Почему автор использует прием сна

Почему автор использует прием сна

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сны в русской литературе

Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.

Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.

Что же значит сон в русской литературе?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.

Готовые работы на аналогичную тему

В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.

В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.

Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:

Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.

В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.

Значение снов в русской литературе

Как уже говорилось выше, каждый из типов сновидений в русской литературе несет свое предназначение и по-своему влияет на текст. Проанализировав несколько наиболее известных произведений русской литературы, можно прийти к выводу о том, что использование такого приема в произведении имеет множество значений и задач. Прием описания сновидения может служить:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.

Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, неся в себе как позитивную эмоциональную окраску, так и негативную, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.

Источник

Сон как литературный прием. Исследовательская работа.

Почему автор использует прием сна. picture 206068 1363098817. Почему автор использует прием сна фото. Почему автор использует прием сна-picture 206068 1363098817. картинка Почему автор использует прием сна. картинка picture 206068 1363098817. Вы будете перенаправлены на Автор24

В данной работе рассматривается сон как литературный приём.На примере произведений(«Слово о полку Игореве», В.А.Жуковский»Светлана»,А.С.Пушкин»Капитанская дочка», М.А.Булгаков»Мастер и Маргарита») рассматривается,какую роль играет в них сон, особенности сна: цветовая гамма,звуки,символы и художественные детали и делается вывод о роли сна в художественных произведениях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1.Сон как литературный прием (вступительное слово);

2.Таблица художественных особенностей снов;

3.Сон Святослава, его художественные особенности;

4.Сон Светланы, его художественные особенности;

5.Сон Гринева (символы, детали, цветовая гамма);

6.Сон Никанора Ивановича, его роль;

7.Выводы по исследовательской работе;

8.Заключительное слово о работе;

Сон как литературный прием

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

Известно, что ведущим приемом он был у писателей – романтиков. Как правило, это был сон вещий, пророческий (Н.В.Гоголь «Страшная месть».)

Сон одного из действующих лиц литературно – художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания героев

Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон – безопасный повод для откровенности.

Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

Сны мы можем рассматривать как форму для развития основного сюжета. Этот прием помогает читателю перейти от действительности к эстетическому созерцанию; во сне автор отражает как в вогнутом зеркале в увеличенном виде то, что для него особенно важно, дорого, значительно.

В произведении русских писателей разных прозаических и поэтических жанров сон выполняет определенную функцию. Сон в художественном произведении является как бы аллегорией, иносказанием. Таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

Представим это в виде таблицы. Для работы возьмем произведения древней литературы «Слово о полку Игореве» (обратите внимание, уже тогда, в 12 веке, использовали этот прием; корни этого приема уходят в глубокую древность.)

Так же мы берем балладу В.А.Жуковского «Светлана» (19 век). И произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Рассмотрим, чем обычно бывают наполнены сновидения.

Скатанный жемчуг
доски без князька
враны
два сокола
путы железные

два солнца померкли
два месяца – Олег и Святослав тьмою заволоклись

Синее вино
от златстола
багряные столпы
тьма свет покрыла

Кровать из тиса- красного дерева
полковники
ублажали
Тмутаракань
болотина
поречье
багряные столпы погасли
река Каяла
буйство поганых тел
бесчестие славу сменило
готские девы-красавицы

Уныли стены
веселье поникло
взыграли враны
воспели на бреге

Храм
свечи
кони
луна
гроб
вран
поле
белая пелена
страшные места
метель
вьюга
свечка пред иконой
крест в руке
белоснежный
голубок
венец

блестит свечами
бледен и унылый
яркий свет паникадил тускнеет
черный
белая
свет
белоснежный
светлые глаза
бледность на устах

У ворот их санки
пусто все вокруг
Степь
На луне туманный круг
блестят поляны
тьма людей
вран вьется над санями
в поле огонек
мирный уголок
одинокая в потьмах
хижинка
изба

дрожащий свет
затворить очи

Смолкнул милый
каркает печаль
свистит крылом

Безответный
трепет
слезы
все утихло
страшное молчанье
легкое журчанье
смолкнутый стон

барский двор
крыльцо
кровать
борода
топор
страшный мужик

комната слабо освещена
черная

Пораженный страхом
люди с печальными лицами
весело поглядывает
спотыкался о тела
кровавые лужи

С глубоким огорчением
болезнь отца
ласково кликал

Сон Никанора Ивановича

Золотые трубы
большие лакированные двери
валюта

красные горящие слова

небольшой, но богатый театр

публика мужского пола с бородами

в белых колпаках и с разливными ложками в руках

Благодаря словам и словосочетаниям, записанным в таблице, мы можем заключить, что сон Святослава предсказывает трагедию, которая произошла. Печально закончился поход князя Игоря на половцев, Застонала Русская земля.

Во сне Светланы много фантастики, Жуковский показывает борьбу мистических сил, добрых и злых, но в конце побеждает добро.

А вот в произведении А.С.Пушкина сон выполняет другую функцию: он отображает драматические события, которые произойдут в судьбе Гринева.

Во сне Никанора Ивановича отражается его повседневная жизнь, то, чем он живет, но несколько в искаженном и мистическом виде, он зациклился на четырехстах долларах, у него серьезные проблемы со здоровьем. Постоянные сновидения об одном и том же разрушают его психику.

Все сны, на мой взгляд, имеют нечто общее. Практически в каждом сне есть свои символы, художественные детали, играющие немаловажную роль, своя цветовая гамма, звуки. И роль этих особенностей колоссальна. Они многое могут передать умному читателю.

Более детальное исследование сна как литературного приема в данных произведениях позволяет расширить наши познания и сделать интересные находки.

Остановимся на сне Святослава:

Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду.

Ему снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «Золотом слове». В этом сне заложен великий смысл: призыв объединить свои силы всем князьям на Руси против половчан, врагов: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю.

Святослав призывает прекратить все распри между князьями, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода. Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «Злато слово», в котором он выступает объединителем рус. князей в борьбе с врагами.

Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мертвых и с землей, но одновременно также с небом. Поэтому ворон наделяется функцией посредника между тремя мирами и ему предписывается мудрость и способность предвидения. Таким образом, вещий ворон – преимущественно вестник несчастий и смерти.

Этот сон – предупреждение и призыв к действию.

Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим: «. вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы. На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».

Итак, в этом сне много символики; богатство фольклорных

Попробуем разобраться в символике сна Светланы:

Интересен мистический сон главной героини баллады В.А.Жуковского «Светлана». В произведении нам представлена антитеза противопоставление добрых сил злым, сна-действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит.

Грань между явью и сном стерта. И это факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню.

Расшифруем некоторые символы сна.

Двойственность этого образа – символа отражается в традиционно существующих образах белого коня – олицетворение дня и черного коня – олицетворения ночи.

Вьюга, метель – образы – символы беды, разрушения, хаоса.

Ветер, вихорь – олицетворение злых сил в народе.
Молитва – обращение к Богу и мыслимое как божественная сила с помощью слова, жеста, поведения. Различают стихийную молитву и ритуализированную в слове, жестикуляции и поведении. Бог считается существом, которое само требует, чтобы к нему в бедственных случаях обращался человек «И призови меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь меня.

Гадания – это языческий обряд. Обычно гадания происходят во время Святок. Святки зимние с 25 декабря по 6 января. Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства. Святки считаются праздником молодежи по преимуществу.

Святки – время выяснения суженых и первых шагов к заключению браков, «никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские люди веселятся. Святки созданы для русских дев. В посиделках, играх, песнях все направлено к одной цели – к сближению суженых».

Святочные обряды проводились по всем правилам «простонародной старины». Видов гаданий было множество. Одно из гаданий – гадание на зеркало обычно происходило в бане, а не в светлице, помещении, где нет икон. Гадание по церковным канонам считается греховным, это обращение за помощью к нечистой силе.
Еще один способ гадания, это когда «за ворота башмачок, «сняв с ноги, бросали».
Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходит на улицу и смотрят: в которую сторону обращен башмачок носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит, обращенный к домашним воротам: в этот год ей замуж не выходить.
В балладе Жуковского святочный сон фигурирует, однако, в функции, противоположной фольклору; вся святочная фантастика привиделась героине во сне и объявляется несущественной перед лицом веры в Провиденье. «Вещая», предсказывающая роль сна снята.

«Голубок со светлыми глазами ». В древних культах голубь был символом чистоты, кроткого нрава, нежности. У древних славян существовало поверие, что в голубя превращается душа умершего.
Ангелы являются обычно во сне. Видеть ангела – знак величайшей радости и счастья. Ангел – вестник. Через них Господь являл людям свою волю.
Божий храм – это возможность спасения души, но храм одинокий, «в нем двери ветер отворил» « тьма людей во храме»
Венец – терновый венец – символ страдания, венец свадебный – символ верности.

Итак, сон в данном произведении играет роль счастливого разрешения печальных событий.

И, наконец, попытаемся разобраться в символике сна Петра Гринева:

Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.

Сон оказался пророческим. В скором времени молодой Гринев встретил
Пугачева. Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет.

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.

В ходе поисков удалось обнаружить некоторые материалы и топоре как символе:

(Восстание Пугачева было подавлено, а сам Пугачев был казнен, ему отрубили голову.)

Лужи крови могут символизировать утечку жизненной силы

Сон Никанора Ивановича:

Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше понять образ героя, а также являются отражением одной из смысловых линий романа – противопоставление добра и зла и мы видим, как это зло (его постоянные сновидения), мешают ему вернуться к нормальной человеческой жизни и разрушают его изнутри.

Рассмотрим некоторые символы и детали, которые присутствуют в сне Никанора Ивановича:

Занавески снятся к неожиданным посетителям, которые могут принести большое беспокойство; видеть во сне занавеси означает, что вам не доверяют, утаивая нечто важное.

Борода : мужественность, мужская сила, с одной стороны, и дикость, варварство, с другой стороны.

Пол является вашей основой и поддержкой. Отмечайте особенности пола, чтобы решить, какое значение этот символ может иметь для вас. Например, пол может быть таким скользким, что вы не чувствуете себя в безопасности, быстро проходя по нему. Это может означать, что вы не считаете себя способным передвигаться по жизни, не приняв мер предосторожности.

Тьма – это дополнительно противозначащий символ света, прежде всего она является олицетворением древнего начального хаоса, является прежде всего символом, далеким от божественного света, сопрягаемым с мраком потустороннего мира и врагами этого мира.

Отметим, в культуре XX века сон становится одним из ведущих образов интеллектуальных игр наряду с лабиринтом, маской, зеркалом, садом, библиотекой, книгой. Сновидение становится игровым полем, на котором осуществляется игра в сакральное.

Подводя итог всей исследовательской работе, мы отметим, что использование авторами сна как литературного приема играет важную роль. И мы убедились, что функции сна многогранны, многолики. Использование приемов сна – интересная находка для писателя

Метафорика снов становится ключом к пониманию идейного содержания произведений, авторской позиции.
Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием.

Я коснулась в своей работе трех произведений, в которых использован сон как литературный прием. То, что я узнала для себя, очень увлекательно и познавательно. Открывается безграничное поле деятельности для находок, которые позволяют глубже проникнуть в идейный замысел произведения.

Источник

Сон как художественный прием в русской литературе XIX в.

Разделы: Литература

Цели и задачи:

Методы и приемы:

Оборудование:

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман И.А. Гончарова «Обломов»;
запись фрагмента оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»;
иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»: художник И.В. Волков «Сон Татьяны» (1891 г); Ю. Звирбулис «Сон Татьяны» (1974г.); иллюстрации к роману И. А. Гончарова «Обломов»: С. Шор «В гостиной перед ужином» (1936 г.); Чемберс-Билибина «Двор в Обломовке» (1908 г.), «Илюша и няня» (1908 г.); В. Табурин «Илюша у оврага» (1898г.)

ХОД УРОКА

Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.

У. Шекспир «Буря» (Акт IY, сцена I)

I. Сообщение темы, целей урока; запись темы, эпиграфа в тетрадь.

1. Вступительное слово.

— Ребята, думаю, для вас не секрет, что сон для человека всегда был таинственной загадкой. Как всякая тайна, он чрезвычайно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и даже колдовство… Безусловно, интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Например, Никита Ильич Толстой (1923-1996), выдающийся советский и российский исследователь славянской мифологии и этнолингвистики, изучая славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, установил, что «сон-это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования и пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов». К постижению феномена сна стремится и наука, недаром изучением природы сна в настоящее время занимаются специализированные научно-исследовательские институты большинства стран мира. Некоторые из этих институтов так и называются: «Институт сна», «Лаборатория сна», «Институт изучения сна» или же «Клиника нарушений сна». Такой ажиотаж вокруг сна среди ученых связан в первую очередь с тем, что науке о сне не более ста лет. А Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель – продолжением деятельности. Например, Менделеев открыл свою таблицу во сне. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было использовано литературой. Сны – одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает его чувства и переживания.

— Ребята, может быть, вы вспомните стихотворения и их авторов, в названиях которых встречается слово «сон»?

— На память приходят такие названия стихотворений, как «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день…»)1830-31г, «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)1841г. М.Ю.Лермонтова; «Сновидение» 1817г. А.С. Пушкина; «Сон на море» 1830г. Ф.И. Тютчева; «Сны раздумий небывалых…» 1902г. А.А. Блока и т.д. Список может быть длинным. Мы ограничим нашу тему именами двух великих русских писателей (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.А. Гончаров «Обломов») и попытаемся выяснить, какую функцию выполняет сон в произведениях разных жанров. Эпиграфом к нашему уроку послужат строчки из шекспировской пьесы «Буря» 1609г.

Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.

Писатели часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить желаемое своих героев, а порой через них и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного. Давайте вспомним святочную неделю, в течение которой русская традиция по гаданиям и снам предлагает угадывать будущее. Есть поговорка по такому случаю: «Сон – совет, а ясный день – ответ». И вот именно такой сон, роль которого нам нужно выяснить, мы увидим у А.С. Пушкина в его гениальном романе «Евгений Онегин».

II. Чтение, обсуждение и анализ эпизодов.

1. А.С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

— Вспомним, как А.С. Пушкин объясняет те особенности характера Татьяны, которые не понял Онегин и за которые любит ее Повествователь?
(«Татьяна русская душою…» (гл. 5, ст.IY))
— А теперь прослушаем запись из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
— Как эта запись перекликается с текстом романа?

(И в опере сатирически изображаются образы гостей, которых она ждет на свои именины, они особенно неприятны ей теперь, после того, как она узнала Онегина)

— Произведем сравнительный анализ: «За столом сидят чудовища кругом…» (гл.5,ст. XY)
Гости на именинах (гл.5,ст. XXY)
(С помощью сна перед нами выстраивается галерея карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным).
— Прошло полгода со времени объяснения Татьяны и Онегина, но он по-прежнему продолжает жить в ее воображении, за эти полгода он ни разу у Лариных не был, поэтому появление его на именинах будет воспринято Татьяной как неожиданность.

Сообщение, подготовленное заранее учащимся «Традиционные мистические элементы сна Татьяны» (Зверь, петух и свинья, медведь, козел, река)

(«Пошли приветы… (гл.5,ст. XXXIY)

— Кто помешал во сне счастью быть вместе с Онегиным? (Ольга и Ленский)
«Вдруг Ольга входит…» (гл.5, ст.XX)

— Ребята, как вы думаете, для чего Пушкин в реалистическом произведении вводит элементы мистики?

-Чем реален этот сон?
(Он предсказывает реальное событие – гибель Ленского, разрыв Татьяны и Онегина).

— Какова художественная роль сна Татьяны в романе?

— Как вы понимаете значение слова «пророческий»?

— Обратимся к иллюстрациям русских художников. Удалось ли передать им замысел автора?

Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:

2. И.А. ГОНЧАРОВ «ОБЛОМОВ».
— Известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «…постепенно в истории культуры…сон-предсказание – окно в таинственное будущее – сменяется сном как пути внутрь себя». Но ведь путь внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне и, естественно наяву. И такой сон, показывающий лучшие качества личности, которые читатель не сразу видит при описании обыденной жизни героя, мы наблюдаем в романе Гончарова «Обломов».

— Вспомним содержание главы «Сон Обломова».

Звучит художественный пересказ главы в исполнении учащегося с использованием иллюстраций к роману.

— Ребята, может быть, сон Обломова – это сон о потерянном рае, утраченной гармонии? Что такое Обломовка? Может, это образ прекрасной, но недостижимой, невозможной уже жизни, своеобразная утопия?

(Да, это утопия для Обломова, но не для автора)

— Вспомним, что такое утопия-антиутопия.

(Утопия – жанр художественной литературы, описывающий модель идеального общества.
Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития).

— С помощью сна мы обращаем внимание на одну из важнейших тем романа – тему нереализованных возможностей. Это мы слышим из уст Штольца.

— Что он говорит в конце романа об Обломове?

(«А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен, и – пропал!»
ч. IY, гл. XI?)

— И Ольга Ильинская вторит Штольцу. Обратимся к тексту.

(«Отчего погибло все? – вдруг, подняв голову, спросила она. – Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и гибнешь!» ч. III, гл.XI)

— Чувствовал ли сам Обломов, что с ним происходит?

(«Отчего же я такой?» ч.1, гл.8)

— Что же объясняет сон Обломова?

(Сон объясняет, почему хорошие, светлые начала души героя все-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный).

— Какую композиционную роль выполняет сон в романе? Что отделяет? Почему?

(Сон отделяет Обломова от визитеров и Штольца. Герой не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления)

Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:

— Гончаров, показывая Обломова, его сон, использует ярчайшую художественную особенность в этом эпизоде романа. Сказки В. Жуковского «Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина говорили о том, что чудесный сон – избавление от смерти: придет любимый с поцелуем и исчезнут чары. Любовь вернет к жизни, разбудит от сна. Гончаров же, чтобы показать трагедию личности своего героя, подчеркивает, что сон Обломова продолжается всю жизнь, даже любовь Ольги не заставила его жить.

III. Подведение итогов урока.

— На основании своих записей в тетради, сделайте вывод: какова композиционная роль снов как художественного приема в литературе.
Учащиеся самостоятельно письменно формулируют общий вывод.

(Русские писатели, используя сон как художественный прием, помогают читателю глубже понять не только суть личности героев, но и идейное своеобразие всего произведения).

IY. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *