Писатель пишет о своих снах
Учебный проект по литературе по теме «Роль сна в литературе 19 века»
Учебный проект по литературе
« Роль сна в литературе 19 века»
Работу выполнила ученица 10 класса
МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза
М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным.
Тема исследования: «Роль сна в произведениях 19 века».
Цель исследования: определить основную роль сна и его предназначение в произведениях Н. Чернышевского, А. Н. Островского, И. А. Гончарова,
Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого; выявить, как через сны авторы художественно постигают и отражают действительность.
Задачи: определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы; рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях.
Объект исследования: Сновидения и их значимость в художественных произведениях.
Предмет исследования: произведения писателей 19 века.
Методы исследования: изучение литературы и источников, анализ произведений.
Практическая значимость: данная работа даёт возможность получить углубленные знания о творчестве Н. Чернышевского, А. Н. Островского,
Сон как литературный прием
Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна.
Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.
Замечательными мастерами в изображении сновидений в русской литературе19 века были Н. Чернышевский, А. Н. Островский, Гончаров,
Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.
Сны Веры Павловны в романе Н. Чернышевского «Что делать?».
Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл ( приложение 1).
Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.
Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.
Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых.
Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.
Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.
Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала –
эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Таким образом, если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.
Сон Обломова в романе И. Гончарова «Обломов».
«Сон Обломова» 1 – это глава большого романа (приложение 2). Литературоведы считают «Сон» отдельным самостоятельным произведением. Гениальный автор не создает во сне причудливые образы воображаемого мира. К таким снам привык читатель. В романе сон несет другую цель. Он переносит в мир прошлого, объясняет вопросы, которые ставит читатель, наблюдая за образом жизни главного героя. Это особая глава в произведении, в которой повествуется о детских и юных годах Ильи Обломова. В этой главе показан быт и уклад семьи Обломовых, в красках описана родная деревня Обломовка. Тихий, однообразный, размеренный образ жизни, отсутствие серьезных перемен и потрясений, праздное ничегонеделание оставили большой след на личности Обломова. Он полностью впитал в себя жизненные ценности своих родителей, которые плыли по течению, и довольствовались тем, что имели.
Роль главы «Сон Обломова» очень велика в раскрытии характера главного героя. Здесь подробно изображено становление характера и личности Ильи Обломова под влиянием барских условий жизни. Глава показывает этапы превращения обычного дворянского мальчика Илюши, живого и резвого, в Илью Обломова, ставшего символом лени, бездеятельности. Кроме того, это сон-мечта.
1 Гончаров И.А. Обломов, глава 9
2 Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова.
Во сне Обломова показан идиллический уголок, благословенный край, мир «детства», свободный от любых страстей.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» сон Обломова выполняет такие функции:
— дает ключ к пониманию романа;
— раскрывает генезис характера героя;
— является сном-мечтой о потерянном рае, утраченной гармонии.
Сон Катерины в пьесе А. Островского «Гроза».
1 Островский Н.А. Гроза. М. действие 1, явление 7
2 там же, действие 1, явление 7
3 там же, действие 1, явление 7
4 там же, действие 1, явление 7
Сны Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание».
В романе «Преступление и наказание» (приложение 4) можно выделить целый цикл снов Родиона Раскольникова:
1 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть 1, глава V
2 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть1,глава VI
2 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть 3, глава VI
3 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, эпилог, глава II
Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а во сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей».
Таким образом, это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.
На протяжении всего романа «Преступление и наказание» в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому некоторые сны являются бредом, игрой воображения.
Общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения – опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.
Каждый сон является зеркалом души Родиона Романовича, которое отражает именно то, что и хотел донести до читателя автор. В романе существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа.
Таким образом, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову снятся следующие сны:
— сон-апокалипсис, пророческий сон.
Эти сны имеют огромное значение для понимания основной идеи романа, являются средством создания образа героя, раскрытия его внутреннего мира, отражения психологического состояния.