Почему церковь не верит снам
Надо ли верить снам? Священник отвечает на вопрос подростка
В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».
Как можно различить смысл снов? Один священник сказал, что сны от лукавого, а как же тогда сны святых старцев?
Для начала давайте поймем, о чем мы вообще говорим, обсуждая сны. С точки зрения науки, сон — это особое состояние человеческого организма, когда его некоторые отделы мозга отдыхают, а некоторые работают, но, так сказать, в другом режиме. Когда мы спим, мы не перестаем думать, не перестаем вспоминать, но делаем это иначе, чем когда бодрствуем. Подробнее можно об этом прочитать в медицинской и биологической литературе, но все это я говорю к тому, что ничего мистического в сне нет — он объясняется вполне естественными причинами.
Но гораздо важнее поговорить о том, как относиться к снам с духовной точки зрения. Потому что всё, происходящее с человеком, спит ли он или бодрствует, имеет отношение к его духовной жизни. И вот тут есть большая опасность, о которой нужно знать: опасность придать своим снам те духовные смыслы, которых там чаще всего нет.
Да, мы знаем из Библии, что Бог может посылать человеку особые сны, пророческие. Например, в Ветхом Завете мы читаем о снах Иосифа Прекрасного и его отца Иакова, в Новом Завете Иосиф Обручник, муж Пресвятой Девы Марии, получил во снах откровение, как поступить с ней, а затем и с Богомладенцем: как ему их охранять и беречь. Также мы знаем из церковного Предания, что и злые духи, то есть бесы, могут насылать человеку искусительные сны, чтобы навредить его душе.
Но и то, и другое бывает крайне редко, с людьми святой жизни, а в подавляющем большинстве случаев наши сны — это просто сны, имеющие естественное происхождение. Если мы их запоминаем, то не надо искать в них какие-то сигналы свыше или, наоборот, «сниже». Даже если благодаря таким снам мы что-то видим по-новому, находим решение каких-то казавшихся неразрешимыми задач (как, например, Дмитрий Иванович Менделеев, придумавший во сне свою периодическую таблицу химических элементов) — все равно это происходит благодаря нам самим. Нет тут никакой сверхъестественной составляющей.
Если же мы будем ждать каких-то мистических откровений во сне, это может кончиться очень печально. Это называется «прелесть» (проверочное слово — «лесть», то есть лукавый обман). В православном Предании описаны случаи, когда святые подвижники видели во сне или в видениях светлых ангелов, предлагавших поклониться им, обещавшим огромные духовные дары, аудиенцию с Богом, и так далее. Если подвижник принимал все это за чистую монету, то мог погинуть духовно. Если же ему хватало трезвости и смирения перекреститься и воззвать к Господу, «ангелы» тут же принимали свой подлинный облик, поскольку то были замаскировавшиеся бесы.
Если мы считаем, что в наши сны действительно приходят Бог, Богородица, ангелы, или же, напротив, злые духи — то не слишком ли мы о себе возомнили?
Те подвижники, о которых я только что говорил, были людьми огромной духовной силы, они двигались к святости, а потому и представляли особый интерес для бесов, мечтавших их погубить. Мы, обычные в духовном отношении люди, не настолько им интересны, чтобы они к нам во сны ходили. Они считают, что мы, с нашими постоянными мелкими грешками, и без того их законная добыча.
Если же с тобой и впрямь случилось такое редчайшее событие (а лучше сказать, чудо), что Бог послал тебе некое откровение во сне — то, проснувшись, ты не станешь сомневаться. У тебя будет глубочайшая внутренняя уверенность, что сон — от Бога. Но вот мне таких снов не снилось.
Что же касается того священника, сказавшего, что сны от лукавого — батюшка, скорее всего, имел в виду не то, что все сны обязательно «насылаются» бесами, а то же, что говорю и я: не надо придавать своим снам какое-то значение, видеть в них намеки и указания свыше. Приснилось — ну и приснилось, живем дальше.
Можно ли верить снам?
Часть 2
Продолжим наш разговор относительно сновидений.
«Бесы, – учит авва Евагрий, – иногда измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. Например, часто кто-нибудь видит себя во сне. либо исцеляющим телесные недуги, либо достойно носящим облачение пастыря и пасущим свое небольшое словесное стадо». Бесам свойственно предсказывать то, что не относится к душеспасительному и вечному. Суть этих мнимых предсказаний в том, чтобы христианина постигло искушение (1 Кор. 10, 13). В таком состоянии легче спровоцировать соблазн и наше падение. Когда это не удается, демоны всячески злобствуют.
Преподобный Иоанн Лествичник, продолжая мысль аввы Евагрия, говорит, что «бесы тщеславия – пророки во снах». Далее «Лествица» открывает нам механизм многих так называемых «вещих снов»: «будучи пронырливыми, они (бесы) заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное… Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает, перед теми всегда оказывается лжецом». Важное замечание – исполнение «вещих снов» и сновидений напрямую зависит от веры в них!
Интерес представляет и случай, произошедший с президентом Соединенных Штатов Америки Авраамом Линкольном, которому во сне пришло пророчество о собственной смерти. Ровно за десять дней до смерти ему приснился гроб под государственным флагом, стоявший посреди зала в Белом доме. Это были похороны президента страны. Занимателен тот факт, что многие величайшие ученые и деятели искусства видели вещие сны и находили в них вдохновение для совершения научных открытий и творчества. Сразу же можно вспомнить случай, когда Дмитрию Ивановичу Менделееву удалось увидеть во сне таблицу химических элементов. Можно вспомнить и другие величайшие примеры: писателю Данте приснился сюжет его знаменитой «Божественной комедии», а математик Тьюринг во сне увидел схему и создал на ее основе первый компьютер. Данные примеры порождают многочисленные вопросы по теме нашей беседы. Кто же все-таки творцы подобных снов? Как правильно вести себя человеку, увидевшему такое сновидение, которое реально осуществилось в жизни?
Давайте разбираться, опираясь на святоотеческий опыт.
Если человек малодушно вверяет свою волю этим знакам, принимая их за истинные, то тем самым он загоняет себя в ловушку, ибо падшие духи приложат все свои силы и возможности, дабы воплотить эти сновидения в действие. Главная цель демонских искушений – овладеть нашим сознанием, привлечь внимание людей к их внушениям, и самое главное – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь. Обрабатывая таким образом христианина с помощью греховных помыслов, бесы более и более овладевают волей человека, поворачивая ее в сторону зла.
Главная цель демонских искушений – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь
Еще одно свойство бесов, согласно преподобный Иоанну Лествичнику, – их вездесущность: «Как духи, они видят случившееся в воздушном пространстве, и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, они предсказывают это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».
Преподобный Иоанн Лествичник добавляет свои важные наблюдения, помогающие христианину разобраться в увиденном во сне: «Бесы многократно преобразуются в Ангелов света и образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением». Здесь преподобный Иоанн Лествичник указывает на известное изречение святого апостола Павла (см. 2 Кор. 11, 14). Самым страшным моментом в этой духовной борьбе будет посрамление такого прельщенного христианина, когда он совершит поклонение демонам, думая, что воздает его Богу. Обычным следствием подобного поступка является умопомешательство, глубокая неисцельная прелесть, а иногда и самоубийство. В таких случаях демоны полностью овладевают душой человека, которая отдается попущением Божиим в их власть за страшные ошибки духовной жизни. Требуются годы страданий и молитвы святых людей, чтобы исцелиться от такого страшного духовного недуга. У таких несчастных людей бог века сего ослепляет умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4, 4). Апостол Павел, исполненный духовной мудрости и сострадания к людям, говорил о диавольских кознях, что нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11). Но боюсь, – восклицает апостол, – чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3).
Как важно услышать эти предостережения великих мужей о кознях диавола и беспечности человека. Апостол Павел указывает главную причину падения подвижника – уклонение от простоты во Христе. Такая простота – то же самое, что смирение, которое оберегает от всевозможных искушений и ошибок. Христианин должен постоянно повторять слова апостола Павла: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9-10).
Бог только смиренным дает благодать (Иак. 4, 6), лишая ее гордых и надменных сердцем. Подвижник без благодати как рыба, вынутая из воды. Его состояние в духовном смысле смертельно опасное. Он уязвим для каждого греховного помысла и бесовского внушения. Само сопротивление искушению в нем ничтожно слабо и бесплодно, ибо совершается без помощи Божией.
Призывая нас к внутренней бдительности, «Лествица» дает важное наставление: «Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами». В подтверждение этих слов приведем пример из «Патерика», когда вера снам погубила подвижника.
«На горе Синайской жил старец-затворник, великий молитвенник и подвижник. Многие верили, что он угодник Божий, и никто не думал, что он погибнет. К несчастью, именно это с ним и случилось, ибо старец безрассудно верил снам. Диавол, узнав эту немощь, сначала стал являть ему сны, которые на самом деле сбывались, а затем уже и такие, которые изобретены были его диавольским коварством для погибели людей. Однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев – озаряемых светом и исполненных радости. Бедный монах, проснувшись, нисколько не рассуждая, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял жидовскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был съеден червями и умер лютой смертью».
В отличие от демонских сновидений, «Ангелы, – согласно “Лествице”, – показывают нам вечные муки и Страшный Суд. » Вместо радости и возношения, что, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, является знаком бесовской прелести, ангелы «пробудившихся исполняют страха и сетования». Кроме названных признаков, «Лествица» указывает еще один, по которому определяется демонское сновидение: «если оно приводит в отчаяние», ибо «согрешить – дело человеческое, – говорит преподобный Нил Синайский, – а отчаиваться – дело сатанинское».
Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры. Такого «Лествица» называет любомудрым, а «кто верит снам, тот вовсе не искусен».
Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры
Наш современник, афонский старец Паисий Святогорец говорил, что не надо предавать значение снам. По его мнению, можно впасть в прелесть, если начать верить не только плохим, но и хорошим сновидениям. «Девяносто пять процентов снов – ложь, – учил афонский подвижник, – поэтому святые отцы говорят, что на сны не надо обращать внимания. Снов, приходящих от Бога, бывает очень мало, но для того, чтобы истолковать даже их, нужно иметь душевную чистоту и другие необходимые качества – подобно пророку Даниилу и праведному Иосифу, которые имели благодать от Бога».
В духовном поучении, посвященном праведному Иосифу Прекрасному, святитель Игнатий Брянчанинов, обобщая святоотеческий опыт, говорит, что во всех явлениях из мира духовного нужно проявлять «благоразумную холодность и спасительную осторожность». Действительно, бывают сновидения от Бога, чему служат примером и доказательством сны Иосифа, но «состояние видящего сны и видения опасно, очень близко к самообольщению». «Зрение нашего падения и искупления, – делает вывод святитель Игнатий, – вот нужнейшее видение».
В заключение следует сказать, что в новозаветное время сны и их роль в открытии Промысла Божьего людям существенно меняется. В Новом Завете, в отличие от Ветхого, сновидения как средства откровения воли Божией теряют свое первостепенное значение. Если Бог использует сновидения, то исключительно в целях предупреждения об опасности или угрозе; одним словом, в редких случаях. Дух Божий теперь говорит и действует через Церковь, открывая людям Истину и помогая воплощать Ее в повседневной жизни.
Православная Жизнь
Чем на самом деле являются наши сновидения: загадочными знаками из потустороннего мира или больными фантазиями нашего ума? Разъясняет кандидат богословия Ярослав Хижняк.
Сальвадор Дали, Сон ІІ, 1931 год
Современный мир разнообразен в своих формах. У него множество развлечений и… грехов. Он активно отстаивает социальную справедливость и право на улучшение уровня жизни. Во все времена люди порой доходили до безумства в поисках эффективных средств достижения земных благ. Но мы знаем, что быть счастливым — не значит оправдываться: дескать, мы призваны в этот мир для того, чтобы наслаждаться его благами, и неважно, каким путем мы этого достигнем.
Все виды благочестия (общественного, религиозного) настолько уменьшили свое влияние на общество, что, кажется, совсем исчезли. И человек, воодушевленный мифами о красивой жизни, готов идти на любые авантюры. Да, вполне естественно, что человек хочет жить, как все нормальные люди, иметь комфортное жилье, отмечать праздники. Но плохо, когда человек, привыкший говорить «хочу», начинает жить по принципу «хочу быть начальником, а все чтобы были моими подчинёнными; хочу, чтобы всё в мире было только для меня». Для достижения этой цели человек прибегает к самым изощрённым средствам, в том числе таким, как колдовство и гадание по снам. Наделяя сны таинственностью и сакральностью, он часто даже не задумывается над их происхождением.
Встречаются суеверные люди, которые вроде бы и в церковь ходят по праздникам, никого не убили и не обокрали, которые считают себя православными, но на самом деле таковыми не являются. Такие люди свято верят предписаниям всякого рода экстрасенсов и «бабок», которые говорят, что хотят помочь им, а на самом деле тянут за собою в пропасть.
Наши сны: знаки или больное воображение
Чем на самом деле являются наши сновидения: загадочными знаками из потустороннего мира или больными фантазиями нашего ума?
Во время сна, когда ослабевает наше самосознание, мы теряем контроль над собой, мы становимся искренни, и нам совсем нечего стыдиться — с нашего лица спадает маска, осуществляются все наши несбывшиеся желания, и мы становимся самими собой. Характерные для наших снов образы и душевные состояния есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности. Трезвая и умелая оценка сновидений может помочь в познании себя и на многое открыть глаза. Сны в какой-то степени могут быть индикатором чистоты души.
Иногда во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение души — лишь поверхностное, в её недрах ещё таится грех. Святые отцы утверждают, что только при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми. Характер снов отвечает духовному состоянию человека. Враг рода человеческого, имея доступ к нашим душам во время нашего бодрствования, имеет его и во время сна. И во время сна он соблазняет нас грехами, примешивая к нашему мечтанию своё мечтание. Также, заметив в нас внимание ко снам, он придаёт им привлекательность и возбуждает к этим бредням большее внимание, и мы постепенно начинаем доверять им. Такое доверие всегда связано с гордостью, которая делает наш внутренний взгляд на нас самих помрачённым.
Не на всех снах можно акцентировать своё внимание. Сам Господь повелевает богоизбранному народу через Моисея: “Не ворожите и не гадайте” (Лев. 19:26). Каждый человек вправе решать, как ему жить. “Безрассудные люди, — говорит премудрый Сирах, — обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале” (34:1–3).
Сны довольно часто вводят нас в заблуждение и противоречат реалиям жизни. Преподобный Кассиан Римлянин рассказывает историю об одном человеке, которому во сне падшие ангелы внушили, что он проживёт долгую жизнь. Он собрал достаточно сбережений, чтобы беззаботно прожить до старости, но вдруг заболел и вскоре умер — и таким образом не мог получить никакой пользы от своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел.
Не принимай и не отвергай
Как в отношении рассуждения о снах — являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений у святых отцов есть правило: не принимать и не отвергать. Это разумное правило спасёт человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать Божественной благодати, а также спасёт от хулы на благодать, если действительно имело место её проявление.
К сожалению, не все люди хотят задуматься над этим. Им невыгодно назвать свои ошибки грехом, а не добродетелью. Они не только не хотят каяться, они хотят превозноситься, представляя свои греховные действия как образец для окружающих, и в конце концов падшее человеческое естество берёт своё. Множество людей, в том числе высокообразованных специалистов, в случае неудач прибегают к гаданию по снам. И хорошее светское образование здесь не помогает, и религиозный скептицизм куда-то исчезает. Даже те, кто идут в ногу со временем, продвигают прогресс вперёд, вплоть до выращивания отдельно взятых органов, всё же остаются суеверными, всё так же боятся рассказать кому-то свой плохой сон, чтобы он не сбылся, или наоборот, рассказывают хороший в надежде на то, что он непременно сбудется. Человек боится поменять что-то в своей жизни, ему проще сказать, что так делают все. Это очень плохо, потому что, не имея истинной веры в Бога, человек неизбежно освобождает в своей душе место для веры ложной, суетной и мелкой.
Можно ли верить снам?
Для меня новая статья – это не что-то выдуманное, а всегда пережитое. Наше священническое служение – это погружение в глубину жизни, где можно черпать самые разные темы для новых духовных бесед. А ещё – соприкосновение с народом, почти всегда с его горестями, и редко – с радостями. Священнику нужно уметь сопереживать людям. Лучше всего это удаётся на исповеди. За прошедший пост их было немало, а значит, были поводы о многом подумать. И хотя мы постоянно говорим, что на исповеди нужно каяться в грехах, а не разговаривать про жизнь, люди всё равно успевают задать вопросы и хотя бы кратко обсудить свои наболевшие проблемы. Говорят, что нет глупых вопросов, есть глупые ответы. И каждому вопрошавшему, согласно Св. Писанию, надо дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15 ). Довольно много вопросов относительно снов. Иногда прямо цитируют Шекспира: «Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!» («Сон в летнюю ночь»). Батюшка, помоги разобраться.
Довольно часто во сне людям являются усопшие сродники. Что это значит? Кто-то получает особые откровения и ответы на вопросы жизни, как, например, известный английский писатель Вальтер Скотт. Он говорил: «Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах».
Кому-то снятся даже цветные сны, а многие композиторы во сне слышат музыку. Бывают такие сны, что, проснувшись, будильник хочется расцеловать. А кто-то повторит слова Золушки: «Сон – это желание, которое загадывает сердце, когда человек крепко спит». И с таким сном совсем не хочется расставаться. Одним словом, сны и сновидения – тема для новой духовной беседы.
Давайте откроем «Лествицу» и немного её почитаем. В этой книге мы найдём много мудрых советов, а потому будем читать её не только Великим постом, но регулярно и понемногу. Итак, «сновидения есть движение ума при недвижности тела» (Лествица 3, 25).
В этих словах «Лествицы» говорится о важном свойстве нашего ума – его подвижности.
Остановить движение ума и сердца никто не может, но можно задать им правильное направление
Как источник не может не источать воду, а горящий огонь – свет и тепло, так и ум не может не рождать помышления. К сказанному добавим, что не только разум, но и сердце постоянно пребывает в движении. Оно порождает чувства. Остановить движение ума и сердца никто из людей не может, но зато можно задать им правильное, с точки зрения Евангелия, направление. Естественно, с Божией помощью.
Говоря о сновидениях, мы касаемся интересной духовной проблемы. Известно, что обычный человек 1/3 своей жизни проводит во сне. Для неверующих людей здесь всё просто. Сон – это время, необходимое для телесного отдыха и восстановления утраченных сил. Сон для большинства – бесплатное туристическое бюро, позволяющее за 8 часов попасть куда захочется.
Таким образом, жизнь для религиозного скептика представляется в виде пёстрого калейдоскопа, где следует чередование дней и ночей, времени труда и отдыха, когда сам человек уподобляется постоянно работающему механизму с интервалами для остановки и передышки.
Назначение человека намного выше трудов по снисканию хлеба насущного
Совсем другой взгляд на время ночного сна у христианина. В христианстве человек никогда не сравнивался с заведёнными часами. Назначение человека намного выше всевозможных трудов и хлопот по снисканию хлеба насущного и обустройству временной жизни. Каждый из нас призывается к Богоугождению, что достигается исполнением евангельских заповедей. Жизнь христианина воспринимается как важная и ответственная задача, поставленная Самим Богом каждому из людей. Верующий человек чувствует, что жить надо как-то по-особому, совсем не так, как живут все. Особенность нашей (христианской) жизни – в познании и исполнении воли Божией. Обучая себя в таком духовном делании, христианин со временем почувствует особую ценность земной жизни. Она для него будет подобна висящему над пропастью мосту, по которому следует пройти. Мост над бездной – единое целое, без всяких разрывов, так и дни земной жизни для христианина – неразрывная цепь, соединяющая временное с вечным. И это действительно так. В деле спасения нет остановок, перерывов на обед или выходных дней. Жизнь души и её развитие происходят и днём, и ночью, а значит, и во время сна. Об этом Христос говорит в Евангелии: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт не знает он (Мк. 4, 26–27).
Процесс отпадения от Бога и начало духовного опустошения происходят по такому же принципу, когда человек, потерявший внутреннюю бдительность, делается жертвой диавольской злобы и хитрости. И снова мы читаем в Евангелии про сон: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл (Мф. 13, 24–25).
Наша задача – сделать сон временем духовного накопления
В этих двух Евангельских текстах говорится о времени сна, когда менялось духовное состояние человека. В первом случае оно совершенствовалось, во втором – разрушалось. Таким образом, сон – это особый период христианской жизни, и наша задача – сделать его временем духовного накопления.
Что для этого требуется? Прежде всего, нужно опытно убедиться в различии нашего состояния в периоды бодрствования и ночного отдыха. Первый период можно назвать активным и сознательным, и потому полноценным, в то время как сон – это состояние заторможенности и бессознательности, что и определяет его неполноценность. Днём человек накапливает впечатления и переживания; ночью идёт их обработка и, что немаловажно, – особое воздействие на нашу внутреннюю жизнь. Можно уподобить дневное время киносъёмке, а ночное – просмотру записанного. Всё увиденное и услышанное в период бодрствования не исчезает, а откладывается в особом архиве, каковым является память. Ночью этот архив активизируется с помощью тонких душевных механизмов, полноценно работающих даже во сне.
Правильная религиозная жизнь – это всегда тонкое соприкосновение с духовным миром. На христианина и его внутренний мир влияют не только добрые ангелы, но и падшие злые духи.
Ученик преп. Макария Египетского, авва Евагрий Понтийский (IV в.), говорит, что бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти («О помыслах», 25). Бесы есть духи, имеющие способность проникать в сферу нашего сознания, а потому – они творцы многих наших снов. Примерно то же самое говорил древнегреческий мудрец и философ Платон: «Внутри каждого, даже самого лучшего из нас, дремлет неуправляемый дикий зверь, который просыпается, когда мы спим».
Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием, и человек полностью отдаётся во власть сна. Сны рождаются в нашем сознании и могут принять любое направление не только от естественных причин, например, от болезни или переедания, но и от воздействия на человека злых духов – бесов. Тогда сновидения становятся опасными внушениями, кошмарами, ложными «вещими» знаками. Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сне как откровение свыше, но христианин должен принимать это как искушение от падших духов.
Имея огромный опыт борьбы с человеком, бесы используют проверенный способ нашего смущения, когда через сны показывают наших родных и близких, пребывающих в скорбях и страданиях.
Преп. Иоанн Лествичник говорит о таком коварстве демонов в своих наставлениях: «Бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих».
А закончим нашу беседу важным советом из «Лествицы», который постараемся исполнить в нашей жизни. «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её».