Палладий пьянков толкование на псалмы

Псалом 87

2. С Евр.: «Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою».

3. С Евр.: «Да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему».

4. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Т.е. душа моя исполнилась таких страданий, что моя жизнь близка и к смерти, к могиле; ибо это означает здесь слово ад (по Еврейски: шеол). С Евр.: «Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней». По мнению св. Афан. – здесь и далее, во всем псалме, говорит о Себе, о Своих ужасных страданиях Сам Господь наш Иисус Христос, а бл. Феодорит применяет к пленникам Вавилонским и всему человеческому роду.

5. Привменен бых с низходящими в ров. С Евр.: «Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы». «Уподобляюсь тем, которые упали в ров, и не могут выйти» (Бл. Феод.).

8. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. С Евр.: «Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил (меня)». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел: «на меня напала ярость Твоя, и бурями Твоими истомил Ты меня», т.е. продолжаешь наказывать меня и наносить всякого рода удары бедствий». «Яростию Божиею, – говорит св. Афан., – называет проклятие смерти, наложенное на род человеческий, а как эту клятву понес на Себе Господь ( Гал. 3:13 ), то и говорит, что утвердися на Нем ярость Божия. Волнами называет тяжкое наказание, наложенное на род человеческий за преступление заповеди; разумеет же опять смерть».

10. Очи мои изнемогосте от нищеты. «А Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «око мое истекло от злострадания»; потому что слезами истощил я очи свои, будучи принужден плакать от мучительной болезни». «Я плакал о народе, видя, как лишается он богатства по Богу, и впадает в крайнюю нищету» (Св. Афан.). С Евр.: «Око мое истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи; простирал к Тебе руки мои».

14. С Евр.: «Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя».

15. С Евр.: «Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня»?

16. Нищ есмь Аз. По св. Афан. – это говорит Спаситель наш Иисус Христос. «Нищ, потому что приял на Себя зрак раба, и в трудех от юности Моея; потому что от пелен Своих подвергался злоумышлениям Ирода и подобных ему. Вознесжеся, смирихся и изнемогох. Вознесением Своим называет восшествие Свое на крест ( Ин. 8:28 ), а под словом: смирихся – разумеет нисшествие Свое во ад» (Св. Афан.). С Евр.: «Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои, и изнемогаю».

17. С Евр.: «Надо мною прошла ярость Твоя; устрашения Твои сокрушили Меня».

18. Обыдоша мя яко вода, «т.е. весь гнев Ты подвиг противу меня; страшными казнями приводил Ты меня в смятение, и, как в водах, оставлял меня погруженным в них. Весь день одержаша мя вкупе – каждый день потопляют они меня» (Бл. Феод.). С Евр.: «Всякий день окружают меня, как вода, облегают меня все вместе».

19. Удалил еси от Мене друга и искреннего, и знаемых моих от страстей – от страданий. Т.е. во время моих страданий Ты удалил от меня близких мне. По св. Афан. – это говорит Спаситель; по бл. Феод. – «это прилично было говорить не Иудеям только, но и всем людям до пришествия Спасителя».

Брошенный – по Еврейски: хафши – означает человека, выпущенного на волю, предоставленного самому себе, отселе – отделенного, оставленного, отвергнутого.

Источник

Псалом 50

3. Помилуй мя Боже и проч. Давид чрез пророка Нафана узнал, что Господь снял ( 2Цар. 12:13 ) с него грех, однако он молит Бога о помиловании, дабы пред всем миром, пред всеми людьми показать, как глубоко было его падение, с сим вместе подать пример покаяния и другим грешникам.

4. Беззакония моего. греха моего. «Должно знать, – говорит св. Афан., – что грех есть отпадение от добра, а беззаконие – погрешение противу Божественного закона»: и под беззаконием Давид здесь разумеет убийство Урии, а под грехом – преступную связь с Вирсавиею. Наипаче с Евр.: «многократно». Т.е. хотя Ты и простил мне грех и беззаконие, но пагубные последствия их остались во мне, мучат меня, потому умножь Свою милость, снова и совершенно очисти меня всего от скверны греховной (Бл. Феод. и св. Афанасий).

6. Тебе единому согреших. Давид согрешил не пред единым Господом, но и пред Уриею, Вирсавиею; своим же примером – пред народом и даже пред врагами Господа, ибо и им подал повод хулит Его, как говорил Давиду пророк Нафан ( 2Цар. 12:14 ). Потому слова: Тебе единому согреших имеют, кажется, тот смысл: я согрешил пред Тобою единым; ибо Ты един можешь судить меня, Ты един мой Царь и Судия. «Как царь, не подлежал, – говорит св. Афан., – закону человеческому, но, как богочестивый, был повинен единому Богу» (св. Афан.); или: Ты един соделал меня царем, победителем врагов и преизобильно наделил своими благами, а потому Тебе единому согреших, пред Тобою единым оказался неблагодарным за дары Твои (Бл. Феод.). Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити ти. С Евр.: «Так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». Т.е. Ты, Господи, изрек мне милостивый суд чрез пророка Нафана; да оправдятся слова Твои о мне и все обетования, данные о моем доме и народе, и таким судом Ты победишь всех, кто неправильно думает о суде Твоем и прощении меня; правда Твоя все препобеждает – все ложные суждения и злоречия людей; «я сам для себя стал виновником зол, а Твоя правда просиявает во всем» (Бл. Феод.).

7. Се бо в беззакониих зачат есмь и пр. Давид продолжает умолять Господа о прощении и очищении и потому, что он и рожден в грехе, с наклонностию к греху; что, само собою, несколько уменьшает вину Давида, или по крайней мере дает повод просить снисхождения у Господа. Отцы единогласно видят здесь указание на первородный грех, переходящий от Адама на потомков его путем естественного рождения, чрез самое зачатие (Св. Афан., бл. Феод. и Злат.).

8. Се бо истину возлюбил еси. «Смысл речи, – говорит св. Афан., – таков; Ты, Господи, Который – истина, любишь истину и хощешь, чтобы пребывали в истине, очисти нас от древнего греха». «Любя истину и ведая немощь естества, окажи снисхождение просящим врачеваний» (Бл. Феод.). Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Т.е. тем более прошу о помиловании, что неизвестное другим и тайны Твоей премудрости об очищении грехов, о прощении и спасении всех людей, Ты Сам открыл мне. «Всему этому наученный Всесвятым Духом Твоим, умоляю о том, чтобы и мне причастным быть той благодати, о которой вопию и предвозвещаю другим» (Бл. Феод.). С Евр.: «Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость (Твою)».

10. Слуху моему даси радость и веселие, т.е. снова дай мне услышать радостную весть о спасении Твоем, или (ст. 14) о помиловании людей, какое будет в последние времена; возрадуются кости смиренные, – да возрадуется крепость души моей, потому что прежде немоществовала под грехом (Афан.), «чтобы радость объяла у меня все телесные члены, и кости, смиренные ныне злостраданием, снова процвели, восприяли свою крепость» (Бл. Феод.). С Евр.: «Дай мне услышать радость и веселие; и возрадуются кости, Тобою сокрушенные».

11. С Евр.: «Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои».

12. Сердце чисто созижди во мне, Боже. По вере в Господа, благодатию Божиею, дается верующему сердце ново и дух нов ( Иез. 36:26 ), так что человек делается новою тварию ( 2Кор. 5:17 ), а потому Давид и молит о создании в нем нового, чистого сердца. И с Евр.: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже». – Дух прав обнови во утробе моей. С Евр.: «внутри меня». «Это значит, – говорит св. Афан., – то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех». – «Просит, – говорит бл. Феод., – обновить поврежденное сердце и укрепить разумную силу, чтобы идти ему путем Божественным».

13. Не отвержи мене от лица Твоего, т.е. «не лиши Своего попечения. Лицом, – говорит бл. Феод., – назвал здесь промыслительность».

14. Духом владычним 326 утверди мя, т.е. утверди во мне дух так, чтобы был действительно владычественным над страстями. «Умоляю, чтобы ум восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними» (Бл. Феод.). С Евр.: «Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня».

15. Научу беззаконныя путем Твоим, т.е. когда буду прощен, очищен, обновлен, получу владычественный ум, тогда научу – буду образцом покаяния и провозвестником Твоей благости (Бл. Феод.). «Снова буду учить законопреступных, чтобы ходили путями Твоими» (Афан.).

16, 17. Избави мя от кровей. «Снова возносит, – говорит св. Афан., – моление, чтобы избавиться от осквернения, в какое впал убийством Урии, или лучше сказать, избавиться от кровей, т.е. от кровавых жертв, как показывают последующие слова псалма» (ст. 18). Возрадуется язык мой правде Твоей. Симмах перевел: «возглаголет язык мой милость Твою». «Т.е. не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая Твои милости» (Бл. Феод. и Афан.). С Евр. ст. 17: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою».

18, 19. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо. С Евр.: «Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь». Жертвы. «Поелику отменил (т.е. имеешь отменить) Ты подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов, то посему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты, а это – жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным» (Афан.).

Духом владычним πνευματι ηγεμονικω – духом начальственным, предводительствующим и т. п. Vulg: spititu principali, Иероним.: ро tеntі.

Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 104

Аллилуиа. «Аллилуиа значит, – говорит св. Афан., – хвала Невидимому (по бл. Феодориту, хвалите Господа). Говорят, что сим словом восхваляют Бога Ангелы, как херувимы словами: Свят, Свят, Свят. И это предали св. Отцы, сами слышавшие Ангельское пение, как Исаия слышал серафимское». По бл. Феодориту, псалом сей призывает к песнословию Господа, напоминает Евреям о благодеяниях Божиих их предкам, о неблагодарности последних. Первые стихи сего псалма (1–16) взяты из песни Давидовой, которую пели по перенесении ковчега на Сион (См. 1Пар. 16:8–22 ). Слово аллилуиа, которым надписываются в Греческой и Латинской Псалтири двадцать следующих псалмов, в Еврейском стоит последним.

1. С Евр.: «Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его».

2. С Евр.: «Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его».

3. С Евр.: «Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа».

4. С Евр.: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда».

5. Судьбы уст Его. «Судьбами, – говорит бл. Феод., – назвал здесь пророк чудеса, совершенныя Богом по правде Его. ведет речь о том, что совершено в Египте». По св. Афанасию, »судьбы уст – или слова, какия Господь изрекал, изгоняя из людей нечестивых демонов, или заповеди нового завета». С Евр.: «Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его».

6. С Евр.: «Вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его».

7. С Евр.: «Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его».

8. Помяну (в книге 1Пар. 16:15 : помянем) в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов. – По бл. Феодориту, завет есть слово о Семени, о котором благословятся все народы, а под словами: в тысящы родов – разумеется не число лет определенное, а множество родов непрерывно и вечно продолжающихся. С Евр.: «Вечно помнит завет Свой, слово, (которое) заповедал в тысячу родов.

9. С Евр.: «Которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку».

10. С Евр.: «И поставил то Иакову в закон, и Израилю в завет вечный».

11. Уже достояния вашего. Уже – веревка, межевая цепь, коими Евреи измеряли свои участки, отселе – удел, наследие. «Ужем, – говорит бл. Феод., – пророк назвал обладание землею, потому что владельцам свойственно подвергать землю измерению». С Евр.: «Говоря: тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».

13. И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины. С Евр.: «И переходили от народа к народу, из царства к иному племени», – Так напр. Авраам из Халдеи перешел в Харран, отселе в землю Ханаанскую, Иаков удалился в Месопотамию, потом в землю Ханаанскую, отселе в Египет.

14. И обличи о них цари; напр. обличил царей Фараона и Авимелеха за Сарру, жену Авраамову ( Быт. 12:17, 20:3 ). С Евр.: «Никому не позволял обижать их, и возбранял о них царям».

15. Не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте. С Евр.: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». «Помазанные, – говорит св. Афан., – суть Авраам и подобные ему; потому что сподобились в видениях своих узреть явление Бога Слова». «Нарек же помазанными, – говорит бл. Феод., – не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными». Здесь пророками называются патриархи, наприм. Авраам ( Быт. 20:17 ), и Исаак, Иаков ( Быт. 27:28, 49:3 ). Но как в последствии, по повелению Божию, стали помазывать свящ. елеем царей, пророков и священников, то приведенные слова справедливо относятся и к ним; ибо сказано вообще на все времена. А потому и теперь справедливо цари наши называются помазанниками Божиими, к коим не должно прикасаться не только делом, но и словом не хорошим».

16. Всяко утвержение хлебное сотры. С Евр.: «И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил». Т.е. «сделал редким, что может питать не только пшеницу, но и ячмень и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди», – всяко утвержение (Бл. Феод.). Св. Афанасий замечает, что «по действию гнева Божия, в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются».

17. Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф. С Евр.: «Послал пред ними человека; в рабы продан был Иосиф». Т.е. прежде, нежели Иакову и его сыновьям поселиться в Египте, Бог предварительно послал туда Иосифа, проданного в рабы, т.е. с тою целию, дабы он приготовил место и пропитание своему отцу и братьям. «Не Сам (Господь) понудил их продать брата, но попустил обнаружиться их злонравию. Сам же употребил это в пользу, раба соделал царем (т.е. правителем) и роду предустроил вход в Египет» (Бл. Феод.).

18. С Евр.: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его»; т.е. «подвергался опасности быть убитым» (Бл. Феод.).

19. С Евр.: «Доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его».

20. С Евр.: «Послал царь, и разрешил его, владетель народов, и освободил Его».

21. С Евр.: «Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим».

22. С Евр.: «Чтобы он наставлял вельмож его по своей душе, и старейшин его учил мудрости».

23. В землю Хамову, т.е. в Египет, потому что Месрем (Мицраим) второй сын Хама, считается основателем Египта (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову».

24. С Евр.: «И весьма размножил Бог народ Свой, и сделал его сильнее врагов его».

25. Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех его. С Евр.: «Возбудил в сердце их ненависть против народа Его, и ухищрение против рабов Его». Т.е. Господь Бог попустил Египтянам ненавидеть Евреев и действовать против них коварно, перехитрит их, как выражался сам Фараон ( Исх. 1:10 ). «Не Сам переменил волю Египтян, но дал место их свободе, не воспрепятствовал злоумышлениям» (Бл. Феод.). «Поелику Израильтяне, по уважению к ним Египтян, впали в одинаковое с ними идолослужение: то Бог устроил, что Египтяне возненавидели их, и возложили на них тяжкие работы; а это для того, чтобы озлобляемые Израильтяне прибегли к Богу, и обетование, данное Аврааму, удобно могло исполниться» (Св. Афан.).

26. С Евр.: «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал».

27. Положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове. С Евр.: «Они показали между ними слова знамений Его и чудеса (Его) в земле Хамовой», т.е. в Египте. Словеса знамений, т.е. Моисею и Аарону Господь дал дозволение, силу, власть совершать знамения и чудеса. Далее перечисляются чудесные действия или казни, совершенные чрез Моисея и Аарона: 1) страшная тьма, 2) превращение воды в кровь, 8) размножение жаб, коими кипела земля, 4) появление по всем Египетским пределам мух и мошек (песии мухи и скнипы), 5) град, 6) палящий огнь, 7) истребление винограда, смоковниц и деревьев, 8) появление саранчи (прузи), 9) гусеницы без числа, 10) убиение первенцев. Ст. 28–36.

29. Измори рыбы их. Следовательно, «не цвет только вод изменил, но и самое свойство вкуса, так что измерли все породы рыб» (Св. Афан. и бл. Феод.).

32. Положи дожди их грады. С Евр.: «Вместо дождя послал на них град, палящий огнь на землю их». «Облака вместо дождей порождали град, а с градом неслись молнии и огненные шары; вода и огонь не вредили одно другому, ни огонь не растоплял отвердевшей воды в граде, ни вода не угашала огня: но, прекратив естественную борьбу, в согласии наказывали Египтян, и обличали их зверство» (Бл. Феод.).

38. С Евр.: «Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него».

39. С Евр.: «Простер облако в покров (им) и огонь, чтобы светить (им) ночью».

40. С Евр.: «Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их».

41. С Евр.: «Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим».

42. С Евр.: «Ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему».

43. С Евр.: «И вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии».

44. С Евр.: «И дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных».

45. С Евр.: «Чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия»!

Источник

Псалом 77

1. С Евр.: «Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих».

4. С Евр.: «Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил».

5. Воздвиже свидение во Иакове. «Свидением называет, – говорит бл. Феодорит, – сооруженную в пустыне скинию; потому что имела в себе скрижали свидения». «Отцам их (Евреев) Бог дал закон и скинию свидения, руководя их законом к познанию Спасителя» (Св. Афан.). С Евр.: «Он постановил устав в Иакове, и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их».

6. С Евр.: «Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям». Ст. 7. С Евр.: «Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его».

8. И не увери с Богом духа своего. «Т.е. Бог дал закон Евреям, дабы они не подражали своим отцам, – этому строптивому роду, который был неверен Богу духом своим». «Не приобрели они твердой веры в Бога» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим».

9. Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани. Т.е. особенно неверны были Богу Ефремляне, поставившие золотых тельцов для поклонения и вовлекшие и другие девять колен в это идолопоклонство. За эту измену, за нарушение завета (ст. 10), Бог лишил (или лишит) мужества этих воинственных людей и искусных стрелков; потому, впав в малодушие, они обратились (или обратятся) назад в день битвы (Бл. Феод.). «Именем одного колена Ефремова, – говорит св. Афан., – означил весь народ Израильский», и разумеет духовную брань. С Евр. 9 и 10 ст: «Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани. Они не сохранили завета Божия, и отреклись ходить в законе Его».

11. С Евр.: «Забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им».

12. На поли Танеосе. Танеос (или Танис) или Цоан при Фараонах был главным городом, где Моисей совершал свои чудеса. Эти-то чудеса, столь разительные, забыли неблагодарные Евреи. См. 43 ст. «В Танисе, – говорит бл. Феод., – был дворец Фараонов. Там великий Моисей низводил казни на Египтян». С Евр.: «Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан».

14. Настави 474 я облаком во дни – руководил их днем облаком. С Евр.: «Днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня».

15. Напои я яко в бездне мнозе. С Евр.: «Рассек камень в пустыне, и напоил их, как из великой бездны»; «потому что извел из камня не несколько капель, но источник, достаточный для многих тысяч» (Бл. Феод.); – ст. 16 с Евр.: «Из скалы извел потоки, и воды потекли как реки». Так чудесно поил Бог народ Свой в Рефидиме ( Исх. 17:1 ) и в пустыне Син. ( Числ. 20:1 ).

17. Преогорчиша Вышнего в безводней. В безводней, т.е. в пустыне. Ст. 20: Еда и хлеб может дати? и проч. «Т.е. легко и нетрудно было дать воду; потому что сокровенное в недрах земли низведено было нарушу. А как (Бог) утолит мучащий нас голод, и нам внезапно даст в пищу хлеб, который сеется и растет с продолжением времени»? (Бл. Феод.). Это – ропот Евреев после ниспослания им манны, которою были недовольны. С Евр.: «Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне».

18. С Евр.: «Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей».

19. С Евр.: «И говорили против Бога, и сказали: может ли Бог приготовить трапезу в пустыне».

20. С Евр.: «Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи; может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»

21. Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля. Т.е. поэтому, Господь, услышав такой ропот народа, презрел (С Евр.: «воспламенился гневом»), отверг его на время и умедлил дать ему землю обетованную» (бл. Феод.); презре, т.е. «замедлил не надолго» (св. Афан.); потому-то огнь гнева Божия возгорелся на Иакова и Израиля, – на все колена Еврейского народа. Впрочем, и в собственном смысле огонь начал истреблять край стана Еврейского, как только стали роптать Евреи. ( Числ. 11:1 ).

22. С Евр.: «За то, что не веровали в Бога, и не уповали на спасение Его».

24, 25. Хлеб небесный даде им. Хлеб Ангельский яде человек, т.е. манну. Манна называется небесным хлебом; «потому что послана свыше, с неба; – а хлебом Ангельским; потому что подаваем был Ангелами», говорит бл. Феодорит. «Бог не только питал тела их манною, – говорит св. Афан., – но и души их питал некою разумною небесною силою, какою, конечно, питает и Ангелов. И это можно видеть из слов Апостола, сказавшего о Евреях, что брашно духовное ядоша ( 1Кор. 10:3 ), а сие-то и называется теперь хлебом Ангельским».

26. Воздвиже юг 476 с небесе, и наведе силою Своею лива. С Евр.: «Он возбудил на небе восточный ветр, и навел южный силою Своею».

27. И одожди на ня яко прах плоти. С Евр. весь стих: «И как пыль одождил на них мясо, и как песок морской, птиц пернатых», т.е. послал множество крастелей, или перепелов. «И поднялся ветер (говорится в книге Числ. 11:31 ) от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли». Т.е. бесчисленное множество перепелов послано было Евреям, как неисчислим прах или песок морской.

28. С Евр.: «Поверг их среди стана их, около жилищ их».

29. И желание их принесе им. С Евр.: «И они ели и пресытились и желаемое ими дал им». Т.е. ели перепелов до пресыщения, «насладились тем, чего вожделевали и удовлетворили жадности» (Бл. Феод.).

30. С Евр.: «Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их».

32. С Евр.: «При всем этом они продолжали грешить, и не верили чудесам Его».

33. И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием. Т.е. дни жизни их, как тень, исчезли, потеряны в суете, и лета их прошли со тщанием, т.е. с скоростию, скоро кончились. По бл. Феодориту, отошли из сей жизни, приводя со тщанием в исполнение свои суетные и бесполезные начинания. С Евр.: «И погубил дни их в суете и лета их в смятении». В Вульг.: «со скоростию».

34. С Евр.: «Когда Он убивал их, они искали Его, и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу».

35. С Евр.: «И вспоминали, что Бог их прибежище, и Бог всевышний избавитель их».

36. С Евр.: «И льстили Ему устами своими, и языком своим лгали пред Ним».

37. С Евр.: «Сердце же их было не право пред Ним, и они не были верны завету Его.

38. И умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего. С Евр.: «Но Он, милостивый, прощал грех, и не истреблял их; многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей». Т.е. долго терпел, ожидая исправления, «не налагал на них наказания, соразмерно их преступлениям» (Бл. Феод.).

40. С Евр.: «Сколько раз они раздражали Его в пустыне, и прогневляли Его в стране необитаемой»!

41. И обратишася и искусиша Бога. Т.е. несмотря на все чудеса и благодеяния, явленные им Господом, снова обратились к тому же неверию, снова стали искушать или преогорчевать Бога. С Евр.: «И снова искушали Бога, и оскорбляли Святого Израилева».

42. С Евр.: «Не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения».

43. С Евр.: «Когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан».

44. С Евр.: «И превратил реки их и потоки их в кровь, чтоб они не могли пить».

45. С Евр.: «Послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их».

46. Даде рже 478 плоды их, т.е. отдал ржавчине; по Халд. перев. и бл. Иерон. – «червю». С Евр.: «Земные произрастения их отдал гусенице и труд их саранче».

47. И черничие их сланою. Черничие 479 – сикаминовое дерево. Сланою, т.е. инеем, изморозью. С Евр.: «Виноград их побил градом и сикоморы их льдом».

48. И предаде граду скоты их, и имение их огню. С Евр.: «Скот их предал граду и стада их молниям». Симмах перевел: «Предал скот их язве, и стяжания их птицам хищным». «И был град (так говорится в книге Исх. 9:24–25 ) и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее, и побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота».

50. Путесотвори стезю гневу Своему. С Евр.: «Уровнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве». «Т.е. человеколюбие не воспрепятствовало наказанию, но дало место праведному вразумлению» (Бл. Феод.). «Дал исход гневу Своему». Душ их, т.е. Египтян» (Св. Афан.).

51. Порази начаток всякого труда их в селениих Хамовых. С Евр.: «Поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых». Под начатками труда бл. Феод. разумеет также первородных. «Селениями же Хамовыми, – говорит он, – назвал Египет; потому что сын Хамов – Месрем, а Месрем – Египет» (в Евр. Мицраим).

52. С Евр.: «И повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею».

53. И настави я на упование, и не убояшася, и враги их покры море. С Евр.: «Вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море», т.е. Египтян покрыло Чермное море. «Твердо повелел уповать на Него (Господа), и не приходить в боязнь» (Бл. Феод.).

54. И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его. С Евр.: «И привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его». Т.е. «дал им землю, какую обетовал. Ибо горою Сион пророк означил всю землю» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, под горою здесь «разумеется Иерусалим, и в последствии созданный в нем храм под Десницею Отчею – Христос, предшествовавший народу и давший ему по жребию землю обетования».

55. Изгна от лица их языки, т.е. «амморея, – поясняет св. Афан., – хеттея и прочие народы. И по жребию даде им (землю) ужем 481 жребодаяния, изгнав и истребив оные семь народов; потому что Израильтяне наследовали города и домы изгнанных» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Прогнал от лица их народы, и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их».

56. С Евр.: «Но они еще искушали и огорчали Бога всевышнего, и уставов Его не сохраняли».

58. Прогневаша Его на холмех своих; «потому что на всякой вершине горы приносили жертвы нечистым демонам, как говорит пророк Осия ( Ос. 4:13 )» (Св. Афан.). С Евр.: «Огорчали Его высотами своими, и истуканами своими возбуждали ревность Его».

59. С Евр.: «Услышал Бог, и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля».

62. Затвори в оружии люди Своя. С Евр.: «И предал мечу народ Свой, и прогневался на наследие Свое». Т.е. попустил Филистимлянам окружить и погубить Евреев; – «предал их в руки врагов» (Бл. Феод.). Достояние Свое презре. Достояние Божие есть Еврейский народ ( Втор. 32:9 ).

65. И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина. С Евр.: «Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином». Т.е. Господь с величайшею силою устремился на врагов, как исполин упоенный и воодушевленный вином, и как человек, восставший от сна с свежими силами.

66. И порази враги своя вспять, поношение вечное даде им. С Евр.: «И поразил врагов его в тыл; вечному сраму предал их». Под поношением здесь разумеется известная болезнь на седалищах ( 1Цар. 1:9 ), коею Господь поразил Филистимлян за отнятие кивота (св. Афан.), «а словами порази – вспять, – говорит бл. Феод., – приличными словами означает ту часть тела, которой нанесена язва».

67. Отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра. Т.е. Бог не хотел, чтобы кивот завета по-прежнему оставался в Силоме в уделе Иосифовом. «Иосифом же и Ефремом, – говорит бл. Феод., – называет одно и то же колено, потому что Ефрем – сын Иосифов. Сказует же, что колено сие отринуто; потому что не осталась скиния в Силоме, но перешла благодать Бож. кивота в Иерусалим».

68. Избра колено Иудово; «ибо из сего колена поставлял царей», говорит св. Афан., избрал ради Мессии, Который имел родиться из колена Иудина; ради Мессии возлюби гору Сион, – ради храма на ней построенного. Гору Сионю, юже возлюби. «Это пророк присовокупил, – говорит бл. Феод., – чтобы утушить зависть в других коленах, как бы так говоря: никакого предлога к зависти пе имейте для себя в этом; потому что ради горы Сиона избрал Бог колено Иудино».

69. Созда яко единорога святилище Свое. Т.е. создал один храм столь же сильный и славный, как силен и славен между зверями единорог или носорог. «Святилищем, – говорит св. Афан., – называет Бож. храм, созданный в Иерусалиме, а единорог есть зверь неодолимый; потому что имеет на лбу острый рог, и им убивает всякого зверя. Посему псалмопевец говорит, что когда построен Бож. храм, все народы оказались уступающими силе, в нем пребывающей». С Евр.: «И устроил, как небо, святилище Свое, и, как землю, утвердил его на век».

70. С Евр.: «И избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих».

71. От доилиц 484 поят его. Т.е. Давид взят был от стада овец раждающих. «От новорожденных и раждающих» (Св. Афан.). С Евр.: «И от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля».

72. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть. С Евр.: «И он пас их в чистоте сердца своего, и руками мудрыми водил их». Слова: в разумех руку или в разуме рук – значат: искустными, разумными руками, мудро управлял.

Ганания προβληματα – μα – предложение, задача, вопрос. Vulg: рropositiones. Акила и Иероним: загадки – aenigmata. Тоже в Еврейском.

Настави ωδηγησεν – руководил. Vulg: deduxit іn nube dіеі.

Манну. Манна в Еврейск. мангу зyачит: что это? Так, удивляясь, говорил Еврейский народ, увидев в первый раз необыкновенную пищу. – «Когда роса сходила на стан Еврейского народа; тогда сходила па него и манна. Народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах, или толок в ступе, варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее был подобен вкусу лепешек с елеем» и медом. Манна же была подобна коріандрову семени ( Числ. XI, 8. 9. 10 ), белая. Исх. 16, 31 ».

Юг νοτον – ος – южный ветер; лива λιβα от юго-западный дождливый ветер. Vulg: avstrum et africum – ветер южный и африканский, т. е. юго-западный.

Рже τη ερυσιβη – robigo – ржавчина на хлебе, гниль.

См. у Калмета. Пумпянский перев. весь стих: Он обрушил на них Свой пылающий гнев, Свою ярость, проклятие и пагубу – целый отряд гибельных посланцев».

Развращен %Г [streblon – ος – кривой, изогнутый. Vulg: рrauum.

От доилиц λοχευομενων – раждающих от λοχευμ – рождаю.

Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *