Отличие легальное толкование от аутентичным
Виды толкования норм права
Существует несколько видов толкования. В юридической литературе различают толкование по объему и толкование по субъекту.
Толкование по объему. Заметим, объемом толкования принято называть результат соотношения буквального текста и действительного содержания юридической нормы. На основании результатов анализа правовой нормы лицо, осуществляющее толкование, приходит к определенному выводу, в частности, к пониманию того, что изложение воли законодателя может не всегда совпадать с ее «буквальным», текстовым содержанием. В этой связи различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.
Буквальное (адекватное) толкование – это самый распространенный вид толкования, имеющий место тогда, когда «дух» и «буква» закона совпадают. Здесь воля законодателя устанавливается в полном смысле с нормой права. Иными словами, такое толкование полностью (точно) соответствует тексту нормы, ее смыслу. Это значит, что применение после грамматического анализа всех иных способов толкования приводит к таким же выводам, какие вытекают из буквального текста [58].
Таких норм, достаточно отчетливо выражающих волю законодателя, абсолютное большинство. Например, в ст. 399 ГК РФ сказано: «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». Или в ст. 32 Конституции РФ четко зафиксировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут избирать только граждане России. Как видно, действительное содержание (смысл) этих правовых положений точно соответствует их текстуальному выражению. Именно в этой связи говорят о совпадении «духа» (смысла) и «буквы» (текстуальной формы) закона и соответственно о буквальном толковании официального текста. Буквальное толкование не порождает споров, разногласий, что свидетельствует о том, что, как правило, воля, цели и интересы законодателя достаточно точно формулируются в законе.
Распространительное толкование – толкование, применяемое при несоответствии выражения нормы права и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире словесного (текстуального) оформления.
Главное в этом виде толкования – результат, констатация того, что действительное содержание нормы права значительно шире (объемнее) ее текстуального выражения («буквы» закона). Так, ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за «вред, причиненный гражданину … в результате незаконных действий государственных органов…». Здесь слову «гражданин» следует давать распространительное толкование, учитывая то, что в такой ситуации вред должен быть возмещен и иностранному лицу и лицу без гражданства.
Обратим также внимание на содержание ст. 19 Конституции РФ, в которой говорится: «все равны перед законом и судом». Вместе с тем здесь слово «закон» необходимо трактовать распространительно, поскольку кроме законов есть и другие нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), предписания которых в равной мере распространяются на всех или определенные категории граждан и иных лиц.
В учебной литературе отмечается, что все нормы, содержащие слова «другие», «и т.д.», «иные», «прочие», т.е. формирующие определенный перечень, предполагают распространительное толкование[59].
Ограничительное толкование основано на установлении того, что смысл нормы понимается уже, чем это прямо выражено в буквальной ее формулировке.
В процессе такого толкования трактовка законодательного текста сужается и доводится до ее действительного смысла. Например, в ст. 87 Семейного кодекса РФ устанавливаются обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей. Очевидно, не все дети обязаны следовать этому предписанию. От такой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали или были лишены родительских прав. Или: в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Понятно, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди. Главное здесь в том, что по смыслу указанных правовых предписаний видна необходимость ограничить действие правовой нормы более узкими рамками.
Отметим, что ни расширительное, ни ограничительное толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл нормы права, поскольку в процессе толкования устанавливается воля законодателя.При использовании любой из названных разновидностей толкования (буквального и др.) должна быть ясность, определенность относительно анализируемых норм, прежде всего, в представлении лица, осуществляющего толкование. Соответственно должен сформироваться вполне определенный вывод, предшествующий принятию определенного решения.
Толкование по субъекту. В зависимости от субъекта, дающего соответствующее разъяснение правовых норм, выделяют официальное и неофициальное толкование.
1. Официальное толкование – исходящее от компетентного государственного органа (должностного лица) разъяснение содержания правовой нормы, имеющее обязательное значение для тех лиц, к которым оно обращено.
Особенности официального толкования:
1) дается уполномоченными государственными органами или должностными лицами, причем данные полномочия закрепляются в специальных актах;
2) имеет обязательный характер для исполнителей толкуемой нормы;
3) облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и др.);
4) является юридически значимым, так как ориентирует на единообразное понимание юридической нормы;
5) разъясняет действующие нормы и никаких новых не создает.
Можно сказать, что такое толкование, по сути, официальная «установка» относительно того, как правильно понимать конкретную норму. Подобная «установка» может содержаться, например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, обязательных для нижестоящих судов.
С учетом этого категория «официальное толкование» позволяет обратить внимание на следующее:
а) официальное толкование в Российской Федерации осуществляют только государственные органы, определенные законодательством. Это – высшие представительные органы, высшие судебные органы, Правительство РФ и др. (Президент РФ, Правительство РФ в порядке исполнения законов издают подзаконные акты, в которых могут содержаться и разъяснительные (истолковательные) положения);
б) основная цель официального толкования-разъяснения – обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения;
в) оно имеет обязательный характер для исполнения толкуемой нормы даже тогда, когда лица, реализующие юридическую норму не согласны с представленным толкованием-разъяснением;
г) в процессе толкования орган, разъясняющий норму права, издает акт толкования – интерпретационный акт. Нередко такой акт имеет ту же форму, что и иные нормативные документы государственных органов (постановление и др.).
Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное (общее) толкование и казуальное (индивидуальное) толкование.
Нормативное (общее) толкование не связывается с конкретным случаем, а обладает общим характером, распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Его цель – обеспечение единообразного понимания и целесообразного применения правовых предписаний. Необходимость в таком толковании может объясняться неясностью текста нормы законодательного акта, неправильной или противоречивой практикой применения правовых предписаний и иными причинами. В этой связи нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении определенных норм права. Например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ нижестоящим судам по применению того или иного закона. К актам нормативного толкования также относят: акты-разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Такое толкование неотделимо от самой нормы права, практикой ее реализации.
Официальное нормативное толкование может быть дано либо правотворческим органом по нормативным правовым актам, принятым им, либо иным государственным органом. Поэтому нормативное толкование подразделяется на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).
Аутентичное толкование – разъяснение, исходящее от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на такое толкование не требуется. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные правовые акты, то он обладает возможностью давать разъяснение этим актам. Подобные разъяснения могут даваться Государственной Думой РФ, Правительством РФ и другими правотворческими органами. Например, в статьях главы 30 Особенной части УК РФ в качестве субъекта преступлений признается должностное лицо. Что под ним следует подразумевать? Соответствующее определение содержится в примечании к ст. 285 УК РФ, раскрывающей смысл этого понятия.
Акты аутентического толкования общеобязательны и обладают соответствующей юридической силой. Они обязательны для тех, кто реализует разъясненный нормативный правовой акт.
Легальное толкование (разрешенное, делегированное) – осуществляемое не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами по специальному на то полномочию, делегированному им государством. Такое толкование подзаконно и осуществляется теми субъектами, которым это разрешено, поручено. Так, Конституционный Суд РФ, не являясь правотворческим органом, осуществляет толкование Конституции Российской Федерации, содержащееся в его решениях. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Акты легального толкования обязательны лишь для тех лиц и объединений, на которых распространяется юрисдикция органа, осуществляющего толкование. Это могут быть налоговые, финансовые и иные органы. Официальное толкование может быть не только нормативным, но казуальным.
Казуальное (индивидуальное) толкование также относится к официальному виду. Такое толкование, судя по названию, не имеет общеобязательного значения; дается применительно к данному случаю; обращено к конкретным субъектам. Известно, что слово «казус» означает случай, отдельную ситуацию. В этой связи можно сказать так: казуальное толкование – официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентными органами по конкретному случаю. Также толкование подразделяется на два подвида: судебное и административное.
Судебное толкование норм права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемые судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них. Например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются не соответствующими закону, неправильными. Назначение такого толкования наиболее отчетливо проявляется при рассмотрении дел в кассационной инстанции или в порядке надзора. Результаты казуального толкования находят выражение в мотивировочной части судебного решения.
Административное толкование норм права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов и др.
Итак, цель судебного и административного казуального толкования-разъяснения – правильное рассмотрение определенной правовой ситуации. Поэтому признается, что оно ограничивается рамками конкретного дела, имеет разовое значение. Однако, значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими судебными инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих судебных органов в качестве образцов понимания и применения закона.
В отечественном правоведении преобладает мнение о том, что официальные акты толкования не создают новых правовых норм и не признаются источниками права. Их функциональное значение определяется вспомогательным, уточняющим характером.
Неофициальное толкование – толкование, исходящее от органов и лиц, не наделенных специальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Такое толкование осуществляется общественными организациями, научными, учебными заведениями, практическими работниками. Обычно оно выступает в форме советов, рекомендаций, суждений. Особенность этого вида толкования в том, что оно не носит обязательного характера, его рекомендации не вызывают формально-юридических последствий. Отмечается, что влияние неофициального толкования на правовое регулирование зависит главным образом от его правильности и убедительности (компетентности). Некоторые разновидности неофициального толкования оказывают существенное влияние на практику применения норм права.[60]
Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное (компетентное) и доктринальное (научно-теоретическое).
Обыденное толкование – это неофициальное разъяснение смысла правовой нормы лицами, не имеющими специальных познаний в сфере права, правового регулирования. Это обычно разъяснения, даваемые гражданами в повседневной жизни, в быту, а также публичными изданиями неюридического профиля. В таком толковании могут быть заблуждения, поверхностные суждения, опрометчивые выводы. Вместе с тем в подобном разъяснении может быть здравый смысл, ориентирующий на положительное отношение к праву, правовым предписаниям.
Профессиональное толкование – предполагает наличие у субъектов, дающих разъяснение, специальных правовых знаний. Имеется в виду толкование, осуществляемое прокурорами или адвокатами в судебном процессе, судьями на приеме граждан, работниками юридических служб, редакциями юридических журналов в специальных консультациях и обзорах. Несмотря на значимость, компетентность, обоснованность таких разъяснений, они не являются юридически обязательными и не влекут каких бы то ни было юридических последствий[61].
Рассмотренный вид деятельности оказывает существенное влияние на правотворческий и правоорганизационный процессы. В частности, высшие судебные инстанции, например, Конституционный Суд Российской Федерации, активно привлекает ученых-правоведов, иных специалистов более узкого профиля, чье заключение учитывается при разрешении наиболее сложных дел, связанных с применением гражданского, налогового, финансового законодательства и др. Позиции экспертов, привлекаемых для рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ направлены на уяснение смысла оспариваемого явления. Разъяснения, даваемые экспертами Суда, выходят за рамки простой экспертизы, то есть квалификации. К примеру, экспертное заключение ведущего научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора Б.Т. Безлепкина по делу о проверке конституционности ст. 232, ч. 4 ст. 248 и ст. 258 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР содержит ответы на 12 вопросов судьи докладчика Т.Г. Морщаковой. Существенно, что в ответах не только излагаются аргументы в пользу той или иной авторской позиции, они выходят на серьезные научные умозаключения с анализом эволюции правовых принципов, выявления правовой природы института возвращения дела для производства дополнительного расследования, пересмотра всей системы уголовно-процессуального законодательства[63].
Юридические факты. По источнику (правовому основанию) такой обязательностиобычно выделяют два вида официального толкования — легальное и аутентичное
По источнику (правовому основанию) такой обязательностиобычно выделяют два вида официального толкования — легальное и аутентичное. Однако, как мы увидим ниже, так называемое аутентичное толкование— ввиду отсутствия у него необходимого источника (правового основания) обязательности его положений — вообще неправомерно и ошибочно относить к официальному толкованию.
Легальное толкование— это толкование, которое осуществляет специально на это управомоченный закономгосударственный орган. Так, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.Такое толкование обладает общеобязательной юридической силой.
В литературе к легальному толкованию (в качестве его разновидности) относят и те разъяснения по вопросам судебной практики,которые, согласно Конституции РФ (ст. 126, 127), дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Подобная трактовка представляется необоснованной, поскольку сама Конституция РФ не управомочивает эти судебные органы, в отличие от Конституционного Суда РФ, толковать какие-либо нормативно-правовые акты, но предусматривает лишь, что они дают разъяснения по вопросам судебной практики;
Эти разъяснения названных высших судебных органов по сути своей являются разновидностью неофициального толко-
Глава 8. Толкование норм права 501
вания и носят рекомендательный характер.Наделение их официальнсьобязательной юридической силой фактически означало бы как признание за соответствующими судебными органами законодательных правомочий, что противоречит принципу разделения властей, так и одновременно отрицание конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону.
Под аутентичным толкованием в литературе имеется в виду официальное, обладающее обязательной силой толкование всеми правоустановительными (правотворческими).государственными органами (представительными и исполнительными), изданных ими нормативно-правовых актов, осуществляемое по собственному усмотрению соответствующих органов в пределах их компетенции.
Эта позиция, включая одобрение соответствующей практики, является господствующей в нашей литературе.
Между тем очевидно, что подобная позиция (и породившая ее практика) противоречит не только основным началам права и правовой государственности, но и действующему законодательству, которое не наделяет правотворческие орга^ ны правом осуществлять официально-общеобязательное толкование каких-либо нормативных актов (своих или чужих). Аутентичное толкование как продукт и выражение неправовой практики государственных» органов носит произвольный, самочинный характер и является — в отличие от легального толкования — толкованием нелегальным и неправовым. Это как раз один из тех важных случаев, когда то, что прямо не разрешено законом государственному органу или должностному лицу, то ему запрещено; что не легально, то нелегально и антилегально.Но, видимо, в наших условиях всего этого недостаточно и необходим прямой законодательный запрет на занятие государственными органами подобной дея*-тельностью.
Издание обязательного нормативного акта и осуществление официально-обязательного толкования вообще (своего акта или любого другого) — это две совершенно различные функции, и в условиях разделения властей один орган не должен обладать одновременно этими двумя функциями и двумя соответствующими правомочиями.
Обязательное толкование права является по своей сути судебной функцией, и оно должно осуществляться специальной судебной инстанцией (как правило, Конституционным или Верховным судом). Поэтому только легальное судебное толкование является правомерным официально-обязательным тол-
502 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
Если правотворческий орган считает, что изданный им
акт страдает такими недостатками, которые не могут быть
преодолены в процессе его реализации и применения (с; nor
мощью обычных процедур толкования ! данного акта субъек
тами реализации права), то он должен в установленных за
коном форме и порядке внести в него необходимые поправки
и уточнения. Использование же вместо этого безграничных
возможностей аутентичного толкования открывает (особенно
для различных министерств, ведомств и иных структур ис
полнительной власти) широкий простор для обхода закона и
для бесконтрольного произвола в сфере правотворческой и
правоприменительной деятельности. Аутентичное толкование
ведет к отрицанию правопорядка и законности в стране, к
разрушению иерархии источников действующего права, к де
вальвации роли закона и бюрократизации нормативной систе
мы, к откровенной и повсеместной подмене общих требований
закона всевозможными ведомственными псевдотолкованиями и
конъюнктурными разъяснениями о том, что в стране на са
мом деле является правом с точки зрения соответствующего
органа или чиновника, его инструктивных и директивных
приказов и писем. ■
К неофициальным толкованиям относятся все толкования, не наделенные законом обязательной юридической силой.
,- Обыденное толкование — это толкование соответствующей нормы права любым субъектом на основе его правопони-мания и правосознания.
Профессиональное толкование — это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты,, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности). К разновидностям такого профессионального толкования по своему правовому смыслу и значению относятся как разъяснения высших судебных органов* так и соответствующие разъяснения-толкования всех остальных государственных органов (все так называемое аутентичное толкование).
Доктринальное толкование — это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках.
Юридическая доктрина имеет для процесса толкования, разумеется, и более фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права.
Практическое значение неофициальных форм толкования (профессионального и доктринального) определяется авторитетом субъектов такого толкования, компетентностью и высоким уровнем прогностической достоверности соответствующих толкований.
Глава 9. Правовое отношение
1. Понятие правоотношения. Объект и предмет правоотношения
Правовое отношение — это требуемая реализуемой нормой права форма взаимоотношений субъектов права в процессе приобретения и использования ими конкретно-определенного субъективного права либо создания или исполнения конкретно-определенной юридической обязанности. ; ■
Объект правоотношения—’ это абстрактное содержание
реализуемой нормы действующего объективного права, т.е. со
ответствующие абстрактные положения ее гипотезы, диспози
ции и санкции. ;
504 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
Предмет правоотношения—■ это те конкретные субъективные права и конкретные юридические обязанности, для приобретения, осуществления и исполнения которых конкретг ные субъекты права при наличии необходимых правовых ус-ловий вступают в конкретные правоотношения и в соответствии с требованиями реализуемой нормы права совершают надлежащие правомерные действия.
Понятие предмета правоотношения выражает правовой смысл, предназначение и цель правоотношения — конкретизацию абстрактного содержания реализуемой нормы права. Предмет правоотношения — это реализованное, индивидуально-конкретизированное выражение объекта правоотношения.«
Объект правоотношения представляет собой абстрактно-правовые положения абстрактной нормы права. Представленные в объекте правоотношения абстрактные права и абстрактные обязанности являются лишь составными моментами диспозиции реализуемой нормы и выражают лишь абстрактные правовые возможности абстрактных субъектов права.
Подобные абстрактные права и абстрактные обязанности диспозиции нормы (т.е. соответствующие абстрактно-юридические характеристики правоспособности) не следует, конечно, смешивать с конкретно-определенным субъективным правом и конкретно-определенной юридической обязанностью конкретного, индивидуально-определенного субъекта права. Между ними существует громадная разница: одно делр — когда абстрактное лицо имеет абстрактное право приобрести абстрактный дом, абстрактную обязанность нести абстрактную военную службу либо абстрактную служебную обязанность в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления (абстрактное право-обязанность любого прокурора), совсем другое дело — когда индивидуально-определенное лицо реально имеет уже приобретенное им правомерным путем в результате конкретного правоотношения конкретное субъективное право собственности на конкретно-определенный дом, конкретную юридическую обязанность нести конкретно-определённую военную службу либо конкретное субъективное правомочие (субъективное право-обязанность) возбудить конкретное уголовное дело против конкретного индивида в конкретном случае обнаружения конкретных признаков преступления.
Объективное право(право в объективном смысле) — это абстрактно-всеобщие нормы позитивного права, предусматривающие для фактически различных субъектов права формаль-
Глава 9. Правовое отношение 505
но равные юридические условия и возможностидля реализации в конкретных правоотношениях их правомерных целей и интересов —приобретения и осуществления ими своих конкретных, индивидуально-определенных субъективных прав, создания и исполнения ими своих конкретных, индивидуально-определенных юридических обязанностей.
Эти приобретаемые в результате конкретных правоотношений разными конкретными субъектами различные индивидуальные, только им принадлежащие конкретно-определенные субъективные права и субъективные юридические обязанности не следует смешивать с абстрактными правами и обязанностями абстрактного субъекта,т.е. с абстрактно-общими правовыми свойствами и характеристиками (абстрактной правосубъектностью, правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью) абстрактного субъекта объективного права и абстрактного субъекта абстрактного правоотношения.
О смешении этих разных юридических явлений и категорий свидетельствует распространенная в юридической литературе трактовка содержащихся в нормах объективного права общих положений об абстрактных правах и обязанностях абстрактного субъекта права (и соответствующих абстрактных правовых свойств абстрактных субъектов абстрактного правоотношения) как субъективных прав и субъективных юридических обязанностей.
Аналогичная путаница присутствует и в утверждениях, будто правоотношение состоит из субъективных прав и юридических обязанностей.
Чтобы избежать такой терминологической путаницы и смешения абстрактно-правовой возможности абстрактного субъекта с уже приобретенным конкретным правом конкретного субъекта, необходимо по крайней мере соответствующие абстрактные права и обязанности обозначать как абстрактные субъективные права и обязанности — в их отличииот уже действительно приобретенных конкретными субъектами и принадлежащих только им различных конкретных субъективных прав и конкретных юридических обязанностей.
Для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений необходимы наличные конкретные правовые основания, в абстрактно-общем виде установленные в гипотезе реализуемой нормы права. Такие правовые основа-
506 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
ния, определяющие условия реализации абстрактной нормы права, называются юридическими фактами.
Юридические факты— это факты (фактические обстоятельства), имеющие, согласно закону,- юридическое значение в качестве правового основания (условия), необходимого для реализации нормы права.
Юридические факты делятся на события и деяния.
Деяния(действия и бездействие) — это осознанно-воле-выё акты поведения людей.
По своему правовому характеру деяния делятся на правомерные и неправомерные(правонарушающие). Неправомерный (правонарушающий) характер, согласно закону, носят и некоторые виды бездействия соответствующих субъектов права в условиях, когда они должны были совершить определенные активные правомерные действия (например неоказание врачом помощи, больному, пассивное поведение работника милиции в ситуации совершения преступления и т.д.).
По форме своего осуществления и выражения деяния делятся на юридические акты и юридические поступки.
Под юридическими актамиимеются в виду различные
юридически определенные формы действия субъектов права
(например заключение договора, вступление в брак, подача
искового заявления в суд, принятие судом решения по делу
и т>д.), направленные на достижение определенных правовых
последствий и результатов. ‘
Юридические поступки— это различные фактические деяния субъектов права (например спасение утопающего, выход на работу в нетрезвом состоянии и т.д.), которые независимо от воли совершающих их субъектов влекут правовые последствия в силу их юридической значимости.
Как правило, согласно гипотезе нормы, реализуемой в правоотношении, требуется наличие не одного, а нескольких юридически значимых фактов, которые в своей совокупности образуют фактический состав, точнее говоря, — юридико-фактический составданной конкретной правореализуемой ситуации (правового случая, дела).
Надлежащее, требуемое процессуальным правом, доказательство наличия или отсутствия соответствующих юридических 5 фактов (всего юридико-фактического состава) образует юридико-процессуальную сторону(и составную часть) любого конкретного правоотношения. При этом наличие некоторых юридических фактов презюмируется(например презумпция знания действующего закона, презумпция невиновности, пре-
Глава 9. Правовое отношение 507
зумпция гражданско-правовой дееспособности взрослого физического лица, презумпция объективности субъекта правоприменения и т.д.), пока не будет в установленном порядке доказано обратное.
3. Содержание правоотношения
Содержание правоотношения — это конкретизированная форма выражения абстрактного юридического содержания реализуемой нормы объективного права.Содержание конкретного правоотношения представляет собой результат:
1) конкретизации абстрактных положений гипотезы нормы —
в виде наличия соответствующих юридически значимых кон
кретных фактических обстоятельств (юридических фактов);
2) конкретизации абстрактных положений диспозиции нормы
о корреспонденции взаимных абстрактных прав и абстракт
ных обязанностей абстрактных адресатов нормы — в *иде со
ответствующих взаимосогласованных конкретных активных
правомерных действий индивидуально-определенных дееспо
собных субъектов правоотношения; 3) конкретизации абстрак
тных положений санкции нормы — в виде соответствующе
го конкретного правомочного Правоприменительного действия
(решения, акта) индивидуально-определенного компетентного
субъекта правоотношения по разрешению данного конкретно
го правореализуемого случая (с установлением в надлежащем
случае соответствующей конкретной меры юридической от
ветственности конкретных лиц за конкретное правонаруше
ние).
Для всех аспектов характеристики специфического смысла, содержания и регулятивно-функционального значения правового отношения принципиальное значение имеет то обстоятельство, что правовое отношение — это категория (и конструкция) доктринального осмысления и трактовки именно процесса действия, реализации уже установленного права, а не категория правотворчества (правоустановления), Это означает, что правовое отношение — не форма и средство исходного правового регулирования фактических общественных отношений и соответствующего регулятивного воздействия на фактическое поведение их реальных участников, а форма и средство вторичной (финальной) регуляции правовых результатов исходного правового регулирования.Иначе говоря, правовое отношение является формой и средством регуляции поведения и взаимоотношений уже субъектов права, т.е. осо-
508 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
бых юридизированных персон (персонификаций соответствующих прав и обязанностей).
Содержание правового отношения, таким образом, является чисто правовым, носит формально-юридический характер.
Понятие «правовое отношение» означает; право как отношение, так что в термине «отношение» ничего неправового нет.
Право как отношение (правовое отношение, правоотношение) имеет тот же объем правового содержания и тот же ре-гулятивно-правовой механизм, что и правовая норма (право как норма). Это содержание и этот механизм состоят из структурных элементов нормы (гипотезы, диспозиции и санкции) и их регулятивных значений (функций).
Отличие правового отношения от правовой нормы — это различие двух форм выражения одного и того же правового содержания и регулятивного механизма. Это различие состоит в том, что правовое отношение — это динамичная, конкретно-реализационная форма правовой регуляции, а норма права — статичная, абстрактно-общая форма правовой регуляции.
Правовое отношениевыступает как общая регулятивно-процедурная формаконкретизации и реализации абстрактного содержания нормы права. В рамках и в соответствии с требованиями этой формы должны протекать все действия и взаимоотношения субъектов права в процессе реализации ими своих прав и обязанностей. Все конкретные правореализацион-ные (в том числе и правоприменительные) отношения всех субъектов должны осуществляться в форме правового отношения.
Основной смысл этих требований правового отношения как регулятивной формы состоит в том, чтобы конкретные субъекты права приобретали и использовали свои субъективные права, исполняли свои конкретные юридические обязанности по абстрактно-общим положениям реализуемой нормы права. Правовые отношения этих субъектов должны строиться в соответствии с юридико-логической конструкцией и структурой нормы, регулятивно-правовым значением ее элементов (гипотезы, диспозиции, санкции), системными связями между ними и т.д.
Реализация нормы права в правоотношении означает конкретизацию и индивидуализацию ее абстрактно-общих требований в виде соответствующих этим требованиям (воплощающих их) конкретных взаимосогласованных правомерных действий и взаимоотношений конкретных лиц при конкретно-определенных обстоятельствах для того, чтобы осуществить
Глава 9. Правовое отношение 509
(реализовать) свою абстрактную правоспособность (свои абстрактные права и абстрактные обязанности) и стать субъектами конкретных субъективных прав и конкретных юридических обязанностей.
В норме права в абстрактно-общем виде предусмотрена абстрактная правосубъектность и правоспособность абстрактных лиц (физических и юридических лиц) на соответствующие абстрактные права и абстрактные обязанности (диспозиция). Это означает абстрактную возможность для соответствующих индивидуально-определенных лиц при соответствующих конкретно-определенных условиях своими соответствующими конкретными правомерными действиями реализовать свою абстрактную правосубъектность и правоспособность и превратить их в конкретную правосубъектность, в принадлежащие только им конкретное, индивидуально-определенное субъективное право и конкретно-определенную юридическую обязанность.
В реализации нормы права в правоотношении есть два разных, но нормативно согласованных момента.
С точки зрения действующего правареализация нормы права ■— это официально-властный регулятивно-правовой контрольза поведением субъектов права, за точным соответствием их взаимоотношений требованиям реализуемой нормы права, т.е. осуществление (реализация) ее юридической силы.
С точки зрения субъектов правареализация нормы права — это использование субъектами права своих правовых возможностей (своей правоспособности)посредством активных правомерных действий, соответствующих требованиям реализуемой нормы, для достижения своих правомерных целей и удовлетворения своих законных интересов — приобретения и осуществления своих индиридуально-конкретных субъективных прав и исполнения своих индивидуально-конкретных субъективных юридических обязанностей.
4. Субъекты (участники) правоотношения. Физические и юридические лица
Субъекты (участники) правоотношения—■ это субъекты права, обладающие предусмотренными реализуемой нормой права правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособно-стью.
Субъектами праваявляются все адресаты права, все те, кто находится под действием права, признается им в качестве абстрактного правового лица, возможного носителя прав и обя-
510 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
занностей, — свободные индивиды, хозяйственные образования, общественные и религиозные организации, отдельные государственные органы и государство в целом. Несвободные индивиды (рабы) не были субъектами права; Они относились к объектам права (подобно вещам, орудиям труда и т.д.).
Понятие «субъект права» означает признание правосубъектностиадресата права как юридически значимого лица, обладающего абстрактной возможностью быть субъектом прав и обязанностей.
Субъекты права (лица, персоны в праве) делятся на физические и юридические лица.
Физические лица— это все люди в качестве субъектов права (граждане, иностранцы, лица без гражданства).
Юридические лица— это все остальные, кроме физи-т ческих лиц, субъекты права —■ все хозяйственные, общественные, государственные и иные учреждения и организации, правосубъектность которых, а также соответствующий порядок их формирования и деятельности предусмотрены в действующем праве. Как и физические лица, все юридические лица, при всех их особенностях, одинаково подчиняются общим для всех субъектов права требованиям действующего права и реализации его норм в конкретных правоотношениях.
Все люди (физические лица) с момента рождения являются субъектами права как в смысле их абстрактно-общей правосубъектности в отношении всего действующего права, так и в смысле их конкретной правосубъектности — в качестве реальных обладателей совокупностью официально признанных основных естественных (прирожденных и неотчуждаемых) прав и свобод человека.
Юридические лица являются субъектами права с момента их официально-правового учреждения.
Правосубъектность лица выражается и конкретизируется в его правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Правоспособность — это абстрактная способность (возможность) субъекта права иметь соответствующие права и обязанности, предусмотренные действующим правом. Понятие «правоспособность» по своему правовому смыслу и объему идентично понятию «правосубъектность»: субъект права пра-восубъектен в том же объеме и значении, в каком он правоспособен. Все физические лица обладают равной для всехпра-.восубъектностыо и правоспособностью, что является формой выражения их правового равенства, включая равенство всех перед законом. Юридические лица обладают различной правосубъектностью, обусловленной теми особыми целями и задача-
Тлава 9. Правовое отношение 511
ми, для осуществления которых они учреждены.. В этом смысле
их правосубъектность является специальной. •
Дееспособность— это реальная способность (возмож
ность) субъекта права своими активными правомерными дей
ствиями реализовать в соответствующих правоотношениях свою
правоспособность, приобретать и осуществлять свои субъектив
ные права, создавать для себя и исполнять свои субъективные
юридические обязанности. «
Физические лица, согласно закону, приобретают дееспособность лишь с определенного возраста, необходимого для совершения осознанных юридически значимых действий в соответствующей сфере правовой регуляции. Полная дееспособность в РФ наступает с восемнадцати лет. Ограниченная дееспособность в разных отраслях права возникает с разного возраста. Так, в гражданском праве, согласно ст. 26 ГК РФ, признается ограниченная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, согласно ст. 28 ГК РФ, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.
Физическое лицо, которое вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть в надлежащем порядке признано судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. Гражданское право предусматривает также возможность ограничения дееспособности физического лица в судебном порядке и установления над ним попечительства. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных физических лиц.
Деликтоспособность — это способность субъекта права отвечать за совершенное им правонарушение. В разных отраслях права деликтоспособность физических лиц наступает сразного возраста. Так, в гражданском праве полная деликтоспособность наступает с восемнадцати лет. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по тем сделкам, совершение которых им’разрешено по закону. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. За наиболее тяжкие преступления
512 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста.
В целом субъект права обладает совокупностью правовых свойств и характеристик, необходимых для того, чтобы посредством требуемых от него активных правомерных действий в рамках соответствующих конкретных правоотношений реализовать абстрактно-всеобщие положения объективного права и приобрести для себя и осуществлять свои конкретные, индивидуально-определенные субъективные права, создавать для себя и исполнять свои конкретные, индивидуально-определенные субъективные обязанности. Это осуществляемое правомерными действиями субъекта правоотношения преобразование абстрактно-правовых положений объективного права об абстрактных правах и обязанностях абстрактного субъекта права в конкретное субъективное право и конкретную субъективную юридическую обязанность конкретного субъекта права представляет собой переход от абстрактной нормы права как абстрактно-общей меры возможной свободы субъекта права к конкретному субъективному праву и конкретной юридической обязанности как конкретно-определенной, индивидуализированной меры действительной свободы конкретного субъекта права.
Отмеченное существенное различие между абстрактно-общими правовыми возможностями (абстрактными правами и обязанностями или абстрактными субъективными правами и обязанностями) абстрактного субъекта и конкретными правами и конкретными юридическими обязанностями конкретного субъекта относится к правовой характеристике не только физических лиц, но и юридических лиц.
Понятие «юридическое лицо» имеет общеправовое значениеи охватывает всех субъектов права во всех отраслях права, не являющихся физическими лицами. Данное принципиальное для всего права положение означает, что все участники правового типа общения и правовой формы отношений, т.е. все субъекты права, — это хотя и различные, но одинаково подчиняющиеся праву и действующие по праву правовые лица,т.е. специфически юридизированные персоны, определенные персонификации осуществляемых ими юридических ролей и функций в соответствии с их правовым статусом(их правовым положением, их законодательно закрепленной правоспособностью и дееспособностью в сфере частных и публично-властных отношений).
Правовое лицо (лицо в праве или просто лицо) —’ это абстрактно-правовая (т.е. абстрагированная в духе всеобщно-
сти права от эмпирических различий) ипостась, абстрактно-правовой облик всех участников правового типа общения. Все они — при всех их различиях — в зеркале права имеют абстрактно-правовое выражение лица. Правовыми лицами являются и физические лица, и юридические лица: физическое лицо как субъект права — это физическое правовое (т.е. юридизированное, юридическое) лицо, а юридическое лицо — это нефизическое (но уподобленное исходному для права физическому лицу в его юридико-правовой ипостаси) юридическое лицо.
Общеправовое значение категории «юридическое лицо» в разных отраслях права проявляется в различных формах.
Наибольшее развитие данная категория получила в сфере гражданского права.Здесь под юридическим лицом имеется в виду организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (см. ст. 48 ГК РФ). Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений, и к ним«ак к субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (см. ст. 124 ГК РФ).
Юридическое лицо в гражданском праве действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав учреждается его учредителями (участниками).
Юридическое лицо в гражданском праве считается созданным с момента его государственной регистрации в органах юстиции.
Физические и юридические лица, выделяемые и признаваемые в гражданском праве и в целом в отраслях частно-правового профиля, носят профилированно-отраслевой характери соответственно означают: гражданско-правовые (частноправовые) физические и юридические лица.
Но рбщеправовое понятие физического или юридического лица не сводится лишь к гражданско-правовому (специально-отраслевому) значению этой категории и не ограничивает-
514 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
ся лишь сферой частных (имущественных и личных неимущественных) отношений, сферой частного права.
В сфере публично-властных отношений(в отраслях публично-правового профиля) все субъекты права имеют соответственно свой публично-правовой профиль и статус. Здесь под физическими лицами как субъектами права имеются в виду публично-правовые физические лица(физические лица в их публично-правовой признанности, значимости* определениях и изменениях), т.е. физические лица, обладающие определенным в законе публично-правовым статусом (абстрактными правами и обязанностями публично-властного профиля, характера и значения). А в качестве юридических лиц здесь выступают публично-правовые юридические лица(различные должностные лица, государственные органы и государство в целом) в виде субъектов со специальным публично-правовым статусом (компетенцией), состоящим из совокупности абстрактных прав и обязанностей правоустановительного и правоприменительного характера.
Особого внимания заслуживает то принципиальное обстоятельство, зачастую игнорируемое в теории и особенно на практике, что все установленные в объективном праве (в действующем законодательстве) права и обязанности всех субъектов права(физических и юридических лиц) во всех отраслях и сферах права (и в частном, и в публичном праве) носят абстрактно-общий характер, выражают абстрактную способность и возможность абстрактных субъектов приобрести и осуществить соответствующие права и обязанности, т.е. являются лишь правоспособностью (физических лиц) или пра-водееспособностью (юридических лиц),которые еще предстоит реализовать в конкретных правоотношениях, а вовсе не реальным, конкретно-определенным субъективным правом или субъективной юридической обязанностью’того или иного индивидуально-определенного субъекта права, физического или юридического лица. Это, в частности, означает, что компетенция должностных лиц, государственных органов и государства в целом(специальный правовой статус публично-правовых юридических лиц с соответствующими абстрактными правомочиями) — это их специальная праводееспособность, подлежащая реализации(т.е. превращению в конкретное индивидуально-определенное субъективное право и конкретную субъективную юридическую обязанность правоустановительного или правоприменительного характера) посредством и в рамках конкретно-определенных правовых отношений в соответствии с общими для всех субъектов права требованиями реализации норм действующего права.
Глава 9. Правовое отношение 515
5. Виды правоотношений
Классификация правоотношенийв основном совпадает с делением норм права на различные виды (по отраслям права, по особенностям регулятивных функций и т.д.).
Но имеются и некоторые особенности, обусловленные характером взаимоотношений между субъектами правоотношений.
Правоотношение — это взаимоотношения, как минимум, двух разных субъектов (сторон) правоотношения, которые олицетворяют предусмотренную реализуемой нормой корреспонденцию (согласованное взаимосоответствие) между правами и обязанностями, например, покупателя и продавца, заказчика и исполнителя, ссудодателя и ссудополучателя, работодателя (нанимателя) и работника, налогоплательщика и налогового органа, гражданина и государственного органа (должностного лица), двух различных государственных органов (должностных
ЛИЦ) И Т.Д. ■■■•-■■■;■:
В этом смысле любое правоотношение носит двусторонний характер— в соответствии с двусторонним (предостави-тельно-обязывающим) характером реализуемой нормы права и права в целом.
Однако в одном правоотношении может быть и более двух субъектов (сторон) правоотношения. Например, субъектами (сторонами) правоотношения по договору в пользу третьего лица (см. ст. 430 ГК РФ) являются не только кредитор и должник, но и третье лицо с его самостоятельным правовым интересом, с его правами и обязанностями. Более двух субъектов (сторон) участвуют в различных правоотношениях по обмену жилья, особенно когда имеет место сложный (многосторонний) обмен и т.д.
С учетом сказанного представляется необоснованным выделение так называемых односторонних правоотношений. Вкачестве примера при этом ссылаются на договор дарения как образец элементарного правоотношения двух субъектов, где якобы есть только одна обязанность (дарителя) и одно право (одаряемого). Но дело обстоит иначе, поскольку все субъекты права вообще и правоотношений в особенности, включая дарителя и одаряемого, обладают одновременно и правами, и обязанностями: правам и обязанностям одной стороны соответствуют (корреспондируют) обязанности й права другой стороны. Так, согласно ГК РФ (см. ст. 572—582), дарение — это не обязанность, а право дарителя взять (или не брать) на себя соответствующее конкретное обязательство по дарению. В соответствующих случаях даритель обязан заключить договор в пись-
516 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права
менной форме, а в некоторых случаях он вправе отменить
дарение. В свою очередь, одаряемый имеет право как принять
дар, так и отказаться от него; в последнем случае, если дого
вор дарения был заключен в письменной форме, он обязан
возместить дарителю реальный ущерб, причиненный ему отка
зом принять дар. «
В литературе принято также деление правоотношений на относительные и абсолютные.При этом под относительными имеются в виду правоотношения, в которых определены обе стороны, а под абсолютными — правоотношения, в которых определена только одна правомочная сторона. В качестве обоснования (и соответствующих примеров) наличия особых абсолютных правоотношений обычно ссылаются на право собственности и право авторства в гражданском праве, на право государственного органа (должностного лица) пресекать нарушения общественного порядка в административном праве. При этом специфику абсолютных правоотношений усматривают в том, что они налагают обязанности на всех и каждого, и все остальные субъекты права (их неопределенное множество) должны выполнять эти обязанности, не чинить препятствий праву единственного правомочного субъекта абсолютных правоотношений.
Сторонники подобного подхода (и соответствующего деле-ния правоотношений на относительные и абсолютные) явно смешивают, во-первых, абстрактные права и обязанности с конкретными субъективными правами и юридическими обязанностями, а во-вторых, конкретные субъективные права (конкретное право собственности, конкретное право авторства), конкретные юридические обязанности (права-обязанности) конкретного государственного органа (должностного) лица пресечь конкретное правонарушение — с соответствующими правоотношениями, в рамках которых эти конкретные субъективные права и юридические обязанности либо уже приобретены и созданы, либо будут осуществлены и исполнены. Так что тут смешиваются и совершенно разные конкретные правоотношения,в одних из которых конкретные субъективные права и конкретные юридические обязанности приобретаются и создаются, а в других — осуществляются и исполняются.
Вне конкретных правоотношений(вне процесса конкретизации абстрактно-общих положений объективного права) ни абстрактные правовые возможности субъектов права (их абстрактная правоспособность, включая и абстрактную компетенцию государственных органов и должностных лиц) не могут быть превращены в соответствующие конкретные субъективные права и конкретные юридические обязанности, ни эти
Глава 1U. Правонарушение и ^иН», »„.
Глава 10. Правонарушение и юридическая ответственность
1. Понятие и юридический состав правонарушения
Право регулирует поведение людей (действия и бездействие). То, что не урегулировано правом (в том числе и различные формы и виды человеческого поведения), не имеет юридического значения (юридически безразлично) и не влечет юридических последствий.
Урегулированные правом, т.е. юридически значимые, формы и виды поведения людей (действия и бездействие) — в зависимости от их соответствия или несоответствия требованиям права — делятся на два основных вида: правомерное и неправомерное поведение.Различные формы и виды правомерного поведения субъектов права в процессе действия и реализации норм права были рассмотрены выше. Специального внимания требует и юридический анализ понятия, видов и последствий неправомерного поведения субъектов права.
Неправомерное поведение как нарушение требований права выражается посредством юридико-доктринального понятия