Период сна разума у руссо

Ж.Ж.Руссо о возрастной периодизации развития детей и особенностях воспитания в каждом возрасте

Период сна разума у руссо. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Период сна разума у руссо фото. Период сна разума у руссо-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Период сна разума у руссо. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя. Период сна разума у руссо. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Период сна разума у руссо фото. Период сна разума у руссо-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Период сна разума у руссо. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя. Период сна разума у руссо. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Период сна разума у руссо фото. Период сна разума у руссо-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Период сна разума у руссо. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя. Период сна разума у руссо. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Период сна разума у руссо фото. Период сна разума у руссо-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Период сна разума у руссо. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Период сна разума у руссо. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Период сна разума у руссо фото. Период сна разума у руссо-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Период сна разума у руссо. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Период сна разума у руссо. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Период сна разума у руссо фото. Период сна разума у руссо-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Период сна разума у руссо. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период —от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период—от 2 до 12 лет—Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства. Третий период—от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

Четвертый период—от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности, присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер его периодизации.

Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части (книги) романа-трактата “Эмиль, или О воспитании”.

В первой книге “Эмиля. Руссо дал ряд конкретных указаний о воспитании в раннем детстве (до двух лет), касающихся в основном ухода за ребенком: его питания, гигиены, закаливания и т. д. Первые заботы о ребенке, считал он, должны принадлежать матери, которая, если это возможно, сама вскармливает его своим молоком. “Нет матери, нет и ребенка! — восклицал он. С первых дней жизни малыша она предоставляет ему свободу движений, не затягивая его туго свивальником; проявляет заботу о его закаливании. Руссо— противник изнежи-вания детей. “Приучайте,— писал он,— детей к испытаниям. Закаляйте их тела против непогоды, климатов, стихий, голода, жажды, усталости”.

С двух лет наступает новый период жизни ребенка, теперь уже главное внимание следует уделять развитию органов чувств. Как сторонник сенсуализма Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. “Все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств. — писал он.— Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума”. Во второй книге “Эмиля. Руссо обстоятельно описал, как, по его мнению, следует упражнять отдельные органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.

Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению,. а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают

Руссо искусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы неспособны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12-летнего возраста.

Период сна разума у руссо. 640 1. Период сна разума у руссо фото. Период сна разума у руссо-640 1. картинка Период сна разума у руссо. картинка 640 1. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Он допускал, конечно, что ребенок может научиться читать и вне школы. Но тогда первой и единственной пока книгой должна быть “Робинзон Крузо Д. Дефо — книга, в наибольшей степени отвечающая педагогическим замыслам Руссо.

Руссо полагал, что до 12 лет недопустимо не только учить ребенка, но и давать ему нравственные наставления, так как у него еще нет соответствующего жизненного опыта. В этом возрасте, считал он, наиболее эффективным будет применение метода “естественных последствии”, при котором ребенок имеет возможность на собственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков. Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть он почувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окне своей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как стало неуютно и холодно. “Лучше схватить, ему насморк, чем вырасти безумным”.

Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.

В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Третий возрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний. Так как период этот очень короткий, то из многочисленных наук нужно выбрать те, которые ребенок сможет изучить с наибольшей для него пользой. Руссо полагал также, что подростку, которому еще мало знакома область человеческих отношений, недоступны гуманитарные науки, в частности история, и потому он предлагал изучать науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение).

В 12—15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам, всякий праздный гражданин — богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут.

Источник

Гуманистические идеи свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:

* воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;

Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Рядом с естественным воспитанием Руссо ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.

Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. В первую очередь ребенок изучает столярное дело, а затем знакомится с другими ремеслами.

Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:

1. воспитание добрых чувств;

Все силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем. Любовь к людям формируется на основе собственных поступков. Ум развивается в процессе работы собственной мысли. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду совершается на основе простейшего проявления физических сил.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования. Она включает физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, умственное образование.

Нравственное воспитание. Нравственность вырабатывается у ребенка путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом этого процесса Песталоцци называл любовь к матери. Она постепенно распространяется на других членов семьи. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка происходит в школе. Здесь нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а развитием у них моральных чувств и созданием нравственных наклонностей. Необходимыми являются упражнения в нравственных поступках, которые требуют от воспитанников самообладания, выдержки, воли. Нравственное образование Песталоцци тесно связывает с религиозным. Критикуя обрядовую религию, он говорит о религии естественной, которая понимается как развитие у людей высоких моральных начал.

Умственное образование. Оно, по мнению Песталоцци, должно быть воспитывающим. Обучение основывается на наблюдении и опыте и поднимается к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и др. ощущения, которые возбуждают в нем мысль и потребность говорить. Приобретенные с помощью органов чувств представления необходимо упорядочить и уточнить, довести до ясных понятий. Таким образом, обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе чувственного опыта запаса знаний, во-вторых, развивает умственные способности детей. В содержание образования начальной школы должны входить чтение, письмо, арифметика, начала геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастика, начала географии, истории, естествознания. Песталоцци, вслед за Коменским, утверждает принцип наглядности. Он строил процесс обучения как постепенный и последовательный переход от части к целому. Оно должно идти в строгой последовательности, так как ученику нельзя преподносить то, что он не может усвоить. Наряду с умением мыслить, необходимо развивать практические навыки использования полученных знаний.

Большой заслугой Песталоцци является разработка разнообразных частных методик по обучению детей письму, счету, рисованию, различным измерениям и т.д.

11. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. «Руководство к образованию немецких учителей» (общая характеристика книги).

Адольф Дистервег требовал, чтобы воспитание было природосообразным. Ребенок от рождения обладает определенными задатками, которым присуще стремление к развитию. Сущность воспитания состоит в возбуждении этих задатков в соответствии с естественным ходом развития ребенка.

Общую цель воспитания он определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

В наглядности Дистервег видит основу элементарного обучения.

Большое значение придается сознательному усвоению материала, показателем которого является умение ясно и четко излагать сущность предмета. Непременным условием успешного овладения материалом является его доступность. Необходимым представляется учет уровня развития учащихся и их индивидуальных способностей.

Обучение должно носить воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует волю, чувства и поведение. Средством такого обучения он считает дисциплину.

Развитие детской самодеятельности в процессе обучения Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя.

Конечный успех всего школьного дела определяется учителем, который должен обладать высоким интеллектуальным уровнем и в совершенстве владеть своим предметом. Педагог должен быть энтузиастом своего дела и увлекать учащихся своим преподаванием. Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступая от своих требований. Только при этом условии он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать возникающие трудности. Строгий и требовательный учитель обязан быть и справедливым. Он может завоевать авторитет у своих учеников только в том случае, если они будут твердо уверены в его справедливом отношении к ним. Важным воспитательным фактором Дистервег считает личный пример. Поведение педагога, как в школе, так и вне ее, должно быть образцом организованности, точности, добросовестного отношения к делу. Учитель не мыслится Дистервегом без твердых убеждений и гражданского мужества. Помимо овладения своим предметом, педагог должен знать историю, литературу, следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Большую роль он придавал вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.

Источник

Концепция воспитания свободного человека Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) в 1762 году опубликовал роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес ему мировую известность. В романе автор показал путь воспитания свободного человека нового общества.

Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми», – писал Руссо и поэтому необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. В соответствии с этим: каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося: интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:

– воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;

– воспитание людьми – это приучение человека использовать эти способности и органы;

– воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Рядом с естественным воспитанием автор ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:

1. До 2-х лет – время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание. Воспитатели ребенка мать и отец. В первой главе романа «Эмиль, или О воспитании» говорится о том, что нельзя ребенка сковывать после рождения пеленками, его необходимо закаливать. Чтобы облегчить прорезание зубов нужно научить ребенка жевать, давая ему корочки хлеба и т.д. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи. В период младенчества важно развивать познавательные процессы детей различать предметы, выбирать один из нескольких предметов. В этом возрасте необходимо учить детей объяснять, что им нужно. Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет маленьким тираном.

2. От 2 до 12 лет – период «сна разума», когда ребенок, по мнению Руссо, не может рассуждать и логически мыслить, у него следует развивать «внешние чувства». Ребенок начинает ходить, надо заниматься укреплением его здоровья, а не заставлять его заучивать рассказы и сказки, ребенок еще не способен рассуждать. Пусть он все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Единственным чтением может быть «Робинзон Крузо», где герой добывал все необходимое для своей простой жизни. Ребенок не имеет нравственных понятий, ему важен пример.

Ребенок может усвоить идею собственности. Эмиль хочет огородить себе участок на участке садовника. Из столкновения, происшедшего по этому поводу, ребенок познает, как «идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

В этом возрасте нужно упражнять чувства ребенка: зрение, при помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха – пения и музыки; осязание – распознавать тела попадающие под руки.

Ребенку необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание – первая вещь, которой должен научиться ребенок. Эмиль на лугу бегает, прыгает, падает, но быстро встает и продолжает играть.

Период сна разума у руссо. h. Период сна разума у руссо фото. Период сна разума у руссо-h. картинка Период сна разума у руссо. картинка h. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Нет нужды запрещать ребенку дурной поступок, нужно помешать его совершению. Не надо быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя.

Руссо говорит о том, в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность.

3. От 12 до 15 лет – период активного умственного воспитания, когда удовлетворяются интеллектуальные запросы ребенка. К 12 годам ребенок крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, познает окружающий мир посредством своих чувств. Он готов освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять взаимоотношения между людьми, а поэтому он должен изучать все, что связано с окружающим миром и природой. Содержание образования определяется интересами ребенка. Среди предметов Руссо выделяет географию, астрономию, природоведение, которые изучаются методом самостоятельных исследований окружающих явлений. Его дидактика основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Необходимое условие – максимальная наглядность: природа, жизненные факты.

Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу. Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, а затем знакомится с другими ремеслами, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд – воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.

4. От 15 до совершеннолетия – «период бурь и страстей» в котором осуществляется преимущественно нравственное воспитание. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В это время отдается приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений и продолжается активное физическое воспитание.

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.

Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:

1. Воспитание добрых чувств;

2. Воспитание добрых суждений;

3. Воспитание доброй воли.

Интересными представляются взгляды Руссо на воспитание женщины. Она должна быть воспитана для дома. Ее удел – приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, собственной религии, подчинение чужой воли. Девушке противопоказаны серьезные умственные занятия. Но, в то же время, она должна уметь вести хозяйство, рукодельничать, быть гостеприимной, уметь поддержать беседу.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте возрастную периодизацию Я.А. Коменского.

2. Охарактеризуйте дидактические принципы «Великой дидактики».

3. Дайте оценку системе физического воспитания джентльмена Дж. Локка.

4. Как отразились в теории воспитания джентльмена реалии Нового времени?

5. Отразите суть теории свободного воспитания личности.

6. Охарактеризуйте основные этапы развития личности у Ж.Ж. Руссо.

Рекомендуемая литература

1. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. – М., 1959.

3. Барт П.В. Элементы воспитания и обучения/ П.В Барт. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 256 с.

4. Блонский П. П. «Избранные педагогические и психологические сочинения». Под редакцией А. В. Петровского М., Педагогика 1979

5. Вопросы воспитания и обучения: курс лекций по педагогике.// Под ред. Н.Н. Петухова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 167 с.

6. Гессен, С. И. Основы педагогики./ С. И. Гессен, М.: ВЛАДОС, 2001. – 345 с.

7. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. – М., 1982.

8. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность./ А.Н. Джуринский – М.: Академия, 1992. – 78 с.

12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. – М.:1982.

13. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.

14. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: 1991.

16. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М.: 1990.

17. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен./ Л.Н. Модзалевский, М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

19. Пискунов А. И. «История педагогики»/ часть 2 – М.,1997 с. 33-39

21. Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – Т. 1., 540 с.

22. Руссо, Ж.-Ж. Исповедь – прогулки одинокого человека. / Ж.-Ж. Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – 470 с.

23. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Каменского. – М.: 1987.

24. Шабаева М. Ф. «Педагогическая теория Д. Локка» Век Просвещения. – М. – Париж, 1970.

Тема 6.

Образование и педагогическая мысль

Источник

Теория естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. «Эмиль или о воспитании»

Социально-политические и философские взгляды Руссо. Власть и богатство создали неравенство, заявлял Руссо, человек поэтому потерял свою свободу. Руссо рассуждал как сенсуалист: нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств.
Естественное и свободное воспитание. Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми — этo приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.
В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
Возрастная периодизация. Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.
В раннем детстве (до двух лет) основой всего является физическое воспитание. Если это возможно, ребенка должна вскармливать сама мать. Руссо подробно останавливается на физическом воспитании Эмиля. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы. С двух лет наступает новый период воспитания. Руссо дает целый ряд указаний, как следует развивать чувства. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги; но если он научился читать, пусть первой и единственной его книгой будет «Робинзон Крузо». Эмиль хочет огородничать и сажает бобы, но на земле садовника Роберта, как раз на том месте, где, оказывается, Роберт уже посадил дыни. Из столкновения, происшедшего между Эмилем и Робертом, ребенок познает, как идея собственности естественно восходит к праву «первого завладения посредством труда». Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, — не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. К двенадцати годам Эмиль физически крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, он узнал окружающий мир через свои внешние органы чувств. И он вполне подготовлен для того, чтобы вступить в третий период своего развития, когда осуществляется умственное и трудовое воспитание. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребенка. Естественно, что интерес ребенка направляется на то, что он видит, и потому его интересуют география, астрономия, природоведение. Руссо ставит Эмиля в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т. д. Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Эмиль обучается ряду полезных профессий. В первую очередь ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел. Эмиль живет жизнью ремесленника, он проникается уважением к человеку труда, самому труду и трудовому общению. Эмиль теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период — период нравственного воспитания, а оно может быть дано только в обществе. Развращенный город не страшен теперь Эмилю, который достаточно закален от городских соблазнов. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.
Юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительное время бывать на свежем воздухе. Воспитание женщины. Руссо с большим вниманием рассматривает вопрос о том, какую жену выбрать для Эмиля. Воспитание невесты Эмиля Софи должно быть противоположно тому, которое получил ее жених. Назначение женщины, в понимании Руссо, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, подчинение чужой воле — вот удел женщины.


21.«Положение о единой трудовой школе».«Основные принципы единой трудовой школы». Их характеристика.

ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ

· простор для творчества педагогических советов школ;

· «достаточный простор для частной инициативы»;

· «про­граммный минимум» как предложение, а не как обязаловка;

· «фиксированное внимание на специально выбранных предме­тах» (начиная с седьмого года обучения);

· принцип лёгкости обучения;

· принцип «соответствия обучения естественным наклонностям детей»;

· трудовое, физическое и эстетическое воспитание;

· принцип природосообразности: «Анализ со сторо­ны преподавателей склонностей и особенностей характера каждого ученика и возможно более полное приспособление к его личным потребностям того, что даёт ему и что спрашивает от него школа»;

· «забота об отстающих — это первая забота демократической школы»;

· принцип совместного обучения.

Новая школа должна быть тру­довой. Источником стремлений школы к труду является непосредствен­ное желание ознакомить учени­ков с тем, что больше всего нуж­но им будет в жизни, с земледель­ческим и промышленным трудом во всех разновидностях его.

Игра, прогулка, беседа дают ма­териал для коллективной и инди­видуальной мысли в деятельнос­ти детей. Начиная с самого ре­бёнка и окружающей его обста­новки, всё служит предметом во­просов и ответов, рассказов, со­чинений, изображений, подража­ний. Пытливость ребёнка и его жажду движения учитель систематизирует и направляет таким образом, что­бы получились наиболее богатые результаты. Всё это и есть основ­ной предмет преподавания, как бы детская энциклопедия, она прини­мает теперь характер изуче­ния человеческой культуры в связи с природой.

Всегда попутно поощряются и вольные занятия учеников особо заинтересовавшими их моментами: личные исследо­вания, сочи­нения, рефераты, модели, коллекции и т.п.

Под эстетическим об­разованием надо разуметь не преподавание какого-то уп­рощённого детского искусст­ва, а систематическое разви­тие органов чувств и творчес­ких способностей, что расши­ряет возможность наслаж­даться красотой и создавать её.

Гимнастика и спорт должны развивать не только силу и ловкость, но и способность к отчётливым коллективным действиям, дух взаимопомощи и т.п.

Чрезвычайно важным принципом обновлённой школы явится возможно более полная индивидуализация обучения. Под индивидуализацией надо разуметь анализ со сто­роны преподавателей склонностей и особенностей характера каждого ученика и возможно бо­лее полное приспособление к его личным потребностям того, что даёт ему и что спрашивает от не­го школа. Забота об отставших — это первая забота демократической школы, ибо отсталость в подавляющем большинстве случаев объясняется не недостатком природных способностей, худшими условиями домашнего обихода.

Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться пра­вом самоуправления и прояв­лять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать граж­данами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы. Класс или какая-ни­будь другая группа учеников должны самоуправляться всею массою. Для этого учреждается возможно большее количество должностей. Должности эти не должны быть долгосрочными. Дети должны де­журить на них от одного дня до двух недель, смена должна про­исходить по очереди или по жре­бию.


22.Просветительская деятельность и педагогические взгляды Роберта Оуэна.

Более полный вариант

Педагогические идеи и деятельность Р. Оуэна в Нью-Ланаркский период
Роберт Оуэн (1771—1858) жил в Англии в то время, когда в ней совершался промышленный переворот.
Оуэн пришел к выводу о том, что характер человека, его личность формируются средой и воспитанием. Природа человека, считал Оуэн, хороша, у него имеются все данные для того, чтобы быть добродетельным. И если дети будут находиться в надлежащих условиях и их воспитание будет организовано правильно, можно создать новых, разумных людей, а затем с их помощью мирным путем преобразовать современные порочные общественные отношения.
Идея Р. Оуэна о формировании характера человека средой и воспитанием была впервые сформулирована им в произведении “Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера (1813—1814). В течение тридцатилетней жизни в Нью-Ланарке (до конца 1829 г.) Р. Оуэн осуществил там целый ряд филантропических мероприятий: он сократил рабочий день, который в то время продолжался четырнадцать — шестнадцать часов, до десяти и трех четвертей часа, увеличил заработную плату, причем выплачивал ее и в период кризиса, когда фабрику пришлось временно закрыть, построил новые жилища для рабочих, организовал их снабжение всем необходимым по низким ценам. Большое внимание Оуэн уделял культурно-просветительной работе среди взрослого населения и общественному воспитанию подрастающего поколения.
В этот период своей деятельности Оуэн видел цель воспитания в формировании у детей с самых ранних лет полезного обществу “разумного характера”. Для этого, считал он, должна быть создана система воспитательно-образовательных заведений, охватывавших все возрастные группы поселка. Так, 1 января 1816 г. в центре Нью-Ланарка был открыт “Новый институт для формирования характера”, который объединил ранее организованные Оуэном учреждения: “школу для маленьких детей (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр) и начальную школу для детей от пяти до десяти лет.

О воспитании малолетних детей
В школе соблюдался правильный режим дня, дети получали здоровую пищу, значительную часть времени проводили на свежем воздухе, регулярно занимались гимнастикой, часто под музыку. Очень рано малышей начинали учить танцам и пению. Все эти занятия способствовали развитию у них ловкости, изящества, хорошего вкуса. Таким образом, физическое воспитание тесно сочеталось в “школе для маленьких детей с эстетическим.
Заботясь об умственном развитии детей, во время непринужденных бесед их знакомили с окружающими предметами, их свойствами и практическим назначением. Огромное значение Р. Оуэн придавал детской деятельности, основным видом которой считал игры.
Природную доброту, неизменное терпение, умение обходиться в работе с детьми без наказаний Оуэн считал основными качествами, которыми должны обладать воспитатели маленьких детей. Р. Оуэн впервые в истории создал воспитательные учреждения для малолетних детей рабочих.
Школы для детей рабочих
Он считал необходимым вооружать детей конкретными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. Учебный план начальной школы в Нью-Ланарке включал в себя, кроме родного языка и арифметики, еще ряд предметов, которые в то время не изучались в народной школе, как-то. элементы географии, ботаники, минералогии.
Традиционное преподавание религии было заменено уроками морали, которые проводил сам Р. Оуэн. В начальной школе продолжались занятия танцами, пением; для мальчиков была введена военная гимнастика. Все обучение велось на основе широкого применения наглядности: в школе имелось большое количество различных коллекций и других экспонатов; стены большого зала были расписаны изображениями животных и растений.
Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности. Поэтому он стремился применять в школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению.
Несомненный воспитательный эффект давало и регулярное участие детей в трудовой деятельности. Девочек обучали шитью, кройке, вязанию, приучали держать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству.
Чтобы все дети, достигшие пятилетнего возраста, могли посещать начальную школу, Р. Оуэн категорически запретил нанимать их на фабрику до десяти лет. С десяти лет подростки, уже работающие на фабрике, могли продолжать учение в вечерних классах, причем до двенадцати лет у них был сокращенный рабочий день.
Педагогическая деятельность и взгляды Р. Оуэна в период организации коммунистических колоний
Существенные изменения, которые произошли в мировоззрении Р. Оуэна во второй период его деятельности, сказались и на его педагогических взглядах и деятельности. Оуэн полагал, что при коммунизме благодаря развитию техники и использованию достижений науки в производстве будет создано изобилие всяких продуктов; будет покончено со старым разделением труда, превращавшим людей в живые машины, и в полной мере осуществлено “широкое сочетание умственных и физических сил каждого работника”.
Свои теоретические положения Оуэн стремился претворить в жизнь в колонии “Новая Гармония”. В созданные там школы ему удалось привлечь квалифицированных учителей. Школы колонии составляли единую систему из трех ступеней: школы для маленьких детей в возрасте от двух до пяти лет, дневной школы для детей от пяти до двенадцати лет и школы для подростков и взрослых. Так, в “Новой Гармонии дети уже с двух лет принадлежали не семье, а общине. Воспитатели заботились о том, чтобы малыши с самого раннего возраста приобретали навыки общественного поведения и приобщались в процессе игровой деятельности к простейшим видам домашнего труда. В школе второй ступени учащимся давали общее образование с уклоном в естественные науки; оно было полностью безрелигиозным. Умственное воспитание сочеталось с повседневным трудом детей. Мальчики овладевали в мастерских токарным, столярным, плотницким, сапожным и другими ремеслами, учились на полях, в саду и огороде сельскохозяйственным работам; девочки занимались главным образом домоводством: кройкой, шитьем, кухней и т. д. Учащиеся школ третьей ступени принимали деятельное участие в общем труде-колонии, а по вечерам приобретали теоретические знания, посещали квалифицированные лекции по химии, истории и другим наукам. В обязательном порядке они проходили сельскохозяйственную практику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *