Почему ребенок рыдает перед сном
Почему ребенок плачет перед сном?
Ваш малыш, Ваше маленькое счастье, перед тем, как укладываться на ночь, превращается в скандального монстрика, который просто сводит с ума родителей своим плачем. И это не пустые капризы! Скорее всего, Ваш кроха сообщает всем окружающим о своей проблеме.
К очевидным проблемам относятся колики, зубы, простуды и другие заболевания. В этом случае следует уделить внимание здоровью крохи. Но если ребенок здоров, то искать причину вечерних капризов следует в переутомлении. Для малышей в возрасте от 4-х месяцев и лет до 6-ти оптимальное время для начала ночного сна – с 18.00 до 20.00. Большинство родителей подстраивают распорядок дня своего ребенка под свой режим или под устоявшиеся стереотипы, в результате, не могут понять, почему ребенок плачет перед сном. В детстве у родителей отбой всегда происходил в 21.00, поэтому и своего карапуза они стараются уложить именно в это время. Но биологические часы малыша работают совсем иначе, чем нам иногда хочется. Раннее укладывание способствует качественному сну и предупредит переутомление, а значит, и капризы.
Нередко проблемы с укладыванием происходят у тех детей, которые раньше страдали от коликов. Такие малыши чувствуют себя комфортно и хорошо спят только рядом с мамой, но ведь теперь мамочка ложится спать намного позже, чем нужно ребенку! В результате кроха не может уснуть без гаранта своего спокойствия и переутомляется.
Также у работающих родителей, которые приходят домой поздно вечером, нередко наблюдаются капризы ребенка перед сном. Мама и папа попросту не успевают поиграть с малышом и провести все необходимые ритуалы перед сном. В результате он ложится поздно, переутомляется и выплескивает скопившиеся гормоны стресса плачем и криками. В этом случае родителям лучше уложить кроху пораньше, а общение перенести на утро. Так и сон у малыша не будет нарушен, и Вы получите настоящее удовольствие от общения с хорошенько отдохнувшим крохой.
Вам будет несложно заметить симптомы усталости карапуза: трение глазок, волосиков, зевота, меньший интерес к играм и окружающему миру. Если Вы видите такие сигналы, а время на часах уже 18.00, то пора готовится ко сну. Для спокойного засыпания создайте и проводите каждый вечер ритуал на засыпание, который настроит малыша на нужный лад. Под ритуалом подразумевается определенная последовательность простых действий, которые успокоят малыша. Это может быть массаж, купание, чтение книги, колыбельная или что-то еще. Обязательно создайте для крохи условия, способствующие засыпанию: затемните комнату, создайте тишину. Если Вы обратите внимание на сигналы усталости малыша и своевременно на них отреагируете, он заснет без слез и капризов.
Почему ребенок плачет во сне
Новорожденный спит иначе, чем взрослый, не только количественно, но и структурно. Примерно половину всего времени, которое спят новорожденные, они проводят в фазе «быстрого сна». Его еще часто называют «сон с быстрыми движениями глаз» или «фаза REM» — это время, когда малыш видит сновидения. Такое большое количество фазы REM необходимо для интенсивного процесса развития и роста мозга маленького ребенка.
Быстрый сон некрепок, и ребенок может легко проснуться, если его что-то потревожит. Если мама при начале такого физиологического плача сразу берет малыша на руки и активно старается утешить его, это может привести к пробуждению. Стоит подождать несколько секунд – этого может быть достаточно, чтобы малыш продолжил свой сон.
Этот врожденный рефлекс есть у всех здоровых младенцев. У малыша происходит рефлекторное вскидывание ручек, в том числе, когда он спит. Это часто приводит к тому, что ребёнок будит себя. Но также может быть причиной плача без пробуждения.
Хорошо помогает пеленание малыша перед укладыванием – и для трехмесячных малышей, и даже для детей более старшего возраста.
На первом году жизни ребенок постоянно меняется и часто переживает кризисы, вызванные скачками развития. В кризисные периоды резко возрастает нагрузка на нервную систему малыша.
Эти изменения — частые причины плача во сне. Важно следить за эмоциональной нагрузкой, не допускать перевозбуждения и чрезмерной усталости. Внимательно следите за признаками усталости и временем бодрствования.
Примерно в 3 месяца сон малыша меняется. Его структура становится такой же, как у взрослых. Во время перехода к новой структуре часто наблюдается резкое ухудшение сна ребенка. Этот период называют «регресс четырех месяцев». Малыш кричит во сне или пробуждается с плачем, его бывает трудно успокоить.
В этот период важно не вводить новых сильных ассоциаций на засыпание — действия, которыми вы помогаете малышу успокоиться и уснуть, лучше использовать именно для успокоения, а не до полного засыпания.
Чем спокойнее малыш перед укладыванием, тем меньше он будет нуждаться в помощи. Следите, чтобы ребенок не «перегуливал».
После смены структуры сна в ней появляется стадия поверхностного сна. Она начинается сразу после засыпания и длится от 5 до 20 минут. Только потом приходит глубокий сон.
Во время перехода между поверхностным и глубоким сном может происходить частичное пробуждение. Если ребенок еще не может совершать этот переход самостоятельно, или он перевозбужден, или у него есть накопленная усталость, в этот момент он может плакать.
Продолжительность цикла сна у малышей – около 40 минут. К 2 годам он постепенно удлиняется до примерно 1,5 часов.
Между циклами сна обычно происходят пробуждения для контроля окружающей обстановки и самочувствия. В этот момент ребенок может начать плакать, если его что-то беспокоит: дискомфорт, перевозбуждение, психологические факторы. А если все в порядке и ребенок готов продолжать спать, но не умеет засыпать без помощи, он начнет плакать из-за отсутствия привычных условий засыпания.
Ребенок может плакать во сне, если испытывает голод или жажду. В этом случае вскоре он просыпается и успокаивается после того как поест или попьет. Обычно ребенок до года нуждается в кормлениях ночью.
Плачущий малыш, возможно, просто хочет пописать. Почему ребенок так остро реагирует на такое обыденное явление? Он еще не вполне понимает, в чем дело, но чувствует дискомфорт, который мешает ему спокойно проспать ночь.
Малыш также может плакать от намокшей пеленки или переполненного подгузника.
Частой причиной, почему грудной ребенок плачет во сне, является некомфортные условия в комнате. В младенческом возрасте особенно актуальны температура (18–22°C) и влажность воздуха (40–60 %).
Важна и одежда. Колючие ярлыки или грубые швы могут стать причиной плача ребенка, особенно высокочувствительного.
Если ребенок плачет ночью часто, сильно, долго, это может быть признаком заболевания. Малыш скорее всего просыпается и призывает помощь, хотя может и плакать во время сна. Чаще всего грудной ребенок страдает от насморка, отита, аллергии. Но возможен и гастроэзофагеальный рефлюкс, а также неврологические проблемы. Если характер плача вас беспокоит, обязательно обратитесь к педиатру.
Ну а если болезни исключены, то почему ребенок плачет так сильно, будто у него что-то болит? Бывают боли, не связанные с патологией. Например, колики в первые месяцы жизни, боль от прорезывания зубов у более старших младенцев, боли в животике в начале введения прикорма, когда ЖКТ только перестраивается на твердую пищу. Бывает, что это отражается только на сне, а в течение дня остается незаметным, потому что малыш отвлекается на познавание мира и игры. Зато по ночам все отвлекающие факторы отступают, и малыш вдруг заходится плачем.
На сне детей может отражаться атмосфера в семье. Напряженные дни – беспокойные ночи. Это не значит, что родителям нельзя иметь «негативных» эмоций или что маме не стоит плакать при малыше. Иметь и проявлять различные эмоции, в том числе через плач, – это нормально. Если вы чувствуете, что есть трудности в этой сфере, поищите поддержку у близких, в кругу других мам или у психолога.
Младенцы нуждаются в частом и тесном контакте с мамой. И если они не насыщаются близостью с мамой в течение дня, то пытаются компенсировать это ночами. В этом случае стоит задуматься о совместном сне. Для многих мам он оказывается очень удобным, потому что малыш, чувствуя маму рядом, реже просыпается. Помните о безопасности!
Даже те дети, чьи мамы радовались спокойному сну в отдельной кроватке, могут начать плачем требовать ночного внимания в период сепарационного кризиса.
Почему ребенок рыдает перед сном
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21550
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Вы совершенно правы, что не оставляете без внимания состояние ребенка. Оно, безусловно, о чем-то сигнализирует.
Давайте попробуем поработать с этим переживанием в сказкотерапевтическом подходе. Расскажите сыну перед сном сказку о Капельке психолога Ирины Гавриловой.
«Капелька» (терапевтическая сказка)
Наши дети задают нам вопросы. И каждый детский вопрос очень важен для маленького человечка, ведь каждый наш ответ – это новый шаг ребенка в познании мира. Вот только отвечаем на эти вопросы мы по-разному: в зависимости от того, есть ли у нас сейчас время объяснять и что, на наш взгляд, из всего, что мы могли бы рассказать, малыш сможет понять. Поэтому, если нам кажется, что ответ на вопрос чересчур сложен, мы зачастую пытаемся ответить шуткой или коротким примитивным объяснением, а если проблема малыша вызывает у него тревогу – старательно отвлекаем, переводя его внимание на что-то другое. Но вопрос-то остается на бессознательном уровне, ответ не получен и проблема не решена!
Все мы пытались рассказать своим детям, откуда берутся горы, почему Земля не падает, почему днем светит солнце и куда под утро девается луна. Почему, почему, почему… И на каждый такой “Почему?” необходимо выдавать малышу полное и понятное “потому что…”. А если вопрос связан с тревогой малыша, то надо не просто ответить, но и успокоить ответом.
Не так давно у нас был такой случай. Умерла моя собачка. И мой мальчишка никак не мог понять, почему она лежит недвижима и не дышит. Я, как могла на тот момент, объяснила ему, что произошло. Потом мы вместе закопали ее, соорудив что-то вроде холмика, и посадили цветочки. При этом мы разговаривали о том, что наша Ладушка будет жить в наших сердцах и мы всегда будем о ней помнить. Все это отвлекло его от грустных мыслей. Прошло несколько дней, и малыш не вспоминал о происшедшем. Но по прошествии примерно полугода он вдруг начал разговоры о смерти. Он говорил о том, что боится умереть, спрашивал меня, зачем он родился, если все равно умрет. Я старалась не обсуждать с ним этот вопрос, полагая, что это не та тема, на которую стоит разговаривать с маленьким ребенком. Я отвечала ему, не как полноценному Человеку и Личности, коими каждый из нас является буквально с первых секунд своего рождения. Я просто его успокаивала, рассказывая сказки про молодильные яблочки, живую и мертвую воду и потихоньку переводила разговор на другую тему. Увы, это было моей ошибкой! Сказки, подтвержения правдивости которым он ни разу не встречал за все 4 года его жизни, не могли удовлетворить его потребности понять то, что он видел собственными глазами. Проходило немного времени, и он снова возвращался к этой теме. И его тревога возрастала. Он не получал ОТВЕТА.
Дорогие мамы и папы! Вспомните свое детство, вспомните свои ощущения приятной внутренней уверенности, когда, будучи маленьким человечком, вы чувствовали себя компетентными в интересующих вас вопросах! И вспомните ощущения неудовлетворенности от полученных от взрослых ответов, когда в душе поселяется растерянность и обида. “ Я хочу не такой ответ. Я уже большой и все понимаю. ” – так однажды с горечью в сердцах выкрикнул мне мой 4-х летний сын, когда я не смогла внятно ответить на его вопрос. Он видел мою растерянность и чувствовал: то, что я ему рассказала – это далеко не все, что я сама знаю на эту тему. Тогда я стала рассказывать ему более подробно и, видимо, совсем непонятно. И тогда мой маленький мудрый человечек просто подсказал мне, как я должна была ему ответить. Он спросил меня: “Мамочка, а на что это похоже?”
И тогда у меня родилась эта метафора.
В виде сказки, рассказанной на ночь, содержащая в себе большое количество скрытых команд на спокойствие, уверенность, радость и одновременно дающая полный и доступный ответ на вопросы ребенка, эта метафора дала прекрасный терапевтический эффект. Может быть, она поможет и вам в общении с вашим ребенком на эту сложную для объяснения тему?
Сказка для Сашеньки на ночь
Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.
Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла.
А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.
Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка…
Дети и сон: если ребенок плохо спит
Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит
Что делать при нарушениях сна у ребенка?
Как сделать так, чтобы ребенок хорошо спал и давал выспаться родителям – это актуальный вопрос, волнующий почти всех родителей. Действительно нарушения сна у ребенка могут не только быть признаками проблем со здоровьем, но и сами служить причиной расстройств здоровья у родителей.
Один из самых ценных моментов для родителей — посмотреть на своего новорожденного малыша, который мирно спит. Ценность сна может быть измерена той энергией счастья, которую дает ребенок родителям днем. Сон является жизненно важной частью роста и развития тела и психики малыша. Проблемы с поведением или развитием могут возникнуть, когда ребенок плохо спит. Проблемы со сном ребенка, ночные пробуждения и бесконечные «укладывания» ребенка могут превратить жизнь всей семьи в кошмар, полный бессонных ночей и нежелательных последствий стресса.
Родители должны с одной стороны – физически обеспечить ребенку возможность нормально спать, с другой стороны – психологически привить ребенку умение засыпать и поддерживать здоровый сон, которое ребенок пронесет через всю свою жизнь.
В этой статье мы рассмотрим нарушения сна у детей, которые не являются следствием других заболеваний или расстройств, а вызваны лишь возрастными и поведенческими причинами.
Сколько и как должен спать ребенок?
Потребность ребенка во сне сильно отличается от потребности взрослых. Но знаете ли вы, что к шести месяцам ребенок уже может спать не менее девяти часов ночью? Это может звучать как чудо для некоторых родителей, потому что режимы сна у большинства детей отличаются. Но у большинства детей есть возможность спать всю ночь. Если, конечно, родители смогут научить их это делать. Проблемы со сном у детей очень распространены. Но большинство из них можно быстро исправить, как только родители их выявят, и узнают, что делать из литературы, от специалиста по детскому сну или после консультации с педиатром.
Действительно ли ребенок стал плохо спать?
Чтобы определить, есть ли у ребенка проблемы со сном, можно использовать следующие признаки:
Что делать, если у ребенка нарушен сон?
Не существует общих правил для детского сна, потому что условия жизни могут сильно отличаться от семьи к семье, как и сами дети значительно отличаются друг от друга. Один ребенок может хорошо спать только в одиночестве, другой – только в одной постели с родителями, а третий будет хорошо спать даже в комнате, где играют старшие братья или сестры.
Подготовка ко сну может являться причиной страха для многих маленьких детей. Они боятся находиться в одиночестве, боятся покидать родителей, закрывая глаза и засыпая. Родителям, также может быть тяжело расставаться с ребенком на время сна, что приводит к желанию укладывать его рядом с собой. До сих пор, не смотря на появление радионянь, мамы встают каждую ночь, чтобы проверить «дышит ли мой ребенок».
Ключ к решению проблем со сном состоит в создании последовательной модели поведения ребенка перед отходом ко сну, которая поможет ребенку быстро уснуть и хорошо выспаться ночью. Эту схему также необходимо перенести и на дневной сон. Поначалу уложить малыша в постель может быть сложно, но повторение одного и того же ритуала вскоре принесет свои плоды.
«вечерний ритуал» для подготовки ко сну
Основные правила хорошего сна
Проблемы с сном у грудных малышей
Грудной малыш способен нарушить сон у всей семьи, вызвав дистресс у родителей, которые готовы пойти на все что угодно, чтобы заставить ребенка уснуть. Кто-то качает ребенка в коляске или колыбельке, кто-то катает ребенка в машине вокруг квартала – только бы он, наконец, замолчал и уснул.
Что же, состояние родителей можно понять, но не стоит поддерживать такое поведение, которое позволяет решить сиюминутные проблемы, но вызовет гораздо более крупные неприятности в будущем. Такое поведение создает у ребенка нарушенные паттерны засыпания, которые будут работать только в определенных условиях, потому что ребенок учится связывать засыпание с определенным человеком или с определенным действием. Такие же проблемы могут быть и во взрослом возрасте (возможно, что они как раз зародились в детстве). Например, для засыпания может быть необходима определенная поза или специальная «сонная» подушка. Если же такой подушки нет (например, в гостях или в отеле), то человек может ворочаться и долго не засыпать, потому что механизм засыпания у него связан с определенными условиями.
Точно также и ведет себя и малыш, который не может заснуть без своей «сонной подушки», в роли которой может выступать сама мама, необходимость укачивать ребенка, кормить грудью, или держать его на руках. Если же эти условия отсутствует – ребенок не засыпает, потому что он научился связывать индукцию сна с определенными людьми, действиями или предметами. Эта проблема называется патологической ассоциацией засыпания.
Ночные пробуждения – нормально ли это? Да!
Это совершенно нормально как для взрослых, так и для детей – просыпаться несколько раз в течение ночи. Это происходит чаще всего во время глубокой стадии сна. Взрослые, как правило, не подозревают о таком пробуждении и быстро возвращаются ко сну. Но маленькие дети реагируют на пробуждение по-другому. Они могут чувствовать себя неуверенно, даже пугаться, когда просыпаются в темноте посреди ночи. В результате они плачут, кричат и делают все возможное, чтобы привлечь чье-то внимание. Естественный ответ родителей в этом случае – утешить ребенка, чтобы помочь ему вновь уснуть, а себе подарить еще несколько часов сна. Чаще всего родители помогают малышу уснуть, кормя его, укачивая, держа на руках или ложась с ним рядом.
Как и в случае с засыпанием, в этих случаях для ночных пробуждениях также формируется условно-рефлекторная связь между родителями, их определенными действиями и засыпанием. В результате, дети не могут засыпать самостоятельно, если проснулись ночью. А они будут просыпаться ночью всю свою жизнь.
Решением ситуации является возможность для родителей переступить через свое естественное желание утешить ребенка и научить его заспать самостоятельно.
Как научить малыша засыпать без помощи родителей?
Родители должны знать, что ребенок действительно может уснуть сам, как только ему дадут возможность сделать это. Это не означает, что мама или папа должны игнорировать плач и крики ребенка. Родители всегда должны убедиться, что ребенок находится в безопасности. Родители должны знать, плачет ли он, потому что он голоден, болен или подгузник у него стал грязным.
Маленькие дети часто испытывают боль при прорезывании зубов, при простуде или воспалении ушек. От боли они могут часто просыпаться. В этих случаях родителям, конечно, придется вставать и успокаивать малышей. Новорожденным потребуется много внимания в течение ночи: частые кормления (иногда каждые 1,5-2 часа) и смена подгузников. Но когда малышу исполнится шесть месяцев, он уже сможет спать всю ночь напролет без пробуждений.
Чтобы решить проблему со сном ребенка, родителям нужно научить его засыпать с новым набором ассоциаций: условно-рефлекторных связей между предметами, событиями и индукцией сна. Ребенок должен научиться использовать эти новые связи в течение всего времени сна ночью и днем. Обучение ребенка лучше всего начинать в ночное время.
Как научить ребенка засыпать после пробуждения?
Во время процесса обучения родители должны быть готовы к тому, что ребенок сначала будет плакать. При этом родители должны помнить, что они не бросают ребенка, не «издеваются» над ним, он в полной безопасности.
Если сохранять последовательность и определенную твердость характера в этом процессе, можно достаточно быстро добиться успеха, помогая малышу научиться засыпать самостоятельно. Да, на первые три раза, когда у ребенка еще работает рефлекс «я закричал, мама подбежала, схватила на руки», и вдруг этого не случилось, ребенок безусловно будет недоволен. Недовольство конечно выражается громким плачем, ведь других инструментов выразить его у ребенка физиологически еще нет.
Этот план поможет малышу в возрасте от шести месяцев до трех лет.
Для тренировки самостоятельного засыпания поместите ребенка в кроватку. Он может быть как бодрствующим, так и уже сонливым. Скажите ему «спокойной ночи» и выйдите из комнаты, убедившись, что в комнате есть немного света. Если ребенок заплачет, и будет плакать 2 минуты как минимум – просто вернитесь в комнату, будьте рядом. Не включайте свет и не берите ребенка на руки. Не обнимайте его и не поддавайтесь плачу или истерикам. Детская природа так и устроена – я кричу, мама – действуй. Вам придется больше перебороть себя, чем малыша. Помните, что детский плач имеет именно такой тембр и громкость, чтобы действовать на взрослых максимально раздражающе. Это один из «защитных» факторов ребенка, данных ему природой. К сожалению, дети быстро и интуитивно учатся этим фактором манипулировать.
Можно утешить ребенка словами и нежно погладить его по спине. Через одну или две минуты снова выйдите из комнаты. Не оставайтесь на более длительное время. Держитесь подальше от комнаты в течение пяти минут. Если ребенок все еще плачет после этого времени, вернитесь в комнату, чтобы успокоить его снова. Через одну или две минуты выйдите из комнаты. Используйте следующую таблицу, чтобы увидеть, как долго ждать, прежде чем вернуться в комнату для каждого нового захода: с каждым заходом время выдержки должно увеличиваться. Помните, что при каждом заходе в комнате нельзя оставаться более двух минут.
Коррекция сна через плач: варианты метода, «за и против», и искалечит ли это моего ребенка
Вопрос по теме детского плача во время процесса переучивания к новым порядкам сна не обсуждает только ленивый.
Интернет кишит доводами и о том, что приучение через плач – это быстрый и эффективный способ добиться результата, и о том, что плач ребенка приводит к необратимым изменениям в мозге малыша, оставляющим его как минимум эмоциональным инвалидом на всю жизнь.
Как же разобраться и принять правильное решение для своего ребенка?
Это решение остается за мамой и всегда легче сделать правильный выбор, имея полную информацию, а не только эмоциональную сторону дела.
Отдельно оговорюсь, что в своей практике я никогда не принуждаю родителей использовать какой-то конкретный метод – окончательное решение приходит только после анализа ситуации, совместного обсуждения целей и философии воспитания в конкретной семье.
Когда не стоит использовать чистый метод «наплачется-уснет»
О детском плаче и сне
Спросите любого педиатра, и он однозначно ответит, что плач для ребенка – это способ коммуникации с окружающим миром. Так еще не говорящий малыш дает нам знать, что он устал, голоден, замерз, проснулся, заскучал, заболел и т.д.
Со временем каждая мама учится различать разные типы плача – зов поиграть, покормить, поменять или просто взять на ручки и сменить надоевшую картинку. Соответственно, в самом по себе плаче нет ничего травматичного или угрожающего малышу — это природный механизм общения. В случае с любым переучиванием (не обязательно ко сну) плач — это сигнал малыша вам, что ему совсем не нравится то, что вы внезапно изменили правила игры, которые ранее его устраивали.
Дебаты противников какого-либо плача при переучивании в привычках сна идут с формулировкой «продолжительный плач — опасен для малыша».
Однако в данном случае имеет место риторическая манипуляция — что такое продолжительный плач? Это полчаса плача, час, три часа, по три часа в течение трех дней, по часу в течение месяца? Где объективные данные, которые бы четко определили понятие продолжительного плача? Все дети разные и никто таких данных предоставить не может, даже в наш век, когда взвесить и измерить можно очень многое.
Приведу пару примеров — новорожденный с коликами и рефлюксом может плакать до 8-9 часов в сутки на протяжении 10-12 недель. В общем, это составит около 616 часов (11 недель по 8 часов) плача.
Значит ли это, что такие малыши обречены на необратимые повреждения их психоэмоционального развития?
— Да, кто-то большую часть времени находится рядом с таким малышом – но в каком состоянии! В такие периоды гормональная мама и уставший папа не в состоянии быть ласковыми и ободряющими 100% времени. А наличие родителя рядом, который сам нервничает и раздражен, а так же ничего не в состоянии сделать, чтобы облегчить положение малыша, тоже сомнительный бонус к привязанности (разве не может малыш думать, что мы намеренно не исправляем ситуацию? – никто этого не знает наверняка).
Другой пример — переутомленный ребенок будет плакать ежедневно месяцами, а то и годами по многу раз за день. При этом, мама, раздраженная и измученная его «плохим поведением» уж точно не будет его успокаивать по каждому писку. Более того, не всегда у нее это и получится – мы часто слышим, что перегулявшего ребенка успокоить не получается даже такими железными аргументами как качание или грудь. Какой вред будет нанесен ребенку в случае, когда он недосыпает, мы подробно обсудили в статье о том, зачем делать сон приоритетом.
При этом я хочу отдельно заметить, что при правильном подходе процесс приучения «через плач» занимает максимум 7 дней.
Еще один аргумент, который я часто встречаю — это что ребенок перестает плакать и засыпает в лучшем случае от изнеможения, а в худшем — сдавшись ожидать помощи и поддержки от родителей. В таких статьях, обычно следуют целые параграфы о том, как нарушается связь между мамой и ребенком, как в диких племенах мамы все время носят своих детей и они спят и никогда не плачут (потому, что на их первый призыв следует немедленная реакция), и о том, как мы должны изменить свое отношение к ситуации, и перестать видеть ее как проблемную.
Я начну с последних доводов и вернусь к началу чуть позже
— Если мама не видит проблемы в привычках сна ее малыша, значит ее нет не зависимо от того как спит ребенок, где и сколько. Однако, уставшая мама, с разламывающейся от продолжительных качаний 12 кг счастья спиной не может быть любящей и заботливой при всем своем огромном желании. И тогда это проблема, даже если мы не ведем речь о том, насколько качественный отдых получает ее малыш. Из той же серии и доводы про дикие племена – мы живем в другом обществе, которое предъявляет к нам другие требования. Нет у нас деревни, где с малышом бы помогали все женщины селения. В таких обществах никто не ждет оплаченных в срок квитанций, выгулянной собаки и обласканного мужа, вернувшегося после сложного дня на работе.
Поэтому я считаю, что добавлять к уже немалому чувству вины за недомытую посуду, помятый халат и нерегулярно приготовленный ужин еще и неспособность носить на себе круглосуточно ребенка, чтобы отвечать на его запросы в первую же секунду — откровенно бесчеловечно по отношению к такой маме.
Предположения о разрыве эмоциональной связи между мамой и малышом при его плаче тоже для меня спорны. При правильно организованном процессе малыш просыпается счастливым и с улыбкой идет к маме – где здесь свидетельства разорванной связи? Чтобы ребенок действительно «закрылся» в себе от родителей его нужно игнорировать днями, не выполнять его потребностей. Такого в нормальной семье не происходит – мама в течение периодов бодрствования и в процессе ритуала подготовки ко сну всегда очень ласкова к малышу и заботлива.
И еще одно сравнение, которое я регулярно нахожу в статьях противников слез, что:
якобы дети, которые учатся засыпать самостоятельно с участием плача в процессе, потом впадают в глубокий «коматозный» сон идентичный тому, что случается при серьезных травмах.
Тут уж простите, для меня это сравнение аналогично тому, что галлюцинации и сны это одно и тоже, просто потому, что в обоих случаях люди видят вещи, которых нет в реальности.
Метод методу рознь
Для начала давайте разберемся в терминологии и методиках, как говорится, мухи отдельно – котлеты отдельно. Когда речь заходит о чистом «приучении через» плач, то в России этот метод более знаком, как метод доктора Спока. При этом подходе после обычных вечерних мероприятий, предшествующих укладыванию, малыша оставляют в кроватке и выходят из комнаты. Далее обычно следует период от 30 минут до полутора-двух часов, когда малыш плачет с разной интенсивностью и, наконец, засыпает. В современной практике обычно этот метод используют только для детей начиная с 6 месячного возраста (хотя французские педиатры используют эту методику с 6 недель. ), когда у малыша уже четко сформировано понятие постоянства объекта (мамы) в пространстве, даже если ее не видно (игра в ку-ку). В отличие от распространенного мнения, что ребенок засыпает в таких случаях от изнеможения, это не так. Если подсмотреть в видео-няню, например, то видно, как через определенное время малыш активно ищет свой способ расслабиться: трет ушко, гладит простыню, катается с боку на бок и т.д. Это как раз то, что и приведет к развитию собственного навыка. В среднем этот процесс занимает до недели в зависимости от возраста ребенка, темперамента, наличия предыдущих проваленных попыток и последовательности родителей.
Этот метод не рекомендован для детей до 6 месяцев, и особенно малышей, не прошедших адаптационный период: корректировку режима, начальную наработку навыка, предварительное знакомство с новой обстановкой сна (если вы переселяете малыша в отдельную кроватку от себя).
Вариантом вышеописанного метода является метод «контролируемого плача», он же в других вариациях метод Эстевилля, он же метод Фербера. При таком подходе родители навещают малыша с увеличивающимися промежутками времени. Это дает более четкое осознание присутствия и родительской поддержки, и так же не отвлекает малыша от концентрации на поиске и освоении нового навыка. Эта методика так же работает относительно быстро, и требует от родителей полной последовательности. Важно, чтобы родители видели положительную динамику в процессе внедрения, начиная со второго дня. Этот метод возможно использовать для детей с 5 месячного возраста, но он так же требует адаптационного периода, который будет подразумевать как минимум регулировку режима сна и бодрствования, а так же знакомство с новым местом сна перед началом.
Всевозможные методы «без слез» (Пэнтли, Сирз, Стул, Карп), к сожалению, тоже не гарантируют абсолютно мирного процесса с улыбающимся чадом во все моменты укладывания. Чаще всего эти методы растягиваются на недели (от двух до восьми) и в начале все равно вызывают слезы протеста, которые родители имеют возможность ограничивать собственным присутствием, физическим контактом и т.д. Опять же очень многое будет зависеть от адаптивности конкретного ребенка и маминого подхода.
В некоторых случаях, несмотря на все усилия смягчить переход, малыш в первые дни расстраивается так сильно, что растягивать процесс просто нет смысла, и стоит пробовать более прямой метод. В других случаях дети действительно переучиваются к новым порядкам практически без слез. Такие методы стоит использовать для малышей от 4-х месяцев, для регуляции начального навыка и режима, при отказе от продолжительного совместного сна, для очень возбудимых мам и деток, при наличии определенных проблем со здоровьем, для более взрослых деток.
Научная сторона
На сегодняшний день мне известно о 54 научных исследованиях, проведенных врачами педиатрами, неврологами, психологами и сомнологами, целью которых было доказательство вреда или безопасности применения методик, влекущих за собой разные степени плача.
Все эти исследования (привожу ссылки на исследования, полные тексты которых можно посмотреть без платного доступа к источнику в англоязычном формате) признали, что:
Лично для меня самым убедительным было исследование, которое провели ученые в Австралии.
В ходе этого исследования ученые 5 лет наблюдали за более чем 300 малышами, прошедшими через интервенцию и не прошедшими через нее. Сравнение этих детей через 5 лет, где одна группа была после прохождения программы «контролируемого плача» и метода стула, а другая без каких либо действий по улучшению сна, показало, что разницы в физическом, психоэмоциональном здоровье между обеими группами не было. Это дало прямые основания сделать вывод о безопасности указанных методик в долгосрочной перспективе.
Напоследок
Каждая мама принимает решение о том, как, и когда учить своего малыша засыпать сама. При этом такое решение всегда принять проще, если есть достаточно информации обо всех вариантах. Я не знаю ни одной мамы, которая бы пришла к мысли о необходимости изменений, когда в деле сна и так все хорошо. Никто не в праве осуждать или навязывать свое мнение в данном вопросе, это слишком личное решение, обусловленное огромным количеством факторов.
Очень важно в такие моменты четко понимать стоящие перед вами цели, оценивать возраст, темперамент и состояние здоровья малыша (тут вам поможет педиатр), хорошо знать какие изменения должны быть сделаны, и быть последовательными в своих действиях. Возможные варианты методик, в том числе и «без слез» практически всегда будут встречены малышом с протестом, но это вовсе не значит, что вы не можете что-то изменить с любовью и заботой о крохе.