Перескажи подробно содержание сна светланы
Конспект урока литературы по теме «Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана»»
В каком значении употребляется слово толк в балладе Жуковского
Баллада В. А.Жуковского»Светлана» пробуждает чувства грусти, ожидания со счастливым концом,то есть выражена вера в торжество любви и добра. Нужно ждать, верить ивсё закончится хорошо.Баллада Василия Жуковского «Светлана» оставляет тягостное и одновременнолёгкое впечатление, ведь в итоге её героиня получает своеговозлюбленного живым и невредимым.Однако изображение одного из самых ярких женских страхов — страхапотерять любимого мужчину.
Баллада В. Жуковского под названием «Светлана» имеет таинственный характер и относится в эпохе романтизма. Поэтому автор в самом начале своего произведения описывает процесс гадания девушек на суженого, чтобы подчеркнуть мистический характер происходящего. И плавно переносит нас в сказочные, волшебные события, которые не могли быть на самом деле.
Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.
Оценивая проблематику стихотворения, необходимо четко представлять, в какую историческую эпоху оно было написано. Жуковский писал прежде всего для современников. Он поднимал проблему православного вероисповедания, значение обрядовой деятельности.
Основные персонажи баллады
В. А. Жуковский Светлана главные герои:
Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение?
Одним из лучших примеров раннего русского романтизма по праву считается баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Произведение является отражением национальной ментальности, в ней присутствуют разнообразные фольклорные элементы: приметы, гадания, народные сказки и обрядовые песни. Предлагаем к разбору краткий анализ «Светлана» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.
И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.
Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Светлана.
История создания – Стих написан в 1812 году. В его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.
Перескажите сон светланы своими словами жуковский
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Одним из первых в русской литературе сон как метод характеристики литературного героя использует Василий Андреевич Жуковский – яркий представитель русского романтизма. В балладе «Светлана» сон главной героини составляет основную часть произведения, композиционный центр. Само название баллады называет предмет, о котором идёт повествование – это внутренний мир Светланы, открывающийся читателю посредством сна. Все символические образы в произведении принадлежат русской национальной культуре – ворон как символ смерти, голубь как символ святого духа. Эти детали говорят о близости Светланы фольклору; они позволяют Жуковскому создать именно национальный тип русской женщины. Светлана поэтична, суеверна. Но в то же время героиня проявляет духовную силу: она выдерживает испытание пугающим сном и не оставляет надежду в спасение возлюбленного.
Больше того, сон в балладе Жуковского – это сон-дополнение, так как он становится испытанием для самой героини: сталкиваясь с собственными переживаниями и опасениями в нереальном мире, она становится духовно сильнее в реальности. Используя сон как дополнительную реальность, автор как бы включает внутреннюю жизнь героини в сюжет: таким образом он создаёт повествование, наполненное из внутреннего мира Светланы, состоящее из ее переживаний и чувств, приобретающих вещественные символические образы. Так страх девушки за жизнь своего возлюбленного облекается в образ гроба, сам ее возлюбленный предстаёт во сне мертвецом. Страх смерти возникает в образе чёрного ворона, надежда и вера материализуются в облике белого голубя. Сон Светланы – это и сон-иносказание, предугадывающий судьбу жениха девушки. Только автор использует этот приём и заранее ставит себе цель – ввести читателя в некоторое заблуждение, то есть противопоставить реальность сна действительности. Так сон Светланы изначально выполняет функцию сна-иносказание, но в конце теряет ее.
Приём, использованный Жуковским в балладе, удивительно прочно прижился в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин неоднократно использовал этот метод в своих произведениях, в том числе и в романе в стихах «Евгений Онегин». Сон Татьяны, как и сон Светланы, выполняет три функции; и в первую очередь – сна-портрета. Пушкин создаёт свой тип идеальной русской женщины, можно предположить, что Татьяна «эволюционирует» из Светланы: об этом говорят, например, близость обеих героинь к фольклору, их поэтичность. Во сне Татьяны присутствуют образы, заимствованных из русских сказок и песен: медведь, переправа через реку, свадьба-пиршество странных созданий и чудищ. Еще одна схожесть заключается в том, что и сну «Светланы» и сну «Евгения Онегина» предшествует единый фольклорный мотив – гадание – действо, в котором обычно девушка взаимодействует с потусторонними силами, желая предугадать собственную судьбу или судьбу жениха. Поэтому сны героинь оправданы психологическим состоянием – и Татьяна, и Светлана желают узнать о своих возлюбленных. Потому в снах Светланы и Татьяны создаётся будущее, уже предугаданное сознанием. И в это отношении Татьяна оказывается более проницательной: в её сне с точностью предугадывается одно событие – убийство Ленского Онегиным. Получается, что сон Татьяны играет роль сна-иносказания, и в отличие ото Сна Светланы, действительно предвещает реальные события, а не возможный исход. Этим обуславливается и место расположения сна в композиции романа: он расположен в самой середине – в 5 главе. Так сон как бы подготавливает читателя к дальнейшим событиям, он становится переходом, приготовлением к кульминации.
Краткий пересказ сюжета баллады «Светлана». Опишите сон героини (Светланы)
Целью нашего исследования является знакомство с понятием культурологического анализа и культуроведеский анализ эпизодов сна в произведениях писателей 19 века.
Чтение полного текста «Светланы» занимает не более 8 минут. В балладе ведется рассказ о крещенских гаданиях.
Есть версия, исходя из которой имя Светлана могло быть придумано поэтом Востоковым. Хотя по другой версии и вовсе оно было придумано А. С. Пушкиным.
В балладе во сне Светланы изображена зимняя вьюжная ночь, освещаемая лун-ным светом; вокруг скачущих саней, за-пряженных конями, пустота, глубокий снег. Этот зимний пейзаж мрачен, он вы-зывает тревожное настроение Светланы. И даже стоящий в стороне храм усилива-ет ощущение мрака и тревоги: из его две-рей доносится заупокойная служба, там стоит гроб и звучат слова панихиды «Буди взят могилой». После пробуждения Светланы природа уже празднует победу доб-ра над злом, счастья над несчастьем, ве-чер, ночь и луна сменяются утром, днем, солнцем.
Проект по литературе. Сборник методических материалов «Сон как литературный прием»
Сон-как литературный приём. Роль снов в произведениях Отечественной литературы.(Сборник методических материалов)
Проект выполнила: Утешева Анастасия, ученица 11 класса МКОУ «Советская СШ»
Сон достаточно распространённый литературный приём. В разные периоды времени его использовали в своих произведениях различные авторы. От романтиков до реалистов.
Многие писатели в своих произведениях употребляли сон как литературный приём совершенно в разных целях. Кто-то пытался стереть границу между реальностью и чем-то фантастическим, погружая нас в удивительный, необъяснимый, волшебный, порою сказочный мир. Кто-то, лишь для того чтобы приукрасить произведение, сделать его ярче и интереснее. А кто-то применяет этот литературный приём, для того чтобы понять, прочувствовать того или иного героя, раскрыть его с другой стороны, отразить психологическое состояние персонажа, то есть чувства, внутренние и индивидуальные его переживания. Одни герои ждут сон, для них он- спасение, душевное успокоение, освобождение от оков повседневной суеты, от проблем. Другие, наоборот, бояться засыпать, для них сон-это что-то непредсказуемое, пугающее, мистическое.
Так или иначе, но у каждого писателя свой подход к изображению и описанию сна. Именно поэтому сны в разных произведениях имеют не только схожие черты, но и отличительные. Так в этом мы можем убедиться на конкретных примерах из русской литературы: сон Татьяны (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»); сон Светланы (баллада В.А. Жуковского «Светлана»); сон Ильи Обломова (роман И.А. Гончаров «Обломов»); сон Катерины (пьеса А.Н. Островского «Гроза»); сны Родиона Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»); сон Маргариты, сон Понтия Пилата и сон Никанора Босого (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Сон Светланы (баллада В.А. Жуковского «Светлана»)
В.А. Жуковский один из первых в своём произведении — баллада «Светлана» использовал сон — как литературный приём.
Светлане снится жених, который зовёт её с собой, чтобы обвенчаться: «Едем! Поп уж в церкви ждет/С дьяконом, дьячками;/Хор венчальну песнь поет;/Храм блестит свечами».
В данном случае, Жуковский построил своё произведение таким образом, что сон стал его центральной частью. Василий Андреевич вводит сон, для того чтобы отразить страхи, мучившие девушку, а также показать, как глубокая вера в Бога, в Божью милость, молитва помогает в трудную минуту. Также с помощью сна раскрывается полностью характер девушки.
«О! Не знай сих страшных снов ты, моя Светлана…»
Сон Татьяны (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
А.С. Пушкин же использует сон в своих произведениях, для того чтобы стереть границы между реальностью и чем-то фантастическим. Этот приём, несущий огромную смысловую нагрузку также используется автором для характеристики героев.
В тот момент, когда Татьяна с Евгением остались наедине, внезапно в избу заходят Ольга и Ленский. Онегин начинает бранить незваных гостей. В конце концов, ссора заканчивается тем, что Евгений убивает Владимира ножом. После этого девушка просыпается.
Этот сон оказывается вещим. Но главным по большой мере является не это. Данное сновидение помогает нам прочувствовать героиню, увидеть её душевное состояние, то есть раскрыть чувства и переживания девушки. Также этот сон является неким дополнением образа «милого идеала» Пушкина.
(пьеса А.Н. Островского «Гроза»)
Катерине снились необыкновенные, волшебные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».
Сны Катерины отражают её богатый внутренний мир, её мечтательность, певучесть души. Островский использует данный приём как раз-таки, чтобы раскрыть полностью её характер
Сны Родиона Раскольникова
(роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Сон является одним из любимых приёмов Ф.М. Достоевского. Писатель был уверен, что с помощью сна можно раскрыть все стороны характера, а также сделать полную характеристику того или иного героя.
Содержания первого сна.
Родиону снится как он ещё малолетний гуляет с отцом по улице, они видят пьяниц возле кабака. Один из них-Миколка, из-за того что лошадь не хотела идти, начинает избивать её и, в конце концов, убивает. Маленький Родион хотел было броситься на помощь лошади, но отец не пустил мальчика.
Не случайно сон снится Раскольникову перед убийством старухи. Этот приём используется в данном фрагменте, чтобы показать, некое внутреннее противоречие в душе главного героя. С одной стороны, есть замысел об убийстве, с другой стороны, Родион обладает такими качествами, как доброта, жалость, сочувствие, сострадание.
Содержание второго сна.
В этом сне герою снилась старуха-процентщица, которую он ударил топором: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «боится!»
Но она не упала, даже не пошевельнулась. Когда он заглянул ей в лицо, то увидел, как старуха смеётся Злобным смехом. Потом Родион стал бить старуху, а она всё чаще и громче смеяться.
В данном случае сон показывает в каком истощённом, истерзанном состоянии находится душа героя, после всех произошедших событий, как мучает Родиона совесть. Также с этого момента мы отчётливо видим, как его теория о «тварях дрожащих» и тех, кто право имеет, терпит крушение.
Содержание третьего сна.
В этом сне говорится о «моровой язве». Раскольников видит такое явление: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей,— люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные… всякий думал, что в нем одном и заключается истина… не могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе… Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей…»
Этот сон играет одну из главных и решающих ролей. Именно после этого сна Родион убеждается в полном провале его теории. Какие последствия ожидали её, если бы каждый из людей ознакомился с этой теорией и понял её. После этого сна герой переосмысляет и переоценивает свою жизнь, также начинается его душевное очищение, обновление, возрождение.
Сон Маргариты (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Во сне Маргарите впервые за всё время разлуки приснился Мастер. Он находился в каком-то бревенчатом здании, выглядел её любимый очень больным: «Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные».
Во сне Мастер поманил её рукой. Когда девушка побежала на его зов, то внезапно проснулась. Для Маргариты сон имел два толкования: либо Мастер умер и теперь зовёт её к себе, либо они скоро увидятся.
Сон Маргариты подарил ей не просто надежду на встречу, на то, что должно в её судьбе что-то произойти, сон, действительно, оказался вещим. Он сформировался на основе её переживаний.
Сон Понтия Пилата (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Понтию Пилату снилась лунная дорога, по которой он шёл и о чём-то беседовал вместе с бродячим философом-Иешуа. Пилат внимательно слушал своего собеседника. Это общение доставляло ему огромное удовольствие, прокуратор рад находиться в компании Иешуа, слушать его речи об истине. Во сне Понтий даже позволяет себе рассмеяться от счастья.
Булгаков использует в данном случае сон, для того чтобы раскрыть данного героя с другой стороны, показать дополнительные качества, которыми он обладает. Вместо грозного прокуратора Иудеи во сне мы видим, какой он есть на самом деле: добрый, искренний, нераздражительный, не жестокий.
Таким образом, получается, что сон, действительно, является достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также полностью раскрыть героя как личность. Также сны героев позволяют лучше понять причины их поступков, отношение к людям и к себе.
В одних произведениях сон является чуть ли не ключевой частью, в других же-дополнением. Сон- это некое откровение героя, которое не несёт никакой угрозы для него.
Сон — как литературный приём несёт огромную смысловую нагрузку, также играет большую, а иногда решающую роль в литературных произведениях.
В чём смысл баллада Светлана?
Невольно встает вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.
А потом начинается кошмар Светланы. Есть два варианта развития события. Какой выбрал автор узнаете прочитав.
Композиция «Светлана» отличается стройностью и легкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирического героя – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.
Баллада «Светлана»: краткое содержание
Действие жутких романтических баллад обычно происходит под покровом ночи – самого тёмного и загадочного времени суток, покрывающего мраком различные тайны. Жуковский заканчивает действие дневным светом, звоном колокольчика и криком петуха. Тьму и страхи сменяет возвращение любимого и долгожданная свадьба, страшный сон остаётся позади. И здесь сам автор подсказывает нам, в чём смысл баллады: «Светлана» – это торжество света над тьмой, победа любви над смертью и веры над искушением.
Относится баллада к эпохе романтизма. Можно ее назвать мистической и загадочной. В ней описаны гадания, как девушки гадали и верили что скажут гадания. Очень хорошо тут описаны гадания, ведь раньше на некоторые праздники девушки гадали на суженого. Так и главная героиня Светлана решила погадать. Но засыпает перед зеркалом. И снится девушке сон, что ее возлюбленный погибает. Но в реальной жизни с ним все хорошо.
Теперь осталось тебе просить отставки хорошей и ко мне приехать… Всякая служба требует терпения, а ты его не имеешь. Теперь осталось тебе ехать ко мне и ранжировать свои дела с господами книжниками[38].
Особое значение имеют конкретные ситуации, когда рождаются сны Грибоедова и Пушкина: «Смутный сон» Софьи накануне неожиданного приезда Чацкого, и тревожный сон Марьи Гавриловны накануне последнего дня посреди своего семейства, накануне побега и задуманного тайного венчания с Владимиром (А.С. Пушкин «Метель»). Осуществление таких снов чаще всего происходит в конце пьесы. [2].