Почему лучше запоминается перед сном
Учиться во сне: возможно ли это?
За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования. Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.
В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…
Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!
Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…
В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.
В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.
Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…
Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.
Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.
Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!
Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.
Подтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!
Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.
Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.
Отменить ответ
Наверное всё таки возможно что то запомнить во сне но только на недолгое вермя
Я так один раз включил музыку на ночь и лёг спать.
Точно помню что перед тем как проснуться я слышал знакомую мне музыку, я проснулся, пол дня я помнил что за песня была во сне, но потом я полностью забыл её.
Долго пытался вспомнить что за песня была, но так и не вспомнил.
Лучшие техники запоминания для подростков
Анастасия Казанцева
Меня зовут Настя, и в 7 классе я столкнулась с проблемой запоминания информации. Тогда я поняла, что не успеваю учить весь школьный материал так, чтобы на следующий день помнить всё, что нужно для контрольной. Примерно 2 года я тестировала разные техники запоминания, и в этой статье расскажу о самых эффективных.
Проблема запоминания информации касается не только современного мира. Она преследовала людей ещё с давних времён. Ведь раньше не было бумаги, на которой оратор, например, мог записать весь материал для речи. В Греции были придуманы мнемотехники — способы, которые помогают легко запоминать информацию.
Сейчас я учусь в 9 классе и у меня уже не возникает трудности с тем, чтобы запомнить нужный материал. Если вы хотите, чтобы для вас это тоже не было проблемой, дочитайте эту статью до конца! И помните о том, что каждому подходят разные методы запоминания, но если вы будете пробовать, то обязательно найдёте идеальный вариант для себя.
Перестаньте зубрить
Для начала обязательно откажитесь от зазубривания информации. Да, это звучит очевидно, но именно таким способом большинсто учеников запоминает материал. Это очень неэффективный метод, ведь он не подразумевает понимание изучаемой темы, а именно понимание нужно, чтобы успешно все запомнить.
Хочешь узнать всё о выборе
профессии и экзаменах?
Создавайте визуальные конспекты
Речь о рисунках, удобных для вас таблицах, распечатках и прочих материалах, которые структурируют информацию. Конспект становится красивым и аккуратным, а еще начинает работать визуальная память, которая помогает воспроизводить нужные знания на контрольных. Вы легко вспомните ярко выделенную строчку из конспекта, даже если плохо его учили. Все мы мыслим образами, и картинки запоминаются проще, чем текст. Вообще писать рукой намного полезнее для памяти, чем на компьютере или в телефоне.
Учите информацию перед сном
Думаю, многие из вас замечали, что перед сном материал легче учится. Дело в том, что во сне активируется гиппокамп, который перемещает наши знания из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому информация лучше запоминается — с ура вы все помните, да ещё и очень долго. Я постоянно пользуюсь этим советом, он правда работает — обязательно попробуйте!
Используйте интервальные повторения
Чтобы информация лучше запомнилась, её нужно повторять через определённый промежуток времени. Этот метод многие избегают из-за своей лени. Но — поверьте — это самый лучший способ запоминания, я всегда им пользуюсь. Сначала повторите материал через 20 минут, потом через час, 9 часов, 24 часа, 48 часов и так далее. Чем больше будет повторений, тем больше информации вы запомните. Этот совет особенно эффективен, если вы готовитесь не просто к контрольной, а к экзамену, потому что с его помощью информация запоминается надолго.
Учите по карточкам
На одной стороне пишите, например, термин, а на другой — его значение. Можно использовать приложение quizlet, оно заменит вам бумажный вариант карточек, если вам лень их делать.
Рисуйте интеллект-карты
Ещё один метод конспектирования, который помогает структурировать информацию. Выглядит примерно так — в центре написана тема, а от неё идут ветви, где указаны основные идеи.
Придумывайте ассоциации
Один из моих любимых методов! Он заключается в том, чтобы при запомнании информации придумывать ассоциации, то есть сравнивать изучаемое с чем-то привычным и знакомым, с чем можно провести аналогию. Например, я часто запоминаю термины по биологии с помощью этого метода.
Устанавливайте дедлайны
Если мы организовываем своё время, нам становится легче учиться. Поэтому установите будильник на время, до которого вы должны успеть все выучить. Дедлайн не позволит мозгу расслабиться, и вам будет легче сфокусироваться на материале. С помощью этого совета я не растягиваю подготовку к контрольным на несколько часов — так мне легче сосредоточиться.
Пройдите тест по материалу
Тесты помогают понять, что вы хорошо запомнили, а что нужно повторить. Еще они отлично подойдут, чтобы повторить пройденный материал. Тест практически по любой теме можно найти в интернете. Кстати, если хотите проверить, хорошо ли вы знаете школьные предметы, обратите внимание на рубрику с тестами в нашем блоге!
Книги о памяти
Напоследок хочу посоветовать три книги о памяти, которые помогут лучше разобраться в теме.
1. «Эйнштейн гуляет по луне», Джошуа Фоер
Автор поставил эксперимент по развитию своей памяти и рассказал про самые эффективные техники запоминания.
2. «Мозг материален», Ася Казанцева
Очень много исследований о памяти, информация написана доступно и понятно.
3. «Суперстудент», Улаф Шеве
Основная тема этой книги — учёба, а не память, но о запоминании там тоже есть информация. В книге рассказывают, как сделать учебу эффективной и получать от нее удовольствие. Если вам эта тема для вас актуальна, советую!
В этой статье я рассказала про самые лучшие техники запоминания. Да, на многие из них уходит много времени, но благодаря им я легче и быстрее запоминаю нужную информацию. Сейчас я продолжаю изучать различные техники запоминания — мне нравится ими делиться и упрощать жизнь таким же любителям учёбы, как и я.