Пантогам сироп при плохом сне
Пантогам в лечении неврологических заболеваний у детей
Опубликовано в:
Практика педиатра. Январь, 2007, стр. 19-22 Л.М. КУЗЕНКОВА, О.И. МАСЛОВА,
ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН»
В последние годы в лечении различных заболеваний центральной нервной системы у детей все большее значение приобретают препараты, воздействующие на обмен центральных медиаторов, особенно лекарственные средства, влияющие на метаболизм тормозного нейромедиатора – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК).
Одним из таких препаратов является Пантогам, разработанный в 70-е годы XX века НПО «Витамины», и с 1998 года выпускаемый российской компанией «ПИК-ФАРМА».
Пантогам по химической структуре представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил гамма-аминомасляной кислоты и относится к ноотропным препаратам смешанного типа с широким клиническим применением.
Пантогамобладает целым рядом свойств, которые определяют его особое место среди других лекарственных средств.
КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА
В последние годы отмечается рост количества детей, имеющих сложности в обучении. Изменения в когнитивной сфере у детей вызывают обеспокоенность и со стороны учителей, родителей, педиатров. Действительно, так называемые высшие когнитивные функции: восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитикосинтетические процессы – являются основой психосоциального развития ребенка, его становления как полноценного члена общества и адекватной адаптации к окру-жающим условиям. Вместе с тем психофизиологические особенности детей дошкольного и школьного возраста на фоне астении в зимний и весенний периоды обучения и высоких психических нагрузок часто приводят к неусидчивости, вегетативным расстройствам (головная боль, головокружение, потливость и т.п.), нарушению восприятия предъявляемого материала, что затрудняет усвоение школьных знаний. Когнитивные нарушения без органического поражения ЦНС выявляются у 30–56% здоровых школьников. Связано это с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками при ограниченных адаптационно-компенсаторных возможностях организма ребенка.
Высокие нагрузки во время процесса обучения детей могут провоцировать возникновение трех основных синдромов:
КОРРЕКЦИЯ
Исследование, проведенное сотрудниками НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, убедительно показало эффективность Пантогама в коррекции когнитивных расстройств у детей младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие 59 детей в возрасте 7–8 лет. Объем произвольного внимания до приема Пантогама был сужен на 30%, показатели процессов запоминания снижены на 20–40% [1].
Пантогам в форме 10%-ного сиропа продемонстрировал хорошую переносимость у 53 детей и удовлетворительную у 3 (периодические боли в области живота в одном случае и кожные аллергические проявления у троих детей). Все нежелательные реакции исчезали при снижении дозы препарата.
В результате применения Пантогама (10%-ый сироп) у детей с синдромом дефицита внимания отмечалось статистически достоверное повышение основных показателей когнитивных функций.
Исследование, проведенное специалистами Московского НИИ психиатрии МЗиСР РФ, показало выраженный эффект Пантогама в отношении основных проявлений психовегетативного синдрома у детей [5]. После курса применения Пантогама достоверно снизились соматовегетативные проявления: головная боль, головокружение, лабильность артериального дав-ления, нарушение функции ЖКТ, потливость. Выраженность психоэмоциональных нарушений: эмоциональной лабильности, тревожности, обидчивости, раздражительности и нарушения сна – также достоверно снижалась (р Среди ноотропных препаратов Пантогам обладает рядом преимуществ при использовании у детей. Многочисленные исследования показали эффективность препарата Пантогам для коррекции пограничных психических расстройств у астенизированных детей. Учитывая распространенность этой проблемы среди детей подготовительных групп детских садов и школьников, особенно во второй половине учебного года, целесообразно проведение профилактической коррекции психосоматического здоровья и качества жизни ребенка. Прием Пантогама в профилактических целях расширяет адаптационные возможности ребенка путем нормализации соматовегетативных, когнитивных и эмоциональных компонентов психической деятельности детей [1,3].
Пантогам– препарат выбора при экстрапирамидных гиперкинезах. Неврологическая симптоматика, возникающая под влиянием нейролептиков, проявляется разнообразными экстрапирамидными нарушениями. Наибольший интерес представляет так называемый хронический нейролептический синдром, характеризующийся развитием гиперкинезов на фоне повышенного или пониженного мышечного тонуса. Терапевтический эффект Пантогама отмечается на второй неделе применения препарата и состоит в уменьшении выраженности гиперкинезов и их распространенности, одновременно больные становятся более активными, уравновешенными, контактными, улучшается их общее самочувствие, память, работоспособность.
Пантогам эффективен в качестве средства терапии «прикрытия» при назначении нейролептических препаратов, а также больным с потенциальным риском развития нейролептических гиперкинезов. Эффективен препарат и при комплексной терапии тиков и заикания, нейрогенных расстройств мочеиспускания [2, 5].
Влияние Пантогамана механизмы эпилептогенеза делает его особенно ценным в комплексной терапии эпилепсии. Пантогам пролонгирует действие барбитуратов, усиливает эффект антиконвульсантов, предотвращает их побочные действия. Одновременное назначение Пантогама и противосудорожных препаратов дает возможность снизить дозировки последних при сохранении стойкого терапевтического эффекта. Наиболее эффективен препарат при назначении больным эпилепсией с церебрастенической симптоматикой. На фоне лечения повышается активность больных, снижается агрессивность.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
При первом назначении Пантогама рекомендуется титрование дозы в начале курса лечения и по его окончании, по трапеции: постепенное наращивание дозы в течение10–20 дней, прием препарата в максимальной дозе на протяжении от 20 дней до 1 месяца и затем снижение дозы в течение 10–20 дней до полной отмены (табл.1).
Таблица 1
Схема применения Пантогама у ребенка 3 лет с диагнозом
«задержка речевого развития»
10 ДНЕЙ | 10 ДНЕЙ | 20 ДНЕЙ | 10 ДНЕЙ | 10 ДНЕЙ | |||||||||||||||||||||||||||||
Утро Для стимуляции психического развития необходимо назначение Пантогама курсом на 2–3 месяца, на курс необходимо 200 таблеток препарата в дозировке 0,25. Возможно повторение курса 2–3 раза в год. В схеме лечения «большими» ноотропами, к которым относится и Пантогам, не рекомендуется одновременное назначение других ноотропов. Однако показано назначение сосудистых средств, поливитаминов, антиоксидантов. Таким образом, Пантогам следует оценивать как ведущий ноотропный препарат, рекомендованный к применению в детском возрасте. Целесообразно его использование врачами различных специальностей, в т.ч. и педиатрами. Доза и длительность назначения должны определяться синдромами и диагнозом ребенка. Сведения об авторах: ПАНТОГАМПАНТОГАМ: инструкция по применению и отзывыКлинико-фармакологическая группаДействующие веществаФорма выпуска, состав и упаковкаСироп в виде бесцветной или слегка желтоватой жидкости с характерным запахом.
Фармакологическое действиеПрепарат обладает ноотропным и противосудорожным действием. Препарат повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Улучшает метаболизм ГАМК при хронической алкогольной интоксикации и после отмены этанола. Способен ингибировать реакции ацетилирования, участвующие в механизмах инактивации прокаина (новокаина) и сульфаниламидов, благодаря чему достигается пролонгирование действия последних. Вызывает торможение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора. ФармакокинетикаБыстро всасывается из ЖКТ. Наибольшие концентрации создаются в печени, почках, стенке желудка, коже. Проникает через ГЭБ. Метаболизм и выведение ПоказанияПротивопоказанияДозировкаСироп принимают внутрь через 15-30 мин после еды. С учетом ноотропного действия препарата Пантогам следует принимать предпочтительно в утренние и дневные часы (до 17 ч). Для дозирования препарата используется мерная ложка объемом 5 мл с рисками, соответствующими 1, 2, 2.5, 3, и 4 мл. В 1 мл препарата содержится 100 мг действующего вещества.
При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм: 0.5-3 г (5-30 мл)/сут. Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях: 0.25-0.5 г (2.5-5 мл) 3 раза/сут. Побочные действияВ случае возникновения аллергических реакций препарат отменяют. В остальных случаях уменьшают дозу препарата. ПередозировкаСимптомы: нарушение сна или сонливость, шум в голове. Лечение: прием активированного угля, промывание желудка; проведение симптоматической терапии. Лекарственное взаимодействиеПантогам пролонгирует действие барбитуратов, усиливает эффекты противосудорожных средств; предотвращает побочные явления фенобарбитала, карбамазепина, нейролептиков. Эффект препарата Пантогам усиливается при одновременном применении с глицином, этидроновой кислотой. Пантогам потенцирует действие местных анестетиков (прокаина). Особые указанияПри длительном лечении не рекомендуется одновременное назначение препарата Пантогам с другими ноотропными препаратами и средствами, стимулирующими ЦНС. Влияние на способность к управлению транспортными средствами и механизмами В первые дни приема препарата следует соблюдать осторожность при управлении транспортными средствами и механизмами, учитывая возможное возникновение сонливости. Беременность и лактацияПрименение в детском возрастеДетям назначают по показаниям в рекомендуемых дозах. Пантогам: инструкция, дозировкаГопатеновая кислота в таблетках позволяет справиться с судорожным синдромом, повысить устойчивость тканей головного мозга к кислородному голоданию и токсинам. Пантогам оказывает ноотропный спектр действия, не рекомендован к использованию без назначения врача. Показания и противопоказания к лечению ПантогамомВ инструкции указаны отдельные патологические состояния, при которых рекомендовано применение препарата. Таблетки Пантогама разрешаются к назначению для пациентов старше 3 дет: при сниженной памяти и умственной работоспособности, органических поражений ГМ, включая ЧМТ и результаты пережитых нейроинфекций; болезни Вестфаля — Вильсона, Унферрихта — Лундборга, сочетании прогрессирующего хореического гиперкинеза и психических расстройств; патологиях, связанных с изменением церебральных сосудов ГМ; эпилепсии, провоцирующей заторможенность психических процессов; нейролептическом синдроме, энурезе, частом мочеиспускании, недержании императивного типа; шизофрении с органической церебральной недостаточностью. Малышам старше трех лет лекарство рекомендуется: при разных степенях тяжести задержки развития: двигательного, психического, речевого; тиках, заикании, ДЦП; синдроме гиперактивности, энцефалопатии перинатального периода. Пантогам противопоказан пациентам: женщинам во время вынашивания и грудного вскармливания; с индивидуальными аллергиями на компонентный состав. Препарат не используется при острых болезнях почек со сложным течением. Лечебные процедуры у большинства пациентов проходят без осложнений. Изредка могут возникать побочные реакции в форме кожной сыпи, насморка, конъюнктивита. При появлении нестандартной симптоматики Пантогам отменяют или снижают первоначальные дозировки. Иногда больные предъявляют жалобы на проблемы с фазами сна, сонливость в дневное время или посторонний шум в голове. Указанные клинические проявления относятся к кратковременным, самостоятельно исчезают через несколько дней от начала терапии. Не требуют изменения схемы лечения. Способы терапии, дозировки из инструкции к ПантогамуТаблетки принимают через полчаса после еды, в первой половине дня. Процедуры не должны проводится после 16.00. В инструкции к Пантогаму упоминаются следующие условия: разовая дозировка для совершеннолетних не превышает 0,25-1 г, суточная – 1,5-3 г; малышам с трехлетнего возраста – от 0,25 до 0,5 г за процедуру, 0,75-3 г в сутки; терапия продолжается 1-4 месяца, сроки могут увеличиваться до полугодия, после 3-6 месячного перерыва возможно возобновление манипуляций. Суточные дозировки зависят типа обнаруженного патологического процесса: комбинированное лечение эпилепсии допускает прием Пантогама в объеме 0,75-1 г в день на протяжении одного календарного года; при борьбе с нейролептическим экстрапирамидным синдромом – 3000 мг в течение 2-3 месяцев; экстрапирамидные гиперкинезы с генетическими заболеваниями НС – 0,5-3 г более 4 месяцев; последствия нейроинфекций и ЧМТ – до четырех раз в день по 0,25 г; астения, умственные и физические нагрузки – 0,25 г трижды в сутки; экстрапирамидный синдром на фоне нейролептиков – для совершеннолетних по 0,5-1 г три раза в день, для детей – по 0,25-1 г, с продолжительностью терапии до одного квартала; тики в детском возрасте – 0,25-0,5 г до 6 процедур в 24 часа, до четырех месяцев подряд; нарушения мочеиспускания – взрослым по 0,5-1 г трижды в день, детям – 0,25-0,5 г, лечение проходит три месяца подряд. Малышам с различными патологиями нервной системы назначается 1000-3000 мг Пантогама, точная дозировка зависит от возраста. Стандартная схема лечения требует поэтапного увеличения дозы препарата в течение одной недели, применение максимального объема медикамента до 40 дней и постепенное их снижение за 7 суток, вплоть до полной отмены лекарства. Повторное лечение допускается только через 1-3 месяца перерыва. Передозировки, особые указания и цена на ПантогамСлучайное увеличение прописанного количества медикаментозного средства может спровоцировать появление побочных реакций организма. У большинства пациентов появляется посторонний шум в голове, проблемы со сном и дневная сонливость. Вспомогательные процедуры заключаются в промывании желудка и приеме сорбентов. Стандартная дозировка активированного угля при интоксикациях равна 1 таблетке на каждый килограмм веса. Инструкция к Пантогаму заостряет внимание на следующих моментах: при одновременном приеме с барбитуратами усиливается время их действия; сочетание с противосудорожными лекарствами увеличивает эффективность последних; лечение вместе с нейролептиками, Фенобарбиталом, Карбамазепином предупреждает развитие побочных реакций; усиление эффективности Пантогама наблюдается при введении в терапию Глицина, Этидроновой кислоты; препарат стабилизирует действие местных обезболивающих средств, включая Прокаин. При продолжительных терапевтических манипуляциях Пантогам нельзя назначать вместе с другими медикаментами, отвечающими за стимуляцию ЦНС и ноотропное действие. Препарат храниться в затемненном помещении, с температурой не выше 25 градусов. Лекарство должно быть недоступным для домашних животных и маленьких детей. Пантогам сохраняет свои свойства на протяжении 3 лет, после выхода из сроков годности утилизируется как бытовые отходы. Цена на медикамент зависит от объема активного ингредиента: 0,5 г – 550 руб. за 50 таблеток; 0,25 г – 350 руб. за аналогичное количество. Пантогам назначается лечащим врачом и не может применяться самостоятельно. Терапевтическая схема подразумевает поэтапное увеличение и снижение дозировок, во избежание развития синдрома отмены. Нарушение правил использования приводит к появлению нестандартных реакций организма. Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта. Интервью с неврологомЛучшая клиника города Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным. — Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей? — В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка. В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы. — Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам? — Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр. Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем. — Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет? — В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт. Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача. Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить… Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений. Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна. — Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок? — Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду. У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо. Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня. — Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема? — Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма. С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн. Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться. Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды. — Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу? Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ… У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков. В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек. — Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе? — Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет. Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи». После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез. Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез. Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания. — У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно? Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода. — А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии? Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается. — Эпилепсия вообще часто встречается? — Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение. — На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка? — Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи. Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии. Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу! Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком. — Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям? — Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется. При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр. Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). — Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? — Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность… Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком. — Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат? — Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками. — Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию? — Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту. — Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний? — Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования. Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции). Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований. Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться. Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются. МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр. Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области. УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов. Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов. НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.
|