Почему христос проклял смоковницу толкование
За что Христос проклял смоковницу?
Читая Евангелие, верующие не всегда могут правильно объяснить и понять то, что в нем изложено. Иногда совершенно очевидные для современного сознания вещи на самом деле несут противоположный смысл, чем тот, который мы видим на первый взгляд. Такова притча о смоковнице, которую проклял Иисус по дороге в Иерусалим.
Проклятие бесплодной смоковницы… (Мф. 21:18–22)
Чтобы избежать козней своих врагов и волнений в народе, каждую ночь последней недели перед распятием, Господь проводил вне Иерусалима. Он ночевал в Вифании, у своих друзей и последователей. Но рано утром вновь спешил проповедовать в храме святого города.
Его проповеди были доступны каждому, кто хотел и желал последовать за Богом, изменить свою жизнь, оставить грехи и дальше жить по Божьим заповедям. Но было много и тех, кто не хотел оставлять прежние привычки, формально, внешне соблюдая заповеди Ветхого Завета, но сердцем оставаясь безжизненным и сухим.
И для таких людей Иисус Христос решил сделать очень строгое и своевременное предупреждение. Оставалось несколько дней для их покаяния, еще не случилось самого страшного для верующих – Иисус еще не покинул Землю. Такое предупреждение он решил сделать на примере бездушного, ничейного дерева. Он не избрал для страшной участи своего проклятия человека, животное, нет. Дерево … но сколь страшна его судьба.
Утром по пути в Иерусалим Господь увидел смоковницу, одиноко растущую у дороги, не принадлежащую никому. Она была покрыта листьями, хотя еще был не сезон. Выглядела смоковница очень ярко, заманчиво, красиво. Так как на ней были листья, то значит, должны быть и плоды, ведь плоды на этом дереве появляются раньше, чем зеленый наряд. Но, когда Иисус поискал смоквы, он их не нашел, смоковница была совершенно бесплодной. И после этого Господь спокойно, властно, как Владыка, произносит свой приговор бездушному дереву, не оправдавшему ожиданий: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Значение проклятия смоковницы
Все время, которое Господь провел с людьми, он служил образцом милосердия, служения людям, прощая им самые страшные грехи и ожидая от них раскаяния и веры. Может быть, поэтому фарисеи считали его слабым и не способным на проявление жесткости и силы? Иисус решил показать, что Спаситель мира является еще и Судьей для тех, кто предстанет перед ним в свой час с нераскаянными грехами. Для тех, кто только внешне показывает себя верующим, а плода в виде приближения к Богу – не дает.
Виноград и смоковница являлись символами Израиля. Ведь в Ветхом Завете он называется «виноградником Господа» и «смоковницей». Мир и Божие благословение израильскому народу символизировало это дерево.
И когда после проклятия Господом смоковницы на другой день ученики с ним шли в Иерусалим, то увидели, что дерево, которое вчера сияло листьями, было совершенно сухим. Это поразило их, и слух о чуде разошелся по городу. Но израильтяне не захотели понять предупреждения, хотя это было не первое слово, сказанное Господом о символе Израиля.
Фото: Flickr.com
Примерно за полгода до этого события Иисус Христос рассказал ученикам притчу о смоковнице, которая не приносила плода в течение 3 лет. Хозяин хотел ее вырубить, но виноградарь сказал, что еще попробует удобрить ее и поработать с ней. И если тогда она не принесет плода, то нужно будет ее срубить.
Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк: 13:6-9).
Это было начало истории со смоковницей. Господь дал понять, что он не сторонник строгих мер, он до последнего часа борется за каждого человека, удобряя его душу и надеясь на то, что она начнет плодоносить, рождая любовь и милосердие. Но плода от Израиля он так и не дождался.
Читая Евангелие, люди должны становиться лучше и ближе к Богу.
О бесплодной смоковнице
Проповедь в Великий Понедельник
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Эти события, действия Христа, как непонятные на первый взгляд, вызывают смущение и непонимание. За что была проклята смоковница, если Иисус пришел к ней, когда еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13)? Но такие поступки Спасителя, как проклятие смоковницы, оказываются полны символического и духовного значения, если всмотреться в детали.
После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Христос никогда не пользовался Божественной силой, а прибегал к человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о сотворении хлебов из камней.
Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем – листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно.
Преподобный Ефрем Сирин на этот счет удивляется: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино превратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…»
И сам же святой Ефрем отвечает: Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем истощилась сила. В предотвращение этого при помощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и Своих распинателей. Как впоследствии сказал Симону Петру: Возврати меч твой в его место, Я могу умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26: 52–53). Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил на смоковнице Свое могущество.
Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» – пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим – как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.
Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).
Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.
За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.
Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).
Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52–53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.
Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.
Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?
Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).
Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 21:19
Свт. Иоанн Златоуст
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Свт. Кирилл Иерусалимский
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Тогда, как согрешили (Прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницею. Ибо намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу, не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: «да николиже от тебе плода кто вкусит» (Мк. 11, 14). Осуждение миновало, и так как Прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, ужели не знал того Иисус? Впрочем зная о сем, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях.
Поучения огласительные. Поучение 13.
Свт. Иннокентий (Борисов)
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
В мыслях Богочеловека поступок Его со смоковницей мог образоваться, так сказать, сам собой. Теперь, при возвращении в Иерусалим бесплодный, как и вчера, при входе в него, господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников – о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего! Те самые, от кого надлежало бы ожидать беспристрастия, готовности ко всему полезному, любви к истине и религии, – первосвященники и книжники – оказались низкими человекоугодниками, бесчестными самолюбцами. Нигде нет плодов истинной веры и любви, а между тем все покрыто листьями: везде видна внешняя набожность, все рассуждают о законе, вопиют против порока. В таких печальных мыслях представляется дерево, по виду обещающее весьма много плодов. «Ужели и ты, подобно синагоге, носишь одну личину, обманываешь других?» Приходят к дереву и находят его совершенно бесплодным. «По крайней мере, ты послужишь уроком для других; Я покажу на тебе, как худо лицемерие (против лицемеров Господь всегда восставал с особенной силой): отселе да не будет от тебя плода во век!»
Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Прп. Антоний Великий
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Вопрос. Чего ради Господь иссушил и проклял смоковницу, что она не будет иметь плода вовеки? Ведь это не лишено какого-то разумного смысла?
Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 205.
Прп. Исидор Пелусиот
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Творения. Книга I.
Прп. Макарий Великий
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Ведь если придя к смоковнице, чтобы напитаться, и не найдя на ней плодов, Господь присудил ей наказание и она тотчас засохла («да не будет же, – сказал Он, – впредь от тебя плода вовек»,), то насколько страшнее наказание душе, в которой не обнаружится плода решимости и обычаев праведности в пищу Господу! Что станет с нею или какому наказанию она подвергнется, невозможно сказать. Ибо вечен Господь; как говорит Апостол: «Если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и ослушание получало праведное воздаяние, то как мы его избежим, вознерадев о толиком спасении!» (Евр. 2:2-3). Господь ищет от нас доброго плода, доброй нашей решимости и нераздельного желания нашего возлюбить Его от всей души; и взяв, словно добрую пищу, добродетели душ наших, Он заставляет их приносить в нас неизменные и истинные плоды Духа, Божественные и исполненные жизни вечной. Как там еще не время было собирания смокв (Мк. 11:13), а Господь потребовал плодов от смоковницы, так и здесь Господь приходит еще до духовного единения, требуя от души плода доброй решимости. Там в явном образе подразумевается Израиль, который достойного плода Господу не дал, не уверовав в Него. А в отношении каждой души это означает, что еще до действия благодати и принесения душою плодов духа (Гал. 5:22) Господь требует какого-то собственного плода самой души, искреннего желания и решимости и всю веру, и всю любовь Ему отдать, и всю, насколько есть сил, способность к добрым делам, внутренним ли или внешним. Этого вот Господь ищет от нас, то есть неотступного стремления к Нему; и когда видит такое доброе произволение души и правое стремление к Господу, тогда дарует ей благодать, приходя и обитая в нас, и тогда удостаивает душу, в пору ставшую смоковницей зрелой, плод духа. И в каждую душу заглядывает Господь, взыскуя плода, чтобы Ему войти и успокоиться в ней; ведь за всех Он умер и весь род Адама искупил Своею смертью. Каждая душа должна поэтому умереть в себе самой и Им начать жить и принять Его и устроить и приготовить дом свой и тело свое для Господа, чтобы, войдя и найдя утешение в добрых навыках нашей воли и пищу и питье и одежду и отдых в добродетелях души нашей, Он сказал тогда: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня (Мф. 25:34-35).
Собрание рукописей типа III. Поучение 16.
Прп. Максим Исповедник
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Прп. Иустин (Попович)
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Прав. Иоанн Кронштадтский
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Силен глагол Твой. Но для чего Ты проклял невинную смоковницу? Чтобы нам, виновным в своем неплодии, дать урок.
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Иероним Стридонский
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Блж. Феофилакт Болгарский
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Евфимий Зигабен
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Анонимный комментарий
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Не потому, что Христос проклял дерево, оно не принесло плодов, но потому, что дерево не принесло плодов, Христос сказал, что и листьев у нее не будет. И не потому, что иудеев оставил Бог, они презрели Его праведность; напротив, поскольку они не принесли плодов праведности, Бог их оставил, чтобы не было и видимости праведности у них, хотя бы на словах. И как лучше бы было, чтобы дерева вообще не было, нежели стать деревом, которое должно, но не приносит плода; так и лучше бы было никогда не быть человеком Божьим, нежели называться таковым и не жить согласно с Богом. Если кто-то, не являясь твоим, тебе не подчиняется, ты не печалишься; а вот о том печалишься сильно, кто твой и тебя презирает, служа другим. Так и Бог не столько гневается на чужого, который открыто служит дьяволу, как на Своего, который исполняет волю дьявола.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
(Мк. 11:13-14). Марк об этом чуде рассказывает несколько иначе, чем Матфей, причем добавляет, что время (не собирания, а) созревания смокв еще не наступило, т.е. смоквы не могли еще сделаться спелыми и годными к употреблению в это время. Но оба евангелиста здесь ясно замечают, что на смоковнице не было даже и незрелых плодов, а были только листья. Это показывает, что состояние дерева было уже само по себе ненормально, что ему угрожала гибель, и, вероятно, в тот же год. Подобные обстоятельства известны всем садоводам. Больные и обреченные на гибель плодовые деревья не приносят обыкновенно плодов, хотя и бывают покрыты листьями. Древние толкователи объясняли событие в аллегорическом смысле, под смоковницей разумея синагогу, иудейский народ, Иерусалим и пр. (Ориген и др.). Иоанн Златоуст, Феофилакт и Евфимий Зигабен объясняли чудо в том смысле, что оно было карательным. Из Евангелий, говорили они, не видно, чтобы Христос когда-либо карал или наказывал людей, но над смоковницей Он проявляет Свою силу, желая показать ученикам, что Он ею обладает; и если бы было нужно, то Он легко мог бы покарать и Своих врагов. Ученики, следовательно, не должны ничего бояться и быть смелыми (ϊνα θαρρωσιν — Златоуст).
Толковая Библия.
Троицкие листки
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
Словесные смоковницы
Сегодня, читая понедельничное Евангелие Страстной седмицы Господней, я понял еще кое-что в связи с бесплодной смоковницей. Весь секрет в том, чтобы смириться пред Евангелием жизни, глубоко проникнуть в колодец своего сердца и извлечь оттуда ведро слез, в которых сокрыта жемчужина словес Божиих.
Объяснение того, почему Спаситель проклял бесплодную смоковницу, кроется в том, что мы и есть словесные смоковницы мира сего. Посажены руками Божиими в земле живых, орошаемся слезами Божиими каждый миг своего существования. Над нами бодрствовал бессонными ночами Тот, Кто любит нас бесконечно. Из одной клеточки возросли мы, утучняемые Отцом небес в утробах матерей наших. Получили котомку пищи живой – плаценту, через которую мать передавала еще нерожденному младенцу жизнь от своей жизни. В лицо нам веяло тепло Святого Духа Божия, чтобы не заморозил нас холодный ветер полуночный. Выпалывали в нас сорняки, которые мы не переставая разбрасывали вокруг сердца своего каждым движением нашего падшего существа.
И вот, пожив человеческой жизнью, за которую Он отдал цену вечности, Бог пришел к Своему образу, ища в нас плодов: любви к Нему, образа Его бесконечной любви, благости, смирения, милосердия, кротости, мира, радости, терпения, веры, воздержания. Все эти добродетели – имена Божии. На закате истории, когда небеса воспламеняются от огня безответной любви Божией, Христос приходит в мир и ждет, чтобы Его творения, в которых Он вложил бессмертную душу, породили свет от Его Света.
У Бога не бывает сюрпризов. Он бесконечно знает всё, что было, и всё, что будет до скончания века. Поэтому не будем обманываться, будто Он удивился бесплодию смоковницы. На самом деле эти Его слова, в которые вместился весь океан боли Божией, предназначены тем, кто будет убивать Его во все времена. Тем, кто будет безразлично и злобно топтать Его ногами, тем, для кого Крест станет поводом для глумлений. В этих словах сосредоточено всё страдание Бога убитого, распятого, преломленного нас ради и нами.
Проклятие смоковницы – это фундаментальное пророчество о Суде всех веков
Проклятие смоковницы – это фундаментальное пророчество о Суде всех веков. Это боль, оглушающая сильнее, чем небесный гром Бога, не могущего спасти тех, кто этого не хочет. Это бессилие Всесильного силой затолкать в рай тех, у кого в душе ад и кто разжигает его пламя среди людей. Это безмолвный крик Бога любви к тем, кто ненавидит извечно.
Проклиная неплодную смоковницу, Христос говорит нам, что конец злых – в печи огненной, что удел всех, кто убивает любовь, – в лютом тартаре их собственного осатанения. Ад не был создан Богом. Его своей злобой создали духи сопротивные и души, отвергающие Его и распинающие Бога до смерти.
В Своей любви, превосходящей всякую мысль и слово, Бог безмолвно страдает и умирает за тех, кого любит вечно и кто себя уничтожает. Если мы не повернемся к Нему, слезы Бога по нам станут последней светозарной преградой, удерживающей мрак, который мы себе старательно собираем и который поглотит нас навсегда.