Писатель пишет о своих снах

Учебный проект по литературе по теме «Роль сна в литературе 19 века»

Писатель пишет о своих снах. 5b9d3200f57223baf5bfc58c840f9c1d16. Писатель пишет о своих снах фото. Писатель пишет о своих снах-5b9d3200f57223baf5bfc58c840f9c1d16. картинка Писатель пишет о своих снах. картинка 5b9d3200f57223baf5bfc58c840f9c1d16. Учебный проект по литературе

Учебный проект по литературе

« Роль сна в литературе 19 века»

Работу выполнила ученица 10 класса

МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза

М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным.

Тема исследования: «Роль сна в произведениях 19 века».

Цель исследования: определить основную роль сна и его предназначение в произведениях Н. Чернышевского, А. Н. Островского, И. А. Гончарова,

Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого; выявить, как через сны авторы художественно постигают и отражают действительность.

Задачи: определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы; рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях.
Объект исследования: Сновидения и их значимость в художественных произведениях.

Предмет исследования: произведения писателей 19 века.

Методы исследования: изучение литературы и источников, анализ произведений.

Практическая значимость: данная работа даёт возможность получить углубленные знания о творчестве Н. Чернышевского, А. Н. Островского,

Сон как литературный прием

Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна.

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.

Замечательными мастерами в изображении сновидений в русской литературе19 века были Н. Чернышевский, А. Н. Островский, Гончаров,

Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

Сны Веры Павловны в романе Н. Чернышевского «Что делать?».

Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл ( приложение 1).

Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.

Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.

Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых.

Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.

Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.

Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала –

эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.

Таким образом, если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.

Сон Обломова в романе И. Гончарова «Обломов».

«Сон Обломова» 1 – это глава большого романа (приложение 2). Литературоведы считают «Сон» отдельным самостоятельным произведением. Гениальный автор не создает во сне причудливые образы воображаемого мира. К таким снам привык читатель. В романе сон несет другую цель. Он переносит в мир прошлого, объясняет вопросы, которые ставит читатель, наблюдая за образом жизни главного героя. Это особая глава в произведении, в которой повествуется о детских и юных годах Ильи Обломова. В этой главе показан быт и уклад семьи Обломовых, в красках описана родная деревня Обломовка. Тихий, однообразный, размеренный образ жизни, отсутствие серьезных перемен и потрясений, праздное ничегонеделание оставили большой след на личности Обломова. Он полностью впитал в себя жизненные ценности своих родителей, которые плыли по течению, и довольствовались тем, что имели.

Роль главы «Сон Обломова» очень велика в раскрытии характера главного героя. Здесь подробно изображено становление характера и личности Ильи Обломова под влиянием барских условий жизни. Глава показывает этапы превращения обычного дворянского мальчика Илюши, живого и резвого, в Илью Обломова, ставшего символом лени, бездеятельности. Кроме того, это сон-мечта.

1 Гончаров И.А. Обломов, глава 9

2 Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова.

Во сне Обломова показан идиллический уголок, благословенный край, мир «детства», свободный от любых страстей.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» сон Обломова выполняет такие функции:

— дает ключ к пониманию романа;

— раскрывает генезис характера героя;

— является сном-мечтой о потерянном рае, утраченной гармонии.

Сон Катерины в пьесе А. Островского «Гроза».

1 Островский Н.А. Гроза. М. действие 1, явление 7

2 там же, действие 1, явление 7

3 там же, действие 1, явление 7

4 там же, действие 1, явление 7

Сны Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» (приложение 4) можно выделить целый цикл снов Родиона Раскольникова:

1 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть 1, глава V

2 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть1,глава VI

2 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть 3, глава VI

3 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, эпилог, глава II

Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а во сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей».

Таким образом, это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.

На протяжении всего романа «Преступление и наказание» в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому некоторые сны являются бредом, игрой воображения.

Общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения – опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.

Каждый сон является зеркалом души Родиона Романовича, которое отражает именно то, что и хотел донести до читателя автор. В романе существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа.

Таким образом, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову снятся следующие сны:

— сон-апокалипсис, пророческий сон.

Эти сны имеют огромное значение для понимания основной идеи романа, являются средством создания образа героя, раскрытия его внутреннего мира, отражения психологического состояния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *