вынужденные ситуации, когда люди лишаются источников дохода и сознательно, не видя другого пути, решаются на преступление. А также, просто вера в свою безнаказанность.
Но помимо этого, под уголовную ответственность люди часто попадают и в абсолютно случайных ситуациях. Например, причинение вреда по неосторожности.
От обычных людей, которые не вступали в конфликт с законом, можно услышать подобную фразу, когда кто-то проявляет непредусмотрительность, не заботиться о своем благосостоянии в будущем, либо слишком самонадеян.
Похожие пословицы
Так как русский язык многогранен, в общественную жизнь вошло множество подобных выражений. К самым запоминающимся можно отнести такие, как:
В любом случае, главный смысл неизменен – даже если человек абсолютно уверен, что определенное событие ни при каких обстоятельствах не произойдет, судьба может решить по-своему.
Примеры употребления
Если вообразить, что нам представился случай услышать такое выражение, то, к примеру, можно представить себе такую ситуацию между двумя давними друзьями:
— Петь, а ты не знаешь, куда Вова пропал? Уже месяц как не видно.
— Так его же посадили.
— За что?
— Он аферу какую-то с налоговой инспекцией провел.
— Да, вот что значит от сумы и от тюрьмы не зарекайся!
Или можно представить себе разговор матери и сына:
— Мам, займешь мне денег? Мне за кредит заплатить надо.
— Сынок, так ты ведь говорил, что у тебя в этом месяце премия хорошая будет?
— Так я же на больничный уходил, и проект закрыть не успел.
— А я тебе говорила, отложи деньги на кредит!
— Ну, что тут сказать? От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Удивительно, но многие пословицы, пройдя путь в столетия, не теряют своей актуальности, несмотря на всю изменчивость нашей жизни. Это действительно ценная мудрость предков, не ограниченная во временные рамки.
Значение фразы «От сумы и от тюрьмы не зарекайся»
Выражение «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» знакомо каждому третьему взрослому человеку в современном мире. Фраза довольно популярна и остается незабытой много лет, ведь в ней кроется интересная суть. У новичков такие слова вызывают массу вопросов, наиболее таинственным будет именно «сума». Желание поближе познакомиться с пословицей и узнать суть выражения, обусловлено беспокойством людей, какая опасность будет предостерегать, если подобные события сбудутся наяву. Определенный негатив связан с тюрьмой, которая упоминается наряду со всем известным словом «не зарекайся», во всех подробностях лучше разбираться последовательно.
Корни фразы
Многие легкомысленные люди, произнося пословицу, редко вдумываются в полный ее смысл, но при этом делают серьезный вид лица и подбирают максимально строгий тон голоса. В древности все было несколько иначе, славяне в момент произношения проявляли некоторую опаску, это касалось каждой фразы. Если собеседник сказал «слово не воробей. », то за каждое мнение, произнесенное вслух, нужно было привести веские доводы. У речи с подобными выражениями всегда есть характерный вес и определенное, точное значение слов.
Если брать во внимание высказывание «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», то смысл более чем понятен. Такие предостерегающие мысли получает человек, который слишком самоуверен в себе. Личность может утверждать, что с ним никогда не произойдет беда, но всем известно, такого не бывает никогда, мелкие неурядицы по жизни сопровождают каждого. Дедушки и отцы зачастую сокращают выражение и используют только «не зарекайся», но смысл от этого не меняется.
Нотки осуждения
«Тюрьма» у многих ассоциируется с сырой темницей, решетками и мощными стенами из бетона, попадать туда никто не намерен специально. Учитывая особенности питания, почувствовать себя нормальным членом общества там не получится. К сожалению, были случаи, когда узниками становились невиновные граждане государства, такое случается редко, но факт. В другой ситуации из-за отчаянных решений спасти жизнь близкого или превышение полномочий также становятся причинами того, что добропорядочный человек, никогда не замеченный в злодеяниях, становился в один ряд с преступниками. Именно такие неловкие моменты заставляют мудрых мужчин и женщин пользоваться фразой «не зарекайся».
Транспортные средства также несут опасность, водитель должен предусмотреть все возможные эксцессы на дороге, он ответственен за пассажиров. Если с находящимся рядом в момент ДТП случится несчастье, то человек, сидящий за рулем, будет наказан, вплоть до заключения в тюрьму, чего не пожелаешь даже врагу.
Жизненные ситуации
Если подойти к составляющей поговорки «сума» более внимательно и использовать при рассмотрении определения, то она дословно означает:
Выражение характеризует не что иное, как бедность, нищету и банкротство, от таких неприятностей никто не застрахован. Насколько бы успешным и богатым ни был человек, в один прекрасный момент все накопления могут попросту исчезнуть. Ситуации зачастую возникают не по вине бизнесмена или предпринимателя, сказывается целый ряд определенных факторов, возможно, работа конкурентов. Как только от банкротства никуда не убежать, в прошлом обеспеченная личность оказывается у разбитого корыта, хотя и подумать не могла, что такое случится.
Следует обратить внимание на слова
Имея в виду фразу «не зарекайся от сумы и от тюрьмы» каждый знакомый с выражением будет внимательней и скрупулезней относиться к своей деятельности. Пришедшая из древности поговорка предупреждает всех о незапланированных и внезапных поворотах судьбы. Подобные происшествия способны кардинально изменить финансовое и моральное положение в обществе, такие случаи были 50 и 100 лет назад.
Всегда нужно быть начеку, проявлять бдительность и не поддаваться гордости. Не менее важно правильно воспринимать людей, которые пали низко, такие эксцессы способны настичь каждого, а произойдет это довольно неожиданно. Проявление лояльности должно быть в меру, ведь большинство бедных скитальцев попросту растратили накопленное имущество, за что их нельзя хвалить.
Правильный подход к пострадавшим
Независимо от обстоятельств, в которые попадают граждане страны нужно проявить милосердие и сострадание. По мнению большинства, все поступки возвращаются подобно бумерангу, поэтому спешить осуждать бедных или бездомных не стоит. Некоторые беженцы попросту лишились жилья из-за разгоревшихся конфликтов на их родной земле, они искренне просят помощи или приюта. Государство не отказывает подобным переселенцам, беря пример с властей, каждый житель страны должен проявлять понимание.
Хорошим примером будут волонтеры, эти самоотверженные личности точно знают значение поговорки «не зарекайся от сумы и от тюрьмы», на их глазах происходили кардинальные изменения в жизни людей, которые достигли определенных финансовых высот. От родителей и дедушек многие слышали наставление, вслед за удачей может последовать неприятность любого характера, а богатство сменится на бедность.
Почему русские не зарекаются от тюрьмы и от сумы
Русская пословица «От сумы, да от тюрьмы не зарекайся» известна всем. Она учит не слишком-то надеяться на свое счастье и свою везучесть, ведь превратности судьбы таковы, что самый благополучный человек в любой миг может оказаться узником или нищим. А иногда и тем и другим сразу.
Почему же русские люди считали, что не застрахованы от тюрьмы и нищеты?
Тюрьма
Наказание тюремным заключением в российском судопроизводстве появилось впервые при Иване Грозном, в 1550 году, когда царь, известный крутым нравом, ввел это наказание в свой «Судебник». Процесс лишения свободы выглядел так: «Казнити торговою казнью, бити кнутом, да вкинути в тюрьму». Слова «торговая казнь» означали, что «бити кнутом» будут публично, на торгу. Относительно сроков заключения выбор был невелик: пожизненно, или до тех пор, пока царь не решит выпустить, или до тех пор, пока не возьмут на поруки.
Если вспомнить, сколько при Иване Грозном было ввергнуто в узилище людей совершенно неповинных, зачастую, это были оклеветанные люди, наказанные без суда и следствия, а также члены их семей, то станет ясно: если поговорка про тюрьму и суму возникла и не в те времена, то все же смысл ее был бы нашим предкам вполне понятен.
К XIX столетию, когда эта пословица получила широкое хождение, пенитенциарная система России, разумеется, стала гуманнее, однако, произвола хватало и тогда. Помимо государственных тюрем (они назывались «губернские остроги» и там отбывали наказание лица, совершившие серьезные уголовные преступления), были арестантские роты, монастырские тюрьмы и долговые тюрьмы («ямы»).
Если с острогами было все более или менее ясно, то в монастырскую тюрьму можно было угодить, не совершив ничего, что оговорено в Уголовном праве. Историк М. Колчин писал, что «ссылались туда … и пьяный монах, и религиозный сектант, и разгулявшийся не в меру отеческий сынок, и знатный вельможа, и не помнящий родства бродяга». То есть, все «неблагонадежные». В арестантские роты безо всякого суда барин мог отправить своих проштрафившихся крепостных, там же оказывались побирушки, бродяги и прочая публика в этом роде. В «яму» сажали несостоятельных должников, как правило, из купцов и промышленников. Банкроты находились в тюрьме до тех пор, пока их долги не оплачивали близкие, или до тех пор, пока заимодавец, отправивший банкрота в яму, не переставал платить за его содержание.
То есть, оказаться в тюрьме мог человек любого сословия, причем, зачастую, без судебного рассмотрения дела.
После переворота 1917 года ситуация изменилась не слишком. Если в первый год восставшие матросы и рабочие на радостях выпустили из тюрем не только политических, но уголовных преступников, то впоследствии карательный механизм заработал с ужасающей мощью. Как известно, в период «большого террора» оказаться в местах заключения мог кто угодно, безо всякого суда, по приговору «тройки». И это считалось везением, поскольку так же просто можно было получить место в расстрельном списке.
Сумой называли широкую холщовую сумку нищего, в которую он собирал подаяние. Это не котомка странника и не мешок путешествующего крестьянина, а именно символ нищеты.
И от сумы в России тоже никто никогда не был застрахован. Лишение имущества в качестве наказания за уголовное преступление отмечено впервые еще в «Русской правде» при князе Ярославе Мудром. За такие преступления, как поджог, разбой и конокрадство полагалось имущество виновного отдавать «на поток и разграбление». Лишение «всего, что нажито непосильным трудом» сохранилось в качестве наказания вплоть до наших дней, и, как правило, эта норма сопутствует лишению свободы. В старину, лишив всего, ссылали в Сибирь и преступника, и его семью, обрекая, тем самым, на нищету. В наши дни отправляют в колонию с конфискацией.
Но стать нищим можно было не только по приговору суда. Несколько столетий подряд в пределы России ежегодно вторгались для налетов и грабежа разнообразные кочевники, от половцев в XI веке до ногайцев и крымских татар — в XVIII. Каждый такой налет сопровождался грабежом и пожарами. Выжившие обитатели разграбленных деревень шли просить подаяния.
XIX век в России был отмечен массовым разорением дворянства. Беднели некогда богатые семьи в начале столетия, массовым разорение стало после отмены крепостного права, характер катастрофы разорение помещиков приняло в начале XX века. Крестьяне тоже вынуждены были идти с сумой, в особенности, в период реформ Александра II. Некрасов писал о падении крепостного права: «Распалась цепь великая, распалась цепь, ударила, одним концом по барину, другим – по мужику».
Таким образом, в Российской империи оказаться в положении нищего, живущего подаянием, мог абсолютно любой человек, от князя до крепостного крестьянина. И эта ситуация сохранялась на протяжении столетий.
Неудивительно, что горькое присловье про тюрьму и суму сохранило актуальность вплоть до наших дней.