Плохой сон у гиперактивного ребенка

СДВГ и нарушения сна

Плохой сон у гиперактивного ребенка. sdvg i narusheniya sna. Плохой сон у гиперактивного ребенка фото. Плохой сон у гиперактивного ребенка-sdvg i narusheniya sna. картинка Плохой сон у гиперактивного ребенка. картинка sdvg i narusheniya sna. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это хроническое заболевание, которое вызывает различные виды гиперактивного и деструктивного поведения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это хроническое заболевание, которое вызывает различные виды гиперактивного и деструктивного поведения.

Понимание СДВГ

Людям с СДВГ часто трудно сосредоточиться, спокойно сидеть и контролировать свои импульсы.

СДВГ поражает миллионы детей каждый год, и во многих случаях это состояние сохраняется и во взрослой жизни.

По данным исследования, заболевание гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек.

С другой стороны, распространенность среди взрослых мужчин составляет немного выше, чем распространенность у взрослых женщин.

Точная причина СДВГ неизвестна.

Однако исследователи считают, что генетика и определенные факторы окружающей среды могут способствовать его развитию.

От СДВГ нет лекарства, но несколько методов лечения могут помочь уменьшить тяжесть симптомов.

Симптомы СДВГ

Симптомы СДВГ могут появиться у детей в возрасте от 2 лет и обычно уменьшаются с возрастом.

Общие симптомы СДВГ включают:

Симптомы СДВГ могут влиять на многие сферы жизни.

Люди с этим заболеванием часто испытывают трудности со школой, работой и отношениями.

У них также более вероятно наличие сосуществующих состояний, таких как тревога, депрессия и нарушения сна.

Что говорят исследования о нарушениях сна

Плохой сон у гиперактивного ребенка. splanirujte svoj put k. Плохой сон у гиперактивного ребенка фото. Плохой сон у гиперактивного ребенка-splanirujte svoj put k. картинка Плохой сон у гиперактивного ребенка. картинка splanirujte svoj put k. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это хроническое заболевание, которое вызывает различные виды гиперактивного и деструктивного поведения.

Считается, что расстройства сна являются одним из наиболее распространенных типов сосуществующих состояний среди взрослых и детей с СДВГ.

Исследователи не совсем уверены, почему СДВГ и расстройства сна часто возникают вместе.

Однако считается, что симптомы СДВГ могут затруднить успокоение, достаточное для того, чтобы заснуть.

Это может вызвать различные проблемы со сном, которые затрудняют полноценный ночной отдых.

Недавние исследования также показывают, что генетические и структурные аномалии мозга могут иметь значение.

Многие лекарства от СДВГ также являются стимуляторами. Это может вызвать проблемы со сном, особенно если они будут приняты позже днем.

Недостаток сна может усугубить некоторые симптомы СДВГ.

Однако плохое качество сна обычно по-разному влияет на детей и взрослых.

Когда дети не высыпаются, они обычно становятся более гиперактивными.

Взрослые же, наоборот, обычно чувствуют себя более утомленными и испытывают недостаток энергии.

Общие нарушения сна

Плохой сон у гиперактивного ребенка. samyj bystryj sposob usnut. Плохой сон у гиперактивного ребенка фото. Плохой сон у гиперактивного ребенка-samyj bystryj sposob usnut. картинка Плохой сон у гиперактивного ребенка. картинка samyj bystryj sposob usnut. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это хроническое заболевание, которое вызывает различные виды гиперактивного и деструктивного поведения.

Нарушения сна определяются как состояния, которые препятствуют нормальному сну.

По данным Национального фонда сна (NSF), большинству взрослых требуется от 7 до 9 часов сна каждую ночь.

Малышам и детям старшего возраста может потребоваться от 8 до 14 часов, в зависимости от их возрастной группы.

Общие нарушения сна у людей с СДВГ включают:

Бессонница

Бессонница – это расстройство сна, из-за которого трудно заснуть, уснуть или и то, и другое.

Люди с бессонницей обычно не просыпаются отдохнувшими.

Это может помешать им нормально функционировать в течение дня.

Бессонница может повлиять на ваши:

Это имеет тенденцию становиться более распространенным с возрастом, поскольку происходят изменения в режиме сна и общем состоянии здоровья.

Симптомы бессонницы часто включают:

Синдром беспокойных ног (СБН)

Синдром беспокойных ног (СБН), также известный как болезнь Уиллиса-Экбома, характеризуется непреодолимой необходимостью двигать ногами.

Это желание обычно возникает из-за дискомфорта в ногах, такого как пульсация, боль или зуд.

Эти неприятные ощущения часто возникают ночью, особенно когда человек лежит.

Движение может временно устранить дискомфорт.

СБН может повлиять на людей любого возраста, но, как правило, со временем усиливается.

Это может затруднить сон, что может привести к дневной сонливости и усталости.

Симптомы RLS включают:

Апноэ во сне

Плохой сон у гиперактивного ребенка. . Плохой сон у гиперактивного ребенка фото. Плохой сон у гиперактивного ребенка-. картинка Плохой сон у гиперактивного ребенка. картинка . Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это хроническое заболевание, которое вызывает различные виды гиперактивного и деструктивного поведения.

Апноэ во сне – серьезное нарушение сна, при котором во время сна временно останавливается дыхание.

Люди с апноэ во сне часто громко храпят и чувствуют усталость даже после полноценного ночного отдыха.

Существует три основных типа апноэ во сне:

Хотя существуют разные типы апноэ во сне, все они имеют одни и те же общие симптомы.

Эти симптомы включают:

СДВГ И НАРКОЛЕПСИЯ

СДВГ также тесно связан с нарколепсией, редким заболеванием, характеризующимся непрекращающимся клеванием и чрезмерной дневной сонливостью.

Согласно обзору литературы за 2020 год, 33% людей с нарколепсией испытывают симптомы СДВГ.

Диагностика нарушений сна

Врачи должны проявлять особую осторожность при проверке нарушений сна у людей с СДВГ.

Нарушения сна и СДВГ имеют частично совпадающие симптомы, что может привести к неправильному диагнозу.

Если кто-то с СДВГ жалуется на проблемы со сном, его врач запросит подробный анамнез сна.

Для этого нужно спросить человека о:

Врач также может дать им дневник сна. Их попросят использовать дневник, чтобы записать свои привычки сна за несколько недель.

Если врач подозревает нарушение сна, он может назначить другие диагностические тесты.

Для диагностики нарушений сна используются два основных теста.

Ночная полисомнография

Тест ночной полисомнография делается в лаборатории в то время как человек спит.

Человек подключен к оборудованию, которое контролирует жизненно важные функции, а также активность сердца, легких, мозга и ног во время сна.

Люди с нарушениями сна:

Домашний тест на сон

Как следует из названия, этот тест проводится дома.

Выполняется так же, как ночная полисомнография.

Человеку будет предоставлено оборудование для наблюдения, которое он сможет использовать дома во время сна.

Аномальные измерения показателей жизненно важных функций, движений и дыхания, как правило, указывают на нарушение сна.

Лечение нарушений сна

Плохой сон у гиперактивного ребенка. rasstrojstva sna chto delat sovety rekomendacii. Плохой сон у гиперактивного ребенка фото. Плохой сон у гиперактивного ребенка-rasstrojstva sna chto delat sovety rekomendacii. картинка Плохой сон у гиперактивного ребенка. картинка rasstrojstva sna chto delat sovety rekomendacii. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это хроническое заболевание, которое вызывает различные виды гиперактивного и деструктивного поведения.

У людей с СДВГ важно составить хороший план лечения нарушений сна. Это часто связано с психотерапией или медицинскими процедурами, которые способствуют нормальному сну.

Некоторые распространенные методы психотерапии включают:

Некоторые медицинские процедуры, которые могут помочь при нарушениях сна, включают:

Изменения образа жизни и домашние средства

Также важно внести определенные изменения в образ жизни.

Некоторые изменения образа жизни и домашние средства, которые могут помочь при нарушениях сна, включают:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иметь расстройство сна в дополнение к СДВГ непросто.

Однако с помощью правильного лечения и изменения образа жизни вы можете значительно уменьшить симптомы СДВГ и улучшить свой сон.

Источник

Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ?

Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ? 19.03.2019 15:48

Плохой сон у гиперактивного ребенка. . Плохой сон у гиперактивного ребенка фото. Плохой сон у гиперактивного ребенка-. картинка Плохой сон у гиперактивного ребенка. картинка . Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это хроническое заболевание, которое вызывает различные виды гиперактивного и деструктивного поведения.

Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)?

Если вы воспитываете гиперактивного и невнимательного ребенка, наверняка сталкивались с целым спектром проблем. Дети с СДВГ плохо спят с самого младенчества.

Эта статья посвящена именно тем случаям, когда вашему ребенку официально поставлен диагноз СДВГ. Если вам тяжело с ребенком и вы никогда не обращались к специалисту, рекомендую сначала получить консультацию невролога.

Часто термин «гиперактивный» применяется к детям, у которых нет синдрома. Если речь просто о ситуациях, когда ребенок ведет себя очень активно перед сном, но в остальное время вы не можете назвать его гиперактивным, читайте статью: » Ребенок гиперактивный перед сном».

Если же вашему ребенку поставлен диагноз СДВГ или с высокой долей вероятности он предполагается, читайте текст ниже.

Вся моя боль как мамы и консультанта по сну заключена в том, что диагноз СДВГ ставится обычно не ранее 5-6 лет. Порой ужасно спящему младенцу, которому в будущем поставят СДВГ, не помогает ничего! А мама гадает, что же с ним такое: ведь соматически он здоров.

Конечно такие случаи, когда вообще нет улучшения ситуации со сном, исключительные. Ниже расскажу, чем помочь ребенку. Но правда такова, что такие дети спят гораздо хуже сверстников и улучшить их сон гораздо сложнее!

Дети с СДВГ:

Как помочь лучше спать гиперактивному ребенку?

Режим, режим и режим

Любые поведенческие и эмоциональные сложности усиливаются в разы при дефиците сна. У многих «проблемных» детей банальный недосып. Достаточный и качественный сон творит чудеса с любым ребенком: неважно есть у него поставленный диагноз или нет.

Ребенок с СДВГ должен жить на четком, постоянном режиме.

Это не тот ребенок, которого можно подстраивать под жизнь взрослых. Отсутствие режима или его хаотичность вносит в ритм еще больший сбой. Подробнее.

Режим должен быть более-менее постоянным. Если ребенок уходит в ночь в одно и то же время каждый день, организм привыкает и засыпание занимает меньше времени.

Критично важно сохранить дневной сон как можно дольше.

Такому ребенку требуется больше сна, чем другим потому что ему нужно компенсировать эмоциональные затраты от высоких перегрузок. Он устает быстрее и сильнее других детей.

Посмотрите нормы сна. Ваш ребенок должен вписываться в средние рекомендации. А лучше начинать с верхней границы нормы.

Даже небольшой недосып повышает импульсивность, гиперактивность и невнимательность (13).

Контроль за вами

У детей с СДВГ страдает функция самоконтроля и саморегуляции. Применительно к теме сна это означает, что ваш ребенок:

1. Испытывает сложности с планированием своих действий: сначала убрать игрушки, взять ночную одежду, потом принять душ, уложиться в 10 минут, почистить зубы, одеть пижаму, потом пойти в спальню и не задерживаться по пути, лечь в кровать. Многоступенчатые действия могут вызывать сложности. На любом этапе ребенок может выпасть из процесса и в итоге лечь на два часа позже.

2. Сильно отвлекается в процессе подготовки ко сну. Может зависнуть перед телевизором, случайно проходя мимо. Заинтересоваться чем-то в комнате вместо того, чтобы лечь в кровать. Может вылезти из кровати после того как лег и пойти что-то делать. Укладывание может затянуться надолго.

3. Проявляет интенсивные эмоциональные реакции на любые ситуации и долго отходит. Ему сложно самому затормозиться и войти в спокойное состояние. Может «разойтись» перед сном так, что полночи будет бегать по дому. Находясь в кровати, часто не может спокойно лежать: ерзает, суетится, не замолкает, машет руками и ногами. Такое ощущение, что его батарея никогда не разряжается.

Поэтому контроль за сном остается за родителями еще долго.

Перед уходом в спальню помогайте заранее спланировать активности: «через 10 минут мы заканчиваем все дела и идем в ванную». Напоминайте о необходимости сделать те или иные действия. Проверяйте что он сейчас делает и приближается ли цели.

Также ошибкой будет отправить ребенка укладываться в спальню одного. Туда нужно идти с ним и помогать ему успокоиться перед сном. Иначе укладывание может затянуться.

Ищите средства, которые помогут успокоить ваше чадо непосредственно перед сном. Кому-то достаточно родительского присутствия и чтения книги. Кому-то помогает легкий массаж или простое поглаживание перед сном. Кому-то требуется включать расслабляющую музыку и даже проводить легкие медитации.

Введите ритуал перед сном

Ребенок с СДВГ легко отвлекается и не может успокоиться. Это не тот ребенок, который сам в три года идет в кроватку и сам засыпает. Ребенку с СДВГ важен ритуал, и он должен быть так долго по возрасту, как требуется. Вы должны проводить время перед сном, помогая ребенку настроиться на сон. Подробнее.

Постоянство очень важно. Здесь же важно, чтобы вы как родитель устанавливали правила и границы в поведении. Именно вы решаете время начала сна и устанавливаете правила поведения (например, нельзя выходить из спальни после выключения света).

Ограничьте стимулирующие активности вечером

В зависимости от возраста и сути проблем вы сами знаете, что это за активности. Дети с СДВГ возбуждаются быстро, а тормозятся медленно. Иногда они не способны войти в нормальное состояние перед сном, что вызывает ужасную ночь.

В раннем возрасте чрезмерно возбуждающие активности лучше планировать на утро.

Телевизор и гаджеты лучше дозировать по времени. Перед сном должно быть свободное от экрана время, чтобы нервная система успокоилась. Как минимум за 1,5 часа до сна.

Ограничьте использование гаджетов

Электромагнитное излучение подавляет выработку мелатонина (гормона, критично важного для хорошего сна).

Мелатонин также разрушается от света, исходящего от любого экрана. В итоге ребенок долго засыпает и плохо спит ночью.

Даже, если вы не видите проблем со сном, качество сна страдает (так как концентрация мелатонина неоптимальна для глубокого сна)

Как минимум за полтора часа до ночного сна ребенок не должен использовать телефон или планшет.

В другое время дня также есть смысл дозировать время на гаджеты.

Гаджеты не только влияют на качество сна, но и на развитие детского мозга.

Помогите чувствительному ребенку

Некоторых детей раздражают обычные вещи и ситуации. Слишком яркий свет, от одежды все чешется, неудобная подушка – и так далее. Попробуйте понять и помочь ребенку.

Проконсультируйтесь с неврологом и педиатром

Дети с СДВГ также могут получить выгоды от дополнительного приема мелатонина, так как у многих есть проблемы с нарушением циркадного ритма, но только по назначению врача. А также врач может назначить иные препараты.

Исключите иные медицинские проблемы.

СДВГ часто ассоциируется с проблемами сна: бруксизмом, синдромом беспокойных ног (44% людей с СДВГ страдают им по сравнению с 7-10% из обычной популяции), апноэ, синдромом отложенной фазы сна. Обязательно оцените характер засыпания и сна вашего ребенка и проконсультируйтесь с врачом.

Исключите кофеин в диете ребенка

Оптимизируйте уровень витамина Д3, магния, цинка и железа.*

(*Ссылки на научные исследования приведены в конце статьи).

У большинства детей с СДВГ неоптимальный уровень этих элементов: все критичны для регуляции процессов сна и бодрствования, а также влияют на проявление симптомов СДВГ. Витамины и минералы сами по себе не являются средством лечения и не заменяют лекарственные препараты. Но если у ребенка есть дефицит, это может усугублять как сложности со сном, так и симптомы синдрома.

Дефицит витамина Д3 ассоциируется с симптомами СДВГ (1). Дополнительный прием витамина Д3 улучшает поведение (2).

Дефицит магния также повышает силу эмоциональных реакций, склонность к импульсивному поведению и истерикам (3). Дополнительный прием магния существенно улучшает симптомы СДВГ (4, 19).

Существует связь между СДВГ и уровнем цинка в организме (5, 19). А также с запасом железа: у людей с СДВГ сывороточный уровень ферритина ниже средней популяции (6). Дефицит железа усугубляет импульсивность и гиперактивность (19). Нормальный уровень железа критичен для хорошего сна.

Пожалуйста, проконсультируйтесь со своим врачом: не занимайтесь самоназначением.

Все перечисленные выше витамины и минералы также в свою очередь влияют на качество и продолжительность сна.

Добавьте омега-3 в рацион ребенка*

(*Ссылки на исследования приведены в конце статьи).

Омега-3 влияет и на сон, и на проявление симптомов СДВГ.

Множество научных исследований предполагает наличие выгод от приема добавок омега-3 для пациентов с СДВГ (7).

Мексиканское исследований (10) выявило влияние добавок омега 3/6 на шкалу гиперактивности и импульсивности. При потреблении омега 3 в течение 12 месяцев пациентам требовались более низкие дозы препаратов.

Другое исследование (11) заключило, что 0,5 г. EPA в сутки улучшило поведение на занятиях и снизило оппозиционное поведение детей.

В другом исследовании (9) дети с СДВГ получали 900 мг EPA и 600 мг DHA в день в течение трех месяцев. Выводы: добавка омеги-3 снизила симптомы СДВГ.

Выбирайте правильные добавки. Подробнее про омега-3 и ее влияние на сон.

Минимизируйте количество «синтетической» еды и сахара

Искусственные пищевые красители и имитаторы вкуса негативно влияют на сон детей, а также усиливают симптомы СДВГ. Проанализируйте: что ест ребенок и в каком количестве.

Обратите внимание на сладости, газированные напитки, чипсы, хлопья, сладкие йогурты, шоколадки, мороженное.

Люди, потребляющие больше сахара, спят хуже и проводят меньше времени в глубоком сне (20). Глубокий сон важен для восстановления, иммунной системы и роста.

Конечно вы не сможете отказаться от сладостей вообще. Но хотя бы ограничить потребление вечером стоит.

Обеспечьте ребенку подверженность солнечному свету в первой половине дня

Солнечный свет – основной синхронизатор циркадного ритма.

Важно гулять каждый день в первой половине дня: даже в пасмурную и плохую погоду.

Оптимизируйте серотонин

Некоторые лекарственные препараты, назначаемые детям с СДВГ на Западе, имеют эффект как раз за счет воздействия на уровень серотонина.

Неожиданная новость: основная часть серотонина производится в кишечнике.

Состояние микрофлоры может усугублять проявления синдрома. А также кишечник значительно влияет на наш сон.

Если у ребенка есть проблемы, проконсультируйтесь с педиатром.

Проанализируйте диету: больше полезной для микрофлоры пищи и меньше вредной.

Другие добавки

Определенной эффективностью для симптомов СДВГ найдены также:

Проконсультируйтесь с врачом.

Ребенок должен пить достаточно воды

Обезвоживание усугубляет когнитивные проблемы (18). Достаточное количество жидкости важно и для хорошего сна.

Как вы уже поняли из статьи, на сон влияет все!

Сколько жидкости должен потреблять ребенок?

По рекомендации ВОЗ (17) это:

В объем жидкости входит вода из фруктов и овощей, супа, сока. молока, а не только чистой воды.

Читайте также:

P. S. Дорогие читатели, я трачу очень много времени на изучение научных источников и написание подобных статей. Если вы нашли мою статью полезной, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях. Это будет лучшей помощью для моего блога и мам, нуждающихся в информации.

Источник

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.

3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.

4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.

5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.

Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.

Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.

Шизофрения. Отличительные признаки:

1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.

3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.

4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.

5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.

6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.

7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.

8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.

Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.

Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?

Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?

Ребенок с СДВГ. Советы родителям

1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.

2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.

3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.

4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.

Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html

Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости

1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.

2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.

3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.

4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.

5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.

Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *