Ответы на тесты толкования пословиц
Методика «Толкование пословиц»
Шкала: уровень развития абстрактного мышления
Назначение теста: диагностика уровня развития абстрактного мышления
Инструкция. Вам предложены 10 пословиц. Вам необходимо своими словами передать смысл данных пословиц.
Пословицы | Значение (своими словами) | Балл |
1. Куй железо, пока горячо. | ||
2. Цыплят по осени считают. | ||
3. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. | ||
4. Лучше меньше, да лучше. | ||
5. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. | ||
6. Не всё то золото, что блестит. | ||
7. Семь раз отмерь, один раз отрежь. | ||
8. Тише едешь – дальше будешь. | ||
9. Не в свои сани не садись. | ||
10. Не красна изба углами, а красна она пирогами. |
Обработка результатов теста
Буквальное толкование пословиц – испытуемый своими словами пересказывает пословицу: 1 балл.
Ситуативное толкование пословиц – подбор конкретных жизненных ситуаций под ту или иную пословицу: 2 балла.
Абстрактное толкование пословиц – толкование не содержит указание на конкретные жизненные ситуации, это – общий смысл пословицы: 3 балла.
Интерпретация результатов теста
• 1-10 баллов – низкий уровень развития абстрактного мышления,
• 11-20 – средний уровень развития абстрактного мышления,
• 21-30 – высокий уровень развития абстрактного мышления.
1.4. Методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной)
Назначение теста: диагностика типа мышления
Тест
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Ключ к тесту
№ Тип мышления Вопросы
1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36
2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37
3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38
4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39
5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40
Обработка результатов теста
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
• 0-2 – низкий,
• 3-5 – средний,
• 6-8 – высокий.
Интерпретация результатов теста
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
Эмоции и чувства
Методика диагностики самочувствия, активности и настроения (САН)
Шкалы: самочувствие, активность, настроение
Назначение методики: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.
Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
Типовая карта методики САН
Фамилия,инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____
Самочувствие хорошее | Самочувствие плохое |
Чувствую себя сильным | Чувствую себя слабым |
Пассивный | Активный |
Малоподвижный | Подвижный |
Веселый | Грустный |
Хорошее настроение | Плохое настроение |
Работоспособный | Разбитый |
Полный сил | Обессиленный |
Медлительный | Быстрый |
Бездеятельный | Деятельный |
Счастливый | Несчастный |
Жизнерадостный | Мрачный |
Напряженный | Расслабленный |
Здоровый | Больной |
Безучастный | Увлеченный |
Равнодушный | Взволнованный |
Восторженный | Унылый |
Радостный | Печальный |
Отдохнувший | Усталый |
Свежий | Изнуренный |
Сонливый | Возбужденный |
Желание отдохнуть | Желание работать |
Спокойный | Озабоченный |
Оптимистичный | Пессимистичный |
Выносливый | Утомленный |
Бодрый | Вялый |
Соображать трудно | Соображать легко |
Рассеянный | Внимательный |
Полный надежд | Разочарованный |
Довольный | Недовольный |
Ключ к тесту
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4.