Почему души приходят во сне
Что происходит во время сна с душой человека
Взгляды на то, где находится душа человека, когда он спит, в разных культурах отличаются. В одних она неразрывна с телом и покидает его только после кончины. В других у человека их несколько, некоторые способны путешествовать во сне по другим мирам.
Путешествия астральных тел
Душа — это абстрактное понятие, используемое в психологии, философии, религии. Она отождествляется с самой жизнью человека. Душа нематериальна и невидима. В психологии душой называют совокупность переживаний, внутренних стремлений, желаний.
В философии осмысляется другая сторона: бытие души, ее конечность или бесконечность, воля духа. Умы ставят вопросы, равняется ли воля духу, или это разные понятия.
Популярная версия, что происходит с душой во время сна, раскрывается в оккультизме и эзотерике. В теории она вылетает, но связана с телом тонкой энергетической нитью. Сны — не что иное, как путешествие по другим мирам, но по утру не все их вспоминают.
Существует астральный мир, в котором обитают разные сущности. Астральная проекция человека попадает туда ночью, а часть воспоминаний формирует сновидение.
События, кажущиеся нереальными в этом мире, реальны для того. Например, сон про бегство от маньяка значит, что за вашей астральной проекцией охотилась злая сущность. Если пришлось встретиться со знакомым или незнакомым человеком — произошла встреча двух душ.
Выход в астральный мир
Переход в астральный мир бывает произвольным и непроизвольным. Для первого вида необходимо овладеть специальной техникой вхождения. Тогда получится путешествовать, не ожидая сна. Состояние выхода в астральный мир подобно медитации. Не специально человек отправляется туда во сне, а при потере сознания, в трансе. Тогда кажется, что можно смотреть на себя со стороны.
В астральном мире есть несколько уровней, чем выше подниматься, тем меньше он таит опасностей и больше эмоционального удовольствия.
Другой вариант попасть в астрал — осознанное сновидение. Если получилось понять, что вы спите, попробуйте управлять видением. Люди начинают с простого перемещения в пространстве: прыжки, полеты. Затем высшие силы разрешают выходить им за пределы отведенного места, перемещаться в мирах.
Техника осознанного сновидения сложная, но ее преимущество в безопасности и экономии сил. Недостаток — резкое возвращение из-за внешних факторов, ограниченное время пребывания.
Возврат
Душа во время сна связана с телом и аурой человека серебряным энергетическим шнуром. Хотя астральный выход считают безопасным, есть данные о застревании и невозможности вернуться обратно.
Поэтому нельзя допускать, чтобы недоброжелатели имели доступ к физической оболочке. Не зря предки верили в энергетическую уязвимость человека во сне, даже сейчас не советуют ставить зеркало напротив кровати. Если связь оборвется, то человек не сможет вернуться в тело. Это приводит к физической смерти.
Практики говорят, что есть риск столкнуться с опасными существами. Больше это касается эзотериков, которые используют астральные проекции в магических целях. Они преднамеренно разрушают чужую энергетическую защиту.
Человечество осваивает астральный мир, чтобы получить доступ к вселенской информации. Она находится там в виде эфирных тел пребывает вся информация. Получив доступ к ней, можно узнать все про прошлое, настоящее и будущее. Главная проблема человечества в том, что видения забываются либо неверно интерпретируются.
Представления в исламе
Всех людей наделил душой Аллах. Мусульмане верят, что в теле их 2.
В исламской культуре мысль о покидании тела душой во время сна естественна. В любой момент Аллах может забрать ее и отдать. Он же и решает, сколько человеку суждено проспать.
Суеверия индейцев
Древний народ, индейцы, считают, что у человека 3 души. Первая — эго, существует с рождения до смерти. Вторая — дает силы для бодрствования. А третья — называется свободной, вылетает из тела во сне. Она путешествует по другим мирам, поэтому люди видят сны.
В индейской культуре видениям отведено особое место. Они несут в себе знания, там зашифрована мудрость. Изучая сновидения, люди учатся понимать мир. Воображаемое пространство выступает реальным: дух способен общаться с умершими, животными, неживыми предметами, пересекать пространство и время.
Толкованием видений занимались старейшины. Иногда через конкретного человека высшие силы передают послание всему племени.
Взгляд христианства
В православии душа человека находится в теле всегда, покидает его только после смерти. Даже при заключении договора о ее продаже дьяволу она остается в теле, но обречена на Ад после кончины. Также не одобряет церковь версии о переселении, перемещении в животных и т.д.
Народные знания
Приметы говорят, что души летают только у некоторых людей. Она выходит из тела, тогда нам снится, что мы летаем. Часто это происходит у детей в период физического и духовного роста. Взрослые тоже летают, но реже. Такой способностью наделены интеллектуалы, творцы, мыслители.
В поговорках есть намеки на способность перемещаться, но безопасно только в пределах тела: душа ушла в пятки. А вот отдать Богу душу, т.е. вывести ее за пределы оболочки, говорит о смерти.
Когда умершие приходят во сне
Группа авторов, 2013
О том, что происходит с человеком после того, как он умирает, и о том, как нужны ему наши молитвы.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда умершие приходят во сне предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
«Знаем и веруем, что Всеведущий и Милосердный Господь всегда пресекает земную жизнь человека в момент, наилучший для его спасения…»
Протоиерей Валентин Свенцицкий
КОГДА УМЕРШИЕ ПРИХОДЯТ ВО СНЕ
РАССКАЗЫ О ЯВЛЕНИЯХ УСОПШИХ СВОИМ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ
О том, что происходит с человеком после того, как он умирает, и о том, как нужны ему наши молитвы
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
Полное или частичное воспроизведение настоящего издания каким-либо способом, включая электронные, механические или магнитные носители, в т.ч. фотокопирование, допускается только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».
Все права защищены.
Все права на издание и название защищены.
Переиздание возможно только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».
Интернет-сайт издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» www.novm.ru
Вести от усопших близких
Очень многим людям снятся сны о близких или родственниках, покинувших уже этот мир. Во сне и те, и другие о чем-то говорят, обнимаются, как в реальной жизни. Затем, пробудившись, тот, кто видел такой сон, долго пребывает в раздумьях: что бы это значило? Пытается усмотреть в этом какой-то знак или предзнаменование. Есть ли смысл во всем этом?
В феврале 2003 года больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка и, перелистав календарь, указала дату: 4 августа. Владыка вопреки оптимизму лечащего врача сказал, что это день его смерти. Что и сбылось. [1]
Митрополит Филарет Московский в одном из поучений говорит: «Явления из духовного мира неизъяснимы, но неопровержимы», — и сам он не только не усомнился, когда во сне ему явился умерший родитель, который открыл ему день смерти, но стал готовиться к отшествию в загробный мир.
Московскому митрополиту Филарету, почившему 19 ноября 1867 года, за два месяца до его кончины было необычное извещение из другого мира о близком отшествии его в вечность. Это было 17 сентября. Владыка в это время находился в Троице-Сергиевой Лавре. 18 сентября поутру, пробудившись, митрополит призывает к себе наместника Лавры, архимандрита Антония, которого он любил и уважал и которому он особенно доверял. «Ныне ночью, — сказал ему Филарет, — мне явился родитель мой и сказал: береги девятнадцатое число». Наместник позволил себе заметить: «Владыко, святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения? Притом как же можно обращать внимание на такое неопределенное указание? Ведь девятнадцатых чисел в каждом году бывает двенадцать». Но владыка ему с уверенностью сказал на это: «Не сон я видел и потому думаю с этого времени девятнадцатого числа причащаться Святых Таин». И действительно, он причащался 19 сентября, 19 октября и 19 ноября. 19 же ноября он тихо скончался.
Знаменателен также сон великого русского ученого Михаила Ломоносова.
На пути из Голландии в Россию на корабле Михаил Васильевич Ломоносов видит сон: вот отец его, рыбак, плывет на лодке по Ледовитому морю, поднялся ветер, шумят волны и готовы поглотить пловца; сын хочет кинуться к нему на помощь, но руки и ноги его онемели; лодка, ударившись о берег близлежащего острова, разбивается в щепы: отец борется с волнами, вынырнул было, вскрикнул: «Михаиле!» и исчез, а потом выкинут на берег. По прибытии в Петербург, не имея покоя в душе при неотступной мысли, что отец его лежит не погребенный, Ломоносов отыскал в столице своих земляков. Спрашивал их, что сталось с его отцом; те ответили, что в начале весны он с товарищами отправился в море, но вот уже четыре месяца о них ничего не слышно. Не имея покоя в душе, Ломоносов сам хочет ехать на виденный во сне остров, знакомый ему с детства, но отпуска из Петербурга не получил. Тогда он упросил местных рыбаков побывать на том острове и, если найдут тело отца его, предать его честному погребению. Тело отца было найдено и погребено.
С людьми сомневающимися спорить не станем; а по нашей вере, тут дух отца сказал духу единственного сына о своем предсмертном томлении и посмертной туге вследствие того, что тело остается без погребения и молитв. Так по крайней мере смотрел на дело сам Ломоносов.
Другой случай. «Два приятеля умерли один за другим зимой, их похоронили рядом. Обе вдовы почти каждый день встречались на кладбище. И вот однажды, в ночь под воскресенье, одной из них снится муж и говорит ей, чтобы она завтра пришла на кладбище обязательно рано утром. Проснувшись, она удивилась и усомнилась: она собиралась идти в храм возле кладбища на литургию, как обычно, к десяти часам, а тут вдруг — рано утром. Но почему-то ей захотелось исполнить услышанную во сне просьбу. Она поехала на кладбище и увидела, что случилась беда: могила друга провалилась на полметра — зрелище было ужасающее. Видимо, в землю, которой засыпали могилу, попало много снега: ночью шел дождь, снег растаял, и земля осела. Если бы вдова друга, которая вообще была на грани психического срыва от горя, пришла и увидела этот кошмар, дело кончилось бы психбольницей. Женщина быстро вынула из ямы венки, натаскала с помойки старых венков и букетов, заполнила ими яму, а сверху прикрыла «собственными» венками покойного. И только она закончила эту работу, как явилась вторая вдова; они мирно поплакали вместе и разошлись. А что было бы, если бы она пренебрегла просьбой покойного мужа?» [3]
Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?
Что касается снов от Бога, то преподобный Никита Стифат указывает, что они бывают разных видов. Грешные люди, не интересующиеся духовной жизнью, как правило, вообще не видят снов от Бога. Христиане, которые уже встали на путь духовной жизни, могут видеть сны-«зрения», через которые Господь помогает им постигнуть Его волю и стремиться к исправлению себя и духовному росту. Наконец, люди святые, исполненные Духа Святого, получают прямые откровения в снах, им бывают подлинные явления святых, Ангелов, Богородицы и Самого Господа.
Итак, лишь святые люди могут безошибочно и точно отличать откровение Божие от бесовской подделки. А значит, для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений крайне трудно и даже невозможно. Поэтому святые отцы единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. Вих творениях нередко приводятся примеры того, как иногда даже опытные подвижники попадали в бесовские ловушки из-за доверия к снам.
Особенно опасны так называемые «вещие сны», когда человеку снятся какие-то события, а затем они происходят в реальной жизни. Когда такое случается многократно, очень большой соблазн для неподготовленного человека поверить, что эти сны — от Бога, и начать относиться к ним с полным доверием. Преподобный Иоанн Лествичник сообщает, что такие сны внушают бесы, которые «специализируются» на том, чтобы губить людей через страсть тщеславия.
Один лишь Бог, как Творец мира, движущегося во времени, пребывает вне времени и знает в совершенстве то, что для нас является прошлым, настоящим и будущим. А все остальные существа, будучи частью тварного мира, пребывают во времени, в том числе и бесы, и они также не знают будущего, как и мы. Но они могут строить прогнозы и могут использовать более полное, чем у нас, знание о настоящем, чтобы создать иллюзию предсказания будущего и через это соблазнить неопытных и склонных к тщеславию людей. Именно эту ловушку и объяснил преподобный Иоанн.
Грешному человеку крайне сложно и почти невозможно самому распознать все ловушки диавола в отношении снов, но святые отцы указали некоторые критерии, по которым можно отличить бесовские подделки от настоящих сновидений, приходящих от Бога.
Преподобный Варсонофий Великий объясняет, что диавол, создавая свои псевдоблагочестивые сны, «ни Самого Владыку Христа, ни Святого Причастия показать он не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба; но Святого креста показать не может, ибо не находит средства изобразить его другим образом… диавол не смеет употребить его (к прельщению нашему), ибо на кресте разрушена сила его и крестом нанесена ему смертоносная язва…
Святые отцы категорически запрещают испытывать повышенный интерес к снам, пытаться разгадывать случающиеся сновидения, желать и искать духовных откровений в снах — все эти признаки ставят человека в «группу риска» и влекут к тем ловушкам, которые расставляют посредством снов злые духи.
Вообще следует к снам проявлять как можно меньше интереса, не обдумывать их и не иметь привычки вспоминать явившиеся во сне картины, особенно соблазнительные или смутительные.
Но если, при всей нашей осторожности к снам, вдруг появляется сновидение, которое дает серьезное основание полагать, что это знак от Бога, и которое соответствует приведенным выше святоотеческим критериям, все равно не следует толковать его самому, но предлагать это духовно опытному человеку, как советует преподобный Варсонофий Великий.
Таким образом мы, с Божьей помощью, сможем благополучно избежать ловушек диавола, расставляемых через сновидения.
Диакон Георгий Максимов
Как не подобает веровать снам
Многие из христиан привыкли давать веру снам. Как встанут с постели, сейчас и начнут рассуждать, что вот они видели то-то и то-то и что это значит. Что им предстоит такое-то дело, случится такая-то радость или беда, придет — не придет такой-то, — и так далее. Подобным рассуждениям часто не бывает конца.
И вот, вместо того чтобы начать день молитвою и приняться за какое-либо доброе дело, они начинают его грехом. В разгадывании снов проводят утро, гадают, смущают и заражают суеверием домашних, отнимают покой у себя и у других. Им предстоит опасность попасть в сети дьявола, если они не оставят своей безрассудной веры в сны.
В горе Синайской жил старец, многие годы проведший в затворе, великий молитвенник и подвижник. При такой жизни его, конечно, все верили, что он угоден Богу и спасется. Никто не думал, что он погибнет. Однако с ним, к несчастью, случилось именно последнее. И единственно вследствие его безрассудной веры в сны.
Дьявол, узнав эту слабую сторону старца, сначала стал то и дело являть ему сны, которые на самом деле сбывались. А затем уже и такие, которые единственно изобретены были его дьявольским коварством для погибели людей. Так, однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев — светом озаряемых и радости исполненных. Бедный монах, проснувшись, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял иудейскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был изъеден червями и умер лютою смертью.
Вот вам урок, любители и толкователи снов! Не забывайте, что и вас общий враг наш так же легко может запутать, как запутал упомянутого старца. Он ведь не дремлет и случаев погубить кого бы то ни было не пропускает. Но скажите: сны бывают ведь и от Бога? Не спорю. Но когда Бог посылает кому-либо сны, через них открывая ему Свою волю, Он дает с тем и возможность убедиться в том, что это не простые сны. Сам посылает сны и Сам же сообщает толкование их каким-нибудь чрезвычайным путем. Но если этого не случилось — грешно и опасно верить снам. Аминь. (Из слова св. Антиоха, яко не подобает веровати снам).
Прот. Виктор Гурьев. Пролог в поучениях. М., 1912
Связь между умершими и живыми
При потере близких, дорогих лиц всегда нужно помнить, что разлука с ними лишь временная, и если мы их не видим, то это не значит, что они нас не видят, не слышат.
При общем воскресении люди вступят в третью, и последнюю, стадию жизни — соединят ее с обновленными телами (такое тело имел Спаситель по воскресении Своем из мертвых), и жизнь людей никогда не прекратится, как мы исповедуем в Символе Веры, но для одних она будет вечным блаженством, а для других — нераскаявшихся грешников — вечным мучением.
В этой новой жизни, после смерти, без тела, человек должен приспосабливаться. Он растет духовно, как родившись телесно, он растет и развивается умственно и физически, узнает новую среду, которая его теперь окружает, — мир бесплотных духов. Узнает и постигает те стороны, особенности и свойства космоса, которые от него, когда он был в теле, были закрыты, так как он постигал мир эмпирически, при содействии только своих пяти чувств.
Занимаясь на земле наукой, он изучал лишь явления (феномены), открывал постоянство этих явлений при одинаковых причинах, их вызывающих, и выводил, таким образом, законы природы, но он не мог постигнуть сущности вещей. Все ему на земле показывало, что человеческому познанию есть предел. Он не мог, если не имел веры, при жизни объяснить себе и вполне осознать некоторых явлений в жизни людей, ясно показывающих, что есть Рука, направляющая эту жизнь, что на земле царствует не слепой рок, а судьбой человека управляет Великий Разум, Великая Любовь, Великая Правда, Великая Справедливость.
Только вера, давая на земле человеку ведение, облегчает ему понимание многого, что с ним и близкими его происходило и происходит в жизни, только лишь вера дает ему если не ключ к разумению, то необходимое успокоение, когда, оперируя своими пятью чувствами, он убеждается, что их недостаточно для того, чтобы понять и объяснить себе целый ряд явлений в природе и особенно в душевной жизни человека…
Сущность жизни, несомненно, переходит границы человеческого понимания, как сила человеческого духа даже у неверующего человека покоряет его тело и может не только излечивать вначале целый ряд болезней, но и отдалять неизбежный конец (у верующего же человека она может прямо делать чудеса).
Души веровавших умерших, постигая еще более, чем они сознали при жизни, всю благость и величие Творца, не могут не желать своим близким, которых они любили и оставили на земле, не только спасения, но и совершенствования, согласно словам Спасителя: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен», — вот почему они всегда молятся за нас, но и сами в то же время требуют постоянной молитвы за себя.
Эти взаимные молитвы и память друг о друге служат великим утешением и, пожалуй, единственным полным утешением и для живых, и для усопших близких людей. Художественно прекрасные формы нашла себе мысль о глубоком действии на наше религиозное настроение разлуки с дорогими сердцу людьми у Байрона:
О, если там, за небесами,
Душа хранит свою любовь
И если с милыми сердцами
За гробом встретимся мы вновь,
То как манит тот мир безвестный,
Как сладко смерти сном заснуть,
Оставить горе в поднебесной
И в вечном свете потонуть.
Все просто и понятно, и не может быть никакого вопроса «о тайне смерти».
Но пока одни люди, возлагая всю надежду исключительно на человеческий разум и науку, успокаиваются в надежде, что если не им, то их детям скоро все в космосе будет ясно и понятно, другие изнывают от безнадежности миросозерцания, пессимизма, что так верно схвачено Байроном:
На грани двух миров средь тьмы
Мерцает жизни тусклая звезда.
Зачем на свете люди? — Нет ответа.
Грядущее темно. Бегут года.
Безжалостно нас вдаль уносит Лета,
В ее волнах мы гибнем без следа.
Века проходят длинной вереницей,
Наследье их — лишь павших царств
Для этих лиц большим утешением и исцелением от безнадежного пессимизма могут служить вести из потустороннего мира, которые убеждают нас, что есть какая-то связь между живыми и умершими дорогими нам лицами, и притом более близкая, чем думают даже очень верующие люди.
Протоиерей Константин Ровинский. Беседы старого священника. М., 1995