Письма роструда как акты толкования
Письма Минтруда РФ и Роструда РФ по вопросам трудового законодательства
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством РФ (п. 5.16).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, Роструд РФ осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 5.5.4).
Письма Минтруда РФ и Роструда РФ не являются нормативно-правовыми актами, а это значит, не являются обязательными для трудовых инспекций или судов.
Но на практике, на них ссылаются, и ссылаться будут, т.к. они могут стать дополнительным подтверждением своей позиции.
Коронавирус Ковид 19 (COVID-19)
Письмо Роструда РФ от 20 июля 2020 г. N ТЗ/3780-6-1 (исчисление среднего заработка за период нерабочих дней, в связи с коронавирусом);
Письмо Минтруда России от 18.05.2020 г. № 14-1/В-585 (расчет среднего заработка из-за «ковидных» нерабочих дней);
Письмо Минтруда России от 18.05.2020 г. № 14-1/В-585 (о порядке исчисления среднего заработка из-за «ковидных» нерабочих днях);
Информация Федеральной службы по труду и занятости от 13 апреля 2020 г. «Перечень наиболее часто поступающих вопросов на горячую линию, касающихся соблюдения трудовых прав работников при распространении коронавирусной инфекции».
Отчет СЗВ-ТД (электронные трудовые книжки)
Письмо Минтруда России от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933 (день выдачи бумажной трудовой книжки при выборе «электронной»);
Письмо Минтруда России от 16.06.2020 г. № 14-2/ООГ-8465 (о выдаче формы СТД-Р работнику, который выбрал ведение бумажной трудовой книжки);
Письмо Минтруда России от 24.03.2020 г. № 14-2/В-293 (об отчете СЗВ-ТД на единственного участника ООО — генерального директора);
Письмо Минтруда России от 11 февраля 2020 г. N 14-2/В-141 (отсутствие заявления работника на 31.12.2020 г.);
Письмо Минтруда России от 05.02.2020 г. № 14-2/В-111 (нужно ли переносить все записи из трудовой книжки в отчет СВЗ-ТД или нет?).
Запись в трудовой книжке
Письмо Минтруда РФ от 30.11.2020 № 14-2/ООГ-17410 (пустые строки в трудовой книжке между записями);
Письмо Минтруда России от 16.03.2020 г. № 14-2/В-267 (заверение записи в трудовой книжке при выборе «электронной трудовой книжки»);
Письмо Минтруда России от 12.02.2020 г. № 14-2/В-150 (запись в ТК при выборе «электронной трудовой книжки»);
Письмо Минтруда России от 01.11.2018 г. N 14-0/В-868 (дописывание пропущенной буквы в названии организации в трудовой книжке);
Письмо Роструда РФ от 22.10.2007 г. № 4299-6-1 (совместительство стало основной работой).
Отпуска
Письмо Минтруда РФ от 14.12.2020 № 14-2/ООГ-18043 (неполный рабочий день в отпуске по уходу за ребенком);
Письмо Митруда РФ от 09.12.2020 № 14-2/ООГ-17846 (ознакомление с графиком отпусков);
Письмо Минтруда России от 17 июня 2020 г. N 14-2/ООГ-8522 (о продлении отпуска, в связи с больничным листом по уходу за ребенком);
Письмо ГИТ г. Москвы от 04.06.2020 г. № 77/10-20669-ОБ/18-1299 (об исчислении стажа, дающего право на ежегодный отпуск, и о заполнении приказа по форме N Т-6);
Письмо Минтруда России от 27.02.2020 г. N 14-2/ООГ-1439 (о предоставлении отпуска «льготным» категориям работников в удобное время);
Письмо Минтруда РФ от 31.10.2019 №14-2/ООГ-8456 (отпуск в удобное время менее чем за 3 дня);
Письмо Минтруда РФ от 03.10.2019 №14-2/ООГ-7286 (отзыв работника из отпуска);
Письмо Минтруда России от 20.11.2018 г. N 14-2/ООГ-9211 (о порядке предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до 12 лет, в том числе за первый год работы);
Письмо Минтруда России от 25.10.2018 г. № 14-2/ООГ-8519 (о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска при работе на условиях неполного рабочего времени во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком);
Письмо Минтруда России от 08.12.2017 г. № 14-2/ООГ-9399 (о дате утверждения графика отпусков);
Письмо Роструда РФ от 23.06.2006 № 947-6 (удержание из заработной платы за неотработанные дни отпуска).
Ненормированный рабочий день
Письмо Минтруда России от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616 (о порядке привлечения работника к работе в режиме ненормированного рабочего времени в выходной и нерабочий праздничный день);
Письмо Роструда РФ от 18.02.2014 г. № ПГ/1204-6-1 (о ненормированном рабочем дне).
Прием на работу (все о трудовом договоре, его продлении, спецоценка и т.д.)
Письмо Минтруда России 14 июля 2016 г. № 15-1/ООГ-2516 (условия труда в трудовом договоре после проведения спецоценки);
Заработная плата (премия, доплата,компенсация,индексация)
Письмо Роструда РФ от 19 мая 2020 г. N ПГ/24272-6-1 (штраф за отсутствие индексации заработной платы);
Письмо Минтруда России от 16.04.2020 г. № 14-1/В-424 (начисление районных коэффициентов и процентных надбавок);
Расчетный листок
Письмо Минтруда России от 23.10.2018 г. № 14-1/ООГ-8459 (о получении расчетного листка, его форме (бумажной или электронной), об установлении порядка выдачи);
Письмо Минтруда России от 21.02.2017 г. № 14-1/ООГ-1560 (о выдаче расчетного листка и установлении его формы);
Письмо Минтруда России от 26.02.2016 г. № 14-2/В-154 (командировочные не включаются в расчетный листок).
Увольнение с работы
Письмо Митруда РФ от 03.08.2018 № 14-1/ООГ-6309 (выплаты при увольнении, сокращение совместителя);
Письмо Роструда от 22.08.2017 № ТЗ/4546-6-1 (день увольнения);
Письмо Минздрава России от 07.12.2005 г. № 4334-17 (округление компенсации за неиспользованный отпуск)
Профстандарты
Унифицированные формы
Письмо Митруда от 14.05.2013 № 14-1/3030785-2617 (обязательность унифицированных форм);
Письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1 (обязательность унифицированных форм);
Письмо Роструда от 23.01.2013 № ПГ/10659-6-1 (о заполнении личной карточки работника);
Письмо Роструда от 23.01.2013 № ПГ/409-6-1 (обязательность унифицированных форм).
Разное
Письмо Митруда РФ от 02.09.2020 № 14-2/ООГ-14220 (использование дней диспансеризации);
Письмо Минтруда РФ от 04.08.2020 № МН-5/7147 (освобождение от работы в связи с прохождением диспансеризации);
Письмо Минтруда РФ от 12.08.2020 № 14-2/10/П-7979 (перенос 31.12.2020 г.);
Письмо Минтруда РФ от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375 (выплата заработной платы, расчетный листок, простой);
Письмо Минтруда России от 05.03.2018 г. № 14-2/В-149 (командировка совместителя, уведомление беременной о сокращении, сверхурочная работа по инициативе работника);
Письмо Минтруда России от 18.08.2017 г. № 14-2/В-761 (перемещение на вахте, отпуск при ненормированном рабочем дне, вакансия при сокращении, увольнение переводом, приостановление работы в связи с невыплатой з/п, исправление в книгах по учету бланков ТК и учету движения ТК);
Письмо Роструда РФ от 31.10.2007 № 4412-6 (должностная инструкция).
Имеют ли юридическую силу письма Минтруда РФ, и являются ли они нормативными актами?
А. А. Алешин
автор ответа, консультант Аскон
Вопрос
Какую юридическую силу имеют письма Минтруда РФ, являются ли они нормативными актами?
Ответ
Письма Минтруда РФ носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению. При рассмотрении того или иного вопроса письма Минтруда РФ можно использовать только как подтверждение правовой позиции.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что на практике должностные лица государственных инспекций труда в своей деятельности руководствуются разъяснениями министерств и ведомств, в том числе и содержащихся в письмах Минтруда РФ.
Обоснование
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 24.07.2020) утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также – Положение).
Согласно пункту 1 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В пункте 5.2 Положения перечислен перечень нормативных правовых актов, принимаемых Минтрудом РФ в пределах своей компетенции. При этом в указанном перечне не поименованы письма Минтруда РФ.
Тем не менее, в силу пункта 5.16 Минтруд РФ дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Для определения являются ли письма Минтруда РФ нормативными актами и какую они имеют юридическую силу, необходимо обратиться к основным признакам нормативных правовых актов.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Следовательно, в отсутствие официального опубликования документ, издаваемый федеральным органом исполнительной власти, не может быть признан нормативным актом.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее также – Правила).
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений (пункт 2 Правил).
Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Помимо указанного следует учитывать правовые позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 25.12.2018 N 50 (далее также Постановление № 50).
В пункте 2 Постановления № 50 указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (п. 3 Постановления № 50).
Таким образом, письма Минтруда РФ не отвечают признакам нормативных правовых актов, носят исключительно рекомендательный характер в части обеспечения соблюдения законодательства о труде.
Однако следует принимать во внимание, что на практике должностные лица государственных инспекций труда в своей деятельности руководствуются разъяснениями министерств и ведомств, в том числе и содержащихся в письмах Минтруда РФ.
А. А. Алешин
автор ответа, консультант Аскон
Роструд зажигает?
5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
.
5.5. осуществляет:
.
5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Далее читаем относительно свежий документик (зарегистрировано в Минюсте РФ 11 декабря 2007 г. Регистрационный N 10678) Приказ Федеральная служба по труду и занятости от 11.09.2007 г.N 211 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по труду и занятости»
11.6. Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются по обращениям граждан в случаях, если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.
Ну как же «что не так?».
Вы полагете, что Роструд имеет право разъяснять
— законодательство Российской Федерации,
— практику его применения,
— а также толкование норм, терминов и понятий
?
Ну а почему это Роструд не имеет права РАЗЪЯСНЯТЬ? Не менять, изменять, а именно разъяснять. Занимаются же этим Минфины, Наложки и прочие государственные и не очень органы.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2006 г. N 2262-6-1
В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение.
Случаи, когда единственный учредитель юридического лица является к тому же его руководителем (например, генеральным директором), нередки. Согласно статье 56 ТК трудовой договор заключается между работником и работодателем. В этой ситуации по отношению к генеральному директору отсутствует его работодатель.
Таким образом, в указанном случае трудовой договор с генеральным директором как с работником не заключается.
Вместе с тем генеральный директор заключает трудовые договоры с работниками, выступая в них в качестве работодателя. Подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается. Особенности регулирования труда руководителя организации предусмотрены главой 43 ТК.
Согласно статье 273 ТК положения указанной главы не распространяются на руководителя организации в случае, если он является единственным участником (учредителем) организации.
Начальник
Правового управления
Федеральной службы
по труду и занятости
И.И.ШКЛОВЕЦ
Так Вы же сами пишите «если обратиться к опыту налогового законодательства», а не «согласно налоговому законодательству». В силу сложности и несовершенности российского налогового законодательства Минфин творит свое «министерское право», что не всегда есть гуд. Ну так это нормотворчество всегда можно в суде обжаловать. Тем более что разъяснения и консультации не имеют силы официального толкования. Вы сами подумайте, даже в отношении Минфина, каким это чудесным образом он может давать официальное толкование (или разъяснение) федерального закона? То, что на практике происходит, я в расчет не беру, а с точки зрения законодательной. И в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» слова ни о разъяснении, ни о консультировании нет.
Поэтому покажите мне, как нормативно по силе действия различаются разъяснения и консультации, которые даны органом исполнительной власти в ненормативной форме (письмом, методичкой, ответом на обращение).
Так Вы же сами пишите «если обратиться к опыту налогового законодательства», а не «согласно налоговому законодательству». В силу сложности и несовершенности российского налогового законодательства Минфин творит свое «министерское право», что не всегда есть гуд. Ну так это нормотворчество всегда можно в суде обжаловать. Тем более что разъяснения и консультации не имеют силы официального толкования. Вы сами подумайте, даже в отношении Минфина, каким это чудесным образом он может давать официальное толкование (или разъяснение) федерального закона? То, что на практике происходит, я в расчет не беру, а с точки зрения законодательной. И в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» слова ни о разъяснении, ни о консультировании нет.
1. В моих сообщениях Вы не найдете ни одного упоминания о «официальном толковании», я говорю именно о разъяснениях, Минфин РФ в силу закона (НК РФ) имеет право давать разъяснения.
Также прошу Вас показать мне нормативное подтверждение, что полномочие делегированное Роструду ПП РФ от 30.06.2004 № 324 и ТК РФ и звучащее как
«информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
является синонимом полномочия
«разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются по обращениям граждан в случаях, если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина»
Письма Роструда и Гострудинспекции
Последние публикации
Новости
Уважаемые посетители нашего сайта! Представляем Вашему вниманию некоторые разъяснения Роструда и Гострудинспекций, Пленума Верховного Суда РФ и др.
Сотрудники нашей редакции регулярно пишут в Роструд запросы по сложным вопросам кадровой практики и применения трудового законодательства и получают на них ответы. Тексты писем (выдержки из текстов этих писем) мы и приводим.
Обращаем внимание, что многие сайты, в том числе и лидеры рынка, перепечатывают с данного раздела письма на свои сайты НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Пользуйтесь первоисточником, чтобы не ошибиться.
Гораздо больше официальных разъяснений опубликовано в «Пакете Кадровика», в справочной онлайн базе подписчиков журнала «Кадровик-практик». Если для Вас это актуально, Вы можете сделать заказ или оформить подписку в любое время. Доставка производится во все регионы России.
Другие официальные разъяснения Роструда и иных ведомств по сложным вопросам кадровой практики можно почитать в электронной библиотеке «Пакет Кадровика», в справочной онлайн базе подписчиков журнала «Кадровик-практик».
В работе Вам помогут:
«Кадровик-практик»
по кадровому
делопроизводству
и книги учета
Бесплатные ресурсы
Пошаговые инструкции для кадровика
Образцы документов
Трудовые книжки
Статьи и консультации
Разъяснение Роструда, НПА
Подпишитесь на наши рассылки:
— публикации по кадровому делу,
— новости трудового законодательства,
— новости сайта, новости о скидках и акциях
Познавайте кадровый учет сами с нашим самоучителем по кадровому делопроизводству
Кадровый аудит своими силами. Найдите у себя эти ошибки и исправьте их, как рекомендуем
Фотообои с производственным календарем на 2021 год
Опросы по сложным вопросам кадровой практики
Позиции Роструда по спорным вопросам трудового законодательства
Роструд 2 ноября 2020 г. разместил на своем сайте «онлайнинспекция.рф» очередной обзор актуальных вопросов, поступивших от работников и работодателей в октябре 2020 г. Специалисты ведомства рассмотрели ситуации, связанные с внесением изменений в должностную инструкцию, получением согласия на работу в ночное время, увольнением по сокращению штата в период внесения изменений в трудовое законодательство, работой по совместительству в период отпуска по беременности и родам.
Внесение изменений в должностную инструкцию
Ни Трудовым кодексом, ни иными нормативными правовыми актами порядок составления должностной инструкции не урегулирован. Поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и как в нее вносить изменения (письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ). Должностная инструкция не является обязательным документом, и ее составление — это право работодателя (письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 22.05.2020 № 77/10-18732-ОБ/18-1299).
Должностная инструкция определяет трудовую функцию работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, а также квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности, выполняемой работе (письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ). Следовательно, изменения, вносимые работодателем в должностную инструкцию, могут затрагивать трудовую функцию работника, определенную трудовым договором и являющуюся одним из обязательных его условий. Нужно ли в этом случае получать у работника согласие на такие изменения и производить доплату за выполнение новых функций?
Роструд разъяснил, что внесение в должностную инструкцию дополнительных функций является возложением на работника дополнительной работы. Согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Таким образом, внесение работодателем в должностную инструкцию дополнительных функций требует получения на это согласия работника.
В соответствии со ст. 151 ТК РФ при увеличении объема работы без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ). Соответственно, включение в должностную инструкцию новых трудовых функций и их возложение на работника должно дополнительно оплачиваться.
В письме от 31.10.2007 № 4412-6 Роструд изложил последовательность действий работодателя при внесении в должностную инструкцию изменений, затрагивающих трудовую функцию работника. Сначала необходимо заблаговременно письменно уведомить об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.
Если же корректировка должностной инструкции не влечет за собой изменения обязательных условий трудового договора, работодатель может утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника (письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6).
Работа в ночное время сотрудника с ребенком-инвалидом
Одной из гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для работников, имеющих детей-инвалидов, является возможность привлечения их к работе в ночное время только с письменного согласия (ст. 96 ТК РФ).
Когда режим рабочего времени и времени отдыха работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, в трудовом договоре обязательно должен быть прописан такой режим (ст. 57 ТК РФ). Допустим, работник, имеющий ребенка-инвалида, принят на работу со сменным режимом, включающим в себя работу в ночное время. Условие о таком режиме труда включено в трудовой договор. Возникает вопрос: нужно ли работодателю в этом случае дополнительно получать у работника письменное согласие перед каждым выходом на работу в ночное время?
Специалисты Роструда указали, что, если условие о выполнении обязанностей в ночное время предусмотрено трудовым договором, подписав этот договор, работник уже выразил письменное согласие на ночную работу. Соответственно, дополнительно получать у работника письменное согласие перед каждым выходом на работу в ночное время не нужно.
Отметим, что помимо получения согласия на работу в ночное время работники, имеющие детей-инвалидов, должны в письменной форме быть ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ). Поэтому в трудовом договоре следует прописать, что работник уведомлен о том, что он вправе отказаться от работы в ночное время.
Увольнение по сокращению в период внесения изменений в трудовое законодательство
Порядок выплат при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией компании либо сокращением численности или штата работников установлен ст. 178 ТК РФ. В «ЭЖ-Бухгалтер», № 29, 2020, мы рассказывали о том, что с 13 августа 2020 г. эта статья действует в новой редакции. Старой редакцией ст. 178 ТК РФ было предусмотрено, что увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не дольше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). При этом в старой редакции не было прописано, в какой срок работник должен обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка за второй месяц. Кроме того, в ней не ограничивался размер выплаты в зависимости от времени трудоустройства во втором месяце после увольнения.
В новой редакции ст. 178 ТК РФ все эти вопросы регламентированы. Так, если длительность трудоустройства работника превышает один месяц, работодатель выплачивает ему средний заработок за второй месяц пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. А обратиться за средним заработком за второй месяц работник должен в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения.
На практике возможна ситуация, когда работник был уволен по сокращению в период действия старой редакции ст. 178 ТК РФ, а обратился за выплатой среднего заработка за второй месяц уже в период действия новой редакции этой нормы и позже указанного в ней срока. Какой редакцией ст. 178 ТК РФ следует руководствоваться работодателю в этой ситуации?
Специалисты Роструда указали следующее. Поскольку за выплатой уволенный работник обратился в период действия новой редакции ст. 178 НК РФ, именно ей и должен руководствоваться работодатель.
Получается, что в рассматриваемой ситуации работодатель может не выплачивать уволенному работнику средний заработок за второй месяц, поскольку им пропущен срок обращения за выплатой, установленный новой редакцией ст. 178 ТК РФ.
Обратите внимание: новой редакцией предусмотрено право работодателя выплатить взамен среднего месячного заработка за период трудоустройства единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.
Таким образом, если работник пропустил срок обращения за средним заработком за второй месяц, работодатель может (но не обязан) выплатить ему вместо среднего заработка вышеуказанную компенсацию.
Работа по совместительству во время отпуска по беременности и родам
Совместительством считается выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Допустим, по основному месту работы женщина на основании представленного листка нетрудоспособности ушла в отпуск по беременности и родам. За время такого отпуска ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию (ст. 255 ТК РФ). Может ли она продолжать работу по совместительству на 0,5 ставки в другой организации?
Специалисты Роструда указали, что работница вправе продолжать работу по совместительству в другой организации. Нормами действующего законодательства не установлен запрет на трудовую деятельность по совместительству при нахождении в отпуске по беременности и родам на основной работе.
Отметим, что ранее Роструд считал иначе. Так, в письме от 24.05.2013 № 1755-ТЗ он разъяснял, что оплачиваемый отпуск по беременности и родам является гарантией государства, направленной на заботу о здоровье женщины и ребенка. Цель пособия по беременности и родам — возмещение утраченного заработка в связи с необходимостью временного прекращения трудовой деятельности. Именно поэтому законодательством не предусмотрена возможность досрочного выхода женщины на работу из отпуска по беременности и родам. А отвечая на вопрос о возможности принятия на работу по совместительству работницы, находящейся по основному месту работы в отпуске по беременности и родам, поступивший на сайт «онлайнинспекция.рф» 14 февраля 2018 г., специалисты Роструда указали, что трудовую деятельность совместитель может вести только по окончании отпуска по беременности и родам. Нормами действующего законодательства не предусмотрено ведение работницей трудовой деятельности в период ее нахождения в отпуске по беременности и родам.