Почему ребенок во сне кружится
Почему ребенок ходит, ползает или садится во сне
Первый год жизни младенца – время невероятно стремительных перемен. Малыш переживает один скачок развития за другим – и часто это протекает в виде кризисов. Но ребенок развивается не только интеллектуально – его физическое развитие тоже очень быстрое. Он учится садиться, ползать, вставать, перемещаться на двух прямых ногах! – новые умения влияют на нервную систему малыша, возбуждают и могут даже пугать его. Это само по себе может влиять на то, как хорошо он спит.
Часто в такие периоды сон малыша ухудшается, становится более чутким и беспокойным, он чаще просыпается и меньше спит. Ребенок садится во сне, потом уже просыпается и начинает плакать, так как пока не умеет ложиться из такого положения. Постепенно он привыкает к новым возможностям, успокаивается, начинает спать нормально.
Пока ребенок не привыкнет к своим новым навыкам, он постоянно тренирует их. Иногда и в неподходящее для таких тренировок время. В том числе ночное. Между циклами и иногда фазами сна у ребенка происходят краткие пробуждения. Они нужны для контроля обстановки и своего состояния, к тому же обусловлены большой долей фазы REM, необходимой для роста мозга.
В моменты таких пробуждений малыш может начать отрабатывать новый навык. Он мгновенно садится, начинает ползти или вскакивает в кровати. Уже после этого он окончательно просыпается и плачет, не понимая, что произошло, почему он не лежит. И вообще, где мама?
Если вы заметили, что ребенок ходит во сне регулярно и при этом разговаривает, не просыпаясь, это может быть симптомом лунатизма (сомнамбулизма). Не стоит пугаться.
Считается, что сомнамбулизм наблюдается у примерно 2,5% людей. В систематической форме среди детей – у 1–5%. Разовые случаи хождения во сне в детстве отмечались у около 30% людей. Чаще это случается с мальчиками.
Обычно детский лунатизм проходит к 15 годам. Всего около 1% людей продолжают снохождение и став взрослыми. Чаще всего впервые лунатизм появляется в возрасте 3–4 лет. А пик сомнамбулизма у детей приходится на возраст 5–10 лет.
Лунатик часто выглядит так, будто он бодрствует. Прямо во время очень глубокого сна ребенок вдруг встает и куда-то идет. Он может что-то говорить, сходить в туалет, причем даже не всегда там, где это нужно делать. После этого он может уснуть где-нибудь в необычном месте или вернуться в свою постель и лечь спать снова как ни в чем ни бывало. На утро он совершенно не помнит, что он делал ночью.
Сомнамбулизм возникает из-за того, что процесс торможения центральной нервной системы во время глубокого сна не затрагивает участки мозга, отвечающие за координацию движения. Если торможение сесть на кровати или что-то говорить.
Лунатизм не всегда нужно рассматривать как признак заболевания. Пока у ученых нет полной уверенности, что именно является причиной сомнамбулизма. Но считается, что факторами, влияющими на появление лунатизма, являются незрелость нервной системы, периоды скачков развития, состояние напряжения, тревога, стресс. Доказано, что на сомнамбулизм влияет наследственность. Но это может быть сопряжено и с врожденными патологиями, эпилепсией, хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, отравлением ядами глистов.
Сомнамбулизм не является болезнью или опасным состоянием и не требует специального лечения. Само по себе хождение ночами без пробуждения опасно только возможными травмами. Помните о мерах предосторожности. Если вы ночуете не дома и не уверены в полной безопасности пространства, можно положить на полу возле кровати мокрые полотенца. Начавший ходить среди ночи ребенок проснется от необычного ощущения влаги и ляжет обратно или позовет вас на помощь.
Опасными бывают заболевания, при которых лунатизм может выступать в качестве одного их симптомов. Речь идет прежде всего об эпилепсии. В этом случае у больного в состоянии бодрствования бывают припадки судорог, а в «отключенном состоянии» ребенок ходит и нередко как будто что-то глотает. Кроме эпилепсии, снохождение может сопровождать некоторые расстройства психики, например, невроз (85% всех лунатиков) и истерию. Кроме беспокойных ночей, невротиков отличает повышенная впечатлительность, возбудимость, плаксивость, утомляемость, жалобы на головную боль. В этих случаях лечить нужно, конечно, первопричину.
Каковы бы ни были причины ночного беспокойства, в это трудное время важно, чтобы ребенок все-таки высыпался. Иначе возможно накопление усталости и недосыпа и серьезные сбои сна.
Особенно тщательно следите за временем бодрствования и признаками усталости, предусмотрите больший промежуток для успокоения к концу времени бодрствования, введите качественный расслабляющий ритуал засыпания, укладывайте заранее, не дожидаясь переутомления и слез.
Одна из главных функций сна – физический отдых, восстановление всех систем организма. Это позволяет ребенку аккумулировать энергию. А ему нужно очень много сил, чтобы радостно учиться садиться, ползать, вставать, ходить, познавать мир!
Если вы хотите узнать, как наладить сон ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными потребностями – вам помогут вебинары BabySleep в записи на разный возраст.
Консультанты по детскому сну
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
Интервью с неврологом
Лучшая клиника города
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.
Проблемы со сном у ребенка
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Увы, проблемы со сном могут возникать не только у молодой мамы, но и у ребенка. При этом очень важно видеть границу между патологией и нормой, ведь организм малыша отличается от взрослого. К тому же ребенок еще только учится понимать эту жизнь и ее правила. А это значит, что будут ли у ребенка проблемы со сном или их удастся избежать, зависит в первую очередь от родителей.
Вернемся к вопросу патологии и нормы. Сон новорожденного занимает 18 из 24 часов в сутки, при этом понятия «день» и «ночь» в первый месяц жизни ребенка для него не существует, поэтому он может спать днем и бодрствовать ночью, что вовсе не является нарушением сна. Различать время дня ребенок учится постепенно, и к 1,5 годам у многих детей ночное кормление становится не таким актуальным, поскольку ребенок не хочет просыпаться среди ночи. В 3 года таких деток уже две трети, в а год желающих покушать ночью остается всего10 процентов. Да и дневной сон постепенно становится все менее необходимым. К 1-2 годам дети спят уже всего 1 раз в день.
Но нас интересует лишь ночной отдых. Что является нормой? Пугающее многих родителей слабый плач и хныкание малыша во сне, оказывается, считаются вполне физиологичным проявлением, позволяющим ребенку избавиться от груза накопившихся за день эмоций и проверить наличие родителей поблизости. Малышу достаточно лишь дать понять, что мама и папа рядом, и он успокоится.
Но если переживать по этому поводу и уделять малышу слишком много внимания, проблемы со сном у него обязательно возникнут. Ребенок постоянно будет требовать внимания к себе при малейшем пробуждении, это не пойдет на пользу не самому ребенку, ни его родителям.
Проблемы со сном у грудничка
Пробуждения грудничка в ночное время в период дремоты или фазы быстрого сна также не являются нарушением. У новорожденного фазы сна сменяются очень часто, соответственно и просыпаться он будет чаще, чем годовалый малыш. В большинстве случаев таких пробуждений, если ребенок сух и сыт, он вскоре самостоятельно заснет, и родителям лучше не препятствовать этому. Ночью маленьким деткам нужно уделять минимум необходимого внимания, что позволит им привыкнуть к режиму дня, когда ночью нужно спать, а днем – общаться с родителями.
Здоровый ребенок должен учиться мириться со своим «одиночеством» и успокаиваться самостоятельно. Это поможет избежать различных нарушений сна и сбоя биологических ритмов, которые в детском возрасте находятся в стадии становления.
Вздрагивания ребенка во сне также не должно быть причиной для беспокойства, если в дневное время малыш не проявляет излишнего беспокойства. Вздрагивание обычно сопровождает переход одной стадии сна в другую, а несформированность тормозных механизмов ЦНС у маленьких детей выливается в такой необычный симптом.
Проблемы со сном у грудничка и ребенка раннего возраста проявляются в большинстве случаев в виде бессонницы, которая проявляется трудностями засыпания в комплексе с ночными пробуждениями. Как и у взрослых, инсомния у ребенка может быть как первичной физиологической, так и патологической. Во втором случае чаще всего причиной инсомний у детей до 1 года становятся перинатальные нарушения нервной системы.
Нужно сказать, что большинство маленьких деток плохо спят вовсе не из-за болезни. Причиной нарушений сна чаще всего становится неправильное отношение ко сну и малыша, и его родителей. Причем для ребенка проблемы со сном вряд ли будут иметь негативные последствия, выспаться нормально за сутки он успеет. А вот для родителей еженощные «концерты» могут стать сущим кошмаром.
Как мы уже говорили, грудничок в течение ночи может просыпаться по несколько раз, после чего он вновь будет засыпать, но лишь в тех условиях, в которых привык. Если перед сном малыша регулярно укачивают, сидят возле него либо ребенок засыпает в родительской постели, ночью он будет требовать создания тех же условий, к которым он привык и чувствует себя комфортно. Выспавшийся за день ребенок может требовать своего по ночам и час, и два, что выльется в постоянные недосыпания родителей, у которых заботы будут и днем, и ночью.
Нужно с самого начала приучать грудничка засыпать в своей кроватке, без укачиваний и постоянного присутствия родителей. Неправильной установкой считается и засыпание с бутылочкой молока. У ребенка вырабатывается ассоциация процесса засыпания с кормлением, укачиванием, обязательным присутствием родителей и т.д., что в будущем выльется в бессонные ночи для родных.
Чтобы малыш не чувствовал себя одиноко к нему в кровать можно класть любимую игрушку или пеленочку с маминым ароматом. Если ребенок проснулся и долго не может уснуть, подойти к нему нужно обязательно, но лишь для того, чтобы проверить все ли в порядке, поменять при необходимости подгузник или пеленку, приласкать малыша и успокоить. Не нужно накручивать километры по комнате с малышом на руках, если ребенок здоров и просто капризничает. Малыш в любом случае должен учиться засыпать и спать самостоятельно.
У деток после года, более хитрых и изобретательных, появляются новые предлоги, чтобы не спать. Когда ребенок научился ходить и умеет выражать свое недовольство не только криком и плачем, удержать его в постели будет уже не так просто, впрочем, как и уложить спать. Если малыш регулярно балуется и тянет время, чтобы не ложиться в постель в установленный час, а затем постоянно просится в туалет, за водичкой, покушать и т.д., пора задуматься о нарушениях сна у ребенка.
Если в предыдущем примере речь шла о времени засыпания, то далее мы поговорим о проблемах, возникающих с местом сна. Понятно, что под бочком у родителей ребенок чувствует менее одиноким и защищенным, поэтому маленькие детки очень часто пытаются отстаивать свое право спать в постели с родителями, особенно если их так приучили в младенчестве. Казалось бы, страшного в этом ничего нет, но чем старше становится ребенок, тем труднее его будет отучить спать с родителями. Даже если малыша класть с вечера в его кроватку, среди ночи он будет перебегать в постель родителей.
Такие ночные «путешествия» могут быть вызваны страхами малыша или обычными капризами. В любом случае ситуация требует внимания. Если ребенок боится спать один, нужно разобраться, в чем причина этих страхов и сделать все, чтобы страхи ушли, пусть даже с помощью психолога. С капризами также придется бороться, если родители хотят, чтобы в постели ребенок не нарушал их личное и довольно интимное пространство.
К тому же надо учесть, что в родительской постели ребенок моментально уснет и проснется утром очень довольным и выспавшимся. А вот родителям придется намного труднее, их сон более чуткий, и заснуть будет не так просто, особенно если большую часть кровати будет занимать их чадо (дети это умеют!).
Намного легче приучить к определенному распорядку дня, вернее ночи, ребенка до года. С детьми более старшего возраста придется идти на компромиссы, чтобы сохранить в семье благожелательные отношения. Речь идет об определенных договоренностях о времени сна, предшествующих сну ритуалах (сказки, колыбельные и т.д.), поведении ребенка в течение ночи.
Нет ничего зазорного, если родители для сохранения спокойствия своего и ребенка будут требовать послушания взамен неких благ в будущем, но в пределах разумного. Спустя 1-3 недели у ребенка выработается привычка ложиться спать в определенное время в своей кровати, и стимуляция уже не понадобится.
С родными ребенка, у которых иногда ребенок остается на ночь, нужно договариваться о соблюдении режима бодрствования и сна. Даже в гостях у малыша должно быть отдельное спальное место и отбой в определенное родителями время.
Помимо нарушений ассоциаций и установок сна на время и место, имеется еще одна проблема, вызывающая нарушения сна у ребенка и его родителей. Это неправильное пищевое поведение в период сна. В идеале грудничок должен вечером покушать, немного поиграть и уснуть. До 3-6 месяцев малыш может просыпаться ночью еще 2-3 раза, чтобы покушать. Более старшим деткам ночные кормления уже не требуются, а значит, во время пробуждений среди ночи кормить их не необходимости.
Некоторые родители этого не понимают или просто облегчают себе жизнь, каждый раз при ночном плаче подсовывая малышу бутылочку с пищей. Да, ребенок быстро уснет, но в дальнейшем он не сможет засыпать без еды. Это приведет к порче зубов, ведь полоскать рот ночью никто не будет, воспалению внутреннего уха (результат кормления в горизонтальном положении, когда жидкая пища может попадать в евстахиеву трубу и далее), расстройствам питания (отсутствие отдыха у ЖКТ, потребление лишнего количества пищи, чрезмерный набор веса).
Еще один нюанс. Чтобы ребенок быстро засыпал в постели вовсе не обязательно, чтобы он был уставшим. Маленькие детки и без того достаточно подвижны, чтобы их организм испытывал потребность в ночном отдыхе. Но это будет естественная потребность.
Стимулировать сон подвижными играми излишне эмоциональными мероприятиями не стоит. Это будет иметь обратный эффект. Возбужденный малыш вряд ли захочет прекращения «праздника», поэтому время отхода ко сну может затянуться еще не на один час.
Для спокойного сна ребенка очень важна и психологическая обстановка в семье. Если родители будут постоянно ссориться и выражать недовольство друг другом при ребенке, малыш будет постоянно просыпаться ночью и плакать, у него появятся ночные страхи, может развиваться энурез, сомнамбулизм и другие нарушения сна.
Как видим, причиной нарушений сна у ребенка чаще всего становятся сами родители, создавая неправильные установки и не задумываясь о психическом здоровье ребенка. Иногда за своими амбициями мамы и папы могут проглядеть и более серьезные нарушения сна, чем те, что мы описали выше. Ведь плохой сон у ребенка может быть и по причине болезни, а не капризов. И в этом случае малыша просто необходимо показать специалисту, ведь нанести вред может не только сама болезнь, но и отсутствие полноценного ночного отдыха, вызванное нею.
Это касается и малышей, и детей школьного возраста для которых полноценный сон является одним из основных условий хорошей успеваемости. К тому же в таком возрасте начинает формироваться самооценка и любые нарушения сна могут сыграть злую шутку в этом плане.
В школьном возрасте режим дня особенно важен. При этом выделить достаточно времени на сон мало. Нужно еще правильно распланировать время накануне ночного отдыха и питание ребенка. Школьник не должен переедать на ночь (легкий ужин должен быть за 2 часа до отхода ко сну), учить уроки до самого отбоя (21-22 часа), играть в подвижные игры перед сном. В помещение, где спит ребенок, воздух должен быть прохладным (порядка 18-20 градусов) и достаточно увлажненным.
Все эти требования помогут сделать полноценным и комфортным сон младшего школьника. Но вот с наступлением подросткового возраста могут появиться новые трудности.
Проблемы со сном у подростков
Подростковый период – это особая веха в жизни каждого взрослого человека. Негативизм и нежелание придерживаться принятых в обществе и коллективе рамок переплетаются с депрессивным состоянием и первыми любовными переживаниями. То, на что ребенок еще год-два назад смотрел спокойно, теперь вызывает массу бурных эмоций, которые лишают покоя днем и не дают уснуть по ночам.
Особенно тяжело приходится ночью, когда все дневные переживания наваливаются на неокрепшую психику, плюс к тому же ослабленную в результате гормональной перестройки. Родители могут до поры до времени не знать, что их взрослеющий сын или дочь часами ворочаются в постели не в силах уснуть. И лишь со временем симптомы ночной бессонницы дают о себе знать трудностями в пробуждении, утренней и дневной сонливостью, вялостью, ухудшением памяти и внимания, снижением успеваемости, раздражительностью, конфликтностью, частыми головными болями.
Некоторые родители даже не представляют, сколько различных факторов может влиять на сон старшеклассника. У подростка проблемы со сном могут вызывать такие моменты:
Не позволяют спокойно уснуть подростку низкая самооценка, конфликты с учителями по поводу успеваемости, первая любовь и т.д. Но это все нормально для подросткового возраста, просто родителям нужно постараться найти общий язык со своим взрослеющим чадом, помочь и поддержать его в сложной ситуации, научить подростка справляться с проблемами не в ущерб ночному отдыху.
А ведь физическая активность способна снижать умственное напряжение и наоборот. Таким образом воздается баланс различных нагрузок на организм, помогающий избегать переутомления. Отсутствие физического труда в школе должно компенсироваться активными занятиями вне ее (работа по дому, пешие прогулки на воздухе, спортивные игры и спорт).
Но возбуждающим влиянием на ЦНС славятся не только алкоголь и никотин, но и такие напитки как кофе и энергетики. Стоит выпить такой напиток перед сном, и бессонница обеспечена. А многие дети именно в подростковом возрасте начинают интересоваться взрослыми напитками, вовсе не задумываясь о правилах их употребления.
Выяснение отношений и разговоры по душам, даже вполне дружественные, лучше проводить в дневное время, а не накануне отбоя. Ведь подросток будет обдумывать разговор в постели еще долгое время, что заметно сократит количество часов ночного отдыха, который в этом возрасте должен составлять не менее 8-10 часов.
Подростковый возраст не зря считается очень беспокойным периодом, ведь несмотря на кажущееся спокойствие и безразличие подростков (а они любят нацепить на себя такую маску), в душе этих подросших детей кипят поистине шекспировские страсти, которые не дают им спать по ночам. А не выспавшийся подросток, он как мина замедленного действия, вялый и апатичный, но в любой момент готовый взорваться множеством различных слов и эмоций, по большей мере негативных. И вряд ли это кому-то принесет облегчение.
Последствия
Проблемы со сном у ребенка – это особый разговор. Частые пробуждения и ночные путешествия малыша от своей постели к родительской, в туалет, на кухню и т.д. становятся причиной нарушений сна у родителей ребенка. В вечера им дитя не дает вовремя уснуть, а ночью заставляет постоянно вставать, прерывая свой сон. Но уснуть возбужденному мозгу мамы или папы после таких пробуждений не так-то просто, если дело касается их любимого чада. А на утро оказывается, что нервная система на пределе, а физические силы на исходе, т.е. отдыха как такового не было вообще.
Нарушения сна у здоровых грудничков для них самих опасности не представляют. Ведь ребенок может в любое время суток спокойно отдохнуть. Когда малыш становится старше и приходит время посещать детский сад, проблемы со сном постепенно начинают напоминать о себе в виде сонливости, вялости и апатичности ребенка, снижения аппетита и интереса к общению. Но у таких деток есть еще возможность обеденного отдыха.
А вот когда ребенок начинает посещать школу, приходят и серьезные проблемы. Сонный малыш не в состоянии полноценно усваивать информацию, которую дает ему учитель, а значит, успеваемость у него будет низкая. Очень быстро ребенку надоест учиться, и он не будет молчать об этом. Капризы, упрямство, невыполнение требований учителя будут поводом для серьезного разговора с родителями и посещения психолога.
В подростковом возрасте к снижению успеваемости будут присоединяться постоянные конфликты с учителями и родителями, обострение личных переживаний, присоединение депрессии, которая на фоне гормонального дисбаланса довольно часто приводит к попыткам суицида.
Но это лишь психологическая сторона проблемы. А если говорить о физиологии, то дефицит сна обязательно скажется на работе различных органов и систем, которые буду работать на износ даже на фоне небольших нагрузок.
[1], [2], [3], [4]