Отзыв о спектакле сон разума
«Сон разума» Сергея Безрукова увидят в Минске
В новом театральном сезоне белорусскую столицу ожидает множество премьер — как от местных театральных трупп, так и от гастролирующих. В числе одной из наиболее ярких постановок, которые мы увидим, — новый спектакль от Московского Губернского театра «Сон разума», по мотивам повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Режиссером-постановщиком, а также исполнителем главной роли стал известный актер Сергей Безруков.
Титулярный советник Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводит его из серой реальности в мир фантазий, лишая разума.
Зрители увидят яркую постановку с причудливыми костюмами и декорациями, гимнастическими трюками и хореографией. К работе над спектаклем были приглашены профессионалы по созданию иллюзий из Цирка Никулина на Цветном бульваре.
По словам Сергея Безрукова, внутренний мир героя не менее страшен, чем реальный: «Во сне человек открыт для самоанализа, он видит все свои страхи и искушения, порой в таких ярких, фантастических формах, что диву даешься».
Зрителям откроется тайна, что кроется в голове человека, отвернувшегося от действительности: новый мир, полный чудесных и пугающих событий и видений.
Многие детали постановки являются отсылками к самым ярким моментам жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя: будет в спектакле что-то от мистического «Вия», и от «Носа», и от жизненной «Шинели»…
Сейчас проходят последние репетиции перед премьерой спектакля в Москве. «Работаем в поте лица! Команда прекрасная. Многие давно уже забыли про сон и запутались: где сон, а где реальность, как и мой герой Поприщин», — пишет на своей странице в Facebook сам актер.
Увидеть премьеру спектакля «Сон разума» в Минске можно будет 19 февраля 2016 года во Дворце Республики. Продажа билетов стартует уже сегодня, 22 сентября.
Купить билеты можно на сайте AFISHA.TUT.BY.
Стоимость билетов: от 400 000 до 1 650 000 рублей.
Инфолиния: +37 529 106 00 04, +375 29 751-11-35.
Сергей Безруков | Сон разума | СПб | 16.02.2019
Фантасмагория по повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего»
Постановка: Московский Губернский театр
Продолжительность спектакля: 1 час 50 минут, без антракта
Для создания сценической фантасмагории режиссер (Сергей Безруков) использовал сложные закулисные конструкции, а к работе над спектаклем привлек специалистов по цирковым трюкам, иллюзиям и куклам.
Награды спектакля:
Международная премия имени Станиславского (Сергей Безруков за роль Поприщина, 2016).
Премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» (Сергей Безруков за роль Поприщина, 2016)
Сергей Безруков | Сон разума | СПб | 16.02.2019 запись закреплена
Премьера!
1 апреля, 19.00
Санкт-Петербургский Театр Музыкальной комедии.
Спектакль «Мюссе. Белый Дрозд»
Любовь, собственное место в этом мире, поиск призвания, ответы на вопросы бытия.
Белый дрозд — аллегорический образ. Он наделен уникальной судьбой. Родиться другим! Что это значит? Изгнание или поклонение? Благо или зло? Счастье или разочарование? На эти вопросы и отвечает новый спектакль, пронизанный волшебной атмосферой Парижа.
В спектакле присутствует живой вокал и хореография.
Отдельно зрители оценят работу художника по костюмам и художника по свету.
Постановка идет на русском языке. Песни исполняются вживую на языке оригинала.
В спектакле участвуют:
Александр Крымов, Виктория Жукова/Ирина Ларионова, Мария Твеленева, Татьяна Трудова/Мария Моркес, Станислав Казаку, Алексей Удальцов, Вячеслав Лебедев/Александр Волков-Знаменко, Антон Емельянов-Молчанов
Режиссер, автор сценария: Татьяна Вдовиченко
Художник: Ирина Зайцева
Хореограф: Ольга Черватюк
Педагог по вокалу: Артур Ераносов
Педагог французского языка: Марьям Траоре
Художник по свету: Тарас Михалевский
Музыкальный редактор Наталья Бухарина
Звукорежиссер: Сергей Бухарин
Продюсер проекта Наталья Колесник
Безруков погрузился в сон разума
Хотя на сцене — полное безумие
Губернский театр, который из своего кузьминского далека настойчиво таранит театральный центр, предъявил еще одну премьеру. «Сон разума» по «Запискам сумасшедшего» Николая Гоголя поставил Сергей Безруков. Сам же сыграл Аксентия Ивановича Поприщина — не человека, а существо какое-то, пребывающее в мире адского безумия — внутреннего и внешнего. С интересом наблюдал за всем обозреватель «МК».
Фото: Светлана Селезнева
За полчаса до спектакля. В гримерке худрука и главного артиста Губернского. Безруков готовится к спектаклю: на вешалке с десяток костюмов — значит, за час сорок сценического действия у него будет столько переодеваний.
— Сергей, ты только что сдал «Маленького принца» (детский спектакль сопровождает большой оркестр), и тут же после нежной сказки Экзюпери — Гоголь. Почему ты решил делать именно Поприщина?
— Знаешь, после Чичикова мне захотелось продолжить историю маленького человека. Мне нравится эта тема. Поприщин — дворянин.
Фото: Светлана Селезнева
— Ну, уж твой Чичиков из МХТ (спектакль «Похождения». — М.Р.) не маленький совсем человек — масштаб афериста планетарный!
— Все равно он маленький по-человечески. Чего он хочет? Всего-то 200 тысяч капитала для счастья. Ты спроси наших олигархов — что для них эти 200 тысяч? Тьфу-у-у! Даже с учетом разницы стоимости рубля в то и в наше время. 200 тысяч и женку — и все!
Потом у Гоголя тексты одни чего стоят: я их несколько дней назад произносил — зал аж ахнул. «Я не помню, как зовут цирюльника с Гороховой, но достоверно известно, что он вместе с одной повивальной бабкою хочет по всему свету распространить магометанство. И оттого, говорят, во Франция большая часть народа признает веру Магомета». И это середина ХIХ века! Нормально? Для меня это фантасмагория: я решил пофантазировать, что может быть в голове сумасшедшего человека. Но там есть чувство достоинства, что во многом сегодня утрачено.
Фото: Светлана Селезнева
Через полчаса. Большой зал, который на удивление забит. В первых рядах — разновозрастные дамы со скромными и пухлыми букетами: поклонницы артиста, похоже, готовы следовать за ним в любую точку Москвы — после Чаплыгина (Табакерка) и Камергерского (МХТ им. Чехова) и в Кузьминки поехали, куда, кстати, если и добираться, то только на метро. Своим именем Безруков раскачал и этот почти спальный район — факт: в Губернский пошла публика.
Безруков — человек отчаянный и рисковый — для монолога Поприщина взял большую сцену. Впрочем, его энергия и не такие просторы покрывает, но все-таки для «Записок сумасшедшего» более подходящим кажется камерное пространство. Тем не менее… для его «Сна» оно, как показало действие, тесновато было бы.
Фото: Светлана Селезнева
Сергей Безруков выступил в качестве постановщика «Сна разума», хотя начинал делать его другой режиссер, по каким-то причинам сошедший с дистанции. Какой же «Сон» увидел артист? Во-первых, не моносон, как можно подумать, а во-вторых, он перевел безумие чиновника Поприщина в пластику (хореограф Антон Крамар). Двенадцать особей мужского пола живут в зловещем ползуче-шевелящемся рисунке вокруг бедного Аксентия Ивановича. Бесы. Химеры. Их внешний вид (костюмы в облипку, как у пловцов, густой пугающий грим), их движения — привет из фильмов ужасов. И не один Поприщин здесь — эхом в «Сне» прокатились и «Вий», и «Невский проспект»…
Нос майора Ковалева — такой огромный, ноздрястый — разъезжает по сцене, как авто с безумным седоком, говорящим при этом с перепуганным насмерть поприщиным высоким голосом. Словом, мир безумия маленького чиновника обозначен не условно, а явлен конкретно, объемно и пугающе, для чего постановщиком к работе привлечены специалисты по трюкам, иллюзии и куклам. Режиссер Безруков так чрезмерно увлекся этим миром, что в первой половине спектакля, кажется, забыл своего героя — его явно не хватает.
Фото: Светлана Селезнева
А Поприщин исчезает, Поприщин раздваивается и растраивается. Мечется как в клетке. Поприщин преображается из жалкого существа в мачо-тореадора — и все это Сергей Безруков проделывает блестяще. Скорость смены масок и легкость существования на сцене впечатляют. Но особенно ценен в его игре тот контраст между маленьким человечком, который изо всех сил скребется в чужие души, и безумцем, в голове которого больное подсознание рождает ад. Хвостатые химеры жадно поедают из головы Поприщина мозг, так похожий на спагетти, которые, кстати, очень любил Гоголь.
После спектакля. Коридор, где все кричат «ура», но не только по поводу хорошо прошедшей премьеры: оказывается, у одного из артистов день рождения и худрук вручает ему брендированный шоколад «Сон разума».
Билеты на спектакль «Сон разума»
“Сон разума”
Фантасмагория по мотивам повести Н.В. Гоголя “Записки сумасшедшего”
Продолжительность: 1 час 50 минут
Рекомендации по возрасту: 16+
Премьера: 26 сентября 2015 года
Режиссер-постановщик: Сергей Безруков
Художник-постановщик: Николай Горобец
Хореограф-постановщик: Антон Крамар
Художник по свету: Александр Сиваев
Композитор: Александр Биллион
Постановка трюков: Денис Осипов, Юрий Осипов
Мастер визуальных эффектов: Вадим Савенков
О спектакле
Режиссер Сергей Безруков, он же и исполнитель главной роли, попытался перевернуть наше привычное представление о “Записках сумасшедшего”, превратив реальность в странный фантастический сон.
Посмотреть, что из этого получилось, может каждый желающий! Достаточно только приобрести билеты на спектакль. А сделать это Вы легко можете у нас на сайте. Просто заполните форму онлайн-бронирования билетов, и наши специалисты свяжутся с Вами в самое ближайшее время.
В постановке Московского Губернского театра главный герой не сходит с ума в самом банальном смысле этого слова. Режиссеру не интересно показывать бытовую сторону потери рассудка. Поэтому мы видим, как титулярный советник Поприщин погружается в сон… А там его больное воображение рисует самые нереальные и фантастические вещи.
Спектакль сделан с большим размахом, так что никому не будет скучно. Здесь есть, на что посмотреть, и над чем подумать. Драматургия повести Гоголя переплетается с невероятными трюками, незабываемой музыкой и спецэффектами. Игра Сергея Безрукова, как исполнителя главной роли в спектакле, как всегда заслуживает особого внимания. Кроме всего прочего, в этом спектакле Вас ждет большое количество неожиданностей и сюрпризов! Приоткрывая немного завесу тайны, скажем, что Сергею Безрукову пришлось даже научиться летать…
Впрочем, это все лучше увидеть, чем услышать. Приходите в Московский Губернский театр, чтобы своими глазами посмотреть на невероятное и удивительно зрелище, происходящее на сцене. Необыкновенные эмоции и незабываемые впечатления Вам обеспечены!
Заказ билетов на спектакль “Сон разума”
На нашем сайте есть возможность оформления онлайн-заявки на покупку билетов. Это простой и надежный способ приобрести билеты быстро. Наши специалисты подберут для Вас наиболее подходящий вариант и забронируют выбранные Вами места. Доставка производится, как правило, на следующий день.
Рекомендуем Вам заказывать билеты заблаговременно!
Сон и явь и на сцене РАМТа
До России слава Флориана Зеллера еще толком не добралась. Его знаменитая трилогия «Отец», «Мать», «Сын» только начинает осваивать отечественные театральные подмостки. Спектакль в РАМТе – вообще первая постановка «Сына» в нашей стране. Тогда как в Европе Зеллер очень популярен. Его называют одним из самых талантливых молодых драматургов в мире, тонким психологом, знатоком человеческих душ.
Вот и Юрий Бутусов сумел разглядеть в этом тексте не просто конфликт отцов и детей, а большую беду нашего времени. «Это пьеса о Гамлете в каждом из нас», ― признается режиссер. В ней вроде бы банальная ситуация развода родителей приводит к катастрофе. Зеллер показывает, как отстраненность, замкнутость подростка Николя, поначалу не предвещающая фатального исхода, постепенно перерастает в болезнь, в нежелание жить и заканчивается самоубийством. Кажется, все пытаются ему помочь: и отец Пьер, и мать Анна, и даже мачеха София, вторая жена Пьера и психиатр в клинике. Но Николя все равно чувствует себя лишним и ненужным, не ходит в школу, не общается со сверстниками, никак не встраивается в эту жизнь. Кажется, целый мир обрушился на него и не дает вздохнуть полной грудью.
Юрий Бутусов идет еще дальше. За трагедией одного героя он видит боль и страдания других, за подростковыми переживаниями — неразрешимые экзистенциальные вопросы, за бытовым конфликтом ― порвавшуюся нить времен. В его спектакле все герои глубоко несчастны: с самого начала и до самого конца. Несчастье как будто разлито в воздухе, оно похоже на заразу, и зритель остро чувствует болезненные вибрации, исходящие со сцены.
Несчастен отец Пьер (Александр Девятьяров ): он буквально разрывается между сыном, требующим внимания, и новой семьей. Несчастна мать Анна (Татьяна Матюхова), остро переживающая свое одиночество и отсутствие взаимопонимания с сыном. Несчастна София (Виктория Тиханская): она пытается наладить быт в доме, пусть и мещанский, но здоровый, нормальный, и постоянно наталкивается на одну и ту же саднящую проблему — Николя.
Роль подростка исполняет Евгений Редько, который чуть ли не в два раза старше всех других артистов. Он потрясающе играет «состарившегося» мальчугана, с израненной, искалеченной душой: ему присущи детские интонации, но каменное, застывшее лицо выдает его «внутренний» возраст. И он единственный здесь не похож на заводную куклу со сломанным механизмом.
Фото: Пресс-служба РАМТ
Все остальные персонажи выглядят выспренно, немного карикатурно, даже вычурно. Они говорят на повышенных тонах, двигаются импульсивно, их жесты изломаны и неправдоподобны. Лица обильно намазаны белой краской, а глаза и брови выступают иссиня-черными контурами. Но даже сквозь эти нарисованные маски «проступают» их страдания, их неустроенность, их надломленная психика. Краска постепенно сотрется, и обнажатся их настоящие лица: полудетские — полувзрослые, полуживые — полумертвые.
Художник спектакля Максим Обрезков сосредоточил действие на небольшом участке сцены: три черные глухие стены со стеклянной двустворчатой дверью и белый потолок обозначают условное пространство квартиры. Посередине — стол со стульями и тумбочка с одиноко лежащим на ней яблоком. Чья это квартира? По большому счету неважно. То квартира Анны, то Пьера, его новой жены Софии и их грудного ребенка. Николя везде одинаково плохо. Ему тесно и неуютно в любом месте, оттого он часто сидит спиной к залу и не смотрит в глаза собеседникам.
Основной диалог он ведет с отцом: к нему чаще всего обращены вопросы героя, его мольба, его зов о помощи. Это разговор постаревшего раньше времени сына и молодящегося отца. Александр Девятьяров эту свою молодость проявляет во всем: в аляповатых движениях, в жеманстве, в подчеркнутой театральности своих жестов, в попытках начать жизнь с нуля, с новой семьей, с новым сыном, в другой квартире. Но прошлое все равно тянет его за собой. То первая жена дает волю воспоминаниям, то сын напоминает о долге перед ним. Пьер не может справиться с раздирающими его душу противоречиями и сомнениями, с желанием быть хорошим для всех. Поэтому он безудержно, экстатически танцует, напяливает на себя какие-то клоунские одежды, даже залихватские нарисованные усы выдают его стремление «вступить в спор» с судьбой, не поддаваться, сделать вид, что все вокруг ― игра.
Танцует в спектакле не только Пьер. Тут пляшут все. В этих необузданных, безумных танцах персонажи дают себе волю, полностью отпускают себя, сбрасывают панцирь. Надо отдать должное хореографу Николаю Реутову, поставившему такие красивые, захватывающие дух танцевальные номера, проработавшему пластику каждого персонажа: немного грубоватую, детскую и неуклюжую — у Николя, изобретательную, ловкую, порывистую ― у Пьера, изломанную, резкую — у Анны, грациозную, нервную, женственную ― у Софии.
А еще в спектакле есть человек, отвечающий за музыку. Бутусов вводит нового персонажа, именуемого «Человек, который поет». Артист Денис Баландин во фраке и с цветком в петлице периодически выходит к микрофону и исполняет самые разные треки: то классические арии, то рок-композиции, то эстрадные хиты. В причудливой аранжировке Фаустаса Латенаса музыка звучит гипнотически. Герои пускаются в пляс под эти то чарующие, то будоражащие, то убаюкивающие, то режущие слух звуки, а зритель постепенно погружается в транс. Что это? Мираж? Вполне возможно.
Фото: Пресс-служба РАМТ
Или просто этой самой музыкой выражает свою боль Николя. Может быть, Человек, который поет — его альтер эго, его благозвучный двойник, его кричащая душа. Под конец спектакля возникает ощущение, что все происходящее показано именно его глазами: не случайно некоторые диалоги между матерью и отцом Николя читает за них по бумажке, не случайно, роль психиатра в клинике, куда попадает герой, тоже играет он сам.
Исковерканный мир, сузившийся до размеров квартиры, куда только изредка проникает свет и чувствуется дуновение свежего ветра из приоткрытой двери, два раза внезапно «распахивается»: стены разъезжаются, и перед зрителем возникает черная, устрашающая глубина сцены. Это выход в иной мир. В мир странных фантазий Николя, где одиноко чернеет безлистное дерево, стоят высокие столбы, наверху которых виднеются силуэты птиц, и выезжает огромный птичий скелет.
Фото: Пресс-служба РАМТ
Не все так безрадостно в той иной реальности, куда всеми силами стремится Николя, и куда в результате он «отправляется». В картине, которую рисует его воображение, он становится известным писателем, встречается с девушкой, приходит в гости к папе, играет со своим братом, ведет обычный образ жизни. Или эту идиллию представляет себе Пьер после смерти сына?
В памяти остаются черно-белые краски спектакля, алеющее платье Софии, огромный бокал красного вина, напоминающего по цвету кровь, вода, разбрызганная повсюду, немые конвульсии и ошарашенные, растерянные лица. К сожалению, и музыка, и танцы, и картонные гитары в руках героев, и тихий, прозаический быт в этой вселенной могут только присниться.