Пахмутова и это не сон
Пахмутова и это не сон
«Нежность» («Опустела без тебя земля»)
Эпоха покорения космоса нашла чёткое отражение в культуре и общественной жизни СССР: каждый советский школьник в своё время мечтал стать космонавтом или лётчиком-испытателем, люди в запой зачитывались научно-фантастической литературой, а День космонавтики стал всенародно почитаемым праздником. Не обошла сия тенденция стороной и музыку, но если молодёжь в числе «космических» песен былых времён назовёт разве что «Землян» с их « Травой у дома », то более старшее поколение неизбежно вспомнит «Нежность». Давайте узнаем, как создавалось это произведение и почему оно стало любимым у советских лётчиков-космонавтов.
Историю создания песни «Нежность» («Опустела без тебя земля»), а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Строчки, которые впоследствии запел весь союз, написали два советских поэта – Сергей Гребенников и Николай Добронравов. По воспоминаниям авторов, «музыкальный импульс» будущему шлягеру дали именно слова «опустела без тебя земля», а остальной текст писался уже на готовую мелодию.
Популярность песни среди космонавтов объяснить легко: у авторов было множество друзей среди лётчиков-испытателей. Близкая для поэтов и композитора Александры Пахмутовой тема отразилась в произведении с изящным и меланхоличным романтизмом, который просто не мог оставить равнодушным никого, кто хотя бы раз покорял небо.
Первой исполнительницей песни стала советская эстрадная певица Майя Кристалинская, но дебют у композиции вышел не слишком удачным. Выступая в 1965 году в Доме союзов, артистка исполнила несколько песен, среди которых была и «Нежность». После финальных нот аккомпанемента оркестра Юрия Силантьева в зале повисла тишина, нарушаемая лишь шагами удаляющейся со сцены Кристалинской. Публика поскупилась на овации.
Николай Добронравов во время выступления Кристалинской присутствовал в зале. В антракте к нему подошёл хороший друг и композитор Аркадий Островский и раскритиковал текст песни за упоминание знаменитого лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Впрочем, это было лишь предвестием шквала критики, что обрушился на произведение позже.
Кануть в лету композиции не дала сама Кристалинская. По словам Александры Пахмутовой, после неудачного дебюта певица стала исполнять «Нежность» буквально на каждом своём концерте и в конце концов это дало результат: однажды Майя Владимировна позвонила Пахмутовой и сказала, что публика после этой песни больше не отпускает её со сцены.
Огромную роль в продвижении шлягера в массы сыграла и мелодрама Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». «Нежность» стала заглавной темой картины, получившей впоследствии первую премию аргентинского кинофестиваля в Мар-дель-Плата и награду от Всесоюзного кинофестиваля в Минске.
Полюбившийся всей стране хит впоследствии включили в свой репертуар многие звёзды советской и российской эстрады, начиная с Иосифа Кобзона, Тамары Гвердцители и Людмилы Зыкиной, и заканчивая более современными артистами (Нюша, Диана Арбенина). Мнения поклонников насчёт того, в чьём исполнении песня звучит красивее, сильно разнятся, но сама Александра Пахмутова отмечала, что лучше всего попадает в настроение песни Тамара Гвердцители. «Это её песня, Тамара поёт её постоянно и она – лучшая исполнительница» – сказала в одном из интервью композитор.
Интересные факты:
Содержание и текст песни «Нежность» («Опустела без тебя земля»)
На первый взгляд романтичная композиция о лётчике, покоряющем небесные просторы, начинает звучать как реквием, стоит лишь немного задуматься над её толкованием. Мир меркнет для героини песни, разлучённой со своим избранником, городская суета кажется ей пустой и бессмысленной, а любовь её затерялась где-то на необъятном небосводе, и лишь звёзды способны её узреть.
Глубокое, мягкое, невероятно грустное и в то же время красивое произведение не оставляет равнодушным никого, кто хоть раз ощущал боль утраты. «Нежность» останется в памяти многих поколений так же, как остаются в памяти людей имена первых героев, отдавших свои жизни на пути к одной из величайших целей человечества.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Нежность» («Опустела без тебя земля»)
По песням Александры Пахмутовой можно изучать советскую историю. У нее получалось делать из песен «на заказ» настоящие суперхиты, причем, буквально «воспевая» ленинско-комсомольскую романтику, она так и не вступила в ряды КПСС. Сегодня самому народному советскому и российскому композитору исполняется 80 лет.
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. Ее отец был партийным работником, на досуге он самостоятельно выучился играть на фортепьяно, балалайке, скрипке, арфе, конструировал и собирал полупроводниковые устройства, чинил фотоаппараты, столярничал, писал картины маслом и акварелью, пишет «Российская газета».
Начавшаяся война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе, но ненадолго. Через два года, в разгар войны, Пахмутова поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. В 1948-1953 годах училась в Московской государственной консерватории, ее учителем был выдающийся композитор профессор Виссарион Шебалин, сообщается на сайте Международного объединенного биографического центра. В 1956 году Пахмутова закончила аспирантуру с диссертацией на тему «Партитура оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Чисто симфонически
Другие произведения Пахмутовой для симфонического оркестра: «Русская сюита», увертюра «Юность», Концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita. Это сочинения кантатно-ораториального жанра: «Василий Теркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни». На музыку Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность».
Чаще симфоническую музыку Пахмутовой играют и издают за границей, но в последние годы ее стали все больше исполнять и в России.
Женщина, которую поют
На родине же популярность Александра Пахмутова приобрела благодаря музыке к кинофильмам и творчеству в жанре эстрадной песни. Ей оказалось по силам сделать из песен «для нужд партии и народа» настоящие суперхиты для нескольких поколений.
На счету композитора около 400 песен, которые исполняют либо исполняли такие разнохарактерные певцы, как Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Александр Градский, Сергей Лемешев, Георг Отс, Эдуард Хиль, Тамара Гвердцители, Юлиан, Людмила Сенчина, Валерий Ободзинский, Надежда Бабкина, Михаил Боярский и др.
Также песни Пахмутовой звучали в исполнении Ансамбля Александрова, Хора имени Пятницкого, ансамблей «Песняры», «Самоцветы», «Надежда», «Верасы», «Сябры», «Пламя», группы Стаса Намина и т. д.
Всесоюзный союз
Встреча 28-летнего поэта и тогда еще актера Театра юного зрителя Николая Добронравова с будущей женой произошла еще в 1956 году, в музыкальной редакции детского радиовещания. Их попросили сочинить вместе песенку о летних каникулах «Лодочка моторная».
Несмотря на то, что значительное место в творчестве ярчайших песенных поэта и композитора Советского Союза занимала ленинско-комсомольская тематика, они никогда не были членами КПСС.
Почти полтысячи хитов
Самыми популярными и любимыми спустя десятилетия остаются «Старый клен», «Птица счастья», «Хорошие девчата», «Как молоды мы были», «До свиданья, Москва», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Знаете, каким он парнем был», «Команда молодости нашей», «Надежда», «Нежность», «Нам не жить друг без друга», «Орлята учатся летать», «Трус не играет в хоккей», «Я не могу иначе» и многие другие.
Несмотря на всесоюзную любовь и несомненный музыкальный авторитет, в сторону Александры Пахмутовой иногда звучала и до сих пор звучит критика.
«Придирались» в основном к текстам песен, но одну из композиций не пропустили именно из-за музыки. Серьезные нарекания вызвала песня композитора «И Ленин такой молодой»: по мнению худсовета, активные барабаны оскорбляли память вождя.
Как Миша стал ласковым
Песня, на которой взрослел Градский
В 1976 году на свет появилась песня «Как молоды мы были» на музыку Пахмутовой и стихи Добронравова, ее исполнил «отец русского рока» певец и композитор Александр Градский.
Не могло быть иначе
«Нежность» для торговки
Намного раньше на свет появилась другая лирическая песня, которую до сих пор наизусть знает вся страна. Речь идет о легендарной «Нежности» из фильма «Три тополя на Плющихе». Кстати, поначалу Пахмутова отказывалась сочинять песню для «тетки, которая приехала на рынок мясом торговать».
Тогда режиссер картины Татьяна Лиознова уговорила композитора посмотреть фильм. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова». В итоге она сочинила мелодию, пока шла после просмотра ленты от студии Горького до стоянки такси. Стихи к песне написаны Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым.
Кстати, первое исполнение «Нежности» в Колонном зале Дома союзов было абсолютно провальным: Майя Кристалинская ушла со сцены в полной тишине.
Его мелодия
Песню «Ты моя мелодия» Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали специально для Муслима Магомаева, когда он переживал, по его словам, «романтическую пору своей жизни».
Тогда его будущая жена Тамара Синявская стажировалась в миланском «Ла Скала», и он каждый день звонил ей из своего номера в гостинице «Россия». Когда к певцу с новой песней пришли в номер Пахмутова и Добронравов, он сразу же принял ее без изменений, хотя обычно всегда просил авторов что-то поправить «под себя».
«Запущенный» случай
В 1975 году песня «Беловежская пуща» стала настоящим хитом и гимном природного заповедника. После подписания в 1991 году Беловежского соглашения эта песня превратилась из гимна в реквием по СССР.
Сейчас эту песню можно услышать в исполнении панк-группы «Приключения Электроника».
С «Надеждой» в космос
Пахмутова и Добронравов хотели, чтобы их песню «Надежда» пел Иосиф Кобзон, посчитав, что она «мужская». Но певец отказался от нее. Тогда они послали слова и ноты нескольким исполнителям, в том числе и Анне Герман. Именно в ее исполнении «Надежда» получилась лучше всего и стала классикой.
А у космонавтов вошло в традицию слушать эту песню перед полетом.
Государственный вальс Российской Федерации
Во многом благодаря Пахмутовой прославился певец Юлиан. Когда они познакомились, ему было всего 18 лет. Он увидел знаменитого композитора у Дома радио, где в тот день записывался, и отважился к ней подойти со словами, что наизусть знает ее песни, хочет их петь и очень был бы рад встретиться снова.
Кто играл в хоккей
поется в песне Пахмутовой и Добронравова «Трус не играет в хоккей».
Некоторые любители хоккея предполагают, что в «великолепную пятерку» поэт и композитор включили Фетисова, Касатонова, Макарова, Ларионова и Крутова. На самом деле в год написания этой песни будущим звездам «на льду» было всего по 10 лет.
Огни, вода и трубы
История песни «Нежность»
Изначально «Нежность» входила в песенный цикл Пахмутовой «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам и космонавтам. Сначала родилась музыка и первая строчка «Опустела без тебя Земля», задавшая направление остальным строчкам. Несмотря на тревожный тон, песня всё-таки закончилась нотой надежды — «Если можешь, прилетай скорей…».
Выбор темы был не случаен — авторы «Нежности» были лично знакомы с семьями людей этой опасной профессии. Были среди них и такие, где мужчины не вернулись из полёта…
«Мы очень дружили с семьёй лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. И мы пришли к нему на день рождения. Это был 1967 год. Мосолову позвонил Гагарин — поздравил с днём рождения и попросил меня к телефону. Я подошла к телефону, он говорит: „Алечка, я хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню „Нежность““. Это был последний полёт Комарова».
Сначала Пахмутова показала песню Эдите Пьехе, но та отказалась («сильно испугалась, что не потяну»). В итоге первой исполнительницей «Нежности» стала Майя Кристалинская. Говорят, первое прослушивание песни настолько тронуло певицу, что она не смогла сдержать слёз. Каково же было её удивление, когда, впервые исполнив песню в Колонном дворце Дома Союзов в декабре 1965-го, она снискала у публики несколько жидких хлопков и ушла со сцены под стук своих каблуков.
Коллеги Добронравова были уверены, что причина провала в том, что поэт упомянул в тексте Экзюпери (которого, мол, никто не знает), и советовали заменить француза на какого-нибудь нашего лётчика — например, Бахчиванджи, чья фамилия прекрасно укладывается в размер. Это, конечно, преувеличение — автор «Маленького принца» в СССР 1960-х годов был фигурой культовой и уж точно известнее Бахчиванджи.
Добронравов вспоминал, как на том же самом концерте Кристалинская с успехом исполнила песню «Аист» на стихи Аркадия Островского.
Н. Добронравов: «…я прекрасно помню, как в перерыве подбежал к нам замечательный композитор, очень любящий нас Аркадий Ильич Островский, и сказал: „Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот „Аист“ — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у неё был ребенок, она ждёт этого, а ты — о каком-то Экзюпери…“»
Но и после этого Николай Николаевич менять свои стихи отказался, заявив: «Мне важен не сам лётчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную, мне нужен был поэт, хотя он прозаик».
Кристалинская от «Нежности» тоже не отказалась и упорно продолжала исполнять её на каждом концерте. Постепенно публика «оттаяла», песня стала набирать популярность и крутиться по радио. Но, конечно, настоящий прорыв случился в 1967 году — после выхода к-ф «Три тополя на Плющихе». При этом Лиознова признавалась, что её картина была напрямую вдохновлена «Нежностью» (возможно, именно строчка «И куда-то всё спешат такси…» определила профессию главного героя).
Т. Лиознова: «Я услышала песню Пахмутовой „Нежность“, когда она ещё не была, как вы говорите, музыкальным хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского „Три тополя на Шаболовке“. Сразу поняла — история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…».
В. Шалевич, актёр: «В перерывах между дублями Лиознова прямо на съёмочной площадке постоянно слушала песню „Нежность“».
Однако когда Пахмутова ознакомилась со сценарием фильма, то выразила решительный протест: «Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?»
Лиознова не сдалась и стала объяснять, что у неё весь фильм строится на этой композиции. Решающую роль сыграл просмотр знаменитой сцены, где героиня Дорониной, подперев щёку, бесхитростно исполняет «Нежность» в жалостливой деревенской манере — со всеми этими «Ой!» и ремаркой «И когда летал Экз… ну, лётчик один французский».
Пахмутову тронуло пение актрисы, но ещё больше тронули глаза героя Ефремова — глаза человека, к которому пришла большая любовь.
А. Пахмутова: «И когда я вышла и пошла к такси, у меня уже вся музыка была написана. Лиознова… сказала, прослушав: „Не нужно. Вот есть „Нежность“, вот звучит её ритм, вот ваша опора, на которую нужно нанизать новую тему, больше не нужно ничего“… В конце картины по радио опять звучит песня; муж, его играет Шалевич, считает деньги, поездка была удачной, а она слышит эту песню и видит другого человека. И вот на такой растерянной ноте и кончается фильм. Такой подтекст у этой песни».
После выхода фильма песня стала очень востребованной. В 1967 году на международном песенном конкурсе в Сочи даже случился неприятный конфуз.
Там с «Нежностью» выступала молдавская певица Мария Кодряну и даже получила за это первую премию. Однако неожиданно певице сказали, что на финальном концерте эту песню будет петь Кристалинская (видимо, это была личная просьба Пахмутовой — своеобразная благодарность Майе). Расстроенная Кодряну вышла на сцену с другой композицией, но публика не хотела её отпускать, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!». После того как зрителей поддержал сидевший в зале Марк Бернес, оркестру пришлось срочно импровизировать, и песню Мария всё-таки спела.
Сама Александра Николаевна официально отдала «Нежность» в репертуар Тамары Гвердцители.
Автор: Сергей Курий
Найдены дубликаты
Жаль, очень жаль что это песня теперь Тамары Гвердцители, не ее тема. Лучшее исполнение у Кристалинской, ИМХО.
Прекрасная песня, что удивительно, она продолжает вписываться в мир, не кажется реликтом ушедших дней. Мне ещё очень нравится исполнение Анны Герман.
А еще ж Анна Герман была.
О популярности этой песни говорит появившийся сиквел, ответ героя песни, к которому обращается героиня. Сказать по правде, я его раньше не слышал, до того момента, пока не попался ремикс в исполнении «Приключений электроников». Кстати, там тоже интересная осовременненная интерпретация. Стал рыться и нашел первоисточник:
Юрий Гуляев «Твоя нежность»
Есть и в исполнении Кобзона.
А вот ремиксы: Твоя нежность
Нежность от гитарных рифов, вроде бы, ушла, но что-то другое появилось))).
Был на концерте Томаса Андерса, который из Modern Talking, в прошлом году. Помимо основного репертуара, он спел и «Нежность» на английском и русском языках.
Имхо, конечно, но Т. Буланова эту песню тоже исполнила нормально
Может, даже получше других
Слабовато. Но вот «ещё одна осталась ночь» песня прямо для нее.
всё же из всех Майя Кристалинская пела не только душой но и сердцем
Как теперь избавиться от варианта с Бахчиванджи в голове? И Григорий Яковлевич был героической личностью, и песня гениальная, но вместе такая фигня получается.
Зашёл запостить ковёр Буча, а уже опередил, молодец.
Не знал, что там Приклютроников участвовали.
Лесбиянкина версия лучшая, я только её и слушаю последние лет 7.
спасибо автору за работу, ставлю плюс
спасибо Вам за подсказку
Очень сильные стихи и песня. Начинаю читать стихи- минимум рифмы, но максимум энергии.
Спасибо большое Автору за разъяснения по поводу рождения сего Шедевра.
В одной из книг серии «Дозоры», от Лукьяненко текст песни интерпретируется весьма своеобразно.
А что там такое? Читала однократно, но почему-то не помню упоминаний
Юрию Гагарину: «Опустела без тебя Земля… Если можешь, прилетай скорей…»
Майя Кристалинская «Нежность». Фрагмент к/пр. «Творческий вечер композитора А.Пахмутовой». 1975. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
В эпоху покорения космоса в СССР тема полётов к звёздам нашла отражение во многих сферах нашей жизни и, в том числе, конечно, в музыке. И поскольку мы сегодня вспоминаем нашего Юрия Гагарина, первого космонавта Земли, для меня память о нём связана, в первую очередь, с песней Александры Пахмутовой «Нежность» на слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Знаменитые авторы были дружны с семьями некоторых лётчиков-космонавтов, и поэтому неудивительно, что им удалось создать песни, которые полюбились и самим космонавтам, и всем слушателям.
В начале 60-х Александра Пахмутова работала над созданием цикла песен «Обнимая небо», посвящённого советским лётчикам. И вот что вспоминает об этом периоде советский поэт Евгений Долматовский: «В «Звёздном городке» — космическом центре под Москвой — в январе 1964 года встретились приехавшая в клуб космонавтов выступать композитор Александра Пахмутова и первый человек, шагнувший к звёздам, — Юрий Гагарин. (…) Запевала отряда первопроходцев звёздных дорог, Юрий Алексеевич увлечённо слушал песни комсомольского композитора, сам подпевал. (…) Композитор и космонавт подружились. Юрий Алексеевич часто рассказывал Александре Пахмутовой и её соавторам о своей жизни, о своих товарищах. (…) С судьбами лётчиков и космонавтов и знакомых всем по портретам и телевизионным передачам, и близких друзей, товарищей, соседей по кварталу связаны сюжеты многих песен Александры Пахмутовой. Самая известная из этих песен — «Нежность». «Нежность» — как заклинание женщины, подруги лётчика, отпустившей своего любимого к звёздам и ждущей его возвращения. Исток песни — те полтора часа, что понадобились Юрию Гагарину, чтобы облететь земной шар, те часы и минуты, которые провели в смелых полётах другие космонавты и Георгий Мосолов (кумир и товарищ Юрия Гагарина, лётчик, Герой Советского Союза, полковник). Не случайно поэты Гребенников и Добронравов вспомнили Экзюпери. Одним из первых талантливо рассказал о переживаниях и ощущениях человека, обретшего крылья, этот мечтатель и воин, и космонавты, в том числе Юрий Гагарин, часто говорили поэтам: напишите об Экзюпери!
Для того чтоб родилась и получилась песня, нужны многие обстоятельства, впечатления, находки. Важно вспомнить, что к песне «Нежность» подвёл авторов Юрий Гагарин. Он очень любил эту песню, пел её вместе с товарищами, специально ходил слушать — чтоб не по радио, не по телевизору, а вот здесь, рядом, она звучала.»
Как известно, первой «Нежность» исполнила Майя Кристалинская. И хотя сначала публика не приняла песню, Кристалинская пела её на каждом своём концерте, как будто старалась открыть слушателям глаза на её красоту и смысл.
Опустела без тебя земля… Памяти Майи Кристалинской
В ВИДЕО К ПОСТУ: программа памяти певицы Майи Кристалинской. В её исполнении звучат песни композиторов А.Эшпая, А.Пахмутовой, Э.Колмановского, А.Колкера и др. В программе принимают участие сестра певицы Анна Владимировна Кристалинская, поэт Роберт Рождественский, певица Радмила Караклаич, актриса Людмила Гурченко, концертмейстер М.Кристалинской Михаил Гусев, певица Роксана Бабаян, директор кинотеатра «Иллюзион» Зинаида Шатина, певец Иосиф Кобзон, лётчик-космонавт Борис Волынов, композитор Александра Пахмутова. Ведёт программу Мирослава Свердлова.
Сегодня исполняется 89 лет со дня рождения великолепной певицы Майи Кристалинской (1932-1985). Её особая манера исполнения, мягкость, элегантность, богатый обертонами голос, сочетавший бархатные нижние ноты и летящие верхние, очаровывают и влюбляют с первой встречи. Когда поёт Кристалинская, кажется, что она ведёт искренний разговор именно с тобой, что каждое её слово – только для тебя.
Есть какая-то несправедливость в том, что такой талантливой певице выпала столь непростая и короткая творческая и человеческая жизнь…
Майя родилась в Москве, в интеллигентной русско-еврейской семье. Первый ребёнок в семье, тоже девочка, умерла от тяжёлой врождённой болезни, и появление на свет Майи было для родителей огромной радостью. Отец Майи был неординарной личностью, работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда», автором книги «Шутки-минутки», а её дядя, Павел Златогоров, занимал должность режиссёра музыкального театра. Родители старались дать Майе разностороннее образование, и действительно во взрослом возрасте Майя Кристалинская стала очень эрудированным человеком, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, интересовалась проблемами психологии и знала литературу на уровне хорошего специалиста.
Ещё в школьные годы Майя занималась в детском хоре Центрального дворца детей железнодорожников под руководством Семёна Осиповича Дунаевского, брата знаменитого композитора. При этом у Майи, которая очень любила учёбу и одинаково хорошо успевала по гуманитарным и точным наукам, не было особенного стремления стать профессиональной певицей. Поэтому после школы она поступила в Московский авиационный институт (конечно, там она участвовала в художественной самодеятельности), после его окончания уехала по распределению в Новосибирск на авиационный завод имени В. П. Чкалова, а по возвращении в Москву стала сотрудницей опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева, известного советского авиаконструктора.
И хотя Майя была увлечена работой, она находила время для участия в самодеятельности – пела в труппе Центрального Дома работников искусств. Но, наконец, судьба начала подавать Майе Кристалинской сигналы, явственно указывавшие на её призвание. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В честь открытия праздника Комитет комсомола назначил замечательного композитора и дирижёра Юрия Саульского организатором джазового оркестра, что, конечно, стало большим культурным прорывом, поскольку до сих пор джаз в СССР находился под запретом. Вокалисткой в свой коллектив Саульский пригласил Кристалинскую. Как и можно было ожидать, увы, к окончанию всемирного праздника джазовый оркестр стали критиковать, работа Юрия Саульского получила отрицательную оценку, а коллектив оркестра был изгнан из Дома работников искусств. Но голос Майи Кристалинской уже зазвучал, и зрители его полюбили.
В течение ещё трёх лет Майя продолжала работать в конструкторском бюро, но за это время она приняла уверенное судьбоносное решение – посвятить свою жизнь музыке. Кристалинская стала ездить на гастроли вместе с оркестром Олега Лунгстрема, потом её пригласили работать в оркестр Эдди Рознера, и за несколько лет вместе с музыкантами молодая певица объехала весь Советский Союз.
А после 1960 года Майя Кристалинская записала песню «Два берега» для кинофильма «Жажда», и с выходом фильма началась её всесоюзная популярность. За пластинками с записью этой песни выстраивались очереди, несмотря на огромный тираж, их не хватало на всех желающих. Майя сотрудничала с самыми выдающимися композиторами и певцами того времени — Микаэлом Таривердиевым, Эдуардом Колмановским, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном. Слушатели очень любили в её исполнении песни «А снег идёт», «А за окном то дождь, то снег» и, конечно, легендарную «Нежность» Александры Пахмутовой из кинофильма «Три тополя на Плющихе». По итогам проведённого в 1966 году всесоюзного опроса Майя Кристалинская была названа лучшей певицей года.
Но ещё до этого момента судьба, которая так долго вела Майю Кристалинскую к её счастью певицы, начала изменять траекторию её пути в сторону больших трудностей… Однажды Кристалинская исполнила в новогодней программе романс «В нашем городе дождь», однако песню признали несоответствующей весёлому празднику, а саму певицу окрестили пропагандисткой тоски и грусти и ощутимо сократили время её эфиров. И так и хочется сказать: пусть это будет её самой большой потерей, но, увы, после этих событий 29-летнюю девушку постигла настоящая беда: у неё обнаружили онкологическое заболевание лимфатических узлов. Лимфогранулематоз затронул лимфоузлы на шее, болезнь грозила потерей речевой функции. Майя прошла тяжёлый курс лечения, много времени проводила в стационаре. Болезнь лишь отступила, сильно ослабив организм Кристалинской, а на гастроли она выезжала с полным чемоданом сильнодействующих лекарств. С тех пор, чтобы скрывать от зрителей следы ожога от лучевой терапии, Кристалинская выходила на сцену с косынкой на шее. Но даже эта деталь была подхвачена её поклонницами и стала непременным атрибутом подражательниц «фирменного» стиля певицы.
С тех пор звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, было по-прежнему очень сложно. Доступ на большую сцену Майя Кристалинская получала только в исключительных случаях – например, когда её приглашали участвовать в своих творческих вечерах в Колонном зале Дома Союзов такие мэтры, как Александра Пахмутова, Эдуард Колмановский, Ян Френкель и др. Певица всегда выступала в сопровождении оркестра под управлением бессменного Юрия Силантьева.
Что касается личной жизни, то первый союз (1957) – с Аркадием Аркановым – продлился около года. По-настоящему счастливым стал для певицы второй брак – с Эдуардом Барклаем, архитектором, скульптором и дизайнером, который искренне любил свою супругу. Рассказывают, что, когда Барклай скончался от диабета в 1984 году, от горя Майя полностью лишилась дара речи. Сама Майя Кристалинская умерла через год.
Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».