Песня сон на стихи гумилева
«Сон Адама» Николая Гумилёва: из комментария
Олег Лекманов
Материалы по теме:
В апреле 1910 года, в московском символистском издательстве «Скорпион» вышла книга Николая Гумилёва «Жемчуга. Стихи». В этой книге поэмой «Сон Адама» завершался первый раздел – «Жемчуг черный».
В чем состоял смысл гумилёвской перестановки?
Для того чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нам, как водится, сначала придется задуматься над другим: какую роль поэма «Сон Адама» играла в «Жемчугах» 1910 года?
Как известно, составляя второй вариант книги, Гумилёв снял два посвящения, имевшиеся в первом варианте – общее («Посвящается моему учителю Валерию Брюсову») и предпосланное последнему разделу («Посвящается Анне Андреевне Горенко»). Также была упразднена разбивка книги на разделы, каждый из которых в первом издании «Жемчугов» сопровождался эпиграфом: первый раздел из Альфреда де Виньи; второй – из Брюсова; третий – из Вячеслава Иванова; четвертый – из Анненского. Все эти эпиграфы, как и первое посвящение, служили «знаками эстетической ориентации Гумилёва в то время». 2
Для нас сейчас важно, что совершенно неслучайным был выбор эпиграфа из Альфреда де Виньи для первого раздела «Жемчугов», поскольку этот эпиграф был тесно увязан с посвящением ко всей книге. Именно Брюсов в 1909 году, в петербургском издательстве «Пантеон», выпустил сборник своих переводов «Французские лирики XIX века», куда включил и два перевода из Альфреда де Виньи, сопровождавшиеся брюсовской же биобиблиографической справкой о французском поэте. Нужно заметить, что до этого стихи Виньи, в отличие от его романов, переводились на русский язык редко и скупо – едва ли не все, имевшиеся к тому времени переводы были собраны в маленькой анонимной книжице «Альфред де Виньи (1797 – 1863). Его жизнь и произведения. С приложением его стихотворений» (М., 1901).
Отзвуки поэзии Виньи слышатся на многих страницах «Жемчугов». Так, в гумилёвском стихотворении «Влюбленная в дьявола» варьируется тема ранней мистерии Виньи «Элоа» об ангеле-женщине, полюбившей Сатану, а образ волка, встречающийся в стихотворениях Гумилёва «Поединок» и «Товарищ» (из первого раздела книги, сопровождавшегося эпиграфом из Виньи) почти наверняка восходит к одной из самых известных поэм Виньи «Смерть волка». В этой поэме упоминаются и вскормленные молоком римской волчицы Ромул и Рем, ставшие героями стихотворения Гумилёва «Основатели» из все того же, первого раздела «Жемчугов».
Однако теснее всех остальных стихотворений первого раздела книги с поэзией Альфреда де Виньи связаны стихотворение «Адам» и поэма «Сон Адама», что́ в самом общем виде было подмечено еще Ахматовой, в 1925 году наставлявшей биографа Гумилёва, Павла Лукницкого: «Что-то такое Виньи… он очень увлекался Виньи… Я считала, что это очень скучно». 3
При этом сюжет гумилёвского произведения – пророческий сон еще безгрешного Адама о грядущих сладостных познаниях и мучениях человечества – как раз не был позаимствован русским поэтом у Виньи. Скорее, источником могла послужить эротическая картина французского художника Жюля Арсена Гарнье, так и называвшаяся – «Сон Адама». Зато целый ряд конкретных мотивов поэмы Гумилёва, действительно, восходит к фрагментам и микрофрагментам из Виньи. Таков, прежде всего, зачин второй строфы «Сна Адама»:
Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу,
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бедер, ни плеч…
отчетливо перекликающийся с теми строками поэмы Альфреда де Виньи «Париж» («Paris»), где говорится о пламенном мече, изгнавшем из рая Еву, своим клинком распахавшем земной шар и засеявшем его войной и страданиями.
Сразу же обратим внимание на то обстоятельство, что в стихах Виньи почти всегда больше света падает не на Адама, а на Еву, имя которой даже заместило в личном биографическом мифе французского поэта имя его возлюбленной, актрисы Мари Дорваль. Именно образ Евы, каким он предстал у Виньи, в первую очередь в его поэме «Хижина пастуха» («La Maison du berger»), образ, не столько союзницы, сколько сладострастной и коварной соперницы Адама, возникает в тех трех строфах гумилёвского «Сна Адама», где дан развернутый портрет прародительницы мира. 4
Наконец, и первостепенно важный для поэмы Гумилёва мотив «беспредельной усталости» сильного человека от бесцельных тягот жизни находит себе соответствие в поэтических произведениях Альфреда де Виньи, в частности, в его поэме «Моисей» («Moise»), герой которой, так же, как гумилёвский Адам, умоляет Высшую Силу даровать ему смерть:
Прошу Тебя мне дай почить… 5
Рожденный из праха, да буду я прахом…
Получается, что в первом издании книги стихов «Жемчуга» (1910) поэма «Сон Адама» должна была восприниматься как вариация на любимые темы Альфреда де Виньи, то есть – того поэта, образ которого был совсем недавно освежен в памяти русского читателя Валерием Брюсовым, адресатом всей гумилёвской книги.
Сняв во втором издании «Жемчугов» (1918) общее посвящение Брюсову, а также эпиграф-подсказку из Виньи к первому разделу и переместив «Сон Адама» на последнее место в книге, Гумилёв, тем самым, превратил свою поэму из текста, находящегося в символистской орбите Брюсова в текст, предвещающий формирование акмеизма-адамизма (сложившегося, как мы помним, в 1912 году).
Отметим, в заключение, что тема «Акмеисты и Альфред де Виньи» по-прежнему ждет своего тщательного исследования. Пока же ограничимся еще только одним наблюдением: ключевой для эссе Осипа Мандельштама «О собеседнике» (1913) образ художественного произведения, как письма в бутылке, отправляемого неизвестному потомку, почти наверняка восходит к поэме Виньи «Бутылка в море» («La Bouteille à la mer») и/или следующему его высказыванию из «Дневника поэта»: «Книга – это брошенная в море бутылка, на которую следовало бы наклеить этикетку: “Улови, кто может”».
____
1. Богомолов Н. А. Примечания // Гумилёв Н. С. Сочинения: в 3-х тт. Т. 1. М., 1991. С. 497.
2. Там же. С. 496.
3. Лукницкий П. Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Т. I. 1924 – 25 гг. Paris, 1991. С. 139.
4. Ср. также в поэме Виньи «Гнев Самсона», откуда Гумилёв (слегка перепутав слова) взял эпиграф для первого раздела «Жемчугов» (1910): «Ведь не всегда, любя нас, женщина пленяет, // И тайная вражда к мужчине в ней живет…». Цитирую по переводу В. А. См.: Альфред де Виньи (1797 – 1863). Его жизнь и произведения. С приложением его стихотворений. М., 1901. С. 27. Разумеется, Гумилёв читал Виньи по-французски.
5. Цитирую по переводу В. А. См.: Альфред де Виньи (1797 – 1863). Его жизнь и произведения. С приложением его стихотворений. С. 21.
Сон Адама
Николай Гумилёв
От плясок и песен усталый Адам.
Заснул, неразумный, у Древа Познанья.
Над ним ослепительных звезд трепетанья,
Лиловые тени скользят по лугам,
И дух его сонный летит над лугами,
Внезапно настигнут зловещими снами.
Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бедер, ни плеч…
Как звери, должны они строить жилище,
Пращой и дубиной искать себе пищи.
Обитель труда и болезней… Но здесь
Впервые постиг он с подругой единство.
Подруге — блаженство и боль материнства,
И заступ — ему, чтобы вскапывать весь.
Служеньем Иному прекрасны и грубы,
Нахмурены брови и стиснуты губы.
Вот новые люди… Очерчен их рот,
Их взоры не блещут, и смех их случаен.
За вепрями сильный охотится Каин,
И Авель сбирает маслины и мед,
Но воле не служат они патриаршей:
Пал младший, и в ужасе кроется старший.
И многое видит смущенный Адам:
Он тонет душою в распутстве и неге,
Он ищет спасенья в надежном ковчеге
И строится снова, суров и упрям,
Медлительный пахарь, и воин, и всадник…
Но Бог охраняет его виноградник.
На бурный поток наложил он узду,
Бессонною мыслью постиг равновесье,
Как ястреб врезается он в поднебесье,
У косной земли отнимает руду.
Покорны и тихи, хранят ему книги
Напевы поэтов и тайны религий.
И в ночь волхвований на пышные мхи
К нему для объятий нисходят сильфиды,
К услугам его, отомщать за обиды —
И звездные духи, и духи стихий,
И к солнечным скалам из грозной пучины
Влекут его челн голубые дельфины.
Он любит забавы опасной игры —
Искать в океанах безвестные страны,
Ступать безрассудно на волчьи поляны
И видеть равнину с высокой горы,
Где с узких тропинок срываются козы
И душные, красные клонятся розы.
Он любит и скрежет стального резца,
Дробящего глыбистый мрамор для статуй,
И девственный холод зари розоватой,
И нежный овал молодого лица, —
Когда на холсте под ударами кисти
Ложатся они и светлей, и лучистей.
Устанет и к небу возводит свой взор,
Слепой и кощунственный взор человека:
Там, Богом раскинут от века до века,
Мерцает над ним многозвездный шатер.
Святыми ночами, спокойный и строгий,
Он клонит колена и грезит о Боге.
Он новые мысли, как светлых гостей,
Всегда ожидает из розовой дали,
А с ними, как новые звезды, печали
Еще неизведанных дум и страстей,
Провалы в мечтаньях и ужас в искусстве,
Чтоб сердце болело от тяжких предчувствий.
И кроткая Ева, игрушка богов,
Когда-то ребенок, когда-то зарница,
Теперь для него молодая тигрица,
В зловещем мерцаньи ее жемчугов,
Предвестница бури, и крови, и страсти,
И радостей злобных, и хмурых несчастий.
Он борется с нею. Коварный, как змей,
Ее он опутал сетями соблазна.
Вот Ева — блудница, лепечет бессвязно,
Вот Ева — святая, с печалью очей,
То лунная дева, то дева земная,
Но вечно и всюду чужая, чужая.
И он, наконец, беспредельно устал,
Устал и смеяться и плакать без цели;
Как лебеди, стаи веков пролетели,
Играли и пели, он их не слыхал;
Спокойный и строгий, на мраморных скалах,
Он молится Смерти, богине усталых:
«Узнай, Благодатная, волю мою:
На степи земные, на море земное,
На скорбное сердце мое заревое
Пролей смертоносную влагу свою.
Довольно бороться с безумьем и страхом.
Рожденный из праха, да буду я прахом!»
И, медленно рея багровым хвостом,
Помчалась к земле голубая комета.
И страшно Адаму, и больно от света,
И рвет ему мозг нескончаемый гром.
Вот огненный смерч перед ним закрутился,
Он дрогнул и крикнул… и вдруг пробудился.
Направо — сверкает и пенится Тигр,
Налево — зеленые воды Евфрата,
Долина серебряным блеском объята,
Тенистые отмели манят для игр,
И Ева кричит из весеннего сада:
«Ты спал и проснулся… Я рада, я рада!»
Паренёк Спел Романс На Стихи Гумилёва Через 10 Лет Песня Набравшая Миллионы Просмотров
Загрузил: Кавер под гитару
Длительность: 5 мин и 26 сек
Очень Красивая Песня Под Гитару Опять Метель
Глызин Носков Романс Крокус Сити Холл 2014 Г
Александр Суханов Романс Старости
Сирень Юрий Антонов Кавер Под Гитару
Самый Красивый Романс Ярослав Сумишевский Елизавета Боярская Максим Матвеев
Александр Панайотов Не Тревожь Мне Душу Скрипка Live
Паренёк Нереально Спел Видео Набравшее Миллионы Просмотров Однообразные Мелькают Кавер
Как Я Мог Не Слышать Такую Прекрасную Песню Игорь Ашуров Ты Береги Свою Душу
Ефимыч Мы Теперь Уходим Понемногу Стихи С Есенина
Виктория Черенцова Вороны Радио Шансон
Андрей Колосов Романс Николай Носков Х Фактор 6 Первый Кастинг 22 08 15
Размышления На Прогулке Песня Которая Достаёт До Самой Глубины Души
Константин Никольский Музыкант
Очень Красивый Романс
Мольба Удивительной Красоты Русский Романс
Ночная Дорога Ю Визбор В Берковский С Никитин
Архив авторской песни
Паренёк Нереально Спел Никто Не Ожидал
Паренек Снова Спел И Микрофон Не Выдержал
Эту Красивую Песню Можно Слушать Бесконечно
Как Составить Список Целей На Год Чтобы Они Точно Реализовались
Сидит Гитлер На Берёзке
New Italo Disco 2021
Корабль Печаль 2Маши
6Ix9Ine Boom Low Bass
Стас Намин И Группа Цветы 40 Лет Полная Версия Концерта Crocus Hall
Понтийская Музыка 2020
Red Velvet Ice Cream Cake Lyrics
Montero Call Me By Your Name Lil Nas X
Eminem Liljon 50 Cent Fight
18 Лет В Лесу Немтырь
Centurion Angel Of Darkness
Защита Диссертации Таскина В Ю
Ftm Transgender Reacts To Milo Stewart
Custom Matchmaking Eu Live Solo Duo Squad Scrims Fortnite Live Custom Games
Видео Города Несебыр Болгария 2020 Г
Использую Настройки Про Игроков На Геймпаде Челлендж Фортнайт
Паренёк Спел Романс На Стихи Гумилёва Через 10 Лет Песня Набравшая Миллионы Просмотров
Vsc U Warning 1990 1994
Tigran Hamasyan Love Song Berklee Middle Eastern Fusion Ensemble
The Undertaking Eddie Van Der Meer Fingerstyle Guitar Cover By Lanvy
Mira Christopher Schwarzwalder Ayun Jonas Saalbach Remix
Dj Tonka Stefan Rio I Gotta Let You Go Dj Tonka Original Mix
Fallstar When Justice Cracks The Sky Official Video
Злодей Или Герой Новые Супергерои В Mad City Roblox
Копюшон Ноу Мо Чернила
Быстрые Маринованные Помидоры Закуска Из Помидор За 5 Минут
Eng Sub A Chan S Perfect Cute English Reading Updated Derivative Works Guidelines Hololive
Сколько Fps В Gob На Iphone X
Blaudzun Wolf S Behind The Glass Live Paradiso Amsterdam 2012
Begench Jumaev Armon Buldi Бегенч Жумаев Армон Булди Tuy Version
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Видео
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Музыка стихов. Николай Гумилёв
Канцона
Храм Твой, Господи, в небесах,
Но земля тоже Твой приют.
Расцветают липы в лесах,
И на липах птицы поют.
Точно благовест Твой, весна
По веселым идет полям,
А весною на крыльях сна
Прилетают ангелы к нам.
Если, Господи, это так,
Если праведно я пою,
Дай мне, Господи, дай мне знак,
Что я волю понял Твою.
Перед той, что сейчас грустна,
Появись, как Незримый Свет,
И на все, что спросит она,
Ослепительный дай ответ.
Ведь отрадней пения птиц,
Благодатней ангельских труб
Нам дрожанье милых ресниц
И улыбка любимых губ.
Рассыпающая звезды
Не всегда чужда ты и горда
И меня не хочешь не всегда, —
Тихо, тихо, нежно, как во сне,
Иногда приходишь ты ко мне.
Надо лбом твоим густая прядь,
Мне нельзя ее поцеловать,
И глаза большие зажжены
Светами магической луны.
Нежный друг мой, беспощадный враг
Так благословен твой каждый шаг,
Словно по сердцу ступаешь ты,
Рассыпая звезды и цветы.
Я не знаю, где ты их взяла,
Только отчего ты так светла,
И тому, кто мог с тобой побыть,
На земле уж нечего любить?
О тебе
О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
В человеческой, темной судьбе
Ты — крылатый призыв к вышине.
Благородное сердце твое —
Словно герб отошедших времен.
Освящается им бытие
Всех земных, всех бескрылых племен.
Если звезды, ясны и горды,
Отвернутся от нашей земли,
У нее есть две лучших звезды:
Это — смелые очи твои.
И когда золотой серафим
Протрубит, что исполнился срок,
Мы поднимем тогда перед ним,
Как защиту, твой белый платок.
Звук замрет в задрожавшей трубе,
Серафим пропадет в вышине…
… О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
Воспоминание
Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица.
Заманила зеленая сеть
И окутала взоры туманом,
Ей осталось лететь и лететь
До конца над немым океаном.
Прихотливые вихри влекут,
Бесполезны мольбы и усилья,
И на землю ее не вернут
Утомленные белые крылья.
И когда я увидел твой взор,
Где печальные скрылись зарницы,
Я заметил в нем тот же укор,
Тот же ужас измученной птицы.
Шестое чувство
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Всё ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так, век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства,
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Еще не раз вы вспомните меня…
Еще не раз Вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Он мог стать Вашим тоже, и не стал,
Его Вам было мало или много,
Должно быть плохо я стихи писал
И Вас неправедно просил у Бога.
Но каждый раз Вы склонитесь без сил
И скажете: «Я вспоминать не смею,
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею».
Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА»
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Николай Степанович Гумилёв (3 [15] апреля 1886, Кронштадт — 26 августа 1921, под Петроградом)
Спустя 24 дня после объявления войны, несмотря на полученное еще в 1907 году из-за астигматизма глаз освобождение от воинской службы, Н. Гумилев добивается зачисления на военную службу и становится добровольцем лейб-гвардии уланского полка…
Гумилев был единственным из сотрудников «Аполлона», кто пошел на войну.
Показать полностью.
Служил Гумилев прилежно и отличался отменной храбростью. Свидетельством тому являются быстрое продвижение по званиям, воспоминания свидетелей-сослуживцев и награждение двумя Георгиевскими крестами – IV и III степеней,– которые давались за исключительное мужество.
С внутренним убеждением выходил Гумилёв на поле брани, сражаясь за веру, царя и отечество, как делали его отцы и деды: «В конце недели нас ждала радость. Нас отвели в резерв армии, и полковой священник совершил богослужение. Идти на него не принуждали, но во всем полку не было ни одного человека, который бы не пошел. На открытом поле тысяча человек выстроились стройным прямоугольником, в центре его священник в золотой ризе говорил вечные и сладкие слова, служа молебен. Было похоже на полевые молебны о дожде в глухих, далеких русских деревнях. То же необъятное небо вместо купола, те же простые и родные, сосредоточенные лица. Мы хорошо помолились в этот день» (Н.Гумилев Записки кавалериста). В статье «Крылатая душа» на смерь поэта А.И.Куприн писал: «Мало того, что он добровольно пошел на современную войну — он — один он! — умел ее поэтизировать».И, действительно, так поэтично рассказать о войне мог только сильный, постоянно преодолевающий себя человек: «Этот день навсегда останется священным в моей памяти. Я был дозорным и первый раз на войне почувствовал, как напрягается воля, прямо до физического ощущения какого-то окаменения, когда надо одному въезжать в лес, где, может быть, залегла неприятельская цепь, скакать по полю, вспаханному и поэтому исключающему возможность быстрого отступления, к движущейся колонне, чтобы узнать, не обстреляет ли она тебя. И в вечер этого дня, ясный нежный вечер, я впервые услышал за редким перелеском нарастающий гул «ура», с которым был взят В. Огнезарная птица победы в этот день слегка коснулась своим огромным крылом и меня» («Записки кавалериста»).
Гумилев принимал участие в боевых действиях в Польше, Украине, дважды перенес воспаление легких, дважды был признан негодным к службе и дважды возвращался в строй. Прошел всю войну до начала Февральской революции!
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Александр Смирнов
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Сегодня, 15 апреля 2020 года, тринадцатый день моего празднования дня рождения Николая Степановича.
Каждый день, начиная с 03 апреля (день рождения по старому стилю) по 15 апреля (день рождения по новому стилю), я, Смирнов Александр «ГУСАР», буду выкладывать свои песни на стихи Гумилёва Николая Степановича.
Показать полностью.
«После стольких лет. «
После стольких лет
Я пришел назад,
Но изгнанник я,
И за мной следят.
— Я ждала тебя
Столько долгих дней!
Для любви моей
Расстоянья нет.
— В стороне чужой
Жизнь прошла моя,
Как умчалась жизнь,
Не заметил я.
— Жизнь моя была
Сладостною мне,
Я ждала тебя,
Видела во сне.
И совсем не в мире мы, а где-то
На задворках мира средь теней.
Сонно перелистывает лето
Синие страницы ясных дней.
Маятник, старательный и грубый,
Времени непризнанный жених,
Заговорщицам-секундам рубит
Головы хорошенькие их.
Так пыльна здесь каждая дорога,
Каждый куст так хочет быть сухим,
Что не приведет единорога
Под уздцы к нам белый серафим.
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Сегодня, 14 апреля 2020 года, двенадцатый день моего празднования дня рождения Николая Степановича.
Каждый день, начиная с 03 апреля (день рождения по старому стилю) по 15 апреля (день рождения по новому стилю), я, Смирнов Александр «ГУСАР», буду выкладывать свои песни на стихи Гумилёва Николая Степановича.
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Сегодня, 13 апреля 2020 года, одиннадцатый день моего празднования дня рождения Николая Степановича.
Каждый день, начиная с 03 апреля (день рождения по старому стилю) по 15 апреля (день рождения по новому стилю), я, Смирнов Александр «ГУСАР», буду выкладывать свои песни на стихи Гумилёва Николая Степановича.
Показать полностью.
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, — конечно тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят: «Зеленная»,- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.
А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла!
Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шел представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.
Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.
И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Сегодня, 12 апреля 2020 года, десятый день моего празднования дня рождения Николая Степановича.
Каждый день, начиная с 03 апреля (день рождения по старому стилю) по 15 апреля (день рождения по новому стилю), я, Смирнов Александр «ГУСАР», буду выкладывать свои песни на стихи Гумилёва Николая Степановича.
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Сегодня, 11 апреля 2020 года, девятый день моего празднования дня рождения Николая Степановича.
Каждый день, начиная с 03 апреля (день рождения по старому стилю) по 15 апреля (день рождения по новому стилю), я, Смирнов Александр «ГУСАР», буду выкладывать свои песни на стихи Гумилёва Николая Степановича.
Показать полностью.
Женщины в жизни Николая Степановича Гумилёва.
ГУМИЛЕВА (УР.ЭНГЕЛЬГАРДТ) АННА НИКОЛАЕВНА (1895-1942)
Вторая жена Николая Степановича (1919–1921)
Анна Вторая… так её называли за глаза… была потомственной дворянкой и происходила из известного рода.
К тому же Анна Николаевна Энгельгардт происходила из потомственной писательской семьи.
Дальний родич ее был директором Царскосельского лицея при Пушкине, родной дед — видным публицистом по сельскохозяйственным вопросам, бабка — известной переводчицей, редактором “Вестника иностранной литературы”.
Отец Анны Николаевны, Николай Александрович, смолоду писал стихи — не бог весть какие, но на безрыбье той эпохи (1890-е) далеко не худшие.
У Анны еще был родной брат Александр и сводный брат Никс, от первого брака отца (Николай Константинович Бальмонт)
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Сегодня, 10 апреля 2020 года, восьмой день моего празднования дня рождения Николая Степановича.
Каждый день, начиная с 03 апреля (день рождения по старому стилю) по 15 апреля (день рождения по новому стилю), я, Смирнов Александр «ГУСАР», буду выкладывать свои песни на стихи Гумилёва Николая Степановича.
Показать полностью.
Женщины в жизни Николая Степановича Гумилёва.
«Синяя звезда» Елена Дю-Буше
Париж лета 1917 года, четвертый год мировой войны.
Именно здесь Николай Гумилев познакомился со своей Синей звездой — дочерью известного хирурга полурусской-полуфранцуженкой Еленой
Дю-Буше. О том, насколько сильным было чувство Гумилева к «девушке с газельими глазами» можно судить по стихам, что были написаны в то время. Любовь Гумилева была «вовсе платонической», совсем безответной и глубоко несчастной:
Вероятно, в жизни предыдущей
Я зарезал и отца и мать,
Если в этой — Боже присносущий! —
Так позорно осужден страдать.
Как ни старался поэт завоевать сердце своей возлюбленной, обещая ей весь свой
…мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный…
Николай записал в альбом Де-Бюше цикл стихов „Синяя звезда“. Стихи в виде отдельной книги вышли в Берлине уже после трагической смерти поэта, видимо, их издала сама Елена или кто-то из ее друзей. Они действительно очень отличаются от других стихов нашего выдающегося поэта, в первую очередь — личным характером — ведь сам Гумилёв не готовил их к публикации.
Очень похоже, что Гумилева на стихи больше вдохновляла — «неразделенная любовь». Именно поэтому самый обширный свод лирических стихотворений 1905-1909 годов был, в основном, посвящен Анне Горенко, вплоть до их замужества. Следующий раз в своей жизни он столкнулся с достаточно продолжительной «безответной любовью» во второй половине 1917-го года в Париже, и отсюда возник замечательный лирический цикл «К синей звезде». Этот альбом (судя по книге) — составили 34 стихотворения, из них 10 стихотворений, в переработанном виде, Гумилев включил в 1918 году в сборник «Костер», большая их часть, с разночтениями, была переписана в Лондоне в оставленный Борису Анрепу альбом, оказавшийся впоследствии у Глеба Струве (27 из 76 стихотворение альбома Струве), а 7 стихотворений попали только в сборник «К синей звезде».
Опустошенный вернулся Гумилёв в Петербург в 1918 году.
Елена Дю-Буше предпочла «иной мир» и стала женой богатого американца.
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Сегодня, 9 апреля 2020 года, седьмой день моего празднования дня рождения Николая Степановича.
Каждый день, начиная с 03 апреля (день рождения по старому стилю) по 15 апреля (день рождения по новому стилю), я, Смирнов Александр «ГУСАР», буду выкладывать свои песни на стихи Гумилёва Николая Степановича.
Показать полностью.
Женщины в жизни Николая Степановича Гумилёва.
Лариса Михайловна Рейснер
В 1916—1917 Рейснер переживает бурный роман с Н. С. Гумилевым, оставивший глубокий след в её жизни и творчестве (под именем «Гафиза» поэт выведен в «Автобиографическом романе», не опубл. при жизни Рейснер). Встреча Ларисы и Николая состоялась в 1916 году в ресторане «Привал комедиантов», где собирались представители петербургской богемы. Здесь всегда было шумно и весело: пили дорогое вино, читали стихи, спорили о политике. Увлечение своего супруга Николая Ларисой Анна Ахматова воспринимала спокойно, поскольку подобное случалось многократно. Отношение Ларисы к Гумилёву было крайне эмоциональным и экзальтированным.
Гумилёв Николай романсы от Смирнова А. «ГУСАРА» запись закреплена
Сегодня, 8 апреля 2020 года, шестой день моего празднования дня рождения Николая Степановича.
Каждый день, начиная с 03 апреля (день рождения по старому стилю) по 15 апреля (день рождения по новому стилю), я, Смирнов Александр «ГУСАР», буду выкладывать свои песни на стихи Гумилёва Николая Степановича.
Показать полностью.
1914 год. Начало Великой войны.
В начале августа 1914 года, сразу после начала Первой Мировой войны, 29-летний Николай Гумилёв записывается добровольцем в армию и зачисляется вольноопределяющимся в Лейб-Гвардии Уланский Её Величества полк. После двухмесячной подготовки уже в ноябре полк был переброшен в Южную Польшу, 19 ноября состоялось его боевое крещение. За ночную разведку перед сражением приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 24 декабря 1914 года № 30, Гумилёв был награждён знаком отличия военного ордена (Георгиевского креста) 4-й степени № 134060 и повышен в звании до ефрейтора. Сам крест был вручен ему 13 января 1915 года, а 15 января он был произведён в унтер-офицеры. В конце февраля в результате непрерывных боевых действий и разъездов Гумилёв серьёзно простудился, месяц поэт лечился в Петрограде, потом вновь вернулся на фронт.