Перевод толкование корана ибн касира
Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м)
Ибн Касир родился в 1301 (701 г. х.) году в селе Мадждал (Сирия). Его полное имя Абу аль-Фида, Имад ад-Дин, Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Курайши аль-Бусрави ад-Димашки аш-Шафии. Среда, в которой рос будущий богослов, сыграла огромную роль в его становлении как учёного.
Отец Ибн Касира был начитанным человеком и проводил пятничную хутбу в своей деревне, а брат Абдульваххаб был известным алимом. После кончины отца именно он позаботился об Ибн Касире и обучал его наукам ислама.
Ибн Касир в Дамаске
В 1306 году Ибн Касир пятилетним мальчишкой переехал со своим братом в научный центр того периода, сирийский Дамаск. Целью переезда было изучение наук. И этой цели Ибн Касир добился. К десяти годам он выучил Коран наизусть, а в дальнейшем получил прекрасные знания в области тафсира (толкование Корана), хадиса, фикха, истории, арабской грамматики и других наук.
Высказывания учёных об Ибн Касире
В своей книге «Ад-Дурар Аль-Камина» Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Ибн Касир работал в области хадисоведения по темам, касающихся текстов и цепочки передатчиков. Он обладал хорошей памятью, его книги стали популярными в то время, и люди получали пользу от них после его смерти».
Известный историк Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин Йусуф бин Сайф ад-Дин сказал в своей книге «Аль-Манхаль Ас-Сафи»: «Имам, великий учёный Имад ад-Дин Абу аль-Фида. Он много учился и был очень активен в поисках знаний. Он был превосходным учёным в областях фикха, тафсира и хадисоведения.
Он собрал знания, был автором (книг), обучал, передавал хадисы и писал. У него были огромные знания в области хадисоведения, тафсира, фикха, арабского языка и т.д. Он давал фатвы (религиозные решения) и учил, пока не умер. Да смилостивится над ним Аллах. Он был известен своей точностью и большими знаниями, а также как учёный истории, хадисов и тафсира».
Труды Ибн Касира
Ибн Касиру принадлежит толкование Корана, написанное на основе преданий Сунны и высказываний сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Богослов считал, что сам Коран является лучшим толкователем. Он говорил:
«Самый лучший толкователь Корана – это сам Коран. Новый аят объясняет предыдущий, то есть в одном месте излагается кратко, а во втором – разъясняется подробнее. Если что-то трудно поддается объяснению, нужно обратиться к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), она может комментировать Коран и пояснить его.
Если в Коране и Сунне нет разъяснения, обратитесь к словам сподвижников, они знают намного больше. Сподвижники Пророка были свидетелями событий, по поводу которых ниспослали те или иные аяты. У этих людей полное и правильное понимание религии».
Метод толкования аятов Корана Ибн Касиром
1. Толкование аята простыми словами, поясняющими общий смысл аята.
2. Толкование аята другим аятом, если таковой имеется, так, чтобы стал ясен смысл и понималась его цель. Ибн Касир даже приводит несколько аятов для пояснения одного.
3. Приведение хадисов, в большинстве своём с цепочками передатчиков, а реже – без.
4. Толкование Корана словами асхабов.
5. Толкование словами табиинов (современники асхабов), табиу-табиинов (современники табиинов) или тех из праведных алимов, кто последовал за ними.
Деятельность Ибн Касира в разных областях науки
Помимо знаменитого на весь мир тафсира, перу Ибн Касира принадлежат немало фундаментальных работ, среди которых самая известная – это «Альбидая ва ан-нихая» (Начало и конец). Труд был издан в 14 томах и являлся дополнением к трудам Ал-Барзали. Состоит «Начало и конец» из трёх частей.
В первой части книги речь идёт о сотворении трона, земли, небес, джиннов, ангелов, Адама и других пророков до последнего пророчества.
Вторая часть начинается с описания жизнедеятельности Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и охватывает период праведных халифов и последующих эпох омейядов и аббасидов.
Третьим, заключительным разделом идет статья о смутах и начале Судного дня, его событиях, Аде, Рае и воскрешении.
Из огромного числа предшественников, на чьи труды опирался Ибн Касир, стоит выделить работы Ибн Асира, Ал-Масуди и Ат-Табари. Ибн Касиру удалось написать хронологию событий, начиная с наиболее важных моментов, после чего он переходил к биографии деятелей тех времен и часто цитировал аяты Корана, которые связаны с приведёнными фактами в его трудах. Работы учёного десятки раз переиздавались.
Не менее важным историческим трудом Ибн Касира было сочинение «Старание на пути джихада». В нём описана борьба мусульман и крестоносцев в 8 веке хиджры. Он был свидетелем этих событий. Данная работа также переиздавалась несколько раз.
Перу Ибн Касира принадлежит много работ по хадисоведению. Многие книги были утеряны и не дошли до нашего времени.
Ибн Касир прожил более 70 лет. Под конец жизни из-за частых ночных занятий он потерял зрение. Это было время, когда он составлял книгу «Джами‘ аль асанид». Скончался богослов 1373 году в Дамаске, где и был похоронен на суфийском кладбище.
Махач Гитиновасов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Перевод толкование корана ибн касира
был превосходящим в областях Фикха, Тафсира и Хадисов. Он собрал знания, был автором
(книг), обучал, передавал Хадисы и писал. У него были огромные знания в области Хадисов,
Тафсира, Фикха, арабского языка и т.д. Он давал фатвы (религиозные решения) и учил, пока
не умер. Да смилостивится над ним Аллах. Он был известен своей точностью и большими
знаниями, и как ученый Истории, Хадисов и Тафсира».
Несколько слов о переводчике:
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного.
Хвала Аллаху Создателю Вселенной, Ниспославшему Различение, Научившему человека
перу. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухам-
мад раб Его и посланник. Да благословит его Аллах и приветствует.
Айрат Вахитов (1977 г.р.) в 90-е, когда свет исламского призыва стал проникать на
просторы бывшего Советского Союза, где десятилетиями царствовала тьма неверия,
закончил Институт Арабского языка имени Абу Ханифы. В 14 лет начал заучивание наизусть
Священного Корана, в дальнейшем продолжил учебу в Пресветлой Медине в мечети
пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Учился у шейхов: Салима Атыя, Мухам-
мада Мухтара Аш-Шанкети. Присутствовал на уроках шейха Абдуль-Азиза ибн База и
Мухаммада ибн аль Усаймина, да смилуется над ними Аллах. С 1998 года работал имамом
центральной мечети города Набережные Челны, где преподавал простому народу азы
единобожия. Позже уже в 2000-е годы продолжил заучивание Священного Корана и учебу в
Египте. До сих пор находится в процессе обучения. Айрат Вахитов является автором более
десятка книг, многие из которых изданы на его родине в Татарстане. Идея перевода такой
фундаментальной книги интерпретации Священного Корана, как тафсир ибн Кассира,
возникла из-за отсутствия доступа к такого рода книгам у широкого круга русскоязычного
читателя, что показалось переводчику большим пробелом в области исламской литературы
на русском языке. На данный момент тафсир не закончен. И находится в работе. Но мы
решили не задерживать читателей и предоставить им уже переведенную часть. Просим
Аллаха, чтобы труд принес пользу русскоязычным мусульманам и послужил причиной
принятия ислама, для ищущих Прямой путь.
Хвала Всевышнему Аллаху, который начал изложение своей Книги восхвалени-
ем: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня
«Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нем
кривды, сделал его правильным, чтобы он предостерег от тяжких мучений от Него и
сообщил верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им
уготована прекрасная награда, в которой они пребудут вечно, и чтобы он предостерег
тех, которые говорят: «Аллах взял Себе сына». Ни они, ни их отцы не обладают
знанием об этом. Тяжки слова, выходящие из их ртов. Они говорят одну только
Он изложил сотворение хвалой: «Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и
установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают
к своему Господу других» (Скот-1).
Он завершил ( изложение в Книге) восхвалением: «Ты увидишь ангелов, окружающих
Трон и прославляющих хвалой своего Господа. Их рассудят истинно, и будет сказано:
«Хвала Аллаху, Господу миров!» (Толпы-75).
И Он вдохновит обитателей рая восславлять и восхвалять Его: «Воистину, тех, которые
уверовали и творили праведные деяния, Господь поведет верным путем за их веру. В
Садах блаженства под ними будут течь реки. Там они будут взывать: «Пречист Ты,
Аллах!» Там их приветствием будет слово: «Мир!» А их молитвы будут завершаться
словами: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Йунус-9-10).
Хвала Аллаху за то, что Он отправил Своих посланников благовещающими и предостере-
гающими, чтобы у людей не было против Аллаха доводов после посланников. И Он завер-
шил (отправление посланников) неграмотным пророком-арабом из Мекки, наставляющим на
верный путь и разъясняющим путь.
Он отправил его, да благословит его Аллах и приветствует, людям и джиннам.
Всевышний Аллах велел ( размышлять, изучить и) понять Коран: «Неужели они не
задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем
много противоречий» (Женщины-82).
«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышля-
ли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сад-29).
«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Мухам-
На ученых лежит обязанность раскрыть значения речи Аллаха, комментарий к нему,
изучение его и обучение других. Всевышний Аллах укорил живших до нас людей Писания за
то, что они отвернулись от ниспосланной им Книги Аллаха, и повернулись к ( бренному) миру, накоплению богатства и занятости не тем, что им было велено из следования Книги
Аллаха: «Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно
будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и
продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (Семейство
Имрана-187). «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за
ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не
посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные
страдания» (Семейство Имрана-77).
О мусульмане, нам следует остановиться перед запретом, которым Аллах укорил ( людей
Писания) и следовать тому, чему нам было велено следовать из изучения ниспосланной нам
Книги Аллаха, обучения ею других, понимания ее и ее разъяснения.
Всевышний Аллах сказал:«Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих
смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не
уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерстве-
ли по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?
Знайте, что Аллах оживляет землю после ее смерти. Мы уже разъяснили вам знамения,
Мы представляем вам перевод на русский язык книги «Толкование Великого Корана» Ибн Касир, которая считается одним из самых известных и значимых трудов из всех толкований Корана, выполненных на основании канонических источников: Корана, Сунны и высказываний сподвижников и их учеников.
Полный в четырех томах.
Внимание: ограниченное количество товара в наличии!
За этот товар не начисляются бонусные баллы, т.к. по нему уже имеется скидка.
Удобно платить!
Доставка
Поделись с друзьями и получи скидку!
Характеристики
Обложка | Твёрдая |
Ширина | 17 см. |
Высота | 24 см. |
Глубина | 13.5 см. |
Вес | 4 кг. |
Язык | Русский и арабский |
Автор | Ибн Касир |
Описание
Мы представляем вам перевод на русский язык книги «Толкование Великого Корана» Ибн Касир, которая считается одним из самых известных и значимых трудов из всех толкований Корана, выполненных на основании канонических источников: Корана, Сунны и высказываний сподвижников и их учеников.
Толкование Ибн Касира получило повсеместное распространение и всеобщее признание, пользуется широкой популярностью у специалистов, студентов и простых людей.
Это перевод с арабского языка одного из сокращенных вариантов толкования, напечатанных в наше время.
Покупатели этого товара так же приобрели:
Книга.
В сборник «Поучительные истории для детей».
Книга.
Одним из больших и опасных грехов является.
Книга.
Учебное пособие для детей с иллюстрациями
Книга, автором которой является великий.
Книга.
Учебное пособие для детей с иллюстрациями
Обращение с мольбой к Аллаху принесёт.
Книга.
В сборник «Поучительные истории для самых.
Книга.
Мы предлагаем читателю полное собрание хадисов.
Слышат ли мертвые? Тафсир Ибн Касира
Имам, мухаддис, выдающийся толкователь Корана, Абу аль-Фида Ибн Касир аш-Шафии аль-Аш`ари ад-Димашки (701-774 х/1301-1373 м) пишет в тафсире 53-го аята суры “Ар-Рум”:
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Ты не заставишь слушать никого, кроме тех, кто уверовал в мои знамения, – они и являются мусульманами», – т. е. покорными, отвечающими на зов и послушными. Именно они слушаются истины и следуют за ней. И таковы уверовавшие, а первые – кяфиры, как и говорит Аллах в другом аяте (смысл): «Поистине, отвечают на зов те, кто слышит, а мертвые – Аллах их воскресит, и потом они к нему вернутся».
Мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, привела в качестве довода этот аят: «Поистине, ты не заставишь слышать мертвых», – в ответ на то, что рассказал Абдулла ибн Умар о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к убитым, которые были брошены в колодец Бадра после прохождения трех дней и как он их упрекал и бранил. Даже Умар поинтересовался: «О Посланник Аллаха, ты разговариваешь с теми, кто уже сгнил?» Пророк ответил: «Я клянусь тем, в Чьей длани моя душа, вы не слышите то, что я говорю, лучше них, только они не отвечают». Аиша, да будет доволен ею Аллах, истолковала эти слова так: “истина в том, что они сейчас знают то, что я говорю им”. А Каттада сказал, что Аллах оживил их для Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы мертвые услышали, как он бранит их и упрекает.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил, что его умма приветствует тех, кто погребен, приветствием, которым приветствуют тех, к кому можно обратиться. И мусульманин говорит: «Мир вам, о дома людей уверовавших». Так обратиться можно только к тем, кто слышит и понимает. И, если бы не это обращение, они были бы уподоблены несуществующим или неодушевленным. И все саляфы согласны с этим.
Ибн Абу ад-Дунья передает от человека из семейства Ассима аль-Джадри, что он сказал: «Я увидел во сне Ассима аль-Джадри спустя два года после его смерти, и я спросил у него: “Разве ты не умер?” Он ответил: “Да, [умер]”. Я спросил: “А где ты сейчас находишься?” Он сказал: “В одном из садов Рая. Мы с друзьями собираемся каждую пятничную ночь и утро у Бакра ибн Абдуллы аль-Музани и узнаем все ваши новости”. Я спросил: “Ваши тела собираются или души?” Он ответил: “Нет, наши тела давно разложились, а встречаются наши души”. Я спросил: “А вы узнаёте о нашем зиярате (посещении)?” Он ответил: “Мы узнаем об этом в пятницу вечером, и в течение всего пятничного дня, и в субботу до восхода солнца”. Я спросил: “Это происходит только в эти дни, а в другие – нет?” Он ответил: “Это в честь пятничного дня и его величия”».
И еще Мухаммад ибн Хусейн рассказал нам, что Бакр ибн Мухаммад рассказал, что Хасан аль-Кассаб сказал: «Каждое субботнее утро я ходил с Мухаммадом ибн Васиом на кладбище аль-Джабана, и мы стояли около могил, давали салям и читали за них дуа, а потом возвращались. Однажды я ему предложил пойти в понедельник. Он сказал: “До меня дошло, что мертвые узнают тех, кто посещает их, в пятницу, и в день перед ней, и на следующий дни (четверг и суббота)”».
И еще Мухаммад передал нам от Абдуль-Азиза ибн Абана от Суфьяна ас-Саври, что он сказал: «До меня дошло от Даххака, что он сказал: “Кто бы ни совершил зиярат на кладбище в субботу до восхода солнца, мертвые узнают о его посещении”. Его спросили: “Как это?” Он ответил, что это в честь пятницы».
Мухаммад ибн Хасан передал от Яхьи ибн Абу Бакра от Фадля ибн аль-Муваффика, двоюродного брата (сына тёти) Суфьяна ибн Уяйна, что он сказал: “Когда умер мой отец, я очень горевал. И я каждый день ходил на его могилу. Потом в течение некоторого времени (Аллах знает, как долго) я не посещал ее. И в один день я пришел к нему, и, когда я сидел около могилы, меня одолел сон, и я увидел во сне, как могила моего отца раскрывается, и он как бы сидит в своей могиле, перекинув саван через плечо, и у него было выражение лица как у мертвого”. Далее он сказал: “Я заплакал, когда увидел его. А он говорит: “О мой сын, что удержало тебя от посещения моей могилы?” А я спросил: “Разве ты знал о моем приходе?” Он ответил: “Не было ни одного раза, чтобы ты пришел и мы не узнали о твоем приходе. И, когда ты приходил, я радовался твоему приходу; радовались и те, кто вокруг меня, от твоего дуа”. И он сказал: “После этого я ходил к нему часто”.
И еще более ясно то, что мертвые знают про дела своих живых родственников и братьев. Абдулла ибн аль-Мубарак передал от Савра ибн Язида от Ибрахима от Аюба, что тот сказал: «Дела живых показывают мертвым, и, увидев хорошие деяния, они радуются, а когда видят плохие, говорят: “О Аллах, верни их”».
Ибн Абу ад-Дунья передает от Ахмада ибн аль-Хавари, что тот сказал: “Мне передал мой брат Мухаммад, что он сказал: «Однажды Аббад ибн Аббад пришел к Ибрахиму, когда тот был в Палестине, и сказал: “Поучи меня (сделай мне наставление)”. Он спросил: “Чему же я тебя научу? До меня дошло, что дела живых показывают их мертвым родственникам. Ну, ты смотри, какие твои дела будут показаны Пророку, да благословит его Аллах и приветствует”. Ибрахим сказал это и заплакал так, что его борода намокла от слез».
Ибн Абу ад-Дунья передал от Мухаммада ибн Хусейна от Халида ибн Амра аль-Умави от Сакдака ибн Сулеймана ад-Джафари, что тот сказал: «Мне была свойственна неприятная раздражительность (плохой характер), и, когда умер мой отец, я раскаялся в том, что я упустил. Но потом однажды я оступился и увидел отца во сне, и он мне сказал: “О сын мой, как же я радовался от твоих хороших дел: они показывались нам и были похожи на деяния праведников. Но на этот раз мне стало очень стыдно за тебя. Я прошу тебя, больше не позорь меня среди тех покойных, кто вокруг меня”. Затем он сказал: “После этого я слышал, что он говорил в своем дуа, которое он делал до рассвета, а он был моим соседом в Куффе: «Я прошу у Тебя таубу, от которого нет возврата, о Тот, Который делает праведников такими, какие они есть, и направляет на путь истинный заблудших, о самый Милостивый из милостивых”».
В этой главе (по этой теме) приводится очень много асаров от сподвижников (сахабов), да будет доволен ими Аллах. Некоторые ансары из числа родственников Абдуллы ибн Раваха читали такое дуа: «О Аллах, убереги меня от таких дел, за которые Абдулле ибн Раваха будет стыдно за меня”. Они так говорили после того, как Абдулла ибн Раваха пал шахидом».
В Исламе предусмотрено приветствие мертвых, а приветствие тех, кто не чувствует и не знает того, кто его приветствует, – это абсурд.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил свою умму произносить, когда они видят могилы: «Мир вам, о дома людей уверовавших, и, поистине, мы тоже последуем за вами. Да смилуется Аллах над теми из нас и из вас, которые ушли вперед и потом придут. Мы просим у Аллаха благополучия нам и вам», – это и приветствие, и обращение, и взывание к присутствующему, который слышит, и к которому обращаются, и который разумен и отвечает на приветствие, хотя тот, кто дает салям, не слышит ответа. А Аллах знает лучше (Ибн Касир, «Тафсируль-Кураниль Азым», 30:53. ).
Далее мы приведем толкование тех аятов, на которые часто ссылаются современные псевдосаляфиты, пытаясь доказать, что мертвые не слышат. Итак, доказывают ли они, что мертвые не слышат?
Всевышний Аллах сказал в Коране:
فَإِنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلَا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ
Смысл: «Воистину, ты не заставишь слушать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять» (Сура “Ар-Рум”, аят 52; 30:52).
Ибн Касир толкует этот аят так:
يَقُول تَعَالَى كَمَا أَنَّك لَيْسَ فِي قُدْرَتك أَنْ تُسْمِع الْأَمْوَات فِي أَجْدَاثهَا وَلَا تُبْلِغ كَلَامك الصُّمّ الَّذِينَ لَا يَسْمَعُونَ وَهُمْ مَعَ ذَلِكَ مُدْبِرُونَ عَنْك كَذَلِكَ لَا تَقْدِر عَلَى هِدَايَة الْعُمْيَان عَنْ الْحَقّ وَرَدّهمْ عَنْ ضَلَالَتهمْ بَلْ ذَلِكَ إِلَى اللَّه فَإِنَّهُ تَعَالَى بِقُدْرَتِهِ يُسْمِع الْأَمْوَات أَصْوَات الْأَحْيَاء إِذَا شَاءَ وَيَهْدِي مَنْ يَشَاء وَيُضِلّ مَنْ يَشَاء وَلَيْسَ ذَلِكَ لِأَحَدٍ سِوَاهُ
«Всевышний говорит: “Так же, как ты не можешь заставить слушать мертвых, которые в своих могилах и не можешь донести свои слова до глухих, которые не слышат и вместе с этим убегают от тебя, ты не можешь направить слепых на путь истины и отвернуть их от заблуждений. Наоборот, это делает Аллах, поистине, Аллах Своим могуществом заставляет мертвых слушать голоса живых, когда захочет, и направляет на путь истинный, кого хочет, и сбивает, кого хочет. И нет ни у кого, кроме Него, такого могущества» («Тафсируль-Кураниль Азым», 30:52).
Следующий аят – это слова Всевышнего:
وَمَا يَسْتَوِي الْأَحْيَاءُ وَلَا الْأَمْوَاتُ إِنَّ اللَّهَ يُسْمِعُ مَنْ يَشَاءُ وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُورِ
Смысл: «Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слушать тех, кто в могиле» (Сура “Фатыр”, аят 22; 35:22)
Вот что говорит Ибн Касир о смысле этого аята:
«Всевышний говорит: “Как не равны различные вещи, подобно слепому и зрячему, так и они не равны, напротив, между ними огромные отличия. И как не равны темнота и свет, а также сень (прохлада в тени) и знойный ветер, не равны живые и мертвые. Это пример, который приводит Аллах для уверовавших – они «живые» – и для кяфиров – те «мертвые», подобно тому как говорится в словах Аллаха: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?» Также Аллах говорит: «Эти две группы подобны слепому и глухому и зрячему и слышащему. Разве можно их сравнить друг с другом? Неужели вы не помянете назидание?»
Уверовавший – это зрячий, слышащий, который идет в свете по прямому пути в этом мире и на том свете, пока не поселится в Раю, в котором есть сень и родники. А кяфир – это глухой слепец, который идет в темноте, из которой нет выхода: он скитается в своих грехах и заблуждениях, пока это его не приведет к хамуму и самуму (знойный и горячий ветер), и к хамиму (горячая вода, которую дают пить обитателям Ада), и к тени из сажи, от которой нет ни прохлады, ни довольства (т. е. в Ад).
Также Аллах говорит: «Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает», – т. е. может привести любого к тому, что тот услышит доводы, и примет их, и последует им, «а ты не заставишь слушать тех, кто в могилах», – т. е. подобно тому, как кяфиры после их смерти и погребения не получают пользы от направления их на правильный путь и призыва к ним, нет пользы и многобожникам, которым предписан шакават (попадание в Ад). У тебя нет выхода для них (они обречены), и ты не можешь направить их на правильный путь» («Тафсируль-Кураниль Азым», 35:22).
Далее приведем слова Всевышнего Аллаха:
إِنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلَا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ
Смысл: «Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять» (Сура “Ан-Намль”, аят 80; 27:80)
Ибн Касир толкует этот аят так:
أَيْ لَا تُسْمِعهُمْ شَيْئًا يَنْفَعهُمْ فَكَذَلِكَ هَؤُلَاءِ عَلَى قُلُوبهمْ غِشَاوَة وَفِي آذَانهمْ وَقْر الْكُفْر
«Ты не заставишь их услышать ничего полезного для них, и на сердцах этих (мушриков) покрывало, и в ушах – глухота неверия» («Тафсируль-Кураниль Азым», 27:80).