Почему во сне сжимаю кулаки
Значение позы во время сна. Часть 2
О чем говорят позы во время сна?
Значение позы во время сна. 13 контрольных вопросов. Давайте вместе разгадывать, что значит та поза, в которой спите Вы
— Вы спите лицом к стене или поближе к стене?
Если вы засыпаете лицом к стене, скорее всего это свидетельствует о том, что вы стремитесь защититься от сложностей, опасностей или проблем извне.
— Руки – ещё один «говорящий» элемент во время сна.
— Когда вы спите, есть ли у вас в руках что-либо (например, одеяло, прижимаете ли вы к себе подушку или игрушку)?
Наличие любого предмета, зажатого в руках во время сна говорит о стремлении защититься от внешнего мира.
— Кулаки во время сна – сжаты?
Сжатые кулаки говорят о том, что во время сна вы настроены на активную защиту от обидчика.
— Руки во время сна вытянуты как будто «по швам» или разбросаны в разные стороны?
Если руки во сне выпрямлены и прямо прилегают к телу человека, это говорит о достаточно сильном самоконтроле, высокой требовательности к самому себе и общей целеустремленности. Такая поза часто характерна для людей, добивающихся всего своим собственным упорным трудом.
Общая характеристика позы: можно ли её назвать «симметричной» или руки и ноги образуют расположены хаотичным образом?
Если поза симметрична (например – руки аккуратно вытянуты вдоль тела даже во время сна) – это свидетельствует о педантизме, аккуратном, тщательном и системном подходе к жизни.
— Поза – открытая или закрытая?
Здесь всё довольно просто: чем более открыта поза (руки и ноги не скрещены, человек не свернулся калачиком) – тем, обычно, более раскрепощённым является сам человек.
Верно и обратное: перекрещённые руки и ноги, общая «закрытость» позы отражает «закомплексованность» или попросту стремление защититься от внешних обстоятельств и подверженность стрессу за последнее время.
— Вы спите на спине, на животе или на боку?
Это имеет примерно такое же толкование, как «открытые»/ «закрытые» позы: считается, что люди, спящие на животе, в большей степени «закрываются» от окружающего мира.
Поза сна на спине подразумевает большую открытость.
Поза сна «на боку» является «золотой серединой» и об этом же свидетельствует: люди, спящие на боку обычно не отличаются ни избыточной открытостью, ни застенчивостью.
Чаще это – взвешенные и спокойные люди, которым удается соблюдать баланс между общительностью и уединением.
Сон на животе – характерен для людей обязательно однозначно скрытых, но уж точно достаточно осторожных. Считается, что они редко полагаются на посторонних и стремятся обычно рассчитывать на собственные силы и возможности. Также сон на животе свидетельствует о склонности к порядку, аккуратности.
— Как вы себя ведете во время сна: стремитесь «отвоевать» побольше пространства или, наоборот прижимаетесь к стенке и/или любимому человеку?
Объяснение – также достаточно прозрачное. Люди, прижимающиеся к краю кровати (если он как-то закрыт) или к стене обычно ищут защиту или опору.
Если во время сна вы пытаетесь отвоевать побольше пространства в кровати, это говорит о вашей активной жизненной позиции и тем, что вы живете под девизом «вся жизнь – борьба».
— Вы спите в центре кровати или на краю?
Считается, что центр кровати всегда стремятся занять оптимистичные люди. Также то, что человек спит в середине постели, говорит о том, что ему удалось реализовать себя, найти своё место в жизни.
И наоборот – стремление занять край кровати говорит о том, что вас что-то не устраивает в жизни.
— Вы переворачиваетесь во сне (т.е. бывает ли такое, что просыпаетесь с ногами на подушке)?
Это говорит о некоторой инфантильности а также, возможно, о том, что вам у вас нет жестких ориентиров в этой жизни.
— Согнуты ли ноги во время сна?
Прямые ноги обычно говорят об активной и одновременно твёрдой жизненной позиции. Согнутая нога – наоборот признак изменчивого характера, некоторой непредсказуемости или капризности.
Одна нога согнута, одна – остается прямой: поведение человека очень подвержено эмоциям. Натура – увлекающаяся, не всегда предсказуемая.
Иное толкование (характерное для «ползущей» позы – когда человек спит на животе, одна нога согнута, другая – выпрямлена – как будто он ползет): способность приспосабливаться почти к любым обстоятельствам.
Если обе ноги согнуты (таким образом, что стопы могут быть сведены вместе, ещё эту позы называют «лягушачьей»), это говорит о том, что в человеке сочетаются доброта и открытость с непрактичностью. Обычно они не очень сильны по части организации быта и несколько рассеяны в жизни.
Голова и её расположение — ещё один «говорящий» элемент.
Склонны ли вы чем-либо прикрывать голову во время сна?
Стремление чем-либо прикрыть голову (подушкой, руками и т.д.) обычно говорит о стремлении защититься (как и в случае со всеми остальными позами, когда люди стремятся как-либо прикрыть различные части тела).
Рот во время сна открыт?
Если да – это говорит о доверчивости и заведомо благожелательном отношении к окружающему.
Продолжение этой статьи:
9 самых распространенных поз сна: какие есть и что означают?
От рассмотрения конкретных особенностей (сон на спине или на животе; в центре кровати или на краю; спиной к стене или нет) мы перейдем к рассказу о том, что говорят наиболее типовые позы сна.
Глава V. КОНЕЧНОСТИ
Язык, на котором «говорит» тело в ночной темноте, может быть простым и сложным, как грамматическое предложение. Основная поза определяет общий смысл, но он подчеркивается или изменяется положением рук, ног и других «малых» частей тела. Подобно тому, как прилагательные или наречия придают простому предложению окраску и значение, «малые» части тела часто сообщают позе более сложной смысл, иногда даже меняя ее общую тональность.
Положение рук и ног наиболее важно, но и то, как «ведут» себя пятки, лодыжки, запястья, локти, отражает индивидуальность личности, да и голеням, коленям, бедрам есть что рассказать о нас. Даже ягодицы бывают выразительны, когда два человека спят в одной постели.
Ноги несут нас по жизни, плетемся мы или пританцовываем, идем, бежим или стоим. На приеме у психоаналитика многие пациенты, испытывая тревожные мысли или чувства, спускают с кушетки одну ногу на пол, принимая как бы позу бегуна, стартующего с этой кушетки. И во сне положение ног много говорит о том, как человек «стоит» и движется в жизни. Исследование, проведенное в 1944 году, показало, что многие люди как бы ухватываются ногами за постель. Это те, кто сопротивляется переменам в жизни, с осторожностью относятся к неизвестному и неожиданному. Они часто засовывают одну ногу или обе под матрас, как это делала женщина, описанная в предыдущей главе. Во время сна с партнером некоторые люди обхватывают ногами партнера, как бы пытаясь двигаться по жизни в ногу с ним. И наоборот, человек может свесить ногу или ноги свободно с края или конца постели, демонстрируя отказ согласовать себя полностью с ее пространством. Как и те пациенты, что оставляют одну ногу, лежа на аналитической кушетке, эти люди хотят иметь запасной маршрут, позволяющий им в любое время ускользнуть.
Рис. 6. Поза «арестант».
Скрещенные лодыжки тоже имеют свое особое значение в словаре языка тела. Это значение однажды открыл мне один из моих пациентов. Когда я попросил его принять позу, в которой он спит, он лег в позу «полузародыша» и
сказал: «Видите, я совершенно нормален». Он знал, что поза «полузародыша» — самая общепринятая из всех. Но лодыжки выдали его. Он спал с разведенными коленями и скрещенными лодыжками — в позе «арестанта». Это описание дает точную картину тех проблем, с которыми этот человек имел дело в жизни. В своих личных отношениях он был «стреножен», не способен достичь необходимой степени интимности с женщиной: любой контакт, в который он вступал, был поначалу очень интенсивным, но из-за страха перед реальным вовлечением в ситуацию он всегда отходил в сторону. Вдобавок в начале лечения он жаловался на скучную — работу, неспособность завершить свою диссертацию и на пассивность во многих других областях деятельности. Несмотря на то, что он выглядел вполне квалифицированным и образованным специалистом (имел образование и профессиональную подготовку в двух разных областях), он чувствовал себя пленником собственного беспокойства, неспособным мобилизовать себя. Положение лодыжек во сне точно отражало эти его трудности.
Существует и несколько других конфигураций ног, имеющих значение при сне на боку. Многие люди, спящие в позе «полузародыша», помещают ноги в точности одна над другой: бедра, колени и лодыжки обеих ног соприкасаются друг с другом. Я называю это позой «сандвича». Она говорит о значительной степени комфортности в жизни человека. Как и во сне, в дневном мире такие люди стремятся к симметричным отношениям с миром: насколько возможно, они избегают каких-либо отклонений от того, что другие ожидают от них.
Рис. 7. Поза «сандвич».
Некоторые люди, хотя и спят на боку, но вытягивают ноги, нарушая тем самым обычную конфигурацию позы «полузародыша». Как-то ко мне в контору пришла группа из телевизионных новостей, чтобы снять фильм о моей работе, связанной с позами спящих. Один репортер по собственной инициативе лег на кушетке, желая показать мне позу, в которой он спит.
Лежа на боку, он полностью вытянул ноги и положил одну ногу на другую. Я истолковал эту позу как демонстрирующую высокую степень активности — репортер не позволял себе полностью расслабиться даже во сне, он держал себя в готовности сразу шагнуть назад в «вертикальный» дневной мир. Я назвал это позой «героя». Эта поза, будучи «продолжением» позы «сандвича», указывает на активную и напористую личность, типичную для тех, кто всегда в пути (каким и должен быть репортер в избранной им профессии).
Другая вариация позы «полузародыша». тоже связанная с положением нижних конечностей, — это «фламинго». В ней одна нога вытянута, а другая согнута в колене под острым углом, причем ступня иногда подсунута под голень вытянутой ноги, а иногда лежит на ней. Прямая нога указывает на самостоятельность, однако согнутая говорит о расслаблении и пассивности. Эта поза характерна для лиц, которые обычно считаются пассивно-агрессивными. В отношениях с людьми они выказывают как пассивность, так и агрессивность, и оба эти элемента существенны в их характере. Жизнь таких людей вполне может быть чем-то вроде игры в теннис между двумя сторонами личности, так что они ведут в счете по очереди.
Рис. 8. Поза «фламинго».
Положение верхней ноги во сне служит хорошим показателем сексуальной открытости — или наоборот. Когда бедра разведены в позе клина, оставляя открытым вход в генитальную область, индивидуум обычно открыт в сексуальных отношениях. Если же бедра крепко сведены в позе бельевой защелки — это говорит о робости, сдержанности и оборонительной позиции в области секса. В главе, посвященной сну вдвоем, мы будем более подробно рассматривать сексуальный смысл различных поз, а также «использование» гениталий, ягодиц и груди для установления сексуального контакта с партнером по сну.
Положение рук во сне также может указывать на напряжение или расслабление. Как дирижер оркестра использует руки, чтобы передать музыкантам характер и эмоции, заложенные в нотах симфонической партитуры, так и мы пользуемся руками (и в дневном мире, и в мире сна), чтобы выразить богатые мелодии нашей повседневной жизни.
Многие люди любят во время сна держаться за столбик кровати. Я называю это позой «пуповины». Такие люди испытывают и в жизни потребность держаться за кого-то или что-то, и они часто оказываются прилипчивыми, очень зависимыми, не могут позволить себе оставить какую-то опору и ощущать себя самими собой.
Не следует, однако, забывать, что рук у нас две. И нередко может показаться, что правая рука не ведает о том, что делает левая.
Например, человек может вцепиться в столбик кровати правой рукой, а левая при этом может быть вытянута и свободно свешиваться с края постели. Расслабленная рука показывает, что человек склонен полностью вверить себя «географии» постели, как и своему жизненному окружению. Зависимость, о которой говорит сжатая рука (правая), противоречит свободно висящей левой. В этом случае перед нами индивидуум с сильным элементом зависимости, который, однако, отказывается этой зависимости полностью подчиняться. Его руки демонстрируют степень такой двойственности. Этот конфликт между потребностью твердо держаться и потребностью расслабиться будет скорее всего проявляться во взаимоотношениях с другими-людьми. Он будет чувствовать себя неуютно, если не найдет кого-то, к кому возможно прильнуть, но будет столь же обеспокоен, если этот человек потребует от него в эмоциональном смысле слишком многого.
Может показаться, что такое внимание к положению рук во сне преувеличено. Могут ли на самом деле руки рассказать столь много о личности?
Я отвечаю — да. За годы наблюдений вновь и вновь я обнаруживал, что отдельные детали различных поз сна отражают всю личность. Если мужчина или женщина привыкли спать в определенной позе ночь за ночью, это будет свидетельствовать об их вполне определенных нуждах и страхах. И хотя «язык» конечностей может быть весьма тонким, он от этого не становится менее информативным.
Конкретные положения рук, как правило, связаны с основными позами сна. Для человека, спящего на боку в типичной позе «полузародыша», вполне естественно держать руки перед туловищем на уровне верхней груди. Люди, лежащие на спине в «королевской» позе, чаще всего держат руки на матрасе, по бокам туловища, причем ладони согнуты, показывая максимальную готовность воспринимать внешний мир. В случае «простертой» позы руки обычно вытянуты выше головы, а локти согнуты. Эта поза — поза «лягушки» — имеет тот недостаток, что иногда с ней связаны трудности циркуляции в руках, — это и есть упомянутый выше синдром брахиоплексуса.
Если прочно переплетенные руки поддерживают живот или сложены на животе одна над другой, требуется новое толкование. Это защитная поза. Живот, конечно, ассоциируется с пищей и, возможно, с отношениями между ребенком и кормящей матерью. Одна женщина-пациентка, которую часто били в детстве, спала в «королевской» позе, но не по обычной причине (безопасности и открытости), а из потребности быть в максимальной готовности отразить возможное нападение. Сложенные руки показывают, что она в действительности не имела чувства безопасности в этой позе, иначе руки оставались бы расслабленными, подтверждая открытость основной позы. Когда ее состояние улучшилось по мере лечения, эта пациентка начала спать на боку, показав с определенностью, что «королевская» поза не была для нее естественной, а принималась для физической защиты.
В какой-то момент, когда терапевт уехал в отпуск и пациентка лишилась чувства безопасности, приобретенного в процессе лечения, она снова стала спать на спине с руками, сложенными на животе. Но как только психотерапевт вернулся, она снова самопроизвольно приняла позу на боку.
Вытягивание рук над головой в различных позах тоже многозначительно. Мы ухе упоминали позу «лопасти», в которой голова покоится между ладонями, а локти разведены в стороны, что характерно для лиц, использующих интеллектуализацию в качестве защиты. Восхваляя покойного социального философа Хапну Арендт, писательница Мэри Маккарти заметила, что ей удалось наблюдать, как мисс Арендт размышляете она лежала на кушетке, а руки были подложены под головой в виде лопастей.
Рис. 9. Поза «лопасти».
В позе «гимнаста» человек лежит на спине, держа руки в нескольких дюймах от ушей, как бы поднимая штангу или подтягиваясь на перекладине. Такое положение рук усиливает чувство удовлетворения, связанное с «королевской» позой. Зато иногда руки полностью вытянуты в позе капитуляции, как сели бы спящий подчинялся команде «Руки вверх!». Здесь руки бездействуют и остаются полностью на виду, демонстрируя пассивность, до некоторой степени противоречащую основной «королевской» позе (но мы знаем, что бывают не только сильные, но и слабые короли).
Иногда рука во сне захватывает противоположное плечо (это может быть сделано обеими руками). Выглядит же это так, как если бы человек озяб и нуждается в чьем-то тепле. Однако люди, принимающие эту съеженную позу, редко открыто выражают свои потребности — их пальцы обычно крепко сжаты, а вовсе не раскрыты, как было бы при настоящем объятии.
В дневной жизни мы многое выражаем жестами рук, поясняя то, что хотим сказать. Во сне мы неспособны выразить свои мысли посредством связной речи, зато руки становятся еще более выразительными: подобно глухонемым, мы используем их чрезвычайно наглядно. Например, один мужчина всегда спал приложив палец ко рту, как бы говоря: «Шшш, тихо…» Другая моя пациентка во сне прикрывала рукой генитальную область — жест, истолковать который несложно. Но в этом случае защитный жест содержал противоречивый элемент. Иногда эта женщина засыпала, держа в руке коробок спичек, рука же по-прежнему лежала над гениталиями. Это указывает, что потенциально она была способна к быстро вспыхивающему сексуальному возбуждению и в то же время защищалась против такого возбуждения.
Когда руки сжаты в кулаки (поза «боксер»), это живо демонстрирует агрессивность и — враждебность. Один молодой человек, обычно спавший с скрытыми ладонями, сжимал их, однако, в кулаки во время визитов к родителям, чем весьма ясно демонстрировал свои чувства по отношению к своей семье. Как мы увидим в главе о сне вдвоем, руки и другие «малые» части тела выражают агрессивность или любовь в отношении спящего партнера.
Однажды моя пациентка, разведенная женщина, к своему удивлению узнала, что ее бывший муж собирается жениться на одной из ее лучших подруг. Ее реакция на эту новость проявилась в мире сна тем, что руки сжимались в кулаки, но таким образом, что большой палец всовывался внутрь между ладонью и остальными пальцами. Такой мнимый кулак показывал двойственность в ее отношении к собственной агрессивности. В дневной жизни она справлялась с ситуацией в точности таким же образом: испытывала обилуй гнев, но в то же время была неспособна их выразить, так как понимала, что не имеет объективных причин сердиться.
Рис. 10. Поза «боксер».
Одна из моих пациенток, которой была удалена правая грудь (рак), изменила позу сна в двух отношениях. Раньше она спала в основном на правом боку, но после операции для большего физического комфорта повернулась на левый бок. Из-за психологической боли, которую она стала ощущать после операции, эта пациентка начала закрывать лицо руками — классический жест траура.
Все эти примеры показывают, как глубоко выразительны могут быть руки в мире сна. Во сне мы разыгрываем драму нашей жизни, используя вместо слов собственные тела, чтобы выразить радость и печаль, любовь и ненависть. В ночном мире каждый из нас средствами пластики рассказывает свою личную повесть.